Умственное развитие и интеллект

Введение

Духовная жизнь ребёнка полноценна

лишь тогда, когда, когда он живёт в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок.

На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н.К.Крупская писала: « Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…».

Подобную мысль высказывал и А.И.Горький: « Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут…».

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающий переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую современные психологи: Л.С.Выготский, А.И.Леонтьев, А.А.Люблинская считают ведущей деятельностью дошкольника.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.

В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Особое место для детей занимают сюжетно-ролевые игры. В них дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания

Игра - отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра- всегда импровизация.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.

Игра - важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с её помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими инструментами, своими мечтами о будущей профессии. Они ещё по-детски наивны, не раз изменяются, но важно, что ребёнок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребёнка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств, для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать необходимый товар, а если его не хватает – изготовить самому.

Так в игре развиваются творческие способности будущего дошкольника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнка, он будет вялым, плохо развиваться, если его решили увлекательной игры В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:

1. Это подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, прятки и т.д.

Подвижные игры – прекрасное средство физического развития дошкольников, играя, дети учатся подчиняться правилам. У них воспитываются навыки поведения в коллективе.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детскими считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, историческое значение, составляют ценнейший и неповторимый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а так же методикой педагогического руководства. Воспитатель творчески использует игру, как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть самостоятельно и активно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

2. К этой группе относятся игры в лото, разноцветные пирамидки и т.д. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность, познакомится с различными предметами, явлениями действительности. У детей формируются представления, развивается наблюдательность, память, мышление.

Такие игры имеют большое значение, прежде всего для умственного развития детей дошкольного возраста.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятии и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра может служить составной частью занятия, она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому для организации игры следует обращать особое внимание на присутствие в занятиях элементов занимательности поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.

Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру

ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника, что он большую часть

времени играет, прежде всего, в том, что игра вызывает значительные и

глубокие изменения во всей психике ребёнка.

Некоторые смотрят на игру, как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку: «Чем бы, дитя не тешилось, лишь бы не плакало», рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют дети, лишь бы ребёнок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко не правильным. Игра имеет чрезвычайно важное, значение для развития ребёнка.

Замечательный педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное, значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребёнок мог бы поиграть с товарищами и один.

3. Эту группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд взрослых. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительности относятся к своему труду и друг к другу взрослые. Играть дети так же учатся с помощью взрослых. Сначала, это самые простые игры с погремушкой, мячом, куклой, затем ребёнок начинает баюкать куклу, кормить игрушечных зверей, выводить их гулять, возить в автомобильчике, готовить еду. Иногда, кажется, что играть в игрушки дети начинают сами, без помощи взрослых, но это не так. Взрослые показывают ребёнку то или иное действие, и ребёнок быстро это усваивает.

Подражая, ребёнок всё больше и больше познаёт окружающую его деятельность. Во дворе и на улице он знакомится с тем, как и что делает дворник, каменщик, стекольщик, шофёр; он узнаёт о работе доктора, продавца, парикмахера, и всё это отражается в игре ребёнка – дошкольника.

Конечно, важным в игре является умственное развитие ребёнка, но это не значит, что в игре не решаются и другие вопросы. Умственное развитие в игре, как было уже отмечено, неразрывно связано с умственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу лучше ориентироваться в пространстве, видеть красивое в окружающем.

Так, что делает игра участвующем в ней ребёнку. Какие психические свойства и способности она развивает.

Развивающее и воспитательное значение многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки, самосознания. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Указывая на необходимость воспитания у детей дошкольного возраста уважение к старшим, товарищества, культуры поведения, самостоятельности, организованности и дисциплины, необходимо помнить о том, что большие возможности для успешного решения этих задач заложены в игре.

Игрушки и многие игры, так или иначе, но всегда в доступной и интересной форме моделируют саму жизнь. Естественно, каждая эпоха, интересы разных классов общества отражаются в играх детей по- своему, как бы реализуя в них свой социальный заказ на определённые качества личности, которые необходимо воспитывать в подрастающем поколении.

Наше время научно – технического прогресса и перестройки выдвинуло небывалое требование развития творческого потенциала каждого будущего члена общества. Как же этот социальный заказ реализуется в современных играх и игрушках? Что чаще всего покупают, например, для девочек? Это всевозможные куклы, посуду, мебель, швейные, стиральные машинки.

Мальчикам: пистолеты, автомобили, самолёты, конструкторы. Но почему мы часто видим такую картину: у малыша много игрушек, а он ими не играет, причина тому, конечно, не одна, но чаще всего в том, что игрушки уже себя «исчерпали», элемент новизны исчез; а он то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать ему задачу длительную, интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаики и т.д. Эти игры дольше служат детям, не надоедают им, так как обладают вариантностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требует от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае, удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь это так мало для успешного развития творческих способностей. Нужна игра нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми нового типа являются развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием не случайно: они не исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1.Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора – механика и т.д.

2.Задачи даются в различной форме: в виде модели плоского рисунка, чертежа, письменной или умственной инструкции и т.д., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использованы народные игры от простого к сложному.

4.Задачи, имеющие очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3х летнему малышу до непосильных среднему взрослому. По этому игры могут возбуждать интерес в течении многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

6. Нельзя объяснить ребёнку способ и порядок решение задач и нельзя подсказывать не словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу: он возможно не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задач предстаёт перед ребёнком на абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идей наиболее успешно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

Во – первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего детства.

Во – вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В – третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно.

В – четвёртых, развивающие игры могут быть очень разнообразными по своему содержанию и, кроме того, как любые игры, они не теряют своей актуальности и создают атмосферу свободного радостного творчества.

В – пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы, незаметно для себя, приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу, самому размышлять и принимать решение, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способствовать умению к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобразительностью, творческим складом умения.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1. игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его. Радуйтесь ему – это, окрыляет малыша, это залог его будущих успехов..

Пронаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удаётся нас рассмешить, или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения. И ещё, удерживайтесь от обидных замечаний: « Ах, ты, дурачок!», «Какой ты не сообразительный!» и т.д. Не обижайте ребёнка в игре.

3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Набирайтесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки. Постепенно справляясь с всё более и более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.

7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.

8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успехи и определять, когда и какую из игр « включать».

9. Увлечения детей происходят « волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.

10.Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11.Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12.Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. « Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.

13.Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.

15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает, и т.д.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.

Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.

Таким образом, игра при правильном её формировании решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического развития каждого ребёнка.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни.

Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь и произвольность поведения. Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.

В подтверждение этих слов хочу привести такой пример: « На сколько важна роль дидактической игры в формировании знаний у детей 6 – летнего возраста о диких животных».

В ходе игры были использованы такие методы и приёмы, как беседа воспитателя с детьми, показ наглядного материала (иллюстраций), загадывание загадок, чтение стихов, которые способствовали усвоению знаний детей об особенностях внешнего вида, повадках…

В игре принимали участие шесть человек.

На первом этапе предлагалось рассмотреть картинки и ответить на следующие вопросы:

1.Как называется животное, изображённое на картинке?

2.Какой внешний вид?

3. Где обитают эти животные?

4. Какие характерные признаки имеет это животное?

5. Чем питается

Самыми простыми оказались первые два вопроса. А на остальные – дети смогли ответить только после многих наводящих вопросов воспитателя. Таким образом, удалось выявить начальные знания детей, о диких животных и уровень знания я отнесла к среднему, т.г. на все вопросы были получены ответы, но с наводящими вопросами.

На втором этапе с детьми были проведены дидактические игры: «Угадай, какой ты зверь?», «Назови меня», «Хищник – добыча», они были проведены с целью закрепления знаний, полученных на первом этапе игры. После проведения игр можно считать уровень знаний у детей о диких животных выше среднего, т.к. с поставленной задачей дети справились почти самостоятельно.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод – насколько важны игры (дидактические) в развитии познавательной деятельности дошкольника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блехер Ф.И.: «Дидактические игры»

2. Выготский Л.С.: «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» 1966г. № 6.

3. Менджерицкая Д.В.: «Воспитание детей в игре» М.Просвещение 1979 г.

4. Менджерицкая Д.В.: «Воспитателю о детской игре» Ппрсвещение 1982 г.

5. Жуковская Р.И.: «Воспитание ребёнка в игре» М. Просвещение 1978г.

6. Жуковская Р.И.: «Игра и её педагогическое значение» М. 1975 г.

7. Сорокина А.И.: «Игры с правилами в детском саду» Просвещение 1970 г.

8. Усова А.П.: «Роль игры в воспитании детей» М.Просвещение» 1976 г.

… важным успехом в вопросе о мышлении, или об умственном развитии человека вообще, мы обязаны трудам знаменитого английского мыслителя Герберта Спенсера . Благодаря его гипотезе о преемственности нервно-психического развитая из века в век и только благодаря ей открылась наконец для ума возможность решить с удовлетворительной ясностью вековой философский спор о развитии зрелого мышления из исходных детских форм, или, что то же, решить вопрос о развитии всего мышления из чувствования. Ему же мы обязаны установлением на основании очень обширных аналогий общего типа умственного развития человека и доказательством того, что путь эволюции мышления должен оставаться неизменным на всех ступенях развития мысли. […]

Так, в настоящее время признают собственно три главные категории отношений - сходство, сосуществование и последование - соответственно тому, что в мысли объекты являются только в трёх главных формах сопоставления: как члены родственных групп, или классификационных систем, как члены пространственных сочетаний и как члены преемственных рядов во времени.

Это обстоятельство во всяком случае указывает на то, что из всех органических основ мысли те, которые соответствуют актам сопоставления объектов мысли друг с другом, должны быть по существу наиболее однородными.

Четвёртый, столько же бесспорный факт, открываемый наблюдением, касается известной прогрессивной последовательности в ходе мышления у человека от детства к зрелости. Эту сторону называют очень метко и справедливо умственным развитием человека. По своему чисто внешнему характеру оно заключается в умножении числа мыслимых объектов, с вытекающим отсюда увеличением числа возможных сопоставлений между ними (хотя бы общие направления сопоставлений и оставались неизменными), и в так называемой идеализации или символизации объектов мышления.

Первый пункт очевиден. Для этого стоит только сравнить между собой по объектам узенькую сферу мышления ребенка с умственным содержанием взрослого. Увеличение числа возможных сопоставлений с умножением числа объектов тоже не требует разъяснений. Общий же смысл символизации определяется следующим.

В первую пору развития ребёнок мыслит только предметными индивидуальностями - данной елкой, данной собакой и т. п. Позднее он мыслит ёлкой как представителем известной породы деревьев, собакой вообще и пр. Здесь объект мысли уже удалился от своего первообраза, перестал быть умственным выражением индивидуума, превратившись в символ или знак для группы родственных предметов. С дальнейшим расширением сферы сравнения по сходству объектами мысли являются растение, животное - группы несравненно более обширные, чем ель и собака, но выражаемые по-прежнему единичным (хотя и другим) знаком. Понятно, что при таком движении мысли объекты её должны принимать всё более и более символический характер, удаляющий их от чувственных конкретов.

Но это ещё не единственный путь развития мысли. Другое направление его определяется дроблением конкретов на части или умственным выделением частей из целого. При этом каждая выделенная часть индивидуализируется, приобретает право на отдельное существование и получает определённый знак. Там, где умственное выделение части совместно с физическим дроблением, первое может и не иметь символического значения (когда говорится, например, о данной части, выделенной из данного индивидуального предмета), но как только этого условия не существует или если выделенная часть употребляется в смысле родового знака для группы соответствующих частей, значение её будет опять символическое; точно так же, если дробление заходит за чувственные пределы.

Третье направление развивающейся мысли определяется воссоединением разъединённых частей в группы в силу их сосуществования и последования. Насколько эта сочетательная деятельность ведет за собой образование символических продуктов, видно из нашей способности мыслить такими вещами, как час, день, год, столетие, песок, ландшафт, Европа, земной шар. Вселенная и пр.

Сумма всех подобных превращений, обязательная для всех сфер мышления, начиная с предметного, составляет то, что можно назвать вообще переработкой исходного чувственного или умственного материала в идейном направлении. Вот те коренные черты мыслительных актов, которые с давних пор открывал для исследователя анализ словесных образов мысли, при помощи сравнительно простых психологических наблюдений, - черты, которыми воспользовались столь различно сенсуалисты и идеалисты.

Сеченов И.М., Элементы мысли, СПб, Питер, 2001 г., с. 212 и 215-217.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

1. Понятие умственного развития.

Умственное развитие - это сложная система изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в связи с обучением, с условиями среды, возрастными и индивидуальными особенностями психики, а также обогащением опыта человека.

Мыслить - значит действовать! Экспериментально была доказана идея, высказанная еще И.Кантом: "Мы не можем мыслить линии, не проводя ее мысленно, не можем мыслить окружности, не описывая ее". Мыслить - значит воспроизводить, строить предмет. Такое действие построения и преобразования мысленного предмета является актом человеческого понимания и объяснения, раскрытия его сущности. Поэтому мышление принято рассматривать как процесс решения познавательных задач .

Думает и мыслит каждый человек по-своему: один понятиями, другой образами. Еще И.П.Павлов различал на этой основе "мыслителей", "художников" и смешанный тип людей. Независимо от этих особенностей мышление в своем развитии движется от наглядно-действенного и наглядно-образного (дошкольный возраст) к абстрактному, словесно-логическому (школьный возраст). Естественно, что границы эти подвижны и зависят от характера и качества обучения, которое "ведет за собой" развитие. Данное положение Л.С.Выготского имеет методологическое значение для понимания детского мышления.

В младшем школьном возрасте при выполнении ребенком деятельности происходит взаимодействие трех основных видов мышления. Данные виды мышления образуют единый процесс познания реального мира.

Наглядно-действенное мышление развивается в процессе предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. Наглядно-образное мышление начинает воспроизводить действия детей без опоры на реальные вещи, т.е. на уровне представлений. Это облегчается, если действия совершаются с заместителями - моделями реальных предметов. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие, что впоследствии ведет к обобщениям, способствует лучшему усвоению понятий, формирует умственную деятельность.

Если мышление дошкольника ориентировано на реальные свойства вещей, открывающиеся в личном опыте, то мышление школьника направлено на поиск признаков, указанных в определении понятия, в правиле и т.п. Именно формулировка понятия, правила, т.е. форма изложения знаний о предмете, а не сам предмет и действия с ним определяют собой содержание мышления и его возможности.

Мышление влияет на развитие речи. Так, словарь трехлетнего ребенка включает от ста до тысячи слов. У ребенка 4-5 лет - от 1000 до 4000 слов. У дошкольников 6-7 лет - от 3000 до 7000 слов. У десятилетнего ребенка, переходящего из начальных классов в среднее звено школы, - от 7000 до 12000 слов. У ученика 8-го класса (в конце года) - от 15 до 45 тысяч слов. К концу десятого - от 25 до 60 тысяч слов. Ежедневно в начальных классах словарь ребят обогащается в среднем 4- 5 словами, в средних классах - 5-7 словами, и у старших - 7-10 словами. По данным филологов, до 4-го класса лишь половина новых слов входит в словарь учеников через уроки русского языка и литературы.

Основными компонентами умственного развития являются: 1) обученность как фонд усвоенных знаний; 2) обучаемость как способность к их приобретению.

1) Обученность как показатель усвоенных знаний - определяется качествами ума, общими умственными способностями к усвоению знаний. Показателем будет являться развитие интеллекта и других особенностей психики учащихся: внимания, памяти, мотивов, черт характера и т.д.

2). Обучаемость как способность к обучению - связана с возможностью учащегося извлекать из учебного процесса необходимую информацию, опыт, культуру учения, труда и т.д. (Обычно выделяют высокую, среднюю и низкую обучаемость.) Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания и оперирует ими в новых условиях.

Обученность и обучаемость протекают в деятельности ученика и проявляются сквозь призму свойств его личности, т.е. через личностные параметры умственной деятельности (функции мышления, виды обобщения, способы и уровни отражения действительности, речевая деятельность). Эти параметры выражены через психологические показатели:

1. Умственная работоспособность - это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении работы. Умственная работоспособность проявляется через призму свойств личности. Немаловажным здесь является отношение самих учащихся к умственной деятельности и характер самой деятельности (например, интересная работа повышает показатель работоспособности). Здесь наблюдается взаимосвязь между обучением, умственной работоспособностью и успеваемостью.

2. Учебно-познавательная мотивация.

3. Самооценка результатов своего труда, своих возможностей, своего положения в коллективе.

Выделяют уровни мыслительной деятельности , критерием которых служит степень самостоятельности отражательных процессов:

1 уровень - репродуктивный,

2 уровень - конструктивный,

3 уровень - творческий.

Этапы формирования мышления учащихся взаимосвязаны с формированием позитивной мотивации и знаний: от репродуктивного через конструктивный - к творческому уровню. Умение видеть новое в неизвестном, использовать старые знания в новых ситуациях и с новыми целями - формируют творческое мышление.

2. Различные подходы к обоснованию критериев умственного развития.

Существует много подходов к раскрытию общих показателей в умственном развитии учащихся.

Л.С.Выготский показателями (критериями) умственного развития дает:

а) степень обобщенности, абстрагированности понятий;

б) степень включения их в систему.

Высший уровень умственного развития - установление взаимосвязи между различными понятиями.

Д.Б.Эльконин основным критерием умственного развития считает наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с ее компонентами.

Л.В.Занков уделял внимание общему развитию учащихся. Здесь выделяются три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Учащийся должен овладеть приемами выполнения каждой из них. Процесс общего развития проявляется в том, насколько учащиеся могут объединить все эти приемы в единую систему.



По мысли Е.Н.Кабановой-Меллер, важным показателем умственного развития учащихся является пользование рациональными приемами умственной деятельности (абстрагирование, установление различных соотношений в заданном материале и т.д.)

Критерии умственного развития по Н.Д.Левитову:

1) самостоятельность мышления;

2) быстрота и прочность усвоения учебного материала;

3) быстрота умственной ориентировки при решении нестандартных задач;

4) глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений;

5) критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.

Развитое мышление, по мнению П.П.Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. Низкий уровень развития мышления ведет к тому, что школьник заучил материал, а выделить в нем главное, сопоставить факты, обобщить, доказать не умеет.

И.А.Менчинская дает такие особенности мыслительной деятельности, как:

1) быстроту усвоения;

2) гибкость мыслительного процесса;

3) тесную связь наглядных и отвлеченных компонентов мышления;

4) различный уровень аналитико-синтетической деятельности.

Критерии развития мышления по Ю.К.Бабанскому:

1. Степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности.

2. Степень владения оперативными приемами мыслительной деятельности, умения производить рациональные действия по применению их в учебном и внеучебном познавательном процессах.

3. Степень умения осуществлять перенос осознания операций и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другие ситуации и на другие предметы.

4. Степень сформированности различных видов мышления, а также состояния мышления в процессе перерастания одного его вида в другой.

5. Величина тезауруса, т.е. запаса знаний, их системность, появление новых способов усвоения знаний.

6. Состояние и возрастающая динамичность различных качеств ума: самостоятельности, глубины, критичности, гибкости, последовательности, быстроты и т.д.

7. Степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оперативным в действиях.

8. Способность учащихся усваивать логические суждения и использовать их в учебной деятельности.

Однако все исследователи сходятся в своих мнениях в том, что важнейшими показателями умственного развития являются качества умственной деятельности, которые проявляют себя через:

а) любознательность (стремление узнать все новое);

б) пытливость (стремление к анализу объекта мышления, к выявлению причин);

в) глубина (стремление и способность вскрыть существенные стороны и особенности объекта мышления);

г) гибкость и подвижность (умение быстро устанавливать новые связи, сочетания);

д) логичность (строгая последовательность в умозаключениях и суждениях);

е) доказательность (строгая обоснованность мышления);

ж) критичность (строгий контроль за ходом мышления) и т.д.

3. Пути обучения мышлению (методические рекомендации).

Развитие - один из необходимых результатов любого педагогически разумного обучения. Однако развивающий эффект обучения может быть весьма различным. В любом случае мышление определяет развитие личности, то есть все психические процессы подчинены логике формирования процессов мышления. Можно сказать, каково мышление младшего школьника, такова его психика.

В школьном обучении ребенок впервые сталкивается с принципиально новым для него типом знания - понятием, которое становится ведущим в его учебной деятельности. Если дошкольник решал разнообразные практические или игровые задачи в чувственно-житейской форме, то школьнику все чаще приходится сталкиваться с научными понятиями. Это обстоятельство ускоряет развитие мышления от наглядно-образного к словесно-логическому.

В центре учебной деятельности младшего школьника - его учебная задача, результатом ее решения является теоретическое понятие об определенной области действительности (величина, фонема, число, морфема) и одновременно способ решения всех конкретно-практических задач, связанных с этим понятием. Перед учителем ставится задача обучить детей самим приемам умственной деятельности (умственным действиям). Поэтому учение представляет собой процесс одновременного накопления знаний и владения приемами оперирования ими. Овладение приемами умственной деятельности происходит через:

а) ознакомление учащихся с ними;

б) упражнение - применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале;

в) перенос - использование приемов при решении новых задач.

Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности таков: усвоение содержания приема - самостоятельное его применение - перенос в новую ситуацию.

Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний ("Пустая голова не рассуждает", - П.П. Блонский). В процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить "сумму знаний", но сформировать у него, насколько это возможно, на доступном ему уровне, систему взаимосвязанных знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Здесь цель обучения решает две главные задачи:

а) сообщить ребенку доступные ему сведения, накопленные человечеством в разных областях знания;

б) развить его ум, его мышление. ("Ум - это хорошо организованная система знаний", - К.Д.Ушинский).

Условиями умственного развития являются:

1) Развитие должно исходить из достигнутого уровня каждого учащегося.

2) Необходимо выявить этот уровень у каждого ребенка.

3) Индивидуализация обучения.

4) Развивающие задания с оптимальными трудностями, которые должны формировать рациональные умения умственного труда (при соответствующих средствах обучения).

5) Усвоение знаний в систематическом порядке.

6) Знания должны взаимодействовать с жизнью, с практикой.

Также необходимым условием умственного развития является формирование теоретического мышления, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. Образование понятий и обобщений должно идти через непроизвольное запоминание, которое в свою очередь позволяет входить в мир научных знаний легко и свободно. Оно позволяет мышлению окрепнуть, стать, как принято говорить, на ноги. Это одновременно и путь совершенствования самой памяти, формирование ее механизмов.

Программа I класса еще не предусматривает теоретическое изучение правил, все познается на основе практических действий, выводы и обобщения делаются в результате многократных наблюдений, сравнений. Для ребенка естественно: знать - значит уметь, потому, что знание получено с помощью его собственных действий, анализа предмета. Главное, чтобы все действия ученик выполнял осмысленно, не повторял механически. Осмысленность здесь будет зависеть от активности в обучении.

Если не удалось овладеть знаниями при первичном восприятии и повторении, работа по их закреплению в памяти требует сравнительно большой последующей затраты времени. Такой материал целесообразно разбивать на несколько смысловых единиц и каждую часть повторять и воспроизводить отдельно в определенную единицу времени, отделяя усвоение одной части от другой отдыхом в 5-10 минут.

Психологические исследования показали, что из памяти скорее всего исчезают формулировки определений, описательный материал, дольше всего сохраняются знания, основанные на понимании закономерностей, причинно-следственных связей.

Существует три способа усвоения знаний :

1. Способ осмысленного, дословного или недословного заучивания формулировок, выводов, правил, текстов путем многократных повторений.

2. Заучивание материала путем многократного его применения на практике.

3. Заучивание и запоминание учебного материала путем переработки его в обобщенные и абстрактные формы. Методика этого способа включает в себя 2 этапа: а) подготовительный этап - изучение материала, его осмысливание, осознание фактов, примеров; б) основной этап - материал каждого изученного параграфа, темы перерабатывается, сводится к единым основаниям (например, если два элемента между собой равны (или не равны), и один из которых соответственно равен (или неравен) по отношению к третьему, то и второй элемент по отношению к третьему может относиться соответственно).

Кроме этого необходимо проводить параллели между различными явлениями и фактами, давать задания на умение различать в них сходный материал. Это усиливает гибкость мышления и вырабатывает умения: вспомнить нужные знания, отобрать из них только те, которые требует поставленная задача. Припоминание, связанное с отбором, анализом и использование знаний в новых условиях - это сложный умственный труд.

Повышение развивающей функции обучения зависит от усиления роли общих идей в учебном материале, которые как бы "цементируют" отдельные факты и создают возможность для широких обобщений и формируют у учащихся системы знаний различной меры общности. Поэтому необходимо сократить удельный вес фактического материала на уроке, вводить чаще и смелее теоретические знания крупными блоками с минимальной дозой конкретизации (ведущая роль теоретических знаний - Д.Б.Богоявленский, Н.А.Менчинская, Л.В.Занков). Это связано также с межпредметными обобщениями и укрупнением единицы знания (В.В.Давыдов, П.М.Эрдниев). Опережающее и проблемное обучение создают для детей неожиданные аналогии, сопоставления, оригинальные догадки, неясные знания, влияющие на характер мотивации и активность мыслительных процессов.

Исходя из целей умственного развития ребенка, В.А.Сухомлинский сформулировал следующие требования к построению урока в начальной школе:

1. Сочетание, объединение, слияние практической работы с восприятием знаний, развитием, углублением и применением.

2. Применение знаний в разнообразных формах с целью их проверки.

3. Длительность, постепенность процесса овладения знаниями.

Для доступности обучения младших школьников рекомендуется использовать условно-знаковую наглядность, что достигается при помощи действий замещения и наглядного моделирования (Л.А.Венгер).

Замещение - условная подстановка знаков, символов вместо реальных предметов и явлений (опорные сигналы). Замещение ведет к пониманию истинного значения слов, отношений между объектами и т.д.

Наглядные модели - предметы обозначены при помощи условных заместителей в пространстве (в объеме и на плоскости).

Заместители и наглядные модели помогают детям представлять в уме все, о чем рассказывает учитель, заранее "видеть" возможные результаты собственных действий. Работа с заместителями и наглядными моделями постепенно вырабатывает действия замещения и моделирования.

Особое внимание уделяется домашней учебной работе ученика. Сотрудничество учителя с родителями необходимо налаживать с первого класса, так как большую часть времени ребенок проводит в общении с родителями. Родители осуществляют умственное воспитание лишь от случая к случаю, опираясь при этом в основном на здравый смысл и свой индивидуальный опыт, который неизбежно является ограниченным. "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому", - это положение является аксиомой воспитания. Каждый здоровый, нормальный человек получает от родителей "полный набор" задатков всех человеческих способностей. И сделать талантливым своего ребенка располагают те родители, у которых он родился без какой-либо патологии, и они будут заниматься развитием его способностей с самого раннего возраста. Ведь около 50% умственных способностей в переработке информации формируется у ребенка до 4 лет и 80% - к 8 годам.

К сожалению, многие факторы нашего времени нас не радуют. Дети перегружены, физически ослаблены. Показательным является то обстоятельство, что за 10 лет обучения они высиживают на уроках более 12 тысяч часов, у экранов телевизора - 20 тысяч часов.

2. Установить, к какому разделу изучаемого предмета относится данная задача.

3. Осознать цель задачи: что необходимо найти.

4. Наметить план решения, разбить решение на ряд последовательных этапов.

5. Осуществить план решения, контролируя каждый свой шаг.

6. Проанализировать ответ: правилен ли он по размерности, по жизненной реальности результата.

Назначение Учителя должно сводиться к следующему постулату: "Создать, сохранить, поддержать, утвердить!"

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие »

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна .

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников , Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания .

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы : строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие , память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум . В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение .

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие , способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития , чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образовательных форм познания : восприятия , образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка , как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития , от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка , проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание , имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии , приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления . При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину) . Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные) .

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления . В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются :

Сенсорное воспитание (развитие ) ;

- развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

Становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач : - воспитание любознательности , познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия , которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы :

1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Особенности умственного развития детей очень индивидуальны, ведь не существует двух одинаковых малышей. И, тем не менее, они напрямую зависят от возраста ребенка.

Как правильно развивать ребенка

Чтобы развитие малыша было всесторонним и правильным, нужно с ним играть. Но, играть полезно. Например, читать. Яркие и увлекательные, доступные детскому пониманию книжки сегодня в изобилии в магазинах. Выберите ту, что подходит по возрасту, и читайте малышу. Ему будет гораздо интересней, если вместе с ним будут «слушать» и любимые игрушки. Пусть такое станет своего рода игрой.

Умственное развитие детей дошкольного возраста происходит, прежде всего, через мышление.

Оно, в свою очередь, самым непосредственным образом зависит от воображения. И мало что может так же эффективно помочь его развивать, как рисование. К тому же, дети в подавляющем большинстве, обожают такое занятие. Поиграйте с малышом: рисуйте вместе. Можно, как пытаться изобразить увиденное, так и пофантазировать. Не ограничивайте малыша, пусть в ход идут даже пальцы рук, лишь бы картина в итоге получилась такой, как хотел ребенок.

В дошкольном возрасте дети учатся не воспринимать окружающий мир, как кучу разрозненных предметов, а обобщать все, складывая в некую единую картину. Логическое мышление развивается на основе воображения. А потому и сюжеты рисунков будут состоять из многих компонентов, например, домика и окружающих его деревьев, собачек с кошечками и, конечно, вас с ним.

Не менее полезно также будет занять ребенка лепкой из глины или пластилина. Когда малыш подрастет, покажите ему, как складывать пазлы.

Это развивает не только мелкую моторику рук, но и логическое мышление.

Нельзя самостоятельно делать выводы о том, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Это под силу только детскому психологу после беседы, а возможно и тестирования малыша.

Продукты для полноценного умственного развития ребенка

Особенности умственного развития детей самым прямым и непосредственным образом зависят от того, поступает ли в его организм достаточное количество витаминов и минералов. О необходимости сбалансированного рациона малыша хорошо известно всем родителям. Следите, чтобы ребенок ел именно полезную пищу, а еще, чтобы продукты его питания были достаточно разнообразными.

Чтобы ваш малыш эмоционально и психически хорошо развивался, давайте ему следующие продукты:

Источники простого сахара, то есть, сахарозы, как авокадо, абрикосы, яблоки и цитрусовые. Последние часто становятся причиной аллергии, так что при появлении соответствующей реакции организма ребенка, исключите их.

  • Белки, как мясо птицы, рыба, красное мясо, яйца и морепродукты.
  • Источниками насыщенных жиров станут соевое и кукурузное масла, молокопродукты и особенно твердый сыр, а еще йогурты и какао.
  • Клетчатку организм получает из орехов, семечек и зеленых листовых овощей, а еще из моркови.

Подавляющее большинство малышей хотят кушать не то, что полезно, а то, что вкусно. Проявите фантазию и приготовьте блюда для трапезы ребенка так, чтобы они заинтересовали его. Дошкольники многое воспринимают в игровом виде. Так что можно превратить полезную пищу в элемент некой игры, для победы в которой порцию понадобится съесть.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх