Знакомство со свойствами песка и глины. Знакомство с миром природы «Природный материал-песок, камни

Пояснительная записка

Актуальность

Проведение занятий по модулю «Песок. Глина. Камни» в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по экологическому воспитанию и развитию интереса к дошкольников. Задачи, поставленные на занятии, усложняются, так как педагог заинтересовывает ребенка, казалось бы на первый взгляд, скучной темой.

Кроме обобщенных знаний о предмете исследования, происходит накопление конкретных представлений о неживой природе, пополняется опыт экспериментирования. Решается важная задача – развитие навыков и совершенствование ее способов.

Особое внимание уделяется развитию умений целенаправленно рассматривать, анализировать, сравнивать объекты природы, устанавливать более глубокие связи, делать обобщения.

Учитывая необходимость подготовки детей к школе, в старшей группе детского сада в занятии по указанному модулю включаются разнообразные методы обучения: наглядные, словесные и, что очень важно, практические.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный , формирующий характер детей, занятия по модулю «Песок. Глина. Камни» планируется проводить только в игровой форме. Игры подобраны таким образом, чтобы в них присутствовала бы активная и развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

Занятии по данному модулю можно проводить как в помещении, так и на улице: участке и за его пределами.

На занятиях используется и непосредственно природный материал, коллекция камней и большой количество иллюстраций, видеоматериал.

Календарно-тематическое планирование модуль «Песок. Глина. Камни»




Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

«Песок, глина, камни»

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе,

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек).

Воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.


1. «Почему песок так хорошо сыплется?»

2 . «Посади дерево».

3 . «Где вода?»

4 . «Для чего человеку песок и глина?»

5 . «Какими бывают камни?»


прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, коллекция камней, ракушки.


«Удивительный песок. Песочные часы»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

1. «Песочная страна»?»

2. «Рисуем песком»

3.Опыт «Как сделать песочные часы»

Емкости с песком, с водой, лист бумаги, ложечки, лупы, магниты. Песочные часы.


Планируемые результаты освоения программы по модулю «Песок. Глина. Камни»:

К концу года ребенок должен уметь:

Наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

Пользоваться специальной терминологией;

С помощью взрослого, а затем самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

Доказывать возможные решения, исходя из данных, делать выводы;

Следовать устными инструкциями, даваемым взрослым;

К концу года ребенок должен знать:

Об использовании человеком факторов природной среды;

Различные свойства веществ;

Некоторые свойства почвы и входящих в ее состав песок и глину.

Глина - это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Происхождение глины.

Глина - вторичный продукт, образующийся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.

В целом по происхождению и составу все глины подразделяются на:

- глины осадочные , образовавщиеся в результате переноса в другое место и отложения там глинистых и других продуктов коры выветривания. По происхождению осадочные глины делятся на морские глины, отложившиеся на дне моря, и континентальные глины, образовавшиеся на материке.

Среди морских глин различают:

  • Прибрежно-морские - образуются в береговых зонах (зонах взмучивания) морей, незамкнутых заливах, дельтах рек. Характеризуются часто неотсортированностью материала. Быстро переходят в песчанистые и грубозернистые разновидности. Замещаются песчаными и карбонатными отложениями по простиранию Такие глины обычно переслаиваются с песчаниками, алевролитами, пластами угля и карбонатными породамм.
  • Лагунные - образуются в морских лагунах, полузамкнутых с повышенной концентрацией солей или опресненных. В первом случае глины неоднородны по гранулометрическому составу, недостаточно отсортированы и ветречаются совместно с гипсом или солями. Глины опреснённых лагун обычно тонкодисперсные, тонкослоистые, содержат включения кальцита, сидерита, сульфидов железа и др. Среди этих глин встречаются огнеупорные разновидности.
  • Шельфовые - образуются на глубине до 200 м. при отсутствии течений. Характеризуются однродным гранулометрическим составом, большой мощностью (до 100 м. и более). Распространены на большой площади.

Среди континентальных глин выделяют:

  • Делювиальные - характеризуются смешанным гранулометрическим составом, резкой его изменчивостью и неправильной слоистостью (иногда отсутствует).
  • Озёрные с однородным гранулометрическим составом и тонкодисперсные. В таких глинах присутствуют все глинистые минералы, но каолинит и гидрослюды, а также минералы водных окислов Fе и Аl преобладают в глинах пресных озёр, а минералы монтмориллонитовой группы и карбонаты - в глинах соляных озёр. К озёрным глинам принадлежит лучшие разновидности огнеупорных глин.
  • Пролювиальные , образованные временными потоками. Характеризуются очень плохой сортировкой.
  • Речные - развиты в речных террасах, особенно в пойме. Обычно плохо отсортированы. Быстро переходят в пески и галечники, чаще всего неслоистые.

Остаточные - глины, возникающие в результате выветривания различных горных пород на суше, и в море в результате изменения лав, их пеплов и туфов. Вниз по разрезу остаточные глины постепенно переходят в материнские породы. Гранулометрический состав остаточных глин изменчив - от тонкодисперсных разновидностей в верхней части залежи до неравномернозернистых - в нижней. Остаточные глины, образовавшиеся из кислых массивных пород, не пластичны или мало пластичны; более пластичны глины, возникшие при разрушении осадочных глинистых пород. К континентальным остаточным глинам относятся каолины и др. элювиальные глины. В Российской Федерации широко распространены, кроме современных, древние остаточные глины - на Урале, в Зап. и Вост. Сибири, (их много также на Украине), - имеющие большое практическое значение. В упомянутых районах на основных породах возникают глины преимущественно монтмориллонитовые, нонтронитовые и др., на средних и кислых - каолины и гидрослюдистые глины. Морские остаточные глины образуют группу глин отбеливающих, сложенных минералами монтмориллонитовой группы.

Глина есть повсюду. Не в смысле - в каждой квартире и тарелке борща, а в любой стране. И если алмазов, желтого металла или черного золота кое-где не хватает, то глины хватает везде. Что, в общем, неудивительно - глина, осадочная порода, это камень, потертый временем и внешним влиянием до состояния порошка. Последняя стадия эволюции камня. Камень-песок-глина. Впрочем, последняя? И песок может залежатса в камень - золотистый и мягкий песчаник, а глина стать кирпичом. Или человеком. У кого какая удача.

Глину окрашивает камень-создатель и соли железа, алюминия и тому подобных полезных ископаемых, оказавшихся рядом. В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.

Ранее глину добывали по берегам рек и озер. Или копали специально под нее яму. Затем глину оказалось возможным не копать самостоятельно, а купить у гончара, например. Во времена нашего детства обычную, красную глину, выкапывали сами, а благородную белую покупали в магазинах для художников или, особенно чистую, в аптеке. Теперь в найпоганенький лавке, торгующей косметикой, непременно есть глина. Правда, не совсем в чистом виде, а в смеси с различными моющими, увлажняющими и питательными средствами.

Наша земля глиной богата. Пробиты в суглинистом почве дороги и тропы в жару становятся источниками пыли, а в слякоть - сплошной грязью. Глинистый пыль покрывал путника с головы до ног и добавлял домашней работы хозяйкам, чей дом стоял у дороги. Удивительно, но вблизи дорог, одетых в асфальт, пыли меньше не стало. Правда, с рыжего он стал черным. Багульник, густо замешано на глине, не только мешает ходить пешеходу и ездить колесу, но и под настроение не против проглотить сапог или джип.

Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китайской Народной Республике (КНР)), монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов (глинистые минералы), но может содержать и песчаные и карбонатные частицы. Как правило породообразующим минералом в глине является каолинит, его состав: 47 % оксида кремния (IV) (SiO 2), 39 % оксида алюминия (Al 2 О 3) и 14 % воды (Н 2 0). Al 2 O 3 и SiO 2 - составляют значительную часть химического состава глинообразующих минералов.

Диаметр частиц глин менее 0,005 мм; породы, состоящие из более крупных частиц, принято классифицировать как лёсс. Большинство глин - серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Окраска обусловлена примесями ионов - хромофоров, в основном железа в валентности 3 (красный, желтый цвет) или 2 (зеленый, синеватый).

Сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. К тому же глина обладает связывающей способностью: с порошкообразными твердыми телами (песок) дает однородное "тесто", также обладающее пластичностью, но уже в меньшей степени. Очевидно, что чем больше в глине примеси песка или воды, тем ниже пластичность смеси.

По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие".

Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и скользка на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. Тесто", приготовленное из нее, нежное. Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые "отощающие" вещества: песок, "тощую" глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и проч.

Глины малопластичные или непластичные называются "тощими". На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси (хрустят на зубах), при разрезании ножом не дают стружек. Кирпич из "тощей" глины непрочен и рассыпчат.

Важным свойством глины является ее отношение к обжигу и вообще к повышенной температуре: если замоченная глина на воздухе твердеет, высыхает и легко вытирается в порошок, не претерпев при этом никаких внутренних изменений, то при высокой температуре происходят химические процессы и состав вещества меняется.

При очень высокой температуре глина плавится. Температура оплавливания (начала плавления) характеризует огнеупорность глины, которая неодинакова для различных ее сортов. Редкие сорта глины требуют для обжига колоссального жара - до 2000°С, трудно получаемого даже в заводских условиях. В этом случае возникает необходимость снижения огнеупорности. Снизить температуру оплавливания можно за счет введения добавок следующих веществ (до 1% по массе): магнезии, окиси железа, извести. Такие добавки называются флюсами (плавнями).

Окраска глин разнообразна: светлосерая, голубоватая, желтая, белая, красноватая, бурая с различными оттенками.

Минералы, содержащиеся в глинах:

  • Каолинит (Al2O3·2SiO2·2H2O)
  • Андалузит, дистен и силлиманит (Al2O3·SiO2)
  • Галлуазит (Al2O3·SiO2·H2O)
  • Гидраргиллит (Al2O3·3H2O)
  • Диаспор (Al2O3·H2O)
  • Корунд (Al2O3)
  • Монотермит (0,20·Al2O3·2SiO2·1,5H2O)
  • Монтмориллонит (MgO·Al2O3·3SiO2·1,5H2O)
  • Мусковит (K2O·Al2O3·6SiO2·2H2O)
  • Наркит (Al2O3·SiO2·2H2O)
  • Пирофиллит (Al2O3·4SiO2·H2O)

Минералы, загрязняющие глины и каолины:

  • Кварц(SiO2)
  • гипс (CaSO4·2H2O)
  • доломит (MgO·CaO·CO2)
  • Кальцит (CaO·CO2)
  • Глауконит (K2O·Fe2O3·4SiO2·10H2O)
  • Лимонит (Fe2O3·3H2O)
  • Магнетит (FeO·Fe2O3)
  • Марказит (FeS2)
  • Пирит (FeS2)
  • Рутил (TiO2)
  • Серпентин (3MgO·2SiO2·2H2O)
  • Сидерит (FeO·CO2)

Глина появилась на земле много тысяч лет назад. Ее «родителями» считаются известные в геологии породообразующие минералы - каолиниты, шпаты, некоторые разновидности слюды, известняки и мраморы. При опрделенных условиях даже некоторые виды песка трансформируются в глину. Все известные породы, имеющие геологические выходы на поверхности земли, подвержены влиянию стихий - дождя, вихревой бури, снегов и паводковых вод.

Перепады температур днем и ночью, нагревание породы солнечными лучами способствуют появлению микротрещин. В образовавшиеся трещинки попадает вода и, замерзая, разрывает поверхность камня, образуя на ней большое количество мельчайшей пыли. Природные циклоны дробят и растирают пыль в еще более мелкую пыль. Там, где циклон меняет свое направление или просто затихает, со временем образовываются огромные скопления частичек породы. Они спрессовываются, пропитываются водой, и в результате получается глина.

В зависимости от того, из какой породы образуется глина и каким образом идет ее образование, она приобретает различные цвета. Наиболее часто встречаются желтая, красная, белая, голубая, зеленая, темно-коричневая и черная глины. Все цвета, кроме черного, коричневого и красного, говорят о глубинном происхождении глины.

Цвета глины определяются присутствием в ней следующих солей:

  • красная глина - калий, железо;
  • зеленоватая глина - медь, двухвалентное железо;
  • голубая глина - кобальт, кадмий;
  • темно-коричневая и черная глина - углерод, железо;
  • желтая глина - натрий, трехвалентное железо, сера и ее соли.

Различно окрашеные глины.

Также мы можем привести промышленную классификацию глин, которая основывается на оценке этих глин по совокупности ряда признаков. К примеру, это внешний вид изделия, цвет, интервал спекания (плавления), стойкость изделия к резкой смене температуры, а также прочность изделия к ударам. По данным признакам можно определить название глины и ее назначение:

  • фарфоровая глина
  • фаянсовая глина
  • беложгущаяся глина
  • кирпичная и черепичная глина
  • трубочная глина
  • клинкерная глина
  • капсульная глина
  • терракотовая глина

Практическое использование глины.

Глины широко применяются в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнческих предметов торговли), строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стойматериалов), для бытовых нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Производимый из керамзитовых глин путём отжига со вспучиванием керамзитовый гравий и песок широко используются при производстве строительных материалов (керамзитобетон, керамзитобетонные блоки, стеновые панели и др.) и как тепло- и звукоизоляционный материал. Это лёгкий пористый строительный материал, получаемый путём обжига легкоплавкой глины. Имеет форму овальных гранул. Производится также в виде песка - керамзитовый песок.

В зависимости от режима обработки глины получается керамзит различной насыпной плотности (объемного веса) - от 200 до 400 кг/ M3 и выше. Керамзит обладает высокими тепло- и шумо-изоляционными свойствами и используется преимущественно как пористый заполнитель для лёгких бетонов, не имеющий серьёзной альтернативы. Стены из керамзитобетона долговечны, имеют высокие санитарно-гигиенические характеристики, а сооружения из керамзитобетона, построенные более 50 лет назад, эксплуатируются и по сей день. Жилье, возводимое из сборного керамзитобетона, дёшево, качественно и доступно. Самым крупным производителем керамзита является Россия.

Глина является основой гончарного, кирпичного производства. В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных предметов торговли.

Природная красная глина.

В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Fe2O3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

Белая глина.

Ее месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.)

Пористая керамическая масса.

Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет - от чисто-белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

Майолика - это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

Название «майолика» происходит от острова Майорка, где ее впервые использовал скульптор Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические предмета торговли из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.

Каменная керамическая масса.

Основу этого сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Во влажном состоянии оно имеет черно-коричневый цвет, а после сырого обжига - цвет слоновой кости. При нанесении глазури каменная керамика превращается в прочное, водостойкое и несгораемое изделие. Она бывает очень тонкой, непрозрачной или в виде однородной, плотно спекшейся массы. Рекомендуемая температура обжига: 1100-1300 °С. При ее нарушении глина может рассыпаться. Материал используют в различных технологиях изготовления гончарных предметов торговли из пластинчатой глины и для моделирования. Отличают предмета торговли из красной глины и каменную керамику в зависимости от их технических свойств.

Глина для фарфоровых предметов торговли состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига - белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 °С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических издержек, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким во-допоглощением. - Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.

Различные предмета торговли из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С.

Крупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных предметов торговли в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. - Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в1300°С.

Это глиняная масса с содержанием оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.

Массы с цветным пигментом.

Пигменты - это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды - основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния - коричневый и пурпурный, оксид никеля - серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, понижая температуру плавления глины. При окраске предметов торговли температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа - красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.

Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.

Техническая керамика.

Техническая керамика - большая группа керамических предметов торговли и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства (большое удельное объемное и поверхностное сопротивление, большую электрическую прочность, небольшой тангенс угла диэлектрических потерь).

Производство цемента.

Для изготовления цемента сначала добывают карбонат кальция и глину из карьеров. Карбонат кальция (приблизительно 75 % количества) измельчают и тщательно перемешивают с глиной (примерно 25 % смеси). Дозировка исходных материалов является чрезвычайно трудным процессом, так как содержание извести должно отвечать заданному количеству с точностью до 0,1 %.

Эти соотношения определяются в специальной литературе понятиями «известковый», «кремнистый» и «глиноземистый» модули. Поскольку химический состав исходных сырьевых материалов вследствие зависимости от геологического происхождения постоянно колеблется, легко понять, как сложно поддерживать постоянство модулей. На современных цементных заводах хорошо зарекомендовало себя управление с помощью ЭВМ в комбинации с автоматическими методами анализа.

Правильно составленный шлам, подготовленный в зависимости от избранной технологии (сухой или мокрый метод), вводится во вращающуюся печь (длиной до 200 м и диаметром до 2-7 м) и обжигается при температуре около 1450 °C - так называемой температуре спекания. При этой температуре материал начинает оплавляться (спекаться), он покидает печь в виде более или менее крупных комьев клинкера (называемого иногда и портландцементным клинкером). Происходит обжиг.

В результате этих реакций образуются клинкерные материалы. После выхода из вращающейся печи клинкер попадает в охладитель, где происходит его резкое охлаждение от 1300 до 130 °C. После охлаждения клинкер измельчается с небольшой добавкой гипса (максимум 6 %). Размер зерен цемента лежит в пределах от 1 до 100 мкм. Его лучше иллюстрировать понятием «удельная поверхность». Если просуммировать площадь поверхности зёрен в одном грамме цемента, то в зависимости от толщины помола цемента получатся значения от 2000 до 5000 см² (0,2-0,5 м²). Преобладающая часть цемента в специальных емкостях перевозится автомобильным или железнодорожным транспортом. Все перегрузки производятся пневматическим способом. Меньшая часть цементной продукции доставляется во влаго- и разрывостойких бумажных мешках. Хранится цемент на стройках преимущественно в жидком и сухом состояниях.

Вспомогательная информация.

"Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови... Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется..."
(Отрывок из сказки “Чудесная кладовая” Ильина М. и Сегал Е.)

Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения. В нашем дошкольном учреждении был разработан и реализован исследовательско-творческий проект "Изучаем почву", в ходе которого решались задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем через организацию экспериментальной деятельности в детском саду. В рамках этого проекта дети подготовительной группы участвовали в интегрированной ООД “Познание. Формирование целостной картины мира” по теме: “Знакомство со свойствами песка и глины”.Практическое использование данной разработки позволит педагогам сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта - почвы, свойствах песка и глины.

Цель – познакомить детей с такими компонентами неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.

  • образовательные : расширять кругозор детей о земле, выделить 4 лексических значения слова “земля” (планета; суша; поверхность, среда, в которой живут растения и животные), закрепить новые знания с помощью демонстрации предметов (глобуса, карты, модели “почвы” из 4-х слоев) и презентации на ноутбуке “Песок и глина”, создать проблемную ситуацию исследования, с помощью игровой деятельности и кукол (Магистра Песочных наук и Профессора Глиняных наук) познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности, использовать для опытов лупы, колбы, стеклянные стаканы, микроскопы; понимать лексическое значение слов “лаборатория”, “исследователь”, расширить словарь: “сыпучий”, “рыхлый”, “пропускает воду”, “липкая “вязкая”, “песчинки”, “комочки”, “барханы”; закрепить навыки рисования и лепки из песка и глины, уметь составлять небольшой связный рассказ о свойствах материалов, формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, ознакомить с экспонатами Музея песка и глины; уточнить знания детей о значении песка и глины в жизни человека.
  • развивающие : развивать умение наблюдать, сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
  • воспитательные : воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.

Материалы и оборудование: стол для воспитателя, 5 столов для трех лабораторий, стулья, глобус, физическая карта России, черный ящик (в котором лежат песок, глина, письмо), модель земли-почвы из 4-х слоев в круглом аквариуме; презентация “Песок и глина”, компьютерное обеспечение, две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук; театральная ширма, ширма с вешалками и халатами, белые халаты для воспитателя и детей; на 1 столе : образцы разноцветных песка и глины на демонстрационных тарелочках; на 2 столе : большая и маленькая лупы, одноразовые белые тарелочки, 2 больших стеклянных стакана с песком и глиной, маленькие стаканы с песком и глиной, одноразовые стаканчики с водой, микроскопы с образцами песка и глины, для иллюзии “ветра” : стеклянные колбы и трубочки для коктейля, для свойств сыпучести и рыхлости : тарелочки с песком и глиной, одноразовые тарелочки, пластмассовые палочки, для рисования на песке : демонстрационный стол с кварцевым песком, для лепки : влажный песок, мягкая глина 3-х видов; образцы вылепленных цветов, трубочки, доски для лепки, влажные салфетки, для Музея песка и глины : стеллажи с демонстрационными полками, накрытые занавесом с надписью “Музей песка и глины”, иллюстрации, предметы: глиняная посуда, изделия из стекла, фарфоровая и фаянсовая посуда, дымковская игрушка, комнатный цветок в глиняном горшке, косметическая глина, картины из кварцевого песка, кирпич, облицовочная плитка, песочные часы.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Безопасность”, игровая деятельность.

Методы и приемы:

Наглядные: показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка и глины по цвету, рассматривание экспонатов Музея глины и песка.

Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.

Практические : опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.

Игровые: игра-театрализация с игрушкамиМагистром Песочных наук и Профессором глиняных наук.

Материалы и оборудование на разных этапах ООД:

Вид деятельности Материалы, оборудование:
1. Вводная часть. Сюрпризный момент. Глобус, физическая карта России, черный ящик, в котором песок, глина, письмо, модель земли-почвы с 4 слоями в круглом аквариуме. Презентация “Песок и глина”, компьютерное обеспечение.
2. Введение в проблему. Две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук. Ширма с вешалками и халатами.

Белый халат для воспитателя, белые халаты для детей.

3.1 Практическо -исследовательская часть.

1-я лаборатория “Наблюдатели”. Опыты 1, 2. Прозрачность, цвет

На 1 столе : образцы разноцветных песка и глины на демонстрационных тарелочках, таблички “песок” и “глина”
3.2 Опыт 3. Запах материалов. На 1 столе: образцы песка и глины.
3.3 Опыты 4.

Из чего состоят сухие песок и глина

На 2 столе : для воспитателя – большая и маленькая лупа; для детей – лупы; одноразовые белые тарелочки, песок и глина.
3.4 Опыт 5. Взаимодействие в водой. На 2 столе:

для воспитателя – 2 стеклянных стакана с песком и глиной, сосуд с водой, для детей : стеклянные стаканчики с песком и глиной – одноразовые стаканчики с водой.

3.5

Опыт 6. Наблюдение через микроскоп.

На 3 и 4 столах: микроскопы с образцами песка и глины.
3.6 Опыт 7. Сыпучесть. Для воспитателя и детей: в стаканчиках песок и глина., одноразовые тарелочки - 9 шт.
3.7 Опыт 8. “Ветер”. На 5 столе: для воспитателя и детей – стеклянные колбы и трубочки для коктейля (для выдувания)
3.8 Опыт 9. Рыхлость. Тарелочки с песком и глиной, пластмассовые палочки.
4. Практическо-художественная часть. 3-я лаборатория “Творцы”.

а) Рисование кварцевым песком.

б) Лепка из песка и глины.

Демонстрационный стол с кварцевым песком, разноцветная мягкая глина 3-х видов, трубочки, образцы цветов из глины
5. Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины Две игрушки : Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук.
Последующая работа. Экскурсия в Музей песка и глины. Беседа о значении материалов в жизни человека. Стеллажи с демонстрационными полками, накрытые занавесом с надписью “Музей песка и глины”.

Предметы для “музея”: глиняная посуда, изделия из стекла, фарфоровая и фаянсовая посуда, дымковская игрушка, комнатный цветок в глиняном горшке, косметическая глина, песочные часы, картины из кварцевого песка, кирпич, облицовочная плитка; иллюстрации.

Вводная часть. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети...
А по весне стоит вся в цвете.
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети...
(Земля)

Ребята, что означает слово “земля”? (Выделяем 4 значения слова “Земля”: планета, суша или материк, поверхность, среда, в которой живут насекомые, сажают растения...)

Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим... Вам приходилось где-нибудь наблюдать за землей? Какая она?

Как выдумаете: из чего состоит земля? (Варианты ответов.) Правильно, земля бывает разная. Она состоит из нескольких слоев (Показывает модель почвы из 4-х слоев.)

От чего зависит цвет земли? (От того, из чего она состоит.) Сегодня мы начнем изучать землю. С чего мы начнем?...(Обращает внимание детей на черный ящик.) А может ответ на вопрос находится в этом черном ящике? Внимание! Черный ящик. (Дети отгадывают загадки.)

Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
она понадобится сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Правильно, сегодня мы будем изучать песок и глину. (Достает их из черного ящика.) Смотрите, здесь есть еще необычное письмо. Интересно, а что в нем написано? (Воспитатель достает из черного ящика письмо, читает его.)

... Здравствуйте, дорогие ребята! Если вам интересно исследовать и узнавать новое, то приглашаем вас посетить нашу лабораторию... Если вы согласны, то начните с просмотра нескольких слайдов. Ваши добрые друзья

Итак, внимание на экран... Презентация

Введение в проблему. Создание игровой ситуации.

Сегодня мы с вами будем исследователями. И отправимся в путешествие с новыми друзьями. Один из них - представитель из страны песка. Значит, его страна называется... (песочная). И зовут его Магистр Песочных наук . А другой - гость из страны глины. Значит, его страна называется... (глиняная). Его зовут Профессор Глиняных наук.

Ребята, с нашими героями произошла забавная история. Встретились они друг с другом и стали спорить: кто из них важнее. Давайте поможем им решить спор. Мы с вами отправимся в лабораторию , где будем исследовать песок и глину. А потом ответим на вопрос: кто из наших друзей главнее. Итак, надеваем специальную одежду с эмблемой и идем в лабораторию.

Практическо-исследовательская часть. Опытническая деятельность в лабораториях №1, №2.

1-я лаборатория “Наблюдатели”

Опыт 1. На столе № 1 на тарелочках лежат песок и глина. Видите ли вы дно тарелки? (Нет.) Что можно сказать о прозрачности песка и глины? (Они не прозрачны.)

Опыт 2. Какие материалы по цвету? От чего зависит цвет? (От минералов, из которых он состоит. Могут быть разноцветными.

Опыт 3. Какие материалы по запаху? (Не имеют запаха.)

Опыт 4. Из чего состоит песок, глина? Давайте потрем песок и щепотку глины между пальцами. Посмотрим на них через лупу. (Песок состоит из песчинок, а глина из комочков разного размера.)

Опыт 5. Как песок или глина дружат с водой? (Налить воду в стаканчики с песком и глиной, одновременно и поровну. Вывод: песок хорошо впитывает воду, а глина – плохо.)

2-я лаборатория “Экспериментаторы”

Опыт 6. Почему песок впитывает воду быстрее глины?

(Дети через микроскоп рассматривают песок и глину. Вывод: у песка частички маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу. У глины частички тесно прижаты друг к другу.)

Опыт 7. Высыпать из стаканчиков на лист бумаги песок и глину. Что высыпалось легче и почему? (Вывод: песок в ысыпался легче, потому что он сыпучий; глина высыпалась с трудом, т.к. она слипается комочками при взаимодействии с водой.)

Опыт 8. “Ветер”. Дети, что такое “ветер”? (Это потоки воздуха.) Давайте создадим ветер и посмотрим, что происходит с песком. (Дети берут прозрачные стаканы, в которые заранее насыпан кварцевый песок, дуют через трубочку от коктейля, создают иллюзию “ветра”.)

Вывод: песчинки разлетаются, а глина неподвижна или двигается с трудом. Где можно увидеть такое явление – ветер с песком? (В пустыне.) В пустыне под сильным воздействием ветра образуются барханы – песчаные холмы сыпучего песка, навеянные ветром.

Опыт 9. Палочку воткнуть в песок и глину. Вывод: палочка легко втыкается в песок, т.к. он рыхлый, в глину – с трудом, т.к.она вязкая, липкая.

Практическо-художественная часть. Рисование и лепка в лаборатории №3.

3-лаборатория “Творцы”

Можно ли рисовать на песке и глине? (Можно.)

Можно ли лепить из песка и глины? Вывод: из влажного песка можно сделать куличики и шарики, они плохо сохраняют форму, разваливаются. Из глины можно что-нибудь слепить Глина хорошо сохраняет форму, пластичная.

Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины

Воспитатель (обращается к игрушкам Магистру Песочных наук и Профессору Глиняных наук): Друзья, сегодня наши дети побывали в лабораториях и исследовали свойства песка и глины. Теперь они вам расскажут, что они узнали нового об этих материалах.

(Дети составляют небольшие связные рассказы “Что я знаю о песке и глине...”.)

Итак, наши друзья спорили, кто из них главный. А вы как считаете? (Они оба главные, потому что имеют большое значение в жизни человека.)

Воспитатель и дети снимают одежду для опытов и покидают лабораторию.

Воспитатель: Дети, наши персонажи остались довольны вашими рассказами. Они приглашают вас совершить экскурсию в “Музей песка и глины”. Там они с вами побеседуют о значении материалов в жизни человека.

Воспитатель благодарит детей. Магистр Песочных наук и Профессор Глиняных наук прощаются.

Последующая работа - экскурсия в “Музей песка и глины”.

Дети рассматривают экспонаты Музея, закрепляют свойства песка и глины, называют сферы деятельности человека, где применяется песок и глина.

Применение песка и глины:

Где используется песок Где используется глина
В производстве стекла. В производстве форфора, фаянса (тарелок, чашек, ваз).
В строительстве. Песок добавляют в цемент для производства кирпича. В производстве керамической посуды (кувшинов, горшков, ваз). Изделия из глины прочные и долговечные.
В цветоводстве. При изготовлении кирпича.
В психологии и работе с детьми как песочная терапия. В строительстве. Глина - хороший строительный материал. Долго сохраняет тепло. Глиной утепляют потолки.
Для здоровья полезно ходить босиком по песку. В строительстве используется как гидроизолятор.
В художественном творчестве - рисовании кварцевым песком и на песке. В производстве облицовочной плитки и черепицы.
В лепке – создании песочных скульптур, лабиринтов, панно. В косметике – маски и з глины.
В медицине используются песочные часы. Является великолепным антисептиком, используется в медицине (лечение грязями).
Игры в песочнице. В декоративно-прикладном творчестве. Изготовление дымковской игрушки.
Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар. Глина является прекрасным звукоизолятором.

Литература.

  1. Ковинько Л.В. Секреты природы – это интересно! – М.: “Линка-Пресс”, 2004.
  2. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами в подготовительной группе. – М.: “Педагогическое общество России”, 2006.
  3. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. Блок занятий “Почва”. – М.: ООО “Карапуз-дидактика”, 2005.
  4. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. Блок занятий “Песок, глина, камни”. – М.:, ООО “Карапуз-дидактика”, 2007.
  5. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы? – М.: Творческий центр “Сфера”, 2005.

· Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)

· Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)

· Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?

· Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)

· Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?

· Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?

Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Почва

· Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)

· Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

· Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

· Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, уход за комнатными растениями)?

· Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики : Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в уголке природы, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)

Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (8-12 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок у, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания. Неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

Результаты диагностики (начало и конец учебного года)


Календарно-тематический план

Дата № п/п Тема занятия Материал Форма организации Примечание
Сентябрь 1. «Что такое природа» Объекты природы и сделанные руками человека предметы (например, кусочек гранита, кирпича, букет живых цветов и искусственные растения и т.д.) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Игра с мячом «Природа – «неприрода». Игра с ящиком ощущений. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.140
2. «Живая и неживая природа» Карточки с изображением объектов живой и неживой природы, репродукции картин (пейзажей). Беседа. Игра с мячом «живое – неживое». Рассматривание репродукций пейзажей. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.146
3. Вода вокруг нас (вода в природе, водоемы, осадки). Пластиковые бутылки для воды. Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
4. Волшебница вода (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода). Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дидактическая игра. « Какой вода бывает?»
Октябрь 5. Ходит капелька по кругу (круговорот воды в природе). Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Стихотворение Г. Люшнина «Капелька» См. Н.А. Рыжова «Волшебница вода» стр.25
6. Водные растения и животные. Загрязнение водоемов. Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений. Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.
7. Воздух и его свойства. Надувные резиновые шарики, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка. Вопросы воспитателя. Введение сказочных персонажей. Опыты. Наблюдение на прогулке (обратить внимание на выдыхаемый воздух, на ветер, который дует и колышет ветви деревьев). Игры с мячами. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.8 Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» стр.61
8. Воздух вокруг нас. Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы. Беседа с детьми в ходе экспериментирования. Изготовление бумажных самолетиков. Игра «Почему летает». Чтение художественной литературы (сказки, в которых упоминается ветер «Сказка о царе Салтане…», «Соловей – Разбойник» и т.д.). Взаимодействие с родителями (предложить ребенку во время купания надувную игрушку, погружая в воду, наблюдать, как из нее выходит воздух, зарисовать). Н.Е. Веракса «Поисково – исследовательская деятельность с дошкольниками»
Ноябрь 9. «Вот труба – над нею дым» Пылесос, картинки с изображением автомобилей, заводов с трубами. Рассказ «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка». Введение сказочного персонажа. Наводящие вопросы воспитателя. Предположения детей. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.97.
10. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. Горшочки для посадки растений (для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) Беседа в уголке природы и практические занятия в уголке экспериментирования
11. Солнце источник света и тепла. Сезонные изменения в природе. Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка. Беседа в уголке комнаты природы и практические занятия в уголке экспериментирования Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.
12. Легенды и сказки о солнце. Художественные произведения: легенды и сказки о солнце. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением
Декабрь 13. Что у нас под ногами. Песок, глина. Песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки. Банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделия из глины (игрушки, посуда, поделки), салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки. Опытно – исследовательская деятельность, беседа, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами».
14. Удивительные камни. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов. Сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы. Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками. Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы, ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 77.
15. Магнит и его свойства. Металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей. Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы – ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 112
16. Почва – живая земля. Таблицы, схемы, указатели. Карандаши. Толковый словарь. Для опытов: образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, стаканы с водой. Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение). Решение проблемных ситуаций, исследование. Рассматривание предметов исследования, схем, моделей; Выполнение опытов, составление схем-моделей.
Январь 17. Жители подземного царства. Мешочек с землей. Ключ. Совочек, презентация. Для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы. Иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи. Вопросы. Указания. Художественное слово. Показ презентации. Игры, пальчиковая гимнастика. Отгадывание загадок. Проведение опытов. Чтение стихов. Гимнастика для глаз.
18. Загрязнение почвы, ее влияние на жизнь обитателей «подземного царства». Образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва. Комочки влажной и рыхлой земли. Большая банка. 2 банки с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт обруч-4 шт. Рассказ воспитателя, опыт «Как происходит загрязнение почвы», работа с иллюстрированным материалом, практическая деятельность детей совместно с воспитателем.
19. Разнообразие видов растений в природе. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото». Сюрпризный момент (посылка от лесных зверей), Обобщающая беседа. Дидактическая игра лото. Моделирование.
20. Как узнать растения (части растений). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий
Февраль 21. Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром. Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника. Занятие на тему: « Крылатые семена» Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка стр.51
22. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. Экспериментирование. Беседа «Растения теневыносливые и светолюбивые». Наблюдение.
23. Растения – пища для животных и человека. Иллюстрации трав, овощей, фруктов, злаков. Дидактическая игра. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром. Беседа по вопросам и иллюстрациям. Дидактическая игра «Кто что ест?»
24. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений. Кукла Айболит. Игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений» «Секреты Лесовичка» - рассказ о лекарственных растениях. См. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология.» стр. 90
Март 25. Разнообразие животного мира. Знакомство с различными представителями животного мира. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные». Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию.
26. Рыбы (аквариумные, пресноводные – прудовые, речные, морские, океанические). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках». Рассматривание иллюстраций с видами рыб и мест их обитания, наблюдение за рыбами в аквариуме, рисование рыб цветными карандашами, беседа по содержанию.
27. Земноводные. Демонстрационный материал «Земноводные». Рассматривание иллюстраций с видами земноводных и мест их обитания, беседа по содержанию.
28. Пресмыкающиеся. Демонстрационный материал «Пресмыкающиеся» Рассматривание иллюстраций с видами пресмыкающихся и мест их обитания, беседа по содержанию.
Апрель 29. Насекомые. Демонстрационный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки - садки для насекомых. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми. Рассматривание картинок с изображением насекомых, беседа по содержанию.
30. Птицы. Наглядный материал «Птицы». «Какая птица, где живет» дидактическая игра. Рассматривание иллюстраций с видами птиц и мест их обитания. Беседа по содержанию.
31. Звери. Наглядный материал «Звери». «Звери, какие они?» Рассматривание иллюстраций. Группировка по общим признакам.
32. Животные разных континентов. Красная книга Природы. Наглядный материал по теме. Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природы, в том числе и человека.
Май 33. Лес - как пример сообщества. Иллюстрации с видами леса, его обитателями. Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова. Н.А. Рыжова «Кто в доме природе живёт» материалы блока « Лес». Хрестоматия для детского сада. (Стихи о природе. Стр.97.
34. Лес и человек. Охрана леса. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения в природе. Вопросы. Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
35. Десять заповедей друзей природы. Наглядный материал. Карандаши, бумага. Дидактическая игра «Угадай правило». Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
36. Нужны все на свете (Обобщение знаний) Костюмы по содержанию. Экологический вечер развлечений: « Земля наш общий дом»

Литература

1. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «Карапуз – Дидактика»,2005.

2. Рыжова Н.А., Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

3. Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

4. Рыжова Н.А., Экологический проект «Мое дерево». – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

5. Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня. – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

6. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.

8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.

9. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх