Студенческая семья как объект социологических исследований. Особенности студенческой семьи. §1. Помощь государства

Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, но одно осталось неизменно важным - это семья. Еще с давних времён каждый молодой человек стремимся создать свою «ячейку», и данный факт, не требует доказательств.

Семья является главнейшим социальным институтом, благодаря которому рождаются следующие поколения. В современной литературе семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, обоюдной поддержкой, моральной ответственностью. Как социальный институт, который удовлетворяет потребности общества в его воспроизводстве, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и т.д.

Среди семей, нуждающихся в особой помощи, на первое месте стоит молодая студенческая семья. Отношение к такой семье определяется социальной политикой государства в отношении института семьи в целом.

Студенческая семья это та семья, где супруги являются студентами дневного отделения учебного заведения, т.е. социально однородная. Молодая семья, где возраст супругов до 28 лет, а стаж их семейной жизни не более 5 лет.

Под определение «студенческая семья» попадают супруги, которые учатся на дневном отделении ВУЗа и получают первое высшее образование. При других условиях это будет молодая семья.

Практически все студенческие семьи создаются и развиваются по одним и тем же законам. Таким семьям свойственны черты обычной молодой семьи России. Следовательно, многие проблемы студенческих семей рассматриваются сквозь призму схожих черт и характеристик современной молодой семьи, а значит, студенческую семью можно назвать особым видом молодой семьи.

Молодая семья, это семья в ее впервые три года после регистрации брака (при рождения детей - без ограничения длительности брака) при условии, что ни одному из супругов не больше тридцати лет (т.е., данный брак первый, продолжительность совместной жизни до трех лет, а возраст супругов не меньше 18 и не больше 30 лет).

Невозможно не учитывать особых значения и функций молодой семьи в жизни общества. Это необходимо учитывать и понимать при рассмотрении еe потенциала, стиля жизни и деятельности, трудностей, возникающих в процессе существования данного института.

С точки зрения медицины наиболее благоприятным возрастом для вступления в брак считается возраст от 20 до 22 лет для девушек и от 23 до 28 для юношей. Изучение благополучных и нет браков, показало, что в благополучных семьях состоят только 43% женщин, которые вступили в брак до 21 года, а не благополучных 69%.

Известно, что биологическое и социальное взросление разведены во времени, и студенчество является тем самым возрастом, когда у молодых людей складывается иллюзия, что взрослые, что смогут все. Именно поэтому стали все чаще появляться «гражданские браки». Причиной этому стал тот факт, что молодежь, идя на сожительство, видит в этом большие плюсы. Девушка видит иллюзию настоящей семьи, а парни считают, что «гражданский брак» к семье не имеет никакого отношения. Отсюда и возникают такие проблемы как аборт и негативный опыт, за которыми следуют серьезные психотравмы.

Студенческие браки заключались ещё в Советском союзе, но тогда их было гораздо больше. Современные семьи, по причинам их возникновения, разнообразны: по любви, по расчёту, неравные, фиктивные, по беременности, «чтобы от армии «откосить». Неуверенность в завтрашнем дне, дети все это является главными препятствиями на пути в ЗАГС.

Данная негативная тенденция характерна брачно-семейным отношениям уже в течение последних 10 лет среди молодежи. Снижение морального уровня, а также социального, экономического состояния молодежи, особенно тех, у кого уже есть семья. Это связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Таким образом за последние десятилетия для студентов характерен рост положительного отношения к добрачным связям. В научных источниках данного явление характеризуется как «свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом.

Уже на первом курсе просматривается довольно высокая мотивация у студенческой молодежи на брак. Психологическая функция семья занимает в таких семьях доминирующее место, что характеризует взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи.

Происходит изменение самого отношения к студенческим семьям со стороны, родителей, общественных организаций, администраций вузов и общества в целом. Сейчас во все больших вузах России студенческим семьям оказывается поддержка и помощь (выделены места в общежитии, денежные пособия, по возможности также создаются условия для совмещения учебы, работы и воспитания детей). Все вышеперечисленное в определенной мере позволяет облегчить жизнь студенческих семей. Также происходит изменение отношения к браку, семейной жизни и у самих студентов.

Следует подробнее рассмотреть особенности студенческих семей, которые отличают их от просто молодых семей.

Одной из важных особенностей студенческих браков является отсутствие твердой материальной базы. Как правило, многие новообразовавшиеся семьи, не имея собственного жилья, достаточных средств для жизни, попадают в полную материальную зависимость от родителей. В случае малейшего несогласия каждая из сторон искала поддержки у родителей - тогда это переходило в затяжной конфликт. Такие семьи обречены на развод.

Второй особенностью студенческих браков являются завышенные запросы и требования к партнеру. Для юношей жена должна быть понимающей, любящей, сексуальной, оптимистичной, умной и т.д. А для девушек муж должен быть любящим, понимающим, заботливым, умным, помогающим в учебе и дома. Непринятие партнера таким, каким он есть на самом деле, также может стать причиной развода.

Третьей особенностью студенческих семей является заключение брака «по залёту». Появление ребенка в период первичной адаптации партнеров может разрушать семью, так как молодые родители, не пройдя адаптацию, друг к другу, сталкиваются с дополнительными трудностями.

Также особенность студенческой семьи заключается и в исключительности самой деятельности супругов (учебе, временности их социального статуса, трудоустройстве). Поэтому одной из составляющих духовности студенческого брака является успешное окончание учебы и устройство на любимую работу.

Молодые люди, учащиеся в институте, объединены общими взглядами, целям, интересами, совместным времяпрепровождением (на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д.) Именно поэтому очень часто они выбирают себе в жены мужья или однокурсника (однокурсницу).

Социолог Д.М. Чечет считает, что перспектива счастливых моментов семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими компонентами способствуют поддержанию высочайшего эмоционального, культурного и интеллектуального уровня жизни в браке.

Все студенческие семьи можно разделить по составу на две большие группы: с детьми и без. Большая часть семейных студентов не решается на расширение состава своей семьи, по понятным и объективным причинам, главными из которых является учеба, ограниченные жилищные условия, материальные трудности, и трудности связанные с уходом и присмотром за ребенком.

У современной молодежи все реже встает вопрос - создавать ли семью во время учебы, т.к. многие считают, что брак в данный период положительно влияет на становление личности (повышение ответственности перед семьей, вузом, обществом). У студентов имеющих семью отмечается более ответственное отношение к учебе, профессии, они больше нацелены на достижение успехов в профессиональном труде, а также формируются ценностные ориентации студента, развиваются интеллектуальные и социальные потребности.

Начало существования любой семьи начинается с выбора общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов и сближения интересов, предпочтений и т.п. На начальном этапе становления молодой семьи особенно необходима поддержке «из вне» и, тем самым, такая студенческая семья становится объектом социальной работы.

Еще до регистрации своих отношений молодые люди ориентированы на то чтобы понять, принять, полюбить всё, что дорого партнеру. Поэтому в начале совместной жизни ярко выражено стремление супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, желанию жить интересами друг друга. Но только по истечению романтической поры человек действительно начинает раскрываться с самых различных сторон, иногда не только неожиданных для супруга, но даже неприятных. Отсюда частые ссоры, обиды, конфликты.

Множество исследований специалистов гуманитарных областей свидетельствуют о том, что благополучная семья может быть создана только при наличии определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» содержит в себе социально нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.

Социально-нравственная готовность включает в себя социальную зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень морального сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.

По словам Гурко Т.А. современный брак помолодел как юридически, так и фактически. Пик брачности у женщин приходится на возраст до 20 лет. Т.е. 25% невест брачного возраста это девушки моложе 20 лет. Вступление в брак здесь, является примером безответственности и легкомыслия, с самыми разными мотивами. Брак используется не как отдельная ценность, а как способ удовлетворения различных потребностей. Такие браки очень часто бывают недолговечными, т.к. молодые люди, «наигравшись в семью», изначально не связанные эмоционально и духовно, решают расстаться.

Одним из важнейших условий готовности к созданию семьи является уровень нравственного сознания молодых людей. Такое сознание проявляется в понимании социальной значимости семьи, в ответственном отношении к браку, семье, в осознанном выборе спутника жизни, в уважении к представителям старшего поколения, к другим членам семьи.

Готовность к созданию семьи и её дальнейшего благополучия во многом зависит от уровня здоровья молодых людей, вступающих в брак. Именно здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, этики семейных отношений, а также помогает значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности, конфликты и стрессовые ситуации, возникающие в семейной жизни.

Молодые люди, которые собираются создать семью без устойчивого материального фундамента, имеют больше объективных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов.

Мотивационная готовность включает в себя любовь как причина создания семьи, готовность к ответственности и самостоятельности, готовность к рождению и воспитанию детей. Большинство молодых людей создают семью по любви, по данным социологов, таких примерно 70-75%. Без сильного чувства любви, по рассудку 15-20% молодоженов. 5-10% по материальным соображениям.

Психологическая готовность включает в себя наличие коммуникативных навыков, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения поддерживать здоровый материально - психологический климат в семье, твердости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы, в которой выросли будущие супруги, зависит то, как сложится судьба молодой семьи, ее благополучие, разрешение возникающих проблем и трудностей.

Педагогическая готовность содержит педагогическую знания, хозяйственно - экономические умения и навыки, сексуальную этику. Педагогическая грамотность предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцами. Хозяйственно - экономические умения и навыки включают умение планировать, распределять и вести семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье комфорт и уют.

В современных системах образования и воспитания многих стран почти отсутствует специальная подготовка к созданию семьи и выполнению соответствующих супружеских обязанностей. Вступая в брак, молодые люди имеют романтические представления, не знают закономерностей, правил супружеской жизни. Большинство из них вскоре быстро расходятся. Молодые люди должны иметь знания по этике, психологии, а также педагогики супружеской жизни, уметь видеть разницу между влюбленностью, любовью, страстью, разбираться в своем чувстве, учитывать особенности воспитания и психологии мужчин и женщин, для того чтобы, допускать меньше ошибок и извлекать полезное из них и исправлять их.

Современным молодым людям нужны знания конфликтологии, т.к. их амбициозность, независимость, упертость и эгоистичность, часто приводят к, характерным для таких семей, острым, разрушительным конфликтам.

Отсутствие такой специальной подготовки и недостаточность знаний приводит к тому, что все больше пар необдуманно и поспешно принимают решения о браке и через короткий промежуток времени расходятся, разрушая, таким образом, такую базовую ячейку общества, как семья, повышая статистику одиноких родителей в стране, формируют негативные опыт и установку относительно супружеской жизни, что влияет на всю дальнейшую жизнь бывших супругов.

Желание тепла, ласки, жалость, страх одиночества, гордость, половое влечение, корысть и т.п. - все это молодые люди могут счесть за любовь. Поэтому они опрометчиво вступают в брак, попав тем самым в «ловушку влюблённости», что негативно сказывается на семейных отношениях. Такие психологи как А. Добрович и О. Ясицкая считают, что «ловушки влюблённости» затрудняют процесс первичной взаимоадаптации молодых людей и приводят к скорым разочарованиям в самом браке, что не способствует благополучию семьи, а ведет к формированию такого брака как дисфункциональный. Такими «ловушками» могут быть: «обоюдное актерство» (игра в романтические роли в соответствии с ожиданиями друг друга, друзей и близких, для того чтобы не обмануть эти ожидания, но выйти из этих ролей уже не могут); «общность интересов»; ловушка «неполноценности» (человек, не пользовавшийся успехом становится объектом ухаживания и любви); «интимная удача»; «взаимная легкодоступность» (быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачном горизонте); ловушка «порядочности» (длительный период знакомства, добрачные интимные отношения, обязательства перед родственниками, друг перед другом морально заставляют вступить в брак); ловушка «выгоды» или «пристанища»; конформизм («быть как все», «браками по стереотипу»). «Ловушки», как отмечают Добрович и Ясицкая, могут привести и к любви, и к удачному браку при условии преодоления эгоизма, осознания мотивов вступления в брак и своей возможной вины.

Подведя итог, можно сказать, что в последние годы в России в развитии института семьи проявляется тенденция к разделению институтов семьи и брака. Об этом говорит не только увеличивающееся с каждым годом число семей, живущих в гражданском браке, но и число супругов, состоящих в разводе, но живущих в одной квартире, что является одним из факторов роста конфликтов и насилия в семье. Отсутствие внятной государственной политики по поддержанию семьи, материнства и детства ведет к углублению кризиса семьи, что не может впоследствии не сказаться на развитии общества в целом.

Итак, любая благополучная семья может существовать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. При отсутствии такой подготовки, неизбежно столкновение молодой семьи с рядом трудностей, как социально-экономическими, так и социально-психологическими.

Студенческая семья... Десять лет назад семейный студент был редкостью, исключением. Как правило, это были молодые люди, отслужившие в армии, живущие с родителями или после свадьбы снимающие “угол”. Все семейные проблемы, материальное обеспечение и т.д. решались самостоятельно этой парой. Единственное, в чем шли навстречу такому студенту (студентке), – прощали снижение его общественной активности, понимая, что это происходит за счет увеличения хлопот и забот в семье. В основном семейные союзы заключались ребятами, пришедшими из армии или закончившими подготовительное отделение. В.А. Каблуков пишет, что за годы совместной учебы ребята узнавали друг друга и уже на первом-втором курсах женились. Брак в институте между слушателями подготовительного отделения был очень распространенным явлением, но сейчас он уже не является типичным. Сегодня смело начинают строить семьи студенты всех курсов, уверенные в том, что даже с ребенком на руках они сумеют окончить институт, стать специалистом с высшим образованием.

Как видим, студенческая семья – достаточно сложный и еще малоизученный объект исследования. В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет (27, 7).

Сегодня исследователи студенческой семьи отмечают, что семейные студенты и учатся не хуже других студентов и воспитывают детей не хуже опытных родителей. Вне зависимости от нашего желания, пишет П.П. Звидриньш, число женатых и замужних студентов растет, и это устойчивая тенденция, а вовсе не исключение.

Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

В наше время нет и не может быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Как правило, вступление в брак для студенческой молодежи не является опрометчивым решением. Бывает, конечно, что женятся и 18-19-летние. Понятна тревога родителей за судьбу своих детей. Но боязнь того, что, создав семью, студенты обязательно оставят учебу, не должна пугать родителей. В ходе опроса студентов Киевского политехнического Университета выяснилось, что намерения оставить учебу после вступления в брак или после появления ребенка нет ни у кого из семейных студентов. Ко всему и успеваемость у семейных студентов стабилизируется, учеба становится более организованной (12). В.А. Каблуков пишет, что, наблюдая за приезжающими на встречу через пять-десять лет выпускниками, можно заметить, что наиболее удачные браки у тех, кто создал семью в институте.

Статистика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80% женщин и около 70% мужчин. Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы (27, 8).

По данным “Службы семьи”, сегодня до 20 лет выходят замуж более 55% девушек. Главной причиной ранних браков (по данным опроса, проведенного работниками одного из ЗАГСов) среди девушек является страх остаться одной. Если учесть еще, что в стране каждый четвертый-пятый одинокий, и это обстоятельство весьма серьезное, то понять молодежь нетрудно (12, 24).

Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание ВУЗа и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22-24 года, у женщин – 20-22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет (39.8%), чуть меньшую – со стажем до одного года (37.7%). Остальные (22.5%) имеют стаж семейной жизни более двух лет.

Нередко студенты полагают, что во время обучения в ВУЗе города легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т.д.).

Специалисты утверждают, что социальное происхождение супругов, место их рождения, состав и величина родительской семьи в большей степени могут сказываться на характере семейных отношений супругов, чем их национальная принадлежность. Наследование сходных образцов и норм поведения, распространенных в среде, где выросли будущие супруги, способствует более полному взаимопониманию и единству интересов (27, 36).

Подавляющее большинство обследованных студенческих пар (по данным статистики – около 90%) являются выходцами из полных семей. Более 70% воспитывались в семьях с братьями и сестрами; более 9% росли в трехпоколенных семьях, т.е. в семьях жили бабушка или дедушка. Следовательно, воспитание большинства будущих супругов в родительских семьях осуществлялось в полном объеме родственных связей, что, без сомнения, положительно сказывается на семейно-брачных отношениях респондентов.

Молодые семьи наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Как правило, те, кто оценивают брак родителей как идеальный, так же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чье супружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены.

Гармоничность семейной жизни родителей имеет и другие результаты для будущей семейной жизни детей. Около 43% опрошенных из семей, где между родителями царили лад и согласие, проявляли полное взаимопонимание в вопросах ведения домашнего хозяйства, в то время как те, чьи родители развелись, такое качество проявляли только 28% опрошенных (12, 44).

Поэтому, как видим, значение личного примера родителей для будущей семейной жизни детей очень велико. Психологические установки относительно числа детей в семье, распределение обязанностей между супругами во многом носит традиционный характер. Однако молодости свойственно стремление к новому, собственному пониманию ценностей брака. Студенческим семьям, например, присущи иные подходы к вопросам лидерства в семье, здоровья, психологического комфорта, свои особенные ценностные ориентации. И в то же время, слабая подготовка молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои (8, 6).

В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Так, среди студенческих семейных пар имели интимные отношения с будущим супругом до брака примерно 80%, а 55% и 20% женщин отметили, что имели опыт сексуальных отношений до знакомства с будущим супругом. Констатируя факт широкого распространения добрачной половой жизни студентов, следует все же отличать интимную связь влюбленной пары от половой распущенности некоторых молодых людей. Если оценивать причины добрачного сексуального общения, то следует заметить, что почти 60% студентов допускают возможность вступления в сексуальные связи только с любимым человеком. И только около 12% опрошенных не видят никаких препятствий для полной свободы добрачных отношений. Большинство опрошенных студентов считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной, если ей сопутствует любовь и планы будущего заключения брака (27, 40). Почти половину опрошенных семейных пар составили такие, где супруги были знакомы до брака от года до трех лет. При этом знакомство почти 70% супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять личность будущего супруга.

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим “набором” наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень “социального оптимизма” супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать “не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого” (15, 140). Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов.

Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение (27, 59). Общение – необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов республики.

Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть положительный опыт. Так, в Витебском ветеринарном институте есть специальное общежитие для семейных студентов, в Гомельском государственном университете всем семьям студентов предоставляют комнаты в общежитиях.

Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве (27, 74).

По данным социологов сегодня также примерно 40% семейных студентов имеют дополнительный приработок. Но если среди студентов консерватории дополнительно работает почти половина семейных студентов, то среди будущих педагогов – всего 3-5%. Следовательно, возможность “подработать” во многом зависит от профессии, к которой готовит себя студент (12, 37).

В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации (27, 62).

Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака (12). Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Студенческая семья – особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;

Выше методик позволило объективно и всесторонне изучить уровни конфликтности в семьях, принимавших участие в исследовании. 2.2 Анализ результатов диагностики конфликтности в молодых семьях Результаты диагностировании конфликтности молодых семей в период первичной адаптации для более наглядного представления были сведены в общую таблицу (см. таблица 9), в которой супружеские пары расположены...

То есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования. В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования: Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами поведения супругов. Были...

... – экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов и свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. 1.2 Социальные проблемы молодой семьи Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних...

Теоретическая модель. В реальности отношения на любом этапе могут быть прерваны, возможна и регрессия отношений, с возвращением их на более ранние стадии развития. 3 Молодая семья и конфликтность в период первичной адаптации 3.1 Проблемы молодой семьи Для того чтобы научиться делать что-то всерьез, люди долго и упорно учатся, приобретают знания, осваивают определенную профессию, набираются...

Бюджет у семьи незначительный, хватает только-только на питание — стипендия обоих + заработки Сергея. И все же без помощи родителей им не прожить. Родители покупают одежду, помогают деньгами. Когда родится ребенок, мать Сергея будет присматривать за ним. Материально ребятам, конечно, трудно, приходится экономить на всем, но Лена считает, что трудности эти временные. Скоро они закончат университет, начнут работать. И Лена, и Сергей считают, что их семейная жизнь не мешает учебе.

Однако, это еще далеко не все проблемы, которые подстерегают молодую семью студентов на пути ее становления. Дети — это, как известно, основа семейной жизни, так как их рождение накладывает на супругов ответственность за жизнь и судьбу другого человека. Но у семейных студентов, имеющих детей, самым больным вопросом является: «Где и с кем оставить ребенка во время занятий, экзаменов?» Однако, и здесь существует выход. Во-первых, студентка-мать может временно оставить учебу, взяв академический отпуск. Во-вторых, можно устроить ребенка в дошкольное учреждение (детсад), но сейчас это дело проблематичное, да и дети в таких учреждениях часто подвергаются разным заболеваниям. В-третьих, можно оставить ребенка на попечение у бабушки и дедушки, но это так же далеко не всегда возможно. Так что, часто студентке-матери приходится вообще оставлять учебу и становиться домохозяйкой.

Студенческая семья – хорошо это или плохо

Какая из студентов семья? Они ведь совсем дети! К тому же, нет ни жилья, ни денег! Да головы на плечах нет! В наше-то время молодёжь серьёзнее была, могли о себе позаботиться. А теперь? Ре­бёнка родят, повесят на шею ро­дителям, и горя не знают. Конечно, родители помогут! Но о чём дума­ли дети, рожая своих детей? Эта, с позволения сказать, «жена», даже макароны сварить не может! Да и не хочет. Разве это семья?

Честно говоря, я совсем не по­нимаю, зачем жениться во вре­мя учёбы. Неужели нельзя подо­ждать? Ведь никто не запрещает встречаться с любимым человеком. А семья, которая живёт на сти­пендию, по определению не может быть счастливой. Какое уж тут счастье, когда есть нечего и жить негде. Я уже не говорю про хоро­шую одежду и интересный досуг. А дети. Тут, разумеется, каждый сам решает, но я ни за что не ста­ну рожать, пока не закончу инсти­тут и не стану получать стабиль­ный заработок. Муж — он сегодня есть, а завтра нет. Как растить ребёнка девочке-студентке? А ведь она в ответе за своего малыша.

Студенческая семья как особая категория молодых семей

Как видим, студенческая семья – достаточно сложный и еще малоизученный объект исследования. В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет (27, 7).

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве (27, 74).

Студенческий брак и студенческая семья: а стоит ли

Даже если и удастся «выбить» семейную комнату в качестве поддержки и помощи студенческой семье, в большинстве случаев максимум того, что светит – это восемь квадратных метров. Плюс туалет в конце коридора. И будущее студенческой семьи туманно – где жить после окончания вуза? Самый больной вопрос для студенческой семьи – это жилье. К тому же мужа надо кормить, а ежедневные пробеги от комнаты к кухне с выстаиваем в очереди могут вывести из себя даже ангельскую жену.

Ипотечное кредитование молодой студенческой семье тоже далеко не всегда по карману. О какой ипотеке можно говорить, если удача найти работу сразу по окончанию – счастливый лотерейный билет, который удается вытянуть далеко не каждому? А значит, шансы снять жилье тоже практически нулевые. Многим приходится в поисках работы возвращаться в родные края. А переезжать с места на место в поисках лучшей жизни одиночке, согласитесь, гораздо легче. Желание же остаться любой ценой в мегаполисе зачастую приводит к тому, что многие студенческие семьи сознательно стараются как можно дальше оттянуть момент рождения первенца.

Студенческие семьи

В студенческих семьях отлажен быт, потребность в половом и интеллектуальном общении А это существенно экономит время, освобождая его для учёбы.
Оба студента нуждаются в тишине и комфорте для подготовки домашних заданий. В семье это осуществить легко. Поэтому семейные студенты (особенно мужчины) учатся лучше.
Как ни странно, семейные студенты чаще участвуют в научной деятельности. Это связано с их более выраженным желанием найти высокооплачиваемую работу сразу после окончания вуза. Они используют все факторы, которые могут привести к хорошим рекомендациям и получению особенных, полезных для работы, навыков.
Семейные студенты чаще участвуют в общественной деятельности, так как рассчитывают на преимущества получения доступа к закрытой информации, либо возможности повлиять на своё благосостояние.
Ссоры в студенческих семьях происходят реже, а если происходят, то носят конструктивный характер. Оба члена семьи понимают вынужденность своего положения, а потому в конфликтах выдвигаются определенные и легко решаемые требования, в результате мир устанавливается быстро.

Статистика показывает, что только четверть студентов настроены на то, чтобы завести семью после окончания вуза. Остальные либо уже состоят в браке, либо активно ищут свою вторую половинку. В вузах России обучается чуть меньше трёх миллионов человек, при этом женщин чуть больше, чем мужчин (55%). Все они находятся в том возрасте, когда противоположный пол интересует более всего - так запрограммировано природой. Сегодня больше половины девушек обзаводятся семьями в возрасте до 20 лет, то есть, ещё на первых курсах вузов. Ещё треть - до 25 лет. Основной причиной ранних браков является боязнь остаться одной. И соотношение студентов и студенток эти опасения подтверждают. В некоторых вузах число учащихся женщин значительно превышает число учащихся мужчин. Но даже там, где пропорция обратная, женщины ведут себя очень активно, пытаясь создать семью намного раньше сверстниц.
Это, кстати, достаточно выгодно. Во многих вузах студенческим семьям выделяют комнаты в общежитиях, повышают стипендию, создают условия для воспитания детей.
Муж и жена - студенты вуза, да ещё и однокурсники - наиболее благоприятный вариант студенческой семьи. Они объединены одними и теми же условиями, проблемами и радостями, имеют одинаковые перспективы. Всё это объединяет и приводит к лучшему взаимопониманию.

Как бы не вели себя нынешние студенты до брака, 99 % из них выступают за моногамную семью. И это отрадно. Большинство студентов предпочитают брак по любви. Так, студенты IV курса ВлГУ, отвечая на вопрос анкеты “Какое место, по вашему мнению, занимает любовь в браке?”, 30 % респондентов ответили, что можно прожить и без нее. Это менее одной трети ответов, да к тому же данный результат отражает всего лишь мнение, а не саму реальность. Мнение изменяется, оно не остается постоянным раз и навсегда. Для большинства студентов любовь в браке представляется основным, доминирующим условием ее стабильности. Любовь устраняет чувство превосходства супругов, сглаживает главенствующую роль в семье одного из них. Естественно, при таких складывающихся взаимоотношениях в семье измена со стороны одного из супругов рассматривается как подлое предательство и оскорбление чувства другого супруга. “Как Вы отреагируете, когда узнаете об измене своего супруга (супруги)?”, – ответы были самые разные. Кто-то выгнал бы своего “неверного” из дома, кто-то ушел сам, некоторые сравнивали измену со смертью, другие же, спокойно выслушав это сообщение, попытались бы выяснить причину и кое-что исправить в самом себе. Образованные молодые люди осознают вполне то, что если брак основан на любви, то большинство недоразумений между супругами, толкающих их к измене, кроются в них самих.

В наше время можно слышать рассуждения о новых типах семьи, вроде “шведской” или о браке “втроем”. Интересно было выяснить мнение студентов по данному вопросу. В данном исследовании был включен вопрос “ Как Вы относитесь к браку втроем? ”. Каждый пятый студент высказался против, считая неестественными такие отношения между людьми; три четверти респондентов проявили нейтральное отношение, многие высказались в том духе, что кто желает такой брак иметь, пусть живет хоть всемером; и только один ответ не содержал никаких препятствий для такого союза, если он скреплен безграничной любовью всех.

Студенческая семья и ее проблемы (стр

Учитывая курс, который государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы явля­ется изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и адми­нистраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: вы­деляются места в общежитии, выдаются денежные по­собия, создаются по возможности условия для совме­щения учебы и воспитания детей. Все это в опреде­ленной мере облегчает жизнь студенческих семей. Из­меняется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Особенности студенческой семьи

Проводившееся в 1988 г. исследование проблем студенческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина показало, что целесообразным создавать семью в студенческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что нецелесообразно — 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опрошенных. Ответы эти говорят о том, что треть студентов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая, в ко­торой оба супруга — студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.

Студенческая семья: как она живет

Среди моих сверстников не так много семейных пар, как было, например, в пору молодости моих родителей. Тогда, по их рассказам, у студенческих семей было не меньше проблем с жильем, заработками и учебой. А как справляются с этими сложностями современные женатые студенты и замужние студентки?

Однако декан факультета филологии и журналистики Ставропольского госуниверситета (который, к слову, уже давно прозвали факультетом невест) А. Серебряков так не считает: « Отношение преподавателя к студентам, решившим вступить в брак, безусловно, меняется. Рассчитываешь, что перед тобой более серьезный человек, чувствующий ответственность за свою семью и то, что с ней происходит. Эти студенты должны быть более взрослыми в социальном и интеллектуальном отношении».

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Студенческая семья — достаточно слож ный и еще малоизученный объект исследований. Под сту денческой семьей понимается такая, в ко торой оба супруга — студенты дневного отделения. Проблема студенческой семьи является, безусловно, актуальной в наше время в нашей стране. Учитывая курс, который государство отводит на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет огромный интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие.

Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж ных черт личности. Обычно под профессиональной направ ленностью подразумевают положительное отношение, ин терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня тие направленности также включают потребности, эмо ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж дения. В процессе учебы под влиянием различных фак торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб ного заведения, качество преподавания, материально-тех ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим "набором" наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень "социального оптимизма" супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Любовь должна быть подлинной и действенной.

Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение - необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.

Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть положительный опыт.

Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве.

По данным социологов сегодня также примерно 40% семейных студентов имеют дополнительный приработок. Но если среди студентов консерватории дополнительно работает почти половина семейных студентов, то среди будущих педагогов - всего 3-5%. Следовательно, возможность "подработать" во многом зависит от профессии, к которой готовит себя студент.

Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время.

Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • 1. Студенческая семья - особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;
  • 2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;
  • 3. Студенческая семья также характеризуется большей зависимостью от родителей, т.к. единственный источник доходов - стипендия или, иногда, плюс кое-какой заработок;
  • 4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития.

Студенческая пора - это не только пять лет, когда «от сессии до сессии живут студенты весело». Это, безусловно, ещё и пора любви. Случается, что пылкие чувства приводят к своему логическому завершению - вступлению в брак. Студенческая семья - хорошо это или плохо? И чем такая семья отличается от других? И отличается ли? Все ответы читайте ниже.

1 121563

Фотогалерея: Студенческая семья – хорошо это или плохо?

Ещё во второй полови-не XIX века в России оптимальным для всту-пления в брак был возраст для девушек 13-16 лет, для юношей - 17-18 лет. Сегодня 18-22 года (возраст студентов вузов) счи-тается некоторыми слишком ранним для вступления в брак. Почему? Люди стали медлен-нее развиваться? А может дело вовсе не в физиологии, психо-логии или материальном поло-жении? Возможно, то, что «сту-дентам жениться рано» - просто очередной стереотип? Попыта-емся разобраться.

Куда спешить?

Так почему же всё-таки семья - это хорошо, а студенческая семья - плохо?

Алексей, 46 лет.

Какая из студентов семья? Они ведь совсем дети! К тому же, нет ни жилья, ни денег! Да головы на плечах нет! В наше-то время молодёжь серьёзнее была, могли о себе позаботиться. А теперь? Ре-бёнка родят, повесят на шею ро-дителям, и горя не знают. Конечно, родители помогут! Но о чём дума-ли дети, рожая своих детей? Эта, с позволения сказать, «жена», даже макароны сварить не может! Да и не хочет. Разве это семья?

Такое мнение, высказанное представителем старшего поколе-ния, пожалуй, мало у кого вызовет удивление. Но, оказывается, такое категорическое неприятие заклю-чения брака в студенческие годы характерно и для значительной ча-сти самих сегодняшних студентов. Они хотят сначала достичь мате-риальной независимости и только потом создавать семью.

Юля, 19 лет.

Честно говоря, я совсем не по-нимаю, зачем жениться во вре-мя учёбы. Неужели нельзя подо-ждать? Ведь никто не запрещает встречаться с любимым человеком. А семья, которая живёт на сти-пендию, по определению не может быть счастливой. Какое уж тут счастье, когда есть нечего и жить негде. Я уже не говорю про хоро-шую одежду и интересный досуг. А дети... Тут, разумеется, каждый сам решает, но я ни за что не ста-ну рожать, пока не закончу инсти-тут и не стану получать стабиль-ный заработок. Муж - он сегодня есть, а завтра нет. Как растить ребёнка девочке-студентке? А ведь она в ответе за своего малыша.

Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придётся их решать:

■ отсутствие навыков ведения домашнего хозяйства;

■ социальная незрелость;

■ отсутствие материальной базы и собственного жилья (не все учебные заведения дают семейное общежитие);

■ несовместимость учёбы в вузе и выполнения семейных функций (особенно для молодых мам, которым приходится перево-диться на заочное отделение либо уходить в академический отпуск);

■ большая зависимость от ро-дителей, особенно финансовая, а также в уходе за детьми.

Совсем не радостная картинка получается. Однако, несмотря на такое ярое неприятие студенчес-ких браков одними, другие увере-ны, что студенческая семья...

Не хуже других!

Более того, отношение к сту-денческим семьям со стороны ро-дителей, администраций вузов и общества в целом меняется в по-ложительную сторону. Оно стано-вится более терпимым.

Андрей, 26 лет.

По-моему, студенческие семьи ничем не отличаются от любых других. Ведь студенты - самая интеллектуально и духовно раз-витая, самая сознательная часть молодёжи, значит они, в принци-пе, готовы к браку. Пожалуй, не-правильно, когда будущий ребёнок становится причиной брака. Но я категорически против абортов. Хотя нормальной учёбе наличие детей, пожалуй, не способствует. Только для мужа всегда есть отго-ворка на экзамене, что, мол, ребёнок маленький, жена молодая и всё такое. Кстати, если молодожёны учатся на одном факультете, то ещё и в учёбе помогать друг другу могут. А вообще, если люди дей-ствительно любят друг друга, то им всё по плечу.

Оксана, 22 года.

Для меня вопрос «Быть или не быть студенческой семье?» вообще не стоит. Я сама вышла замуж на третьем курсе, а моему сыну сей-час полгода. И я никогда, ни секун-ды ни о чём не жалела. Разве что о том, что ребёнка запланировать не получилось, иначе я вела бы бо-лее здоровый образ жизни. Сейчас я в академическом, муж перевёлся на заочное и работает. Денег нам, в принципе, хватает. Конечно, есть проблемы. А у кого их нет? Как будто окончишь институт - и всё, молочные реки, кисельные берега. У молодых специалистов отнюдь не высокая зарплата и своя квар-тира - в неблизкой перспективе. Финансовая и эмоциональная ста-бильность приходят очень неско-ро, а то и не приходят вовсе. Если сейчас, в студенческие годы, не родить, потом будет очень мно-го причин отложить. К тому же, когда мой малыш вырастет, я ещё буду совсем молодой, смогу быть своему ребёнку не только хорошей матерью, но и другом.

Значит, есть всё-таки у студен-ческих семей и свои преимущества:

■ молодость (а значит, и сту-денческие годы) - лучшее с фи-зиологической и психологической точек зрения время для заключе-ния брака и рождения первенца;

■ брак всегда лучше, чем вне-брачные интимные связи, широко распространённые в молодёжной среде;

■ у семейных студентов отме-чается более серьёзное отношение к учёбе и избранной профессии;

■ семейное положение благо-творно влияет и на ценностные ориентации студента, способству-ет развитию интеллектуальных и социальных потребностей;

■ браки, заключённые в сту-денческие годы, в большинстве случаев характеризуются высокой степенью сплоченности, основан-ной на принадлежности супругов к одной социально-демографической группе, которая отличается общно-стью интересов, специфической субкультурой и образом жизни.

Получается, что у студентов, создающих семью, есть одна глав-ная проблема - ответственность. За свою вторую половинку, за ма-лыша (уже появившегося, плани-руемого или незапланированного) и за своё собственное будущее. Старшее поколение скептически относится к тому, что студенты в состоянии брать на себя такую (и вообще хоть какую-то) ответ-ственность и существовать без чьей-либо (особенно без роди-тельской) помощи. Но не стоит винить его за этот скепсис. Ведь сами молодые люди предпочита-ют отложить решение «взрослых» проблем на потом. Вероятно, это правильно. Но дело в том, что существует большое количество доста-точно взрослых, состоявшихся людей, которые всё никак не могут решиться на важный шаг. Людей, которые обзавелись машиной, квартирой и хорошей работой. Но для создания семьи им всё чего-то не хватает. Возможно, смелости? А что, если её так никогда и не най-дётся?

С другой стороны, можно создать «эффект присутствия» «взрослости». Я выйду замуж, рожу ребёнка. И всё, я взрослая! Но семья - это не сказка, не розо-вая мечта. Это прежде всего провер-ка каждого человека на самостоя-тельность, готовность столкнуться с ежедневными проблемами. Толь-ко вот дело, пожалуй, не столько в фактическом возрасте. Дело в том, насколько ответственно человек относится к своему шагу, в том, ис-пытывает ли он искренние чувства, хочет ли не на словах, а на деле «быть вместе в болезни и здравии, в богатстве и в бедности...»? И если хочет, то разве возраст может стать помехой? Ведь взрослые дяди и тёти тоже делают ошибки.

Слушайте своё сердце. Трезво оценивайте свои возможности. И всё у вас будет хорошо. В студен-ческие и последующие годы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх