Сценарий игровой программы "новогодние посиделки". Досуг «Новогодние посиделки
Наталья Обухова
Сценарий праздника «Новогодние посиделки» для детей старшей группы
Муниципальное автономное учреждение детский сад №5 «Родничок» , Обухова Наталья Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории, старшая группа .
НОВОГОДНИЕ ПОСИДЕЛКИ .
(Для детей старшей группы )
Задачи : Расширять представления детей о народных праздниках , побуждать интерес к народному искусству, воспитывать бережное отношение друг другу, культуру поведения в обществе.
Материал : Убранство русской избы, стол с самоваром, две лавки, два лукошка, бублики, баранки, бубен, свечи, снежинки из бумаги, трубочки коктельные на каждого ребёнка, бутылки с соком, пара валенок, пара колечек, две вязанки бус, ватрушки с разной начинкой.
Предварительная работа : Беседы «Народные праздники на Руси » . Рассматривание иллюстраций убранство избы. Разучивание народных игр. Знакомство с народными инструментами.
Звучит весёлая народная музыка, выходит ведущая, одета в русский народный
В. Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы! Отправимся мы сегодня с вами во времена прошлые, в старину глубокую . И узнаете вы, как в те далёкие годы встречали праздник радостный , который Новым годом называется.
Только чур, уговор! Я рассказывать буду, а вы мне поможете. Всё это у нас называться будет «Новогодние посиделки » . Посиделки – это когда собирались красны девицы и добры молодцы в большой избе, садились по лавкам, что вдоль стен поставлены, друг на дружку смотрели, да беседы вели. А ещё всякие потехи и забавы придумывали. По - нынешнему это называется конкурсы или соревнования. Кто побеждал, тот награду получал. Раньше говорили угощенье. Потому что призы раньше были не как сейчас, съедобными были. Кто выигрывал – тот получал мягкий бублик. А кто проигрывал – сухую баранку. А в конце посиделок пили чай с этими бубликами и баранками. А вы как, от чая с бубликами и баранками не откажетесь, да с вареньем и медком?
В. А теперь я хочу услышать, готовы встречать Новый год по старинному ? Готовы в посиделках поучаствовать ? Готовы в забавах посоревноваться? Раз готовы, вот вам по лукошку. В эти лукошки вы баранки и бублики будете складывать . А после всего мы узнаем, кто проворнее да сообразительнее был, посчитаем баранки да бублики.
Ой, вижу, кому то не сидится, не терпится посоревноваться да бублики заработать. Что ж если не сидится, устроим мы пересаживание. Вы сидите, вперемешку, мальчики с девочками, а надо пересесть мальчик к мальчикам, девочки к девочкам. Дети делятся на две команды, девочки в одну, мальчики в другую.
Конкурс 1. «Пересаживание» .
По итогам конкурса вручается два приза : один за скорость, другой за правильность выполнения. Утешительный приз для проигравшей команды. Даются названия командам : «Красны девицы» , «Добры молодцы» .
В. Вот и первые баранки да бублики появились в лукошках. Не отчаивайтесь те, кто получил баранки. Ведь это только зачин был, или – разминка. Все главные потехи впереди.
В старину с тем забавы устраивали, что было под рукой или под ногой. Что у вас на ногах? (дожидаюсь ответа) . А раньше обувь как называлась, в которой в праздники новогодние ходили ? (валенки) . А знаете, сколько затей можно с валенками учинить?
Конкурс- эстафета 2. «Двое в одном валенке» .
(По итогам вручается два приза : за скорость и аккуратность (валенок не разу не упал и когда участники при этом опускали ногу в валенок целиком, а не на полгаленища).
В. С одной новогодней забавой вы познакомились, а теперь другая. В руках у меня бумажная снежинка, а раньше, когда в деревнях бумага была большой редкостью, их вырезали из бересты. Нужно на кулачках снежинку бумажную передать, да так чтобы она не упала. С какого кулачка упала на тот и возвращается и игра продолжается. Эта игра требует ловкости.
Конкурс 3 «Передай снежинку на кулачке» .
(По итогам игры вручаются призы за скорость и аккуратность)
В. Я надеюсь, вы не забыли, что у нас посиделки новогодние ? А на новый год, в старые времена , да и в наши дни принято наряжаться да украшаться. Конечно, наипаче себя украшали девицы. Приходили они на посиделки в бусах покупных да в колечках литых. А парни с этими колечками и бусами забавы устраивали. А знаете, сколько с одним колечком можно устроить разных затей. И по столу катать, и на нитке крутить, и на ёлке средь ветвей прятать. И мы с вами сейчас будем передавать колечко из рук в руки, только не думайте, что с ладошки в ладошку. Колечки больше чем на пальчик, поэтому будем передавать с мизинца на мизинец. Вот и попробуйте, красны девицы, да добры молодцы, передать это колечко друг дружке, с мизинца на мизинец. Другой рукой и пальцами не помогайте. Готовы? Чья команда первой колечко передаст, той и награда.
Конкурс 4. «Передай колечко» .
В. Да, с колечком вы быстро управились. А вот как скоро у нас дело пойдёт с ещё одним новогодним украшением – бусами ? Их мы тоже будем передавать от соседа к соседу. (Дать детям время на тренировку) .
В. Довольно, довольно! Трепать бусы понарошку, пора и взаправду посоревноваться.
Конкурс 5. «Надень бусы соседу, сосед соседу»
(По окончанию конкурса вручаются призы)
В. Хочу я вас спросить, никто ещё не устал? Силы ещё есть, чтобы забавы новогодние продолжать ? Даже если кто и устал, дело поправимое. Потому что на каждых посиделках принято было и жажду утолять и закусывать. И мы сейчас подкрепимся. Бублики и баранки мы не будем доставать, а попотчуемся мы самой вкусной, старинной едой – ватрушкой . Ватрушки были и с ягодой, и с творогом, и с мёдом, и со свеклой сахарной. Будет у нас всего две ватрушки с повидлом. И будем мы ими угощаться не как на посиделках , а с чудинкой. Руки за спину уберите, я первым из вас ватрушку дам, только сильно не прикусывайте. Откусить вам удастся, когда вы ватрушку соседу зубами передадите. Он её прикусит, вот тогда вы свой кусок и отрываете, пережёвываете не спеша. А тем временем сосед передаёт ватрушку таким же способом.
Конкурс 6 «Вкусные ватрушки»
(По итогам конкурса вручаются призы)
В. Я думаю, вы согласитесь со мной, если мы теперь ватрушки запьём чем-нибудь. А вы знаете, какие напитки раньше в почёте были? Раньше пили квас да молоко, а ещё лучше вода простая родниковая. Выносили воду гостям в кувшинах или ковшах. А когда забаву хотели затеять пили через соломинку, настоящую, которая их настоящей соломы. У нас конечно современные соломинки будут, и сосуд тоже, бутылка. Нужно передавая бутылку из рук в руки, соломинкой в горлышко попасть и отпить столько жидкости, сколько захотите. Но так чтобы всем хватило. А к концу забавы бутылка должна быть пустой.
Конкурс 7. «Утолим жажду»
В. А как вы думаете, без чего не может быть новогодних посиделок ? Правильно! Без песен. Песня любые посиделки украшает . А вы знаете такую забаву, когда песню поют по очереди. Каждый следующий продолжает строчку песни. Поэтому нужно быть внимательным и слушать соседа.
Конкурс 8. «Весёлое пение» .
(команде «Добры молодцы» даётся песня «В лесу родилась ёлочка» , команде «Красны девицы» , «Маленькой ёлочке холодно зимой» )
В. Как известно, там где песня, там и музыка. Кто мне скажет, на каких инструментах в старину играли ? Всякая музыка живьём звучала, никаких магнитофонов не было. Играли на гармошке, балалайке, на свирели, на рожке, и на хорошо вам известном бубне. Забава наша будет вроде и простой, да только это поначалу, так кажется. Надо будет в бубен ударить столько раз, каким ты стоишь по счёту. Вижу, все уже готовы в бубны бить.
Конкурс 9. «Музыкальный»
(Помощники внимательно считают удары команд. В конце конкурса подводятся итоги на скорость и точность)
В. Ой, как время то бежит, смеркаться уже начало. А значит и посиделкам конец подходит . Ещё одну забаву устроим самую новогоднюю . Есть ещё одна вещь, в давние времена без нее не обходились не одни посиделки , да и сейчас тоже. Я про обычную свечу говорю, она ведь свет даёт. С ней и гадания новогодние проводили . Вот мы самую простую забаву и проведём. Только для безопасности у нас будут не зажённые свечи.
Конкурс 10. «Осветим свой дом»
(Если свеча падает на пол, необходимо поднять и продолжить игру)
В. Это была наша последняя забава. Теперь красны девицы и добры молодцы, считайте бублики да баранки в своих лукошках, будем победителей выявлять.
(Команды подсчитывают бублики и баранки в лукошках, сообщают результаты. Ведущий поздравляет победителей и произносит слова утешения проигравшим).
В. Что ж, победить в новогодних посиделках – большой почёт , да только и проиграть – не велика потеря. Так всегда на посиделках было , все баранки и бублики высыпались в одно большое блюдо и каждый, кто хотел лакомился ими, чай прихлёбывая. Вот и мы сейчас стол накроем да ватрушки с творогом на стол поставим, самовар согреем. Будем чай пить да с праздником новогодним поздравлять друг друга. А коль захочется и пляски устроить можем.
(Дети рассаживаются за столы и пьют чай с угощениями) .
Сценарий внеклассного мероприятия
«Новогодние посиделки»
Цели:
развивать познавательную активность детей, коммуникативность; организовать досуг детей в форме коллективных конкурсов и игр; воспитывать дружелюбие и вежливость во время участия в конкурсах, чувство коллективизма.
Ход мероприятия
Вот и наступили долгожданные каникулы. Сегодня мы с вами собрались на новогодние посиделки, чтобы посоревноваться, показать свою смекалку, ум, ловкость по теме «Зима».
Прежде чем приступить к нашим соревнованиям, мы с вами должны разделиться на две команды. Сейчас каждый из вас будет вытаскивать из сундучка снежинку. В зависимости от того, какого цвета вы вытащили снежинку, в ту команду и попадаете.
Сегодня вы столкнетесь с несколькими испытаниями, справляясь с ними, выигрывая их, вы будете получать снежинки. Та команда, которая за наши посиделки наберет большее количество снежинок, выигрывает. Итак, приступаем.
Испытание 1 «Непростое название команды»
Команды должны придумать название команды, но не называть себя. Название должно быть связано с зимой. Они должны показать мимикой, жестами название команды, а другая команда должна догадаться, как они себя назвали.
Испытание 2 «Загадки-обманки про Деда Мороза и Новый год»
- Много-много-много лет
Дарит нам подарки Дед,
Дарит елку, поздравленья,
Этот праздник – … День рожденья? (Нет, Новый год!)
- Кто он, с белой бородой,
Сам румяный и седой,
Он всех лучше и добрей!
Догадались? – …Бармалей? (Нет, Дед Мороз!)
- Вот она, красавица,
Вся переливается!
Принесли ее с мороза,
Это дерево – … Береза? (Нет, елка!)
- К нам приехал Дед Мороз,
Внучку юную привез.
Дети ждут ее подарка –
Эта девочка – … Русалка? (Нет, Снегурочка!)
- Кто помощник Дед Мороза?
Кто с морковкой вместо носа?
Кто весь белый, чистый, свежий?
Кто из снега сделан? – …Леший? (Нет, Снеговик!)
- Запрягает Дед Мороз
Трех коней в тяжелый воз.
Как зовут их, вспоминай! – …
Март, Апрель и теплый Май? (Нет, Декабрь, Январь, Февраль!)
- Приезжайте к нам на бал!
Чтоб никто вас не узнал,
Пусть сошьют вам ваши мамы
Карнавальные… пижамы? (Нет, костюмы!)
- Друг ты мне или не друг,
Становись скорее в круг!
Взявшись за руки, детишки
Дружно водят… за нос мишку? (Нет, хоровод!)
- Позабудьте про капризы,
Всем – конфеты, всем – сюрпризы!
В Новый год не надо плакать,
Там, под елкой, … старый лапоть? (Нет, подарок!)
- Чтобы светлой сделать ночь,
Надо Дедушке помочь.
Говорят все дети в праздник
Хором: «Елочка, …погасни?» (Нет, зажгись!)
— Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.
Испытание 3 «Кто быстрее»
Команды выстраиваются в два ряда, участники команды становятся друг за другом. В руках ложка, на ней снежок. Нужно, обежать стул, вернуться к своей команде, передать ложку со снежком следующему участнику команды и так далее. Снежок руками трогать нельзя. Кто быстрее справится с заданием, тот и победил.
Испытание 4 «Угадай мелодию» (Музыкальная викторина по новогодним, зимним песням)
- «Маленькой елочке холодно зимой…»
- «Три белых коня»
- «Зима-холода»
- «В лесу родилась елочка…»
- «У леса на опушке жила зима в избушке…»
- «Новый год к нам мчится…»
Испытание 5 «Угадай слова»
За 40 секунд вам из рассыпанных букв необходимо собрать слова.
1 команда: (ч е к а л о – елочка, ж р е д о в о т с – рождество, о д а п о р к – подарок).
2 команда: (д о о х л – холод, и м ш к у з а – зимушка, в н о к г е с и – снеговик).
Испытание 6 «Снежный ком»
На столе у каждой команды лежит стопка газет. Каждый участник команды по очереди берёт из стопки по 1 газете и делает снежный ком. Побеждает та команда, которая первой «слепит» снежки.
Испытание 7 «Неправильное пение»
Каждой команде необходимо будет спеть известную вам всем из раннего детства песенку «В лесу родилась ёлочка». А кто-нибудь знает кто её автор и давно ли она придумана? (В 1910 году, Раисой Адамовной Кудашевой).
− Петь песню вы будете необычно. Капитаны вытягивают одно из заданий.
− Петь вы будете необычно, представьте: ясельная группа детского сада, хор советской армии, хор пенсионеров.
Команды готовятся 1 минуту, затем исполняют 1-й куплет песни.
Испытание 8 «Нарисуй снеговика»
От каждой команды по 2 участника выходят к доске. Одному завязывают глаза шарфом, раскручивают, дают мел, а другой помогает, подсказывает, где рисовать.
Выигрывает та команда, у кого снеговик получился красивее.
Испытание 9 «Лови снежок»
У одного участника в руках пустой пакет, который он держит широко раскрытым. По сигналу все начинают бросать снежки в пакет, напарники помогают, пытаясь поймать. Побеждает та команда, у которой окажется большее количество снежков в пакете.
Испытание 10 «Отгадай сказку»
Каждой команде достанутся строки из каких-либо сказок. Вам необходимо отгадать сказку.
— «Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепили носик, ротик, подбородок. Смотрит она и улыбается». «Снегурочка»
— «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала Эльфов… »
«Снежная Королева»
— «Делать нечего, взял ведра и пошел на реку за водой. Подошел он к проруби, зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро». «По щучьему веленью»
— «Долго – долго сидел Волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было!» «Лиса и Волк»
— «Злая мышиная королева Мышильда превратила прекрасную принцессу в орех. Смелый принц спас ее, а сам превратился в деревянную игрушку для раскалывания орехов. И вот в ночь под Рождество, все игрушки ожили… » «Щелкунчик»
— «Королева захотела к Новому году получить в подарок подснежники. Ей говорили, что это невозможно. Но она не хотела слушать и объявила всем о большой награде тому, кто принесет во дворец корзину подснежников… » «12 месяцев»
Рефлексия с участниками
Итак, ребята, это было ваше последнее испытание. Подсчитайте ваши снежинки. Вы сегодня показали, какие вы умные, сообразительные и ловкие. Я думаю, что в наших испытаниях победила дружба! Спасибо за участие.
Награждение команд.
Скачать к сценарию.
Организация: ГБОУ ЛИЦЕЙ №138 ДО№10
Населенный пункт: г. Москва
Развитие духовно- нравственных качеств у детей с помощью устного – народного творчества.
- Познакомить детей с волшебным образом Деда Мороза.
- Формировать знания о праздновании Нового Года и Рождества на Руси.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Создать праздничное настроение.
Предварительная работа: консультация для родителей «Празднование Нового года в мире» , беседы с детьми о праздниках «Новый год» , «Рождество» , рассматривание иллюстраций с празднованием Рождества, чтение книги «Моя первая Священная История» П.Н. Воздвиженский, разучивание музыкального репертуара (хороводные игры, колядки, народные игры, стихи) , подготовка пряников для росписи, пищевые краски.
Ход развлечения:
Педагог и дети, одетые в народные костюмы входят в группу, оформленная зимними композициями. Стоит небольшая наряженная елочка в колокольчиках. Дети рассаживаются на стульчики.
Ведущий:
Здравствуй, праздник новогодний!
Вот и встретиться пришлось.
Всем нам весело сегодня.
Здравствуй, елка-милый гость!
Ребенок:
Дед Мороз стучит у входа
Отряхивает с шапки снег.
С Новым годом! С Новым годом!
Сколько радости у всех!
Ведущий:
По всему миру Новый Год - любимый праздник. В Новый Год принято дарить друг другу подарки и украшать новогоднее дерево.
Стук в дверь. Входит Дед Мороз и начинает беседу с детьми: кто он такой, откуда появился этот волшебный образ и начинает рассказ:
В одних странах предками Деда Мороза считают гномов, в других –бродячих жонглеров. В преданиях наших издревле существовал Мороз-повелитель зимних холодов и его представляли в образе старичка с длинной бородой. В разных странах доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Англии-Санта Клаус, а у нас- Дед Мороз.
Дед мороз:
Новый Год пришел, нам забаву привел
Новый Год встречай и - веселье начинай.
Игра: «Что мы делаем зимой»
.
Дед Мороз:
Ребята, а ведь празднование Нового года в старину начиналось в декабре, а заканчивалось в январе! Рождение Нового года совпадал с другим радостным праздником - Рождество. Этот праздник символ рождения новой жизни. Праздник Рождества совпадал со святками. Люди пели колядки – песни величания в честь хозяев дома, которым желают добра и получали за это подарки.
Дети читают Колядки и разыгрывают предметы, которые достают из мешка:
Коляда, коляда
Накануне Рождества.
Сею – вею -посеваю
С Рождеством вас поздравляю!
Открывайте ворота,
Подавайте пирога,
Открывайте окошки,
Подавай лепешки.
Открывайте сундуки,
Доставайте пятачки,
Кто не даст пышку,
Тому в лоб шишку.
Дети исполняют музыкально-ритмические движения по кругу:
Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок,
Или вилы в бок.
Ребенок:
Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться
Елка! Праздник! Рождество!
Народная хороводная игра: «Сидит, сидит Яша»
Ведущий:
Мы всем желаем радости,
Открывай мешок для сладостей.
Всех поздравляем,
Да к застолью приглашаем!
Дети разбирают заготовки пряников и расписывают их пищевыми красками.
Чаепитие.
Приложение: Народная игра «Яша»
Все идут по кругу и поют.
Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,
Ядра золочёные.
Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, по окончании
идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в
середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.
По-семейному тёплое утро… С Вами Ирина Иваськив. Дети уже на каникулах. Скоро семейные новогодние посиделки. А это значит, что уже сегодня надо подумать о том, как провести это время в весёлой дружеской захватывающей атмосфере. Просто съесть оливье, посмотреть любимый фильм и, высунувшись в окно, поглазеть на фейерверки – это прекрасно, но… так мало… Душа жаждет праздника! Поэтому берём ручку и блокнот и рожаем программу для семейного вечера: конкурсы, загадки, призы, зимние .
2 важные новогодние традиции
Обычно домашние новогодние посиделки имеют 2 важные традиции:
- подвести итоги ушедшего года: вспомнить яркие события года (и хорошие, и плохие), проанализировать их, сделав для себя конкретные выводы, поблагодарить за них и постараться отпустить их в прошлое – другими словами, провести старый год
- наметить основные цели для предстоящего года: записать планы и идеи, озвучить (хотя бы самому себе) мечты и ожидания, загадать желания и вместе согласиться с тем, что всё задуманное осуществится – другими словами, встретить Новый год
Составляя новогоднюю программу для семейного вечера, основывайтесь на этих традициях.
С чего начать: интервью
Пока мама куховарит, а папа пылесосит, детям постарше можно поручить снять на камеру новогоднее интервью. Специально позировать для него не нужно – здесь важны милые домашние сцены подготовки к Новому году! Кухонный фартук, домашние тапочки и бигуди – самое то для такого интервью!
Вопросы для интервью должны быть простыми, чтобы старшее поколение не съехало в проповеди.)))
- Любимое блюдо?
- Любимые цветы?
- Любимый цвет?
- Любимое занятие?
- Любимое время года?
Позже, уютно расположившись вокруг новогоднего стола, когда все уже будут в сборе, можно будет задать другие, более семейные вопросы.
Новогодние посиделки: разомнёмся?
Начать семейные новогодние посиделки лучше с подвижных игр и конкурсов, в которых придётся вставать с насиженного места. Почему? Все ещё голодны и на всё согласны!))) Если есть возможность всем вместе выйти на улицу и поиграть в зимние игры и забавы там, это будет прекрасно! О зимних играх на улице расскажу в отдельной статье.)))
Играть дома в бумажные снежки и подобные игры не советую. В квартире не очень много места для таких игр, всё красиво наряжено, снежки могут сорвать гирлянду со стены или разбить ёлочные игрушки, и все будут огорчены. Такие игры оставляйте для улицы или для просторных мало загромождённых помещений. Ну, что, пошли играть?
Игра «Сели-встали»
Правила игры просты. Ведущий по очереди говорит заранее подготовленные фразы. Каждый участник, слушая фразу, как бы «примеряет» её на себя: если участник игры понимает, что фраза сказана о нём, то ему нужно будет встать (и потом снова сесть), а если фраза никак к нему не относится, ему нужно продолжать сидеть. Игра пройдёт весело, если фразы говорить достаточно быстро, и если подобрать фразы, которые основаны на привычках, вкусах, увлечениях членов семьи.
Примеры фраз для игры:
- все, кто делает зарядку
- все, кто любит зиму
- все, кто любит долго спать
- все, кто любит шоколадные конфеты
- все, кто в брюках
- все, кто сегодня здесь есть
Игра «Морозко»
Ведущий (он же Морозко – ему хорошо будет надеть новогодний колпачок) при помощи простой «зазывалки» приглашает всех на зимнюю прогулку:
Поднимитесь и гуляйте,
И руками примерзайте!
Услышав команду «руками», участники должны быстро выбрать себе пару и «примёрзнуть» друг ко другу ладонями. В тех парах, в которых оказались дети, Морозко может попробовать, насколько сильно примёрзли ладошки участников. Повторяйте игру, меняя команды:
- … коленями примерзайте…
- … носами …
- … спинами …
- … пальцами …
- … головами …
- … ушами …
Событие года
Предложите всем членам семьи рассказать одно самое яркое событие, которое произошло с ними в этом году. Если время позволяет, можно рассказать, чем вообще запомнился уходящий год. Если есть события, касающиеся всей семьи, озвучьте их: покупка года (купили спортивный уголок), встреча года (старший сын познакомился с девушкой и сделал ей предложение), достижение года (младший сын получил медаль на соревнованиях по карате), рыбалка года (рыбачили всей семьёй и ничего не поймали), фото года (заранее сделайте коллаж на ватмане) и т.д. Подытожьте эти свидетельства молитвой благодарности за уходящий год и за всё, что в нём было, как бы передавая молитву по кругу.
Ель желаний
Заранее нарисуйте на ватмане ель, вырежьте из тонированной бумаги шары, приготовьте фломастеры, ручки, двухсторонний скотч и ножницы. Раздайте каждому по 1-2 шара и предложите написать свои мечты, желания, ожидания в предстоящем году: чем люди хотят, чтобы Новый год порадовал их? Пусть каждый прикрепит свои шары на ель при помощи скотча. Все вместе искренно попросите Бога, чтобы Он помог исполнить эти желания. В нашей семье такая ель хранится до следующего Нового года, на очередных домашних посиделках мы открепляем шары с желаниями и очень часто бываем удивлены тем, что наши желания уже исполнились. Это – очень яркие незабываемые моменты!
Подарки на верёвке
Приготовьте небольшие призы (апельсины, бананы, яблоки, конфеты – то, что любят в вашей семье), вложите их по одному в одинаковые непрозрачные мешочки. Привяжите мешочки к верёвке. А верёвку натяните между спинками стульев. Каждому члену семьи нужно будет завязать глаза, покружить вокруг себя и отпустить искать подарок (пожилых людей и деток страхуем). Тот подарок, к которому человек дотронулся первым, срезают с верёвки и отдают игроку. Игру можно повторять несколько раз – так у участников соберётся целая горка любимых сладостей, и все будут счастливы. Можно добавить в эту игру разные задания:
- рассказать стих их Библии
- рассказать новогодний стих
- отгадать новогоднюю загадку
- решить математическую задачку
- рассказать таблицу умножения на 3
- сыграть песенку на пианино с завязанными глазами
Как и в предыдущих конкурсах и играх, ориентируйтесь на возраст и увлечения игроков.
Заключение
Новогодние посиделки с семьёй сделают праздник по-настоящему домашним и уютным. Включите в программу новогодних посиделок домашний концерт, новогоднюю семейную фото сессию, съёмку новогоднего семейного поздравления, что-то ещё. Но помните, что программа эта не должна быть длинной и затянутой. Старайтесь, чтобы всё было естественно, непринуждённо, без малейшего давления. А, начав новогоднее застолье, время от времени снова привлекайте внимание семьи милыми сюрпризами (печенье с записками, конфеты с пожеланиями, зимние на шпажках для бутербродов и т.д. С Новым годом Вас! Пусть Ваши новогодние посиделки сплотят всех и зададут тон на весь предстоящий год!
Цель:
организация досуга учащихся младшего школьного возраста.
Задачи:
1. знакомить учащихся новогодними играми, забавами.
2. расширять кругозор учащихся.
3. способствовать сплочению детского коллектива.
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы, для педагогов – организаторов, для педагогов дополнительного образования с целью организации досуга младших школьников. (За основу взята конкурсная программа из книги «Встречаем Новый год и Рождество» Афанасьева С.П., Новикова С.Ю., 2003 г. Но программу и конкурсы я адаптировала для своих детишек.)
Посиделки можно проводить между учащимися одного класса, или между двумя параллелями. Участвуют две команды – команда мальчиков и команда девочек, а можно - команда одного класса и команда второго класса. Главное, чтобы количество участников от каждой команды было одинаковое.
Оформление: длинный стол, накрытый скатертью; две скамейки вдоль стола, покрытые половиками; небольшой стол, стилизованный под старину (скатерть, поднос с кружками, самовар и т.д.); комната (кабинет, зал) украшена празднично в соответствии с предстоящим праздником – Новым годом. Ведущая наряжена в русский народный сарафан.
Реквизит: два лукошка, калачи и сушки, две снежинки из бумаги (диаметром 15 см), два колечка (диаметром больше, чем детский мизинец), две нити бус, соломинки по числу участников, две бутылки с водой (можно компот, чай), два бубна.
Ведущая:
Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, красны молодцы! Вижу, не привычны вы к такому обращению. Да только сегодня день такой, что отправимся мы с вами во времена прошлые, в старину глубокую. И расскажу я вам, как в те годы далекие встречали праздник радостный, который Новым годом называется. И в старинных забавах поучаствуете. Свою ловкость да смекалку проявите. И все это называться у нас будет «Новогодние посиделки». Слово такое слышали? «Посиделки»? Это когда собирались красны девицы да добры молодцы в большой избе, садились по лавкам, что вдоль стен поставлены, друг на дружку смотрели да беседы вели. А еще на посиделках молодцы и девицы всякие потехи да забавы придумывали. По-нынешнему это называется «конкурсы» или «соревнования». Кто в забаве побеждал, то награду получал. Или – как сегодня говорят – приз. А раньше говорили – угощенье. Призы раньше были съедобные. Кто выигрывал – тот получал мягкий, вкусный бублик. А кто проигрывал – сухую баранку. И в конце посиделок с этими баранками да бубликами все чай пили. А вы от чая с баранками да бубликами не откажитесь?
Тогда разделимся на 2 артели, или команды. Добры молодцы у нас будут одной командой. А красны девицы – другой. И названия для команд вполне подходящие «Красны девицы» и «Добры молодцы». Итак, начинаем!
Команды сидят на скамейках вдоль стола. Каждой команде вручается лукошко. В них будут складываться калачи и сушки. После всех забав подсчитывается, у кого чего больше оказалось. Двум ученикам можно предложить стать помощниками ведущего для контролирования правильности выполнения забав.
Ведущая:
А теперь услышать я от команд хочу: готовы ли вы по-старинному Новый год отметить? Готовы в посиделках поучаствовать? Готовы в забавах посоревноваться? Раз готовы, тогда вот вам по лукошку: одно красным девицам, другое добрым молодцам. В эти лукошки вы калачи да сушки складывать будете. А после всего мы посчитаем, у кого чего больше оказалось. Узнаем, кто в забавах проворнее и сообразительнее был.
Сейчас я про забаву одну расскажу. Есть у меня две снежинки. Я вырезала их из листа бумаги. Раньше, когда бумага в деревнях большой редкостью была, их из бересты вырезали. И устраивали с этими снежинками игру, с виду простую, но на самом деле требующую ловкости изрядной.
1 забава.
Сначала сожмем руку в кулачок. Положим на него сверху снежинку (ведущий демонстрирует). А теперь накроем эту снежинку вторым кулачком. Сожмем ее крепко между кулачками и руки быстро перевернем. Первый кулак я подниму тихонечко. Как видите, снежинка лежит на втором кулаке, никуда не улетела, не упала. Казалось бы, все просто. А только вы попробуйте таким вот образом снежинку от первого до последнего человека передать. Своими – то кулаками снежинку легко удержать. А вот когда на ваш кулак свой кулачок сосед сверху опустит да когда вы вместе с ним должны руки разом повернуть, вот тут вам и потребуется сноровка. И при этом пальцами помогать нельзя. И ронять снежинку нежелательно. Если же снежинка упала, ее нужно на тот же кулачок положить, с которого она соскользнула, и дальше продолжить эстафету. А кто первый снежинку от начала до конца передаст, той команде я вручу баранку. Тогда по – моему хлопку и приступим.
Ведущий проводит эстафету по передаче бумажных снежинок. По ее итогам вновь вручаются призы за скорость и аккуратность выполнения задания.
Ведущая: Очень уж мне любопытно у вас узнать, вы буквы хорошо знаете? Писать умеете? Вот мы сейчас и проверим, обманули вы меня или правду сказали. Потому как хочу я вам предложить трудную забаву. Раньше на посиделках принято было записочками обмениваться. А на Новый год в этих записочках пожелания раньше дарили. Да только одна беда была: не все в старину грамотами были обучены. Бывало так, что кто-то послание получил, а прочесть не может. Поэтому всякие забавы с буквами самыми трудными считались. Но вы-то писать умеете и с заданием справитесь.
2 забава.
Сейчас вы будете читать послание не глазами, а спиной. Я к первым участникам подойду и прочерчу своим пальцем на их спине несколько букв: сначала одну, потом другую на том же месте, и так целое слово. Вы это слово запомните, вслух не говорите, а напишите так же, как я, на спине соседа. А он его дальше передаст. Как до последнего это слово доберется, пусть он встанет и громко его вслух произнесет. Тут я и проверю, умеете вы читать-писать или вам еще подучиться надо? Тогда сядьте на скамейки вполоборота, чтобы не подсматривать, и чтобы удобнее было на ваших спинах буквы выводить. А я слова напишу (слова ЗИМА
и СНЕГ
каждой команде – одно слово). А теперь – полная тишина, вслух слова не говорить, только писать молча. Начали!
Ведущий проводит конкурс по написанию слов. Заслушивает последних представителей команд, делает выводы и вручает призы.
Ведущая: Пора посиделки наши дальше продолжать. Вы, я надеюсь, не забыли, что они у нас новогодние? А на Новый год и в наши дни и в старые времена принято было наряжаться да украшаться. Конечно, украшали себя красны девицы. Приходили они на посиделки в бусах покупных да в колечках литых. И с этими украшениями разные забавы устраивали. А знаете, сколько с одним лишь колечком можно придумать всяких затей! Его и по столу можно катать. И на нитке крутить. И на елке средь ветвей прятать.
3 забава. Я предлагаю передавать колечко словно эстафетную палочку. Только не подумайте, что передавать колечки мы будем передавать из ладошки в ладошку. Это слишком просто и неинтересно. Передавать мы будем их с пальца на палец. Есть у меня два колечка. Кольца по диаметру большие. Ни на один ваш палец впору не будут. Да это и не надо. Вот и попробуйте передать это колечко друг дружке с мизинца на мизинец. Ни другой рукой, ни другими пальцами не помогайте. Чья команда первой колечко передаст, той и награда. Готовы? Тогда я в ладоши хлопаю.
Ведущая: С колечком вы быстро управились. А теперь попробуем с бусами – еще одним новогодним украшением. Их тоже будем передавать от соседа к соседу. Да вот только ни за что вы не догадаетесь, чем мы их будем передавать. Передавать их надо с уха на ухо.
4 забава.
Забава с бусами. Сначала потренируйтесь, как у вас получится со своего уха на чужое без помощи рук перевесить. Пора и по-настоящему посоревноваться. Повесьте-ка их вновь на уши первым от меня. Соберитесь! По хлопку начинаем.
Ведущий проводит конкурс с бусами. Но для начала нужно предоставить минуту – другую на тренировку. Если во время передачи дети поднимаются со скамеек, это не считается нарушением. Нарушение – помощь себе руками. По окончании эстафеты вручаются призы.
Ведущая: Знаете ли вы, какие раньше напитки в почете были? Сейчас-то все больше чай да кофе, да воды газированные пьют. А раньше больше уважали квас да молоко. А еще лучше – вода простая родниковая. И выносили гостям напитки не в бутылях пластмассовых, как сейчас, а в кувшинах, или кринках, или ковшах. А когда хотели забаву какую с питьем устроить, то пили через соломинку. И не такую соломинку, как сегодня, из пластмассы изготовленную. А через настоящую соломинку, которая из настоящей соломы. Но мы не будем все в точности повторять как было раньше. Соломинки будут современные, каждому по штуке.
5 забава. Сейчас мы с вами будем пить из бутылки с помощью соломинки. Соломинки я вручу каждому, а вот сосуд будет один на команду. И тоже не старинный ковш, а современная пластиковая бутылка. И нужно вам, передавая бутылку из рук в руки, своей соломинкой в горлышко попасть и отпить столько жидкости, сколько захотите. Но так, чтобы на всех хватило. И так, чтобы к концу забавы бутылка пустой оказалась. Вот вам соломинка! Вот бутылка с водой. Посмотрим, какая команда ее быстрее осушит. Приготовились. Сейчас я в ладоши хлопну.
Ведущая: А кто мне скажет, на каких инструментах в старину на посиделках играли. Ведь раньше магнитофонов не было, всякая музыка в живом исполнении звучала. Да и гитары в деревне большой редкостью были. Итак, на чем же раньше играли? Правильно, на гармошке, на балалайке, на рожке, на свирели. А вот был еще один инструмент, знакомый вам хорошо, с которым мы сейчас забаву устроим. И называется он бубен. А забава наша будет простой, да только это по началу так кажется.
6 забава.
Надо будет вам просто ударить в бубен. Первый ударит раз, второй у него бубен возьмет и ударит дважды, а третий – трижды. И каждый следующий – на один удар больше. Вот вам бубны. Я вижу, все уже готовы в бубны бить. Посмотрим, какая из команд внимательнее.
Ведущий проводит конкурс с бубнами. Помощники внимательно считают удары команд. В конце эстафеты подводятся итоги на скорость и точность.
Ведущая:
Вот и все! Это была наша последняя забава. Теперь, добры молодцы и красны девицы, считайте калачи да сушки в своих лукошках. Будем победителя выявлять.
Команды подсчитывают свои трофеи. И сообщают результаты ведущему. Ведущий поздравляет победителей и произносит слова утешения проигравшим. А затем приглашает всех на вторую часто посиделок.
Ведущая: Что ж, победить в новогодних потехах – большой почет. Да только и проиграть – не велика потеря. Тем более что сейчас устроим мы примирительное чаепитие. Так всегда на посиделках было. Все баранки да бублики высыпались в одно большое блюдо, и каждый, кто хотел, лакомился ими, чай прихлёбывая. Да и не только баранками и бубликами. На стол ставили и другие лакомства: пряники, пироги, ватрушки с медом и вареньем. Вот и мы сейчас стол накроем, угощения выставим, самовар согреем. И будем чай пить да с праздником новогодним друг друга поздравлять.
Вот снежинка и снежинка -
Получился снегопад.
Вот смешинка за смешинкой -
Это праздник у ребят.
Раз подарок, два подарок -
Это дед Мороз принес.
И устроил деткам праздник,
Словно в сказку перенёс!