Структура процесса социализации и ее возрастные стадии. Социализация личности и периодизация ее развития
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
От понятия «кризис социализации», или «кризисная точка социализации», надо отличать другое, близкое ему по значению, но полностью не тождественное понятие «критический период для социализации». Оно появилось в этологии и затем перешло в возрастную психологию. Иногда в литературе два понятия - критические периоды и кризисы развития, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность, - отождествляются 19 .
18 Ковалева Т.В., Степанова O.K.
«Подростки смутного времени» (К проблеме социализации стар
шеклассников) // Социс. 1998. № 8. С. 57-64.
19 См.: Выготский Л.С.
Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии.
1972. № 2; Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А.
Периодизация психического раз
вития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные про
блемы физиологии и медицины. Уфа, 1997. С. 44-63.
Критические периоды социализации существуют и у животных. Как уже говорилось, термин пришел в социопсихологическую сферу из этологии - науки о поведении животных. Специалисты доказали, что знание ранних периодов развития собак помогает понять мотивы собачьей агрессии. Щенкам крайне необходимо пройти период социализации в возрасте от 3 недель, когда они уже могут видеть и слышать, до 14 недель. Как оказалось, лучше всего приобретать шенка в возрасте от 7 до 9 недель, чтобы он прошел социализацию в новом доме. Период от 9 до 10 недель - критический, в это время нельзя требовать от щенка жесткой дисциплины, с ним надо обращаться мягко как взрослым, так и детям. В возрасте 14 недель начинается ювениль-ный период, который заканчивается, когда щенок достигает половой зрелости, обычно к 14-15 мес. Если щенок не пройдет социализацию к 14 мес, он, возможно, никогда не сможет нормально общаться с людьми и другими собаками. Щенки, выросшие в питомниках, где они получают минимум внимания со стороны человека, часто остаются робкими с людьми, если, конечно, не будут проданы в возрасте до 14 недель 20 .
Если кризис обозначает максимальное ухудшение положения дел, то критический период означает максимально располагающее для наступления какого-либо события или изменения время, не важно, в лучшую или худшую сторону происходят подобные изменения. В эти периоды организм
человека или животного оказывается наиболее восприимчивым к вредным или благоприятным воздействиям внешней среды. Было установлено, к примеру, что дети - наиболее радиочувствительная часть населения, особенно в критические периоды роста и развития 21 . Независимо от плотности выпадения радиоактивных осадков, возрастом интенсивного накопления щитовидной железой радиоактивного йода является внутриутробный период, так называемый «молочный период детства» и период полового созревания. В эти критические фазы онтогенеза величина поглощения изотопа превосходит значения для взрослого человека в 1,5-3 раза 22 .
В теории научения, которая часто входит в учение о социализации, кри тические периоды называют сенситивными (чувствительными) для обучения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают
20 Веб-страница http://www.zooclub.ru .
21 БалеваЛ.С. и др.// Рос. мед. журн. 1998. № 5. С. 6-10.
2 Касаткина Э.П. и др.// Рос. вестн. перинатолог. и педиатр. 1996. № 3. С. 10-14.
американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени. Так, младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. В области критических периодов обучения было получено множество экспериментальных фактов:
Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем возрасте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г. Саккет).
Ученые пришли к важному выводу: обучение животного или человека происходит наиболее успешно тогда, когда оно к этому готово - не раньше, но и не позже. Даже средние способности можно превратить в выдающиеся, если угадать сенситивный период - время максимальной предрасположенности организма к данному виду деятельности или воздействию. Критические периоды - время наибольшей податливости (пластичности) для. восприятия нового. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наиболее высок.
Критический период для социализации определяется, по мнению Л.Ф. Обуховой 23 , появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Это реакция цепляния у обезьян, реакция следован ия у стадн ых жи вотных, махание хвостом, и гривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около 8 мес возрастает страх по отношению к незнакомцу. К. Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть.
Этологи установили, что наибольший след в жизни организма оставляет опыт ранних лет, и это было показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоночных животных. Подобные явления наблюдаются и у человека. При изучении формирования социальной привязанности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолированными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Детеныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состоянии были плохими матерями, не обращали внимания на своих отпрысков и часто били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, дете-
в Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М, 1996.
ныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования социальных связей.
Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы. Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное. В опытах на обезьянах Хар-лоу установил, что между 3 и 6 мес жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необратимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения 24 .
По отношению кдетям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один - в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимости. И другой - в 2-3 года, когда он приучается быть независимым в важных отношениях. Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, но достигает максимума в 4-5 мес, на что указывает появление так называемой социальной улыбки 25 .
Психологические знания крайне важны для родителей, которые редко когда угадывают сенситивные периоды социализации своих чад. То музыке начинают обучать не вовремя, то к труду и дисциплине приучают слишком поздно. Правильно поступают те мамы и бабушки, которые с самых первых месяцев жизни ребенка не только интенсивно разговаривают с ним, но дают нагрузку на зрительную и эмоциональную сферу. Оказывается, умственное, физическое и эмоциональное развитие детей происходит в самые ранние годы.
Дети, выросшие в детдоме, пропускают ряд важных критических для социализации периодов, когда детскому организму для полноценного развития крайне необходимы эмоциональные контакты с матерью, ее ласка и забота. Работники детдома, какими бы внимательными они ни были, заменить мать не в состоянии. Недополучение социализирующих действий матери в раннем возрасте негативно сказывается на всем последующем развитии ребенка.
Это явление называется в психологии сенсорной депривацией (лишение ребенка или взрослого человека эмоциональных связей, их недостаточность), которое надо отличать от другого явления, обозначаемого термином «социальная изоляция»: лишение человека социальных связей, общения и взаимодействия с другими людьми. Оба явления негативно сказываются на успешности прохождения социализации и часто истолковываются специалистами как препятствие, или барьеры социализации.
Таким образом, если мы знаем потенциальные возможности и опасности каждого периода развития, то можем использовать эти возможности и уменьшить влияние вредного опыта. Сегодня психологические знания активно пропагандируются на самых разных уровнях. В частности, в феврале
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М., 1996. 25 Там же.
Сенсорная депривация - эмоциональная «дверь» для детдомовского ребенка
2001 г. проходил семинар «Критические периоды взросления маленького человека» Возраст, затрагивающийся на семинаре, - от 10 мес до 5 лет. На этом семинаре затрагивались важные психологические моменты, связанные с воспитанием ребенка: Как реагировать на упрямство и истерики? Что делать в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях? Как вести себя родителям, когда ребенок кусается, плюется, дерется?
ЮНОСТЬ
Как мы уже говорили, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и са-мостоятел ьности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично - со взглядами сверстников.
" В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;
несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологическим повзрослейием;
противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане
тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их
совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество - не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми.
Современная молодежь, несмотря на достаточно короткий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого.
В свою очередь, ускоряющаяся смена молодежных поколений и возрастающее число поколений внутри молодежи стимулируют ускорение технического прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску все более разнообразной технологии, компьютеров, аудио- и видеокассет, плейеров и т.п.
Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самыми проблемами, имеют такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство - период минимальной ответственности, и вступает во взрослость - период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.
Теоретически в своей семье ребенок получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в семье, свободу действий, но без утраты зашиты и принадлежности.
ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ
В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое бесправие). Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение пропорционально затраченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет человеческой личности.
В начале взрослой жизни наблюдаются следующие ролевые изменения: окончание школы, вступление в трудовую жизнь, брак, родительство, включение в общественную и гражданскую деятельность. Эти изменения требуют десоциализации (обучение отказа от роли) и ресоциализацие (обучение новым нормам и ценностям), так же как и социализации (обучению новым ролям) 26 .
На любом переломе - с началом брака, уходом в армию или началом трудовой деятельности - многие люди кардинально меняются. Как часто можно слышать «он изменился с тех пор, как женился» или «работа сделала его неузнаваемым». Конечно, это не новые люди, но те же самые, с которыми произошли ролевые переходы. Изменился их образ жизни, их взгляд на себя, стиль общения с другими. Переходы в середине и конце жизни воспринимаются как «кризисы». Особенно это ощущается, когда люди теряют главный социальный статус и переходят в другой - женщина в середине жизни перестает быть матерью, несколько позднее - любовницей, мужчина, в 60 лет выйдя на пенсию, перестает быть производителем материальных благ и кормильцем семьи. Они чувствуют себя несчастными. Родительство для женщины и работа для мужчины - главное в их жизни. Женщина, просидевшая в до мохозяйках долгие годы, после смерти мужа вынуждена идти работать. С точки зрения социологии, она прошла путь десоциализации от роли зависимой жены (обучения) и ресоциализации в статус независимой личности (обучение новой роли), требующих радикального смещения в ее отношениях с другими людьми, образе жизни, чувствах, мышлении. Она обучилась профессии и новой роли, научилась подчиняться новым социальным нормам и правилам. Постепенно ее «Я-концепция» сформировалась вокруг роли работника, а не домохозяйки.
Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профес-
26 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 116.
сией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, создание семьи, рождение детей.
Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21-23 лет или ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию.
Социологическим критерием разграничения двух периодов - молодежного и зрелого - служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность.
Но что считать проявлением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории - войны и революции - молодежь быстрее достигает общественного признания, ее социальный статус растет благодаря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутов. Напротив, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, которым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрослого:
Сам себя обеспечивать средствами существования;
Распоряжаться деньгами независимо от других;
Быть самостоятельным в выборе образа жизни;
Проживать независимо от родителей.
В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четырем приведенным критериям и поэтому вправе называться взрослыми.
![]() |
Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые другие признаки, в частности: а) способность отвечать перед законом; б) допуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости. Семья - единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок - объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек - субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации одновременно. Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.
Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние - из объектов воспитания они становятся его субъектами. И на первых порах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью: молодожены обращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта - как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.
Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации. Впервые уравнялись объемы прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетворения.
Понятие социализации
Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.
Определение 1
Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.
Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.
Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Этапы социализации
Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации .
Следует выделять первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.
Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.
Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.
Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.
Подростковый период . Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.
Зрелость . Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость . Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.
- Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
- Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
- Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
- Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации , где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
- Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
- На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
- Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
- Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.
Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.
Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.
Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.
На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.
Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.
Этапы социализации по А.В. Петровскому
С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:
- Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
- Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
- Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.
Этапы социализации по Колбергу
Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:
- Избежание наказания;
- Желание поощрения;
- Приспособление и желание одобрения;
- Осознание норм и ценностей общества;
- Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
- Формирование собственных принципов и ценностей.
Замечание 1
Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.
Продолжая тему активности–пассивности человека как субъекта и объекта процесса социализации, целесообразно выделить две стороны этого процесса: психологическую и социально-психологическую. Первая отражает тот вклад, который вносит сам индивид в процесс социализации в силу своих собственных психологических способностей и особенностей. С этой стороны он выступает как активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние, прежде всего, уровень развития когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.
Социально-психологическая сторона процесса социализации позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс и для которых человек оказывается, прежде всего, объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые – неформальные институты – имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которые оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.).
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается им. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.
Э. Эриксон (2000) выделяет следующие этапы социализации личности .
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у малыша формируется базовое доверие к миру. Оно проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, он как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за мокрые штанишки.
В возрасте 3–5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество, он осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.
В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, развивать способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования к нему общества о самоопределении.
На шестой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Седьмая – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.
После 50 лет (восьмая стадия) создается завершенная форма эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом его завершении, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
· имитации – копирование детьми поведения взрослых;
· игровая – детское поведение как исполнение роли со значением;
· групповой игры – роль как ожидаемое от нее поведение.
В общении с взрослыми и сверстниками ребенок узнает их мнение о себе, о своих способностях. Опираясь на эту оценку, он формирует представление о себе, самооценку. Окружающие люди выступают для него «своеобразными зеркалами», в которых ребенок отражается. Теория Ч. Кули иногда еще называется теорией «зеркального Я».
А.В. Петровский (1982) выделяет следующие стадии социализации.
Первичная социализация, или стадия адаптации – от рождения до подросткового периода. Ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
Стадия индивидуализации – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него – юношеский возраст (18–25 лет), характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
· изменение себя, «стать как все»;
· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Многие отечественные социальные психологи (Андреенкова Н.В., 1970; Андреева Г.М., 2000; Гилинский Я.И., 1971) делают акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий может служить отношение к трудовой деятельности. Они выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого слова. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности, в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.
Послетрудовая стадия включает в себя послепенсионный возраст. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна
18. Возрастные периоды социализации
Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени восприимчивости индивида к социализации.
Первый период относится к детскому возрасту и занимает первые 12 лет жизни индивида. Второй период начинается с подросткового возраста и длится до совершеннолетия (12–18 лет). Третий период отсчитывается с совершеннолетия и продолжается всю жизнь.
Первый период характеризуется тем, что когнитивные способности индивида недостаточно развиты, в связи с этим индивид быстро усваивает все, что ему преподносится, но в то же время это усвоение частичное или неполное, недостаточно осознанное. Характерно, что на самом раннем этапе единственным источником социализации является семья, с возраста 3–4 лет подключается такой социализирующий фактор, как телевидение (радио), нередко – детские дошкольные учреждения, с 6 лет основным социализирующим фактором становится школа. В зависимости от создаваемых индивидом контактов и их выбора социализирующими факторами могут стать сверстники, улица, авторитетные взрослые, в том числе преступные элементы (так происходит процесс втягивания ребенка в преступные сообщества).
Второй период характеризуется развитием когнитивных способностей, индивид начинает перерабатывать получаемую информацию и реагировать на нее (либо принимает, либо отвергает), у него расширяется круг социальных связей и он ранжирует авторитеты социальных институтов. Его социальная позиция формируется в зависимости от того, какой институт становится для него наиболее авторитетным – семья, друзья, школа, протестные группы.
Третий период (самый длительный) характеризуется тем, что выбор приоритетов и социальная система установок уже сложились, основным институтом социализации становится личный опыт. При получении новых сведений о социуме индивид пропускает их через существующий у него фильтр – систему взглядов и установок, которыми индивид оперирует. Ему становится сложно навязать мнение, с которым он не согласен.
Из книги Психология автора Крылов Альберт АлександровичГлава 15. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА § 15.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯПсихическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г.
Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав МихайловичКризисные периоды в развитии семьи При анализе семейных конфликтов, особенно супружеских, важно учитывать кризисные периоды в развитии семьи.Первый кризисный период в развитии семьи наблюдается в первый год супружеской жизни. В этот период происходит адаптация
Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф6. Ранние периоды в жизни собаки Есть книжки, которыми пользуются в качестве учебников, внушающие студентам уверенность, будто почти все поступки взрослой собаки, живущей в природе, усвоены в процессе обучения. Поразмыслив над утверждениями подобных книг, быстро
Из книги Рейки [Краткое современное руководство] автора Куликов С ВРейки в различные периоды жизни. Рейки помогает благоприятному протеканию беременности. Во время родов (чаще всего это дистанционный сеанс) специалист Рейки мысленно помещает руки на крестец и поясничную область позвоночника роженицы, что облегчает и ускоряет
Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра Из книги Расскажите дочке, как... Откровенно о сокровенном автора Стельникова Офелия Мартиросовна Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся ВладимировнаГлава 2 Возрастные особенности детей от 0 до 7 лет. Детские возрастные
Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития Особенности общения детей раннего возрастаВ младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к
Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребностями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М.
Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и
Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна Из книги Любовь и войны полов автора Иванов Владимир Петрович21. Стадии процесса социализации Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные
Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина ИринаГлава 5. Периоды изменений «Можно представить себе человека, любимого всеми и любящего всех. Такой человек всегда будет жить и на земле как на небе, наслаждаясь всегдашним миром. Будучи таковым, он будет подобен Ангелу. Вот каков человек, питающий в себе Любовь!». Иоанн
Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторовПериоды внимания Существуют своеобразные периоды внимания (приблизительно по 10–15 минут). По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание
Еще одна линия американской психологии развития - соединение психоанализа и этологии.
Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии поведения. С другой стороны, Лоренц обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных социальных связей у животных. Соединение этих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта в развитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опыта велико, но ограничено временем его действие: в определенные периоды жизни влияние окружающей среды на развитие оказывается по своему воздействию очень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незначительно.
Наибольший след в жизни организма оставляет, главным образом, опыт ранних лет. Это было показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоночных животных. Это же явление наблюдается и у человека. В связи с этими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннему онтогенезу поведения, к изучению возникновения социальных связей.
При изучении формирования социальной привязанности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолированными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, что детеныши определенно предпочитают одетые модели - «уютных матерей», от которых они не получали пищевого подкрепления, чем проволочную - «холодную мать», дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источнике социальной привязанности была отброшена.
Детеныши, воспитанные искусственной матерью, были плохими матерями, не обращали внимания на своих детенышей и часто били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, детеныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования социальных связей. Был сделан важнейший вывод: социальная связь строится не на пищевом подкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышей животных - потребность в контакте, а не в пище.
Еще задолго до опытов Харлоу Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировал концепцию импринтинга - «запечатления».
В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом или критическим возрастом. Американский психолог Е. Хесс разработал критерии продолжительности критических периодов. Начало периода определяется зрелостью двигательных возможностей, способностей животного; конец - развитием реакции страха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингу у вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха и ход развития двигательных способностей.
Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированы биологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можно изменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так, например, критический период можно расширить, используя некоторые фармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональное возбуждение - весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений у высокоразвитых животных и человека.
Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Эта реакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, махание хвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека.
Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около восьми месяцев возрастает страх по отношению к незнакомцу.
Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимается привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы.
Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех до десяти недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное.
В опытах на обезьянах Харлоу установил, что между третьим и шестым месяцами жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необратимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения.
По отношению к детям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с, близкими ему людьми, когда он учится зависимости. И другой в два-три года, когда он приучается быть независимым в определенных важных отношениях.
Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около шести недель, но достигает максимума в четыре-пять месяцев, на что указывает появление так называемой социальной улыбки.
Были выделены также критические периоды обучения. Критические периоды иногда называют сензитивными периодами для обучения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени.
Открытие критических периодов немедленно сфокусировало внимание ученых на процессах развития, которые их вызывают. По мере того как станут понятны эти процессы, возникает возможность направленного их изменения, что очень важно для здоровья и обучения ребенка.
Если мы знаем потенциальные возможности и опасности каждого периода развития, то мы можем использовать эти возможности и избегать вредный опыт.
Исследование критических, сензитивных периодов в американской психологии есть по существу исследование врожденных механизмов и их уникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулу связи с окружающей средой.
В исследованиях внешней среды и ее роли в развитии поведения изучалась сенсорная депривация, социальная изоляция, с одной стороны и, с другой, - интенсивная стимуляция, экспериментальное обогащение среды. Было получено множество экспериментальных фактов:
q Показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коре мозга генетически сходных крыс наступают анатомические и химические изменения (Креч и Розен Цвейг);
q Уровни развития, намеченные Гезеллом, не фиксированы и не детерминированы созреванием. Под влиянием опыта развитие ускоряется.
q Младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течение критического (сензитивного) периода под влиянием соответствующего опыта. (Франц, Бауэр).
q Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем возрасте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают предпочтение менее сложным зрительным стимулам.
q Взрослые с исключительно высокими способностями испытали интенсивную раннюю интеллектуальную стимуляцию (Мак Карди).
q При перемещении из минимально стимулирующей обстановки в более обогащенную наблюдается увеличение показателей интеллектуальности.
Какой вывод из этих исследований?
Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты до поразительного уровня при помощи учета и использования сензитивных периодов и общей пластичности нервной системы. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наиболее высок. Остро ставится проблема образования родителей, так как большинство из них не осознает размеров влияния (положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей.
Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается в особом внимании в самые ранние годы.