Строго по Корану: главные традиции Курбан-байрама. Важные правила курбан байрама

Праздник жертвоприношения посвящен окончанию хаджа – паломничества в Мекку

1 сентября 2017 года мусульмане отметят один из главных исламских праздников Курбан-байрам (арабское название – Ид аль-Адха) или праздник жертвоприношения, посвященный окончанию хаджа – паломничества в Мекку.

Ежегодно праздник Курбан Байрам отмечается на семидесятый день после праздника Ураза-Байрам, то есть на десятый день исламского месяца зуль-хиджа. Таким образом в 2017 году этот праздник выпадает на 1 сентября.

Праздник жертвоприношения восходит к истории испытания пророка Ибрахима жертвоприношением в честь Аллаха. Как рассказывается в Коране, к Ибрахиму явился Джабаил, ангел, и передал от Аллаха повеление принести в жертву сына (первое слово Аллаха). Будучи набожным, Ибрахим покорился повелению Всевышнего и стал готовиться к приношению в жертву своего сын Исмаила. Исмаил, узнав о своей участи, также не стал противиться, поскольку был послушен и отцу, и Богу. Однако в последний момент, когда жертвенный кинжал уже был занесен, Аллах сделал так, что сын Ибрахима не был заколот. Впоследствии вместо него на заклание был отправлен баран. Ибрахим же был благословлен, поскольку вера его прошла испытание.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется.

В этот праздник мусульмане совершают омовение и наряжаются в праздничные одежды, особенно важно, чтобы наряды были светлых тонов. Поэтому не нужно одевать темные вещи.

По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

В этот мусульманский праздник считается обязательным принести в жертву Аллаху молодого барашка, корову или верблюда возрастом до года, без внешних недостатков и не имеющих потомства. Жертву разделяют на три части: первую хозяин дома оставляет себе, вторую жертвует общине, а третью раздает беднякам на улице. Если после пиршества часть жертвенного животного не было съедена, то уже на следующий день употреблять ее в пищу нельзя. Шкуры убитых животных отдаются храму.

Напомним, что в мусульманских странах Курбан-байрам является праздничным днем, а в некоторых странах Курбан-байрам празднуют три дня.

«Слово «курбан» в переводе с арабского означает «приближение», «близость». Совершая в дни праздника добрые дела, мы приближаемся к милости Аллаха», - объясняет значение слова руководитель направления дагвата Духовного управления мусульман РТ Нияз хазрат Сабиров .

Постом и молитвой

Мусульмане отмечают Курбан-байрам в 10 день месяца Зуль-Хиджа и празднуют четыре дня. При этом подготовка к Курбан-байраму начинается заблаговременно. Так, за 9 дней до праздника желательно каждому мусульманину начинать поститься. Во время поста, как и в , предписывается воздерживаться от еды и воды от рассвета до заката, дурных слов и поступков, а также больше поклоняться Всевышнему. Первые дни месяца Зуль-Хиджа (в 2017 году он наступил 23 августа) особенно ценные, так как Аллах увеличивает награду за добрые дела.

День, предшествующий Курбан-байраму, называется днем Арафа. В 2017 году он выпадает на 31 августа. Паломники, находящиеся в Саудовской Аравии, собираются в священной долине Арафат, где совершают основной обряд - стояние на горе. Именно в этой долине, согласно исламским преданиям, встретились Адам и Хава.

«После того, как Аллах отправил Адама и Хавву на землю, они долгое время не могли увидеться. После многочисленных просьб о прощении, Всевышний их помиловал. Встретившись в долине, они провели весь день в молитве», - рассказывает Нияз хазрат Сабиров.

Верующие, которые в день Арафа находятся не в хадже, соблюдают строгий пост и молятся Аллаху. С утреннего намаза дня Арафа к молитве прибавляются такбиры (слова-возвеличивания Аллаха), которые нужно произносить мужчинам вслух, а женщинам про себя после каждого намаза в течение 5 дней (в 2017 году с утра 31 августа до вечера 4 сентября). Кроме того, в праздничные дни помимо 5-кратного намаза нужно произносить дополнительные молитвы, ночные (намаз тахаджуд) и чаще произносить слова-поминания Всевышнего (Ля иляха илляЛлах, Аллаху акбар, Альхамду лиллях).

«Мусульманам необходимо проводить день Арафа с пользой. За совершение благих дел в этот день вознаграждение увеличивается многократно. В одном хадисе говорится, что когда у пророка Мухаммада спросили про пост в день Арафа он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы», - процитировал Нияз хазрат.

Верующие читают намаз в мечети. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

Ночь перед Курбан-байрамом нужно проводить в молитве. Следует читать Коран, совершать намаз тахаджуд, просить прощения у Аллаха. Считается, что молитва, совершенная перед праздником, принимается Всевышним. У пророка есть изречение: «Не погибнет в судный день душа того, кто проводит ночи праздников (Ураза-байрам и Курбан-байрам), рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».

Ближе к утру мужчины омываются, надевают чистую одежду и отправляются в мечеть, произнося по дороге такбиры. В мечети совершается утренний намаз, затем имам читает Коран и праздничную проповедь. Через 30 минут после восхода солнца совершается праздничная молитва. Только после нее можно приступать к обряду жертвоприношения.

Правила жертвоприношения

Жертвоприношение может совершать каждый мусульманин, который достиг совершеннолетия, имеет постоянное место жительства (необязательно для путника, совершающего хадж), обладает здравым рассудком, является состоятельным.

В жертву можно принести: козу, овцу или барана в возрасте от одного года (от одного человека). Быка или корову от двух лет (до семи человек). Верблюда от пяти лет (до семи человек).

Мужчины делят жертвенное животное на три части. Фото: АиФ-Казань/ Мария Зверева

Женщины не ходят в мечеть

В день Арафа женщины проводят уборку в доме, закупают подарки и продукты на стол. Ночь также проводят в молитве, затем моются, переодеваются в свежую одежду и начинают готовить праздничный стол. При этом в мечеть отправляются только мужчины, женщины остаются дома.

«В день праздника принято приглашать гостей. С утра в домах накрыты столы, а после разделки туши животного женщины начинают готовить блюда из жертвенного мяса. Также в Курбан-байрам нужно посещать больных, сирот, дарить ласку и заботу людям. На территории мечетей проходят семейные праздники, где людей ждут угощения. Великий для мусульман праздник длится 4 дня: в это время нужно ходить на кладбище, молиться за души покойных, чаще навещать родителей, просить у них благословения», - говорит Нияз хазрат Сабиров.

Женщины в праздник остаются дома и готовят еду. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Данный праздник и жертвоприношение, совершаемое во время него, как и обязательный налог-закят, и праздничные молитвы, стали частью религиозной практики мусульман во 2 году хиджры.

Аяты из Корана о Курбан-байраме:

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ» ();

«Сделали Мы [говорит Господь Миров] жертвенное животное (верблюда и верблюдицу) [а также быка и корову, заклание каждого из которых производится от семи человек, в отличие от баранов и овец, которые лишь от одного] обрядом, в нем благо для вас [мирское и вечное]. Упоминайте над ним имя Бога [при заклании]. [Если производите данный процесс над верблюдами] оставьте их стоящими на ногах [лучше на трех ногах] . И когда [после выхода основной части крови] они упадут [когда очевидно, что животное испустило душу, можете начать разделывать тушу], а полученным мясом как сами питайтесь, так и накормите бедного, который не попросит [довольствуясь имеющимся малым], а также просящего. Поймите же, Мы подчинили их [домашний скот , да и всех животных] на службу вам [к примеру, те же самые верблюды, несмотря на их силу и мощь, смиренны во время смертельного для них процесса], будьте же благодарны [за это Творцу, заложившему определенные законы и закономерности в природе]» ();

«Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» ().

Некоторые хадисы о Курбан-байраме:

«Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения - это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны» ;

«Посланник Господа принес в жертву двух рогатых баранов. Ногами он упирался им в бок. Сказав «бисмил-ляхи, аллаху акбар», он принес их в жертву своей рукой» .

Возвеличивание Всевышнего во время праздничных дней

Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща.

«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа . Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. ) .

Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть , и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления:

Транслитерация:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ .و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ.

Перевод:

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление» .

Ответы на вопросы о Курбан-байраме

Как отмечают этот праздник?

Этот день обычно является выходным. Люди стараются приглашать гостей и навещать близких, родных.

Кстати, словом «курбан» в мусульманской традиции (как и в иудейской) именуется все то, что приближает человека к Богу. В данный же праздник - это ритуальное заклание животного, подразумевающее духовное обращение к Творцу.

С чем связана эта традиция?

Она напрямую связана с событием, произошедшим с пророком Авраамом. Божественным Откровением ему было велено принести в жертву своего сына Исмаила (Измаила), который родился у Авраама к глубокой старости (в 86 лет) и был по земным меркам чудом: у столь пожилых родителей дети обычно не рождаются. Несмотря на всю любовь к ребенку, святость его и долгожданную поддержку в глубокой старости с его стороны, Авраам, обсудив Божье повеление с сыном, покорно согласившимся с ним, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, раздался голос: «Поистине, это - очевидное испытание! [Ты успешно преодолел его]» . Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Аврааму было даровано благополучное рождение второго сына - Исхака (Исаака) .

В чем гуманистический смысл?

Этим Всевышний показал: чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется. А животный мир - на покорной службе у людей, что подразумевает и использование его по назначению, и опеку, и охрану окружающей среды.

Какие ритуалы необходимо провести?

От одной семьи (от одного семейного бюджета) произвести заклание одного барашка. Время: сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня (по мнению богословов-шафиитов - четвертого дня). Наилучшим является первый день.

Сколько дней длится данный праздник?

Четыре дня.

В чем состоит обязанность верующего в этот праздник?

В том, чтобы найти в своей сущности (просторной, местами темной и непроглядной) клад под названием «набожность», а это значит сторониться явно запретного (спиртное, прелюбодеяние; ложь, клевета) и выполнять обязательное в меру сил и возможностей (постоянство в благом, помощь слабым; молитва, пост, закят). Это сокровище, если найдем его в себе, серьезно обогатит нас, поможет гармонично и счастливо жить, особенно в периоды потрясений и невзгод.

В Коране сказано:

«[Уразумейте!] До Аллаха (до Бога) никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же доходит до Него набожность, исходящая от вас [а потому важно состояние души, настрой, а не то мясо, которое вы сами же и съедите]. Подобным образом [как видите вы это воочию] оно [животное, предназначенное для заклания] подчинено вам [спокойно и смиренно перед происходящим, причем по обыкновению является для вас источником мяса, шкуры]. И это [в том числе] ради того, чтобы вы [временами приостанавливаясь в своих нескончаемых заботах либо активизируясь в периоды безразличия, лени и ничегонеделания, взглянули вокруг, вдохнули полной грудью] и возвеличили Творца за тот верный путь, по которому Он предоставил вам возможность идти.

[В этом быстротечном потоке жизни, неуклонно приближающем вас к смерти] обрадуй благородных [кто является таковым в своих делах и поступках. Радостная весть им о счастье мирском и райской обители в вечности]» ().

Предпраздничный день также примечателен. Что лучше делать в этот день?

Предпраздничный день - это день стояния на горе Арафат. Для всех, кроме паломников, полезно поститься, ведь воздаяние за пост в этот день столь велико, что нейтрализует мелкие прегрешения двух лет .

В котором часу совершается праздничная молитва?

Совершается она приблизительно через 40 минут после восхода солнца.

Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Большая часть авторитетных мусульманских ученых, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф и Мухаммад), и богословы-шафииты, говорили о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является желательным (сунна муаккяда). Абу Ханифа, Зуфар и аль-Хасан из числа ученых ханафитского мазхаба заявляли, что это обязательно (ваджиб) .

Под наличием необходимых материальных средств богословы-ханафиты подразумевают материальное состояние человека, на которого распространяется требование выплаты закята . Богословы-шафииты считают, что, кто имеет средства для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву .

Каковым должно быть намерение?

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), когда приносил в жертву барана с именем Творца на устах, вознося Ему хвалу , с намерением приблизиться (курба) к Богу говорил: «О Аллах! Это от Мухаммада и семьи его» .

Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?

Желательно (сунна) сделать это самому : проговорить намерение, сказать «бисмил-лях, аллаху акбар» и перерезать основные артерии. При полном отсутствии умения и опасении верующий может попросить об этом другого, но с тем условием, чтобы сам он присутствовал во время жертвоприношения. Пророк Мухаммад, когда приносил от имени своей дочери Фатимы в жертву барана, попросил ее присутствовать во время обряда: «Постой и посмотри на свое жертвенное животное. Воистину, будут прощены тебе все твои прегрешения с падением первой капли крови его» . В случае, когда и присутствовать нет никакой возможности, человек проговаривает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву.

Если совершающим жертвоприношение является женщина, то желательным (сунной) для нее является попросить кого-либо из мужчин принести в жертву животное от ее имени .

Каким должно быть жертвенное животное?

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы , а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды - пять лет и более; буйволы, быки и коровы - два года и более; бараны , овцы и козы в возрасте года и старше.

Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов .

Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность .

Мы знаем, что одна корова может быть принесена в жертву семью людьми или семьями. Возможно ли одним из этих семи считать покойного? Если да, то будет ли ему польза от этого?

Богословы-ханафиты говорят о допустимости подобного. В случае если жертвоприношение совершают дети покойного, вероятность пользы для него максимальна. Если это делают друзья или родные покойного, которые считают его седьмым, то также не исключено зачисление вознаграждения в его пользу в вечности . Богословы-шафииты считают совершение жертвоприношения от имени умершего невозможным, кроме случая, когда тот попросил об этом в своем завещании .

Отвечая на вопрос относительно возможности раздачи стоимости жертвенного животного в качестве милостыни без непосредственного жертвоприношения, один из современных богословов замечает: «Раздача стоимости не приветствуется, так как замена жертвоприношения на выплату стоимости жертвенного животного может привести к потере и преданию забвению одной из сунн (желательных действий), которая соблюдалась еще со времен самого пророка Авраама. Однако если жертвоприношение совершается от имени покойн ого с тем, чтобы вознаграждение засчиталось ему, и происходит это там, где большое количество людей совершают жертвоприношение, то раздача стоимости жертвенного животного бедным и неимущим допустима» .

Есть ли какие-то временные ограничения для обряда жертвоприношения?

Время для его совершения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня . Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток . Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари .

Следует ли повторно совершить праздничную молитву и жертвоприношение, если в какой-то местности ошиблись с определением дня и совершили все необходимое на день раньше положенного?

Повторно молиться и совершать жертвоприношение не следует .

Может ли человек совершить жертвоприношение позднее, если не успел это сделать в назначенные дни?

Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношение он уже не совершает, но сможет раздать средства, равные стоимости животного бедным и неимущим, если желает получить Господне вознаграждение (саваб) от данного богоугодного деяния .

Слышал, что тот, кто собирается приносить в жертву барана, не должен стричь ногти и волосы, так ли это?

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» . Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости .

Достаточно ли с семьи принести в жертву одного барана?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: «О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана» . Также передается, что ‘Ата ибн Ясар спросил у сподвижника пророка Мухаммада Абу Айюба аль-Ансари о том, как именно во времена Посланника выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, на что тот ответил: «Во времена Пророка мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и своего дома (своей семьи) одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты можешь наблюдать сегодня» . Есть некоторые мнения о том, что можно приносить в жертву по одному барану от каждого члена семьи, однако достаточным считается заклание одного барана от одной материально способной на это семьи раз в год. И делается это в один из дней праздника жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам).

Известный мухаддис аш-Шавкяни говорил по этому поводу: «Сутью и истиной в данном вопросе является указанная в Сунне достаточность одного барана с семьи , если даже она будет состоять из ста человек и более» .

Если верующий дал обет пред Богом принести в жертву определенную корову или определенного барана в дни праздника жертвоприношения, однако до наступления срока животное умерло, считается ли хозяин погибшего животного должником пред Господом?

Если животное умерло своей смертью, то его хозяин ничего не должен. Если же он сам его продал или зарезал на мясо, то обязан выполнить данный пред Богом обет, купив такое же по стоимости животное и принеся его в жертву в один из дней праздника жертвоприношения .

Что делать со шкурой жертвенного животного?

Что делать со шкурой жертвенного животного в условиях Москвы? Можно ли просто оставить ее на бойне? Магомед.

Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]» . Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь . Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни .

Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]» .

Что касается условий Москвы либо иного другого города Российской Федерации или СНГ, то можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно.

Не нарушает ли обряд заклания выявление беременности жертвенного животного. Что делать с зародышем?

Обряд жертвоприношения не нарушается. Зародышу также перерезают основные артерии, но не употребляют в пищу, а закапывают .

В течение какого времени нужно использовать мясо жертвенного животного?

Изначально Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете» .

На какое количество частей делится мясо жертвенного животного?

Мясо жертвенного животного делится на три части: одна - неимущим, вторая - на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества . Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено . Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего) .

Можно ли заниматься выращиванием баранов специально для продажи их в праздник жертвоприношения?

Производство того, что дозволено (халяль), и торговля им поощряемы в Исламе и являются одними из основных форм заработка.

В нашей семье каждый член вносит определенный существенный вклад в общий семейный бюджет, хотя все же половина расходов осуществляется за счет средств моих родителей. Я, моя сестра и ее сын живем с нашими родителями. Каждый из нас имеет свой собственный доход, часть из которого мы тратим на семейные нужды, как я отметила выше, а прочее - по своему усмотрению.

Следует ли нам приносить в жертву одного барашка от всей семьи или каждый должен заколоть барашка от своего имени? Подскажите, как поступить правильно?

Если у вас три самостоятельных бюджета (у каждого есть свои сбережения, накопления), и эти бюджеты в чем-то пересекаются между собой, тогда от каждого из них необходимо сделать жертвоприношение в установленные праздничные дни, если объем имеющихся средств соответствует упомянутым ранее критериям.

Можно ли на Курбан-байрам и другие исламские праздники дарить подарки, чтобы напомнить близким людям, особенно не соблюдающим каноны религии, о празднике? Иван.

Да конечно, можно и нужно.

Я слышал, что можно поститься десять дней перед Курбан-байрамом. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее (по ханафитскому мазхабу)? Бекболат, Казахстан.

Можно, но не более того. Главное - пост в день ‘Арафа. Подробнее см. в материалах «Курбан-байрам (кратко)» и «Дополнительные дни поста».

Как быть молодым семьям, которые, например, из-за отсутствия необходимых материальных средств, не могут соблюсти данный ритуал? Как им отметить и встретить Курбан-байрам? Зарина.

Создайте уютную праздничную атмосферу у себя дома, раздайте подарки своим детям и близким.

1. Сегодня мне сказали, что барашка нужно приносить в жертву только от одного человека, то есть если жена находится под опекой мужа, то муж может принести жертвоприношение и за себя, и за жену. Если же жена работает, то она сама должна купить барашка. Правда ли это?

2. Я живу одна, только закончила институт. Моя семья сейчас - это мои родители. Должна ли я отдельно приносить жертву, так как работаю и более-менее могу себя обеспечить?

1. Неправда, один курбан - от одной семьи, от одного семейного бюджета.

2. По мнению ученых ханафитского мазхаба, вам производить заклание жертвенного животного не нужно, достаточно будет, если ваш отец зарежет одного барашка от вашей семьи, включая вас.

Если по какой-то причине мусульманин не держал пост за день до праздника Курбан-байрам, то можно ли восполнить это? Может, нужно поститься в другие дни, после праздника например? А.

Нет, не нужно, этот пост не восполняется.

Какой намаз нужно совершать во время праздника Курбан-байрам шиитам?

Как шииты, так и сунниты совершают ранним утром этого дня праздничную молитву. Особых отличий в том, как она совершается, нет.

Мой зять хочет зарезать барана на Курбан за своего четырехлетнего сына. Будет ли это правильным? Альфия.

Главное - один курбан с одного семейного бюджета. Если ваш зять желает произвести заклание именно от имени своего четырехлетнего сына, то прямых канонических препятствий этому я не вижу.

Можно ли принести в мечеть на Поклонной горе деньги для Курбана (например, бросить в ящик в конверте с пометкой)? Для меня это очень актуально. У нас в городе с проведением заклания большие проблемы. Нужно найти животное, попросить человека, который сможет правильно все сделать. К тому же трудно найти мусульман, которым можно было бы раздать. Может быть, в мечети организованно отправляют деньги в сельскую местность, где есть нуждающиеся? Эльмира, г. Курск.

Если вы принесете в нашу мечеть, бросите в ящик с пометкой «Курбан» и указанием вашего имени, отчества хотя бы за неделю до праздника, то мы передадим эти деньги в одну из благотворительных организаций, которая занимается закланием и раздачей мяса нуждающимся. Если подобные мусульманские организации есть в вашем городе, тогда обратитесь к ним. Культура организованного заклания и раздачи мяса нуждающимся, например студентам, сиротам, инвалидам или пожилым людям, постепенно появляется в России. В других государствах такая практика была и есть.

Мы живем в Сургуте. Можем ли мы отправить деньги за барана в Дагестан, чтобы от нашей семьи зарезали барана и раздали нуждающимся? Здесь не знаем, кому раздать, а дома нуждающихся семей много. Арувзат.

Да, конечно же. Вы можете так поступить, главное - отправить деньги заблаговременно либо иметь соответствующую договоренность, чтобы процесс заклания был произведен именно в дни праздника.

Можно ли зарезать на Курбан бычка, которому чуть меньше двух лет? Билал.

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы , а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды - пять лет и более; буйволы, быки и коровы - два года и более; бараны , овцы и козы - в возрасте года и старше.

Есть ли польза от крови жертвенного животного, зарезанного на Курбан-байрам? Ею у нас в Чечне мажут лоб, щеки, нос. Исмаил.

Для данного действия нет канонической обоснованности, а потому это можно отнести лишь к местной традиции.

Существуют ли нормы в шариате, предписывающие (рекомендующие) проводить обряд Курбан от имени пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Если нет, то откуда взялась эта традиция у российских мусульман? Sayar.

Норм, рекомендующих подобное действие, в мусульманских канонах нет. Когда и почему появилась эта традиция, не знаю. Предполагаю, что это является некой формой благодарности людей заключительному Божьему посланнику. Но практиковать подобное новшество нет никакой необходимости.

Есть намерение пожертвовать барашка (произвести заклание) в пользу детского дома. Существуют ли какие-то обряды или ду‘а по этому случаю? Даулет.

Специальных обрядов и молитв для данного случая нет. Процесс заклания вы производите как обычно от себя и своей семьи либо поручаете произвести его соответствующему фонду, после чего мясо будет передано детскому дому.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 818, 819, хадис 39–(1977); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 119, хадис № 2090 и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 905.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Хакима и аль-Байхакы. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 520, хадис № 8554.

Если жертвоприношение относится к категории обязательного, например был дан обет (назр) пред Всевышним, что «если произойдет определенное событие, я принесу в праздник жертвоприношения в жертву животное», и это произошло, то человек обязан раздать все , включая шкуру, родным, близким и неимущим. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 140; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519.

См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409.

Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2127; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328, 329.

См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 139–141.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, хадис № 2128.

См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2128.

См.: Ан-Навави Я. Минхадж ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин фи аль-фикх. С. 321; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 396.

Верблюды, буйволы, быки и коровы приравниваются к семи баранам, то есть в жертвоприношении одной коровы, например, может участвовать не более семи семей. Богословы-ханафиты уточняют: каждый из участвующих должен быть мусульманином и иметь намерение совершить жертвоприношение. Богословы-шафииты не категоричны в этом. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 128; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 404; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 130; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2713.

Богословы-ханафиты допускают возможность заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого, на что они имеют обоснование из Сунны Пророка. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2723; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 408.

Богословы-шафииты считают, что козлы и козы приносятся в жертву, начиная с двух лет и более. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 6. С. 129.

Приближается один из главных праздников мусульман – Курбан-байрам. В преддверии этого священного праздника, мы публикуем часто задаваемые вопросы и ответы на них, исходя из опыта прошлых лет .

Вопрос: Приближается мусульманский праздник Курбан-байрам. Что означает курбан?
Ответ: Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это слово означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

Вопрос: Я слышал о посте перед Курбан-байрамом, расскажите о нем.
Ответ: Первая декада (10 дней) месяца Зульхиджа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост, соблюдать который желательно в преддверии Курбан-байрама. Особенно важно держать пост в день Арафат, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (в этом году – 31 августа, четверг).
В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пост, соблюдаемый в день Арафат, служит искуплением грехов прошлого и будущего года».

Вопрос: Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего: «Соверши молитву Господу твоему и принеси в жертву животное» (Аль Бакара, 108:2). А также хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».

Вопрос: Кто обязан совершать жертвоприношение?
Ответ: Для того, чтобы совершение жертвоприношения было обязательным, человек должен:

— быть мусульманином;
— быть дееспособным;
— быть совершеннолетним;
— быть свободным;
— быть мукимом, то есть не находиться в путешествии;
— обладать минимальным достатком (имуществом), с которого необходимо выплачивать закят (нисабом, который равен стоимости 85 г. золота).

Вопрос: Каких животных разрешается приносить в жертву, а каких нет?
Ответ: К жертвенным животным относятся:

  1. Овцы и козы;
    2. Коровы, быки и буйволы;
    3. Верблюды.
    Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот — двухлетнего, а верблюды — пятилетнего. Животные моложе предписанного возраста для курбана не подходят. Если возраст овцы (барана) более 6 месяцев, но менее года, а внешне животное выглядит как годовалое, то его разрешается брать для курбана.

    Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

  2. слепота на один или оба глаза;
    2. слабость и истощение;
    3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (половины и более);
    4. сломанный рог от основания (однако животное, родившееся без рогов, или чьи рога отломаны не с основания, подходит для курбана);
    5. сильная хромота, невозможность самостоятельно передвигаться (но если животное может дойти до места забоя, прихрамывая на четвертую ногу, его можно использовать для курбана);
    6. явная болезнь.

Если животное получит увечье во время забоя: например, сломает ногу, будет порезано ухо и т. д., – курбан будет действительным. Если животное купили здоровым, в прекрасном состоянии, и уже после этого оно стало не подходящим для совершения курбана, то разрешается принести это животное в жертву в качестве курбана.

Вопрос: Я приобрел барана на Курбан-байрам, но оказалось, что он кастрирован. Могу ли я его принести в жертву?
Ответ: Кастрированное животное принести в жертву можно. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Вопрос: Можно ли совершить обряд жертвоприношения в последующие дни после первого дня праздника?
Ответ: Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким-либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до захода солнца.

Вопрос: Могут ли несколько человек совершить жертвоприношение вместе?
Ответ: Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. А вот жертвоприношение одного крупнорогатого скота может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение. Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Корова приносится в жертву за семерых, а баран – за одного» (Абу Дауд, ан-Насаи).

Вопрос: Как нужно совершать жертвоприношение?
Ответ: Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это макрух. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, тщательно заточите свой ножи и закалывайте животное, не мучая его». (Муслим).

Жертвенное животное кладут на бок, поворачивают его голову в сторону кыблы, и произносят следующий аят, как дуа (это действие является желательным, но не обязательным):


«Инна саляти уа нусуки уа махйая уа мамати лилляхи Рабби-л-аламин ля шарика лях»

(Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей»).

После этого произносим: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после его полного умерщвления.

Вопрос: Нужно ли приглашать имама (муллу), чтобы он прочитал суру перед закалыванием животного?
Ответ: Присутствие имама (муллы) при закалывании животного не требуется. Необязательно также читать суры и молитвы. Главное, при закалывании произнести: «Бисмиллях. Аллаху Акбар!» .

Вопрос: Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Ответ: Отдавать в качестве милостыни стоимость животного и не делать жертвоприношение — нельзя. Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху. Сегодня, совершая жертвоприношение, мы делаем это как знак памяти о том, какую великую жертву готов был принести Пророк Ибрахим, мир ему. Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу, мир ему. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути Пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс.

Вопрос: Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?
Ответ: Желательно сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии совершить обряд закалывания, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда. «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, когда совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму, попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови, капнувшей с жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи». (Ибн Хиббан).

Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени совершили обряд жертвоприношения.

Вопрос: На улице или около мечетей и храмов часто просят милостыню неимущие. Стоит ли давать им милостыню?

Ответ: Попрошайничество в Исламе запрещено (харам). Способствовать распространению этой общественной болезни также запретно. Есть хадисы, в которых попрошайничество причисляется к развратным и греховным деяниям. Помогать нужно родственникам и близким людям, а также тем, о бедности или проблемах, осложнениях и тяготах которых вы хорошо знаете, и не десятью рублями, а тем, что на самом деле может быть действенной помощью. Начните с родных и знакомых, так как в любом благом деле нужно начинать именно с них.

Вопрос: Что нужно делать с мясом? Необходимо ли его раздать полностью?
Ответ: Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть нужно оставить себе на нужды семьи, вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако можно раздать и полностью.

Вопрос: Как поступать со шкурой животного?
Ответ: Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака нуждающимся.

Вопрос: Как надо проводить Курбан-байрам?
Ответ: В Курбан-байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.

Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в мусульманском вероучении. И хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в исламе заключается в том, что оно совершается с именем Аллаха и ради Него.

Жертвоприношение – это способ забивания жертвенного скота, совершаемого с соблюдением особых условий:

1) Намерение (ният) – перед совершением жертвоприношения верующий должен обладать соответствующим , подтверждающим тот факт, что сердцем и душой он закалывает жертву исключительно ради Аллаха, а не ради мяса, показухи или по иным причинам.

2) Определённый вид животного – в качестве жертвенного может служить исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – до 7 человек. В ситуации, когда у человека есть семья, то его жертвоприношение будет засчитано за всех её членов, то есть за каждого члена семьи, какой большой бы она ни была, совершать курбан не обязательно.

3) Возраст животного – требуется, чтобы закалываемая скотина достигла определённого возраста (иногда размера). Для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров или буйволов – два года, а овец, баранов и коз – один год. При этом ряд богословов утверждает, что в исключительных случаях дозволено забивать для жертвоприношения мелкий рогатый скот в возрасте от полугода, если он выглядит как годовалый.

4) У животного не должно быть следующих недостатков:

Отсутствие зрения хотя бы на один глаз;

Невозможность самостоятельного передвижения;

Хромота;

Отсутствие хотя бы одного уха;

Наличие ярко выраженного заболевания;

Излишняя худоба;

Отсутствие хотя бы одного рога (при условии, если это не естественно);

Отсутствие хвоста;

Отсутствие большинства зубов;

Отсутствие хотя бы одного соска на вымени (при условии, если это не естественно).

Если же верующий купил здоровую скотину с намерением принести её в жертву, но в дальнейшем у животного появился один из вышеперечисленных недостатков, то в такой ситуации человек может совершить это жертвоприношение (но и то при условии, что данный недостаток у животного появился не по вине человека).

5) Проявление милосердия по отношению к жертве – верующий не должен проявлять к ней никакой агрессии. Животное необходимо вести к месту забоя мягко, не демонстрируя нож. В случае, когда в одном месте производится забивание нескольких жертвенных животных, то лучше закалывать всех их по отдельности, чтобы другие жертвы не могли наблюдать за этим.

6) Закалывать скотину по направлению к кибле – совершая жертвоприношение, животное следует положить на левый бок, направив голову в сторону Каабы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). При этом у мелкого рогатого скота связываются три ноги, кроме задней правой.

7) Совершение жертвоприношения своими руками – по возможности, мусульманин должен произвести этот обряд сам.

8) Совершение жертвоприношение с именем Аллаха – перед закалыванием верующему следует произнести имя Господа («Бисмилляхи Аллаху акбар»).

Виды жертвоприношения

1. Удхия (Курбан)

Самым значимым в религии Аллаха является жертвоприношение, совершаемое в дни празднования Ид аль-Адха (Курбан-байрама). Корни этого религиозного обряда были заложены ещё во времена Пророка Ибрахима (а.с.), когда Господь ниспослал тяжелейшее испытание, а именно приказал ему принести в жертву своего старшего сына – Пророка Исмаила (а.с.). После того, как Ибрахим (а.с.) с достоинством прошёл данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу заколоть вместо сына барана.

Жертвование животных в Курбан-байрам входит в число наиболее важных видов поклонения Аллаху. В Своей Книге Он призывает нас:

«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)

Тем не менее, в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения курбана. Одни относят данный обряд к категории ваджиб (необходимые действия) и приводят в виде довода вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят к категории желательных действий (суннат). Сторонники такой позиции опираются на хадис Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Пусть тот, кто желает совершить курбан, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (приводится Муслимом). Эта часть мусульманских богословов опирается на слова «кто желает совершить жертвоприношение…», что указывает нам на желательность данного обряда.

2. Акыка (Акика)

Ещё одним видом жертвоприношения является акика (акыка) – принесение в жертву животного в знак благодарности Всевышнему за рождение ребёнка. В случае появления на свет мальчика верующему следует принести в жертву двух баранов, а в случае девочки – одного. Желательно данный обряд совершить на седьмой день после рождения малыша.

3. Жертвоприношение за умершего

Далеко не все богословы считали дозволенным данный обряд. Его сторонники аргументируют свою позицию хадисом, гласящим, что Пророк (с.г.в.) совершал жертвоприношение за всю свою умму, включая и усопших. Противники же заявляют, что подобный обряд мог совершить лишь сам Мухаммад (с.г.в.), а простой верующий не вправе жертвовать животных за всех мусульман.

4. Жертвоприношение как обет

В исламе дозволяется приносить животных в жертву и в качестве простой благодарности Создателю за дарованные им блага, а также при соблюдении какого-либо условия. Например, мусульманин может пообещать, что если произойдет что-то позитивное для него, он совершит жертвоприношение в благодарность Господу миров.

Как распорядиться мясом курбан?

После закалывания скотины верующему следует разделить всю тушу на три равные части: одну оставить себе, вторую раздать нуждающимся в качестве милостыни, а третью использовать для приготовления . Допускается направить в качестве садака две части из трёх или даже всё мясо целиком. Кровь, внутренности, шкура и кости забитой скотины не должны достаться диким животным (как правило, их закапывают, а шкуру используют в быту либо сдают скупщику, при этом вырученные деньги так же жертвуются в пользу обездоленных).

Достоинства жертвоприношения

Во-первых, каждое забитое ради довольства Всевышнего животное становится заступником верующего в День воздаяния. «В день жертвоприношения ни одно из деяний человека не будет иметь перед Аллахом большего воздаяния, чем его жертвоприношение. Животное, принесенное в жертву, в Судный день явится вместе со своими рогами, мясом и шерстью, и за всё это его владельцу достанется воздаяние» (хадис от ат-Тирмизи и Ибн Маджи).

Во-вторых, жертвоприношение способствует очищению от грехов. В одном из хадисов говорится: «Вам записывается вознаграждение за каждый волос жертвенного животного» (Ибн Маджа).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх