Татарская семья – хранитель нации. Татарская семья – мусульманская семья

«В деревнях бабушки и дедушки татарскому языку внуков уже не учат»

Эскиз Стратегии развития татарского народа оказался сырым и неподготовленным.

Первое публичное обсуждение Стратегии развития татарского народа прошло в Арске. Для удобства Всемирный конгресс опубликовал на сайте у себя эскизы документа. Вице-премьер Татарстана и глава Милли Шура Василь Шайхразиев в зале сразу же поторопился сделать оговорку, что речь именно идет об эскизе, а не о готовом проекте. Так он решил сбавить накал критики, которая обрушилась бы на авторов документа и разработчиков в лице Академии наук РТ.

Сейчас на сайте ВКТ вывешены слайды презентации на русском и татарском языках. К сожалению, при внимательном знакомстве с текстами можно отметить, что они очень сырые. Так, стилистически слайды презентации никак не проработаны - неудобочитаемый шрифт, сливающийся с фоном страницы, невыверенные поля и отступы вокруг текста, которые меняются от одной страницы к другой, какие-то рамки налезают на слова, из-за чего информацию сложно прочесть. Приходится удивляться тому, что деятели Академии наук плохо знают программу PowerPoint, и сожалеть, что их коллеги из Всемирного конгресса татар не исправили явные визуальные недочеты презентации.


С точки зрения текста у эскиза Стратегии так же есть явные проблемы. Во-первых, текст не вычитан корректором, попадаются такие опечатки, как «...по истории и культуре тюрко-татарл», «популяризация татарский образа жизни», «преимущественная помощь...», «продвижение достижений... в ммировое пространство». Во-вторых, у документа есть и концептуальная сырость - нет определения, что такое «татарская нация», путаются такие понятия, как «национальный», «национальность» и «нация», непонятная конструкция «организация жизнедеятельности татар».

В тексте также обозначаются пункты по «источникам генерации» и «адаптации». К сожалению, на встрече с жителями Арска ни Василь Шайхразиев, ни вице-президент Академии наук РТ и заместитель главы Милли Шура Дания Загидуллина так и не объяснили, когда и зачем татарам надо что-то «генерировать», а затем «адаптироваться».


Само обсуждение в стенах Арского педагогического колледжа лидеров ВКТ с татарским активом прошло в формате, который сложно назвать диалогом или обменом мнениями. С трибуны вещали только руководители Конгресса, каких-либо вопросов, замечаний и критики от переполненного зала на 300 человек не последовало. Хотя Василь Шайхразиев и член рабочей группы АН РТ и директор Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ Искандер Гилязов просили собравшихся быть поактивнее. Возможно, это связано с тем, что эскиз Стратегии был опубликован параллельно с проходившим заседанием и люди просто не успели ознакомиться с текстом презентации.

Из сильных сторон эскиза можно отметить определение базовых направлений роста - это акцент на образовательные программы. Здесь упоминается важность привлечения благотворителей к открытию и строительству татарских детских садов, школ и организация Татарского университета. Отмечается необходимость в консолидированном едином информационном пространстве для всех татар, проживающих не только в Татарстане, но и в других регионах России и за рубежом.


Перед жителями Арска Василь Шайхразиев говорил о важности сохранения татарского языка в семье.

Если родители не разговаривают с детьми на родном языке, то сколько ни строй и ни открывай татарских детсадов, школ, гимназий и колледжей, делу сохранения и развития татарского языка это не поможет, - озвучил мнение председатель Милли Шура.

Он также ответил на распространенную у общественности критическую оценку «увлеченности татарскими организациями проводить Сабантуи».

Татары же ранее ещё никогда свой национальный праздник не проводили. А тут есть Сабантуй. На самом деле Сабантуй - это прекрасная возможность встретиться, пообщаться со своими друзьями и родственниками, приехать из города в родную деревню. Есть регионы, где татары, к сожалению, уже утрачивают традицию проведения Сабантуя. Поэтому для нас этот праздник важен, - сказал Василь Шайхразиев.

Вице-премьер также посетовал, что сегодня татарская деревня утрачивает свою роль в сохранении и развитии родного языка.

Когда я был ребенком, к нам в гости приезжали дети, которые не знали татарского и успевали выучить его за каникулы. Сейчас дети, которые приезжают в татарские деревни на каникулы, учат бабушек русскому, - с сожалением отмечал глава Милли Шура.


Эту мысль в своем выступлении продолжил Искандер Гилязов.

Сегодня воспитать татар и сохранить их этническую идентичность в городе становится труднее. Но и город больше не помогает. Бывает, я посещаю татарские деревни и вижу, что уже там дети не говорят на татарском, они между собой общаются на русском, - заявил спикер.

Василь Шайхразиев рассказывал перед собравшимся татарским активом Арска вещи, которые пока не нашли отражение в эскизе Стратегии. В частности он упомянул значение президента Татарстана.

Наш президент не только президент для Татарстана. Он также президент для всех татар во всем мире. Куда бы мы ни ездили, мы в первую очередь встречаемся с татарами этих мест и земель. Они у нас просят помощи, и президент им её оказывает, - напомнил Василь Шайхразиев.

По его словам, главный побуждающий лозунг эскиза Стратегии - «Кем син, татар булмагач?», то есть «Кто ты, если не татарин?».


Я сам у себя спрашиваю, а не кого-то со стороны, кто я? Если я обращусь к родителям, бабушке с дедушкой: «Вы же татары! Были татарами! Вы родили меня татарином. Ну и кто я?». И вот мой ответ: «Я татарин! Я родился татарином, буду жить татарином и татарином умру». На самом деле и такого ответа мало будет. Мы родились, пришли на этот свет и ушли из него, но у нас остаются дети и внуки. Их мы тоже должны воспитывать татарами. Ведь в укор нам они могут сказать: «Эх, вы мои родители, вы родились татарами, а меня татарином так и не воспитали», - рассуждал вице-премьер.

В завершение он обратился к татарам с просьбой внимательнее отнестись к воспитанию молодого поколения, сохраняя не только татарскую идентичность, но и прививая её им.


Василь Шайхразиев заявил и о сроках подготовки документа. Стратегия татарского народа должна быть разработана к 30 августа 2019 года. В июле же планируется начать обсуждение уже полноценного проекта документа.

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ

Скромный человек

Так эскиз на то и есть эскиз, он не должен быть максимально точным

ОТВЕТИТЬ

Булат Хамидуллин

Интересный материал. Увидел одну грубую ошибку авторов - "...директор Института татарской академии Искандер Гилязов..." Если здесь речь про институт, то Институт татарской энциклопедии и регионоведения, если речь про республиканскую академию, то она не татарская, а татарстанская.

ОТВЕТИТЬ

Ильнур Ярхамов

Спасибо за внимательность, правки будут внесены.

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


Депутаты и Общественная палата поставили барьер проекту «зеленый щит»

Реализации идеи ОНФ в Татарстане мешает бюрократия.

Во время визита в Казань президенту России Владимиру Путину задали вопрос о реализации проекта «зеленый щит». У жителей есть опасения, что бизнес не станет соблюдать условия, по которым нужно вести строительство в рекреационных зонах. Глава государства высказал мнение, что компаниями, которые работают в сфере строительства, руководят уважаемые и небедные люди, они не должны забывать, что потеря уважения со стороны жителей в конечном итоге может привести к утрате капитала.


Редакция KazanFirst вспоминает, как обстоят дела с принятием закона о «зеленом щите» в Татарстане. Впервые материал был опубликован в ноябре прошлого года.

Инициатива создать «зеленый щит» вокруг крупных городов страны принадлежит Общероссийскому народному фронту (ОНФ). Ещё в 2016 году президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет ограничивать вырубку деревьев. С энтузиазмом появление, в том числе и вокруг Казани, «зеленого щита» восприняли экологи республики. В апреле Общественная палата Татарстана провела публичные слушания, где все участники (ЛЗП).

Казалось, что после этого наконец решится вечный спор чиновников и активистов-экологов, где и какие деревья вырубать можно, а где нет. Однако прошло уже полгода, но о проекте ни слуху ни духу.

ЛЗП - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, на территории которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и площадь зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему.

Урбанист Юлия Файзрахманова поддерживает этот проект. Она считает, что в «зеленый щит» нужно включить все участки, которые представлены лесными массивами. Например, рощи на Гаврилова и лес на Дубравной.


Проблема в том, что в Татарстане нет закона, по которому лесопарки в городах должны быть поставлены на муниципальный учет. В Казани все леса, кроме официальных парков, статуса леса не имеют. А раз так, они рубятся и застраиваются по любому поводу. За границей города большинство лесов - это гослесфонд. Менять их статус, включая в «зеленый щит», смысла нет. В «зеленый щит» нужно включить леса Казани, не имеющие на сегодня никакого статуса. Это значит охранять их, заниматься лесовосстановлением, ухаживать. В Татарстане 17% лесов, а это на 7% ниже уровня, необходимого для комфорта жителей, - рассказывает Юлия Файзрахманова.

Активистка выступала с предложениями на слушаниях, но учтены ли они, она не знает. К слову, как и вся общественность не знает, что же происходит с проектом, который все яро поддержали. Редакция KazanFirst решила выяснить, на какой стадии реализации он находится сейчас.


Итак, для начала разберемся в процедуре создания «щита». По закону инициатор - в нашем случае ОНФ - подает мотивированное ходатайство в Общественную палату (ОП). Она в свою очередь проводит слушания. Поскольку их участники одобрили проект единогласно, ОП направила протокол в законодательный орган - Комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета Татарстана. Республиканский парламент в течение 40 дней с момента получения документов должен решить вопрос о создании или несоздании ЛЗП. При принятии закона уполномоченные органы субъекта в течение 180 дней устанавливают границы щита, которые впоследствии включают в Единый государственный реестр недвижимости. Все эти сроки вышли, а «зеленый щит» по-прежнему не вырос в некий официальный документ, который необходимо исполнять.

В беседе с журналистом KazanFirst эксперт от Общественной палаты республики Александр Никитин , который является одним из разработчиков проекта, рассказал, что не знает, на какой стадии находится претворение в жизнь «зеленого щита», но исследовательскую работу он и его коллеги продолжают.


Меня пригласили для того, чтобы я предложил концепцию. Ее обсудили. О дальнейших действиях не в курсе, - говорит эколог. - Мы со студентами проводили исследования. В 25 городах утвердили проект. Мы проанализировали, на каких стадиях они находятся, какие площади у них и многое другое. Работу в этом плане мы ведем.

В свою очередь инициатор появления «щита» - Общероссийский народный фронт - так же уверяет, что с их стороны все необходимые работы были проведены. По словам эксперта по экологии Зуфара Юнусова , необходимые материалы давно направлены в Госсовет. Протокол ОП зарегистрирован в Совете ещё 3 мая, а обращение о поддержании инициативы ОНФ - 30 мая. Также Зуфаров подчеркнул, что в настоящее время Татарстан - это один из немногих регионов России, в котором отсутствует законодательно созданный лесопарковый зеленый пояс столицы субъекта федерации. Собеседник говорит, что проект затянулся из-за ответа парламента.

История татарской семьи: жена старше мужа, нешекспировские страсти и первые фамилии

Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали пьющих жён в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч»

Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали пьющих жен в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч».

Лекция Салаховой называлась «Татарская семья на страницах метрических книг: браки, разводы и дети». По её словам, в современной исторической науке ещё только продолжается процесс раскрытия информационного потенциала такого исторического источника, как метрические книги.

Лектор изучила метрику Казанской, Уфимской губернии и татарских сёл нынешней Астраханской области. Она рассказывает, что впервые мусульманское население Российской империи начали записывать в метрику после указа Сената 1828 года («О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому Духовному Магометанскому управлению»). Поэтому нынешние функции ЗАГСов - запись рождения, смерти, брака и разводов - поручили имамам в мечетях.

Старший научный сотрудник института имени Марджани Эльмира Салахова Ι Фото: Facebook

Подробная запись главнейших событий в татарской семье велась мусульманским духовенством практически до 1930-х годов. С приходом к власти большевиков весной 1918 года, естественно, был издан декрет, по которому функция ведения метрических книг изымалась у имамов и передавалась в местные органы Советов.

Однако во время гражданской войны властям было не до этого - надо было воевать с белыми. Поэтому мусульманское духовенство продолжало вести учет родившихся, умерших и так далее в границах каждой отдельной махалли - мусульманской округи вокруг одной мечети.

Фамилии и имена

Традицию носить фамилии татары переняли у русских. Впервые сведения, сообщает Салахова, о необходимости упорядочения фамилий среди татар появляются в 1916 году (разгар Первой мировой войны). Соответствующая запись об этом есть в специальном журнале Оренбургского Духовного управления. И татарам фамилии нужны для определения в рекруты. Если родовой не было, то рекомендовалось её образовать от имени отца или деда.

Необязательность фамилий среди татар была массовой и распространялась в основном среди крестьян. Купцы, мещане, знатные рода, конечно же, фамилии носили. Для этого был свой резон - передача собственности по наследству, заключение долгосрочных торговых договоров и другой документооборот.

В семье обычно имя давал отец, в некоторых случаях - дед. К началу XX века среди казанских и уфимских татар в основном преобладали мусульманские имена. Они были двухкомпонентными и имели предлоги, связанные с исламом «Абдул-», «Мухамед-», «Ахмед-». Хотя, например, в одной из деревень нынешнего Сармановского района РТ были обнаружены имена с тюркскими компонентами - Асылкош, Бахетгарай, Гульжимешь, Гюлистан. У астраханских татар в начале имени мусульманского компонента почти не наблюдается. Салахова это объясняет тем, что татары Астрахани отошли от кочевого образа жизни лишь в середине XIX века, поэтому ислам ещё не успел пустить глубокие корни.

Местные татары своих детей часто называли именами, в которых имеется предлог «Хажи-»(Хаҗи), чего нет в метрических книгах других губерний. Например, мужские имена Хажисмагиль, Хажисултан, Хажинияз, Хажимахмуд, Хажиахмад и женские имена Хажибиба, Хажиханым, - перечисляла лектор.

Популярность такого компонента объясняется просто - народ помнил времена Астраханского ханства, когда город носил название Хажитархан. Для астраханских татар считалась нормой частица «Ак-», что также не было распространено среди казанских и уфимских татар.

Например, Акбиба, Актази(Актаҗи), Акгульсум, Акбаба и другие. Наличие имени Акбаба скорее результат огузского влияния. («Баба» в данном случае носит содержание «отец»). Также компонент имени «-хан» у казанских татар употребляется только в мужских именах (Тимерхан, Миннехан), а у астраханских татар он использовался и в женских именах - Аминахан, Бэбэхан (не Бибихан).

Рождение и смерть

Детская смертность, по словам лектора, в татарских деревнях Российской империи была несравнимо высокой относительно сегодняшнего дня. Например, в астраханских метрических документах часто встречается обозначение возраста умершего ребенка - «1 җомалык». «Җома» – это сокращенный в просторечии вариант слова «җомга», которое в дословном переводе означает «пятница». У мусульманских народов неделя заканчивается именно этим днем. Поэтому ребенок, умерший в возрасте «1 җомалык» (у казанских татар это было бы написано как «1 атналык»), прожил одну неделю.

Среди родившихся девочек и мальчиков преобладают представители мужского пола, но и большее количество смертей приходится на их долю. Салахова во время изучения метрик практически не сталкивалась с записями о «незаконнорожденных детях».

Также по метрическим данным одной из деревень в Астрахани, за 1905 год родились 10 девочек и 18 мальчиков, а умерли 27 женщин и 12 мужчин. И такие цифры - обычное явление в татарских деревнях.

В основном люди, по данным метрик, умирали в младенчестве от инфекционных болезней или женщины - при родах. У астраханских татар была особенность - из-за высокой климатической жары быстро портились продукты.

Особенности местной кухни - рыбная пища, употребление плодов в большом количестве и питье некачественной холодной воды в жаркое время - провоцировали развитие желудочных расстройств и отравлений. При разливе Волги и до того времени, пока река не входила в свои берега, в Астрахани и по всей губернии свирепствовала перемещающаяся лихорадка, - добавила Эльмира Салахова. - В астраханских степях несколько комфортнее себя чувствовали народы, всё ещё сохраняющие кочевой образ жизни, - калмыки и юртовые татары. Но и их одолевали «желчные горячки» и «натуральная оспа».

Определение причин смерти в метриках, продолжает эксперт, было делом относительно субъективным. Тогда не существовало квалифицированных врачей, поэтому причину смерти определяли либо родственники, либо местный мулла. В перечне названий болезней, от которых скончался человек, есть и любопытный момент. О татарине, умершем в возрасте 55-60 лет, писали, что он скончался «от старости».

Брак и развод

Анализ метрических книг татар показал, рассказывала лектор, что мужчинам разрешалось вступать в брак с 18 до 80 лет, девушкам - с 16 лет при наличии обязательной специальной выписки из метрической книги. При этом фактически самый ранний возраст у девушек - с 17 лет, в Астрахани - с 16 лет.

Определенный интерес представляет то, что встречающиеся в художественной литературе сюжеты о выдаче татарок замуж в очень раннем возрасте в метрических книгах не находят подтверждения. Проанализировав ряд метрических записей, можно констатировать: не зафиксировано ни одного случая тайного брака, - утверждает Салахова.

В современном обществе очень прочно укоренился стереотип, что жена должна быть младше мужа. Однако метрические книги говорят об обратном - приветствовалась жена старше возрастом.

Во-первых, в крестьянских семьях женщина воспринималась прежде всего как рабочая сила, поэтому брать в жены очень молодую - не так предусмотрительно и лишний голодный рот. Во-вторых, при большой смертности среди мужчин среднего возраста возникала проблема вдов. Случаи, когда муж намного старше своей жены, наблюдаются лишь в некоторых семьях духовных лиц и мещан, но их доля очень мала, - рассказывает лектор.

Из-за высокой смертности мужчин среди татарок были нередки случаи, когда никахи проводились несколько раз, а то и три-четыре раза.

Ученая также изучила метрику татар, которые буквально вчера переехали из деревень в Казань, например, чтобы устроиться на работу в мыловаренный завод. В записях Азимовской мечети встречаются случаи, когда одни и те же мужчины и женщины заключали никах повторно. Основная причина - мужчины перевоспитывали жен, которые злоупотребляли алкоголем и вели «непорядочный образ жизни». По словам лектора, при повторном никахе обговаривалось условие: если жена будет вести себя аморально, то она лишается при разводе махра. Это имущество, которое муж дарит жене при заключении брака и которое обычно остается с ней после развода.

Как правило, махр состоял из двух частей: одна часть выплачивалась во время никаха (бракосочетания), остальная часть называлась «ожидаемой» и выплачивалась постепенно. Сумма махра была немалой и в основном выплачивалась деньгами или имуществом и доходила в среднем до 150-200 рублей. Для примера: в середине XIX века одна лошадь стоила 60 рублей, корова - 30.

По метрическим книгам татар многоженство не фиксируется. Скорее надо говорить о «двоежёнстве». Как правило, вторую жену муж брал, если первая болела или была бесплодна и при условии обязательного её согласия. Также вторую жену брали, если погиб старший брат. Тогда младший через брак на себя брал обязательство содержать семью старшего.

Разводы среди татар встречались редко. Обычно на 10 никахов - один талака. Бракоразводным процессом занимались муж и отец женщины или же ее представитель, но это отнюдь не указывало на ее бесправие. Объясняется это следующим образом: по канонам ислама женщина должна всячески оберегаться от стрессовых ситуаций, к которым относится и развод. Она была вправе потребовать через отца все, что ей полагается.

Среди причин разводов в метрических книгах встречаются формулировки, которые можно отнести к современным «не сошлись характерами», часто встречалось понятие «остывание чувств друг к другу». Хотя есть и курьезные случаи. Салаховой встретилась история, когда бывшая жена долго не называла имаму настоящей причины развода. Тогда он записал в метрике в графе причина - «очень долго плакала».

Муфтият обычно убедительно просил имамов по возможности указывать действительную причину, - говорила Салахова.

В то же время если при разводе у семьи был малолетний ребенок, то обычно он оставался у мужа или его родни. Мать совершала такой морально непростой поступок, чтобы лишь обеспечить хорошие условия жизни своему ребенку. Сама она в тогдашних условиях не смогла бы прокормить его, говорила лектор.

Интересно!

ОТВЕТИТЬ

Интересно, честно, только было бы еще больше информации.

ОТВЕТИТЬ

Впервые начали записывать не с 1821 года, а еще раньше с 1716 года с первыми ревизскими сказками, издававшимися по инициативе императора Петра 1 и его отца, тогда и начали появлятся фамилии! Это очень интересно, какой только информации можно найти в такого рода исторических документах! Чего только я не нашел по своей деревушке! Например: до революции мы почему-то назывались некими «тептярями», о которых никто и никогда не слыхал…

ОТВЕТИТЬ

Денис а где можно найти эти «метрические книги»?

Типтяре — это безземельнные башкиры. Которые потеряли свои вотчинника права по какой либо причине.

Казан кешесе

Кызык материал. Рәхмәт. Тарихи бранч форматы да кызыклы күренеш.

ОТВЕТИТЬ

Ильнур Ярхамов

Всем спасибо за внимание к материалу.

ОТВЕТИТЬ

Отличный материал Ильнур! То редкое что можно читать на данном сайте.

ОТВЕТИТЬ

Татар xатыннарынкң xәмер белән мавыкканнарын беренче ишетәм, сүз чынлапмы татар кешеләре турында бара?! Бәлки эчүче xатыннар башка дин вәкилләре булгандыр?

ОТВЕТИТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


В Казани представили концепцию первого веломаршрута стоимостью 600 млн рублей - с двумя велопарками в овраге и возле театра «Экият»

Второй проект с гораздо более скромным финансированием подразумевает обустройство велодорожек за счет уменьшения ширины проезжей части

Кристина Иванова - Казань

В Казани прошла итоговая презентация работ по обустройству веломаршрутов в центральной части города. На суд публике представили два проекта. Реализация одного оценена почти в 650 млн рублей, другого - всего в 8 млн рублей за счет уменьшения ширины проезжей части для обустройства велодорожек. Заказчиком выступил комитет внешнего благоустройства Казани. По словам властей, проекты утверждены, чего не скажешь об источниках финансирования. Велоактивисты остались недовольны одним из проектов, назвав его непродуманным - горожанам придется подниматься самую высокую гору Казани возле Суворовского училища или лететь с нее вниз, рискуя жизнью.

Проект стоимостью 643 млн подразумевает два велопарка и тоннель через ЖД-насыпь

Проектная артель Анжелики Мелентьевой представила эскизный проект обустройства велосипедных дорожек в центральной части Казани с учетом маршрута до Деревни Универсиады. Протяженность от Деревни до Ленинского садика составит 12 км через Карбышева, Оренбургский тракт, Павлюхина, Петербургскую, парк Тысячелетия, два корпуса КФУ (по Кремлевской и Татарстану) и завершится в Ленинском садике.

По техзаданию разработчики должны были обязательно включить в маршрут зоопарк, Центр гребных видов спорта, Парк тысячелетия, Ленинский садик и два корпуса Казанского университета

________________________________________________________

Расчетная стоимость реализации проекта превысит 643 млн рублей. В эти расходы заложено строительство тоннеля через железнодорожную насыпь по улице Павлюхина, двух велопарков - детского возле театра кукол «Экият» и взрослого в овраге площадью 5 га «Старые горки».

Взрослый велопарк

Детский велопарк

«В городе образовался коллапс - дети не ходят пешком, многих родители развозят до школ и садиков на машинах. Многие обрадованные нашим проектом мамочки готовы возить своих детей так же, как делается в нашей семье, - на велосипедах», - говорит Анжелика Мелентьева. К тому же если на велодорожках Казани с каждым днем будет становиться все больше пользователей, это поможет некоторым автомобилистам пересесть на велосипед, надеется она.

Анжелика Мелентьева

По словам Мелентьевой, проект может быть реализован в два этапа, стоимость первого, без капитальных затрат, уложится в 60 млн рублей. В эти расходы войдет приспособление пешеходных переходов, обустройство дорожек, нанесение разметки. Ширина велодорожек составит три метра - по полтора в каждую сторону, каждые два километра будут устанавливать велосветофоры, наносить дорожную разметку по краям велополос.

Велодорожки станут по максимуму идти параллельно пешеходным маршрутам, при этом будут изолированы, что не создаст конфликтов с пешеходами и автомобилями. Маршрут на 80% подразумевает изолированные велополосы.

По словам начальника отдела комитета внешнего благоустройства Казани Дамира Шайхутдинова , пока бюджетные средства не заложены даже в реализацию первого этапа в 60 млн рублей, не определен и источник финансирования. Возможно, на реализацию проекта удастся привлечь средства инвесторов. Уже в течение одного-двух месяцев с начала финансирования первый этап можно будет реализовать. «Пока нет ясности, будет ли первый этап реализован уже в этом году. В идеале - чем раньше, тем лучше. Но учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, никто не может гарантировать финансирования», - сетует он.

Шайхутдинов говорит, что проект важен для создания комфортных и безопасных передвижений для велосипедистов в Казани, улучшения экологической обстановки в городе, популяризации велосипедного движения, развития туристической составляющей.

________________________________________________________

Ожидается, что прямое сокращение выбросов парниковых газов в результате реализации проекта за 2017-2022 годы составит 14 460 тонн СО 2 . По эффекту сокращения выбросов парниковых газов реализация проекта будет эквивалентна посадке порядка 25 000 деревьев, или 62 га леса. Снижение расхода моторного топлива за счет реализации проекта за пять лет эксплуатации составит 6,5 млн литров

________________________________________________________

Предложена также реконструкция ненормативных пешеходных связей, которые были обозначены на маршруте, говорит Мелентьева. Например, подземные переходы на Пушкина и Назарбаева не приспособлены для велосипедистов и маломобильных людей. Надземный переход на Павлюхина, где маломобильные вынуждены преодолевать препятствие по проезжей части, спикер называет основным сложным участком в связи с высокой стоимостью реализации задумки. Транспортная развязка на Танковом кольце также представляет большие трудности для велосипедистов - нужно пройти девять пешеходных переходов, чтобы попасть с Танковой у Деревни Универсиады до Оренбургского тракта со стороны Казанской ярмарки.

«Наш веломаршрут - первый и должен по максимуму привлечь обычных жителей, которые бы поняли, как это удобно, экологично и безопасно ездить на велосипеде, - резюмирует Мелентьева. - Мы сделали такой уютный веломаршрут, который, надеюсь, появится очень скоро, и мы все сможем по нему прокатиться».

Этот проект разрабатывался почти полгода вместо положенных двух месяцев, работу артели оценили в 900 000 рублей.

Обустроить велодорожки за счет уменьшения проезжей части

Еще один утвержденный проект представил Олег Шипилов , исполнительный директор проектного центра «Град». В задачи этой организации входила разработка концепта второго участка веломаршрута протяженностью 8 км. По сути, этот маршрут схож с «Удивительной Казанью» (кольцевой веломаршрут по исторической части города - по Кремлевской, Дзержинского, Театральной и Батурина, по Ленинскому саду и набережной Казанки), с помпой открытой президентом РТ Рустамом Миннихановым и главой российского Минкульта Владимиром Мединским . С той лишь разницей, что проект «Града» подразумевает соединение центральной части Казани с молодежной - парком Горького.

Олег Шипилов

Реализация этого проекта потребует довольно скромной суммы - 8 млн рублей. Концепция получилась максимально дешевой за счет следующего подхода - планируется уменьшить ширину проезжей части с 3,5 до 2,75 метра. Это допускается по новым нормативам и активно применяется в Европе, говорит Шипилов. Да и ГИБДД Казани, как оказалось, не возражает против такого решения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В РУССКО-ТАТАРСКИХ СЕМЬЯХ

Махортова Гузель Хасановна - кандидат, психологических наук.
Образование: факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова 1983-1988;
2006 - защита кандидатской диссертации " Зависимость эмоционального развития детей старшего дошкольного и младшего школьных возрастов от характера внутрисемейных отношений".
2009 - 2011 - Московский институт аналитической психологии и психоанализа.
Замужем, двое детей, внук.

Проблемы межэтнических браков, в частности, где один из супругов представитель татарской нации, а другой – русской, в последнее время вызывают повышенный интерес. И в связи с тем, что в условиях мегаполиса всё трудней придерживаться традиций предков, масс-медиа популяризируют свободные отношения, свободу взглядов, и ценности традиционной татарской семьи размываются, ассимилируются в многоязычное, мультинациональное пространство. Всё труднее воспитывать подрастающее поколение так, чтобы оно придерживалось принципов национальной самоидентификации. Есть хорошая поговорка « если бы юность знала, если бы старость могла». Во второй половине жизни духовные ценности народа, религии, когда человек задумывается о смысле жизни и смерти, его память возвращается к истокам, особенности и специфика которого помогают справиться с тяготами и невзгодами в период, когда всё ближе закат.

Анализируя материал по заданной теме, пришла к следующим выводам.

Взаимоотношения в семье, где один из супругов – русский, а другой - татарин во многом зависят от традиций общения, участия супругов в ведении хозяйства, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Хотя русские и татары на протяжении многих веков жили рядом, всё же наблюдается достаточно значимая специфика, в первую очередь, на бытовом уровне, которая не может не сказаться на семейных взаимоотношениях, это:

  • ведение хозяйства, бюджет;
  • воспитание детей;
  • ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшими;
  • духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
  • социально-статусные отношения - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
  • досуговые отношения – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
  • эмоциональные отношения – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Отмечается, что во внутрисемейных взаимоотношениях супруги нередко с опаской относятся к незнакомым обычаям, ценностям, образам поведения, что препятствует позитивному, принимающему и поддерживающему отношению к другому.

В.П. Левкович (Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал. 1990. № 2. С.25-35) , исследуя взаимоотношения в разнонациональных семьях, предполагает, что источником деструктивных супружеских отношений в межэтнических семьях может быть противоречивость потребностей супругов, основанная на различиях их национальных культур, формирующих специфику национального сознания и самосознания супругов, которая особенно ярко проявляется в сфере семейно-бытовых обычаев и традиций. Следовательно, успешная адаптация супругов в разнонациональной семье зависит от того, насколько они способны преодолевать противоречия, обусловленные спецификой национальных культур брачных партнеров.

В этих условиях важно сохранять этическую терпимость, ориентированную на взаимоуважительные отношения, на сохранение этнического и культурного разнообразия.

Также важно насколько супруги идентифицируют себя с тем или иным этносом, например, русским или татарским, и насколько они повторяют поведение своих родителей в семьях, в которых выросли.

В работе А.М. Аминова (Татарская и русская народная культура. Казань, 1998) анализируются национально культурные традиции татарских и русских семей. В частности отмечается, что традиционно татарские семьи были довольно многочисленными. Почти половину составляли семьи из шести и более членов. Наиболее желательным в татарской семье было рождение мальчика. Сыновья с малых лет вынуждены были работать вместе с отцом и другими старшими мужчинами в семье, приобщались к мужскому труду. Дочери помогали матери. Большое влияние уделялось привитию нравственных качеств. Строго следили, чтобы ребенок не приучался пить, курить, играть в осужденные обществом игры. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой».

У татар, как и у многих других народов, главой семьи являлся муж. В руках главы семьи были сосредоточены земля, рабочий инвентарь, скот. Он являлся владельцем имущества всей семьи движимого и недвижимого, которым мог распоряжаться по своему усмотрению. Владея всей собственностью, глава семьи имел над остальными ее членами власть, на которой держался моральный авторитет семьи. Кроме того, власть усиливалась благодаря мусульманской традиции, которая всецело защищала права мужа, объявляя его фактическим хозяином всей семьи.

Основной формой заключения брака был брак по сватовству. На выбор супругов решающее влияние оказывали экономические или иные «деловые» соображения и воля родителей. Кроме брака по сватовству существовало еще бракосочетание посредством самовольного ухода девушки к своему избраннику. В таких случаях свадьба не проводилась.

Семья для русского человека всегда была сосредоточением его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Иметь семью и детей так же было необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась нравственным авторитетом. Таким авторитетом пользовался традиционный глава семьи. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Все руководство домашним хозяйством держала в руках жена. Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем, открыто, при детях. Браки создавались по сватовству.

Татары и русские живут бок о бок уже многие столетия, и это многовековое проживание на одной территории, давние экономические, культурные связи, тесное общение в быту, в трудовой деятельности не могло не наложить отпечаток на характер межэтнических контактов. В республике Татарстан, по данным переписи населения 2002 года, количество браков между татарами и русскими составляет приблизительно 1/3 от общего числа браков, а из числа ориентированных на межнациональные браки русских предпочтение отдают бракам с татарами 34,9%, а татары с русскими – 42,5%.

Показателен в связи с этим тот факт, что многие супруги в русско-татарских семьях в бытовом общении не делают различий, кто татарин, а кто русский, что можно объяснить длительностью совместного проживания, широким распространением межнациональных браков, культурной и языковой близостью, двойственностью самосознания.

В межэтнических браках этническая идентичность имеет свои особенности. При смешанных браках русских и татар молодежь принимает преимущественно татарскую национальность, тогда как при смешанных браках русских с другими народами дети чаще избирают русскую национальность. По-видимому, здесь все-таки преувеличивается этническое влияние татар в смешанных браках, особенно в последние десятилетия. Тем не менее, при рассмотрении вопроса о смешанных браках татар и русских следует учитывать крайне важный аспект национальной принадлежности конкретно матери и отца. «Как представляется, в тех семьях, где мать – татарка, до половины детей становятся татарами, если же отец - татарин, то в большинстве случаев дети становятся русскими». Так в работе Городецкой И.М («Взаимоотношения супругов в моно- и полиэтнических браках русских и татар») отмечается, что удовлетворенность браком зависит от зон конфликтов по распределению ролей в семье. Например, в русских семьях ярко проявляющаяся себя зона конфликта – «сексуальный партнер», где удовлетворенность браком низкая. Зоны, где могут происходить конфликты в татарских семьях, достаточно много, но они не связаны с основными семейными ролями – воспитание детей, материальное обеспечение, «сексуальный партнер» и роль «хозяина», поэтому и удовлетворенность браком более высокая. В полиэтнических браках очень много зон конфликтов, как по основным ролям, так и по «второстепенным», в частности, «организация семейной субкультуры». Думается, что это и приводит к более низкой эмоциональной привлекательности супругов и соответственно к низкой удовлетворенности браком. В моноэтнических семьях зон конфликтов по основным ролям не существует. Можно предположить, что это также приводит к высокой удовлетворенности браком, то есть ролевое совпадение и ролевое ожидание приводит к высокой удовлетворенности браком. Русские и татары являются самыми многочисленными этносами в Российской Федерации. В их взаимоотношениях наблюдается толерантность и взаимное принятие. Однако невозможно говорить о полном отсутствии межэтнической напряженности между этими двумя этносами, что в поликультурном обществе было бы невозможно.

На примере статистики социологических исследований, проведённых в Татарстане, говорится, что почти треть браков заключается между людьми разной национальности. Социологи видят свои тонкости в этом вопросе. Одно из последних крупных исследований в этой области было проведено в 2010 году, тогда анализировался Тетюшский район республики - самый колоритный и многонациональный. В нем проживает примерно 24 тыс. человек: 11 тыс. - в городе, и 13 тыс. - на селе. Согласно исследованию «Этно-культурные традиции как основа укрепления семьи на примере Тетюшского района РТ» (авторы: Галиуллина Г.Р., Ильдарханова Ф.А., Галеева Г.И.) , русскому человеку неважно, какой национальности его жена или муж. А вот татары наиболее избирательны в этом вопросе: они в 90% случаев женятся на человеке своей национальности.

Ученые изучали, какая национальность обычно доминирует в смешанном браке. Оказалось, дело в гендерном различии. Какую религию исповедует жена - такой религии придерживается и семья в целом. Причем праздники обычно отмечают либо и той, и другой традиции, либо, только традиции жены. Дети воспитываются по тому же принципу.

Причем за последние годы, отмечают исследователи, поменялось и отношение общества к смешанным бракам. Хотя молодые люди, вступая в брак, очень редко обращают внимание на мнение родственников и знакомых, общество стало терпимее к их предпочтениям. Изначально татарские браки более крепкие. Русские браки не столь продолжительные. Смешанные браки по продолжительности были в среднем длиннее, чем чисто русские, но короче, чем чисто татарские. Однако в последнее время, когда смешанных браков стало всё больше, статистика показала следующую картину: если дети, рожденные в смешанном браке, заводят чисто татарскую семью, то продолжительность такого брака меньше, чем у детей, рожденных в чисто татарском браке. Повлияла русская картина семьи. Она менее устойчивая.

В больших городах смешанные браки - нормальное явление. В деревнях всё-таки немного сложнее, там традиции ценятся больше. Да и деревни у нас в основном либо русские, либо татарские. Смешанных деревень мало. Если в татарскую деревню привезут русскую жену или приедет русский муж, то там будут на них косо смотреть, да и в плане межкультурных коммуникаций будет сложно привыкнуть. Город же универсален с этой точки зрения.

Так Амина, 38 лет говорит: «Татарский мужчина от русского отличается. Мне есть с чем сравнивать. Мой первый муж был абсолютно русский. Мужчина с татарскими корнями больше в дом смотрит, чем наружу. У него интересы концентрируются на семье, а у русского - на внешних интересах, хобби.»

У Татьяны и Ильдара другой, печальный опыт. Они живут в Казани и встречаются уже шесть лет. С первого года мама Ильдара была против их отношений, даже отрекалась от сына. «У него мама носит платочек, она верующая. Он мусульманин. Я для них не подхожу. До сих пор не общаемся с родителями. Пытаемся наладить отношения, Ильдар меня защищает, встает горой, за что я ему очень благодарна», - говорит Татьяна. У нее есть опасения, что с возрастом и Ильдару станет важнее религия. «Его папа, бабушка и сестра - светские люди, с ними нормальные отношения. И мама его до 40 лет была обычным человеком, а потом кардинально ушла в религию. Это остальным членам семьи очень мешает жить. У них кошмар дома творится. Им приходится иногда вечером, часов в 10, когда мама ложится спать, доставать из тайного шкафчика шашлык из свинины, колбасу, выпивать. Они так делают, чтобы маму не расстраивать. Но, с другой стороны, - это тоже не жизнь», - считает Татьяна.

Трудности на почве религии возникают и между влюбленными: относительно бракосочетания, религии будущих детей. Однако уверяет Татьяна, они всё стараются заранее обговорить. Пришли к согласию, что проведут никах, но без родителей. Обрезание сделают ребенку, только если это не будет наносить вреда его здоровью.

Её муж, Ильдар говорит: «Я бы рекомендовал людям жениться на человеке своей религии - будет проще найти общий язык. Просто у нас, несмотря на любовь, ощущаются какие-то разногласия, а это всё равно когда-либо перерастет в ссору. Я не советовал бы своим детям вступать в смешанный брак. Но если они полюбят человека другой национальности, я не буду против, главное - их счастье».

Вот, что говорит Зиннуров Рустем хазрат , имам-хатыйб мечети «Казан Нуры»: «Религия не против. В Коране прописано, что мусульманину-мужчине можно жениться на иудейке и христианке. Здесь всё зависит от мудрости молодых и родителей. На никахе девушка подтверждает, что она христианка или иудейка, парень - что он мусульманин. Мы и ему, и ей объясняем, что они должны своей веры придерживаться. Мы говорим невесте: читай Литургию, Новый завет, держи пост. Если они из уважения друг к другу ходят и в храм, и в мечеть, то это мудрость. Многие такие пары и в праздники поздравляют друг друга: она ему во время Уразы готовит кушать, он ей помогает во время Рождества и Пасхи. Советую не откладывать духовное воспитание детей. Некоторые говорят, что ребенок вырастет и сам определится. Но в 20 лет он уже совсем с другим определяется, к сожалению. И когда девушка-христианка замуж за мусульманина выходит, я ее прошу мудро подойти и не стараться тянуть на себя одеяло. Муж - как отец - сначала сам должен заняться духовным воспитанием детей. Он мужчина, глава семьи и за семью ответственен. Сколько лет я в Кул-Шарифе служил, у нас много было официальных делегаций, и все поражаются жизни в Казани. Конфронтаций у нас нет. В обществе к смешанным бракам относятся хорошо. На одном этаже 6 квартир - три татарских, три русских, и все дружно живут. Даже по миру уже нет такого ортодоксального отношения. Муж - араб, супруга - француженка, жена - швейцарка, муж - турок и так далее. Хорошо, что люди в таких семьях живут счастливо. Всё зависит только от нашей мудрости и цивилизованности. Бог - один, по-русски мы его называем Господь Бог, в Коране - Аллах» (см.примечание) .

В последнее время ко мне как семейному психологу стали чаще обращаться женщины из семей, где муж и жена являются представителями разных наций. Женщины татарской национальности не являются исключением. Многие из них по молодости, в порыве чувств, подавшись эмоциям, выходят замуж по любви за представителя другой нации не татарина. В первое время всё представляется в радужном цвете, химия любви, но проходит месяц, другой, может быть и год. И лодка любви разбивается о быт, а точнее в различия бытовой культуры, семейных сценариев, привычек, склонностей, темпераментов, и конечно же вероисповедания, и вытекающих отсюда принципов воспитания детей.

Какие выводы из всего сказанного можно сделать. Национальный менталитет, специфика характера, культуры и вероисповедания, аккумулированные в бессознательном рода или генетической памяти семьи, рано или поздно, и, как правило, во второй половине жизни дают о себе знать. И тогда начинаются психологические проблемы в гармоничном проживании супругов в одном доме. Важно сохранять традиции и верность своему народу. И в этой связи мне хочется вспомнить, как будучи доцентом МПГУ я проводила исследования среди студентов филфака, на потоке училось 100 человек, 20 татар были выделены в отдельную группу. Задание теста было следующим необходимо было в десяти предложениях назвать «Кто Я». Студенты-татары в большинстве своём назвали в первых строках «Я - мусульманин», «Я - татарин», в то время как из оставшихся 80 студентов только один в первой позиции написал «Я -русский», «Я - православный».

Воспитание детей на татарских традициях

2. Особенности воспитания мальчиков и девочек в татарских традициях

Представления татарского народа о семье, воспитании детей находят отражение в комплексе правил, нормах поведения, советах, рекомендациях, в устном народном творчестве. Воспитание детей всегда являлось наиглавнейшей задачей татарской семьи.

В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили быть покорной мужу: «повиновение ему равно повиновению Аллаху», а мальчика - «господствовать над женой», при этом у мужчин внимательное, доброе отношение к женам. Дети нужны для продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтал иметь сына. Сын - продолжатель фамилии. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости. В татарских семьях престарелых родителей должны опекать и содержать взрослые дети. Об этом говорит такая поговорка: «Кияве? т?ренн?н - улы?ны? ишек т?беартык» (зять лучше сына не бывает).

Отмечается, что дочки эмоционально ближе к родителям: «Уллы кеше - урта бай, кызы кеше -кызыл бай». В современных семьях любовь к детям является важной педагогической проблемой, так как родители допускают много непоправимых ошибок. В татарской семье ребёнка всегда окружали теплом, любовью, называли источником радости: «Бу д?ньяда бал татлы, балдан да бала татлы» (в жизни мёд сладкий, а с ребёнком ещё слаще), но тем не менее культа ребёнка в татарских семьях никогда не было. Народом осуждалась слепая любовь матерей к детям, вседозволенность, неразумные требования, потакание детским капризам. Это отражается в поговорке: «Бала?аена торса?, балабулырсы?» (ребёнка слушаться, сам ребёнком станешь). Народ всегда был за разумное проявление любви к детям, чтобы родители были ответственны за воспитание своих детей, помнили, что иметь ребёнка - не только радость, но и большая ответственность, а его правильное воспитание - это долг родителя перед обществом: «Баланы?стерс??, буен гына т?гел, акылын да?стер» (нужно не просто ребёнка вырастить, нужно ещё и умным вырастить).

Воспитание эффективно, когда оно начинается с ранних лет и ведётся постоянно:«Баланыкараватта аркылы ятканда ты?лата алмаса?, буй яткач ты?латырмын дим?» (Пока ребёнок лежит поперёк кровати, надо его уму разуму учить, когда он лежит вдоль кровати, учить уму разуму поздно).

Как и у других народов, в татарской народной педагогике признаётся особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. «Ана камчысы - мамыктан, ата с?зе - тимерд?н» (материнское наказание мягкое, как вата, а отцовские слова твёрдые, как железо). Но авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось. Мать старалась поддержать авторитет отца, никогда не отменяла его требований, одна не принимала серьёзных решений. Таким образом, реализовывался принцип единства требований. Если есть авторитет отца в семье, то конфликтные ситуации легче решаются при приглашении в школу отцов.

Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в татарских семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь. Не только родители, но и дети ответственны перед ними за своё поведение, за свою судьбу.

Таким образом, основными нормами, правилами воспитания детей в татарских семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье.

2.2 Наука 3.Основные тенденции в литературе и искусстве 3.1 Литература 3.2 Кино 3.3 Театр 3.4 Музыка 3.5 Скульптура и живопись 3.6 Архитектура 3.7 Контркультура Выводы Заключение Список используемой литературы и ссылок Введение Актуальность...

Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

Жизнь современных девочек

2.1 Самые популярные куклы Совсем недавно мы знали только одну куклу-иностранку -Барби. С ней знакомы все мои сверстницы. Стройную, успешную, оптимистичную, модную молодую женщину, у которой есть дом, машина...

Исследование концепта пространства фильма

"…a work of art is first of all itself something, which possesses its own reality" "Произведение искусства, прежде всего, это нечто, что обладает своей собственной реальностью".. Gernot Bцhme...

Историко-патриотическое воспитание населения средствами музейной деятельности

Констатируя печальные итоги развития страны на рубеже XX - XXI веков, Правительство Российской Федерации в своем постановлении отмечало, что "экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества...

Культура, традиции и обряды Кореи

В Корее, как впрочем и в других странах Дальнего Востока, подаркам придается чрезвычайно большое значение. Подарок, тщательно и красиво упакованный, в обязательном порядке нужно брать с собой, отправляясь в гости...

Культурное строительство после Великой Отечественной войны

В послевоенный период Коммунистическая партия уделяла большое внимание идеологической работе, развитию всех средств коммунистического воспитания. Огромный размах приняла пропаганда марксизма-ленинизма: в 1951 г...

Культурные традиции дворянства

В терминологии юридических документов XVIII века дворянство - благородное, «авантажное» (от французского «avatage» - благоприятное положение), т.е. наделенное особыми правами сословие. На деле дворянство было главным служилым сословием...

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

· Учебный художественный музей им. И.В...

Социально-культурная деятельность Малоохтинской библиотеки "Семейного чтения"

Социализация - процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений...

Специфика актерского искусства

В основу профессионального (сценического) воспитания актера положена, как известно, система К.С. Станиславского, однако этой системой надо уметь пользоваться. Начетническое...

Спортивно-культурные центры

Основными направлениями создания новой национальной системы культурно-спортивного воспитания населения являются: 1) разработка и формирование организационной основы управления развитием культуры и спорта; 2) совершенствование системы...

Театр как средство воспитания

Одна из первых художественно-образовательных задач -- это формирование эстетического восприятия, художественного мышления человека, другая задача...

Ценности японской культуры. Самураи и их вклад в культуру Японии

Двумя основными ведущими религиями в Японии являются буддизм и синтоизм. Буддизм - древнейшая мировая религия, роль которой и до настоящего времени остаётся велика в ряде стран Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Европе и Америке...

Экологическая культура нравственных отношений

Дадим определение понятию экологическое воспитание. Экологическое воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования...

2.2. Традиционные семейные отношения татар

Огромные сдвиги в татарском обществе, происшедшие после Октябрьской социалистической революции, по-настоящему можно понять и оценить только в сравнении с прошлым.

Крепостнические отношения у татар не были развиты. К моменту присоединения к Русскому государству, кроме небольшого числа куллар (холопов), полностью зависевших от феодалов, основное население состояло из лично свободных людей, живших общинами, которые платили правительству и феодалам определенные подати (ясак) и несли некоторые другие повинности. Внутренними делами общины ведали старшины (аксакалы и абызы). Общины были относительно самостоятельны. В качестве ясачных они вошли и в состав Русского государства, платя ясак царскому правительству. В начале XVIII в. население ясачных общин было занесено в разряд государственных крестьян.

Положение татарских трудовых масс было таким же, как и у соседних нерусских народностей, но феодальная верхушка татар была более сильной. Потеряв свое официально господствующее положение, значительное число феодалов переселилось в татарские деревни, стараясь сохранить.свои права на эксплуатацию масс .

Родовые отношения у татар исчезли еще в период их формирования в народность, общины у них были типично соседскими, но некоторые пережитки родовых отношений все же проявлялись, например, в стремлении родственников селиться в отдельных концах деревни. У многих групп татар в качестве пережитка, сохранявшегося до Октябрьской революции, существовал особый праздник родственных деревень — щиен. Этот праздник был как бы отголоском существовавших у многих тюркских народов родовых советов (курултаи, джиены), собиравшихся для обсуждения вопросов, касающихся всего рода. У татар этот обычай сильно трансформировался. Никаких общественных дел во время джиенов не решалось, но ими поддерживались отношения между ранее родственными деревнями. Древность джиенов подтверждается и тем, что во время их празднования соблюдались некоторые обычаи, позднее исчезнувшие под давлением ислама. Например, в играх принимала участие молодежь обоего пола, чего вне джиена никогда не допускалось. Мусульманское духовенство к этому празднику относилось крайне отрицательно. Джиены сохранялись лишь в старых местах поселения татар, поэтому, например, в Закамье, которое.заселялось позднее отдельными группами татар из Предкамья, джиенов не было. Не было их и у мишарей, тогда как у так называемых тептярей, живущих в Башкирии, они сохранялись очень долго, возможно под влиянием джиенов башкир .

Капиталистические отношения у татар также проявлялись несколько по-иному, чем у соседей. С ростом расслоения татарского крестьянства выделилось большое количество бедноты, которая практически оторвалась от сельского хозяйства. Татарские же богатеи и кулачество, опираясь на поддержку мусульманского духовенства, всячески препятствовали уходу бедноты из деревень, чтобы исключить общение татар с другими народами и иметь больше возможностей эксплуатировать трудовое крестьянство. При этом татарские кулаки меньше, чем кулачество других народов края, занимались концентрацией земли в своих руках. Они не стремились к организации крупных хозяйств с многочисленными батраками, а занимались больше эксплуатацией кустарей, организацией в деревнях мелких промышленных предприятий и скупкой у крестьян их продукции, часто в обмен на промышленные товары. Это не облегчало кабалу, но придавало ей иной характер.

Татарские общины и в капиталистический период оставались формально такими же, как и прежде, но в них стала резче выступать социальная дифференциация; кулаки более открыто эксплуатировали трудящихся крестьян .

Сложное переплетение капиталистических, феодальных и еще не изжитых полностью родовых отношений тормозило развитие татарского общества в первые годы Советской власти. Партийному и советскому активу пришлось вести героическую борьбу за ликвидацию пережитков, мешавших татарской деревне приобщаться к новой жизни.

Если в городах татары-рабочие, еще до Октябрьской революции находившиеся в известной степени под воздействием большевиков, сразу разгадали замыслы разбитых эксплуататорских классов, то в деревне проповедь последних имела некоторый успех. Только после проведения сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса татарское крестьянство встало полностью на путь социалистического строительства.

В процессе социалистического строительства создавались новые отношения между людьми, новое отношение к труду, формировались другие взгляды на личную и общественную собственность. Уничтожение национальной замкнутости способствовало развитию дружбы между народами, населяющими край, их взаимной помощи в труде и строительстве социализма. Этому во многом содействовал совместный труд в промышленности и сельском хозяйстве представителей разных народов, их общие интересы и цели. В. деревнях большую роль сыграло укрупнение колхозов; это при наличии чересполосного поселения отдельных народностей привело к тому, что в составе многих колхозов оказались представители двух-трех народов. Совместный труд в таких колхозах еще более укрепил дружбу народов, успешно строящих коммунистическое общество.

Семейно-родственные отношения у татар в прошлом регулировались народными обычаями, складывавшимися в течение веков и освященными религией. Тщательно соблюдались они и в народных массах, и в среде феодальной аристократии. Что же касается буржуазии, то разбогатевший кулак или купец не склонен был признавать бедных родственников, а если и признавал, то только с целью их эксплуатации, используя обычай родственной помощи. Если родственники из среды трудящихся всегда считали необходимым помогать друг другу, то кулак стремился получать помощь от них, ничего не давая взамен .

В настоящее время родственные отношения у татар, как и прежде, имеют большое значение. Татары хорошо помнят свои родословные. Нередко в деревнях можно встретить хранителей шэщэрэ — родословных целой группы родственных семей, которые ведутся несколькими поколениями. Такие родословные обычно начинаются за семь поколений от ныне живущего и представляют собой сложно ветвящееся дерево или как бы кисть в виде кружков с именами, соединенных линиями родственных связей. Даже с дальними родственниками сохраняются близкие отношения, и они являются обязательными участниками всех семейных торжеств и событий. Выехавшие из деревни татары обычно долго сохраняют родственные отношения с оставшимися на селе. Это особенно проявляется теперь, когда многие крестьяне окончательно переехали на работу в города. Они обычно приезжают на семейные праздники в деревню и сами приглашают родственников к себе при важных семейных событиях .

В условиях феодального и капиталистического общества татарская семья почти всех социальных слоев была основана на патриархальном принципе, связанном с всемерным подавлением самостоятельности отдельных ее членов; этот принцип поддерживался духовенством и закреплялся предписаниями шариата. Характерной чертой семейного быта являлось неравноправное положение женщин; она считалась неполноценным существом. Нередки были случаи грубого обращения с женами, снохами и дочерьми. Строго соблюдалась взаимная изоляция мужской и женской частей молодежи, якобы в целях охранения нравственности.

Подобная изоляция полов и неуважительное отношение к женщине наиболее резко проявлялись у богатых татар и более обеспеченных групп. Среди трудового, особенно сельского, населения это было менее заметно, так как трудовая деятельность таких семей требовала совместного участия всех ее членов, в том числе женщин и девушек. Поэтому, внешне соблюдая изоляцию полов, крестьяне не возражали против встречи молодежи на реке, у ключа, на девичьих вечерках. Таким образом, если в среде господствующих классов молодые люди, вступая в брак, нередко не были знакомы, то в трудовой среде будущие супруги в какой- то мере уже знали друг друга.

Духовенство, желая поддержать запрет в отношении общения молодежи разных полов и в деревне, всячески поощряли экзогамию: брать- невесту в своей деревне не рекомендовалось якобы из соображений родственности всех семей даже большого населенного пункта.

Теперь это уже изжито. Юноши и девушки свободно встречаются на- совместной работе, собраниях, в клубах, на уличных гуляньях. Однако, чтобы добиться этого, приходилось вести упорную борьбу со сторонниками старины, с установившимися традициями старших, воспитанных на догмах ислама. Еще 10—15 лет назад девушки в клубе держались отдельной группой в стороне от юношей, танцевали только друг с другом, во время гуляний ходили по улице особняком.

Заключение браков в прошлом начиналось длинной процедурой сватовства, в котором принимали участие многочисленные родственники: обеих сторон. При этом зачастую желания жениха и невесты не учитывались; все переговоры велись вокруг размера калыма (мэкер) со стороны, семьи жениха и приданого невесты. Нередко свадьба расстраивалась, из-за каких-нибудь деталей в размере калыма и приданого. Калым у татар, как правило, шел в пользу новой семьи, но нередко отец-бедняк продавал свою дочь богатому старику ради присвоения полученных от будущего зятя средств. Обычай сватовства и торговля из-за калыма особенно соблюдались в обеспеченных семьях. Трудовые семьи стремились упростить эту процедуру.

Кроме обычного заключения брака, практиковался и брак убегом, с согласия девушки, а иногда и уводом без ее согласия. Если родители, особенно девушки, не соглашались выдать ее за любимого человека, она убегала из дому со своим нареченным, тайно вступала с ним в брак, а позднее молодая пара стремилась восстановить добрые отношения с родителями, что иногда достигалось лишь после долгих мытарств. Браки умыканием, хотя бы и с согласия девушки, чаще встречались среди обеспеченных классов. У трудового крестьянства они нередко только инсценировались. При браке умыканием отпадали калым и дорогостоящие свадебные пиршества, поэтому средние и бедные крестьяне, чтобы избежать, непосильных расходов на свадьбу по сватовству, договаривались об умыкании, при котором после примирения с «беглецами» можно было ограничиться лишь небольшой вечеринкой. В большинстве случаев браки умыканием заканчивались примирением сторон, но иногда беглецов догоняли и жестоко избивали.

Как у всех мусульман, у татар допускалось многоженство, но в трудовых семьях оно встречалось редко. Лишь некоторые брали вторую жену в случае бездетности или болезненности первой жены. Богачи и представители духовенства и без подобного повода заводили по нескольку жен. Отношение основной массы к многоженству отражено в поговорке: «Буран на улице можно терпеть, а буран в избе — нельзя».

Празднование свадьбы (туй) проходило в доме невесты, без участия молодых. Мулла совершал религиозный обряд бракосочетания (никях), затем устраивалось угощение для мужчин и женщин отдельно. Далее следовали* торжества в доме жениха, затем у ближайших родственников жениха и. невесты. Свадебные торжества иногда продолжались по нескольку дней, стоили немалых денег, поэтому во время сватовства строго предусматривали не только количество и место проведения пиршеств, но и состав приглашаемых лиц.

Встреча новобрачных происходила в доме молодой, причем новобрачный шел к своей жене как бы тайно, избегая встречи с ее родителями. После окончания свадебных торжеств у трудового населения невестка сразу переходила в семью мужа, приступала к работе, а у обеспеченных этот переход задерживался, часто довольно надолго, пока не будет полностью выплачен калым, который до заключения брака можно было внести в половинном размере. Переход в семью мужа обычно также сопровождался пиршеством родственников, причем в это время выполняли ряд обрядов, унижающих молодую женщину.

В настоящее время браки, как правило, заключаются по инициативе - самой молодёжи, и родители обычно дают свое согласие. Совершенно не практикуются совещания родственников и почти исчез обычай сватовства через третьих лиц. Нет речи о калыме. Приданое получило тоже своеобразный характер. Девушка, имеющая свой заработок, старается заготовить то, что необходимо для ее будущей семейной жизни. Если новобрачные предполагают жить в семье мужа, будущая сноха перед свадьбой привозит сюда свое приданое и с помощью родственниц мужа оборудует помещение, в котором они будут жить. Свадьба теперь чаще происходит в доме родителей жениха, причем на ней присутствуют родственники обоего пола и молодежь. Торжество сопровождается музыкой и танцами, чего раньше никогда не допускалось. Муллу для совершения брачного обряда, как правило, теперь не приглашают. Правда, некоторые родители новобрачных иногда считают необходимым религиозное освящение брака, но проводят это после свадьбы, обычно тайно, украдкой от новобрачных, благо религиозный ритуал мусульманской свадьбы не только не требует, но даже исключает присутствие самих вступающих в брак. Однако такое явление наблюдается все реже .

В наше время складывается новый ритуал свадьбы, без религиозных обрядов, с отказом от всех обычаев прошлого, унижавших девушку. Это так называемая красная свадьба (кызыл туй). Часто проводятся и комсомольские свадьбы с участием не только родных и друзей жениха и невесты, но и представителей общественных организаций. Процедура регистрации брака в загсе принимает все более торжественный характер; в частности, входит в традицию после регистрации тут же в специально оборудованном буфете поздравлять новобрачных, их родные и гости поднимают бокалы с шампанским в ознаменование торжественного события - создания новой советской семьи. Эти новые обычаи успешно вытесняют старый мусульманский ритуал никяха -

бракосочетания с участием муллы.

В качестве общественного и в то же время семейного праздника в некоторых городах Татарии периодически проводятся вечера молодоженов, вступивших в брак в течение последнего года. С приветствиями к молодоженам обращаются супруги, отпраздновавшие в текущем году золотую свадьбу. В некоторых случаях здесь же работники загса регистрируют вновь заключаемые браки. В непринужденной обстановке проходят игры, танцы, шуточные конкурсы «молодых отцов» и «молодых хозяек». Начинает входить в быт ежегодный День молодоженов, одним из элементов этого праздника является посадка каждой молодой супружеской парой нескольких деревьев в «аллеях молодоженов».

В корне изменились по сравнению с дореволюционным временем самые основы семейного быта татарского населения. Прежнее положение, когда девушка, выходя замуж, переходила от рабства в родительском доме к рабству в доме мужа, безвозвратно ушло в прошлое. Женщина в семье теперь равноправна, и если изредка встречаются некоторые пережитки старого в жизни современной семьи, то они резко осуждаются общественностью.

Главой семьи в настоящее время, как и прежде, считается мужчина, но в это вкладывается теперь другое содержание. В прошлом женщина даже формально не могла возглавлять семью. Вдова всегда попадала под опеку кого-либо из родственников умершего мужа. Мужчина являлся владельцем всего имущества, а жена имела право распоряжаться только своим приданым и по традиции, особенно в трудовых семьях, продуктами молочного хозяйства, яйцами и холстами. Теперь глава семьи обычно пользуется большим уважением ее членов, но он не может единовластно распоряжаться имуществом семьи, а также судьбой жены и детей. Современные татарские семьи держатся на взаимном уважении и любви .

В прошлом развод по мусульманскому обычному праву (шариату) проводился очень легко по инициативе мужчины, но очень трудно по желанию женщины. Хотя мужчина при разводе должен был отдать жене все ее приданое, но практически мог выгнать ее из дому без всяких средств. Дети, как правило, всегда оставались у отца. Несчастная женщина, претерпев всяческие издевательства от мужа, принуждена была скитаться без средств, так как родная семья не всегда принимала разведенную дочь. Общественное мнение осуждало уход от мужа. Все это делало положение женщины невыносимым.

Советские законы установили полное равенство в отношении разводов, но практически они встречаются редко. Женщина по традиции оказывает большое почтение мужу, но семьи строятся на взаимном согласии обоих супругов.

Положение снохи в семье мужа в прежнее время было очень тяжелым. Она должна была беспрекословно подчиняться мужу, свекру, свекрови, да и вообще всем старшим в семье. На нее возлагались главные работы по хозяйству, так как золовки-девушки принимали в них малое участие, в основном только приносили воду для питья. Сноха должна была прятаться от свекра и взрослых братьев мужа. Чтобы избежать семейных неприятностей, крестьяне старались скорее выделить взрослых сыновей, но богатые семьи, не желая раздела хозяйства и нуждаясь в рабочих руках, стремились держать в одном хозяйстве всех женатых сыновей. Зять также старался меньше общаться с родственниками жены, особенно с тещей, а положение зятя, вошедшего в семью примаком, было близким к положению невестки.

Теперь все это ушло в прошлое. Хотя иногда невестка чувствует себя несколько стесненной в доме родителей мужа, но это уже пережиток старой традиции, так как реальных оснований для этого нет. Обычно невестка имеет самостоятельный заработок и нередко играет видную роль в общественном производстве; она оказывает свекру и свекрови почтение, но уже совершенно не зависит от них. В городских семьях чаще всего молодожены не живут с родителями и сразу начинают строить свою жизнь отдельно. До некоторой степени это объясняется тем, что теперь вступают в брак несколько позднее. Если прежде татарин, особенно зажиточный, старался как можно раньше женить сына, чтобы получить в дом лишнюю работницу, то теперь женятся обычно тогда, когда молодые люди становятся самостоятельными и могут жить без опеки старших.

Советская власть открыла татарке широкую дорогу. Освободившись от гнета установлений шариата, получив равные с мужчиной права, ныне она активно участвует в производственной и общественной жизни и нередко занимает руководящие посты на предприятиях, в государственных учреждениях и общественных организациях .

Раскрепощению татарской женщины от тягот домашнего быта во многом способствует организация детских садов и ясель, число которых в республике с каждым годом растет. Детские учреждения организуются не только при уже существующих промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах, но и на новостройках.

Изменился весь строй повседневной жизни современных татар, в основной массе полностью отказавшихся от подчинения религиозно-бытовым установлениям ислама. Пятикратный намаз и омовение, например, выполняются теперь немногими, Как правило, лишь стариками. Выше уже говорилось о том, что утратили значение пищевые запреты и пост.

Тем не менее пережитки мусульманских религиозных традиций в быту еще дают себя чувствовать. Держится обряд обрезания. Похороны умерших в сельских местностях еще во многих случаях проводятся с соблюдением предписаний ислама, в городах же процент таких похорон значительна меньше. Это объясняется, помимо других причин, и тем, что город обладает пока большими, чем деревня, возможностями в организации торжественных гражданских похорон: оркестр, специальные автобусы и т. д.

Мусина, Р.Н. Этнокультурные ориентации и межнациональные отношения: анализ ситуации в Республике Татарстан //Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып. 2. - Казань, 1994. - С. 46-58.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх