Текстильные товары волокна ткацкие переплетения. Сатиновое переплетение. Сатиновое и атласное ткацкие переплетения

Здравствуйте дорогие друзья. В постах про джинсовую ткань и твид мелькали термины "саржевое плетение" и "ломанная саржа". Я решила отдельный пост посвятить видам переплетения нитей в полотне.

Здесь мы рассметрим основные виды плетений, на основе которых ткутся самые разнообразные варианты.
Основные переплетения тканей: а — полотняное, б — саржевое, в — атласное, г — сатиновое


Итак, термины:

Нить основы и утка. Основа это нить, которая натягивается стройными рядами на станок (1), а нить утка — это нить, которая крепится к челноку и челнок туда-сюда ходит между нитями основы, создавая переплетение (2).

Место пересечения нитей называется перекрытие .
Рисунок ткани через некоторое кремя повторяется, образуя орнамент, так вот самый маленький кусочек этого орнамента называется раппорт .
На картинке показано самое простое, полотняное плетение, нитки пересекаются через одну. А если мы хотим сделать другой вид плетения, например две через две, или одну через две, то вот это количество нитей, на которое смещается пересечеие основы и утка, называется сдвиг .
Вот и все, в принципе по-русски вполне названно)))

В зависимости от схемы пересечения нитей основы и утка выделяют следующие виды плетения:

1. Полотняное плетение.
Самое простое переплетение, одна нить через одну.

Ассортимент тканей:

Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.

Льняные: бортовка, парусина, полотно.

Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)

Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.

Другие: домотканное полотно.

Как вы наверное догадались, ткани с такми переплетением появились на этом свете самые первые, как правило сейчас их используют для домашнего текстиля. Это очень фактуристые ткани (даже шелковые), матовые, домашние и выглядящие не дорогими. Даже из шерсти такие ткани тонкие и легкие. Могут быть поплотнее (фланель) и менее плотные (тафта).

Крепдешин

Блузочный батист

2. Саржевое плетение
Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик, потому что пересечение нитей происходит с ассиметричным сдвигом 1 через 2, или 1 чезез 3. Здесь я покажу самые просты саржевые плетения, а вообще на основе этого плетения есть множество разнообразных вариантов.

Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением — полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.

Саржевое плетение само по себе очень плотное, и поэтому часто используется в технических тканях, в рабочей, верхней и военной. Наши любимые и (произошедшие как раз из верхней и рабочей одежды) как раз ткутся разнообразными видами саржевых плетений.

Карбон (углеткань) - как раз промышленная ткань

Историческая военная

Какая-то неизвестная саржевая ткань

Габардин. Шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.

3. Атласное плетение.

Атлас — (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.

Атлас применяется для пошива одежды (например, смокингов) и обуви (в том числе пуантов), отделки праздничных церковных облачений, изготовления драпировок, обивки мебели, изготовления флагов и другого.Известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией. Визуально, это самая дорогая ткань.

4. Сатиновое плетение.

Ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити, довольно плотен и блестит. Сатин изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Давно было замечено, что чем больше скручена нить, тем ярче блеск. Так появился глянец — сатин, напоминающий шёлк.

Бельё из сатина долговечно и выдерживает большое число стирок — 200—300, и лишь спустя довольно долгое время материал начинает немного тускнеть. Он дешевле, чем шёлк, но дороже, чем другие хлопковые ткани. Из него делают бельё различного дизайна для повседневного применения.

Сатин люкс жаккард

Вот основные виды тканевых плетений. Все остальное — разновидности и компиляции этих видов.

Урок 10.

Тема урока: «Материаловедение. Дефекты тканей. Ткацкие переплетения.» Практическая работа № 6 «Выполнение макета саржевого переплетения».

Цель урока: познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися дефектами тканей, и причинами их возникновений. Научить визуально определять ткань саржевого переплетения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, наглядное пособие «дефекты тканей», макет саржевого переплетения.

Ход урока:

1. Организационный момент:

– кого нет в классе;

– проверить готовность учащихся к уроку.

2. Познавательные сведения:

Слайд 2,3 – вопросы на повторение пройденного материала;

а) какие виды натуральных волокон вы знаете (растительные, животные);

б) какие ткани получают из волокон растительного происхождения (лён, хлопок);

в) какие ткани получают из волокон животного происхождения (шерсть, шёлк);

г) какими свойствами обладают шерстяные и шёлковые ткани (механические, физические, технологические);

д) что относится к механическим свойствам (прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость);

е) что относится к физическим свойствам (теплозащитные свойства, пылеёмкость, гигроскопичность);

ж) что относится к технологическим свойствам (скольжение, осыпаемость, усадка).

Слайд 4 – теперь перейдём непосредственно к теме нашего урока «Дефекты тканей». Покупая ткань, следует её посмотреть по всей длине и ширине, чтобы определить, нет ли на ней дефектов, они возникают при обрыве нитей или разладке механизмов ткацкого станка.

Слайд 5 Ручной ткацкий станок – одна из древнейших и простейших машин придуманных человеком. Механический ткацкий станок изобретён во второй половине 18 века. Конечно, с течением веков, станок усложнялся, работа его становилась точнее, быстрее, но в главном она всё та же: переплетать нити, чтобы получилась ткань. Ткань состоит из «основных» и «уточных» нитей вдоль ткани идут нити «основы». Именно так – вдоль – на станке, а поперёк – нити утка. Уток не даром напоминает слово «утка». Действительно, уток – деревянная, обтекаемая, как тело утки колодочка – «ныряет» между нитями основы и перелетает их другой нитью, которую тянет за собой.

Слайд 6 Понятно, что при этом возможны сбои в работе: обрыв нити, неровное переплетение, – и на полотне ткани образуются дефекты. Они портят внешний вид готового изделия, поэтому при раскрое их нужно обойти. Для этого обнаруженные дефекты обводят мелом или обмётывают ниткой, контрастной по цвету к ткани.

Слайд 7 К основным ткацким дефектам относятся следующее: утолщение нити, нарушение целостности ткани.

Утолщение нити – нити основы или утка в ткани более толстые, чем соседние нити.

Нарушение целостности ткани – это дефект, при котором нити основы или утка разрушены (дыры, пробоины).

Слайд 8 При нанесении рисунка на ткань печатным способом могут возникать дефекты печати. Причины таких дефектов различны: повреждение печатного вала, загрязнённость или несоответствующая чистота красителя, плохая подготовка ткани к печатанию.

Дефекты печати делятся на местные, расположенные на ограниченном участке ткани, и распространённые, расположенные по всей длине ткани.

Слайд 9 Непропечатанные места – местный дефект, в виде участка с отсутствием или нечётким изображением рисунка.

Засечка – полоса без рисунка на ткани, которая получается при печатании в результате образования складки во время нанесения рисунка.

Перекос рисунка – местный дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникает при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны на тканях перекосы полос и клеток.

3. Инструктаж, показ приёмов:

– правила безопасного труда при работе с ножницами;

– ознакомить учащихся с ходом выполнения работы .

Слайд 10

4. Практическая работа: «Выполнение макета саржевого переплетения».

Выполнение из бумаги макета саржевого переплетения.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, образцы тканей, клей.

Ход работы:

2. Разметить два квадрата через 1 см. Слайд 12

3. На одном из квадратов провести дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрезать квадрат на полоски до намеченной линии. Слайд 13

5. Выполнить переплетение полосок, через две и подклеить концы полосок. Слайд 14

5. Заключительная часть:

– закрепление материала;

– достижение цели урока;

– оценка работы учащихся;

– задание на дом;

– уборка рабочих мест.

Список литературы.

Рукоделие. – М. : Большая русская энциклопедия, 1993. – 287 с.

Время чтения: 7 минут

Вторым по распространённости видом ткацких переплетений после полотняного является саржевое переплетение, которое прежде всего отличается меньшим количеством пересечений основы и утка. Основные и уточные нити перекрывают больше, чем одну противоположную, пересечение нитей происходит со сдвигом (1 через 2 или 3), поэтому на поверхности образуется диагональный узор из рубчиков (бугорков). Саржевое переплетение обозначают дробью, в числителе которой - количество основный перекрытий, а в знаменателе - уточных.

Саржа — это тип текстильного плетения с рисунком из диагональных параллельных ребер. Его можно определить по наличию выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани. Оно имеет высокую устойчивость к разрыву, потому что имеет меньше переплетения пряжи на область, следовательно, большую степень внутренней мобильности. Кроме того, при натяжении ткани, нагрузка падает на две нити сразу.

Введение


Саржевое переплетение имеет широкое применение. Оно может быть создано различными способами. Главной особенностью, отличающей его от других типов, является наличие выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани.

Основные характеристики:

  • Оно образует диагональные линии от одной стороны к другой.
  • Больше нитей на единицу площади, чем в обычной ткани.
  • Меньше переплетающихся точек, чем в обычной ткани.
  • Лучшее покрытие, чем в обычном переплетении.
  • Больше толщины и массы ткани на единицу площади.

Классификация

Саржевые переплетения производятся в самых разных формах. Однако в широком смысле они разделяются на такие категории:

  • Обычные или непрерывные;
  • Зигзагообразные, заостренные или волнистые;
  • Производные саржи, такие как атласные/сатиновые плетения и косой репс;
  • Комбинированное;
  • Плетение «елочка»;
  • Фигурные и другие родственные.
  • Основную саржу;
  • Уточно-настилочную;
  • Основную и уточно-настилочную;
  • Непрерывную.

  • Основное саржевое плетение. В этих типах основная нить проходит по нескольким уточным нитям подряд, за исключением одной. Минимальный требуемый размер повторения составляет 3. Примеры основного плетения — 2/1, 3/1, 4/1, 5/1 и т. д.
  • Уточно-настилочное. Эта саржа является противоположной предыдущей. В этих переплетениях уток проходит над основной несколько раз подряд, кроме одной. Примеры — 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.
  • Равновесная и неравновесная саржа. В этих типах основные и уточные нити могут быть равными или неравными. Другими словами, саржа может быть одно- или двухсторонней. Соответственно этому, ее называют равновесным и неравновесным. Примеры: 2/2, 3/3, 4/4, 5/5 и т. д. Примеры неравновесных: 2/3, 4/2, 5/3 и т. д.

Виды

Существует две группы :

  • Разносторонняя, когда лицевая и изнаночная стороны различаются. Происходит это из-за того, что уточные или основные нити образуют длинные перекрытия с одной стороны, а с другой стороны видна только одна противоположная нить.
  • Равносторонняя, когда обе стороны полотна одинаковы. В таком полотне нет уточного или основного эффекта, сверху и снизу перекрытия равны.

Диагональный рубчик обычно идёт по направлению вверх и слева направо. Когда направление рубчика сверху вниз и справа налево, переплетение называют обратным саржевым.

Саржа основная: а) – рисунок и б) — схема саржи 3/1

Факторы, определяющие рельефность. Следующие факторы определяют относительную рельефность

  • Характер пряжи;
  • Характер переплетения;
  • Нити основы и утка;
  • Относительное направление кручения пряжи.
  • Характер пряжи. Тонкость пряжи и количество кручений, придаваемых ей, влияют на прочность. Грубая пряжа более низкого кручения дает больший эффект саржи по сравнению с тонкой с более высоким кручением. С другой стороны, двойные или слоистые нити оказывают более сильное влияние на саржу по сравнению с одиночными.

Усиленная и сложная или многорубчатая саржа

  • Характер плетения. Саржа с более длинными протягиваниями будет более заметной по сравнению с той, что будет иметь короткие протягивания. Например, саржа 3/1 будет более заметной по сравнению с 2/2. Следует отметить, что увеличение длины протягивания должно быть сбалансировано пропорциональным увеличением соответствующих нитей основы/утка.
  • Основа и уток. Рельефность пряжи пропорционально увеличивается с увеличением нитей основы и утка.
  • Относительная жесткость. Твердость плетения зависит от количества пересечений. Чем больше количество пересечений, тем сильнее жесткость. С другой стороны, чем меньше их количество, тем больше будет заполнение ткани. Это связано с увеличением протягивания нитей. Увеличение числа пересечений ограничивает плотность потока и наоборот.

На рисунке показаны три случая, в которых выбрано 8 нитей повторения саржевого переплетения.

  1. показан на A, выбирается 4/4.
  2. на B, выбрана комбинация 3/2 и 1/2.
  3. на С, выбрана комбинация 3/1, 1/1 и 1/1.

Соответствующие пересечения показаны на D, E и F. Расстояние между пунктирными линиями представляет собой расстояние, равное диаметру одной нити. Можно видеть,

  • что дизайн A занимает пространство из десяти нитей (D),
  • дизайн B из двенадцати (E),
  • а дизайн C из четырнадцати (F).

Можно видеть, что расстояние между 10 нитями в G более заполнено, по сравнению с интервалом в 14 в F.

Можно сделать следующий вывод о трех типах. Ткань в выше указанных случаях будет иметь:

  1. минимальный уровень жесткости и максимальное заполнение.
  2. среднюю прочность и заполнение.
  3. максимальную жесткость и минимальное заполнение.

Свойства полотен с саржевым переплетением

Основой может служить как натуральное, так и синтетическое сырьё, и свойства полотна в основном определяет именно состав волокон. Как правило, саржевые ткани получаются плотными, износостойкими, очень прочными на разрыв и мало мнутся.

Такой тип плетения полотна является базовым, а уже на его основе создаются новые, придающие тканям дополнительные свойства.

Ассортимент и применение

Самыми популярными тканями саржевого переплетения являются , деним, габардин, карбон (углеволокно).

Твид

Плотный немнущийся материал из шерстяных некрученых волокон. Может применяться также полотняное переплетение. Обычный цвет для твидовых тканей - все оттенки сухой травы, серый, чёрный, коричневый, болотный (хаки) с вкраплениями синего и красного. Рисунок может быть рубчик, клетка, «ёлочка», «гусиная лапка».

Производят твид из шерсти шотландских овец на ручных станках. Сначала ткань получается достаточно жёсткой, для придания мягкости её замачивают в мыльном растворе, а затем отбивают. Также в пряжу для твида добавляют натуральные и синтетические волокна.

Ткань является универсальной, из неё производят мужские и женские пальто, пиджаки, жакеты, костюмы, головные уборы и даже обувь и сумки.

Деним

Наиболее популярная ткань для производства джинсов. Производится саржевым переплетением разных по цвету ниток: уточные неокрашенные, а основные окрашенные.

Основное сырьё - хлопок. Название ткани также происходит от французского «serge de Nimes» - «саржа из Нима», так как сначала её поставляли в США из французского города Ним.
бывает разной плотности и толщины, от чего также зависит его цена.

  • Есть очень тонкий дешёвый деним под названием Джин (Jean), изготовленный из некрученых нитей, малой плотности.
  • Джинс (Jeans) - уже более плотная и качественная ткань, уточные нитки скручены.
  • Сейчас в деним часто добавляют эластан для придания ему большей степени растяжимости. Это Стрейч (Stretch).
  • Также существует утеплённый деним, с термо-тканью с изнаночной стороны в качестве подкладки.
  • Деним с плетением «елочкой» называют Ломаной саржей (Serge). Из такого были изготовлены первые джинсы Wrangler.
  • Самым прочными и дорогими являются Деним (Denim) и Селвидж (Selvedge).

Из денима шьют джинсы, костюмы, куртки и все виды .

Карбон

Сверхпрочный углепластик, производится из графитовых и резиновых нитей методом саржевого переплетеия. По весу в несколько раз легче стали, по прочности не уступает металлам.

Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, устойчив к коррозии. Используется в различных отраслях промышленности.

Габардин

Классическим сырьём являются тонкие нити шерсти мериноса. Саржевое переплетение даёт мелкий диагональный рубчик под углом 60-70 градусов.

Ткань получается мягкой, тонкой, очень прочной и стойкой к сминанию. Из габардина изготавливают верхнюю одежду: мужские и женские куртки, пальто, тренчи. Для защиты от внешнего воздействия пропитывают специальными влагостойкими составами.

Также для производства габардина может использоваться шёлк, хлопок и синтетические волокна.

При покупке саржи необходимо тщательно изучать состав сырья, которое использовали при производстве, так как от этого будут зависеть многие характеристики материала и готового изделия.
Все саржевые ткани обладают хорошими эксплуатационными свойствами и имеют привлекательный внешний вид.

Свойства и внешний вид тканей зависят не только от свойств исходного сырья, способа выработки и характера отделки, но в большой степени от их строения, определяемого помимо других факторов видом переплетения нитей.

Переплетением ткани называется определенный порядок чередования перекрытий нитей одной системы нитями другой.

Возможных видов переплетений очень много. Чаще всего их подразделяют на четыре группы: главные, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые.

Основные характеристики переплетения

К характеристикам переплетения относятся перекрытия (основные и уточные),сдвиг перекрытия, раппорт .

Для удобства рассмотрения переплетение обычно изображают на клетчатой бумаге, принимая вертикальные ряды клеток за основные нити, а горизонтальные – за уточные (рис. 23, б ). Место, где нить одной системы перекрывает нить другой системы, называется перекрытием. Участки, где основная нить перекрывает уточную и выходит на лицевую сторону ткани (основное перекрытие ), закрашивают или обозначают крестиком. Участки, где уточная нить перекрывает основную и выходит на лицевую сторону образуютуточные перекры-

тия . Уточные перекрытия не закрашивают. Счет уточных нитей ведут снизу вверх, а основных – слева направо. Таким образом, на рис. 23,а в первом ряду снизу слева направо выходят на лицевую сторону ткани основные нити1, 3, 5 и т.д., во втором ряду – четные (2, 4, 6 и т. д.). Как видим, основные перекрытия в каждом следующем ряду по сравнению с предыдущим сдвинуты на одну нить, т. е. сдвиг равен единице.

Сдвигом S называется число, показывающее на сколько нитей сдвинуто одиночное перекрытие данной нити относительно одиночного перекрытия предыдущей нити. Различают сдвиг вертикальныйS o , показывающий, на сколько нитей по вертикали сме-

Рис. 23. Рисунок (а) и схема (б) полотняного переплетения

щено каждое последующее перекрытие (расположенное на следующей основной нити) по отношению к предыдущему, и горизонтальный S у , показывающий на сколько нитей по горизонтали смещено каждое последующее перекрытие (расположенное на следующей уточной нити) по отношению к предыдущему. Для полотняного переплетения (рис. 23, б)S о = S y = 1, для сатинового переплетения 5/2 (см. рис. 25)S о = 3, S y = 2.

Минимальное число нитей, образующих законченный элементарный рисунок переплетения и одинаково повторяющихся как по ширине ткани, так и по ее длине, называется раппортом переплетения , Различают раппорты по основеR o и по уткуR у (количество основных и количество уточных нитей, участвующих в образовании элементарного рисунка переплетения). Для всех главных переплетений раппортR o =R y . На рис. 23,б раппорт переплетения выделен в левом нижнем углу.

Главные переплетения. К ним относятся полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. На рис. 23 изображена ткань полотняного переплетения, в которой основные и уточные нити перекрывают одна другую поочередно. Как видим для полотняного переплетенияR o =R y =2,S о = S y = 1.

Полотняное переплетение широко применяется при выработке хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей различного назначения. В нем каждая основная нить переплетается с соседней уточной нитью, вследствие чего ткань имеет некоторую жесткость и одновременно большую прочность к растяжению по сравнению с тканями, выработанными другими переплетениями из той же пряжи в основе и утке, имеющими ту же плотность по основе и утку. Кроме того, лицевая и изнаночная стороны ткани одинаковы.

В саржевом переплетении число нитей в раппорте должно быть не менее трех, а сдвиг S о = S у = 1. Обозначается оно дробью: числитель ее показывает число основных перекрытийп о в пределах раппорта, а знаменатель – число уточных перекрытийп у (п о / п у ). Раппорт равен сумме уточных и основных перекрытийR o = R y = п о +п у

На рис. 24, а изображена ткань саржевого переплетения 1/2. Это переплетение имеетR o = R y =3= 1+2. Для саржи 3/1 (рис. 24,6 )R o = R y = 4= 3+1.

Саржи различают: уточные, у них на лицевой стороне преобладают уточные перекрытия (рис. 24, а ); основные с преобладающими основными перекрытиями (рис. 24,б ); двусторонние, т. е. имеющие одинаковое количество основных и уточных перекрытий. Ткани, выработанные саржевыми переплетениями, имеют на лицевой поверхности характерные диагональные рубчики, направленные снизу вверх слева направо под углом 45.

Эти переплетения используют для выработки тканей: хлопчатобумажных платьевых и одежных; льняных; шерстяных платьевых, костюмных и пальтовых; шелковых платьевых и подкладочных.

Так как основные и уточные нити перекрываются не через одну, как в полотняном переплетении, то при всех прочих равных условиях разрывная нагрузка тканей саржевого переплетения ниже, чем полот-

Рис. 24. Саржевое переплетение 1/2 (а) и 3/1 (б)

няного, но сама ткань мягче, лучше драпируется в одежде. Для увеличения прочности к растяжению ткани саржевого переплетения вырабатывают с повышенной плотностью. Ткани имеют гладкую поверхность, что повышает устойчивость к истиранию по плоскости. Поэтому саржевым переплетением часто вырабатываются подкладочные ткани.

Сатиновое переплетение позволяет получить ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью, образованной длинными уточными перекрытиями. В отличие от тканей полотняного и саржевого переплетений (рис. 25) сдвиг перекрытий при каждой следующей прокидке утка должен быть не менее, чем на две нити (S 2). В результате этого основные и уточные перекрытия разбросаны, незаметны и образуют довольно гладкую поверхность.

Рис. 25. Рисунок и схема переплетения сатина 5/2

Сатиновое переплетение обозначается дробью: R /S y R ), а знаменатель – горизонтальный сдвиг перекрытийS y . Например, сатин 5/2 имеет:R o = R y = 5; п о = 1;п у =4;S o = 3; S y = 2 (рис. 25).

В атласном переплетении в противоположность сатиновому настил лицевой стороны ткани образуется основными нитями. Атласное переплетение также как и сатиновое обозначается дробью R /S о – числитель которой доказывает число нитей в раппорте (R ), а знаменатель – вертикальный сдвиг перекрытийS о . Для образования более гладкой поверхности и усиления блеска ткани сатинового и атласного переплетения нередко подвергают мерсеризации или каландрированию путем пропуска их при высоком давлении через гладкие горячие валы каландра.

Ткани саржевого и сатинового переплетения из-за наличия длинных перекрытий имеют повышенную осыпаемость и раздвижку.

Мелкоузорчатые переплетения разделяются на два подкласса: производные главных переплетений и комбинированные. К производным относятся репс, рогожка, саржа усиленная (киперная), сложная, ломаная и др., полученные видоизменением главных переплетений (полотняного и саржи). К комбинированным относятся диагоналевые, креповые, вафельные и др., полученные сочетанием нескольких простых переплетений, например полотняного и саржевого, саржевого и сатинового и т. д., за счет чего на поверхности ткани образуется мелкий узор.

Усилением перекрытий полотняного переплетения получают основный и уточный репс, рогожку (рис. 26). Усиленную или киперную саржу получают усилением (удлинением) основных или уточных перекрытий. Например, на базе саржи 1/2 усилением основных перекрытий можно получить саржу 2/2, 3/2 и т. д. Сложная саржа образуется сочетанием нескольких саржевых переплетений (простой, усиленной и др.) и позволяет получать на поверхности тканей рубчики различной ширины (рис. 27, а ) . Ломаная саржа имеет диагоналевый рубчик переменного направления (рис. 27,б ).

Рис. 26. Рисунок и схема переплетения рогожка

Рис. 27. Схема переплетения сложной саржи 411/321 (а ) и ломаной саржи 1/5 (б )

Примеры комбинированных переплетений, полученных сочетанием ломаной саржи 2/2 и рогожки, диагоналевого из сложной саржи
с широкими и узкими полосами, представлены на рис. 27 а, 28.

Рис. 28. Схема комбинированного переплетения на базе ломаной саржи 2/2 и рогожки

Сложные переплетения применяются при необходимости увеличить толщину ткани, получить разную лицевую и изнаночную стороны ткани, ворсовую поверхность ткани и др.

Они чрезвычайно разнообразны. Наиболее распространенными являются полутораслойные, двухслойные, многослойные, ворсовые и ажурные.

П

Рис. 29. Рисунок полутораслойной ткани

олутораслойные переплетения бывают двухуточные, т.е. состоящие из двух систем уточных и одной системы основных нитей, или двухосновные – с двумя системами основных и одной уточных нитей (рис. 29). Например, в двухуточном переплетении одна система уточных нитей, переплетаясь с основными, образует лицевую сторону ткани, а другая – изнаночную. Они позволяют выработать утолщенные ткани с хорошими теплоизолирующими свойствами (типа драпов). Этими переплетениями можно получить двухлицевые ткани с разными лицевой и изнаночной сторонами по переплетению, волокнистому составу, цвету и линейной плотности нитей. Лицевая и изнаночная стороны могут быть одинаковыми.

В двухслойных тканях одна система основных и уточных нитей, образует одно полотно ткани, а другая система основных уточных нитей – другое. Эти два полотна соединяются вместе благодаря связи между нитями двух систем по всей поверхности ткани (рис. 30).

Рис. 30. Разрез двухслойных тканей с разными связями полотен:

а) нижняя основа О н над верхним уткомУ в ,; б) верхняя основаО в под нижним уткомУ н , ;в) с помощью прижимной основыО пр

Ворсовые переплетения позволяют получить на поверхности ткани ворс, образованный торчащими кончиками разрезанных нитей (разрезной ворс) или петельками из нитей – петельный ворс. В зависимости от того, из каких нитей (уточных или основных) состоит ворс, различают осново- или уточно-ворсовые ткани.

На рис. 31, а дана схема у точно-ворсовой ткани. Здесь нити основы1, переплетаясь с нитями утка2 полотняным переплетением, образуют грунт ткани. Между грунтовыми уточными нитями прокладывается несколько нитей3, например сатиновым переплетением. После разрезания последних нитей на поверхности ткани образуется ворс4. Чтобы ворс не высыпался, грунт должен иметь большую плотность, особенно по основе.

К уточно-ворсовым тканям относятся такие, как полубархат, вельвет-корд, вельвет-рубчик и др.

Основоворсовые ткани типа бархата, плюша, искусственного меха и т.п. состоят из грунтовых основных и уточных нитей и ворсовых основных. Эти ткани могут быть получены разными способами. Например, на двухполотных станках – бархат. Такие ткани вырабатывают следующим образом. Каждая из двух самостоятельных коренных основ 1 и 2 (рис. 31,б) переплетается со своими уточными нитями3 и4, в результате образуется два коренных полотна, между которыми зигзагообразно прокладываются нити ворсовой основы5. Специальный нож, двигаясь между двумя полотнами, разрезает нити

Рис. 31. Уточно-ворсовые (а) и основоворсовые (б) переплетения

ворсовой основы (по пунктирной линии). Таким образом, одновременно получают два полотна с ворсистой поверхностью.

Петельные (махровые) переплетения образуются из двух систем основных нитей (грунтовой и петельной) и одной уточной. В процессе формирования ткани грунтовые основные нити натянуты, а петельные ослаблены. Они при прибое уточных нитей на поверхности ткани образуют петли. Махровым переплетением вырабатывают хлопчатобумажные и льняные ткани для купальных простынь, полотенец, халатов и др.

Для выработки простейшей ткани ажурного переплетения необходимы грунтовые и перевивочные основные нити и уточные. В процессе ткачества грунтовые основные нити более натянуты, а перевивочные (ажурные) – менее и располагаются в ткани волнообразно, создавая эффект ажура.

Ажурными переплетениями вырабатывают легкие и прозрачные ткани для платьев, блузок, занавесей и других целей.

Крупноузорчатыми называются переплетения, имеющие большой раппорт (более 24) различным образом переплетающихся нитей основы. Такие переплетения можно выработать только с использованием жаккардовой машины, поэтому ткани крупноузорчатых переплетений иногда называют жаккардовыми.

На жаккардовых машинах каждая нить основы связана со специальным приспособлением – крючком, который осуществляет подъем или опускание нити с определенной закономерностью, определяемой рисунком переплетения. Для получения его имеется программирующее устройство, управление им осуществляется с помощью специального картона, состоящего из oтдельных карт. На каждой из них в определенном порядке высечены отверстия. При взаимодействии игл, связанных с помощью специальных деталей с крючками и картоном, осуществляется подъем или опускание нитей основы.

Число карт в полотне равно числу уточных нитей, участвующих в образовании раппорта переплетения. Чем больше крючков, тем более сложный узор можно получить.

Обычно крупноузорчатым переплетением вырабатывают шелковые платьевые, подкладочные, мебельно-декоративные ткани, льняные скатерти, хлопчатобумажные покрывала, гобелены, ковры и другие полотна и штучные изделия.

Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.

Виды ткацких переплетений.

В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:

1. Простые (гладкие)
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые

Простые (гладкие) ткацкие переплетения:

Полотняное
- саржевое
- атласно-сатиновое

Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.

Схема полотняного переплетения.

Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.
Раппорт равен двум нитям.
Полотняное переплетение применяется для выработки:
Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.
Льняные ткани: бортовка, парусина.
Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.
Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.

Саржевое переплетение имеет отличительную особенность - "рубчик".


Схема саржевого переплетения.

На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.
Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.
При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.
Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.
Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 - уточная
Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 - основная.
Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.

Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия - поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина - уточные нити.

Схема сатинового переплетения.

На поверхности атласа - основные нити.

Схема атласного переплетения.

Раппорт не менее 5.
Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань - сатин.
У сатина высокая плотность по утку.
Атласным переплетением вырабатывают ткани:
Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик
Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.
У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.

Мелкоузорчатые переплетения

Производные
- комбинированные

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.


Схема продольного репсового переплетения.


Схема поперечного репсового переплетения.

"Рогожка" - двойное или или тройное полотняное переплетение.


Схема переплетения "рогожка".

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.
Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)
Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Сложная саржа - чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа ("Ёлочка")

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения ::
- креповые
- орнаментные
- рельефные
- ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения . На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями: вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.
К сложным переплетениям относятся:
- двухлицевые
- двухслойные
- пике
- ворсовые
- петельные
- перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.
Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:
1 ворсовая
2-3 коренные
Хлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархат
Шелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.
Бывают:
- простые
- сложные.
Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх