Учат ли читать в детском саду. С горшка — за парту Нужно ли учить в детском саду чтению и письму

В минобрнауки разрабатывается проект стандарта дошкольного образования. Ожидается, что он будет готов уже в марте.

Эксперты считают, что стандарт должен быть посвящен не тому, как учить маленького ребенка считать и писать, а тому, как его развивать с помощью физической культуры и искусства. Руководитель Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Наталья Тарасова уверена, что специально обучать в детском саду чтению и письму не надо.

— Успешность ребенка в школе определяется его психологической готовностью, которая включает мотивацию к учебе, — говорит Тарасова. — Обязательно в программе должны быть музыка, рисование — все это надо прописать в стандарте.

А вот что касается строгого распорядка дня, которого в целом нет в европейских дошкольных учреждениях, то в России отменить жесткий режим пока нельзя. Если за границей в группе находится 15-20 детей, то у нас — 23-30.

При этом нет лабораторий, мастерских, студий, которые есть в детских садах Германии, Бельгии, Голландии, Финляндии и других странах. Учитывая же новую систему оплаты труда, которая теперь принята в детских садах, перспектива разгрузить группы и вовсе исчезла.

Людмила Волобуева, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, признает: подготовить стандарт по дошкольному образованию — непростая задача. Никаких похожих федеральных документов прежде не было. Она тоже надеется, что в проекте не будет требования научить детей в дошкольном возрасте читать или писать, хотя на это есть социальный заказ и от родителей, и от учителей.

— У детей 3-7 лет ведущий вид деятельности — игра, — замечает она.

Есть и другие вопросы. Так, не ясно, кто и как будет контролировать, выполняется ли стандарт в семейных детских садах. Будет ли он обязателен для тех садов, которые оказывают только услуги по «содержанию и уходу» за детьми?

Кстати, по последним данным соцопроса Фонда общественное мнение, 35 процентов родителей не знают, правильно ли там развивают их детей. И только 18 процентов оценили работу дошкольных учреждений на «хорошо».

Комментарии

Александр Дидин , папа Максима Дидина — победителя Международной естественно-научной олимпиады в 2012 году:

— Когда сыну исполнился год, мы купили ему никитинские развивающие квадраты. Он заинтересовался, попробовал — получилось. Потом дали более сложные варианты игры и головоломки. Снова понравилось. Примерно в это же время стали учить читать, но начали не с букв, а сразу со слов. Показывали карточку, где было написано слово, и произносили его вслух. Постепенно он через графические образы научился составлять предложения и читать. Взял в руки первую книгу. Помню, это были стихи Чуковского. В три года я научил его играть в шахматы. Причем не давал готовых ходов и решений, а подводил к ним.

Самый большой враг развития ребенка — пассивная развлекаловка. Если ребенку подарили блестящую игрушку или включили телевизор, никакой наукой вы его уже не заинтересуете. Как-то ехал из Москвы за город. Рядом со мной в автобусе сидел школьник. Темный вечер, за окном яркая Луна. Я спрашиваю мальчишку: «Знаешь, что это?» А он так четко отвечает: «В 5-м классе у нас начнется физика, и учитель мне все расскажет!» Может, он и отличник, но учиться ему уже не интересно.

Виктория Чернышева , Ульяновск

Гигантские мягкие игрушки, яркие столы, уютная спальня, класс для занятий с современными пособиями…

— А кто у нас любит математику? — спрашивает воспитатель. Поднимается ворох рук. И только одна девочка признается: «А я ее не понимаю».

— Дети у нас занимаются с четырех лет. Изначально мы делали акцент на подготовку к школе, но затем добавили еще и развивающие занятия: хореографию, бассейн, теннис и т.д. С детьми работают психолог, логопед, — рассказывает директор Симбирской общеобразовательной гимназии Валерий Морозов.

Детский сад открылся при гимназии пять лет назад. И там, и там занимаются по единым федеральным программам.

— Чтобы создать идеальный детский сад, нужно прежде всего создать условия для воспитателя, — убежден Морозов. — Чтобы он имел под рукой все необходимое. И никакая интерактивная доска не заменит педагога, к которому дети тянутся. Я часто говорю родителям, что они зря покупают малышам компакт-диски, усаживают за компьютер, дают в руку пульт. Лучше просто пообщаться.

У сегодняшних детей клиповое мышление, они быстро включаются в процесс и также быстро выключаются. Информацию им приходится предлагать именно в таком темпе. Поэтому в группе детского сада должно быть не более 12 человек, — считает директор Симбирской общеобразовательной гимназии.

Об этом в интервью газете «Аргументы и Факты» рассказала первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. «В прошлом году вступил в силу новый стандарт дошкольного образования. Сегодня многие детские психологи и физиологи отмечают, что период раннего развития ребёнка от 1 до 7 лет самый важный для подготовки к будущей взрослой жизни. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, основные ценности, базовые принципы, формируются навыки здорового образа жизни», - сказала Наталья Третьяк.

По ее мнению, ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет не стоит обучать чтению, счету и письму в детском саду, т.к. мозг ребенка еще не готов к этому.

«Главная задача детского сада - сохранить и укрепить здоровье ребёнка, скорректировать нарушения развития, которые могли возникнуть, например, после неудачных родов. И самое важное - подготовить к обучению в школе: научить общаться и выстраивать отношения со сверстниками, взрослыми, уметь распределять своё время, принимать решения и нести за них ответственность», - пояснила замминистра.

Однако, как быть с тем, что учителя хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс, зная буквы, а лучше умея читать и писать? Наталья Третьяк пояснила, что учитель не вправе требовать от ребёнка, поступающего в первый класс, умения читать и писать. Это задача начальной школы, именно она зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартах.

Об этом в интервью газете «Аргументы и Факты» рассказала первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. «В прошлом году вступил в силу новый стандарт дошкольного образования. Сегодня многие детские психологи и физиологи отмечают, что период раннего развития ребёнка от 1 до 7 лет самый важный для подготовки к будущей взрослой жизни. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, основные ценности, базовые принципы, формируются навыки здорового образа жизни», - сказала Наталья Третьяк.

По ее мнению, ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет не стоит обучать чтению, счету и письму в детском саду, т.к. мозг ребенка еще не готов к этому.

«Главная задача детского сада - сохранить и укрепить здоровье ребёнка, скорректировать нарушения развития, которые могли возникнуть, например, после неудачных родов. И самое важное - подготовить к обучению в школе: научить общаться и выстраивать отношения со сверстниками, взрослыми, уметь распределять своё время, принимать решения и нести за них ответственность», - пояснила замминистра.

Однако, как быть с тем, что учителя хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс, зная буквы, а лучше умея читать и писать? Наталья Третьяк пояснила, что учитель не вправе требовать от ребёнка, поступающего в первый класс, умения читать и писать. Это задача начальной школы, именно она зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартах.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх