Жизненные ценности современных подростков. Ценности и ценностные ориентиры современных подростков

Лукашенко Анжелика

Исследовательская работа на НПК "Шаг в будущее" о ценностях и ценностных ориентирах современных подростков. Объектами изучения стали старшие и младшие подростки МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»

Ценности и ценностные ориентиры

современных подростков

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Секция «Социология»

Выполнила

Ученица МКОУ СОШ №19 им.

Л.А. Попугаевой

6Б класса

Лукашенко Анжелика

Руководитель

С.А. Лукашенко (Петс)

Учитель

Высшей квалификационной категории

Контактный телефон 89142595129

Удачный 2013

Введение______________________________________________3

I.1 Понятие «ценность» в исследовательской литературе_______5

I.2. Теоретические основы ценности и иерархия

ценностных ориентиров_________________________________8

I.3 Классификация человеческих ценностей_________________10

I.4 Воспитание ценностных ориентаций____________________12

Глава II. Исследование ценностей и ценностных ориентиров у младших и старших подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой___________________________________________16

Заключение___________________________________________20

Литература___________________________________________21

Приложение__________________________________________22

Введение

Проблема ценностей и ценностных ориентаций активно разрабатывается учеными. Известны работы таких исследователей как Чарльз Уильям Моррис (1901-1979) - американский философ, автор книги «Основания теории знаков», Клайд Клакхон (1905-1960) - американский социальный антрополог, Толкотт Парсонс (1902-1979) - американский социолог-теоретик, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии, Леонид Михайлович Архангельский (1919-1982) – советский доктор философских наук, Олег Григорьевич Дробницкий (1933-1973) – советский доктор философских наук, автор книги «Моральная философия» и др.

Объектом исследования являются ценности и ценностные ориентации современных подростков.

Цель

Задачи:

Методы исследования:

1. Анкетирование учащихся 5-6 и 10-11 классов;

3. Метод количественных подсчетов и сплошной выборки.

Исследование и создание исследовательской работы проведено по плану:

Изучение литературы по поставленной проблеме;

Проведение анкетирования среди учащихся 5-6 и 10-11 классов;

Обобщение и анализ полученных результатов;

Оформление работы.

Глава I. Понятие ценностей и ценностных ориентиров

I.1 Понятие «ценность» в исследовательской литературе

В ХХ веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали культура новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира,- система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействия людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой- то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.

Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях, а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих ситуациях.

В целом классический период развития социальной науки характеризуется разнообразными подходами к трактовке ценностей.

Ч. Моррис считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами. Всякая ситуация, в которой осуществляется предпочитаемое поведение, является оценочной ситуацией.

Еще один исследователь К. Клакхон считает, что ценность - есть концепция того, что желательно, характерная для индивида или группы и оказывающая влияние на выбор доступных способов, средств и целей действия.

Согласно концепции ценностей Т. Парсонса, главная дифференциация ценностей связывается с классами объектов, от которых человеческие действия неотделимы. С одной стороны, к оценке самих культурных образцов, а с другой, - к четырем крупным категориям объектов, с которыми человек всегда имеет дело: к социальной системе, системам личности, организмов и физического мира. Однако данная позиция не нашла широкой поддержки.

Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элементы действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях.

Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой и в современной науке. Первые публикации, посвященные проблемам ценностей, появились в СССР в конце 50-х - начале 60-х годов.

Около полувека ценностная проблематика находится в центре внимания отечественных социологов. Все они вплоть до начала 1990-х годов выражали свою приверженность марксистскому видению ценностных феноменов, отражающих весь спектр жизненных значимостей (как положительных, так и отрицательных) - С. Ангелов, Л.М. Архангельский, В.В. Гречаный, О.Г. Дробницкий и др.

Новейшие исследования ценностей социологов свидетельствуют о сдвиге ценностей. Естественно, это не могло не повлиять на содержание понятия "ценность". С их точки зрения, ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы и соотносят свои действия.

I.2. Теоретические основы ценности и иерархия ценностных ориентиров

Наряду с этим, среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, то есть присущи максимальному количеству людей, например свобода, труд, творчество, гуманизм, солидарность, человеколюбие, семья, дети и др.

Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности.

Сегодня ценностные ориентации рассматривают как определенную совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.

В целом, ценностные ориентации – это понятие, отражающее положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности.

Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально – структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

Таким образом, ценностные ориентации – это:

Идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней;

Способ определенной дифференциации индивидом объектов по их значимости.

Итак, мы определили, что ценности – это концепции жизненных предпочтений личности (или социальной группы), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное состояние, ценностные ориентации - это результат осознанного выбора того или иного варианта действия.

I.3 Классификация человеческих ценностей

Мир человеческих ценностей невероятно многообразен. Классифицировать ценности возможно по многим основаниям. Критерием их классификации могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями (на этом основании ценности делят на материальные и духовные). Дифференцируя ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы (например, молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы, как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д.

Следует обратить внимание на те ценности, которые социологи называют базовыми. Они составляют стержень ценностного сознания личности, предопределяя ее поступки в различных сферах жизнедеятельности.

В рамках собственно социологического анализа ценностей их разделение на ценности-цели и ценности-средства предпринял М. Рокич. Теоретические посылки, на которых М. Рокич строил свой анализ, сводились к следующему: 1) общее количество действительно значимых и поэтому мотивирующих человеческое поведение ценностей невелико; 2) схожие ценности, носителями которых выступают люди, обладают для каждого из них различной значимостью; 3) все ценности организованы в системы; 4) корни ценностей конкретного человека мы обнаруживаем в культуре тех или иных социальных общностей, социальных институтов, в структуре сознания личности; 5) ценности воздействуют на функционирование целого ряда социальных феноменов, находящихся в фокусе внимания различных социогуманитарных наук.

Исходя из этого, Рокич делит человеческие ценности на терминальные (для него это главные ориентиры поведения личности, ее цели и идеалы) и инструментальные (средства достижения поставленных целей и реализации идеалов). Терминальные ценности М. Рокич, в свою очередь, подразделяет на личностные и социальные, а инструментальные - на ценности морали и ценности компетентности.

I.4 Воспитание ценностных ориентаций

Прежде, чем говорить об оценке качества воспитания ценностных ориентаций, необходимо остановиться на основных понятиях.

Качество воспитания - интегральная характеристика системы воспитания, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества воспитания - определение степени соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Социальные ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс.

Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности.

По мнению В.Т. Кабуша, ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.

Мониторинг – это регулярное отслеживание и наблюдение заданных объектов.

Между тем к настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий. Это противоречия между:

  • открывшимися в ходе российских социально-экономических и политических реформ новыми возможностями и нарастанием негативных явлений в общественной среде (усиление криминогенности общества, рост преступности, насилия, открытая пропаганда распущенности нравов);
  • необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания и ослаблением воспитывающей функции школы;
  • традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами молодежи, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма;
  • ориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей;
  • становлением в российском обществе новой системы ценностных ориентаций.

Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысления фундаментальных положений социальной политики государства и выдвижения на передний план вопросов нравственного воспитания подрастающего поколения в новой постановке, соответствующей духу времени. Сегодня государство признало воспитание необходимым, и стало обозначать - какие ценности следует воспитывать. Концепция модернизации российского образования провозгласила воспитание первостепенным приоритетом педагогической деятельности, а важнейшими задачами воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, способности к успешной социализации в обществе. Модернизация общеобразовательной школы как базового звена образования предполагает ориентацию образования на развитие личности учащегося, а не только на усвоение суммы знаний.

Начинает формироваться новое представление об образовании как упорядоченном способе присвоения ребёнком культурных ценностей. Знание само по себе – великая ценность, но пользование им в отсутствие культуры приводит к безнравственности.

Одной из важнейших задач является совершенствование работы системы образования в сфере воспитания подростков. Значение этой работы трудно переоценить.

Следует отметить, что на сегодняшний день немаловажное значение приобретает обсуждение и решение следующих проблем воспитания подростков:

  • духовность, здоровье и творчество: их показатели, критерии и уровни развития школьников;
  • обучение и воспитание, ориентированное на развитие нравственности, творческого потенциала и здорового образа жизни;
  • духовно-нравственная, валеологическая и креативная культура подрастающего поколения.

Подрастающее поколение формируется не только в результате целенаправленной педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, среды. Среда - это всё, среди чего в окружающем мире находится и развивается ребенок. В понятие среды входят социальные, культурные, экологические факторы и природные условия жизни людей. Ученые всё чаще стали обращать внимание на среду, как на развивающееся пространство для ребенка. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Этот весьма важный гуманистический и гуманитарный аспект образования. Проблема создания гуманной личностно-ориентированной среды в различных образовательных учреждениях, идеи гуманизации образования, теории воспитания гуманной личности в различных педагогических системах, концепции личностно – ориентированного обучения и воспитания пронизывают работы современных педагогов. Социально-экономические условия жизни, биологические факторы, экологическая среда, климатические условия, образ жизни и деятельности имеют различные степени влияния на здоровье, на траекторию развития индивида. Несколько обособлено стоят экологические факторы.

Глава II. Исследование ценностей и ценностных ориентиров у младших и старших подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой

На глазах современного поколения происходят колоссальные перемены, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества, влияющие на весь уклад жизни современного человека.

Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные формы социальной активности, руководствуются в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени определяют отношение индивидов к окружающей их действительности и основные модели социального поведения.

Так учениками в качестве наиболее значимых терминальных ценностей (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) были определены следующие:

на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (56%);

на 2-м - счастливая семейная жизнь (53%);

на 3-м - наличие хороших и верных друзей (51%);

на 4-м - любовь (49%);

на 5-м - уважение окружающих, коллектива, товарищей (48%).

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (40%);

интересная работа (32%);

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (29%);

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (25%);

Из инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) учащимися были выбраны:

на 1-м месте - исполнительность (дисциплинированность) (31%);

на 2-м - чуткость (заботливость) (30%);

на 3-м - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (29%);

на 4-м - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (28%);

на 5-м - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (27%).

честность (правдивость, искренность) (22%);

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (20%);

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (17%);

воспитанность (хорошие манеры) (17%);

являются менее значимыми для учащихся в возрасте 11 – 12 лет.

Учащиеся 10 – 11 классов в возрасте 15 – 17 лет в количестве 23 человек в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили:

на 1-м месте - здоровье (физическое и психическое) (75%);

на 2-м - счастливая семейная жизнь (58%);

на 3-м - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (50%);

на 4-м - любовь (42%);

на 5-м - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (38%).

Достаточно значимыми являются также:

наличие хороших и верных друзей (32%);

свобода как независимость в поступках и действиях (29%);

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (28%);

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (25%);

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (20%);

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:

Из инструментальных ценностей учащимися были выбраны:

на 1-м месте - воспитанность (хорошие манеры) (66%);

на 2-м - образованность (широта знаний, высокая общая культура) (61%);

на 3-м - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (53%);

на 4-м - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (49%);

на 5-м - честность (правдивость, искренность) и чуткость (заботливость) (45%).

Достаточно значимыми являются также:

исполнительность (дисциплинированность) (31%);

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (30%);

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (24%);

Нужно заметить, что такие ценности как:

являются менее значимыми.

Таким образом, из терминальных ценностей сохранение и укрепление здоровья (56% для учащихся 5-8 классов и 75% для учащихся 10 – 11 классов), счастливая семейная жизнь (53% и 58%), любовь (49% и 42%) являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков школы. Менее значимыми являются: счастье других; свобода как независимость в поступках и действиях; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; возможность творческой деятельности; развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).

По результатам исследования ценностных ориентаций видно, каким образом распределились голоса учащихся 10 – 11 классов:

«мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня» (92% учащихся);

«человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем» (54% учащихся);

«материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть бедно живут – это справедливо» (31% учащихся);

«современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали» (15% учащихся);

«надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел» (8% учащихся);

«главное в жизни – материальное благополучие» (8% учащихся).

Итак, нами были проанализированы анкеты учащихся 5 – 6 и 10 – 11 классов в количестве 60 человек Средней общеобразовательной школы им. Л.А. Пугачевой № 19 города Удачного и сделаны выводы о том, что распределение ценностей современных подростков можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными. Видно, для современных школьников свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

Заключение

Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях.

Литература

  1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М. – 1978. – 294 с.
  2. Добрынина В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Alma mater. – 2003. - №2. – С. 13-15.
  3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. М.: ООО «Русское слово», 2 011
  4. Михайлева Е.Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде / Е.Г. Михайлева. – Х.: Изд-во НУА, 2004. – 48 с.
  5. Определение ценностных ориентаций // Менеджер по персоналу. - 2006. - № 3. - С. 60-65.
  6. Тюрина В.А., Научитель Е.Д. Ценностные ориентации: Учеб. Пособие. – К.: ООО "Междунар. фин. агенство", 1998. – 30 с.
  7. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс]: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.

Приложение 1

Тест М. Рокича для учащихся 5 – 6 классов

1)__ здоровье (физическое и психическое);

Интересная работа;

Любовь

Уважение окружающих, коллектива, товарищей;

Возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие;

Счастье других.

Трудолюбие;

Чуткость (заботливость).

Приложение 2

Тест М. Рокича для учащихся 10 – 11 классов

1. Укажите ваш возраст (полных лет) _____

2. Расставьте в порядке значимости для вас следующие ценности:

1)__ активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

Здоровье (физическое и психическое);

Интересная работа;

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

Любовь;

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

Наличие хороших и верных друзей;

Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

Счастливая семейная жизнь;

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

Творчество (возможность творческой деятельности);

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

2)__ аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

Воспитанность (хорошие манеры);

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

Жизнерадостность (чувство юмора);

Исполнительность (дисциплинированность);

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

Непримиримость к недостаткам в себе и других;

Образованность (широта знаний, высокая общая культура);

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

Честность (правдивость, искренность);

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

Чуткость (заботливость).

3. Какие ценностные суждения являются для вас более значимыми:

___ "человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем"

___ "мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня"

___ "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы"

___ "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо"

___ "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел"

___ "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали"

___ "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены"

___ "главное в жизни - материальное благополучие"

Приложение 3

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 5

ЗДРАВСТВУЙТЕ УВАЖАЕМАЯ КОМИССИЯ И ГОСТИ!

Тема данной работы «Ценности и ценностные ориентации современных подростков».

В современных условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность, равнодушие к жизни, безразличие к себе и другим порождают у многих подростков апатию, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Те нормы и традиции, выработанные предшествующими поколениями, стали не актуальными для современных подростков, так как изменилась идеология. Старшему поколению сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей, а молодому поколению еще сложнее в этом плане, так как у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для подростков относительны.

Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности, поэтому условия динамично меняющегося общества делают эту сферу исследования актуальной, особенно в отношении подростков.

Следовательно, проблемой данного исследования является выявление ценностей и ценностных ориентаций современных подростков.

Цель работы: выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой.

Задачи:

1. Определить объём и содержание понятия «ценности и ценностные ориентации».

2. Рассмотреть типологию ценностей.

3. Определить базовые ценности современных младших и старших подростков МКОУ СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой.

А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза, совесть, честь, человеческая жизнь, семья, Родина и т.д.

Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.

Но иногда у человека происходит конфликт ценностей.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Первый этап – когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.

Второй этап – когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.

На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.

Понятие "ценность" было введено в научный оборот в середине XIX века. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Ценности – это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы. Но то, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценить, а то и вовсе не считать ценностью, т.е. ценность всегда субъективна.

Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального пространства.

Одной из самых распространенных и обобщающих типологий ценностей является их разделение на ценности-цели и ценности-средства.

В рамках собственно социологического анализа ценностей их разделение на ценности-цели и ценности-средства предпринял М. Рокич. Он делит человеческие ценности на терминальные (для него это главные ориентиры поведения личности, ее цели и идеалы) и инструментальные (средства достижения поставленных целей и реализации идеалов). Терминальные ценности М. Рокич, в свою очередь, подразделяет на личностные и социальные, а инструментальные - на ценности морали и ценности компетентности.

Тем не менее, следует полагать, что разделение ценностей на два основных типа весьма относительно, как и любая другая типология.

Следует обратиться еще к одной типологии ценностей, по которой обычно выделяют традиционные ценности, то есть ценности, сформировавшиеся в недрах традиционного общества, и современные ценности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует большое множество концепций и теорий по определению ценностей и ценностных ориентаций. Но главным является, то, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться как абсолютными в виде Бога, могут заключаться в виде материальных и нематериальных предметах, либо в самом человеке, в его биологических потребностях.

В современной России осознается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи.

На сегодняшний день государством дан социальный заказ: формировать личность с высоким нравственным потенциалом.

Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру; который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Проблема воспитания нравственных ценностей у учащихся является всегда актуальной проблемой.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур.

В условиях нестабильности происходит или рождение новых систем ценностей, или реальные формы жизни обесцениваются и становятся полем деморализации для людей. Рождение новых систем ценностей – это противоречивый процесс. Ценности как смыслы жизни и бытия не заложены ни в человеке, ни в обществе. Их появление есть результат деятельности человека, его взаимодействия с миром, с людьми; их возникновение возможно благодаря рефлексии, обращенной на мир, на культуру, на себя.

Подрастающее поколение формируется не только в результате целенаправленной педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, среды. Среда - это всё, среди чего в окружающем мире находится и развивается ребенок. В понятие среды входят социальные, культурные, экологические факторы и природные условия жизни людей.

Для исследования ценностных ориентаций подростков были опрошены учащиеся 5 – 6 классов и 10 – 11 классов в возрасте 11 – 12 и 15 – 17 лет в количестве 60 человек. Им была предложена шкала ценностей М. Рокича.

Для учащихся 5 – 6 классов в возрасте 11 – 12 лет в количестве 37 человек тест М. Рокича был представлен несколько в упрощенном виде. (Приложение 1).

Так учениками в качестве наиболее значимых терминальных ценностей (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) были определены следующие: (ТАБЛИЦА 1 )

Здоровье (физическое и психическое) (56%); счастливая семейная жизнь (53%); наличие хороших и верных друзей (51%); любовь (49%); уважение окружающих, коллектива, товарищей (48%).

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:

свобода как независимость в поступках и действиях (11%);

возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие (9%);

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом) (5%).

Из инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) учащимися были выбраны: (ТАБЛИЦА 2 ) исполнительность (дисциплинированность) (31%) , чуткость (заботливость) (30%); твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (29%).

Менее значимыми для учащихся в возрасте 11 – 12 лет стали аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (17%); воспитанность (хорошие манеры) (17%).

Для учащихся 10 – 11 классов тест М. Рокича был представлен в полном виде и дополнен ценностными суждениями. (Приложение 2).

Учащиеся 10 – 11 классов в возрасте 15 – 17 лет в количестве 23 человек в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили: (ТАБЛИЦА 3 ) здоровье (физическое и психическое) (75%); счастливая семейная жизнь (58%); активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (50%).

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:

творчество (возможность творческой деятельности) (11%);

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (8%);

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (7%);

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (5%);

Из инструментальных ценностей учащимися были выбраны: (ТАБЛИЦА 4 ) в первую очередь, воспитанность (хорошие манеры) (66%), образованность (широта знаний, высокая общая культура) (61%), аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (53%), ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (49%).

Нужно заметить, что такие ценности как:

непримиримость к недостаткам в себе и других (15%);

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (12%);

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) (10%);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (8%);

являются менее значимыми.

Таким образом, из терминальных ценностей сохранение и укрепление здоровья (56% для учащихся 5-6 классов и 75% для учащихся 10 – 11 классов), счастливая семейная жизнь (53% и 58%), любовь (49% и 42%) являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков школы. Менее значимыми являются: счастье других; свобода как независимость в поступках и действиях; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; возможность творческой деятельности; развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).

Наиболее предпочтительными свойствами личности в любой жизненной ситуации для учащихся школы стали: воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), честность (правдивость, искренность) и ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

По результатам исследования ценностных ориентаций видно, каким образом распределились голоса учащихся 10 – 11 классов: (ТАБЛИЦА 5 )

92% учащихся ответили, что «мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня».

8% учащихся ответили, что «надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел», «главное в жизни – материальное благополучие».

В результате мы делаем выводы о том, что распределение ценностей современных подростков можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными. Видно, для современных школьников свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

Современные подростки, как особая социально-демографическая группа является чутким индикатором изменений, которые происходят в обществе, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей подростков, их установки, жизненные планы во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости.

Думаем, что подросткам нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. От того, каковы ценности современных подростков, зависит их будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям – это недоверие к своему будущему.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Исследовательская работа

Тема: Ценности для подростков и старшеклассников

I.Характеристика подросткового возраста…………………………………………5

II. Характеристика юношеского возраста………………………………………….7

III. Характеристика понятия «Ценность»…………………………………………..9

3.1. Формирование ценностей в подростковом возрасте…………………………10

3.2.Формирование ценностей в старшем подростковом возрасте ………………12

IV. Исследование динамики ценностей в подростковом и старшем подростковом возрасте

4.1. Проведение исследования………………………………………………………15

4.2. Основные результаты и выводы………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………………18

Список использованных источников ……………………………………………….20

Приложения…………………………………………………………………………..21

Введение

В чем смысл нашей жизни? Каково назначение человека? Что нужно делать, чтобы жизнь наша была радостной и счастливой? В чем настоящая ценность жизни? Эти и многие другие подобные вопросы рано или поздно встают перед каждым из нас. Они требуют ответа.

Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась.

К проблеме ценностных ориентаций в структуре личности обращался и Э. Шпрангер. Развивая учение В. Дильтея о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций, он полагал, что "психология является описательной и понимающей наукой, а не нормативной". Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. Примечательна точка зрения М. Рокича. Он определяет ценности как "... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования". С.Л. Рубинштейн также писал, что "ценности - ...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека". Когда подросткам так хочется казаться взрослым, когда юношам так необходимо определится в этой сложной жизни, какие ценности для них становятся важны? В чем смысл их начинающей и расцветающей жизни? Именно на эти вопросы мы и попытались ответить в данной работе.

Актуальность темы: Вступая в жизнь, человек ставит перед собой определенные цели и стремится к их осуществлению. В достижение их он вкладывает свой ум, знание, волю, труд. Его жизнь принимает определенную направленность. От правильного понимания жизни и выбора конечной цели во многом зависят наше сознание и поведение, отношение к близким, товарищам и обществу.

Цель нашего исследования состояла в выявлении ценностей у подростков и старших школьников.

Задачи :

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Изучить ценностные ориентации подростков и старшеклассников.

2. Выявить ценностные ориентации учащихся по отношению к здоровью.

4. Сравнить ценности подростков и старшего школьного возраста.

Объект: подростки 11-12, 15-16 лет (6,10 класс).

Предмет: динамика ценностей (ценностных ориентаций).

Гипотеза исследования состоит в следующем: среди жизненных ценностей понятие «здоровье» занимает не самое важное место среди учащихся.

Методы исследования:


  1. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича;

  2. Методика «Важные ценности» Б. Фанталовой
I . Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст возник достаточно недавно в связи с усложнением жизни общества. Особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Три основных признака характеризуют этот возраст по Э. Шпрангеру. Первое - это открытие своего «я», которое происходит в пору отрочества, второе - постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье - врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. Подростковый возраст для Э. Шпрангера не просто известная фаза в развитии, лежащая между детством и зрелостью, но это возраст, стоящий между первичной, неразвитой духовной структурой ребенка и точной, определившейся структурой взрослого человека. Таким образом, Э. Шпрангер указывает, что этот возраст является значимым для духовного развития личности, т.е. для формирования ценностей личности.

По мысли Л.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. С коренной перестройкой всей системы интересов, побуждающих человека к действию, связаны особенности поведения подростков. Важно отметить, что Л.С. Выготский, подростничество разделяет на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов.

Подростковый возраст Д.Б.Эльконин рассматривал как стабильный. Д.Б.Эльконин говорил о том, что характерной чертой начала подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Чувство взрослости формируется в процессе усвоения определенных морально-этических норм и образцов взрослого поведения. Усвоение происходит в практике отношений не только со взрослыми, но и с товарищами. Выделение в начале подросткового возраста общения с товарищами как самостоятельной сферы жизни подростка и особой деятельности - это важнейший этап развития ребенка как социального существа. Общение как деятельность подростков в отношениях друг с другом выступает особой практикой реализации морально-этических норм отношений взрослых и практикой по их усвоению. Сначала подростки как бы примеривают эти нормы друг к другу. Затем нормы выступают как жесткие требования к отношению товарища. Только воспроизводя морально-этические нормы отношений в реальном общении, подростки усваивают их, и они становятся основой их поступков.

II . Характеристика старшего школьного возраста (юношеский возраст)

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего. В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим. Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно - интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.


В юношеском возрасте присуща потребность в общении:

  • интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

  • возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.
Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность.

III . Характеристика понятия «Ценность»

Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, выделяют следующие основные их характеристики:

1.Ценности - это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

2.Ценности - желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).

3.Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям,

4.Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

5.Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов.

В данной работы под ценностями или ценностными ориентациями будут пониматься те ценности, которые являются ориентирами, которыми руководствуются учащиеся в реальных жизненных ситуациях .

3.1. Формирование ценностей в подростковом возрасте

Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (рискованными ситуациями). Психологическим содержанием проб является риск (и многие пробы, которые совершает подросток, связаны с риском). Пробы, как правило, несут в себе частицу неизведанности, неопределенности, а порой и опасности (т.к. есть вероятность потери чего-то ценного для подростка). Таким образом, возникает вопрос: Может ли подросток в результате таких проб обнаружить для себя что-то как ценное? Какие именно при этом должны произойти пробы? Под ценностями мы понимаем те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.

Так подростковый возраст - это период бурного физического созревания и растущего чувства взрослости, ведущей деятельностью становится общение с товарищами. Старший подростковый - это период завершения физического развития и психологической подготовки к самостоятельной жизни, завершение социализации, овладение социальными ролями, ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Соответственно возникает вопрос: происходит ли вслед за изменением ситуаций проб изменение ценностей подростков в течении подросткового возраста? Ответ на этот вопрос позволит нам плотнее подойти к ответу на основной вопрос: как именно связаны пробы в подростковом возрасте и ценности подростков?

Многие авторы указывают на то, что ценности раскрываются в поступках и формируется поступками. Например, по словам И.С. Кона «Человек, не бывавший в сложных жизненных переделках, еще не знает ни силы своего «Я», ни реальной иерархии исповедуемых им идей и принципов».

Подростковый и старший подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованными ситуациями). Психологическим содержанием проб является риск (и многие пробы, которые совершает подросток, связаны с риском). Пробы, как правило, несут в себе частицу неизведанности, неопределенности, а порой и опасности (т.к. есть вероятность потери чего-то ценного для подростка). Таким образом, возникает вопрос: Может ли подросток в результате таких проб обнаружить для себя что-то как ценное? Какие именно при этом должны произойти пробы? Под ценностями мы понимаем те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.

3.2.Формирование ценностей в старшем школьном возрасте

Не секрет, что именно в юношеском возрасте складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную , взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что именно юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Важной социально-психологической особенностью ранней юности является перестройка сферы общения. Предмет общения, т.е. отношения и ценности, по поводу которых происходит обмен информацией, определяется проблемами своей личности, нахождением своего места в окружающем мире и взаимодействием с ним. Возникает необходимость рассмотрения и оценки возможных альтернатив, главным образом в сфере своих ценностно-смысловых ориентаций, жизненных позиций. Однако, как отмечает И.Ф. Клименко, ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

По мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, при этом они никак не являются болезненным симптомом. Умение определить свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Однако данного уровня развития достигает лишь небольшой процент юношей. Подтверждением тому может служить исследование системы ценностно-смысловых ориентаций личности у старших школьников (именно системы, а не отдельных ценностей), проведенное под руководством И.В. Дубровиной. По мнению И.Ю. Малисовой, обеспечение старшеклассников адекватными их возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, члене общества, субъекте и объекте взаимоотношений дает возможность актуализации самопознания, ориентации на диалогическое взаимодействие, развития сензитивности, личностного самораскрытия, что в конечном итоге способствует формированию ценностно-смысловых ориентаций личности.

Но задумывались ли мы над тем, как сами дети, учащиеся школ относятся к своему здоровью, как к одной из ценностей жизни? Какое место занимает среди ценностей формирующейся личности здоровье. Какой смысл имеет вести здоровый образ жизни, когда вокруг огромный поток рекламы сигарет и алкоголя. И, как ни странно, именно пивоваренная компания становится спонсором организаций спортивных мероприятий в нашей стране.

С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

К близким взрослым старшеклассник как бы примеривает свое идеальное «Я» -- каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители».

Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками -- общении «на равных».

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, то общение с друзьями остается интимно-личностным.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками -- представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями). Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы, которые обсуждаются с родителями.

Общение со сверстниками требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

Старшеклассники так же, как и подростки, склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников. Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

IV . Исследование динамики ценностей в подростковом и старшем подростковом возрасте

4.1. Проведение исследования

Исследование проводилось в 6 А и 10 А классе, т.е. это подростки и старшеклассники.

Были проведены методики: "Ценностные ориентации" М. Рокича. Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка из 18 ценностей. Направлена на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. М. Рокич различает два класса ценностей:

Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации .

Методика «Важные ценности» Б. Фанталовой.

Данная методика основана на выявление важных ценностей из 12 перечисленных. При этом необходимо отметить для себя самую важную ценность в жизни. Методика дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах. Данные, полученные при помощи методики Б.Е. Фанфаловой, могут охарактеризовать общую картину построения подростками системы ценностей и оценки ими своих жизненных перспектив с точки зрения соответствия желаемого и возможного.

4.2. Основные результаты и выводы

Тестирование по методике М. Рокича были получены следующие результаты:

В 6 классе среди значимых ценностей подростки выделяют: наличие хороших и верных друзей, здоровье, интересная работа и активная деятельная жизнь. см. Диаграмма 1.

В 10 классе: счастливая семейная жизнь, здоровье, развитие, материально-обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, продуктивная жизнь.

Анализируя результаты по методике Б. Фанталовой, было выявлено, что среди выбора важных ценностей подростки выбирают

44% - наличие хороших и верных друзей

28% - здоровье

28% - любовь

Важные ценности для старшеклассников:

38% - любовь

31% - наличие хороших и верных друзей

31% - здоровье, материально-обеспеченная жизнь

Незначимые ценности для подростков:

1. развитие (работа над собой)

3. уверенность в себе

Незначимые ценности для старшеклассников:

1. свобода (самостоятельность)

2. творчество (творческая деятельность)

3. общественное признание (уважение окружающих)

В результате проведения исследований, мы пришли к следующим выводам:

1. Здоровье - как самая большая ценность не оцениваема подростками и старшеклассниками на первом месте.

2. Высоко ценят учащиеся в подростковом возрасте - наличие хороших и верных друзей; а в юношеском возрасте любовь.

6. Здоровый образ жизни занимает среди подростков второе место, а среди старшеклассников третье, что еще раз подчеркивает, что здоровье и здоровый образ жизни не занимает в представлениях учащихся идеальную позицию.

7. Но с другой стороны, учащиеся все же отмечают такую ценность как здоровье, значит, она для них имеет значение в жизни.

Заключение

Важной социально-психологической особенностью ранней юности является перестройка сферы общения. А в подростковом возрасте только закладываются осознанные ценности в жизни. Предмет общения, т.е. отношения и ценности, по поводу которых происходит обмен информацией, определяется проблемами своей личности, нахождением своего места в окружающем мире и взаимодействием с ним. Возникает необходимость рассмотрения и оценки возможных альтернатив, главным образом в сфере своих ценностно-смысловых ориентаций, жизненных позиций. В юношеском возрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности. В этом, как утверждает В.А. Крутецкий, проявляется специфическая трансформация чувства взрослости у старших школьников, по сравнению с подростками . У юношей возникает потребность не просто чисто внешне походить на взрослого, а быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых. Все нормы и ценности черпаются юношами из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего Я и формированию личностных смыслов.

В этой связи становится актуальным высказывание Г. Дюпона об условиях личностного формирования. Он считает, что то, что в условиях стихийного развития остается уделом избранных, в специально организованных условиях может стать среднестатистической нормой. Вершинной целью психологического образования, предметом которого и является отношение общего - особенного - уникального на всех уровнях психологической реальности, по его мнению, должна стать эмоционально-личностная автономность как умение согласовывать мораль окружающей среды и нравственные нормы индивида. По мнению И.Ю. Малисовой, обеспечение старшеклассников адекватными их возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, члене общества, субъекте и объекте взаимоотношений дает возможность актуализации самопознания, ориентации на диалогическое взаимодействие, развития сензитивности, личностного самораскрытия, что в конечном итоге способствует формированию ценностно-смысловых ориентаций личности.

Из результатов проведенного нами исследования необходимо сделать следующие выводы:

Здоровье - как самая большая ценность не оцениваема старшеклассниками первостепенно,

Высоко ценят учащиеся в подростковом возрасте – наличие хороших и верных друзей, здоровье и активную деятельную жизнь; в юношеском возрасте – любовь, наличие хороших и верных друзей, здоровье и материально-обеспеченная жизнь.

Таким образом, при проведении исследовательской части данной работы, поставленная нами гипотеза была частично подтверждена, т.е. среди жизненных ценностей понятие «здоровье» занимает не самое первое место у школьников, но по результатам исследования данная ценность все-таки значима для них в жизни.

Список использованных источников

1. Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы 2 научно-практической конференции - Красноярск, 1995. - С. 147-148.

2. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. - М., 1994. - 176 с.

3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М., 1990. - 494 с.

4. website-podrostki.narod.ru – сайт для подростков

5. diman.ipboard.info – истинные ценности

6. cf17.hc.ru › - диспут для подростков

7. potencial-zdorovia.com – потенциал здоровья школьника

8. nsportal.ru

9. scipsy.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Диаграмма 1

Значимые ценности в 6 классе

Диаграмма 2

Значимые ценности в 10 классе

Диаграмма 3

Выбор важных ценностей в 6 классе

Диаграмма 4

Выбор важных ценностей в 10 классе

Диаграмма 5

Незначимые ценности в 6 классе

Диаграмма 6

Незначимые ценности в 10 классе

подростков и старшеклассников:

В связи с изменяющейся социальной ситуацией развития в нашем мире меняются и приоритеты ценностей у подростков. На них в первую очередь оказывают влияние такие социальные институты, как семья, СМИ и школа. В наших силах направить ценности наших детей.

Сделать это можно посредством большего общения с детьми, обсуждения проблем, которые их волнуют, ведь зачастую результат общения может повлиять на дальнейший выбор того или иного предпочтения у подростков. Подростковый период характеризуется тем, что на данном этапе дети очень быстро и практически досконально впитывают информацию, подаваемую из вне, причем, не всегда правильно расшифровав ее. В наших силах обосновывать эту информацию. В школах же следует больше времени уделять на классных часах обсуждением интересов, ценностей, которые выдвигают дети на первое место. При этом многие ценности после обсуждения могут поменять позиции, так как, просто, если обосновав и обсудив все ценности, подростки увидят, что есть то, к чему следует больше стремиться, что следует поставить на первые жизненные позиции.

Система ценностных ориентаций неоднородна и начинает закладываться в подростковом возрасте, а после продолжает формироваться на протяжении всей жизни, постоянно расставляя ценности на разные позиции.

Тем самым можно сказать, что постоянное обсуждение, демонстрация ценностей и их значимости может привести к принятию их подростками и выдвижению их на доминирующие позиции.

Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личностной саморегуляции и самодетерминации. Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным миром .

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования ценностей личности. Формирование ценностей опирается на ряд предпосылок: во-первых определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе. Именно в подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, развивается самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт .

Многие авторы, указывают на то, что ценности раскрываются в поступках и формируется поступками. Например, по словам И.С. Кона «Человек, не бывавший в сложных жизненных переделках, еще не знает ни силы своего «Я», ни реальной иерархии исповедуемых им идей и принципов» . Поэтому, справедливо говорить о том, что именно в пробах складывается система ценностей подростка. В отличие от ребенка, принимающего данные ему правила поведения на веру, подросток начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, как их можно соподчинить друг другу. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска.

Л.И. Божович говорит о том, что «с мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии» .

В первые годы своей жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром практически только через родителей, и их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают школа и сверстники. Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего. Он присматривается к другим ценностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверстниками. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли надежно они укоренились в его сознании.

Выводы

Юношей и девушек 11-12-15-16-17 лет мы называем подростками; это период развития личности от детства до зрелости. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.

Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне проявляется в негативизме – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростковой уникальной сущности, собственного «Я». Подростковый возраст благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более, что именно в этом возрасте диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в достижении избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Кроме собственной цели – весь мир ничто. Но вот еще чуть-чуть – и он вновь охвачен страстью новой цели.

Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованием, рискованными ситуациями).

Ценностные основы начинают складываться ещё в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте.

Большинство исследователей придают подростковому возрасту особое значение в формировании ценностей и ценностных ориентаций, и это понятно, так как формирующееся у подростков абстрактное мышление открывает перед ними новые возможности. Ж. Пиаже считал, что подросток получает способность рассуждать не только о реально существующих предметах и явлениях, но и о потенциально возможных, гипотетических. Кроме того, существенно расширяется его социальный опыт, который даёт материалы для анализа ценностей и его последующего обобщения.

Как полагает Х. Ремшмидт, ценности формируются посредством подражания и идентификации. С этим можно согласиться, имея в виду идентификацию не только с конкретными физическими лицами или социальными группами, но и с культурными и научными ценностями: например, подросток «впитывает» определённые ценности, читая книги, слушая музыку, знакомясь с произведениями художников, скульпторов и т.п.

Выделим определенную возрастную динамику в преобладающем влиянии разных источников на ценности подростка. Младший подросток ориентируется в основном на ценности, принятые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьёй, могут отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности своего народа: литературу, музыку, театр и др. Перед старшим подростком встает проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формулировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь.

Как видим, для подростков большое значение имеет присвоение культурных ценностей той общности, которую он признает своей.

Обсуждая ценности подростка, нужно мысленно представить всю его последующую жизнь, основанную на имеющихся ценностях, и гипотетически предположить итог его жизненного пути.

Какие же ценности могут привести к удовлетворенности жизнью в последующие возрастные периоды и к счастливой старости? А. Маслоу, рассматривая потребности человека как самоценности, в качестве высшей потребности называет самоактуализацию, т.е. движение в направлении спонтанного выражения всех своих внутренних ресурсов и возможностей, выносящее вклад в общий прогресс жизни на земле.

А В. Франкл выделяет ценности творчества, отношения и переживания. Ценности творчества реализуются через умение человека внести творческое начало в любую деятельность, которой он занимается. Как говорил В. Франкл, «просто человек, который действительно выполнил конкретные задачи, поставленные перед ним профессией и семьёй, несмотря на свою «маленькую» жизнь, достиг большего и стоит выше, чем, например, какой-нибудь большой государственный муж, во власти которого одним росчерком пера решаются судьбы миллионов людей, но который, однако, принимает недобросовестные решения».

Ценности переживания, согласно В. Франклу, реализуются в умении воспринимать красоту окружающего мира: природу, музыку и т.п., ощущать своё единство с ними, испытывать душевный трепет и принадлежность к вечному движению.

Наиболее сложными для понимания обычного человека могут оказаться ценности отношения, т.е. отношения человека к тем аспектам своей судьбы, которые хотелось бы, но невозможно изменить, наличие мужества, терпеливо, без зависти к окружению «нести свой крест», принимая ответственность за собственное бытие на самого себя. Причём, если возможности реализации ценностей творчества и переживания могут быть ограничены, всегда есть возможность реализовать ценности отношения.

По нашему мнению, можно объединить взгляды А. Маслоу и В. Франкла, включив в них обобщенное понятие духовных ценностей. Очень важно, чтобы в подростковом возрасте сформировались в той или иной форме духовные ценности и соответственно духовные потребности.

Однако говорить о формировании ценностной основы мировоззрения подростков будет не совсем точно, поскольку ценности во многом выбираются самой личностью. Как отмечает А. Маслоу, «растущая личность смутно видит перечень исходов, из которых она выбирает в соответствии с существующими возможностями, культурным одобрением и неодобрением и т.д., и она постепенно создаёт себя (выбирая? В выборе?), например, решив стать врачом» . Таким образом, очень важно, чтобы подросток ясно осознавал многообразие исходов человеческой жизни, реализуемых в соответствии с тем или другим человеческим сценарием. Например, если главную ценность для меня представляет моё самоутверждение, стремление к высокому социальному статусу, то, что я буду иметь, идя по этому пути, в 30, 40, 50, 60, 70 лет?

Подростки представляют себя вечно молодыми, к этому они так активно стремятся. Но для того чтобы подростки имели возможность осознать перспективы своего жизненного пути, они должны обладать способностью к развитой рефлексии. В. Франкл отмечал, что для полноценного бытия человека необходимо осмысление им всех трёх групп ценностей.

Каковы ценностные ориентации у подростков? С помощью методики М. Рокича исследовались ценности двух видов: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Подросткам предлагалось проранжировать два списка ценностей, расположенных по мере убывания их значимости (всего 18): ценности-цели и ценности-средства. Оказалось, что среди основных ценностей-целей (1-14 места) старшеклассники придают первостепенное значение таким категориям, как здоровье, наличие друзей, любовь, уверенность в себе, а также счастливая жизнь и материальная обеспеченность. Обращает на себя внимание тот факт, что среди второстепенных целей (15-18 места) они выделяют творчество, возможность приобщения к красоте природы и искусства, счастье и благополучие других. Таким образом, в полученной иерархии просматривается стойкая направленность на себя, на собственное благополучие.

В исследовании И.В. Дубровиной получены противоположные результаты: ценность счастья и благополучия других занимали абсолютно первые места. В списке инструментальных ценностей первостепенное значение получили следующие ценности-средства: жизнерадостность, воспитанность, ответственность. Наименее ценными подростки считают непримиримость к своим и чужим недостаткам, высокие запросы, чуткость. По мнению современных старшеклассников, обладая чувством юмора, хорошими манерами, умением держать слово, будучи способным, действовать самостоятельно, можно достигнуть таких особенно значимых ценностей, как здоровье, наличие друзей, уверенность в себе и т.п.

Итак, можно сделать следующие выводы: в условиях кризиса сегодняшние старшеклассники рассчитывают, в основном, только на себя и заботятся, прежде всего, о личном благополучии. Таким образом, молодые люди, вступая в самостоятельную жизнь, имеют размытую ценностную основу и, следовательно, не обладают внутренними ресурсами для преодоления стрессовых ситуаций, сохранения душевного равновесия, обретения смысла жизни.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх