Вмиг заворожила взоры. Сценарий праздника осени «Осенние сестрички. Сказка о чудесной жнее

Тема образовательной деятельности

«Миром правит доброта»

Вторая младшая группа (3 - 4 года)

Программное содержание :

1.Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо (умение делиться игрушками, пожалеть сверстника, быть вежливым).

2. Формирование представлений о семье(называть имена родителей, сестёр, братьев), детском саде(имена, отчества сотрудников, првах и обязанностях).

3. Расширение навыков организованного поведения в детском саду (жить дружно. делиться игрушками, помогать друг другу).

Чтение и рассматривание иллюстраций книги «Айболит» К.Чуковского;

Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка»;

Изготовление с ребёнком подарков-сюрпризов для близких из броссового материала;

Рисование «Цветы для мамы»;

Игры-забавы «Сюрпризные моменты»;

- обыгрывание ситуации: концерт для кукол

Средняя группа (4 - 5 лет)

Программное содержание :

1. Формирование личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм (взаимопомощи, сочувствия, одобрения).

2. Развитие положительной самооценки, образа Я (я - хороший, меня любят).

3. Воспитание эмоциональной отзывчивость на состояние близких людей (мама сердится, бабушка рада), формирование уважительного заботливого отношения к пожилым людям.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям :

  • прочитать стихотворение «Хитрая мама» (С. Погореловский), выяснить, почему же автор назвал маму хитрой;
  • нарисовать, как вы с ребёнком идёте из детского сада домой;.
  • предложить родителям сочинить вместе с детьми небольшие рассказы доброте, добрых поступках;
  • ситуативные разговоры: «Как мы можем помочь бабушке»;
  • понаблюдать за поведением малыша в общественных местах;
  • наблюдение с детьми за праздничным салютом

Старшая группа (5 - 6 лет)

Программное содержание :

1. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

2. Продолжать развивать представление о изменении позиции ребёнка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим).

3. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе, расширять представления ребёнка о себе как о члене коллектива.

- совместно составить рассказ: «О чем рассказал семейный альбом»;

- «Юмор в коротких штанишках (по детским семейным фотографиям)

- оформить «книжки-малютки» о добрых делах;

Беседа с детьми о правилах общения с людьми, имеющими ограничения здоровья;

Индивидуальное задание: подготовить материал для презентации семьи «Семейное хобби» ;

Дидактические игры: «Ты должен знать своё тело»; «Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»;

Внесение вклада в книгу полезных рецептов «Домашнее меню»;

Чтение детям В.Драгунского «Друг детства»

Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)

Программное содержание :

1. Воспитание дружеских взаимоотношения между детьми (привычку сообща играть, трудиться, следовать положительному примеру).

2. Формирование такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.

3. Расширение представлений детей об их обязанностях в будущем (учиться в школе, заботиться о младших, помогать пожилым и инвалидам).

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:

Беседа с детьми о животных, населяющих нашу планету и бережном к ним обращении, оказании помощи;

Посещение городского зоопарка;

Наблюдение за трудом сотрудников зоопарка;

Проектная деятельность (составление памятки о бережном отношении к животным, растениям);

Беседы «Чем можно помочь пожилым людям» ;

Участие в фотовыставке «О братьях наших младших»;

Оформление альбома с фото, рисунками, рассказом ребенка о добрых поступках;

Чтение детям: К.Ушинский «Слепая лошадь»;

Рассматривание семейных фото о родителях - школьниках;

Рисование на тему «Когда я стану взрослой (ым)»

Сценарий праздника осени

«ОСЕННИЕ СЕСТРИЧКИ»

Зал украшен гирляндами из осенних листьев, букетами цветов, ветками рябины, осины, клена.

Звучит «Вальс» А. Грибоедова, дети-«артисты» выходят на сцену.

1-й ребенок Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль.
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.

2-й ребенок

Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.

3-й ребенок

Одарила гостъя-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

4-й ребенок

Так давайте славить осень
Песней, сказкой и игрой.
Будут радостными встречи.
Осень, это праздник твой!

Входит Осень и танцует под музыку П. Чайковского «Октябрь» (фрагмент) из цикла «Времена года».

Осень

Проходит быстро время,
За днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
Забот и дел немало,
Есть дочки у меня,
И каждую помощницу
Зову на помощь я.

Познакомиться, друзья,
Вы хотите с ними?

Осень дожидается, пока дети в зале дадут утвердительный ответ.

Тогда ответьте, какие осенние месяцы вы знаете?

Дети в зале называют месяцы осени.

Вбегает и танцует под музыку Сентябринка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук, украшенный листьями, грибами, в руках корзинка.

Сентябринка Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка-серебринка.
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Хотите про него узнать,
Прошу загадки отгадать.

Дети на сцене загадывают загадки, зал – отгадывает.

Взрослый ведущий помогает организовывать зал, просит зрителей внимательнее слушать, не шуметь после того, как очередная загадка отгадана.

Загадки: Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

Заставил плакать

Всех вокруг,

Хоть он и не драчун,

А … (лук)

Сто одёжек –

И все без застёжек:

Как надели сто рубах, –

Захрустело на зубах.

(Капуста)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная …

(Картошка)

Красный нос

В землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Я важный и сочный,

У меня красные щёчки.

(Помидор)

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

(Огурец)

Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

Наши поросятки

Выросли на грядке.

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Наши поросятки

Играют с нами в прятки.

(Кабачки)

Если детям в зале трудно отгадать загадки о тыкве и кабачках, можно подсказать им: «Эта загадка про овощ: большой, круглый, оранжевого цвета…» или «Эта загадка про овощи продолговатой формы, они бывают светлого или темно-зеленого цвета; эти овощи жарят, тушат, консервируют и даже готовят из них варенье» – можно показать овощи-отгадки.

Он большой,

как мяч футбольный,

Если спелый –

Все довольны,

Так приятен он на вкус.

Что это за шар? – … (Арбуз)

Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое?

(Яблоко)

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводом в ряд
В шляпках молодцы стоят.

Девочка-Осень выносит на сцену две корзинки .

Осень
Урожай уже поспел,
Все берут корзинки.
Что сумели мы собрать?
Вам придется отгадать.

Взрослый-ведущий

Сейчас мы поиграем в игру «Чудесные корзинки».

В одной корзинке лежат разные овощи, в другой – фрукты. Играющие должны будут с завязанными глазами достать один из плодов, рассказать о нём (какого размера, какой формы…) и назвать.

Ведущий приглашает на сцену по одному ученику от каждого класса.

Проводится игра «Чудесные корзинки».

Сентябринка Вы загадки отгадали –

Все плоды мои узнали,

А теперь зову народ
Встать в веселый хоровод.

Играет веселая музыка. Взрослый ведущий приглашает по два ученика из каждого класса поиграть в хороводную игру «Осень спросим».

Около половины играющих – дети-«артисты», знающие слова.

Играющие встают в круг, в центре которого – Осень.

Дети водят хоровод вокруг Осени.

Дети

Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Хоровод останавливается.

Осень

Принесла я вам муки!

Дети

Значит, будут пирожки!

Осень

Принесла вам гречки!

Дети

Каша будет в печке!

Осень

Принесла вам овощей!

Дети

И для каши, и для щей!

Осень

Рады ли вы грушам?

Дети

Мы их впрок насушим!

Осень

А уж яблоки – что мёд!

Дети

На варенье, на компот!

Осень

Принесла и мёду!

Дети

Полную колоду!

Дети опять идут хороводом вокруг Осени.

Дети

Ты и яблок, ты и мёду.

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Осень

Дождику вы рады?

Дети

Не хотим, не надо.

Осень

Тогда убегайте от Дождика!

Выбегает Дождик.

Дождик

Кто под дождик попадет,

Тот на место в зал пойдет.

Дети под музыку бегают врассыпную, Дождик догоняет их.

После окончания игры на сцену выбегает Октябринка, танцует с легким золотистым шарфом или с листьями.

Октябринка
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка.
Птицам – время улетать.

Листьям – время опадать,
Дождик, льётся на поля,
Стала мокрою земля.

Хор исполняет песню «Тучи в небе кружатся» (Муз. Л. Ершовой).

Выходит Ноябринка, в руках у нее блестящие султанчики, на голове корона с засушенными листьями.

Ноябринка Я сестрица – Ноябринка,
Холодинка и снежинка.

Много дел и у меня,

Не сижу спокойно я:

Надо белочек проведать,

Приготовить им дупло,

Чтобы в морозы и метели

Было им в лесу тепло.

Хор исполняет песню «Рыжие белочки».

(Муз. Л. Ершовой)

Ноябринка

Уходит осень золотая,

На смену ей идет другая:

Серебряная осень

С грустным шумом сосен,

С черными тропинками,

С голыми осинками,

С первыми снежинками,

С ночным холодком

Да с хрустящим ледком.

Осень

Подожди, Ноябринка, твой черёд ещё настанет.

Пока на дворе ещё только середина октября. Завтра праздник – Покров.

Сентябринка

Говорят: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима».

Октябринка

Покров землю покроет – где листком, а где снежком. Земля на Покров снегом покрывается, морозом одевается.

Ноябринка

Ещё говорят: «Если лист с дуба и березы к Покрову упадет чисто – зима будет тёплой».

Сентябринка

«Если ветер на Покров дует с юга – тоже к тёплой зиме, если с севера или с востока – зима будет холодная».

Осень

Только название праздника – Покров – не от того произошло, что снег скоро землю покроет. В давние времена в этот день одному святому человеку было видение – будто стоит над миром Владычица Богородица и покрывает своим Покровом всю землю, защищая мир от бед и напастей.

Ведущая

Наши ребята приготовили для вас праздничную покровскую сказку «О Чудесной Жнее». Слышите, музыка заиграла, сама сказка к нам в гости пожаловала.

СКАЗКА О ЧУДЕСНОЙ ЖНЕЕ

Играет сказочная напевная музыка. Кто-то из детей в красивом русском костюме выходит на сцену и читает присказку.

Ребенок-чтец

По-за саду, по-за тыну,

По-за дядину овину

Кто там ходит? Кто там бродит?

Домотканный пестрядинный сарафан,

Набивной платочек аленький,

Городочками расшиты рукава,

Серьги длинные с подвесками.

Ходит сказка в новых липовых лаптях,

Поясок – плетеный, шелковый,

Лентой яркою коса перевита,

Бусы – поднизи янтарные.

Любит сказка ночи длинные зимой,

Посиделки деревенские,

С самопрялкою садится у огня,

Да со звонкими коклюшками.

Словно звезды, очи ясные горят,

Сладко льется речь затейная,

И чего ты не наскажешь тут, –

Стены тесные раздвинутся;

На полати, закоптелые в дыму,

Ткани яркие расцветятся;

Самобранками покроются столы, –

Вина, кушанья заморские...

Расцветут сады зеленые в снегах,

Золотые спеют яблочки;

В клетках птицы небывалые поют;

Кони ржут золотогривые...

Нет ни сирых, ни бездомных, ни калек,

Ни голодных, ни обиженных;

От живой воды убитые встают;

Кривда гибнет, правда светится.

Появляются персонажи сказки: отец-крестьянин, мать, детки малые.

1-й рассказчик

Жили-были отец с матушкой, а с ними детки малые: мал мала меньше.

Пришло время пшеничку жать. Заторопился отец к кузнецу – серпы ковать.

Отец

Поеду я, жена, к кузнецу. Вот-вот жатва начнется. Надо нам торопиться новые серпы ковать. До кузнеца ехать долго, целых три дня пути. Спешить надо, а не то непогода, дожди осенние побьют колоски.

Мать

Поезжай отец, добрый путь! Да скорее возвращайся.

Отец уезжает – уходит со сцены.

2-й рассказчик

День – другой ждут-пождут домашние, а хозяина всё нет. Говорит старший сын матушке…

Стоит колос, вызрел – зерно на землю роняет. Пора жать.

Мать

Да без отца-то нам не управиться!

Глянь, матушка, на небо – тучи бродят, дожди осенние проливные несут, того и, гляди, зерно мокнуть начнёт! Нужно нам до дождя управиться!

Мать

Да без отца-то не сладим! И серпы старые, поизносились!

Уж сколько-нибудь, да успеем и такими серпами сжать! Не то дожди пойдут – вовсе без хлеба останемся!»

Мать

Да как же! Не осилить нам!

Ничего, с Божьей помощью! А там и отец поспеет.

Мать и сын начинают жать пшеницу в поле. Звучит музыка.

1-й рассказчик

Вышли сын с матерью. Жнут – пожнут, головы не поднимая: успеть бы до ночи! Торопятся, да силы малые, всего-то с десяток снопочков связали.

Остановились дух перевести. Глядь, – а вокруг них пшеницы в снопы повязано видимо-невидимо. Вот чудо!

Из-за кулис дети выносят на сцену еще несколько снопиков «пшеницы».

2-й рассказчик

Прислушались: шурх! шурх! Кто-то невидимый в стороне идёт, пшеницу жнёт, да в снопы повязывает! Подивились сын с матерью, Богу помолились, ещё усердней за работу принялись. Уж темнеть стало – последний сноп довязали, всё поле и убрано! Дивятся…

Мать

И что ж это за чудесный жнец нам помогал?

1-й рассказчик

Оглянулись вокруг…

Звучит аудиозапись красивого песнопения.

На экран проецируется слайд с изображением иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

2-й рассказчик

Видят: идёт по полю Сама Пречистая Дева Богородица, в руках серебряный серп держит.

1-й рассказчик

Огляделась вокруг – поле прибрано – будут с хлебом трудовые люди. Протянула руку с серпом к самому небу – и засверкал он ясным месяцем. А небо покрылось золотыми звездами.

2-й рассказчик

Бросились, было, сын с матерью Богородице в ноги поклониться, а Её нет, как не бывало! Только стоят стога на поле, месяц сияет, да звездный покров над землею распростёрт.

Звучит фонограмма. Хор поет песню «Осень. Покров»

(сл. И. Рутенина, муз. Л. Ершовой)

Не грусти, потупя взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

От всего на свете злого

Лес и поле и дома

Укрывает всех покровом

Богородица Сама!

Все участники праздника выходят на сцену, встают полукругом и по очереди благодарят Осень.

1-й ребенок

Спасибо тебе, осень,

За интересную сказку!

2-й ребенок

За щедрые подарки –

За лист узорный яркий,

За лесное угощенье –

За орехи и коренья.

3-й ребенок

И за спелую рябину.

4-й ребенок

Мы спасибо говорим…

Все хором

Осень мы благодарим!

Участники праздника кланяются зрителям.

. – Научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, старший преподаватель кафедры общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Сценарий — Осенние сестрички (для детей старшего дошкольного возраста)

Действующие лица:
Взрослые:
Осень (воспитатель)
Дети:
Сентябринка
Октябринка
Ноябринка
Дождик.
Реквизит:
птицы, овощи, фрукты, грибы.

Оформление зала:
Зал украшен гирляндами из осенних листьев, букетами цветов, ветками рябины, осины, клена.
Дети вбегают в зал и танцуют под «Вальс» А. Грибоедова.

1-й ребенок.
Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль.
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.
2-й ребенок.
Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.
3-й ребенок.
Одарила гостъя-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.
4-й ребенок.
Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи.
Осень, это праздник твой!
(М. Дорофеева)
Входит Осень и танцует под музыку П. Чайковского «Октябрь» (фрагмент) из цикла «Времена года».

Осень.
Кто месяцы осенние мне точно назовет?

Дети называют месяцы.

Осень.
Проходит быстро месяц,
а днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
Забот и дел немало,
Есть дочки у меня,
И каждую помощницу
Зову на помощь я.
Познакомиться, друзья,
Вы хотите с ними?
(М. Дорофеева)
Дети.
Да!
Вбегает Сентябринка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка. Она танцует под музыку П. Чайковского (отрывок из балета «Лебединое озеро»).
Сентябринка.
Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка-серебринка.
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Хотите про него узнать?
Прошу загадки отгадать.
Одни дети загадки загадывают, другие отгадывают.
Загадки:
В золотистой шелухе
Очень нравится он мне.
Стоит счистить шелуху,
Слезы проливать начну. (Лук).
Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (Яблоко).
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка).

Исполняется танец «Бульба».
Осень.
Покажите-ка, ребята, свое трудолюбие.

Проводится игра с картошкой «Посади и собери».
Сентябринка.
Вижу, любите трудиться,
Можно и повеселиться.
Приглашаю я народ
Встать в веселый хоровод.
(М. Дорофеева)

Дети исполняют «Веселый хоровод».
Дети.




Веселей, хоровод, все ребята рады.
Загляни в огород, выросло, что надо:
Ты, арбузик, дружок, выходи смелее
И с собой приведи дыню поспелее.
Веселей, хоровод, все ребята рады.
Урожай наш хорош, поплясать всем надо.
Огурец, помидор, перчик для салата.
Кабачок, выходи, попляши ребятам.
(В конце каждого куплета дети выполняют любые плясовые движения.)
Осень.
Урожай в лесу поспел,
Все берут корзинки.
Что же будут собирать?
Вам придется отгадать.
Ребенок (загадывает загадку).
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводом в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы).
Дети исполняют песню о грибах по усмотрению музыкального руководителя. Вбегает Октябринка, танцует с легким золотистым шарфом или с листьями (танцевальная импровизация) под «Вальс» П. Чайковского.
Октябринка.
Листьям - время опадать,
Птицам - время улетать.
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка.
Много дел и у меня:
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.
(М. Дорофеева)
Дети читают отрывок из стихотворения «Железная дорога» Н. Некрасова (или другие, по выбору музыкального руководителя).
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покойи простор! -
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе!
И кочи,
И моховые болота, и пни -
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Ребенок.
Желтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.
Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Растревожится - нет-нет -
Криком журавлиным.
Дети исполняют песню о перелетных птицах.
Ребенок.
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Девочки с осенними ветками танцуют импровизированный танец под «Вальс» П. И. Чайковского. Выходит Ноябринка, в руках у нее блестящие султанчики, на голове корона с засушенными листьями.

Ноябринка.
Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка.
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчелка, и жучок,
Замолчал в углу сверчок.
Лишь веселая синица
Вдруг вспорхнет - ей не сидится!
Птиц не будем забывать,
Им придется зимовать.
Пищи надо им так мало -
Ты подвесь кусочек сала!
(М. Дорофеева)
Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» из романа в стихах «Евгений Онегин». Ноябринка исполняет, импровизированный танец с султанчиками под «Романс» Г. Свиридова в грамзаписи или в исполнении на фортепиано. Входит Дождик (мальчик с султанчиками, в колпачке).
Дождик.
Дождик, лейся на поля,
Станет мокрою земля,
И весною рожь, пшеница
Снова будут колоситься.
(М. Дорофеева)
Дождик танцует под музыку «Росинки» С. Майкапара.
Дети.
Дождик, дождик, выходи,
Свою лужицу найди.
(Слова народные).

Осень проводит соревнование «Пробеги вокруг лужи в одной галоше». Затем предлагает исполнить парный танец, который дети сочинили заранее вместе с музыкальным руководителем и воспитателем (коллективное танцевальное творчество) под «Вальс» Д. Шостаковича. Осенние сестрички приносят большой бутафорский арбуз, в нем - угощение. Дети благодарят Осень и сестричек и уходят из зала.
Автор сценария М. Дорофеева.

Суд над сигаретой

(ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА)
I. Этапы работы:
проект предстоящего мероприятия;
список участников;
распределение заданий;
анкетирование;
тестирование;
проведение мероприятия;
заключительная встреча с временной инициативной группой для оценки и самооценки работы.
II. Группы, созданные ВИГом (временной инициативной группой):
актеры,
оформители;
звуковая группа;
методисты.
III. Оформление
От входа в школу до класса (зала):
приглашение на мероприятие «Курите, если хотите, но приходите к нам в час., и вы узнаете правду о курении»;
плакаты «За здоровый образ жизни»;
уголок юных пожарников;
карта мира с указанием основных мест произрастания табака.
IV. Классы, непосредственно не участвующие в мероприятии, готовят:
результаты анкетирования;
поделки: сигаретные пачки с устрашающими названиями типа «Рак легких», «Туберкулез»;
памятки «Как избавиться от курения».
По окончании вечера пачки раздаются курильщи¬кам (и взрослым, и детям 5-6-х классов), памятки — ученикам 10-11-х классов, сценарии - класс¬ным руководителям и гостям.
В перерыве заседания суда, когда судебная кол¬легия удаляется на совещание, демонстрируется фильм «Никотиновая трагедия» (20 мин).
В зале стенд, на котором слова:
«Они тебе помогут избавиться от вредных при¬вычек».
Адреса и телефоны врачей:
нарколога;
кабинета по профилактике СПИДа;
Центра здоровья.
Дорогие друзья! Сегодня мы проведем с вами театрализованную игру, которая называется «Суд над папиросой».
Говоря о папиросе, мы подразумеваем все табач¬ные изделия. Давайте путем открытого голосова¬ния изберем председателя суда, двух присяжных заседателей и секретаря, которые будут вести про¬цесс. Чтобы успешнее справиться со столь ответ¬ственной и почетной обязанностью, помните: избран-ные люди должны быть серьезные, умудренные зна¬ниями и опытом. Итак, кого вы желаете видеть за судейским столом?
(Избранные занимают места.)
Ведущий: В процессе необходимы обвинитель и защитник. Их, как известно, назначают. Поэтому я позволю себе назначить обвинителей по данному делу (называются фамилии). Защитником подсуди¬мого буду я. Нет возражений?
(Защитник и подсудимый занимают свои места.)
Председатель: Введите подсудимую (вносят си¬гарету, огромную, ставят ее на скамью подсуди¬мых). Заседание общественного суда объявляю от¬крытым. Слушается дело по обвинению в отравле¬нии человеческого организма и в развитии вредных привычек. Есть ли у подсудимой вопросы к кому-либо из участников процесса?
Сигарета: Нет.
Председатель: Будут ли ходатайства у подсуди¬мой?
Сигарета: Нет.
Председатель: А у представителей обвинения и защиты?
Защитник: Нет.
Председатель: Прошу огласить обвинение.
Секретарь суда: Курить человек начал давно. Еще греческий ученый Геродот, живший в V веке до н.э., писал, что древнейшие племена сжигали на огне какие-то растения и вдыхали образующий¬ся при этом дым. Более подробные сведения о ку¬рении связаны с открытием Америки (1492 г.). Там европейцы впервые увидели табак. Туземцы сво¬рачивали в трубку листья дикорастущих растений, подсушивали их и курили до тех пор, пока не впа¬дали в бессознательное состояние. Переняв эту при¬вычку, моряки Колумба завезли табак в Испанию: курение с быстротой эпидемии распространилось по Европе. Правительства разных стран попыта¬лись вести с ними борьбу. В Швейцарии куриль¬щиков ставили к позорному столбу. В конце XVI века за употребление табака приговаривали к смер¬тной казни. Отрубленные головы с трубками во рту выставляли на площадях и базарах. В Турции за курение сажали на кол. В России, куда в начале века был завезен табак из Англии, тоже началась борьба с «чертовым зельем». В царствование Ми¬хаила Романова курильщиков казнили, их иму¬щество отбирали в пользу государства. Царь Алек¬сей Михайлович повелел всех, у кого будет найден табак, пытать и бить кнутом. Однако постепенно репрессии смягчились и наконец совсем прекра¬тились. На смену трубке пришла папироса. Впер¬вые она появилась в Турции, к концу XIX века распространилась по всей Европе. О том, что та¬бак приносит вред человеческому организму, из¬вестно давно: курение снижает аппетит, затрудня¬ет дыхание, усиливает головные боли. Никотин нарушает деятельность нервной и сердечно-сосу¬дистой систем и органов пищеварения. Исследова¬ния последних лет показали, что заболевание ра¬ком легких связано с курением. Дружба с папиро¬сой никого до добра не доводит. Беспечность ку¬рильщиков, бросающих где попало тлеющий оку¬рок, нередко становится причиной пожара. На ос-новании изложенного и руководствуясь заботой о благе и здоровье граждан, обвиняемая 1492 года рождения, уроженка Центральной Америки, под¬судимая многих стран мира, бесчисленное множе¬ство раз осужденная и заклейменная, предается за вышеназванное преступление суду.
Председатель: Подсудимая, вам понятно, в чем вас обвиняют?
Сигарета: Понятно.
Председатель: Признаете ли вы себя виновной?
Сигарета: Нет, не признаю.
Председатель: Согласны ли вы дать показания по предъявленному вам обвинению?
Сигарета: Никаких показаний я давать не наме¬рена.
Председатель: В таком случае суд переходит к допросу свидетелей. Слово имеет врач (Ф. И. О.). Суд предупреждает вас, что свидетель должен гово¬рить только правду, каковой является истина, на¬учно доказанная медициной. Вам понятно?
Свидетель: Понятно. Отрадно видеть, как уве¬личивается продолжительность жизни людей. Но есть факторы, которые отрицательно влияют на здо¬ровье, и одним из них является курение. Недаром поговорка гласит «Курить - здоровью вредить». У курящего, если он выкуривает сигарету, наступает острое отравление организма. Человек испытывает тошноту, головокружение, дрожь в руках, усилен¬ное сердцебиение. «Все это было со мной, — - ска¬жет заядлый курильщик, - но я теперь привык». Это жестокая ошибка. Медицина установила, что приспосабливаются к действию сигареты лишь от¬дельные органы, на кровеносные сосуды и эндо¬кринную систему первая папироса оказывает такое же вредное воздействие, как и десятая. Так что ар-гумент курильщика несостоятелен. Хочешь жить долго - не прикасайся к сигарете. В ответ мы слы¬шим: «Не могу». Это неправда. Некоторые пытаются отвыкнуть от табака, постепенно понижая день за днем число выкуренных сигарет. Нет, перестать лучше сразу. Лев Толстой бросил курить в 60 лет, причем сразу, с этого времени, по его словам, стал другим человеком: «Просиживал по 5 часов за ра¬ботой, вставал совершенно усталый, чувствовал тош¬ноту, головокружение, а сейчас, после того как бро¬сил курить, чувствую себя совершенно свежим». Гете с 50 лет стал ярым противником табака. Ос-лабление умственной деятельности под влиянием никотина отмечал и русский шахматист Алехин. Поражение одного из крупнейших шахматистов на турнире 1929 года он объяснил тем, что тот много курил. Алехин писал: «Никотин ослабляет способ¬ность мыслить, столь необходимую для шахматис¬та. Я могу сказать, что и сам получил уверенность в выигрыше матча за мировое первенство лишь то¬гда, когда отучился от страсти к табаку». Думаю, что этих свидетельств достаточно. Вред курения несомненен. Поэтому я призываю отказаться всех от пагубной привычки и считаю подсудимую ви¬новной.
Председатель: Благодарим вас, свидетель, вы свободны. Послушаем показания второго свидете¬ля — председателя пожарной дружины (Ф. И. О.).
Свидетель: Пожары, как правило, возникают по разным причинам. Иногда достаточно искры, что¬бы сгорели огромные ценности. Какое же место сре¬ди других причин в возникновении пожара зани¬мает сигарета? Скажу прямо: одно из главных. Ос¬тавленная без присмотра или брошенная в неполо¬женном месте тлеющая сигарета приводит к пожа¬рам.
(Примеры местного значения.)
Председатель: У вас все? Свидетель: Все.
Председатель: Садитесь. Показания дает двор¬ник.
Свидетель: Я работаю дворником. Нужная эта должность или нет? Скажу так: нужная. Курящий не соблюдает чистоту. Он норовит окурок бросить в такое место, где его метлой не достать. Штрафовать таких нужно, вот что я вам скажу.
Председатель: Есть ли вопросы у сторон? Защитник: Разрешите задать вопрос свидетелю? Председатель: Пожалуйста. Защитник: А вы сами-то курите? Свидетель: Курю, конечно, как не курю. Защитник: А почему не бросаете?
Свидетель: Пытался, да ничего не выходит, - сыз¬мальства этому занятию обучен.
Председатель: Свидетели по делу допрошены все, суд переходит к слушанию сторон. Слово обвините¬лю.
Обвинитель: Уважаемый суд! Курение таба¬ка - одна из вреднейших привычек, и бороться с ней надо как с социальным злом. Проблема не из легких, порой трудно убедить человека, что сигарета - далеко не безобидная вещь, какою кажется на первый взгляд. Руководствуясь за¬ботой о благе каждого человека, я прошу суд сурово покарать подсудимую, публично предать сожжению на костре.
Председатель: Слово предоставляется защитни¬ку.
Защитник: Уважаемый суд! Немало горьких уп¬реков высказано в адрес моей подзащитной, и с боль¬шинством из них я не согласен. Курение действи-тельно вредное увлечение. Правда и то, что сигаре¬та при небрежном обращении с ней часто является причиной пожара, ведет к потере народного добра, но ведь все это по вине человека. Сигарета сама по себе безобидная, не она курит, а ее курят. Человек открыл табак, и поэтому надо о человеке говорить, а сигарету осуждать не надо.
Председатель: Вам, подсудимая, предоставляет¬ся последнее слово.
Сигарета: Прошу меня оправдать.
Председатель: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.
Музыкальная пауза, сценки из школьной жизни и т. д.
Председатель: Оглашается приговор.
Именем народного здравоохранения суд в соста¬ве председательствующего, народных заседателей и секретаря, с участием свидетелей, обвинителя и защитника рассмотрел дело по обвинению сигаре¬ты в отравлении человечества, в возникновении по¬жаров на Земле, в засорении планеты Земля.
Подсудимая виновной в предъявленном ей об¬винении себя не признала и просила ее оправдать. Проанализировав показания свидетелей, заслушав речь обвинителя и защитника, суд признал сигаре¬ту виновной и приговорил ее к сожжению. Приго¬вор суда окончательный, обжалованию не подлежит, приводится в исполнение немедленно.
Дружинники выносят сигарету во двор и сжигают.
Ведущий (обращается к присутствующим): В сегодняшнем процессе я выступил в роли защитни¬ка — это тяжелая и не всегда почетная работа. В меру своих сил и возможностей я пытался облег¬чить участь подзащитной и даже просил ее оправ¬дать. Суд же вынес суровый приговор, скрепя серд¬це я соглашаюсь с этим приговором. Думаю, что сегодняшний процесс не прошел без пользы как для меня, так и для вас. Большое зло приносит куре¬ние. Прислушаемся же к голосу правосудия и бла¬горазумия. Бросим же в костер отраву, которая называется табачными изделиями.
Примерные вопросы анкетирования
старшеклассников по проблеме здорового
образа жизни
Найди правильный ответ на вопрос и зачеркни номера ответов в скобках.
1. Какое, по вашему мнению, отрицательное воз¬действие оказывает алкоголь на молодой орга¬низм?
1 - вредное влияние на организм в целом;
2 - способствует развитию умственной отстало¬сти;
3 - ведет к развитию хронического алкоголиз¬ма (болезненного пристрастия к спиртным напит¬кам);
4 - вредно влияет на потомство;
5 - снижает спортивные результаты;
6 - не оказывает вредного воздействия;
7 - не знаю.

2. Что вы знаете о влиянии алкоголя на потомство?
1 - рождается мертвый ребенок;
2 - рождается ребенок с различными уродства¬ми;
3 - рождается психически неполноценный ре¬бенок;
4 - не знаю;
5 - рождаются вполне нормальные дети.

3. Где вы узнали о вредном влиянии алкоголя на ваш организм и на потомство?
1 -на уроках (природоведения, анатомии, хи¬мии, истории и др.);
2 - дома;
3 - на лекциях и из бесед медицинских работ¬ников;
4 - через телевидение и радио;
5 - через печать (из учебников, газет, журна¬лов).

4. Проводилась ли с вами в школе разъяснитель¬ная работа о вредном влиянии алкоголя на орга¬низм?
1 - на уроках (природоведения, анатомии и физиологии, химии, истории, этики и психологии семейной жизни и др.);
2 - проводили беседы учителя во внеурочное время;
3 - проводили лекции и беседы медицинские работники;
4 - проводили диспуты, конференции, выпус¬кались санбюллетени и оформлялись уголки здоро¬вья.
5 — работа не проводилась.

5. Считаете ли вы, что учащиеся и студенты не должны употреблять алкоголь?
1 - считаю, что не должны;
2 - так не считаю.
6. Какие напитки считаются алкогольными?
1 - пиво;
2 - квас;
3 - лимонад;
4 - кефир.

1 2 3 4
7. Когда в первый раз вы узнали вкус алкоголя (водки, вина, пива, самогона)?
1 - до школы;
2 - в 1-3-х классах;
3 - в 4-б-х классах;
4 - в 7-9-х классах;
5 - в 9-10-х классах;
6 - не знаю вкуса алкоголя.

1 2 3 4 5 6
8. Употребляете ли вы алкогольные напитки?
1 - не употребляю;
2 - употребляю.
9. Испытывали ли вы при употреблении спирт¬ных напитков чувство опьянения?
1 - испытывал(а);
2 - не испытывал(а).
10. Знают ли родители, что вы употребляете алко¬гольные напитки?
1 - знают;
2 - не знают.
11. Как родители реагируют на то, что вы упо¬требляете алкогольные напитки?
1 - никак;
2 - осуждают;
3 - пьют вместе со мной;
4 - поощряют.

1 2 3 4
12. Знают ли педагоги, что вы употребляете алко¬гольные напитки?
1 - знают;
2 - не знают.
13. Как педагоги реагируют на то, что вы употреб¬ляете алкогольные напитки?
1 - никак;
2 - осуждают;
3 - сообщают родителям.
1 2 3

14. Как вы проводите свободное время?
1 - занимаюсь в спортивной секции;
2 - читаю книги;
3 - хожу на дискотеку;
4 - занимаюсь в кружке художественной само¬деятельности, технического творчества и др.;
5 - посещаю театр, кино;
6 - встречаюсь с друзьями.
7 - встречаюсь с девушкой (юношей);
8 - смотрю телепередачи;
9 - нет определенных занятий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
15. Как вы смотрите на дружбу с юношей, девуш¬кой, употребляющими алкогольные напитки?
1 — отрицательно;
2 - положительно.

16. Если употребляете алкоголь, то отметьте моти¬вы употребления:
1 - — самоутверждение (мне нравится, приятно быть немного пьяным, мне скучно);
2 - символическое участие (пьют родители, дав¬ление со стороны товарищей, мои друзья тоже пьют, чтобы не считали меня «мокрой курицей», боль¬шинство взрослых тоже пьют);
3 - снятие психологического напряжения (при¬дать себе смелости и уверенности в себе, чтобы быть спокойнее, чтобы было легче разговаривать с людь¬ми).

Парад рыжих, конопатых

Действующие лица:
Взрослые:
Осень (воспитатель)
Дети:
Сентябринка
Октябринка
Ноябринка
Дождик.

Реквизит:
птицы, овощи, фрукты, грибы.

Оформление зала:
Зал украшен гирляндами из осенних листьев, букетами цветов, ветками рябины, осины, клена.
Дети вбегают в зал и танцуют под «Вальс» А. Грибоедова.

1-й ребенок.

Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль.
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.
2-й ребенок.
Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.
3-й ребенок.
Одарила гостъя-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.
4-й ребенок.
Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи.
Осень, это праздник твой!
(М. Дорофеева)
Входит Осень и танцует под музыку П. Чайковского «Октябрь» (фрагмент) из цикла «Времена года».

Осень.

Кто месяцы осенние мне точно назовет?

Дети называют месяцы.

Осень.

Проходит быстро месяц,
а днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
Забот и дел немало,
Есть дочки у меня,
И каждую помощницу
Зову на помощь я.
Познакомиться, друзья,
Вы хотите с ними?
(М. Дорофеева)
Дети.
Да!
Вбегает Сентябринка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка. Она танцует под музыку П. Чайковского (отрывок из балета «Лебединое озеро»).
Сентябринка.
Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка-серебринка.
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Хотите про него узнать?
Прошу загадки отгадать.

Одни дети загадки загадывают, другие отгадывают.
Загадки:
В золотистой шелухе
Очень нравится он мне.
Стоит счистить шелуху,
Слезы проливать начну. (Лук).
Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (Яблоко).
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка) .

Исполняется танец «Бульба».

Осень.
Покажите-ка, ребята, свое трудолюбие.

Проводится игра с картошкой «Посади и собери».

Сентябринка.
Вижу, любите трудиться,
Можно и повеселиться.
Приглашаю я народ
Встать в веселый хоровод.
(М. Дорофеева)

Дети исполняют «Веселый хоровод».

Дети.


Веселей, хоровод, все ребята рады.
Загляни в огород, выросло, что надо:
Ты, арбузик, дружок, выходи смелее
И с собой приведи дыню поспелее.
Веселей, хоровод, все ребята рады.
Урожай наш хорош, поплясать всем надо.
Огурец, помидор, перчик для салата.
Кабачок, выходи, попляши ребятам.
(В конце каждого куплета дети выполняют любые плясовые движения.)
Осень.
Урожай в лесу поспел,
Все берут корзинки.
Что же будут собирать?
Вам придется отгадать.
Ребенок (загадывает загадку) .
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводом в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы) .
Дети исполняют песню о грибах по усмотрению музыкального руководителя. Вбегает Октябринка, танцует с легким золотистым шарфом или с листьями (танцевальная импровизация) под «Вальс» П. Чайковского.
Октябринка.
Листьям - время опадать,
Птицам - время улетать.
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка.
Много дел и у меня:
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.
(М. Дорофеева)
Дети читают отрывок из стихотворения «Железная дорога» Н. Некрасова (или другие, по выбору музыкального руководителя).
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покойи простор! -
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе!
И кочи,
И моховые болота, и пни -
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Ребенок .
Желтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.
Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Растревожится - нет-нет -
Криком журавлиным.

Дети исполняют песню о перелетных птицах.
Ребенок .
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Девочки с осенними ветками танцуют импровизированный танец под «Вальс» П. И. Чайковского.
Выходит Ноябринка, в руках у нее блестящие султанчики, на голове корона с засушенными листьями.

Ноябринка.
Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка.
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчелка, и жучок,
Замолчал в углу сверчок.
Лишь веселая синица
Вдруг вспорхнет - ей не сидится!
Птиц не будем забывать,
Им придется зимовать.
Пищи надо им так мало -
Ты подвесь кусочек сала!
(М. Дорофеева)

Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» из романа в стихах «Евгений Онегин». Ноябринка исполняет, импровизированный танец с султанчиками под «Романс» Г. Свиридова в грамзаписи или в исполнении на фортепиано. Входит Дождик (мальчик с султанчиками, в колпачке).
Дождик.
Дождик, лейся на поля,
Станет мокрою земля,
И весною рожь, пшеница
Снова будут колоситься.
(М. Дорофеева)

Дождик танцует под музыку «Росинки» С. Майкапара.
Дети.
Дождик, дождик, выходи,
Свою лужицу найди.
(Слова народные) .

Осень проводит соревнование «Пробеги вокруг лужи в одной галоше». Затем предлагает исполнить парный танец, который дети сочинили заранее вместе с музыкальным руководителем и воспитателем (коллективное танцевальное творчество) под «Вальс» Д. Шостаковича.
Осенние сестрички приносят большой бутафорский арбуз, в нем - угощение. Дети благодарят Осень и сестричек и уходят из зала.
Автор сценария М. Дорофеева.

В ГОСТЯХ У МАШИ И ДУНЯШИ

  • Маша
  • Дуняша - ленивая и ворчливая.

Ведущая.

1-й ребенок.

Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль,

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2-й ребенок.

Вмиг заворожила взоры

Огневой своей листвой,

Колоском, созревшим в поле,

Пожелтевшею травой.

3-й ребенок.

Одарила гостья-осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями.

Кузовком лесных грибов.

4-й ребенок.

Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

М. Дорофеева

  • 1 куплет

Собрались мы в этом зале.

Чтобы петь и танцевать.

Мы друзей своих позвали,

Чтобы нам не заскучать.

Этой песней открываем

Наш осенний, яркий бал.

И все скажем для начала

«Очень круто ты попал!»

  • Припев

Круто ты попал к нам на бал!

И друзей своих приводи!

Круто ты попал к нам на бал,

Это класс!

Начинаем праздник сейчас!

  • 2 куплет.

Бродит осень по дорожкам

И заходит к детям в сад.

Сразу листья пожелтели

И летят, летят, летят...

Начинает, начинает

Осень свой прощальный бал.

Мы попали просто в сказку -

Ты попал, и я попал!

  • Припев.

5-й ребенок.

Бал в разгаре! Песни, смех!

Музыка зовет нас всех

Веселиться, танцевать!

Всем запрещено скучать!

6-й ребенок.

Руку смело дали другу.

Встали парами по кругу.

Мы танцуем очень ловко

Наш любимый танец «Польку»!

Ведущая.

Нас в гости пригласили

Дружные сестрицы.

Они веселых танцев

И песен мастерицы.

Мы тихонько посидим.

Что же будет, поглядим.

Маша (поет) .

Я на горку шла, тяжело несла.

Дуняша (лежа на скамеечке) .

Маша.

Пироги пекла да избу мела.
Уморилась, уморилась, уморилася!

Дуняша (садится на скамеечке) .



Маша.

Дуняша.

Не мешайте, не будите.
Лучше по домам идите...
Вовсе не хочу вставать.
Не мешайте Дуне спать!

Маша.

Дуняша.

Маша.

Слушай, Дуня, хватит спать!
Пора гостей нам принимать!

Дуняша .

Опять укладывается.

В ГОСТЯХ У МАШИ И ДУНЯШИ

ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ

  • Роли Маши и Дуняши исполняют взрослые.
  • Маша - веселая, трудолюбивая сестрица,
  • Дуняша - ленивая и ворчливая.

Под музыку дети парами заходят в музыкальный зал и выстраиваются полукругом у центральной стены.

Ведущая.

Дорогие дети, уважаемые гости! Разрешите начать наш осенний бал. Сегодня мы прощаемся с золотой красавицей осенью.

1-й ребенок.

Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль,

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2-й ребенок.

Вмиг заворожила взоры

Огневой своей листвой,

Колоском, созревшим в поле,

Пожелтевшею травой.

3-й ребенок.

Одарила гостья-осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями.

Кузовком лесных грибов.

4-й ребенок.

Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

М. Дорофеева

Дети исполняют песню на мотив «Круто ты попал на ТВ».

  • 1 куплет

Собрались мы в этом зале.

Чтобы петь и танцевать.

Мы друзей своих позвали,

Чтобы нам не заскучать.

Этой песней открываем

Наш осенний, яркий бал.

И все скажем для начала

«Очень круто ты попал!»

  • Припев

Круто ты попал к нам на бал!

И друзей своих приводи!

Круто ты попал к нам на бал,

Это класс!

Начинаем праздник сейчас!

  • 2 куплет.

Бродит осень по дорожкам

И заходит к детям в сад.

Сразу листья пожелтели

И летят, летят, летят...

Начинает, начинает

Осень свой прощальный бал.

Мы попали просто в сказку -

Ты попал, и я попал!

  • Припев.

5-й ребенок.

Бал в разгаре! Песни, смех!

Музыка зовет нас всех

Веселиться, танцевать!

Всем запрещено скучать!

6-й ребенок.

Руку смело дали другу.

Встали парами по кругу.

Мы танцуем очень ловко

Наш любимый танец «Польку»!

Дети исполняют танец «Веселая полька», музыка и движения по выбору музыкального руководителя.
После танца дети садятся на места.

Ведущая.

Нас в гости пригласили

Дружные сестрицы.

Они веселых танцев

И песен мастерицы.

Мы тихонько посидим.

Что же будет, поглядим.

Под русскую народную мелодию «Я на горку шла» в музыкальный зал, пританцовывая, заходит Маша. За ней медленно бредет сонная Дуняша.
Она несет большую цветастую подушку, устраивается на скамеечке спать.

Маша (поет) .

Я на горку шла, тяжело несла.
Уморилась, уморилась, уморилася!

Дуняша (лежа на скамеечке) .

Знамо дело, уморилась, уморилася!

Маша.

Пироги пекла да избу мела.
Уморилась, уморилась, уморилася!

Дуняша (садится на скамеечке) .
Ну, конечно, уморилась, уморилася!
Я всю ночь спала, и полдня спала.
Тоже очень уморилась, уморилася.
Ох, как сильно уморилась, уморилася!

Поправляет подушку и опять ложится.

Маша.

Дуня, Дуняша, вставай поскорей!
Смотри, сколько пришло к нам гостей!

Дуняша.

Не мешайте, не будите.
Лучше по домам идите...
Вовсе не хочу вставать.
Не мешайте Дуне спать!

Маша.

Дуня, уж солнышко светит давно.

Дуняша.

Подумаешь, светит. Мне все равно.

Маша.

Слушай, Дуня, хватит спать!
Пора гостей нам принимать!

Дуняша (медленно встает, читает стихотворение нараспев, с закрытыми глазами) .

Вставать по утрам неохота и лень.

Спала б я все утро, спала б я весь день.

Спала б я весь вечер, спала бы всю ночь,

А встану - опять завалиться не прочь.

Опять укладывается.

Маша.

Это, Дуня, просто лень!

Это ж надо - спать весь день!

Хватит спать, давай поднимайся

И за работу скорей принимайся!

Дуняша.

Разве ты не слышала? Уморилась я, сил никаких нет, а ты на работу зовешь!

Маша.

Что же нам, Дуняша, с тобой делать? Ребята в гости пришли, а ты то спишь, то ворчишь! Но, кажется, я придумала, как можно тебя разбудить! Сейчас мы с ребятами споем веселую песенку. Дуняша тоже очень петь любит. Точно знаю, весь сон ее как рукой снимет!

Дети исполняют веселую песню по выбору музыкального руководителя.

Дуняша (ворочается, потягивается, зевает) .

Эх! Хороша песня! Сплясать бы, да больно кушать хочется! Машка, а Машка, ты же вроде пироги собиралась печь? Давай тащи свои пироги! Сейчас мы с ребятками угостимся как следует!

Маша.

Поработай сначала, а потом уж и пироги спрашивай! Бери-ка метлу, пойдем двор мести. Гляди-ка, сколько листьев осенних нападало! (Подает Дуняше метлу.)

Маша (поет) .

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

Кружатся, плавно летят.

Дуняша.

Такие листочки красивые, неохота даже и убирать, пусть еще полетают! (Отмахивается, продолжает сидеть на месте.)

Девочки исполняют «Танец осенних листочков». Музыка и движения по выбору музыкального руководителя.

Дуняша.

На-до-е-ло! Летят и летят эти противные листья, конца-краю им не видать! Ух, и гадкая же эта осень! Нет от нее никакой радости, и пользы никакой, кроме вреда!

Маша.

Что ты говоришь, Дуняша! Как это, нет никакой радости, никакой пользы?! Ты только посмотри, какая красота вокруг! А фрукты, овощи, грибы? Запасы на зиму?

Дуняша.

Запасы, запасы. Какие такие запасы? Современные дети вообще не знают, зачем нужны эти овощи-фрукты.

Маша.

Все они прекрасно знают. Знают и то, что овощи и фрукты - полезные продукты.

Дуняша. А это мы сейчас проверим! Я сейчас загадки буду загадывать. Уверена - никто не отгадает!

Дуняша загадывает детям загадки.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад.

Ну, конечно... (виноград).

Это кто такой зеленый,

Вкусный, свежий и соленый?

Очень крепкий молодец,

Кто же это? (Огурец)

Сама пламенная,

А сердце - каменное. (Вишня)

Красный, сочный.

Вкусный, прочный.

Он растет, не тужит,

С огурцами дружит. (Помидор)

В огороде нашем жил

И со всеми он дружил.

Хвост - зелененький крючок.

Знаем, это... (кабачок).

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Как зовут его? (Арбуз)
Н. Майданик

Весною повисло.

Все лето кисло.

А сладкое стало.

На землю упало. (Яблоко)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелененькие пятки. (Морковь)

Сладкая, душистая,

Выросла в саду тенистом

Состоит из долек малых,

Очень вкусных, сочных, алых (Малина)

Белобока, круглолица.

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее... (капуста).

Дуняша.

Ну вот, я так и знала - все вперемешку. А вот где овощ, где фрукт, знает хоть кто нибудь?

Маша.

Конечно, все ребятки знают! Сейчас мы тебе это докажем.

Проводится игра «Овощи - фрукты».

Из общей кучи надо отобрать в разные корзинки муляжи овощей и фруктов, называя их.

Маша.

Видишь, Дуняша, как хорошо ребятки в овощах разбираются!

Дуняша.

Тоже мне! Разве это трудно? На овощи посмотрели и сказали, как они называются. Любой дурак может. А вот не глядя попробуйте! На ощупь, можно сказать. Спорим, никто не сможет?

Маша.

А вот и смогут! Правда, ребята?

Дуняша.

Сейчас лично проверю! Итак! Смертельный номер! Слабонервных родителей просим удалиться из зала! Экстремальное шоу «Кот в мешке»!

Проводится игра «Определи овощи и фрукты на ощупь».

В небольшом мешке сложены муляжи овощей и фруктов. Желающие дети по очереди выходят, опускают руку в мешок и, не заглядывая туда, стараются определить, что именно оказалось у них в руках. В подтверждение правильности ответа предмет достается и показывается всем. Маша хвалит ребятишек за правильные ответы.

Маша.

А знаешь, Дуняша, какие красивые стихи ребята знают об осени?!

Дуняша.

Не знаю, и знать не хочу.

Маша.

Нет, ты все же садись и слушай.

Дети читают стихи.

Я сидел сегодня дотемна

Около открытого окна.

Вдруг на подоконнике прилег

Золотистый маленький листок.

За окошком сыро и темно.

Вот он и влетел в мое окно.

Он дрожит. И видно, оттого

Шевелится хвостик у него.
В. Орлов

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Рыжий листик подружился с ветерком,

Все кружится и играет под окном.

А когда веселый ветер улетал.

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала,

Оставлять его на улице нельзя.

Пусть живет всю зиму у меня!
О. Чусовитина

Маша.

А теперь, Дуняша, послушай, как ласково дети поют об осени песни!

Дети исполняют песню «Осень пришла», слова и музыка С. Юдиной.

Дуняша.

Ну, все! Хватит! Стихи послушали, песни попели. Теперь плясать давай!

Маша.

Погоди плясать, я еще с делами не управилась. Сейчас на кухню сбегаю, проверю, как там тесто. А ты тут ребят пока развлеки чем-нибудь. А вот когда вернусь, тогда и плясать будем!

Дуняша.

Ладно. Я им сейчас прочту лекцию о пользе овощей и фруктов в детском питании. Я ведь отлично в этом деле разбираюсь! Итак, слушайте внимательно! Берем для начала свёклу столовую. Что такое свёкла? Свёкла - это самая незаменимая вещь в детском питании, а главное - в косметике! Раз! И вам обеспечен долговременный, здоровый румянец на щечках! (Трет щеки кусочками свёклы.)
Или вот, к примеру, морковь. Это же кладезь витамина альфа-бета-гамма-каротина! У зайцев, знаете, какие зубы крепкие? А почему? А все потому, что зайцы регулярно питаются морковкой. Если, конечно, их сторож не поймает.

А вот зелененький огурчик! Масочка для лица из него весьма пользительная получается. Глядите, учитесь, пока я жива, как масочку из огурчика для лица делать. Очень помогает от морщин. Особенно тем, у кого их нет!
А вот про картошечку отдельный разговор. Картошечка... А где картошка? Машка! Где картошка? Беги скорее в погреб за картошкой, а то у меня лекция срывается!

Маша (заглядывает в музыкальный зал, руки в муке) .

Сходи, Дуняша, сама. У меня тесто подошло, я пирожками занялась.

Дуняша.

Вот вечно так: все мне приходится самой делать! Где же там эта картошка? А вот она! (Берет мешок с картошкой, картошка просыпается через дырку в мешке.) Машка! Машка! Откуда дырка в мешке?

Маша (заглядывает в зал) .

Не знаю, Дуняша, может, мышки прогрызли... Попроси ребят, они помогут тебе картошку собрать.

Проводится игра «Собери картошку ложкой».

Дуняша.

Ох, плясать охота! Машка еще со своими пирогами застряла на кухне. Да ну ее! Пусть ковыряется!

Выходи, честной народ,

Сейчас Дуня в пляс пойдет!

Будем праздник отмечать,

Будем весело плясать,

Чтоб ребята захотели

В гости к нам прийти опять.

Дети исполняют общий танец по выбору музыкального руководителя.

Дуняша.

Ох, уморилась, не могу! Машка, а Машка! Ну, скоро ты там со своими пирогами? Тащи их сюда скорее! Мы давно готовы к приему пищи!

Маша.

Погоди, Дуняша, еще чуть-чуть. Пусть подрумянятся, как следует.

Ведущая.

Посиди, Дуняша, отдохни да песню нашу послушай. А название песни ты узнаешь, отгадав нашу загадку.

  • Люди ждут его, дожидаются,
  • А когда он придет, укрываются.

Дуняша. Сосед за спичками зашел? Нет, соседа вряд ли стали бы дожидаться. Может, почтальон пенсию принес? А зачем тогда от него прятаться? А! Поняла! Это же про дождик!

Дети исполняют песню «Дождик обиделся», слова М. Пляцковского, музыка Д. Львова-Компанейца.

Затем дети по очереди читают стихи.

Дети.

Дождь прошел, повсюду лужи.

Где пошире, где поуже.

Через лужу прыгнул - раз!

В лужу - шлеп! И весь рассказ!

В луже солнышко помылось,

Сразу все преобразилось.

Искупалась в луже я -

Испугалась вся семья!

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Динь-динь-дон, по лужам.

Без плащей идем и шляп:

Мы с тобою дружим.

Кап-кап-кап, динь-динь-дон,

Все танцуют под дождем,

Динь-динь-дон, кап-кап-кап.

Без плащей, зонтов и шляп.

А. Богдарин

Девочки исполняют «Танец дождя» с синими лентами.

Дуняша.

Спасибо вам, ребята! Казалась мне осень скучной и неприветливой. А теперь поняла я, сколько красоты и радости в ней для тех, кто любит трудиться!

Входит Маша с пирогами.

Маша.

Спасибо вам, ребята, за песни звонкие да танцы веселые, за стихи красивые да костюмы чудесные.

Дуняша.

Ой, Машка, вот и ты со своими пирогами! Подгорели, небось?

Маша.

Ничего и не подгорели. Вот они - румяные, душистые, сдобные!

На них корочка пшеничная,
А начинка в них - яичная.
А вот тут - вкусные
Пироги капустные.
Кто пирог с повидлом любит?
С мармеладом? Курагой?
Подходите, угощайтесь!
Пироги на вкус любой!

Всех ребяток сейчас и гостей угостим! Угощайтесь на здоровье да хвалите осень-кормилицу. А нам, Дуняша, пора. Работы в огороде еще много. Не зря в народе говорится: «Осень - запасиха, зима - подбериха». До свидания!

Дуняша и Маша уходят.

Ведущая.

Всему в природе свой черед,

За осенью зима придет.

Хоть и жалко расставаться,

Но с осенью пора прощаться.

Приглашаем всех на чай! Будем чай с пирогами пить да осень-кормилицу хвалить!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх