Современное воспитание детей: методы и проблемы. на тему: Условия воспитания детей в семье. Проблема нравственного воспитания детей

Введение

Семья не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Она - главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует. Именно в ней закладываются основы социального «Я», фундамент будущей жизни человека.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

В связи с чем, считаю актуальным рассмотреть основные методы и приемы семейного воспитания.

Целью работы является теоретическое исследование методов и приемов семейного воспитания. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

Дана характеристика условиям воспитания ребенка в семье;

Приведены методы и приемы семейного воспитания;

Исследованы неправильные методы семейного воспитания.

Условия воспитания ребенка в семье

Семейное воспитание всегда было наиболее значимым в жизни каждого человека. Как известно, воспитание в широком смысле этого слова - это не только направленное и намеренное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т.п.

Анализ литературы по проблемам семейного воспитания показывает, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) - если не брать крайние случаи - нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи - это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Как правило, в памяти каждого человека остается особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Поэтому одним из ведущих условий благоприятного воспитания в семье мы можем выделить - благоприятный психологический климат. Как известно, одним из важных условий является семейная атмосфера, которая определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом, тем социально-психологическим климатом, характерным для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Вторым условием воспитания в семье являются те воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего - это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, - это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Третье условие - авторитет родителей, взрослых в воспитании детей. Анализ современной ситуации показывает, что родители с уважением относятся к потребностям и интересам своих детей, их взаимоотношения более демократичны и направлены на сотрудничество. Однако, как известно, семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что - нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером.

Следующее важное условие, которое необходимо учитывать в семейном воспитании - роль наказаний и поощрений в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что - нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания чаще всего свидетельствуют о бессилии воспитателя, они вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические»: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и поэтому чувство вины, является сильным регулятором его поведения. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута.

Следующее условие, влияющее на воспитание в семье - это отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить. Школа большой семьи - это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.

Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего, это взаимная ревность детей. Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т.п.

Большую или меньшую роль в семье часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего, это помощь, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.

Однако не всегда она положительна, так как нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону.

В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы» - они вольно или невольно подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Таким образом, воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня - это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Наверное, каждый родитель задается вопросом о том какие нужны условия воспитания своего ребенка. Какую тактику лучше применять – строгость или снисходительность? Стоит ли наказывать ребенка? На что необходимо полагаться в процессе воспитания – на свои чувства или на веление разума? Вопросы подобного плана волнуют многих родителей и это вполне объяснимо, однако стоит отметить, что они далеко не первостепенной важности. Эти вопросы свидетельствуют о неуверенности родителей в правильности проводимого воспитания, что не может не сказываться на самом воспитательном процессе.

Условия воспитания ребенка таковы, что нужно помнить, что под воспитанием не стоит понимать исключительно моменты непосредственного воздействия на ребенка путем поучений, поощрений, наказаний или похвалы. Гораздо большее воздействие на воспитательный процесс для детей оказывает поведение самых родителей, хотя сами родители могут до конца этого и не осознавать. Форма разговора между родителями, услышанная малышом, может оказать на него намного большее воздействие, чем поучения, которыми Вы можете лишь вызвать чувство отвращения. Гораздо больший эффект может дать мимолетная, но уместная улыбка на его слова или действия или сказанное мимоходом слово.

Проведенные исследования выявили, что дети, условия воспитания были строгие и более мягкие условиях, особо не отличаются, если не учитывать крайних проявлений и в том, и в другом случае. Это позволяет сделать вывод о том, что воспитание – не только ряд конкретных мер, направленных на непосредственное влияние на ребенка, это нечто гораздо более обширное.

Посудите по себе – что осталось запечатленным в памяти с детства, если убрать отдельно взятые случаи? Чаще всего Вы вспоминаете атмосферу родного дома, где проходило Ваше детство, наполненное множеством не столь значительных событий, или же вспоминаются страхи, которые существовали в детском сознании и были связаны с множеством тогда еще не понятных событий. Так вот, именно атмосфера дома – спокойная или напряженная, радостная или переполненная опасений – имеет наибольшее влияние на развитие ребенка и непременно откладывает свой отпечаток на его дальнейшее развитие и становление как личности.

Это не говорит, что в таких семьях не бывает проблем - жизненные трудности, как условия воспитания, так или иначе, отражаются на каждой семье. Значительные изменения происходят с вырастанием детей, а соответственно и старением родителей. Отношения в семье так же изменчивы, как и погода в природе – один день может быть ясным, а другой – пасмурным, а бывают на семейном горизонте и грозы. Тем не менее, каждая семья характеризуется определенным климатом, присущим ей, что и откладывает определенный отпечаток на социальном, эмоциональном и других аспектах воспитания ребенка.

Условия воспитания детей

Выше говорилось о том, что важнейшую роль в процессе воспитания человека играет атмосфера в семье, которая зависит от типа взаимоотношений между членами семьи. Но это не значит, что важность воспитательных процессов необходимо сводить к минимуму, просто создав благоприятную атмосферу. Под воспитательными процессами понимают целенаправленное воздействие родителями на ребенка. Различность позиций, с которых разные взрослые подходят к данному вопросу характеризуется различной степенью контроля и участия родителей в воспитании ребенка, степени авторитарности родителей и их участия в эмоциональных и иных переживаниях ребенка.

Эмоционально холодное и нейтральное отношение родителей к ребенку оказывает негативное влияние на развитие, тормозя ребенка в развитии и делая его беднее в духовном плане. Это негативный момент условия воспитания. Однако это не значит, теплота отношений должна «бить через края», это также имеет свои недостатки. Чрезмерная опека родителей и перебор в эмоциональной взаимосвязи ребенка с родителями делают его практически неспособным жить и находиться вне семьи. В то время как полное руководство в вопросах воспитания на разум возлагать тоже не стоит, должно быть в меру всего – и чувств, и эмоций, и разума.

Отдельный вопрос – авторитет родителей. Еще в прошлом веке основой воспитания служило послушание. Ребенок должен был учиться слушаться своих родителей, потом учителей, далее – начальника на работе…уметь беспрекословно исполнять их требования и соблюдать абсолютно все законы того общества, в котором он живет и развивается. Соблюдение правил абсолютного послушания сегодня начало отходить на второй план, и в воспитании детей тоже. Родители все больше проявляют по отношению к детям уважение как к отдельным личностям, что диктует большую степень демократичности в отношениях между ними. Можно сказать, что демократия общественная первым делом нашла свое отражение в демократизации внутрисемейных отношений.

Но не следует забывать, что все же нельзя ставить ребенка на один уровень с взрослыми, и какими бы демократизованными ни были Ваши отношения с ребенком, об абсолютном равенстве говорить не приходится. В этом и заключаются условия воспитания. Да, ребенку необходимо давать больше свободы в принятии решений, это побуждает и формирует в нем чувство ответственности, однако нельзя также забывать, что во многих жизненных вопросах важен опыт, которого у малыша пока может быть просто недостаточно. Просто объясните ребенку, что есть сферы и области жизни, где он уже может действовать самостоятельно, но есть и такие, в которых пока что ему нужно подчиняться мнению взрослых. В семьях, где нет определенного контроля над ребенком, он растет не зная, что правильно и что нет, а это может породить в ребенке неуверенность в себе, а в некоторых случаях даже страхи.

С социальной точки зрения дети лучше развиваются в условиях воспитания, когда ставят себя на место человека. Которого считают авторитетом для себя в нежности, ласке, мудрости. Заботе, проявлении любви. Если ребенок видит эти черты в своих родителях, то проводит параллель, отождествляя себя с ними и во многом стараясь быть похожим на них. И чтобы действительно стать примером для своего ребенка, необходимо пользоваться соответствующим авторитетом в его глазах. Но здесь есть важный момент – авторитетность должна быть естественная и ни в коем случае не навязанная ребенку. Он должен осознанно и добровольно понимать, что хочет быть похожим именно на своих родителей. В младенчестве неоспоримым авторитетом для ребенка выступает мама, так как именно с ней он проводит большую часть своего времени. Чуть повзрослев, ребенок начинает понимать, что оба родителя просто дополняют другу друга и одинаково важны. Поэтому самым важным моментом в воспитании ребенка является органичность семейных отношений – отношения между родителями, а также единое мнение и цели в воспитании ребенка. Нельзя, чтоб один родитель строил свой авторитет за счет подрыва мнения ребенка по поводу другого родителя.

Соответственно, от этого зависит и роль и восприятие наказаний в процессе условий воспитания. Многому ребенок учится, когда ему дают возможность ясно понять и осознать, что именно правильно, а что – не очень либо совсем не правильно. Делать это можно путем похвал, поощрений, признания его достижений или другими одобрительными способами – если ребенок сделал что-то правильно, но в случаях, когда он поступает не правильно – необходимыми становятся такие меры воздействия, как критика, несогласие с его поведением или мнением, а иногда и наказание. Опыт показывает, что дети, которых хвалят и поощряют за хорошие и правильные поступки, но не наказывают за неправильные гораздо медленнее и с трудом учатся всему необходимому. Наказания такого плана вполне обоснованны и вполне резонно вписываются в воспитательный процесс в целом.

Но здесь есть одно правило, которое необходимо соблюдать – положительные эмоции в воспитании должны существенно преобладать над негативными, поэтому, гораздо чаще хвалите и поощряйте ребенка, вместо того, чтоб наказывать и порицать. Многие родители об этом правиле либо не знают, либо о нем забывают. Многие боятся испортить ребенка лишней похвалой, считая его хорошие поступки должным поведением и не замечая усилий, которые требовались малышу для их соблюдения или выполнения. Родители склонны наказывать ребенка за практически каждую плохую отметку в школе, но даже незначительный успех стараются не видеть и недооценивают стараний ребенка. Это немаловажный момент в условии воспитания. Гораздо резоннее было бы обратное поведение – хвалить ребенка ха успехи и стараться не заострять внимание на его неудачах.

Наказывать ребенка нужно буквально сразу же за тем или иным поступком (скорее проступком), которое заслуживает наказания. Ребенок должен знать, за что его наказали, иначе нет смысла в таком наказании, более того, оно может даже принести вред.

Наказание не должно нарушать любые контакты между родителями и ребенком. Не стоит прибегать к физическим формам наказания (не берем во внимание незначительные и скорее символические шлепки в младенческом возрасте), так Вы лишь проявите свое бессилие, как воспитателя. Такие меры способны разбудить в детях стыд и унижение, и вовсе не направлены на развитие самодисциплины. Дети, к которым применяют подобные меры наказания, обычно ведут себя правильно только в присутствии взрослых, а в моменты, когда их нет рядом - поведение меняется кардинальным образом.

Чтобы развить в ребенке сознательность, гораздо эффективнее использовать наказания психологического плана – пусть он поймет, что с ним не согласны, что при подобном поведении он не может рассчитывать на Вашу благосклонность и симпатию, что на него сердятся. Такие условия воспитания также считаются приемлемыми. Если разбудить в нем чувство вины, то это может стать сильнейшим регулятором его поведения, в независимости от того, под Вашим надзором он или нет. Но важно знать меру, так как чрезмерное чувство вины неуместно, так как может повлиять на активность в поведении ребенка. Как бы Вы не наказывали ребенка, необходимо помнить, что ребенок не должен почувствовать унижения своей личности, а также отвергнутости со стороны родителей. И хоть без наказаний в воспитании обойтись нельзя. Но и прибегать к ним нужно с особой осторожностью.

В воспитании немаловажную роль играет также степень сопереживания родителями поступками ребенка. Родители должны разделять с ребенком все его переживания – и радостные, и не очень. Одни родители знают о своих детях практически все, в то время как другие – практически ничего. Есть также категория родителей, которые не замечают душевных травм ребенка, а когда они оборачиваются трагедиями – то непрестанно удивляются происшедшему. Другая крайность, когда родители практически принуждают ребенка к доверительным отношениям, а в случае, если считают, что ребенок утаил что-то от них, то воспринимают это как неблагодарность со стороны ребенка и могут даже обижаться на него за это. Такое поведение родителей порождает в ребенке чувство, как будто его лишили прав на что-то личное и сокровенное. В ходе исследования одна девочка очень хорошо отобразила это чувство, когда на просьбу нарисовать свою семью она изобразила на бумаге мать, роющуюся в ее личных вещах.

Дети склонно очень реалистично изображать поведение родителей, особенно в типичных ситуациях, происходящих практически ежедневно, что отображает семейную атмосферу. Когда детей просят нарисовать рисунки на тему «Семейный отдых в выходной день», то результаты получаются различными – одни рисуют дружную семью, гуляющую вместе, и где все держатся за руки, другие – дружную семью, чем-то занятую за столом, а на рисунках третьих проявляются угрозы, битье, грубость различной формы. А еще часто дети рисуют себя одинокого в комнате, где кроме него нет больше людей или они есть, но заняты чем-то совершенно другим и им не до него.

Семейные отношения между детьми (сестрами и братьями)

Сегодня все чаще можно встретить семью, в которой воспитывается один ребенок, в то время как раньше это было большой редкостью. С одной стороны воспитание одного ребенка – легче, так как можно уделить ему должное внимание, не нужно делить свою любовь на двоих детей, он не ощущает чувства ревности. Однако со стороны ребенка такое положение – не очень благоприятное, так как ему не хватает жизненного опыта, а общение с другими детьми восполняет эту нехватку далеко не в полной мере.

В семьях, где воспитывается несколько детей, обычно ситуация несколько сложнее, чем в семье, где растет один ребенок. Но такая сложность во взаимоотношениях очень важна для детей, она способствует социальному созреванию каждого ребенка из большой семьи. А при более конкретных обстоятельствах может стать причиной повышения удовлетворенности родителей, сказываясь позитивным образом на их личностях. Когда ребенок растет с сестрами и (или) братьями, то они одновременно учатся таким важным элементам жизни, как взаимопомощь, обучаемость (он сам учится чему-то у них либо учит тех, кто младше него), приходит осознание насколько сотрудничество выгоднее соперничества и ссор, приходит понимание того, что есть не только «я», а есть еще и «мы», необходимость деления – как игрушками, так и любовью родителей. В семье, где несколько детей, они растут вместе и учатся не быть эгоистами по жизни.

Это влияние на воспитание и развитие конечно положительно, но не стол значительно, чтоб однозначно утверждать о том, что дети. Которые одни в своих семьях, значительным образом отстают в социальном развитии от сверстников из семей с несколькими детьми. Ведь большая семья также сталкивается и с некоторыми конфликтными ситуациями, которые никогда не встают в семьях с одним ребенком. И не всегда родителям удается вместе с детьми найти правильное решение такой проблемы. В первую очередь, это ревность, которая обязательно существует между братьями и сестрами. Просто большинство умеет ее преодолевать и находить методы урегулирования отношений - как с родителями, так и братьями и сестрами. Не всегда это проходит безболезненно (в моральном плане) и иногда для этого необходимо, чтоб прошло определенное время.

Подобные проблемы чаще всего возникают в семьях, где родители склонны сравнивать детей между собой, выделяя одного как наиболее умного (милого, лучшего и т.п.). Часто в детских ссорах родители делают виноватым старшего ребенка, считая, что он должен проявлять разумность. В случаях, когда ребенка постоянно сравнивают с братом и сестрой, причем сравнение одинаково не в его пользу, а тем более валят на него вину за все происшествия, то в нем может зародиться и развиться чувство несправедливости, и даже гнева, направленного на того, кто конкретно к нему относится таким образом.

Бывает. Что родители считают, что поводов для ревности не будет, если детям давать одинаковое количество сладостей, подарков, игрушек…Но подарки и другие вещи – выступают всего лишь поводом для зависти, а не причиной ее возникновения. Гораздо важнее проявлять такую же справедливость в вопросах похвал и симпатий по отношению ко всем детям. Это касается и вопросов наказания, если наказывать – то всех виноватых одинаково. Нужно также не стараться подчеркивать положение ребенка в семье (старший или младший), так как это также может стать причиной целого ряда проблем. Естественно, что старшему ребенку необходимо доверять больше обязанностей, но вместе с тем нужно не забывать о похвалах и признании его авторитета.

Важно следить за тем, чтобы обязанности не приносили ущерб интересам ребенка и были ему под силу. Старший ребенок может таить обиду на младшего за то, что должен носиться с ним, а если остается с ним наедине – может даже осознанно обижать младшего. В отместку старшему брату или сестре, младшие тогда начинают больше жаловаться родителям на старших детей – практически по каждому пустячному случаю.

В подобных ситуациях родителям необходимо проявлять дипломатичность. Необходимо объяснить детям, что те моменты, которые им кажутся невыгодными в связи с существованием сестры или брата, вполне можно компенсировать выгодами от их наличия, акцентировать внимание на таких выгодах. Очень плохо, когда детские ссоры перерастают в гораздо большие конфликты между родителями, сопровождающиеся упреками друг друга в неумении правильно воспитывать детей и снисхождении по отношению к одному из детей. Это чревато возникновением враждебных группировок внутри одной семьи, ведь обвинение одного человека другим в том, что он очень плохо что-то делает, это прямой путь к вызову чувства и обиды, и как результат – резкой ответной реакции. Ничем хорошим это обычно не заканчивается. Наилучшим образцом хорошего отношения между детьми в одной семье являются их родители, живущие в мире и согласии. Отношения внутри семьи учат детей к правильному сосуществованию, к проявлению дружбы, сотрудничества и любви.

Бабушки и дедушки, а также их роль в процессе воспитания детей

Семья включает не только детей и их родителей. Значительную роль в жизни семьи играют также бабушки и дедушки, а зачастую и другие родственники. И совершенно не важно, живут они вместе с Вами или отдельно, влияние их на ребенка значительно.

В первую очередь необходимо отметить ту существенную помощь, которую оказывают в процессе ухода за ребенком его бабушки и дедушки. Именно бабушки и дедушки сидят с детьми, пока родители заняты зарабатыванием денег, они не спят ночами, когда ребенок болеет, и когда родители хотят развеяться – сходить в кино или гости. Таким образом они облегчают труд родителей, а также помогают им снять физическое или психологическое напряжение. Дедушки с бабушками также способны расширить кругозор ребенка, так как при их помощи перед ребенком открываются новые горизонты общения.

Дедушки и бабушки умеют делится с внуками своим эмоциональным богатством, на что часто родителям просто не хватает времени, а в некоторых вопросах – просто незрелость. Известно, что между дедушками с бабушками и внуками есть тайная связь: к примеру, та же самая сказка, рассказанная дедушкой, будет намного интереснее, чем если ее расскажет ребенку отец. Важность в жизни ребенка этих людей объясняется еще и тем, что бабушки и дедушки практически ничего не требуют от ребенка, никогда на ругают, и тем более, не наказывают его. Поэтому роль этих людей в процессе воспитания ребенка просто неоспорима и очень важна. Хотя, она не всегда может быть исключительно положительной.

Часто получается так, что излишняя снисходительность и внимание со стороны бабушек и дедушек, исполнение всех его желаний и просто задаривание ребенка подарками просто портит ребенка. Но есть и другие «подводные камни» в отношениях бабушек и дедушек с внуками. Разрешая детям делать то, что запрещают родители, бабушки (или дедушки) просто подрывают родительский авторитет в глазах ребенка. Известны случаи, когда бабушка просто заслонила своей опекой роль матери в жизни ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки просто требуют полного их посвящения в семейные дела, связанные с ребенком. Проблема здесь в том, что бабушки и дедушки могут оказывать на ребенка решающее влияние, хотя ответственность за данного человека лежит уже не на них, а на его родителях. И если вдруг что-то в итоге получается не так, как они ожидали, они первыми обвиняют в этом родителей.

Проблемы, связанные с влиянием на воспитание ребенка бабушек и дедушек, зависят от близости отношений родителей с ними (живут они вместе либо отдельно), от периода жизни семьи (наиболее ответственный – период приспособления друг к другу), от факта, чьи это родители (мужа или жены) и от других обстоятельств. Для родителей и бабушек с дедушками наиболее приемлемыми считаются отношения по принципу «близких отношений на определенном расстоянии»: семьи живут отдельно, но по мере возможного помогают друг другу.

Как бы там ни было, умение совместно существовать представителям различных поколений – отличная школа личной зрелости для каждого человека. Иногда она жестокая и суровая, реже трагическая, а иногда – радостная и способная обогатить взаимоотношения ближайших родственников. Именно в подобных отношениях люди учатся уважать и любить друг друга, проявлять терпение и взаимопонимание. Семьи, которые сами в свое время удачно преодолели этот возрастной барьер отношений, способны и своим детям дать много ценностей, помогающих в нравственном, эмоциональном и общественном развитии.

Семья в современной интерпретации

Каждая семья как общественно-социальная единица на пути своего развития преодолевает различные моменты, в числе которых не исключены кризисные. Бывают случаи, когда трудности в воспитании ребенка являются прямым отражением семейных проблем и свидетельствуют о нарушениях нормальных внутрисемейных отношений. Для того, чтобы помочь данному ребенку, в первую очередь необходимо решить проблемы и помочь семье в целом.

Сегодняшние семьи значительно отличаются от семей прошлых времен. Актуальны сегодня вопросы ранимости и шаткости семьи как общественного института, так как много семей сегодня распадаются, а среди тех семей, которые все-таки выдерживают испытание, наблюдаются постоянные конфликты и кризисные ситуации. Их влияние на ребенка сложно переоценить, особенно в случаях, когда уберечь ребенка от постоянных ссор и обид не удается. Распространено мнение, что семья изжила себя и требует некой замены.

Кризисные ситуации и проблемы способны также и укрепит настоящую семью, в которой царит любовь и понимание. А проблемы и переживания, связанные с изменениями в жизни семьи или в обществе в целом, обуславливает возрастание ее значения. Никто практически не сомневается, что именно семья является максимально комфортной средой, в которой нужно воспитывать ребенка, не говоря уже, что большинство взрослых воспринимают собственную семью как надежное «пристанище», в которой можно позволить себе расслабиться и отдохнуть эмоционально. Гораздо продуктивнее направлять силы на помощь в решении проблем семьи – социальных, экономических или личных, чем попросту рассуждать об устарелости данного социального института.

Нельзя упускать из виду и тот нравственный ущерб, который наносится ребенку постоянным наличием ситуаций, сопровождающихся ссорами и упреками, грубостью со стороны родителей. И даже для детей не всегда хорошо, когда имея подобные отношения, родители исключительно ради ребенка продолжают жить вместе. Вполне разумным вариантом решения подобной проблемы может стать развод родителей, с предварительной договоренностью о нормальном контактировании обоих родителей с ребенком. И на ребенка такое решение также может оказать благотворное влияние – он станет намного спокойнее. После подобного решения перед уже неполной семьей встают уже более гораздо сложные вопросы в воспитании ребенка. Однако если для ребенка созданы более спокойные условия и удовлетворяются элементарные эмоциональные потребности, то и такая семья вполне может стать основой счастливого детства и стать образцом выполнения родителями их обязанностей. Это непременно пригодится и ребенку в будущей жизни.

Сегодня проблемы, вставшие перед родителями, в вопросах воспитания, намного усложнились. Это объясняется наличием изменений практически во всех отраслях повседневной жизни. С течением относительно короткого времени (всего лишь одного поколения) практически полностью изменился общественный уклад и образ жизни большинства людей. Раньше дети были основательно подготовлены к вступлению в большую жизнь, с которой сами родители были неплохо знакомы, а сегодня приходится подготавливать ребенка к жизни, которой даже сами родители окончательно не знают. Сегодня уже не является достаточным обеспечить ребенка готовыми знаниями, через определенное время они просто могут ему не понадобится, и даже навыки ребенка навряд ли смогут его выручить, ведь не исключено коренное изменение образа жизни в целом. Послушание тоже навряд ли поможет ребенку в изменчивой социальной среде.

Оптимальным вариантом остается разве что с самого детства научить ребенка максимальной самостоятельности, а также обширному творческому мышлению. Это поможет ему в будущем находить неординарные решения в нестандартных ситуациях. Также важно ребенка научить критическому отношению и терпимости к чужим взглядам, проявлять терпимость к мнению собеседника или просто другого человека. Важна также принципиальность, определенная требовательность к себе.

Сегодня процесс воспитания ребенка – это нечто большее, чем просто передача ему готовых навыков и знаний, а также обучение определенному поведению. Современное воспитание – это постоянный диалог между ребенком и его воспитателем, призванный научить ребенка максимальной самостоятельности в принятии определенных решений. Это в будущем поможет ребенку стать полноценным членом общества и чувствовать себя в социуме комфортно, наполняя его жизнь определенным смыслом.

По мнению большинства детских психологов именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственного воспитания. На нравственное воспитание детей дошкольного возраста сильно влияет отношения в семье, так сказать “ погода” в доме. Именно в возрасте до 7 лет формируются моральные качества человека. Многие родители задаются вопросами:

С какого возраста начинать духовное развитие?
Какова роль правильного воспитания моральных качеств?
Можно ли изменить нравственное воспитание подростков?

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подразумевает под собой создание благоприятных условий воспитания в семье и вне дома. Конечно, основную роль играют отношения в семье. Ребенок видит как общаются родители, и для него такие взаимоотношения принимаются как норма. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста лучше начинать с раннего детства. В возрасте до 5-6 лет у ребенка формируется моральные качества, он расширяет круг общения. Помимо формирования нравственных качеств, задачей нравственного воспитание является привитие малышу гуманности, умение общаться в коллективе, уважение к окружающему миру, патриотизм, милосердие.
Можно выделить основные методы нравственного воспитания дошкольников:

  • разговоры, приведение примеров (положительных и отрицательных);
    провокация на действия;
  • побуждение к сопереживанию, милосердию;
  • награждение;
  • наказание.

Младшие дошколята плохо разделяют правильное поведение от неудовлетворительного. Часто родители поощряют детей материальными благами, а наказание носит физический характер. Такой метод крайне негативно отразится на развитии нравственной личности. Возникшие проблемы нравственного воспитания необходимо решать без промедления.

Нравственное воспитание детей в семье должно основываться на существовании ценностей, приучении к добрым поступкам. Малышу, который может сопереживать, предложить помощь, проявить милосердие, будет проще общаться со сверстниками. Для нравственного воспитания ребенка в семье необходимо следовать четкими средствами. Чтобы малыш понял, что такое доброта, честность, милосердие, красота, любовь, благодарность и другие моральные ценности, они должны быть представлены в простой понятной форме. Например в:

  • игре;
  • творческих занятиях;
  • чтении добрых сказок;
  • общении с людьми разного возраста;
  • познание природы;
  • умении находится в коллективе.

Про важность коллектива в жизни ребенка можно поговорить отдельно. Так как человек живет в социуме, то приходится учиться общаться с разными людьми. В раннем возрасте малыш общается с близкими, подрастая его круг общения расширяется все больше и больше. Иногда происходят противоречия в коллективе, это помогает научиться придерживаться норм и правил социума.
Во время развития моральных качеств у ребенка, родитель должен учесть некоторые принципы нравственного воспитания:

  • брать в расчет возраст, физическое и индивидуальное развитие малыша. Каждый человек индивидуален и нельзя применять один и тот же метод одинаково для всех;
  • уважение личности ребенка и требовательность. Требовательность рождает у крохи веру в свои возможности. Также необходимо создать условия для выполнения задач;
  • последовательность действий взрослых. Следует организованно требовать от малыша выполнения действий. Последовательные, систематические требования приведут к положительному результату;
  • развитие моральных качеств в обществе. Очень важно, чтобы дети играли, занимались в коллективе. Организовывается деятельность, в которой требуется слаженность, согласованность, общение с участниками;
  • концентрирование внимания на нравственные поступки. Побуждая малыша на оказание помощи нуждающемуся (имеется ввиду помочь подняться, найти потерянную игрушку и т.д.), проявление доброты взрослые закрепляют морально положительные стороны подрастающей личности.

Можно использовать все средства и методы нравственного воспитания дошкольника, однако они принесут положительный результат только благодаря примеру родителей и близких людей. Маленький наблюдатель берет за основу Ваши слова, отношение друг к другу и к окружающим. Чтобы Вам, родителям, не пришлось краснеть за высказывания или действия своего чада, следите за своими словами, суждениями и поведением. Важно проявлять уважение к мнению, проявлению инициативы, к личности в целом.

Также на положительный результат влияет условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Давайте выделим главные условия:

  • грамотные постановка задач взрослых, слаженная работа в коллективе;
  • развития принципов воздействия на воспитание моральной личности;
  • равномерное развитие моральных качеств у ребенка;
  • система воспитания должна быть последовательной, по мере взросления и умственного развития;

В дошкольном возрасте ребенок не только знакомится с моральными ценностями, еще оценивает важность их, пробует применять в поступках и наблюдает за окружающими. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для воспитания всесторонне развитой личности.

Игра — самое масштабное условие для принятия нравственных правил в коллективе. Маленький человек играет с друзьями и принимает условия игры. Ежели правила игры участником не выполняются, приходится выслушивать мнение (обычно недовольное) остальных. Так дошкольники учатся выполнять правила и считаться с мнением коллектива. Во время сюжетно-ролевых игр можно увидеть у малыша его увлечения, достижения, недостатки, уровень моральных знаний. Сюжетно-ролевые игры в “ Школу”, “ Детский сад”, “ Повара” и тому подобные помогают разжечь интерес к профессии, познакомится с деятельностью.

Играя в подвижные игры дошкольники приучаются к наблюдательности, сообразительности, решимости, коллективному принятию решения.

Нравственное воспитание школьников

Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.

На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение.
В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие). Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.

В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.

Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.

Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть , то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.

Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением.

Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.

Еще до появления чада на свет, любящие родители начинают готовиться к трудной, почетной роли воспитателей своего малыша. Мамочка соблюдает режим питания, гуляет на свежем воздухе, общается со своим нерожденным еще крошкой. Современная наука уверена, что ребенок, еще не родившись, понимает интонацию, чувства, настроения мамы. Воспитание детей в семье — основная функция здоровой семейной ячейки.

С момента своего рождения маленький человечек начинает получать неимоверно большое количество информации. Получая информацию, грудничок накапливает знания, опыт, которые станут основой его характера, поведения, его успехов или неудач. Именно семейство малыша первые годы жизни будет играть основную роль в становлении личности крохи.

Семья — это не только ячейка общества, созданная для продолжения рода. Она призвана развивать, укреплять чувство самореализации человека как индивидуальной самодостаточной личности. Роль семьи в формировании личности ребенка не стоит преуменьшать, это то место, откуда берут начала все достижения или промахи любого человека.

Семья — это не стены дома или квартиры, где проживает группа людей, соединенных брачными обязательствами. Прежде всего, семейство — это чувство единения, защищенности, это место, где родные люди любят друг друга, ценят, понимают, способствуют душевному покою близких.

Для маленького человечка — мама, папа, самые лучшие, самые умные, красивые люди на свете. С рождения грудничок наблюдает за поведением своих родителей, за отношениями внутри семейства, манерой разговора, отношением к пожилым людям.

Кроха впитывает в себя не только слова родителей, но и их поступки, принимая действия взрослых как единственно правильные, верные нормы поведения. Таково влияние семьи на формирование личности ребенка.

Если дома привыкли устраивать скандалы, выяснять отношения криком, грубостью, не стоит ожидать, что бутуз будет веселым, бесконфликтным, спокойным человечком. Взрослые говорят об уважении к старшим, тут же грубят пожилой соседке, говорят о честности и весело смеются, когда кого-то обманули в денежном или другом важном деле. Несмышленыш все запоминает, принимает такое поведение родных людей, как руководство к действию.

Семейство учит любить или ненавидеть, врать или говорить правду. Взрослые своим примером оказывают положительное или отрицательное влияние на воспитание подрастающего поколения. Ребёнок вырастет добрым, искренним, общительным или наглым, грубым, лживым человеком только под влиянием своих самых близких людей.

Как семья воспитывает малыша

Особенно велико, значимо влияние семьи на формирование личности ребенка младшего возраста. Авторитет мамы, папы для малыша непререкаем. Несмышленыш не будет учить своих родных, какие правильные или аморальные поступки те совершают. Всему этому родные учат своего кроху. Обучение моральным принципам не должно сводиться к голословным объяснениям, следует собственным примером показывать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Процесс воспитания часто идет двумя параллельными потоками:

  • Карапуз наблюдает, копирует поведение родных людей;
  • Мама, папа, бабушки, дедушки целенаправленно воспитывают чадо, иногда по заранее подготовленной программе.

В собственном доме у несмышленыша формируются отношения к окружающим и к самому себе. Постоянные нотации, упреки, наказания вызывают у непоседы ожесточение, злость, формирует чувство неполноценности. У маленького человечка возникает реакция противодействия: ругаете, что я плохой и непослушный, значит не буду вас слушаться.

Не стоит перехваливать чадо, все ему позволять. Воспитывая таким образом, можно создать у крохи чувство вседозволенности, собственного величия. Играя среди других ребят такой избалованный карапуз может стать изгоем, поводом для насмешек.

Большая роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста основана на физическом, культурно эстетическом воспитании детей, на привитии навыков чистоплотности, соблюдении правил личной гигиены.

Физическое воспитание. При правильном семейном развитии большое место должно уделяться физическому развитию детишек, привитию любви к физическим занятиям, упражнениям, спорту. Физические упражнения начинаются с момента обучения грудничка ползанию, вставанию, ходьбе.

С детьми старше 3 лет родители могут уже совершать небольшие пробежки по утрам: 10 — 15 метров, доступны карапузам. Эти пробежки будут укреплять уверенность малыша в своих силах, а также способствовать большему эмоциональному сближению всех членов семейства.

Игровая форма занятий — это лучший метод приучения дошколят к физкультурным упражнениям. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста не должна сводиться только к физическим упражнениям, заботой о физическом здоровье. Необходимо заниматься также интеллектуальным развитием маленьких человечков.

Культурно эстетическое воспитание. Совсем маленькому карапузу мама уже прививает чувство прекрасного: читает стишки, книжки, показывает красочные картинки. Когда несмышленыш подрастает ему в руки дают карандаши, краски, пластилин, чтобы кроха мог проявить свои способности к творчеству.

Дошколят уже можно водить в театр на представления, на кукольные спектакли. Детишки с радостью устраивают потом дома для домашних собственные представления. Ребятню можно водить и в картинные галереи на небольшие экскурсии, с обязательным обсуждением в кругу родных, рисунков и картин увиденных на выставке. Такие мероприятия пробуждают у подрастающего поколения любовь к искусству, творчеству, еще больше сближают с родителями.

Малышам можно прививать правила поведения в обществе. Крохи с удовольствием машут ручками, когда здороваются, прощаются. Родители также учат своих чад правилам общения со сверстниками, знакомыми взрослыми или незнакомыми людьми. Взрослые прививают любовь к книге, учат новые слова, подсказывают как надо правильно говорить.

Правила личной гигиены. Уже к годику карапуз умеет подставлять ручки под струю воды, чтобы умыться. Вытирает личико, ручки полотенцем. Детской зубной щёткой с очень мягкой щетиной пробует чистить зубки. Родным стоит поощрять желание непосед самостоятельно соблюдать правила гигиены, чтобы не возникла проблема в 3-4 годика, что дошколенок не умеет чистить зубки. Чистоплотность, опрятность — все это сразу характеризует несмышленыша, а также тех, как его воспитывает.

Тактика воспитания в семье

Каждое семейство воспитывает кроху в соответствии со своим пониманием о правильности воспитания. Родители ставят себе цели, задачи по воспитанию подрастающего поколения, а также методы наказания, принуждения непослушных чад к послушанию. Не обязательно все эти принципы обговариваются вслух, но семейство следует своим устоявшимся принципам в вопросе воспитания.

Влияние семьи на формирование личности ребенка можно проследить через применяемую тактику воспитания. Выделяют 4 вида тактики. Каждому виду соответствуют 4 типа взаимоотношений.

Диктатура. Взрослые командуют, ребятня подчиняется. Дошколятам запрещается иметь свое мнение, а тем более высказывать его. Непослушание наказывается строго. Малыши не имеют права демонстрировать свои эмоции. Родители при такой модели взаимоотношений руководствуются принципом «мы, взрослые лучше вас знаем, что вам надо». При таком воспитании возможны 2 линии поведения маленького человечка: первая — чадо начинает врать, выгораживать себя, лицемерить, и вторая линия — кроха теряет себя как личность, полностью подавляются все желания и интересы.

Опека. Чадо окружают сплошной заботой, выполняют все капризы и пожелания. Не позволяют крохе напрягаться и что-либо делать самому. Все проблемы и трудности мама, папа берут на свои плечи. Малыши привыкли к вседозволенности, не понимают значение слова «нельзя». Именно у таких крох возникают самые большие проблемы с общением, так как эти отпрыски оторваны от реальности, не могут постоять за себя и свои интересы.

Невмешательство. Родители совершенно не интересуются своими отпрысками, воспитание которых передали бабушкам или няням. Чадам покупаются дорогие вещи, подарки, выдаются крупные суммы денег на карманные расходы. Своими дорогими подарками такие взрослые откупаются от подрастающего поколения и их проблем. Семейства, как группы поддержки и единения в данном случае нет. Малыш не чувствует важности семейных ценностей. Крохи, воспитанные по принципу невмешательства, более всех подвержены влиянию улицы, чужих людей. Такое влияние часто оборачивается бедой для малолетки и беспечных взрослых.

Сотрудничество — высший тип взаимоотношений семьи. Родители активно привлекают маленьких непосед к решению общих задач, к общим созидательным процессам. В таких семействах маленьких человечек окружен разумной заботой, которая не заглушает самостоятельность, инициативность крохи. Дошколята вырастают при таком стиле воспитания активными, доброжелательными, не боятся трудностей, помогают окружающим.

Для формирования, развития самооценки имеет огромное значение стиль семейного воспитания, основанный на традициях рода, семейных ценностях. В настоящее время выделяют 3 стиля такого воспитания:

  • Авторитарный — стиль подавления, малышу навязывается мнение взрослых;
  • Демократический — стиль согласия. Учитывают интересы ребятни;
  • Попустительский — кроха предоставлен сам себе.

Дошколята, которых воспитывали, учитывая их интересы, развивая духовно, культурно, занимаясь упражнениями для физического, умственного развития, хорошо учатся в школе, успешно устраивают свою дальнейшую взрослую жизнь.

Малыши, с которыми родители не занимаются, тем не менее предъявляют высокие требования, критикуют, высмеивают промахи, часто в присутствии посторонних, имеют заниженную самооценку. Постоянно возникают проблемы с усвоением школьного материала, отсутствие общения — все это приводит к неудачам при достижении важных жизненных целей.

Первый опыт построения семейных отношений малыши видят дома, именно поэтому так важен не только процесс воспитания, но и то, какое семейство воспитывает. Принято делить семьи по следующим категориям: благополучная — неблагополучная и полная или неполная семейка.

Виды семей

Неполная — это семейство, где отсутствует один из родителей. Полная семья состоит из жены, мужа, детей. Мачеха или отчим заменяют ушедшего родителя малышам, которых должны воспитывать как родных деток.

  1. В случае, когда детьми занимается только одинокий отец или одинокая женщина, такая семья считается неполной и вызывает тревогу у специалистов. У одиноких родителей очень часто сформировано чувство резкого неприятия построения семейных отношений.

Свое негативное отношение к брачным отношениям, а также к лицам противоположного пола, такие взрослые нередко выплескивают разговаривая с детьми. Воспитание детей в неполной семье часто сопровождается конфликтами, ссорами с бывшими супругами. В эти разборки несмышленыши вовлекаются как участники конфликта, крох заставляют выбирать, кого они больше любят.

Настраивание малыша против второго родителя формирует у крохи отрицательный настрой к семейным отношениям. Одинокие родители и их детки находятся в зоне повышенного риска, потому что взрослый вынужден больше времени проводить на работе для обеспечения материальных потребностей своего чада. На сам процесс воспитания времени нет.

Родитель одиночка редко поддерживает связь со школой из-за своей загруженности. Заботы о чаде в такой семейке часто сводятся к такому понятию: «малыш одет, обут, накормлен, значит больше ничего не надо». Часто крохи предоставлены весь день сами себе, что чревато неправильными знакомствами с неадекватными личностями.

При отсутствии мамы или отца, малыш часто испытывает эмоциональный голод. Крохе не хватает или мужского авторитета, примера для подражания, а также чувствуется отсутствие материнской любви. К сожалению достаточно часто отцы одиночки или одинокие женщины, пытаясь устроить личную жизнь ведут на глазах детей аморальный образ жизни: постоянно меняя партнеров, выпивая в веселых компаниях.

У малышей, которых воспитывает один из родителей нет правильного представления о нормальном доме и они, вырастая, повторяют ошибки своих матерей или отцов. К неполным, относятся также семейства, где ребенка воспитывают другие родственники: бабушки, дедушки, тёти, дяди. Институт ответственного отцовства и материнства вымывается из сознания деток, которые считают, что воспитывать детей должны кто угодно, только не родители.

Чтобы исправить неправильное представление дошкольника о семейных отношениях, роль отца в воспитании детей в семье очень значима. Развод не повод забывать об отцовских обязанностях. Маленький человечек нуждается в любви отца, его авторитете, поддержке. Необходимо объяснить чаду, что развод касается только чувств и отношений родителей. Показать на деле, что чадо любимо. Устраивать малышу прогулки, брать к себе на каникулы. Поддерживать авторитет матери.

  1. В полных семьях малыш получает весь опыт построения гармоничных семейных отношений. Наблюдая за поведением женственной мамы, мужественного папы, у крохи формируется правильная установка на создание во взрослой жизни успешной семейной пары. Видя взаимную любовь, уважение родителей друг к другу, чадо во взрослой жизни будет стремиться к таким же высоким отношениям.

Маленький человечек на подсознательном уровне создает картинку идеальной, гармоничной семейной ячейки. Отношения между родителями служат образцом для отношений с противоположным полом, станут основой для воспитания собственных деток.

  1. Понятия неблагополучная достаточно часто относится и к неполной семье. Основная семейная функция в неблагополучных семействах часто разрушена. Кризис отношений между взрослыми переносится на кроху, развитием которого никто не собирается заниматься. Отсутствие нравственных опор, аморальное поведение, пьянство, драки, скандалы — это не только разрушает семейные отношения, но и калечит морально малышей, способствуя появлению «трудных» непосед.

Трудные дети не верят в добро, любовь, не видят никаких перспектив своего дальнейшего развития. Для выживания у них формируется принцип «человек человеку враг». Малыши идут на конфликт, решать свои проблемы предпочитают с помощью кулаков. Ни усидчивы, ни способны усвоить большой объем знаний, предлагаемых школой. Сильно развитое чувство неполноценности и агрессивности может привести к противоправным поступкам.

  1. Благополучная семейная ячейка прививает с рождения семейные ценности, воспитывает уважение к окружающим, прививает любовь к искусству и культуре. Поощряет развитие способностей малыша: записывает в разнообразные секции, кружки, водит на спектакли и выставки. Воспитывающим фактором является и эмоциональная близость родных людей.

Чтобы быть примером своему чаду, взрослые занимаются самообразованием. Создают гармоничную атмосферу в доме. Мама и папа активно интересуются делами непоседы, помогают советами и делами преодолеть возникшие трудности. Малыша окружает доброжелательность, любовь близких, что придает ему уверенность, защищенность.

Проблемы воспитания детей в современной семье возникают из-за нежелания взрослых уделить больше внимания малышам. Многим легче откупиться от проблем дошколят деньгами, подарками и обещаниями. А ведь принципы обучения и формирования личности не так сложны, необходимо:

  • Любить и понимать деток, строить на этом свои взаимоотношения;
  • Уметь похвалить за достигнутые успехи, посочувствовать и помочь в возникших трудностях.

Антонина Коструб
Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения

Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение , ему должно быть обеспечено своевременное гармоническое развитие. Однако условия жизни и воспитания детей в семье и детском учреждении различны , поэтому, хотя задачи воспитания одни и те же , организация жизни и приёмы воспитания во многом различны .

В хорошей, дружной семье ребёнок с первых дней жизни развивается под влиянием частного индивидуального общения с родителями, богатства впечатлений, которые он получает от окружающей жизни и в результате разнообразной самостоятельной деятельности. Частое положительное эмоциональное общение родителей с ребёнком создаёт интимный контакт между ними, воспитывает любовь и привязанность ребёнка к родным. Очень рано на поведение ребёнка начинают оказывать влияние разговоры и характер взаимоотношений родителей с окружающими и всё и их моральное поведение. Для правильного воспитания в семье необходимо следующее.

1. Ознакомить родителей с задачами и принципами воспитания . Родители должны знать оптимальный ход и особенности физического и нервно – психического развития ребёнка, правильно понимать стоящие перед ними задачи, знать, как нужно воспитывать ребёнка на каждом возрастном этапе и какими приёмами этого можно достигнуть. Одинаково вредны недооценка возможностей ребёнка и переоценка их. Все приёмы должны основываться на достигнутом уровне развития и в то же время вести развитие ребёнка вперёд.

2. Уклад жизни семьи с рождением ребёнка должен быть изменён, подчинён интересам и задачам воспитания , чтобы, прежде всего, обеспечить маленькому ребёнку правильный режим и создать условия для его активной деятельности.

3. Нужно обеспечить полную согласованность в воспитательных приёмах со стороны всех взрослых, имеющих отношение к воспитанию ребёнка . Несогласованные, а тем более взаимно противоположные подходы к детям не только замедляют образование каких-либо устойчивых привычек, но и отрицательно влияют на нервную систему ребёнка, ведут к возникновению капризов, упрямства и даже ранней детской нервности .

4. Поведение окружающих взрослых должно быть примером для ребёнка. Родители обязаны помнить, что дети легко подражают всему, что видят и слышат, поэтому надо следить за своим поведением, считаться с присутствием ребёнка, начинающего многое понимать, не допускать таких действий и разговоров, которые не должны повторяться в поведении их ребёнка.

5. Не все впечатления окружающей жизни доступны пониманию ребёнка и не всегда полезны, то из разнообразных впечатлений и явлений окружающего необходимо отобрать те, которые могут способствовать развитию положительных форм поведения, и по возможности изолировать ребёнка от того, что может закрепить отрицательные формы поведения, вызвать сильное нервное возбуждение или утомление.

6. В семье, особенно при наличии единственного ребёнка, надо заботиться о том, чтобы избежать формирования эгоистических черт, избалованности, болезненных привязанностей к матери или отцу. Уже в раннем возрасте необходимо обеспечить общение ребёнка с другими детьми в целях своевременного формирования у них положительных взаимоотношений.

7. Родители должны систематически заниматься с ребёнком – играть с ним, разговаривать, читать, вместе с ним рассматривать картинки, показывать ему, как рисовать, лепить и т. д. В то же время важно научить ребёнка играть самостоятельно, а не только со взрослыми.

Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, как считают возможным ещё многие родители. Оно должно начинаться с первых дней, иначе у ребёнка могут рано закрепиться отрицательные формы поведения, бороться с которыми в дальнейшем будет очень трудно.

Существенным отличием условий воспитания детей , посещающих группу раннего возраста , является прежде всего то, что наряду с семейным дети получают общественное воспитание , находясь в течение сравнительно длительного времени в коллективе детей . Их воспитанием занимаются не только родители, но и специально для этого подготовленный персонал детского учреждения . Воспитание детей строится по определённой рабочей программе, составленной на основе научных исследований, в которой определены задачи, основное содержание воспитательной работы и программный материал.

Воспитание в коллективе создаёт большие возможности для формирования у детей многих нравственных качеств, положительных взаимоотношений. В коллективе у детей возникает много поводов для общения. Появляется интерес к действиям других детей . Общаясь друг с другом во время игр и занятий, дети учатся играть вместе, оказывать помощь, сочувствовать, понимать состояние другого. Совместное пребывание детей с разным уровнем развития оказывает положительное взаимовлияние друг на друга. Путём подражания усложняется и деятельность детей , скорее наступает переход к более сложным действиям, новому характеру игры. Наряду с этим следует учесть, что при большом контакте детей из разных мест и сосредоточении значительного числа детей в одном помещении возможны более частые инфекционные заболевания, чем в семье. Перед работниками детского учреждения ставятся специфические задачи, на решение которых должно быть обращено серьёзное внимание.

Публикации по теме:

Особенности детей раннего возраста (2–3 лет) Каждый родитель воспитывая своего ребенка, хочет знать «А правильно ли я его воспитываю, как правильно мне с ним общаться на понятном.

Беседа-практикум с воспитанниками детского дома «Поступление в учреждения профессионального образования» Направление деятельности: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, повышение уровня ответственности за предпринимаемые действия.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Интерактивные спектакли-игры для детей младшего возраста в условиях социального учреждения Актуальность интерактивных игр: - помочь ощутить единение с другими (стеснительные, одинокие, пережившие потерю близких, друзей ощущают.

Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному.

П. И. чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх