Какие были праздники у древних египтян. Игры и развлечения. Игры на ловкость и силу

VI. Прекрасный праздник Опет

Веселый праздник Амона – Опет – в отличие от праздника Мина был поистине всенародным. Он происходил в течение второго и третьего месяца разлива, когда стояла самая высокая вода. Суда и лодки свободно ходили не только по Нилу и по каналам, но и прямо по затопленным полям. Никто не решался передвигаться по дорогам-дамбам, подмытым волнами, зато на воду спускались все плавучие средства – от ладей до плотов.

Жрецы несут ладью Амона

Центром праздника был храм в Опете (Ипет-сут, совр. Карнак). У подножия гигантских пилонов располагались бродячие торговцы. Они предлагали арбузы, гранаты, виноград, фиги и смоквы, ощипанную и готовую для жарки или уже изжаренную дичь и, конечно, хлеб. В храме жрецы сбивались с ног. Прежде всего требовалось извлечь из хранилищ переносные ладьи фиванских богов. Самой большой была ладья Амона. Ее легко узнать по двум бараньим головам – на носу и на корме. Ладью богини Мут украшали две женские головы с головными уборами в виде коршунов, потому что имя супруги Амона писалось с иероглифом «коршун». Третья ладья с головами соколов принадлежала Хонсу. Носильщики пересекали дворы с этими ладьями на плечах, проходили между пилонами и углублялись в аллею сфинксов с бараньими головами, которая входила в огромный храмовой комплекс. На них были надеты только длинные юбки с бретелькой через плечо. Впереди шагал музыкант с тамбурином. Жрецы в накинутых на плечи шкурах пантер возжигали в курильницах с ручкой терпентин, сыпали песок, размахивали зонтами и опахалами.

У набережной стояла целая флотилия. Настоящие ладьи Амона, его супруги и Хонсу не имели ничего общего с переносными моделями, только что извлеченными из храмовых тайников. Это целые плавучие храмы длиной от ста двадцати до ста тридцати локтей, то есть гораздо крупнее большинства нильских судов, от которых к тому же отличались неслыханной роскошью. Они были построены из настоящей пихты и вполне годились для плавания, несмотря на огромный груз золота, серебра, меди, бирюзы и лазурита. Одного золота приходилось на судно четыре с половиной тонны! Корпус украшался наподобие храмовых стен рельефами, на которых фараон совершал ритуальные обряды в честь Амона. На палубе посередине ладьи возвышалась большая кабина, целый дом под балдахином, где хранились переносные ладьи, статуи и священные принадлежности для церемоний в храме. Перед этой кабиной, как перед настоящим храмом, стояли два обелиска и четыре мачты с лентами. Всюду на палубе видны статуи и сфинксы. Две гигантские головы барана украшали нос и корму. Ладьи Мут и Хонсу, а также царская ладья выглядели примерно так же и были чуть меньше ладьи Амона.

Чтобы вывести эти тяжелые суда на большую воду, мобилизовали целое войско, вооруженное копьями, щитами и топорами на коротких ручках. По бокам становились матросы и знаменосцы со штандартами. Сначала исполнялся гимн в честь Амона. Затем все брались за канаты и и по команде начинали тащить священные ладьи под ободряющие возгласы толпы, собравшейся на набережной. Женщины потрясали систрами и трещотками. Мужчины хлопали в ладоши и под аккомпанемент тамбуринов распевали ливийские и воинские походные песни. Негры кружились в пляске. Среди толпы шли трубачи и воины с перьями в волосах.

Но вот самое трудное позади. Священные ладьи спущены на воды Нила. Здесь их берут на буксир суда под парусами или на веслах, которыми управляют капитаны. Суда всех форм и размеров сопровождают эту помпезную флотилию. Среди них можно заметить небольшую, изящную ладью в форме водоплавающей птицы с резной человеческой головой на рулевом весле. Она до бортов нагружена всякой провизией. Один человек поправляет что-то на лотке, другой складывает целую пирамиду из овощейи фруктов.

С обоих берегов Нила за этим грандиозным спектаклем наблюдают жители всей округи и по-своему принимают участие в празднике. Повсюду расставлены палатки с едой и напитками. Провизию подвозят со всех сторон. Гонят целые стада быков и телят, ведут газелей, каменных козлов и ориксов, несут корзины с птицей, фруктами и горшки с терпентином для воскурения. Быков забивают тут же под открытым небом, быстро разделывают, и носильщикам остается сделать всего два шага, чтобы донести куски мяса до небольших строений с тонкими колоннами, где без устали трудятся повара. Ливийские воины не переставая бьют в тамбурины. Обнаженные до пояса танцовщицы пляшут под звуки систров и трещоток.

Цель этого священного плавания – «Ипут». Амон из Карнака на несколько дней становился гостем Луксора, но нам неизвестно, как он проводил там время. В сущности, Амон – выскочка среди древних египетских богов. Он обосновался в Фивах, когда давно уже началась династическая эпоха. Египтяне дали ему в супруги Мут и сделали Хонсу его сыном, потому что как-то неудобно самому могущественному богу быть без семьи, но о нем нет ни одного мифа.

Правда, Амон унаследовал от Мина несколько эпитетов и атрибутов и мог с тем же успехом позаимствовать несколько эпизодов из мифов о нем.[*84] Поэтому не исключено, что во время этих бесконечных празднеств показывались какие-то более или менее интересные эпизоды из деяний Амона, например в присутствии фараона могли вспомнить о его чудодейственной помощи Рамсесу II, окруженному «подлыми» воинами Хатти.

Праздник завершался не менее торжественным возвращением священной флотилии. С кораблей снимали переносные ладьи и уносили в чехлах, из которых они были извлечены двадцать четыре дня назад. Тот же самый кортеж под звуки тамбуринов, но, может быть, уже не так весело, проходил обратно по аллее сфинксов с бараньими головами до врат храма. Теперь фараон мог быть уверен, что боги даруют ему всевозможные блага и милости – «долголетие Ра, должность Атума, годы вечности на троне Хора в радости и мужестве, победу над всеми странами, силу отца его Амона ежедневно, царство обеих земель, молодость плоти, незыблемые памятники, вечные как небо.

Что касается народа, то он пил, ел, пел, плясал и веселился почти целый месяц. Он насытился великолепным зрелищем и чувствовал, что его благополучие и процветание, свобода и сама жизнь зависят от этого подобного богам человека, который сопровождал отца своего Амона на пути между двумя великими святилищами.

Из книги Повести автора Рубинштейн Лев Владимирович

ПРЕКРАСНЫЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ САД Панька скучал.Среди мальчишек Царского Села он считался слишком учёным, и с ним не очень-то охотно водили компанию. Отец его был человек суровый. Он не позволял сыну бегать с сыновьями дворцовых конюхов, поваров и лакеев.- Что они знают? -

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора

Глава 1 Прекрасный новый мир Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек! В. Лебедев-Кумач В СССР учили, что Гражданская война окончилась в ноябре 1920 года. В тот самый момент, когда Русская армия Врангеля на 135 кораблях вышла в море, навсегда покидая Россию. И

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения Главными мусульманскими праздниками являются1) ИД АЛЬ-ФИТР или Ид ас-сагир (Эйде-фетр – перс, Ураза-байрам, Кучук-байрам – тюркск.) – ПРАЗДНИК РАЗГОВЕНИЯ;2) ИД АЛЬ-АДХА (Ид-аль-курбан, Ид аль-кабир – перс, Курбан-байрам –

Из книги Мифы и правда о 1937 годе. Контрреволюция Сталина автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 2 Прекрасный новый мир Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек! В. Лебедев-Кумач В начале 1920-х годов на развалинах Российской империи, озаряемой заревом бесчисленных пожаров, воняющей миллионами непогребенных покойников, установилось

Из книги День позора автора Лорд Уолтер

Глава 1. "Не правда ли, прекрасный вид?" Моника Контер - юная армейская медсестра и младший лейтенант Барни Беннинг - артиллерийский офицер береговой батареи, стоя на террасе офицерского клуба Перл-Харбора, наблюдали, как снующие по гавани катера развозили моряков с

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Глава 4 Прекрасный город Город Атона был настоящим произведением искусства. За восемь лет щедрость фараона и умелые руки мастеров превратили луга и пустоши в красивейший город в мире. Вельможа по имени Май описывает его таким образом: «Величественный город Атона,

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

4. ПРЕКРАСНЫЙ ВЕК ДЕНЕГ - XIII ВЕК Под прекрасным XIII веком я понимаю также долгий XIII век. В этом я следую за британским историком Питером Спаффордом, который в 1988 г. опубликовал работу, ставшую классической, - «Money and its use in Medieval Europe» (Деньги и их использование в средневековой

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XVI Прекрасный закон Очень хорош женевский закон, не допускающий к занятию государственных должностей и даже к вступлению в Большой совет детей лиц, которые умерли неоплатными должниками, если они не уплатят долгов своих отцов. Он внушает доверие и к торговцам, и к

Из книги Максимилиан I автора Грёссинг Зигрид Мария

Прекрасный, но краткий сон в Бургундии Дни и недели, последовавшие за свадьбой, пролетели для обоих влюбленных очень быстро. Максимилиан начал ориентироваться в совершенно новой жизни. Он не переставал удивляться всем незнакомым вещам, но не мог сразу принять их, попав в

Из книги «Последний римлянин» Боэций автора Уколова Виктория Ивановна

«Прекрасный мир с прекрасными частями» Разум - это истинный бог Боэция, однако было бы неверно представлять автора «Утешения» сухим рационалистом. В не меньшей степени, чем стройностью логических конструкций, он мог и наслаждаться красотой мира, образно и поэтично

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Праздник Дуань-у цзе или праздник лодок-драконов Праздник Дуаньу называют еще и Днем поэта.В 5-й день 5-го месяца лунного календаря (приблизительно день летнего солнцестояния) отмечается очень красочный древний праздник. В этот день принято есть пирамидки из риса,

Глава 2. Прекрасный новый мир Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек! В. Лебедев-Кумач В начале 1920-х годов на развалинах Российской империи, озаряемой заревом бесчисленных пожаров, воняющей миллионами непогребенных покойников, установилось

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Загадочный праздник Луперкапий, смысл которого Плутарх не понимает Праздник на самом деле был посвящен Деве Марии В книге «Царь Славян» мы показали, что существенная часть летописной «биографии» знаменитого Юлия Цезаря состоит из сведений об императоре

    Мифологическая основа ритуалов, их воплощение в праздниках Древнего Египта.

    Праздники в восточных культурах

а) китайские обряды и праздники;

б) тибетские обряды и праздники;

в) японские обряды и праздники.

Цель лекции – выделить мифологическую основу и особенности проведения в праздниках древних цивилизаций.

Текст лекции:

1. Земледелие – один из признаков более высокой культуры народа. Первоначальная трактовка культуры - возделывание почвы. В Древнем Египте Доистория еще не закончилась (Карл Ясперс), поскольку первыми признаками истории является единобожие, появление философии. Есть несколько признаков язык (письменность), технические приспособления, погребение, разделение общества на слои.

Как и в первобытной, в земледельческой культуре человек зависим от природы, поскольку астрономический год делится на фазы посева и сбора урожая. Цикл жизни подчиняется природным явлениям. Обращение народа на берегу реки Нил к богам: “Привет тебе, о Нил, святая река, явившаяся с миром на землю, чтобы дать жизнь Египту. О таинственный бог, разгоняющий тьму, ороситель лугов, приносящий корм бессловесным тварям! О путь, текущий с небес и напояющий землю, о покровитель хлебов, приносящий радость в хижины! О ты, повелитель рыб! Когда нисходишь ты на наши поля, ни одна птица не тронет на них урожая. Ты – творец пшеницы, родитель ясменя! Ты даешь отдых рукам миллионов несчастных и вечную нерушимость храмам”.

В середине сентября до середины октября вода в Ниле достигает самого высокого уровня. В это время фараон с огромной свитой на нескольких десятках разукрашенных судов отправляется в Фивы благодарить богов за обильный разлив и совершить жертвоприношение на могилах предков. На обратной дороге из Фив народ толпился на берегах Нила, бросал в реку цветы, венки, букеты навстречу ладье фараона. В толпах народа некоторые стояли с изображениями богов или играли на музыкальных инструментах. Люди плясали, пели, хлопали в ладоши или бросали цветы навстречу ладье, где развевался черно-голубой флаг – знак присутствия фараона.

Праздник Опет, раскрывает миф о путешествии бога Солнца Амона из храма в Карнаке в храм Луксора. Торжество открывалось богослужением, которое совершал фараон в храме Карнака. Он принисил жертвы перед ладьей Амона. Параллельно приносились жертвы перед ладьям богини Мут, бога Хонсу, а также фараона. Эти ладьи были установлены перед храмом. После богослужения начиналась торжественная процессия. Жрецы несли 4 ладьи на берег Нила, устанавлилвали на кораблях, и начиналось путешестие Амона в Луксор. По берегу процессии жрецы, солдаты, музыканты, певцы, танцовщицы. После прибытия священных ладей в Луксор приносились жертвы богам: сначала на берегу, а после того, как ладьи переносились в соответствующее святилище местного храма, фараон приносил им жертвы.

Праздник Сед был посвящен 30-летию правления фараона.

Культ Осириса (бог Солнца) и Исиды (богиня Луны). Сложный ритуал воспроизводил поиски Исидой убитого Осириса, скорбь и плач народа, а затем воскрешение бога и радость народа. Торжества в честь Осириса открывались мистерией смерти и воскресения этого бога. В древнегреческой культуре возродился в мифе о странствующей Деметре, которая ищет свою дочь Персефону.

Ритуал подготовки тела фараона к погребению (вскрытие, очистка тела и подготовка к бальзамированию) воссоздавала миф об убиении Осириса Тифоном (богом ночи и преступлений). 70 дней лежал покойник в насыщенной содой воде, в память того, что злой Тифон утопил брата в Содовых озерах. И все эти дни, утром и вечером, жрица, переодетая Исидой, приходила в голубой зал, рыдала там и рвала на себе волосы, спрашивая присутствующих, не видал ли кто ее божественного супруга и брата.

После погребения мумии народ радостными криками приветствовал нового фараона, который плыл на ладье по течению Нила. Таким образом, продолжал существовать в сознании людей миф о возвращении Осириса из царства мертвых.

2. а) Разделение труда на мужской и женский. Миф о Ткачихе и Волопасе. Их встреча один раз в год знаменовала начало земледельческого сезона. Землю начинали пахать супружеские пары вместе. Осенью и весной, когда заканчивались полевые или ткацкие работы, парни и девушки из соседних деревень встречались на больших сборищах под открытым небом. Зима замыкала каждую семью в отдаленной от мира деревушке, лето же вынуждало мужчин и женщин проживать отдельно. Состязание между молодыми людьми, кто выберет яйца из гнезд. Соревновались и в сборе пучков подорожника, сборе папоротника.

С момента наступления морозов китайские крестьяне были вынуждены отдыхать. Все праздновали отдых природы и совершали переход в зимние жилища. Следующий праздник – окончание вынужденного отдыха.

У крестьян Северного Китая, где лошадь была главным средством передвижения, часто выезжали на “первую прогулку” в первый день Нового года в повозке. Существовал обычай забирать с собой первого встреченного по пути прохожего. Это был обрядовый выезд в новогоднюю ночь под названием “погоня за золотым жеребенком”. Существовала сказка о бедняке6, который на Новый год поймал в поле жеребенка, привел его домой, а наутро обнаружил, что жеребенок сделан из чистого золота. Образ лошади в китайском фольклоре символизирует богатство. Нередко мужчины в первые дни Нового года предварительно вооружившись устраивали сражение, которое могло закончится причинением тяжких увечий. Победить в сраженье означало обеспечить себе удачу на весь год.

Празднование Нового года – единственный в году период всеобщего безделья и праздности. В Китае оно называлось праздником фонарей или Первой ночи. Назначали шутовского правителя праздников – «чиновник фонарей». Он инспектировал освещенный огнями город. Его сопровождали комично одетые воины и дети, изображавшие ученых старцев. В доме, где не соблюдался обычай, чиновник брал штраф лепешками.

Шествие – «танец дракона». Группы любителей изготовляли из материи, бумаги и прутьев чешуйчатое тело чудовища и устрашающую морду с рогами, усами, горящими зелеными глазами и красным языком. Впереди несли золотистый матерчатый шар, изображавший солнце, который дракон стремился проглотить. Зачастую зрители бросали в дракона хлопушки и шутихи, а люди, скрывающиеся за его чешуей, излбражали нападение чудовища на толпу. Эта игра длилась до тех пор, пока дракон не разваливался.

Праздник летнего равноденствия – гонка лодок-драконов. Пришедшие к финишу первые становились героями. После этой гонки вода считалась очищенной и все зрители в нее окунались.

б) Праздник четвертой Луны в культуре Тибета.

Кукушка – символ любви в тибетском фольклоре – прилетает в начале 4-го месяца и приносила дожди. Месяц начинался с покаяния и поста. Молодежь отправлялась на гулянья. В дни праздников тибетцы покупали и отпускали на волю предназначенных на убой животных (можно было купить козла или барана, с тем чтобы их жизнь, спасти от ножа мясника), выпускали из клеток птиц, пускали в реки маленьких рыбок. В середине 4-го месяца отмечался праздник цветов. По всему Тибету люди старались выбраться за город, где собирались вместе и радовались весне. Девушки большой компанией собирались танцевать на мягкой зеленой траве под деревьями, устраивали игры, пели, танцевали, в то время как юноши подглядывали за ними. По берегам рек, на распустившихся лугах молодежь устанавливала палатки. Юноши в лучших одеждах состязались в песнях и танцевали вместе с девушками, все пили пиво.

Одним из важнейших праздников года был сокровенный праздник Вселенной, который по лунному календарю отмечался в 15-й день 5-го месяца (мог совпадать с летним солнцестоянием). Праздник начинался рано утром с почитания Духов-хранителей. После того как прорицатели начинали свои предсказания, все торопились в монастырь, чтобы узнать собственную долю в будущем. Согласно легенде, царь решил обратиться за помощью к богам, чтобы определить, как лучше править страной. Он приказал буддийским и бонским священникам проводить службы в 15-й день 5-й луны. В буддийский монастырь ударила молния, и царь счел это знаком, что религия Бон, как более могущественная, и стала в Тибете при Лангдарме официальной. Время прорицания выливалось в народный праздник. Все одевались нарядно, брали с собой угощение и отправлялись за город. В саду прорицателя или в соседних садах народ рассаживался, обменивался впечатлениями, новостями. В город возвращались поздно, праздничные хороводы оживляли городскую тишину до глубокой ночи.

Конец лета – начало осени совпадало в Тибете с началом сезона, который назывался Праздником кислого молока. По традиции в 3-й день 6 месяца новые управители устраивали угощение для всей общины кислым молоком. Театрализованные действия в этот день были посвящены тому, чтобы «укротить» злых духов, обитавших в горах и на скалах. Основными темами представлений были посев и сбор урожая, просьба о ниспослании дождя. Музыка определяла структуру спектакля. Он состоял из речитатива, арии, дуэтов, отдельно звучавшей инструментальной музыки.

в) Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку –

То бабочка была…

Праздновать по-настоящему японец может только на лоне природы. Его большие народные празднества – не что иное, как празднества цветов. Время праздников – когда природа меняет свой наряд, являя вечно новые прелести в вечно одинаковой последовательности. В конце февраля или в начале марта японцы празднуют начало весны, когда зацветает слива. Люди выходят на воздух, чтобы приветствовать молодую весну в первый теплый солнечный день.

В апреле цветет вишня. В это время украшаются не только сады, Нои жилища человека. Повсюду звучит музыка, и веселые путники гуляют под сверкающими деревьями, а дети, пестрые, как попугаи, резвятся на площадках городского парка. По старому обычаю праздник вишневого цвета венчает прогулка на лодках.

Во второй половине июня зацветает вистария – кустообразное вьющееся растение, с длинными зонтиками голубых мотыльковых цветков. Оно сплетает садовые беседки, в которых укрываются молодые люди, чтобы петь старые народные песни и в шутках проводить те чудесные ночи, которые составляют все очарование этой страны. Вистария – цветок молодежи. Ее праздник – праздник любви. Неделями она блестит при белом сиянии месяца, укрывая замечтавшиеся пары от нескромных взоров. Цветок быстро увядает и в июле – августе ему на смену приходит ирис. Его цветение символизирует праздник мальчиков.

Приходит осень, опадают листья, и жестокие ливни покрывают страну. Лишь изредка хорошие дни прерывают умирание природы. Ими пользуются для того, чтобы отпраздновать прощание с природой, собираясь в садах и цветочных домиках на праздник любимого цветка народа – хризантемы.

В обрядность праздника входит несколько ритуалов. В частности, в этот праздник все преподносят друг другу чашечки сакэ с накрошенными в них лепестками хризантем. Это означает пожелание предотвратить несчастья и пожелать долголетия человеку. В буддийских храмах прихожане приносят с собой на службу хризантемы и кладут их около ног статуи Будды. После окончания службы они вновь подходят к статуе и уносят с собой хризантемы, необязательно те, которые каждый принес. Хризантема по поверьям отводит болезни и несчастья.

Проводятся около общественных зданий выставки хризантем, выращенных в горшках. Неизменно популярны фестивали кукол из хризантем. На выставках представлены не просто куклы, но целые сюжеты на мифологические, исторические и современные темы. Куклы составляются не из срезанных цветов, а из растущих в земле растений с корнями.

Короткие выводы:

В земледельческой культуре человек зависим от природы, поэтому праздничные даты связаны с проведение основных земледельческих работ во всех древних цивилизациях

Ключевые слова: Древний Египет – праздник Опет; Китай – миф о Ткачихе и Волопасе, прздник Нового года, “танец дракона”; Тибет – праздник четвертой Луны, сокровенный праздник Вселенной, праздник Кислого молока; Япония – праздник цветения сливы, праздник цветения вишни, праздник цветеня вистарии, праздник хризантемы.

Вопросы для самостоятельной работы

Ставшими истинными национальными празднествами? Вы хотите поподробнее узнать, что значит для египтян 25 апреля или 6 октября? Не подозреваете, что происходит на коптское Рождество, на Новый год в этой стране? Так непременно стоит приехать сюда и лично принять участие в веселых праздничных мероприятиях!

У египтян, как у других народностей, есть свои праздники, которые они свято чтут и отмечают согласно сложившимся вековым традициям. При этом египтянам не чужды и те очень древние торжества, которые праздновались еще до разделения религии этого народа на христианство и мусульманство. В связи с этим в наши дни эти праздники отмечаются всеми египтянами, независимо от их религиозных предпочтений.

Одним из таких архаичных торжеств является Шамм эн-насим, или в переводе «запах ветра с запада». Отмечают Шамм эн-насим весной, древние египтяне его называли «Опет» и связывали с воскресением всего живого в природе. В коптском календаре он стоит после коптской Пасхи, празднуется в первый понедельник после нее, и совпадает с Пасхой православной.

По многовековой традиции в день Шамм эн-насим все египтяне вместе с многочисленными семьями уезжают на природу, устраивая пикники около воды. Особенно много людей съезжается на побережье Нила . На импровизированных столах появляются крашеные яйца, совсем как у православных, листья зеленого салата, первый лук, соленая рыбка.

В этот день никто не работает, он провозглашен выходным днем по стране, поэтому все могут никуда не спешить и предаваться покою и отдыху на природе. В этот день обязательно следует кушать много сладостей, дарить цветы, мелкие презенты в виде сувениров.

Так как с древности египтяне почитают священные воды Нила , то и в этот важнейший национальный праздник все стараются приобщиться к великой реке, прокатившись по ней на катерке или фелюге.

Поскольку Шамм эн-насим празднуется с радостью и мусульманами, и христианами, то его стали полагать неофициальным олицетворением единства всего египетского народа. Видимо, именно по этой причине Шамм эн-насим не канул в лету в течение веков, а сохранился, как великая национальная традиция.

Новый год по-египетски

Официальное начало года у египтян действительно приходится на 1 января, как и во всем мире, но, если обратиться снова к истокам истории , то выясняется, что древние египтяне начинали отсчет нового года с разливом благородного Нила . Они следили за восхождением священной звезды Сириус, которая предзнаменовывала грядущий разлив реки. Этот период для народа, живущего практически в пустыне , становился истинным великим праздником, с наступлением которого для египтян и наступал Новый год, как новый благословенный этап жизни.

Нильская вода слыла целительной, ее набирали в сосуды, кувшины и хранили, как святую воду. Во время разлива Нила местные жители ходили по домам родных и близких людей, чтобы вместе помолиться и поблагодарить богов за дарованную им живительную влагу.

Перед наступлением Нового года проводилась ночь бога Ра , бог Солнца повергал богов мрака и тьмы. Центральной фигурой при этом становилась Хатхор – дочь Ра , богиня музыки и любви. Во время празднования ночи Ра египтяне торжественно проносили по улицам ладью, в которой стояла статуя богини, а потом происходила церемония водружения Хатхор на кровлю храма.

В триумфальном шествии обязательно принимал участие сам фараон и его придворные. Статую Хатхор размещали в беседке, оформленной 12 колоннами, по количеству месяцев. С рассветом первый луч солнца первого дня года падал на статую, что считалось полученным благословением от бога Ра для всего Египта.

В сегодняшние дни мало что поменялось, многие египтяне, в особенности в деревнях, пожилые люди или просто консервативные, продолжают отмечать Новый год по старинке. Поэтому 1 января вы не увидите бурного веселья, красочного оформления улиц, широкого размаха, как в иных странах.

Единственно, кто радуется европейскому Новому году – это персонал отелей и туристических компаний. В Египет устремляются тысячи туристов, жаждущих экзотики. Для них встреча любимого праздника в этой необычной экзотической стране – изысканное удовольствие. Ведь, действительно, как здорово – на родине снег, мороз, метель и елки, а в Египте – песок, ласковое море, пальмы и пирамиды .

Тем более что для иностранных гостей турагентства и работники гостиничного бизнеса организовывают Новый год по полной программе – щедро и живописно украшаются деревья, интерьеры помещений, везде развешиваются серпантин и гирлянды, елочная мишура и игрушки. Здесь можно купить даже елку – настоящую или искусственную. Разумеется, натуральная ель стоит недешево, и ее могут позволить себе только обеспеченные граждане. В основном, люд приобретает искусственные ели и сосны, или иногда тую.

Но самое торжественное и необычайно популярное здесь растение в Новый год – это пуансетия. Этим великолепным цветком с красно-зеленой листвой принято украшать квартиры, дома, офисы и вообще все, что можно. Пуансетию используют в качестве новогоднего подарка близким. Кроме флоры в Египте принято дарить бижутерию и ювелирку, бытовую технику, электронику и предметы одежды.

Маулюд – мусульманский праздник

Если перевести на русский, Маулюд значит «день рождения», этот праздник религиозный и история его начата со дня прихода в мир пророка Мухаммеда. Ученые не могут назвать точную дату его появления, поэтому сегодня этот праздник символизирует и рождение пророка, и день его кончины. Он одновременно и радостный и скорбный.

Отмечают праздник Маулюд по мусульманскому лунному календарю на двенадцатый день месяца раби уль-авваль, эта дата плавающая, она определяется решением имамов. Этот день объявляется выходным, в церемонии празднования Маулюда участвуют члены правительства страны и ее глава.

Если строго подходить к возникновению Маулюда, то его нельзя полагать праздником каноническим, он стал отмечаться в стране только в 1207 году, гораздо позже возникновения ислама. Это, скорее, памятная дата, дань мусульманской традиции. Египтяне встречают Маулюд, прежде всего, в молитвах и добрых делах, угодных Богу.

Люди вспоминают пророка Мухаммеда, его благие дела и прославляют его, а имамы напоминают верующим о том, что они не должны отступать от заветов пророка. В этот день на улицах активно подают нищим, занимаются бескорыстными и благотворительными деяниями, отличников учебы награждают памятными знаками.

Благочестивая печаль и молитвы вовсе не мешают веселиться и радоваться. На улицах развешиваются цветные фонарики, гирлянды, везде проходят веселые шествия с музыкальными инструментами, люди подносят друг другу угощение в виде сладостей, а также популярных особых фигурок из сахара, изображающих всадников с копьями или «невесту Мухаммеда».

Коптское рождество в Египте

Мало кто знает, что копты – это египтяне, исповедующие христианство. Эта ветвь религии сохранилась с фараонских времен, сегодня копты во многом подражают православию, хотя, если строго подходить к канонам коптской церкви, она не является православной.

Коптская церковь насчитывает 400 православных общин, где в ходу арабский и коптский языки. Все копты носят особую татуировку на правом запястье, она представляет собой крест. Тату наносят на руку после прохождения обряда крещения. Крест символизирует, что человек готов мученически умереть за веру

Рождество у коптов отмечается так же, как и православных – 7 января. В 2003 году коптское Рождество стало официальным выходным днем в Египте, его празднуют, как и в православных странах, с крестными ходами, торжественными богослужениями. Очень интересно слушать эти богослужения в коптском храме, они не похожи на привычные нам песнопения и молитвы. Ведь истоки церковной музыки у коптов относятся к древнеегипетской музыкальной культуре , а инструменты, на которых играют в коптских церквях, сродни древним инструментам времен фараонов, поэтому их необычное оригинальное звучание совсем не то, к чему мы привыкли в православных церквях.

В Египте развито паломничество из разных стран, например, сюда любят приезжать на Рождество россияне, украинцы. Паломники посещают разные святые места, к примеру, церковь Святого Сергия, где ранее находился грот, в котором нашла приют Мария с новорожденным Иисусом, гору Синай, монастырь Святой Екатерины с Неопалимой купиной.

Помимо мероприятий религиозного характера копты широко и весело отмечают Рождество народными гуляниями, дарят подарки, организовывают изобильные застолья с мясом и сладостями.

Праздники в Египте - особо необычен для нас мусульманский праздник Рамадан, когда жизнь в Египте в мусульманских кварталов затихает в светлое время суток из-за поста, в это время нельзя ни есть, ни пить, ни участвовать в каких бы то ни было развлечениях. Вот после заката пост прерывается. Апогей праздника Рамадан - 26-я ночь поста, ведь именно в эту ночь, по преданию, Мухаммеду было ниспослано первое откровение. Окончание месяца Рамадан знаменует, как "малый Ван-рам", который длится всего 3 дня.

Через 70 дней после "малого Байрама", в окончание паломничества в Мекку, принято отмечать праздник жертвоприношения в память о том, как Ибрагим готовился принести в жертву своего сына Исаака. В жертву приносится домашний скот. Исламский Новый год, отмечается необычайно скромно в первый день месяца Мохаррам.

Популярен в Египте и праздник Жам эн-Нессим, этот праздник приходится на первый понедельник после коптской Пасхи и по срокам совпадает с православной Пасхой, корни его в Древнем Египте. Это праздник считается праздником весны. В Египте обычно семьи в этот день устраивают пикники на природе. Коптское Рождество в Египте отмечается 7 января.

подвижная дата в октябре-феврале - начало нового года по хиджре (лунному календарю) 7 января - Коптское Рождество

22 февраля - День Союза (годовщина создания Объединенной Арабской Республики - союзного государства Египта и Сирии в 1958)

подвижная дата между концом декабря и началом февраля накануне Ид аль-адха - Арафат

подвижная дата между концом декабря и началом февраля - Ид аль-адха (курбан-байрам)

подвижная дата в марте-апреле - Страстная Пятница (отмечают только копты, по православному, или юлианскому календарю)

подвижная дата в марте-апреле - Пасха (воскресенье, отмечают только копты, по православному, или юлианскому календарю)

подвижная дата в марте-апреле - Чистый Понедельник по православному календарю, отмечает весь Египет как Шам эн-Нессим, Праздник Весны

25 апреля - День Освобождения Синая (годовщина возвращения Израилем оккупированного в 1967 полуострова Синай, 1982)

подвижная дата весной-летом - день рождения пророка Мухаммеда

подвижная дата в мае-июне - Троица (отмечают только копты, по православному, или юлианскому календарю)

18 июня - День Эвакуации (годовщина ухода британских войск и провозглашения республики в 1953)

6 октября - День вооруженных сил (годовщина египетского наступления в начале войны с Израилем в 1973)

подвижная дата в октябре - начале ноября - Ид аль-фитр (ураза-байрам, мусульманский праздник разговения)

23 декабря - День победы (годовщина освобождения Порт-Саида от англо-французского десанта, 1956)

Предлагаем недвижимость в Египте, квартиры, дома, виллы, жилье на побережье Красного моря в Шарм Эль Шейхе, Хургаде:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх