Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребенка. Развитие подростка в конфликтной семье

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех…

Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях ч только подозревают.

В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети - к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.

4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу.

У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно - оно является причиной многих преступлений подростков.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.

Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.

Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей - подростков.

Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” - это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.

В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев - родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает непод силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

Родители!

Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.

Не всегда старайтесь сделать “как лучше”. Подумайте, к чему это может привести.

Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.

Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.

Типы конфликтов и способы их преодоления

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, - все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок - послушный и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

2. Диктатура родителей

Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, - все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры - явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

Не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

Не трогать личные вещи,

Не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

3. Мирное сосуществование - скрытый конфликт

Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

4. Конфликт опеки

По сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.

Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”.

Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте…”. Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет” ).

Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость - грубостью, на злорадство - злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

К чему мне необходимо стремиться?

Оптимальный тип семьи: партнерство

Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.

Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило - не ограждайте

их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты - все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

О формате, или Какую судьбу мы подарим нашим детям?

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Вкусные молочные супы для малышей

Все о воспитании

Просмотрено

9 принципов дворянского воспитания, которые сейчас актуальны как никогда!

Конфликты бывает разных видов. Один подразумевает бунт против чего-то или кого-то, неповиновение кому- либо. Подростки проявляют непослушание, резко реагируют на любые замечания и т. п.

Другой вид мятежа подразумевает восстание против чего-нибудь или кого-нибудь, преступление границ, нарушение правил. При этом виде мятежа подростам свойственно лгать, воровать, затевать ссоры, приходить в ярость по пустякам.

Третий вид мятежа подразумевает уклонение от каких-либо действий. Это связано с моралью. Подростки сознательно вместо хорошего делают что-то плохое, непристойное, пошлое.

Четвертым видом мятежа является поведение подростка, руководимое его упрямством. По этой причине они отказываются подчиняться учителям на уроках и родителям дома.

Еще одной формой мятежа является открытая вражда, непризнание авторитета взрослых, восстание против чьих-либо законных полномочий.

Мятеж является проявлением порочной натуры. Он основан на гордости и упрямстве подростка. Подросток сознательно выбирает восстание и мятеж, в соответствии с чем начинает действовать.

Американские ученые провели исследования в мужской тюрьме. На протяжении 16 лет они наблюдали за поведением и исследовали психологию 225 мужчин. В ре-зультате они пришли к выводу, что люди идут на преступные действия не потому, что на них оказали влияние окружение или условия жизни. Преступления являются следствием соответствующего образа мыслей. То есть склонность к преступлениям вырабатывается не в результате употребления наркотиков, неблагополучного детства, душевных болезней, бедности и т. п., а в результате существования определенного стереотипа мышления. Из двух человек, выросших в одинаковых условиях, один может стать преступником, а другой — нет. Все зависит от выбора, доброй воли человека. А выбор, в свою очередь, человек делает на основе собственных убеждений. На выбор также влияет и эмоциональное состояние.

Таким образом, мятеж подростка чаще всего обусловлен его ложными убеждениями и эмоциональной неуравновешенностью, резкие скачки которой подталкивают его на совершение отчаянных, действий. Хотя иногда мятеж может быть спровоцирован жестокостью или равнодушием как родителей, так и учителей. Вполне естественно, что дети, начиная взрослеть, восстают против всякого рода тирании.

Дети постоянно испытывают волю взрослых и границы дозволенного, но в юности они могут решиться на открытое противостояние. В этом случае воля подростка противостоит воле взрослого. Такие отношения могут перерасти в настоящую войну. Если взрослые проявят слабость и воля подростка окажется сильнее, тот пойдет дальше — будет попирать авторитет взрослых.

Противостояние подростка выражается по-разному — от жалоб и ворчания до отрицания всякой власти. Начинается мятеж с неприязни к взрослым и с неприятия их мировоззрения, жизненных принципов, ценностей. Подростки отказываются жить по советам родителей и учителей. Появляется раздражение, стоит им напомнить о каких-либо правилах. Отвергая авторитет взрослых, молодой человек может полностью обособиться от их мира, создать собственный, чтобы отгородить себя от влияния неприятных ему людей. В крайнем случае подросток на-чинает отвергать всякое требование взрослого.

Если между подростком и учителем или родителем идет непрерывная война, то стоит уступить ему в нескольких битвах, как мятеж глубоко укоренится в его душе. Но и насильственное подавление воли молодого человека не даст положительного результата. Оно лишь заставит его выполнять определенные действия, но мя-тежный дух останется и обязательно будет проявлять себя в дальнейшем.

Как решать конфликты? Как остановить развитие мятежа.

Мятеж подростков глубоко ранит как их самих, так и людей, которым они противостоят. Первыми признаками возникновения Конфликтной ситуации является непо-нимание друг друга, трудности в общении. В отношениях между подростком и учителем возникает натянутость. Они могут вообще перестать разговаривать друг с другом. Попав в такое положение, учитель должен приложить все усилия, чтобы восстановить отношения с учеником. Необходимо разъяснить подростку, чего от него ожидают, и в то же время постараться дать понять, что его уважают и ценят и не отвергают из-за плохого поведения.

Налаживать отношения с подростком, который постоянно раздражается и выходит из себя, очень трудно. Главное — не закрываться от ученика. Сколько бы битв ни было пройдено, надо быть всегда готовым сделать шаг навстречу в общении с подростком. Его можно вызвать на откровенный разговор. Но делать это надо осторожно, с большим тактом и терпением.

Преодоление неприятия. Очень важным моментом в налаживании отношений с подростком является преодоление чувства боли и огорчения, которое причиняет его враждебное поведение. Видя, как ученик отвергает все, что ему говорят и делают, учитель порой просто отчаивается. Чтобы справиться с этим состоянием, надо подумать о том, что на самом деле отвергает подросток.

Он отвергает, во-первых, заботу и хорошее расположение. Это проявляется в его холодности, грубости, открытой ненависти.

Во-вторых, подросток намеренно отвергает моральные принципы и жизненные ценности взрослого. Обычно человек отождествляет себя со своими жизненными убеждениями, поэтому их отрицание воспринимает как личное оскорбление.

В-третьих, ученик может отвергать стиль жизни взрослого — это не только одежда и интерьер, но также образование, музыкальные и литературные вкусы, круг общения, увлечения, работа и т. д.

Несмотря на то что резкое отвержение причиняет боль, необходимо научиться терпеть ее и не терять благорасположения к ученику. Это очень тяжело, но необходимо. Преподавателю стоит подумать о том, что подросток не обязан принимать его заботу, имеет право иметь собственную систему ценностей и собственные принципы, а интересы — всего лишь дело вкуса. Требовать от подростка определенного отношения к перечисленным вещам — такого права у взрослых нет.

Признание ограниченности своих возможностей . Учитель не должен винить себя одного в том, что уче-ник стал неподконтрольным на уроках. Преподаватель может допустить ошибки в воспитательной работе, но ведь не только он влияет на подростка. Он не должен брать на себя полную ответственность за поведение старшеклассника. Следует помнить, что не все во власти учителя. Его сфера влияния на школьников довольно ограничена.

Вместо того чтобы винить себя и пересматривать ошибки, допущенные в воспитании, нужно задать себе следующие вопросы:

■ Как на данный момент я могу наладить взаимоотношения с учеником?

■ Чем мне могут помочь родители ученика? Какой урок я могу извлечь из этой ситуации? Классный руководитель должен признавать свои ошибки, но он не несет ответственности за все поступ-ки, совершаемые учениками. Если подростки ведут себя хорошо, также нельзя всю заслугу за это присваивать себе. Ответственность учителя имеет свои границы. Стоит помнить об этом и «не перегибать палку».

Различение настоящей и ложной вины . Анализируя проделанную работу по воспитанию школьников, классный руководитель находит целый список неправильных действий и ошибок. После этого он может начать терзать себя мыслями: «Если бы я сделал так-то...» или «Если бы я не сказал того-то...» и т. п. Но далеко не всегда поведение ребенка является прямым следствием именно того или иного действия учителя. Поэтому, даже если бы преподаватель поступил иначе, более правильно, на его взгляд, это не удержало бы ученика от бунта. Излишние и ненужные обвинения приведут только к унынию и отчаянию. Следует реально оценивать свои недочеты и продолжать работать.

Как дать подросткам свободу . Как уже было сказано выше, в юности школьники стремятся к большей свободе. Но мир, которым руководят взрослые, полон ограничений, особенно в школе. Зачастую из-за этого возникает множество конфликтов и противостояний между подростком и учителем. Чтобы ослабить напря-женность в отношениях, вызванную этими конфликтами, необходимо уметь давать старшеклассникам свободу. Однако следует знать, когда и как можно предоставлять им эту свободу.

В первую очередь необходимо освободиться от иллюзии власти над учениками. Учителю дана определен-ная власть, но она очень ограниченна и узка. Не стоит самовольно расширять ее границы.

Во-вторых, старшеклассникам необходимо дать возможность делать что-то самостоятельно. Ничто не подходит для этого лучше, чем классный час — его подготовка, проведение, участие в процессе.

В-третьих, предоставление свободы означает дать возможность подростку учиться на собственных ошибках, позволив ему пострадать, если нужно, пожав плоды, которые он посеял. Пусть ученики столкнутся с последствиями своих поступков. При этом классный руководитель должен объяснить ученикам, что когда они принимают решения самостоятельно (не слушая советов взрослых), то несут полную ответственность за последствия таких решений.

В-четвертых, дать свободу означает отказаться от права сохранять репутацию класса или школы. Ученик — не марионетка в руках преподавателей, а школа — не показательный образец на выставке товаров и услуг. Нельзя применять жесткие меры только ради того, чтобы сохранить или поправить репутацию школы. За-дачей преподавателя является забота об ученике, каким бы он ни был, забота о том, что принесет пользу личности, а не организации.

Это касается и самого классного руководителя. По крайней мере, ученик и его благополучие должны быть на первом месте, а репутация педагога — на втором. Да, это неприятно, когда другие педагоги низко оценивают тебя как воспитателя и преподавателя. Но надо дать ученикам право не поддаться воспитанию. Это тоже часть их свободы. Такое отношение поможет избежать ненужных негативных эмоций, связанных с ощущением собственной некомпетентности. Ученики не обязаны становиться гордостью своего преподавателя.

В-пятых, классный руководитель должен отказаться от права на спокойную жизнь. Он должен смириться с тем, что у его учеников будет возникать множество проблем, причем довольно серьезных (например, наркомания, беременность, хулиганство с причинением вреда, травмы, попытки самоубийства и многое другое). Никуда от этого не деться. Преподаватель должен быть готов немедленно реагировать на существующие нужды старшеклассников и возникающие в классе проблемы. Допускать, что такое возможно, и быть готовым всегда прийти на помощь тоже означает дать свободу.

Проявить любовь. Все ученики должны быть любимы классным руководителем, даже если они мятежники, и это очень трудно. Несмотря на плохое поведение, можно пытаться оказывать внимание такому ученику. Очень важно уметь слушать. У подростков есть что сказать. Порой это неприятные слова. Но следует запастись огромным терпением. Надо дать понять старшекласснику, что его не просто слушают, но и слышат.

В разговоре с мятежным учеником важно постараться дать ему понять, что преподавателю небезразличны его внутренние переживания, что он принимает искреннее участие в нем. Старшеклассники должны знать, что классному руководителю небезразлично, что с ними происходит, что все его слова и действия продиктованы заботой об учениках.

В юношеском возрасте нуждаются в большем участии и заботе, чем в детстве, потому что в этом переходном периоде подростки чувствуют себя растерянными, слабыми и беспомощными. Им еще не хватает смелости и твердости в принятии решений, необходимы поддержка и помощь взрослых, в том числе и преподавателей.

Учеников надо хвалить. Мятежники не всегда во всем плохи. Наверняка найдется что-то, что они делает хорошо. Важно замечать это и говорить об этом. Кроме того, следует проявлять одобрение во всех хороших начинаниях. Надо уметь по-доброму говорить со старшеклассниками, когда они осознают, что поступили плохо.

Быть миротворцем. Учитель не просто должен утешать, успокаивать или говорить приятные слова. Чтобы устанавливать мир, надо иметь его в собственной душе. Невозмутимость преподавателя очень важна. Его спокойствие должно быть заразительным. Если в ответ на выходки учеников классный руководитель сам начинает раздражаться, сердиться, гневаться, он не сможет утихомирить бурю чувств в душах других. Между тем сохранение спокойствия в ответ на проявление ярости со стороны подростков поможет умерить их гнев.

Быть миротворцем — значит, не отвечать оскорбительными или гневными словами в ответ на оскорбления и ругань подростков, не поддаваться тем же эмоциям, что владеют их сердцами в моменты мятежа.

Если в классе поднялся мятеж, это еще не означает, что классный руководитель плохо справляется со своими обязанностями. Следует относиться к этому как к проблеме во взаимоотношениях. Таких проблем с подростками никто не может избежать, не важно, хороший преподаватель или плохой.

Замечая негативное в характере учеников и в их поведении, классный руководитель не должен отчаиваться и падать духом. Необходимо понимать, что такое состояние свойственно данному возрасту. Не надо смущаться, встречаясь лицом к лицу с раздражением или гневом учеников. Надо понимать, что это естественно для их эмоциональности.

Несмотря на советы и замечания, школьники будут продолжать делать ошибки и плохие поступки. У каждого из них будут свои слабости. Классный руководитель не в состоянии управлять решениями, которые они будут принимать. Поэтому он может быть расстроен, огорчен поведением своих учеников, но это не должно его удивлять, а тем более приводить в отчаяние.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна, мне 15 лет.

Моя мать страдает алкоголизмом уже на протяжении пяти лет. Я упустила момент, когда это началось, ибо тогда отсутствовала в городе с бабушкой. На протяжении этих лет, она пьёт пиво каждый день, скрывая от отца банки и бутылки в шкафу. Я знаю все ее тайники, да и пьёт она при мне, прячась, например, в моей комнате. Отец несколько раз находил ее тайники в других местах, после чего начинались большие конфликты.

Я разговаривала с ней на эту тему. Она обещала начать новую жизнь. Но ее хватало буквально на два дня. Она очень поправилась за этот период и, конечно, страдает из-за этого. Я стараюсь ей помочь, но она снова возвращается к алкоголю.

Я понимаю, что в этом есть и моя вина, что я позволила ей спокойно пить в моём присутствии, да ещё и прятать бутылки в своём шкафе, да и лгать отцу.

Наши ссоры состоят только из-за ее пьянства. Это не желание выпить, расслабиться- это уже как нормальная повседневная жизнь, она ни дня не может без пива.

Самое печальное то, что она не понимает, что это плохо, ненормально. Вечные отговорки и так далее.

Конечно, я чувствую себя отвратительно. Я каждый день борюсь для нашего будущего. Мне очень тревожно за ее состояния. Бывают моменты, когда я очередной раз вижу ее с алкоголем, я наговариваю ей кучу плохого.

У меня опускаются руки и накапливается лишь злость, я не знаю, что делать.

Вчера мы крупно поссорились, когда я вылила ее алкоголь. Она была в бешенстве и много раз оскорбила меня. Злость охватила ее, я никогда не слышала от нее столько негатива и не видела столько гнева в ее глазах.

Она хочет, чтобы отец не ругался и не создавал неважную обстановку. Но она хочет наладить какую-то идиллию, обманывая его изо дня в день.

Я очень переживаю по поводу ее здоровья, ибо она имеет проблемы с сердцем, но даже это ее не останавливает.

Я очень надеюсь, что эту проблему можно решить психологическим путём, ибо я реально верю в психологию.

Спасибо большое за шанс избавиться от проблем.

Надеюсь на Вашу помощь.

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.

Здравствуй, Татьяна,

Проблема эта не простая. Алкоголизм – серьёзная болезнь, причём «комплексная», в ней три составляющие: физическая, психическая и духовная. И все три необходимо «лечить».

К сожалению, нет никаких шансов помочь человеку избавиться от этого пристрастия, если он сам не примет решение сделать для этого всё возможное.

Вы с папой можете сейчас помочь маме только одним способом: мотивируя её начать лечение. На одной силе воли перестать пить при такой сильной зависимости, как у мамы, невозможно. Поэтому не жди и не требуй от неё этого. Задача близких – создать страдающему от алкоголизма человеку максимально благоприятные условия для того, чтобы он принял решение начать лечение и выздоровление. Важно понимать, что значит «благоприятные условия». Благоприятные условия для появления мотивации лечиться – это такие, которые будут подталкивать человека к мысли о том, что он на краю гибели, что он приближается к самому дну, что необходимо что-то делать, чтобы остаться в живых. При этом близким крайне важно не «включаться» в порочный круг зависимости. Практически это значит не давить, не навязывать свою волю, не морализировать, не ухаживать в случае сильного похмелья, не спорить и не обсуждать принципиальных вещей в то время, когда алкоголик не трезв. Приветствуется больше внимания уделять себе, своим целям, задачам, своему личностному росту – делать это как бы вопреки тому, что мама пьёт.

Таня, поверь, ты не виновата в том, что мама начала злоупотреблять алкоголем. Алкоголизм – очень хитрая и коварная болезнь. Никогда не поймёшь, когда она начинается… А само пристрастие постепенно становится настолько сильным, что «поглощает» человека настолько, что тот становится абсолютно безвольным и беззащитным перед ним. Понимая умом, что с ним происходит нечто чудовищное и необъяснимое, и, не имея возможности справиться с этим, психика человека начинает защищаться и искажать в области осознания всё «неприемлемое», что связано с употреблением алкоголя. Поэтому со стороны кажется, что человек не понимает, не знает, насколько всё плохо. Нет, просто в какой-то момент отпускаются тормоза (а это неизбежно при болезни), и стразу же включается защита в виде невозможности осознавать до конца, что происходит…

Таня, старайся разговаривать с мамой на тему, что ей нужна специальная помощь, помощь специалистов. Начинай разговор только когда мама трезвая.

Если ты заметила, что мама выпила, не трезва, лучшее, что можно в этом случае сделать – не вступать в разговор, уйти в свою комнату и закрыться там, уйти по своим делам. На следующий день, когда мама будет трезвой, можно самой начать разговор с того, что рассказать маме, что ты вчера чувствовала, когда увидела её пьяной, и что ты переживала.

Таня, хорошо бы договориться и объединиться в своих усилиях с папой, чтобы ваша с ним стратегия в поведении была одинаковой.

Прятать алкоголь, выливать его – бесполезная тактика. А если отбирать алкоголь тогда, когда человек уже выпил, то это даже опасно. Поверь, поведением мамы в этот момент руководит болезнь, страшная и беспощадная. Это образно говоря. Просто понимай, что в моменты одержимости и страстного желания пить – это уже не мама. Это так называемое в психологии «алкогольное Я», сформированное болезнью. Оно ничего общего с человеком не имеет, но действует в человеке и от его лица – такая вот как бы мистика, но так есть.

Таня, когда мама трезва, она может испытывать сильное чувство вины. И сильный страх от того, что у неё не получается справиться с проблемой. Очень важно донести до неё мысль, что выход есть, и что вы с папой готовы ей помогать в период лечения и в дальнейшей нормальной жизни. Это помогает страдающему от своей болезни человеку не впасть в отчаяние.

Выход действительно есть. Хотя лечение и занимает много времени. Суть лечения – помочь человеку справиться с изначальными психологическими внутренними конфликтами, наличие которых сделало возможным впасть в зависимость и оставаться там, как в капкане, а после этого преобразить себя, свою личность, трансформироваться и начать новый образ жизни, в котором уже будет возможным оставаться трезвым и при этом счастливым. Начать выздоровление возможно в реабилитационных центрах, где вместе с врачами работают психологи и психотерапевты. Очень хорошо обратиться за духовной помощью в религиозные общины, храмы, начать можно с беседы со священником.4.5 Rating 4.50 (1 Vote)

3. Причины конфликтов родителей и подростков

Подростки в конфликте:

§ кризис переходного возраста;

§ стремление к самостоятельности и самоопределению;

§ требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

§ привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

§ бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

§ нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

§ боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

§ проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

§ отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

§ неподтверждение родительских ожиданий.

Исследователями был проведён социологический анализ основных причин конфликтов подростков в семье. На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:

"Непонимание, разные взгляды на жизнь". Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное происхождение": 1) социокультурное (как отражение конфликта поколений, "отцов и детей"); 2) социально-психологическое (как отражение половозрастных особенностей людей); 3) социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях своих детей). Можно привести пример жизненного наблюдения Марка Твена: "Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я еле его переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел"

В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего "Я". Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым.

Взрослые часто бывают не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых родители не спешат.

Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских ролей перестают удовлетворять подростков. Причем, для них недостаточным становится не только репертуар ролей, не только ограниченные возможности наличных ролей, но и во многом безличный характер выполняемых ролей. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое "Я" под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему:

1. Подросток "перегибает палку" в стремлении к индивидуально-личностным проявлениям, формально-ролевое поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность.

2. Стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру, пропорции, уместность личностного и ролевого поведения. Он еще не осознал выгод ролевого поведения, за маской которого можно спрятаться от "психологических уколов" окружающих, и, в свою очередь, не задеть самолюбие окружающих, если они будут истолковывать нежелательные по отношению к ним поступки не как проявления личного отношения, а как требования роли. Этим, думается, во многом и обусловлена повышенная ранимость подростков, чувствительность к оценкам их поведения и внешности. Взрослые, укрытые "броней" ролевых одежд, часто даже не замечают, как психологически ранят подростков своими неосторожными замечаниями, упреками, требованиями.

3. Переход ко взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Это обусловлено тем, что роль взрослого имеет своими атрибутами самостоятельность и независимость, отсюда возникает стремление к эмансипации от родителей. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять мятущейся души своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей "по несчастью".

Особенностью возраста является то, что подростку подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются.

Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей во многом обоснованы. Родители, особенно в последнее экономически нестабильное время озабочены тем, как обуть-одеть-накормить своих любимых чад, духовная связь с детьми при этом часто терпит ущерб, уходит на второй план. Многие родители заняты бизнесом, карьерой, самоутверждением, своими "взрослыми" проблемами.

Между тем, растущим, осваивающим социальный мир детям, в первую очередь необходимы поддержка, понимание, мудрый совет своих родителей. Французский психолог Р. Томе выявил, что в трудной ситуации морального, материального и эмоционального порядка подростки предпочитают обращаться за помощью и поддержкой к родителям и только в эмоциональной поддержке приоритет принадлежит друзьям.

К сожалению, родители не всегда на высоте в умении понимать своих детей. Исследования И.С. Кона и В.А. Лосенкова (1974), а также Р. Томе (1972, 1973) показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки.

"Несправедливость родительских требований". Если общение, на основе взаимопонимания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, рутинный характер. И чем больше родители "нажимают" на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем "казеннее" и суше становятся их взаимоотношения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что "ребенок" уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".

А родители достаточно часто бывают и справедливы, и разумны в своих требованиях и ограничениях. Бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. В этом случае в слова "они меня не понимают" подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и опасностей "взрослого" мира.

Сетования подростков по поводу "различных взглядов на жизнь" с родителями являются традиционными, но чаще всего эти различия касаются вопросов вкуса (музыка, одежда, увлечения и др.), привычек и других "мелочей". Базовые жизненные ценности и образцы поведения, как правило, дети перенимают у своих родителей.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. По исследованиям западных ученых подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности.

Многие родители забывают, что слова ничему не учат. Работы по социальной теории научения А. Бандуры показывают, что поступки взрослых и подаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова. Об этом же говорит социолог В.А. Сысенко: "Не следует забывать того обстоятельства, что юноши и девушки наследуют от родителей не только темперамент, характер, но также стиль поведения, общения, формы ответных реакций. Здесь действуют законы социального наследования".

"Разные взгляды на жизнь" родителей и подростков в современной России объективно обусловлены еще и тем, что страна переживает критический этап своего развития. Происходит резкая смена ценностных ориентаций, и молодежь легче воспринимает веяния времени, их родители переориентируются значительно труднее.

Причины конфликтов "плохой характер родителей" и "поведение родителей (выпивки, скандалы)" называли в исследованиях не более 3-7% опрошенных. Здесь, конечно, присутствует нежелание "выносить сор из избы". Подобную информацию с полным основанием можно назвать латентной - скрытой не только от постороннего наблюдателя (исследователя), но и скрываемой от себя. Дети чрезвычайно трудно переживают плохое поведение родителей, испытывают стыд за них, если те выпивают, и, безусловно, понимают, что родители все же их любят и, как умеют, выполняют свой родительский долг.

По-видимому, дети много прощают своим родителям и детско-родительские отношения носят неоднозначный характер. Научные исследования показывают, что насилие распространено в 25% семей, в исследованиях В.И. Журавлева 51% опрошенных указали, что у них с родителями было "много конфликтов". Однако по данным того же В.И. Журавлева, в разряде "любимые взрослые" с большим отрывом лидируют родители (44%), а на "равнодушное отношение" и "полное взаимонепонимание с родителями" указывают лишь 3-4% опрошенных.

"Моя успеваемость". Эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости в наших исследованиях в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей.

Часто родители хотят в детях реализовать то, что у них в свое время не получилось, компенсировать жизненные неудачи: "Вот мне не удалось получить высшее образование, так пусть хоть мой сын (дочь)...". Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успеваемости своего ребенка.

Очень многие родители видят свои главные функции по отношению к детям в прямом контроле за их учебной деятельностью и поведением, который чаще всего сводится к контролю за оценками, а не за знаниями и умственным развитием детей. Как показали исследования, у родителей гораздо больше проблем связанных с успеваемостью сыновей, чем с учебными делами дочерей. Конфликты с дочерями из-за успеваемости у родителей бывают в два раза реже, чем с сыновьями: конфликты по поводу успеваемости у юношей оказались на втором месте, у девушек - на седьмом.

"Мой плохой характер". Нужно, конечно, учитывать, что и родителям трудно со своими чадами, особенно, когда они вроде бы уже не дети, но и еще пока не взрослые. Юноши и девушки на пороге взрослости активно ищут себя: они то требуют к себе отношения, как к автономной личности, имеющей право свободно выбирать друзей и время возвращения вечером домой, то "впадают в детство", не желая брать на себя ответственность, например, за ведение домашнего хозяйства, то шокируют родителей псевдовзрослым поведением - курением, употреблением вина.

Родители от этого часто в панике, они не знают, что им делать, как воспитывать своих великовозрастных детей. Очень точно заметил один из педагогов Ф.В. Ферстер: "У родителей просто не хватает нервов, чтобы терпеть ребенка в процессе его нормального развития".

И сами юноши и девушки тоже видимо понимают, что с ними не легко. В наших исследованиях пятая часть юношей причиной конфликтов с родителями назвала "мой плохой характер", а у более самокритичных девушек эта причина и вовсе вышла на первое место среди других причин (32,1%).

Поздние возвращения домой, как причина конфликтов с родителями, занимает третью позицию и у юношей, и у девушек по частоте упоминаний лишь немного отставая в процентном отношении от успеваемости. Нам думается эта причина конфликта (и ей подобные) претендуют на наименование "вечная". Вечное столкновение двух стремлений: с одной стороны, стремление растущих, становящихся личностей к автономии, свободе; с другой, - стремление зрелых людей оградить от ошибок, опасностей и соблазнов этого мира неокрепшие души своих любимых детей.

А "ловушек" на пути взросления достаточно много. Прежде всего, желание поскорее получить статус взрослого приводит к тому, что молодые люди начинают копировать внешние, не всегда самые лучшие, атрибуты ролевого поведения взрослых людей. Они начинают курить, употреблять алкоголь, пускаются в сексуальные эксперименты, не понимая, что это лишь фетиш. У многих представления о социальной зрелости укладываются в такую схему: ослабление опеки и контроля, самостоятельность, когда сняты все ограничения возраста (приходить домой, когда захочешь, и т.п.). Юноши и девушки не понимают еще, что свобода в поведении, как атрибут взрослости дополняется ответственностью и внутренними ограничениями своего поведения, налагаемыми на себя зрелыми людьми.

Следует все же отметить, что родители часто перегибают палку в стремлении контролировать жизнь своих детей. Родители здесь проявляют непоследовательность: готовя ребенка ко взрослой жизни, они не могут принять проявления самостоятельности детей буквально в преддверии зрелости. Возникает впечатление, что родители даже как бы противостоят этому.

Подросток, между тем, может, а значит, и должен проявить самостоятельность. И если родители излишне регламентируют его поведение, деятельность, общение, то они часто сталкиваются с характерной реакцией подросткового возраста - реакцией эмансипации. Она неизбежна там, где присутствует мелочная опека, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам подростка. Излишняя зажатость подростка может привести не только к игнорированию указаний родителей, она может распространиться на общепринятые стандарты поведения на духовные ценности.

"Мои вредные привычки". По данным В.И. Журавлева (1995), в поведении подростков просматриваются следующие негативные черты: 1) курение - 50%; 2) употребление спиртных напитков - 44%; 3) распущенность в половой жизни - 10%; 4) наркомания - 6%.

Следует отметить, что вредные привычки (табакокурение, винопитие, наркомания, токсикомания) обусловлены не только желанием казаться взрослым, но и стремлением найти компенсацию своим неудачам и неуспехам. "Самолечение" алкоголем и наркотиками хоть на время, но снимает эмоциональное напряжение. Результаты наших исследований показали, что чем хуже учатся подростки, тем чаще у них конфликты с родителями из-за вредных привычек, поздних возвращений домой и плохой компании.

"Мало помогаю по хозяйству". По данным опроса, юноши и девушки называют эту причину конфликтов довольно часто (4 место по частоте). Это, конечно, претензии со стороны тех родителей (сами юноши и девушки вряд ли так думают), которые хотят воспитать своих детей трудолюбивыми и хозяйственными, да и самим разгрузиться от домашних дел. Но, по-видимому, имеют в этом стремлении не очень хороший результат. Выросшие дети, сызмальства привыкшие к опеке пап и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие "детско-взрослые" плечи груз хозяйственных забот.

Обследования Детского фонда России показали, что практически у всех детей есть домашние обязанности. Так, отвечая на вопрос: "Какую работу Вы обычно выполняете по дому?", от 50 до 70% школьников отметили: "Помогаю в саду, огороде, на дачном участке", "Убираю в своей комнате, во всем доме", "Хожу в магазин за продуктами". "Однако, - пишет Г.В. Ермоленко, - бытовой труд подростки часто воспринимают как "обязаловку". Не потому ли понятие "мой дом", "домашний уют" вне эмоциональной сферы детей, вне осознания? Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания".

Следует сказать, что на данном возрастном этапе и дети, и их родители часто проявляют непоследовательность. Подросшие чада требуют к себе уважения и предоставления новых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспозиция меняется на противоположную. Равно как и родители: они призывают детей к самостоятельности и ответственности, но как только "дитя" подает свой голос на семейном совете по поводу серьезных проблем, так сразу окрик: "А ты в разговор взрослых не мешайся, мал еще!"

"Мой внешний вид (прическа, одежда)". На удивление не велика частота конфликтов по этой причине - всего лишь 4 %. Видимо, это связано с тем, что из моды ушли крайности, так раздражающие родителей: нет моды на слишком широкие ("клеш") или слишком узкие ("дудочка") брюки у парней, прическу сейчас юноши предпочитают короткую (не раздражают длинными "патлами"); у девушек нет ярко выраженной моды на мини. Да и дети свои притязания на модную одежду, видимо, измеряют толщиной кошелька своих "предков".

Однако сбрасывать со счетов "вкусовые", "гардеробные", "модные" и др. разногласия подростков с родителями вовсе не стоит. Переживания по таким "несерьезным" причинам бывают очень тяжелыми, а семейные ссоры "по мелочам" приводят к невыносимости отношений, к отчуждению любящих людей, неуважению друг к другу на долгие годы.

Специалисты-конфликтологи утверждают, что именно частые стычки по мелочам являются наиболее распространенной причиной охлаждения семейных отношений, и вообще - эмоционально неприязненных отношений между людьми. Здесь действует закономерность перехода затяжных деловых конфликтов, где есть объективная причина конфликта, в эмоциональные конфликты, где причина формируется перманентно враждебными межличностными отношениями. Эмоциональные конфликты с трудом поддаются (а чаще всего и вовсе не поддаются) разрешению, а потому особо опасны.

Следует отметить, что родители, как правило, не понимают того, что забота о внешности - это не проявление поверхностности и несерьезности их детей. Это проявление потребности в поиске и выражении собственной идентичности и в принадлежности к определенной социальной группе. Одежда и внешность - это способ самовыражения, и подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. С помощью одежды человек может сообщить окружающим о том, какую роль он хочет играть в жизни.

"Из-за моей компании" - отмечали в проводимых исследованиях юноши и девушки и такую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная - родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.

"Если учесть, - пишет Г.В. Ермоленко, - что общение родителей с детьми часто ограничивается нотациями, то и семья для подростков перестает быть источником, объектом привязанности". Подростки в этом случае предпочитают уличные "тусовки", "моталки", их совершенно не интересуют корни - только 2 % подростков знают родословную своей семьи.

Р. Джаковетта (1975) отмечает, что существует следующая закономерность - чем хуже отношения юноши со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников, и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Но даже если отношения юношей с родителями складываются благоприятно, им все равно необходимо интенсивное общение со сверстниками. Юноши и девушки ощущают тягу к тем, чей статус аналогичен их собственному. Общение в юношеском возрасте самоценно само по себе. Можно утверждать, что юность является возрастом взаимоотношений и связанного с ними общения.

Характер взаимоотношений, в которые вступают юноши и девушки, становится более сложным, утонченным и интимным, то есть допускающим, а часто и требующим максимального и очень нужного юности самораскрытия.

Эти отношения являются более разносторонними, представляющими огромные возможности для самовыражения, перебора и проигрывания будущих ролей. В общении юноши и девушки последовательно примеряют роли взрослых, подбирая стиль и характер их исполнения во взаимоотношениях друг с другом, подготавливая себя к будущему полноценному включению в социум.

В отношениях со сверстниками реализуются возможности взаимодействовать с другими на равных, оттачивать свои коммуникативные навыки и умения; постигать науку взаимовлияния и самоопределения в коллективе. И происходит это в психологически комфортных условиях, так как в целом взаимоотношения со сверстниками являются менее напряженными и более благоприятными, чем со взрослыми, и к тому же весьма регулируемыми.

В кругу сверстников юноши и девушки также удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Обо всем этом необходимо помнить родителям, перед тем как укорить своего ребенка за "плохую", по их мнению, компанию.


Заключение

Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

В оптимальный тип отношений родителей и детей;

Потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

Скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

Родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

§ Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

§ Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

§ В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

§ Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

§ Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

§ Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

§ Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

§ Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

§ Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

§ Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

§ Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

§ Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

§ Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

§ Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

§ Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

§ Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

§ За то, чтобы перестать быть ребенком.

§ За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

§ За утверждение среди сверстников.

§ Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

§ Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.

§ Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.

§ Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

§ Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.


Список используемой литературы

1. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков. – Кострома: Изд-во Костром. гос. пед. ун-та, 1994. – 250 с.

2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.

4. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М.,1997.

5. Народное образование №6, 1995.

6. Положение детей России в 1992 г. М., // Дом, 1993, с.24

7. Права женщин в России. Законодательство и практика. № 6-7, М., 1999.

8. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991.

Факторов, влияющих на психическое здоровье несовершеннолетних. Среди них много таких, которые базируются на социально-психологической основе. Однако роль этих факторов в этиопатогенезе криминального поведения подростков на современном этапе реформирования социальных устоев общества остаётся недостаточно изученной. Делинквентные подростки, лишившись полноценного внимания родителей, не зная, куда...

Конфликтные ситуации в семье – 39,6%, в школе – 20,3%, террор со стороны сверстников – 10,2%, обман, разочарование, безответная любовь – 7,1%. В 21,9% случаев причина суицида неизвестна. В подавляющем большинстве случаев дети пытались лишить себя жизни путем отравления – 97,8%, ранения себя – 0,9%, повешения – 0,8%, спрыгивания с высотных зданий – 0,3%, иными способами – 0,2%. В качестве...

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку, с какими – то либо серьезными проблемами в разных делах. В это время отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение со сверстниками начинает приносить

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогической технологии

Реферат по курсу

«Основы психологии семьи и семейных отношений»

«Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции»

ВЫПОЛНИЛА:

студентка 43 группы

Борюк Я.Ю.


Введение

1. Стили отношений в семье

2. Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы

3. Причины конфликтов родителей и подростков

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Одним из важнейших аспектов указанной проблемы является вопрос о конфликтах подростков с родителями. Множество тонких наблюдений и описаний такого рода конфликтных ситуаций дает художественная литература. Однако, как ни парадоксально, именно эта сторона взаимоотношений подростков менее всего представлена в специальных психологических исследованиях. Значительно полнее отражена проблема конфликтов подростков со сверстниками, а также с учителями.

Причины возникновения конфликтов подростков с родителями возрастную специфику и не одинаковы у младших и старших подростков: у младших подростков конфликты с родителями возникают существенно по поводу учебной деятельности, у старших - по поводу общения. Способы поведения в конфликтных ситуациях с родителями более конструктивны у старших подростков, по сравнению с младшими. Родительские отношения, основанные на утверждении силы и отсутствии любви к ребенку, чаще провоцируют подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к ребенку.

Мелкие и крупные конфликты, ссоры подростков с взрослыми – постоянные источники напряжения, стресса – и для тех, и для других. В семье накапливается напряжение, оно усиливается, раскручивается, Выход становится найти все труднее и труднее. Происходит то, что психологи называют кто “заколдованным психологическим кругом”, а кто - “чертовым колесом”. В быту же говорят просто – “Зациклился”.

А это значит, что и родители, и подростки постоянно напряжены, делают много ошибок, постоянно срываются. Возникает стресс детско-родительских отношений и как следствие его – болезни, нарушения. Перечислим главные пусковые механизмы этого стресса. Во-первых, борьба, в процессе которой должно выясниться, кто же все-таки из нас главный и с чьими мнениями и вкусами все же надо считаться в первую очередь. Другими словами, – борьба самолюбий, борьба за самоутверждение, власть. Во-вторых, вечный вопрос о том, кто доложен кому навстречу идти и кто с кем считаться – дети с родителями или с родителями с детьми. И наконец, в-третьих – взаимные обвинения и упреки.


1. Стили отношений в семье

Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к подростку.

В литературе принято выделять два основных стиля отношений в семье, а значит и два стиля воспитания и социализации: "авторитарный" (традиционный) и "свободный" (современный). Обновление жизни в различных обществах сопровождается переходом от традиционного стиля к современным образцам семейного воспитания.

Авторитарный стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении интересов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы "снизу", подавляет самостоятельность человека. Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С.Макаренко характеризовал "авторитет подавления" как "самый страшный сорт авторитета".

Свободный стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется: 1) большей дозволенностью по отношению к спонтанным желаниям ребенка; 2) более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей; 3) увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз.

Свободный (современный) стиль семейного воспитания приводит к появлению в обществе "современных" детей. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родительском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников. П. Бюхнер, Г.-Г. Крюгер и М. Дюбуа в своей работе "Современный ребенок" в Западной Европе" пишут: "Дестандартизация уклада жизни сопровождается ослаблением поддержания нормативных традиций семейной жизни и проведения досуга и усилением ориентации на ценность самореализации в противовес исполнению обязанностей перед другими".

Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить, поэтому интерес социологов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми. Степень их социальной свободы незначительна.

Дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института оказывают структурные изменения, происходящие в обществе: экономический кризис, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица, введение платных медицинских и образовательных услуг, в том числе в системе государственных образовательных учреждений, - все это снижает способность большинства семей удовлетворять насущные потребности детей.

Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. "Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда".

Исследователи утверждают, что семья в современной России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как: 1) многие семьи заражены аномией и девиантным поведением; 2) даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.

2. Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Конфликт имеет много определений:

· под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.

· конфликт - столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.

Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач:

· адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались

· определяет источник разногласия и позволяет устранить его

· выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее,

· сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства,

· помогает убрать внутреннюю напряженность,

· помогает найти подходящие средства влияния на другого,

· позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх