Теория разбитых окон. «Теория разбитых окон»: почему поведение каждого влияет на всех

Большой хаос начинается с маленьких беспорядков, поэтому, если в здании разбито одно стекло, через некоторое время в нем не останется ни одного целого окна. Если один переходит дорогу на красный свет – за ним побежит еще несколько человек. Стоит единожды переступить черту и нахамить собственному мужу, как завтра мы это сделаем еще раз, а через полгода перестанем замечать, что рявкаем друг на друга, словно дикие псы

Большой хаос начинается с маленьких беспорядков

Это случилось в школе во времена фанатичной пионерии. В 4-Б классе затравили девочку. Учительница невзлюбила ребенка только за то, что та пришла в юбке неправильного цвета.

Конкурс строевой песни проводился раз в году, и все активно готовились к мероприятию. Маршировали и горланили "орленок" днями напролет. Одна из сумасшедших педагогов решила выделиться, вытрясла из родителей деньги и заказала всем ученицам одинаковые синие юбки.

Катина мама ничего не сдавала, так как подобная одежка у них была. Классная дама надула губы и затаилась. В назначенный день девочка стала в строй, но ее наряд оказался на тон светлее. Педагога чуть кондрашка не хватила:

Выйди немедленно! Ты освобождена от участия в конкурсе из-за своего внешнего вида.

Катя расплакалась и простояла весь дурацкий парад под стеной. А на следующий день ее начали унижать одноклассники. А что такого, если сама училка дала зеленый свет?

Мы ехали в Болгарию автобусом. Поездка выдалась изматывающей. Черновцы, невнятная Румыния с цыганскими кибитками, заброшенными деревеньками и спорным Бухарестом. На границе нас продержали шесть часов. Проверяли, томили, задавали вопросы.

Мы периодически выходили из автобуса и ужасались количеству мусора. В некоторых местах он доходил до пояса. И что вы думаете, большинство из нас, съев шоколад, без зазрения совести выбросило обертки под ноги, наивно полагая, что один фантик не испортит и так уже неряшливый вид.

В свое время в Нидерландах провели забавный эксперимент. В почтовый ящик обычного жилого дома поместили просвечивающийся конверт с пятью евро. В случае, когда ящик, подъезд, дом и улица были чистыми, на дармовые деньги позарилось всего 13% пешеходов. Когда же конверт засунули в старый, сломанный, разрисованный граффити, ящик в неблагополучном районе, то количество воровства выросло в два раза.

Большой хаос начинается с маленьких беспорядков , поэтому, если в здании разбито одно стекло, через некоторое время в нем не останется ни одного целого окна. Если один переходит дорогу на красный свет – за ним побежит еще несколько человек. Стоит единожды переступить черту и нахамить собственному мужу, как завтра мы это сделаем еще раз, а через полгода перестанем замечать, что рявкаем друг на друга, словно дикие псы.

Теория разбитых окон напоминает снежный ком. Все начинается с мелочи, а заканчивается катастрофой. Количество грабежей существенно увеличивается во время войн, землетрясений, наводнений. У людей срабатывает пунктик, что, если что-то уже разрушено, то не зазорно из взорванного магазина унести хотя бы кассовый аппарат.

Безнаказанное зло размножается по принципу геометрической прогрессии. С одной спички начинается пожар. Со смятой пачки сигарет, выброшенной на обочину, – свалка. С одного удара – драка. С единственного выстрела – война. С улыбки, как утверждала Мать Тереза – мир .опубликовано .

© Ирина Говоруха

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Вам приходилось перебарывать сильное желание перебежать дорогу на красный свет, когда машин на ней нет? Знакомо ли вам чувство досады, что вы стоите перед пустой проезжей частью только потому, что другие пешеходы тоже терпеливо и законопослушно ждут зеленого сигнала светофора?

И вот кто-то впереди срывается с места и бежит, а за ним бежите вы, относительно легко поборов чувство неловкости от нарушения общепринятого правила. А приходилось ли вам, проходя мимо брошенной кучи мусора или «случайно» образовавшейся свалки, смачно выплюнуть в них жвачку, хотя отсутствие здесь мусорного бака и запрет сорить весьма очевидны? Такие элементы поведения есть отсвет от одной замечательной криминологической теории - теории разбитых окон.

Эта теория основана на утверждении, что постоянное поддержание общего порядка в конкретном месте и строгий контроль за его внешним видом способны остановить в нем развитие вандализма и ухудшение криминогенной ситуации в целом. Согласно этой теории, любые более-менее заметные признаки нарушения порядка в пусть даже очень культурном обществе и населенном пункте незамедлительно вызовут определенную реакцию окружающих: побудят их действовать в том же ключе.

Основа теории впервые была подробно описана в статье «Разбитые окна», написанной учеными-социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом и опубликованной в 1982 в номере одного из старейших американских журналов The Atlantic Monthly (ныне просто The Atlantic). Статья получила широкий резонанс в обществе и подверглась повышенному вниманию представителей сферы науки. Но еще задолго до выхода статьи социальное явление, которое позже получило название «теория разбитых окон», не давало покоя ученым. Еще в 1969 году психолог Стэнфордского университета Филипп Зимбардо в рамках исследования этого явления провел интересный эксперимент.

В целях эксперимента он поместил довольно обшарпанный автомобиль без номерных знаков и с открытым капотом на одну из парковок окрестностей Бронкса - наиболее криминального района Нью-Йорка. Второй автомобиль точно в таком же состоянии он оставил в Пало Альто - одном из наиболее элитных и дорогих университетских городов штата Калифорния. В ходе наблюдения было отмечено, что автомобиль в Бронксе подвергся вандализму буквально в считаные минуты после начала эксперимента. Причем первые нарушители представляли собой целую семью - это были отец, мать и их малолетний сын, которые вытащили из автомобиля и унесли с собой аккумулятор. В течение последующих двадцати четырех часов содержимое автомобиля было уже полностью разворовано, стекла выбиты, а в самом автомобиле играли подростки.

Автомобиль же, оставленный в Пало Альто, оставался нетронутым более недели! Но после того как экспериментатор собственноручно частично разбил машину молотком, она подверглась дальнейшему деструктивному действию со стороны жителей города. Таким образом, было замечено, что в менее благополучных районах, где превалирует практика воровства, вандализма и криминала, преступления и правонарушения совершаются быстрее, так как местное общество в этом не видит ничего предосудительного и относится к этому откровенно равнодушно.

Но и в благополучных районах, где общество более культурно и где криминал менее распространен, хоть и позже, но случается ровно то же самое. Малейший признак несоблюдения порядка одними людьми вызывает цепную реакцию среди других. Кстати, психолог заметил, что в обоих случаях так называемые вандалы были весьма хорошо одеты и производили впечатление вполне приличных людей!

Но почему так происходит? На самом деле, психологический аспект проблемы вовсе не сложен. Дело в том, что находясь в той окружающей обстановке, где царит чистота и порядок, человек подсознательно считывает сигнал, сообщающий, что данная локация охраняется, находится под контролем и что криминальное или любое отличное от общепринятого поведение здесь не будет одобрено. Таким же образом обратная ситуация, то есть нахождение на улице, стены которой, например, разрисованы граффити, или окна домов частично выбиты, повлечет за собой подсознательное убеждение, что улица является никем не контролируемой и за порядком на ней не следят, а следовательно, можно творить здесь все, что вздумается. Важно не само наличие выбитого окна на улице, а та информация, которую несет его вид в подсознание находящихся на данной улице людей. Разбитое окно отчасти является признаком условной «заброшенности» улицы. И наоборот, более-менее приличное состояние улицы останавливает окружающих от каких-либо вандальских или криминальных действий. В свою очередь, если углубиться в теорию, то можно предположить, что всего лишь одно выбитое окно не может привести к мародерству, полной деструкции самого дома, преобразованию микрорайона, где находится дом, в крайне неприятное и опасное место.

В поддержку теории разбитых окон было проведено немало интересных и любопытных экспериментов под руководством исследователей различных университетов и институтов США, а затем Нидерландов.

В ходе одного из них, проведенного в нидерландском городе Гронинген, на 77 велосипедов, которые были припаркованы у магазина возле широкой белой стены (отмеченной заметным знаком, запрещающим на ней рисовать), экспериментаторы развесили по одному рекламному буклету с непримечательной информацией. Задачей первого этапа эксперимента было выяснить, какой процент велосипедистов нарушит чистоту улицы и принятые нормы, бросив буклет на землю или перевесив его на чужой велосипед. В итоге 67 процентов от общего числа владельцев велосипедов забрали буклет с собой, чтобы выбросить позже, а количество нарушителей составило лишь 33 процента. Для проведения второго этапа эксперимента было совершено следующее: ту самую стену, у которой парковались велосипедисты и которая была отмечена знаком, запрещающим ее каким-либо образом пачкать, ярко разрисовали граффити. Второй этап проводился в абсолютно идентичных условиях, что и первый, даже в то же время дня и при той же погоде. Но на этот раз процент нарушителей составил 69 процентов! Таким образом, факт наблюдения результата нарушения одного общественного правила, не рисовать на стене, побудило участников эксперимента нарушить другое правило - не сорить на улице.

Еще один аналогичный опыт был проведен в том же городе. Перегородив центральный вход на автопарковку, но при этом оставив в перегородке немалую щель, экспериментаторы повесили на ней объявление с указанием пути обхода. В результате в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли, нарушив правило, только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» - целых 82%.

Большое количество подобных экспериментов, проведенных в процессе исследования теории разбитых окон, позволили доказать ее верность. Но в чем состоит ценность этой теории? Результаты исследования данного явления и принципы, выявленные в процессе ее изучения, имеют и прикладную функцию.

Органы местного самоуправления многих городов, особенно американских, опираясь на эту теорию и осознав, что процесс предотвращения беспорядков намного проще, чем процесс их устранения, стали уделять больше внимания сохранению благополучного состояния улиц и общей положительной атмосферы местности, а также стали более строго следить за контролем мелкой преступности. Также в девяностых годах в Нью-Йорке была развернута целая программа, основанная на теории разбитых окон, особенно в отношении метрополитена. Все потому, что именно тогдашний глава транспортной полиции Уильям Браттон считал и не стеснялся называть того самого ученого, Джорджа Келлинга, своим «наставником мысли». Браттон распорядился в первую очередь ужесточить регулирование мелких правонарушений: распития спиртных напитков в транспорте, справления нужды в переходах метро, занятие проституцией на автобусных остановках, разрисовывание граффити вагонов поездов и т. д. Его политика была строго осуждаема нью-йоркцами. «Почему мелким преступлениям уделяется такое пристальное внимание, будто в Нью-Йорке нет других проблем?» - возмущались СМИ и простые американцы. Но уверенность Браттона в том, что именно поблажки к существованию мелких правонарушений зажигают зеленый свет для совершения более крупных преступлений, принесла хорошие результаты - многочисленные статистические подсчеты выявили значительный спад мелких и крупных преступлений в Нью-Йорке, а тенденция к спаду длилась еще десяток лет.

Теория послужила основой для многих мелких реформ в сфере охраны общественного порядка и организации работы полиции, а также дала новый виток в развитии некоторых разделов криминалистики.

Принципы теории широко применяются на практике в некоторых американских школах. Это выражается в исключительно строгом отношении к несоблюдению общепринятых в школе правил. Правила существуют, грубо говоря, для всего, и их нарушение повлечет за собой неизбежные последствия вплоть до отчисления из школы. Например, запрещается нарушать специально установленные правила общения, классного этикета, так называемого дресс-кода, строго определенного поведения. Администрация таких школ полагает, согласно теории разбитых окон, что игнорирование нарушения правил одним учеником может повлечь за собой нарушение их другими учениками, поэтому соблюдение школьных порядков считается очень важным моментом.

Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется.
Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

Теория о том, что беспорядок распространяется как эпидемия, была сформулирована в 1982 году Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом (J. Q. Wilson, G. L. Kelling. Broken windows).

В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее: «Парень, займись серьезными вопросами - техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью. Не трать наши деньги на ерунду!». Но Ганн был настойчив:

«Граффити - это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма - известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду очищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», - рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с надписями на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, - рассказывал он. - В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это было наше послание для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит».

Вторым пунктом...

В работе нового руководства была борьба с безбилетниками - ведь это тоже сигнал того, что в системе нет порядка. Люди решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут, и проблема росла как снежный ком. А в 1990 году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев», надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, - рассказывал Браттон. - Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Он дал команду развить стратегию в масштабах всего города, цепную реакцию остановили и насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Как работает эта теория

Психологи и социологи давно предполагали, что асоциальное поведение может распространяться подобно эпидемии, однако эта теория до сих пор оставалась спорной. Шесть экспериментов, проведенных нидерландскими учеными, показали, что люди чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие тоже так поступают. При этом «дурной пример» трактуется расширительно: видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы.

Согласно «теории разбитых окон», сформулированной Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в 1982 году (см.: J. Q. Wilson, G. L. Kelling. Broken windows), если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах и вести себя по-свински. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

«Теория разбитых окон» очень понравилась многим политикам, и ее вскоре стали применять на практике - сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Южной Африки, Индонезии и в других странах. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе.

Однако такие практические эксперименты нельзя назвать абсолютно корректными с научной точки зрения. Теоретически, снижение преступности в Нью-Йорке могло быть вызвано какими-то другими факторами и чисто случайно совпасть во времени с кампанией по уборке улиц. Специальные исследования, посвященные этому вопросу, опирались в основном на анализ корреляций (например, между чистотой улиц и уровнем преступности в разных городах), однако эти данные тоже можно трактовать неоднозначно. Корреляция сама по себе ничего не говорит о причинно-следственных связях между изучаемыми явлениями. Например, оба фактора (преступность и чистота) могут определяться каким-то третьим, неизвестным фактором; чистота может быть не причиной, а следствием низкого уровня преступности и т. д. Поэтому многие эксперты сомневались в действенности теории разбитых окон. В частности, оспаривалось утверждение, что несоблюдение окружающими одних правил может подталкивать людей к нарушению других.

Для окончательного разрешения спорного вопроса нужны были строгие эксперименты. Социологи из Гронингенского университета (Нидерланды) провели шесть таких экспериментов на улицах родного города, о чём рассказали в последнем номере журнала Science.

Первый эксперимент...

Проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где добропорядочные гронингенцы, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий - как их соблюдение.

Из 77 велосипедистов лишь 25 (33%) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69%). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило - не сорить на улицах. В Гронингене полиция не хватает за руку людей, разбрасывающих мусор, поэтому выявленный эффект нельзя объяснить утилитарными соображениями («раз не поймали тех, кто рисовал на стенах, то и меня не поймают, если я брошу бумажку»).

Второй эксперимент...

Должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или ее действие распространяется также и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места. Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен». В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку. Результат снова оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» - целых 82%.

Третий эксперимент...

Проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации «порядок нарушен» там находились четыре тележки. Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки, как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили бумажку на землю 30% водителей, во второй – 58%.

Четвертый эксперимент...

Напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели (нарушителей штрафуют на 60 евро). Этот закон всем прекрасно известен. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.

В пятом и шестом экспериментах...

Людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити (эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент 6).

Результаты и на этот раз получились весьма убедительные. В ситуации «порядок соблюден» только 13% прохожих (из 71) присвоили соблазнительный конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей (из 72). Оба различия статистически достоверны. Таким образом, обычное граффити или разбросанный мусор увеличивает число краж вдвое.

Полученные результаты, несомненно, должны быть учтены властями: ясно, что нарушение общественных норм может нарастать, как снежный ком, и бороться нужно уже с самыми первыми проявлениями, потому что антиобщественное поведение может быстро стать привычным для многих, и тогда система начнет поддерживать сама себя. И каждый из нас, конечно, должен иметь в виду, что, бросая на газон банку из-под пива или выводя на стене неприличное слово, мы тем самым реально способствуем росту преступности и преумножению всеобщего свинства.

- была сформулирована Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в 1982 году. Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. Об этой теории рассказывает Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге “Переломный момент”:

“Теория “Разбитые окна” подразумевает, что преступность – это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям”.

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст. Теория нашла широкое применение на практике - сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Грузии, Южной Африки, Индонезии и т. д. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе. Социологами университета Гронингена (Нидерланды) было проведено шесть экспериментов по проверке истинности теории разбитых окон.

Эксперимент 1

Первый эксперимент проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где жители Гронингена, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий - как их соблюдение. Из 77 велосипедистов лишь 25 (33 %) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69 %). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьёзным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило - не сорить на улицах.

Эксперимент 2

Второй эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или её действие распространяется также и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места. Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен». В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку. Результат оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27 % автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» - 82 %.

Эксперимент 3

Третий эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление: «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации «порядок нарушен» там находились четыре тележки. Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки, как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили бумажку на землю 30 % водителей, во второй - 58 %.

Эксперимент 4

Четвёртый эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.

Эксперименты 5 и 6

В пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити (эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент 6). В ситуации «порядок соблюден» только 13 % прохожих (из 71) присвоили конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27 % прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25 % людей (из 72).

__________________________


Люди делятся на три типа. Первые ни при каких обстоятельствах не станут гадить в неположенных местах. Вторые не заморачиваются по этому поводу и гадят там, где придётся. Но существует определённая прослойка людей, которые будут гадить тогда и только тогда, когда уже и так нагажено, но при этом ведут себя культурно, если вокруг чистота и порядок.

Если понаблюдать, то можно заметить, что количество никогда не гадящих составляет 5%, всегда гадящих 5% и гадящих в нагаженное 90%. И достачно представителю из 5% всегда гадящих начать процесс, чтобы пошла волна от тех самых 90%. Принцип 95% в данном случае сохраняется.

Тут можно ещё раз процитировать “Википедию”: “Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу”. Теория работает и применительно к Интернету. Если на сетевом ресурсе завёлся кретин, который только и делает, что гадит, то рано или поздно ресурс этот превращается в помойку. Обратное утверждение тоже верно. Ежели пациент не увидит мусора, то, скорее всего, мусор он потащит туда, где его и положено выбрасывать. Естественно, не все воздерживаются, ибо ежели бы никто не гадил, то и грязи на наших улицах было бы поменьше.

Во избежание загрязнения улиц и сайтов необходимо:

1. Своевременно и оперативно убирать там, где напачкали.

2. Не пачкать самому.

3. Не давать пачкать окружающим.

Как нетрудно догадаться, пункт № 1 является самым трудновыполнимым, № 2 - самым неочевидным, а № 3 - способен создать вокруг вас имидж «наглой сволочи, бесцеремонно вторгающейся в личную жизнь окружающих и указывающей им что делать!», вахтёра одним словом. Однако без него какие-либо попытки преобразовать среду обречены на провал.

________________________

В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке: “Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюной. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: “На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!” Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада”.

Город находился в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории. Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран? Его название – “Теория разбитых окон”.

В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. “Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!” Но Ганн был настойчив: “Граффити – это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют”. И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. “Для нас это было, как религиозное действо”, – рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

“У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою “работу”. Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: “Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит”.

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему? Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число “зайцев” могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла, как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали “зайцев” по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась “большая ловля”. После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

“Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд”.

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, считается, что именно Джулиани впервые применил “Теорию разбитых окон”. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка. Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям.

Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму. Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: “Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений”. Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Теорию эту сформулировали два социолога Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. Они изучали динамику развития криминогенной обстановки на улицах. И вот вывод, который они сделали: «предотвращение мелких правонарушений, таких как вандализм, публичное пьянство, прыжки через турникеты в метро и т. п. (т. н. нулевая терпимость), создает атмосферу нетерпимости к преступлениям в целом и помогает предотвращать более крупные преступления, а также задерживать рецидивистов, обычно пренебрегающих правилами поведения в общественных местах». Цитируется по Википедии.

Говоря простым языком, там, где не заделано разбитое окно, очень скоро будут перебиты все окна и общий уровень преступности в этом месте (доме, улице, районе, городе, стране) быстро вырастет. Очень быстро! Практически мгновенно! При виде даже малейшего нарушения общепринятых норм люди перестают вести себя «цивилизованно». Не все, конечно. Но большая часть точно!

Видеть следствия из этой теории приходилось каждому. Брошенная кем-то бумажка словно притягивает вокруг себя брошенный мусор, хотя вот она урна, рядом! Начальник не осадил подчиненного за грубое слово, все разом стали этому начальнику грубить. Появилось одно граффити на чистой стене, и очень быстро вся стена уже размалёвана «наскальной живописью». И т.д.

Как и у любой психологической теории, у «разбитых окон» нашлось много критиков. «Всё дело в том, что никакой взаимосвязи между брошенными бумажками, размалёванными стенами, разбитыми окнами и уровнем правонарушений нет и быть не может», — говорили многочисленные оппоненты. Однако теория разбитых окон проверена многочисленными экспериментами. Кому интересно, может заглянуть в Википедию, но выводы из этих экспериментов однозначны: там, где есть признаки нарушения недозволенного, это недозволенное начинают совершать и те, кто раньше этого не совершал.

Выводы учёные сделали следующие:

Есть люди, которые будут нарушать установленный порядок всегда, при любых обстоятельствах.

Есть люди, которые не будут нарушать установленный порядок никогда, ни при каких обстоятельствах.

Есть люди «колеблющиеся», которые будут нарушать порядок, когда «видите, все нарушают», и не будут нарушать порядок, когда вокруг чистота и другие внешние признаки «порядка».

Таких «колеблющихся» в любом человеческом обществе подавляющее большинство. И достаточно кому-то из «идейных нарушителей» нарушить порядок, за ним потянутся и «колеблющиеся». Порядок быстро перерастает в хаос.

Кстати, верна и обратная зависимость. Если кто-то будет упорно «застеклять разбитые окна», уровень правонарушений и преступности быстро пойдёт на спад. Доказано это в очень крупном социальном эксперименте, который превратил американский город Нью-Йорк из «кромешного ада» в самый безопасный в Америке город.

Хронология событий…

80-е годы 20-го века. Нью-йоркское метро иначе как адом никто не называл. Размалёванные вагоны, сломанные турникеты, горы мусора, разгул преступности. Платить за билет в те времена было моветоном, перепрыгнуть через турникет было куда проще, и за это ровным счётом ничего не грозило.

Руководство Нью-Йорка назначило нового управляющего нью-йоркским метрополитеном. Звали его Дэвид Ганн.

С чего он начал? С перекрашивания поездов, очистки их от граффити. Казалось бы, странно… Ан нет!

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма — известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

С почти религиозным рвением работники подземки мыли и перекрашивали поезда. Все — и пассажиры, и работники метро — видели, что «порядок» соблюдается!

И ещё одно важное действие. Безбилетники. Метрополитен отчаянно нуждался в деньгах, а за билеты платила лишь небольшая часть пассажиров. Ганн нанял управляющего безопасностью, который поставил у турникета одетых в «гражданское» полицейских. Ну и что, полицейские были там и раньше. Разница состояла в том, что раньше полицейскому было «дешевле» не замечать нарушителя. Правила предписывали при поимке выйти из метро, оформить нарушение и отконвоировать нарушителя в суд. Потом составить подробный отчёт. И всё это без всякой компенсации. И даже могло быть наказание от начальства! Рабочее место покинул, статистику испортил…

А теперь достаточно было поймать нарушителя и поставить у края платформы. За нарушителями приезжает наряд полиции в форме, осматривает, оформляет нарушение, снимает отпечатки пальцев и проверяет на причастие к другим правонарушениям. Затем конвоирует к автобусу, который везёт в полицейский участок. И всё это на виду у пассажиров и работников метро! Преступность и правонарушения в метро резко пошли на убыль.

Звали сего начальника Уильям Браттон. Позже его назначил начальником полиции Нью-Йорка мэр города.

Так «теория разбитых окон» была проверена в масштабе одного из крупнейших городов мира. Уровень преступности в городе упал не так быстро, как в метро. Но со временем Нью-Йорк стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Это значило, что теория работает! Правда, с одной оговоркой.

Слой человека в нас чуть-чуть
наслоен зыбко и тревожно,
легко в скотину нас вернуть,
поднять обратно очень сложно.

Игорь Губерман.

Можно увидеть, как рядом с брошенным окурком очень быстро вырастает гора мусора, а вот даже если мусор этот убрать, то, скорее всего, люди всё равно будут мусорить в том же месте. Так, по привычке…

Из всего вышеописанного можно сделать несколько жизненных выводов:

1. Не нарушать порядок самому даже в мелочах, потому что: «брошенный на чистой улице окурок вполне может вылиться со временем в обоссанные лифты, сломанные телефонные будки, исписанные стены и разбитые фонари».

2. Своевременно ликвидировать любые, даже малейшие, нарушения «порядка». Да это тяжело. Конечно, мусором должны заниматься дворники, разбитыми окнами — домоуправление, а правонарушениями — полиция… Но, может быть, потому мы так плохо и живём, что ждём, «вот придёт добрый барин и всё за нас сделает»?

3. Нельзя прощать «нарушение порядка». Наказание должно быть неотвратимым и жестким. Этот пункт выполнить куда тяжелее предыдущих. Но надо… «Человеки разумные» по другому просто не понимают…

«Знаешь, эта планета оказывает на меня странное воздействие. Не могу здесь курить. Тут все так дьявольски чисто. Не испачкано. Не могу курить, не могу мусорить. Не могу вести себя, как на пикнике». Филип Дик. «Колонисты».

Пока эти слова не про нашу родную планету. А жаль! Хотя… Может, начнём собирать бумажки и вставлять-таки стёкла в разбитые окна? В прямом и переносном смысле.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх