Родословная башмака — история обуви от древних времён до наших дней. История обуви от древних времен до наших дней

Об обуви написано так много, что сказать что- то неизвестное невозможно. Поэтому напомним некоторые интересные, возможно малоизвестные факты из истории обуви.

Если Вы когда-нибудь задумывались о том, какой из предметов Вашего гардероба самый важный, то оказалось бы, что это Ваша обувь . В неудобном пальто, к примеру, можно ходить, и даже достаточно долго. А попробуйте походить долго, в неудобной обуви. Проблема и огромная.

В процессе эволюции обуви, выделились четыре, независимых и разных по конструкции, типа обуви - сабо , сандалии, туфли, ботинки и полуботинки, сапоги и полусапожки.

История возникновения обуви

Точная дата возникновения обуви неизвестна. Историки еще не сошлись в едином мнении на этот счет, но наиболее вероятно, что обувь появилась в Европе, около 30 тысяч лет назад.

К такому мнению пришли ученые, исследовав изменения костей стопы людей, живших в те времена. Уменьшался и изменялся мизинец стопы, менялась форма самой стопы. Возможно, что «обувь» изначально представляла собой кусок дерева или какого-то растения. Скорей всего, первая обувь представляла собой кусок шкуры, намотанной на ногу. Впоследствии в эту шкуру стали подкладывать сухую траву или листья, что утепляло обувь и позволяло меньше чувствовать неровности почвы.

Полагают, что активно носить обувь начали пастухи и путешественники и воины, т. е. приходилось много ходить.

С течением времени обувь видоизменялась, в зависимости от климата и, скажем так, сырьевых запасов региона.

Обувь древнего Египта

Так, например, египтяне делали из пальмовых листьев. К ноге они крепились кожаными ремешками.

В древнем Египте обувь - сандалии - показывала общественное положение хозяина, и носить обувь позволялось только фараону и его приближенным.

Сандалии стоили очень дорого. Стоимость сандалий фараона была равна годовому бюджету небольшого города.

Интересно, что жена фараона не имела права носить обувь. Она ходила босиком. Во дворце фараона и в храмах обувь носить не разрешалось. Ее необходимо было оставлять за порогом.

Позже обувь перестала быть привилегией знати, ее стало носить и простонародье.

Именно землепашцы древнего Египта придумали каблук. С каблуком было легче ходить по рыхлой земле, т.к. он создавал хороший упор ноге.

Женщины помните, что каблук создал пахарь.

Но обувь все равно оставалась очень дорогой, поэтому основное население ходило босяком. Известны были также сандалии с закрытым носком, без пятки, напоминавшие по виду и назначению современные домашние тапочки, а так же обувь с закрытой пяткой.

Обувь Ассирии

В древней Ассирии кроме сандалий из кожаных ремней с закрытой пяткой, воины носили высокие сапоги , похожие на современные. Женщины украшали свою обувь богатой вышивкой.

Как сказал один великий модельер - «Мода не возвращается, но оглядывается».

Обувь древней Греции

Примерно в то же время стали изготавливать обувь уже двух видов - открытую и закрытую, но не делалось различия в изготовлении правого и левого башмака.

Древние греки совершили настоящую революцию в производстве обуви, когда стали делать заготовки для левой и правой ноги.

Интересно, что в средние века об этом забыли и изготовляли одинаковую обувь, как для правой, так и для левой ноги. Говорят, изобретению правого и левого башмака способствовали гетеры. По их заказу обувь подбивалась гвоздями так, чтобы на песке оставались следы с надписью «Следуй за мной».


В древней Греции носили:

Башмаки, которые закрывали стопу, имели каблук, на ноге удерживались с помощью шнурков, которые модно было завязывать красивым бантом. Богатые люди часто делали очень богатую обувь, фантазии в изготовлении обуви были неисчерпаемы. Иногда даже, в каблук обуви вкладывали флакончики с духами, которые сами по себе стоили очень дорого.

Сапоги , - в основном, это была обувь солдат и путешественников. Сандалии носили все.

Кроме вышеперечисленного, в Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить:

  • полуботинки с задником
  • для модниц - пользовавшиеся большим спросом, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног
  • перосикай - сапоги - чулки из мягкой кожи
  • эндромиды - сапоги без носка
  • актеры на сцене носили котурны - сандалии на высокой подошве.

Обувь древней Иудеи

В древней Иудее делали обувь трех видов сандалии, башмаки и сапоги. Материалом служили: кожа, шерсть, дерево.

Обувь древнего Рима

У римлян существовало несколько видов обуви и по обуви всегда можно было отличить патриция от простолюдина.

Обувью свободных римлян служили сандалии и полусапоги. Это было обязательное дополнение к ноге.

  • calceus - высокие башмаки, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком
  • solea - сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Solea носили только дома. Считалось неприличным ходить по улице в сандалиях. Отправляясь в гости, сандалии брали с собой и надевали в гостях.
  • Socci - плетёные верёвочные тапочки, их носили актёры, игравшие в комедиях.
  • Солдатской обувью были caligae - башмаки без носка, на прочной подошве, подбитой гвоздями.

Император Калигула получил прозвище именно от названия солдатских сапог.

Примеры некоторых видов римской обуви

Женская обувь была в основном белого цвета, мужская обувь - чёрного. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи - одним. Именно римляне первыми стали заботиться о своей обуви - они втирали в кожу масло для продления срока службы обуви.

Скифская обувь

В древней Скифии мужчины и женщины носили мягкие сапоги, по виду напоминавшие кожаный чулок. Сапог крепился на ноге при помощи ремней, обхватывавших ступню и щиколотку. Сначала скифы надевали войлочные чулки с войлочной же подошвой, а потом, сверху войлочных чулок-сапоги.

Женщины у скифов носили полусапожки красного цвета, из тонко выделанной кожи, богато орнаментированной, украшенной шерстяной тесьмой и кожаными аппликациями. Голенища сапог сшивались из квадратиков меха и кожи. Даже подошвы украшались красивыми узорами их бисера, сухожильных нитей, лоскутков кожи. Историки предполагают, что украшения подошв, имело смысл только если существовал обычай сидеть, скрестив ноги калачиком. Так принято сидеть у степных народов Азии.

Такая обувь выглядела настолько своеобразно и красиво, что получила собственное имя - скифской.

На пути к ремонту обуви

Страны, с более холодным климатом изготовляли, в основном, закрытую обувь – прародители современных туфель.

Старинные туфли представляли собой цельный кусок кожи, который мог сгибаться в носке и пятке. Передняя часть заготовки и ее верхний край стягивался кожаным ремешком. Внешне это походило на мешочек-кошелек. Также туфель мог быть комбинированным - т. е. кусок кожи с пришитыми ремешками.

Конечно, это была крайне неудобная, грубая обувь, с большим количеством складок, которые причиняли владельцу обуви массу страданий и неудобств. Носить такую обувь приходилось довольно долго, прежде чем она принимала форму ноги и становилась более или мене удобной. Но парадокс заключался в том, что к тому времени, когда обувь становилась удобной для ношения - она снашивалась до дыр.

Следующий шаг на пути эволюции обуви - изменение кроя заготовки.

Уменьшилось число складок, а главное изменилась форма заготовки - заготовка стала прямоугольной и в нее как бы упаковывали стопу. До этого заготовку вырезали по форме стопы с припуском. Позже сделали шов в пяточной части, а потом и в передней части заготовки. Обувь стала намного удобней.

Еще позже поняли, что сначала изнашивается низ обуви, тогда как верх остается целым. Так, постепенно пришли к возможности ремонта обуви и появлению у сапожников узкой специализации - ремонтника обуви.

Изначально, такие ремонтники обуви просто зашивали дырки на подошве, потом начали ставить кожаные заплаты на подошву, и только потом стали делать отдельно подошву по контуру следа ноги.

Так появился прообраз современной подошвы, хотя многие считают создателями подошвы скифов.

Греки дома ходили босые. Только выходя из дому, они надевали обувь; но, вошедши в дом, они сейчас же ее сбрасывали. Самой древней и простой обувью были подошвы, обыкновенно кожаные, иногда пробковые, которые прикреплялись к ноге одним или двумя ремешками, связывавшимися или скреплявшимися на верхней части ступни.

Множеством ремешков, переплетавшихся по всему подъему ноги выше лодыжек, отличались сандалии, которые снабжались иногда каблуками и широким ремнем над пальцами или пришитыми с обеих сторон кусками кожи, соединявшимися на подъеме и закрывавшими часть ноги; такие сандалии походили отчасти на наши туфли и употреблялись только женщинами.

Более сложные подошвы по обеим сторонам ступни и около пятки были снабжены особой плетеной оторочкой, через нее продевали укрепленный между первыми двумя пальцами ремень, который завязывался над косточками. Оторочка заменялась иногда кожей, которая скреплялась над пальцами широким, а над подъемом ноги узким ремешком.

Крепиды были исключительно греческой обувью, равно как и хламида исключительно греческой одеждой; кто одевался в эту последнюю, тот употреблял и крепиды. У мужчин эта обувь была снабжена толстой, обыкновенно подбитой гвоздями подошвой, в особенности у воинов, преимущественно македонских.

К башмакам, делаемым на колодке, принадлежали так называемые эмбады , которые завязывались на верхнем конце подъема. Это была грубая мужская обувь, особый вид которой представляет лаконский (красный) башмак и кожаные, снабженные ремнями башмаки крестьян и пастухов.

Кожаные или войлочные ботинки с отверстием для пальцев, плотно стягиваемые шнурком и доходящие до икр, носили название эндромид ; употреблялись они охотниками и состязателями в беге, и потому пальцы ног оставались свободными.

Из остальных многочисленных родов обуви приведем еще следующие: военные сапоги и сапоги, введенные Ификратом, с голенищами; котурны, высокие сапоги вроде эндромид, отличавшиеся от последних только тем, что покрывали всю ногу; они были или элегантные, как на статуях Артемиди, Гермеса, Диониса и некоторых императоров, или простые; элегантные желтые дамские башмаки и похожие на них сикионские башмаки.

Обувь делалась главным образом из кожи, но также из войлока, подобно шляпам. Цвет обуви, как видно из предыдущего, был различный, большею же частью черный. Чистилась и намазывалась обувь чем-то вроде нашей ваксы, при помощи губки. Носить починенные или подбитые гвоздями башмаки считалось неприличным.

Римляне, не имевшие привычки ходить босиком, носили дома подошвы с ремнями и туфли. Во время обеда эта обувь снималась. Носить публично подошвы или туфли считалось, неприличным точно так же, как носить тунику вместо тоги. Поэтому вместе с тогой надевали высокие кожаные бащмаки, доходившие иногда до икр (а иногда и выше) и связываемые спереди ремнями.

Формой и цветом обуви этого рода римские сословия отличались одно от другого. Так, красный или фиолетовый башмак, доходящий до икр, связанный спереди элегантными ремешками, служил отличительным признаком патрицийского происхождения. Он назывался муллеус и носился курульными чиновниками, принадлежавшими по происхождению к патрициям.

Второе место занимал так называемый сенаторской башмак, по форме, кажется, не отличавшийся от предыдущего; на его подъеме переплетались крестообразно четыре ремня, которые обматывались потом вокруг ноги до самых икр; цвета он был черного и украшался на подъеме серебряным полумесяцем. О башмаках сословия всадников нам ничего не известно.

Самым грубым башмаком, делавшимся из невыделанной кожи, был перо , доходивший до косточек, а иногда и выше, и связывавшийся здесь ремнем. Такой формы сапоги, только несколько повыше, носились охотниками и солдатами, до сотника включительно. На подъеме и на нижней части голени они связывались ремнями, подошвы подбивались обыкновенно гвоздями.

Крестьяне носили еще деревянные башмаки. Женские башмаки (называемые обыкновенно кальцеоли ), делались из мягкой белой, красной, желтой и темно-зеленой кожи и различным образом украшались (иногда жемчугом и драгоценными каменьями).

Высокая обувь, несколько напоминающая наши чулки, в верхней части прекрасно украшенная, которая встречается на помпейских изображениях, получила свое начало от бинтов, которыми больные и изнеженные люди обвязывали не только голени, но даже иногда и ляжки.

О перчатках упоминается уже в Одиссее как о средстве, предохраняющем руки от шипов. У римлян о них часто упоминается как о средстве, предохраняющем руки от холода. Так, например, в пути секретарь Плиния пишет в перчатках. Греки и римляне очень любили всякие украшения.

Прежде всего они заботились об украшении головы. Кроме природного ее украшения - волос, о которых мы выше говорили, самым натуральным и вместе с тем самым обыкновенным украшением были у греков и у римлян венки, сплетаемые из цветов и листьев различных растений.

Венки издревле употреблялись в Греции и в радостных, и в печальных случаях. Ими украшали себя и приносящие в жертву, и пирующие; ими украшались и архонты, и ораторы; ими награждались и победители в состязаниях, и заслуженные граждане.

В позднее время стали заменять цветы золотом.

Наиболее распространенными были у греков, а позднее и у римлян венки, которыми покрывали свои головы пирующие и которые делались обыкновенно из роз, фиалок, мирта, сельдерея и плюща; украшались такими венками при попойках потому, что считали их средством против опьянения. Таких венков было несколько родов.

Кроме венков, греческие и римские женщины вплетали в свои волосы еще красивые повязки, из которых наиболее известна греческая сфендона , повязка, часто украшенная золотом, жемчугом и драгоценными каменьями; своей высокой и широкой серединой она или выделялась из волос наподобие диадемы, или же придерживала сзади волосы. Она ничем не отличалась от налобника или начельника, о котором упоминается уже у Гомера.

Другого рода женским украшением была коронка . Кроме того, женщины украшали свои волосы нитками жемчуга и собирали их в сетки, по большей части весьма искусно сплетенные из золотой канители, которые прикреплялись к волосам шпильками из слоновой кости.

Шпильки эти, подобно различным другим украшениям, встречаются в древних гробницах и в Помпеях и поражают своей прекрасной отделкой. Кроме шпилек, встречаются еще серьги, цепочки или шейные повязки и прекрасно отделанные застежки.

Серьги римских женщин отличались самыми разнообразными формами. В Похмпеях чаще всего встречаются серебряные и золотые серьги, имеющие вид маленьких полушариев. Наиболее красивы серьги, имеющие вид больших капель, особенно если они состоят из жемчужин.

Такие серьги стоили неимоверно дорого. Так, например, жемчужные серьги, которые Цезарь подарил матери Брута, стоили 6 миллионов сестерций. На шеях римлянок красовались ожерелья и цепочки из серебра, жемчуга и драгоценных каменьев.

Руки греческих и римских дам украшались блестящими браслетами или запястьями, очень часто в виде змеи; ноги зыше косточек украшались золотыми кольцами.

Не лишним считаем сообщить некоторые цены уборов. Так, убор матери Алкивиада, Дейномахи, стоил 50 мин. Но убор этот покажется не дорогим, если сравнить его стоимость со стоимостью уборов жен и любовниц римских вельмож, например Лоллии Паулины, супруги Калигулы, убор которой стоил более 2 миллионов рублей. В Помпеях и Геркулануме и во многих других местах найдено значительное количество античных украшении и драгоценностей; они и до сих пор служат образцами для наших золотых дел мастеров.

Кольца, о которых Гомер нигде ничего не говорит, греки стали носить приблизительно с начала 6 века до Р. X., заимствовав их, по всей вероятности, у восточных народов, где употребление их распространено было с незапамятных времен. Первоначально носили их только с практической целью, как печатки. Кольца делались сначала из обыкновенных металлов и не украшались каменьями; впоследствии лее они делались из драгоценных металлов и украшались очень искусно отделанными каменьями.

Скоро они стали употребляться как украшение и носились обыкновенно на четвертом пальце левой руки. Люди, слишком занятые собой, носили много колец; но это считалось не совсем приличным. Само собой разумеется, что и женщины украшали свои руки кольцами.

Римляне в древние времена носили, по этрусскому обычаю, железные кольца и употребляли их вместо печаток; носить золотые кольца имели право только сенаторы и всадники. Рассказывают, что Сципион Африканский Старший первый стал носить кольцо, украшенное драгоценным граненым камнем.

Впоследствии стали носить по несколько перстней, украшенных драгоценными каменьями с вырезанными на них изображениями лиц и разных предметов. У людей, не обладавших изящным вкусом, руки были почти сплошь покрыты множеством перстней; Квинтилиан советует оратору не обременять рук перстнями и ни в коем случае не надевать их на средние сгибы пальцев. Уже в конце Республики изготовлялись для хранения перстней особые футляры и даже шкатулки для целых их коллекций.

Остается упомянуть еще о прекрасных резных камнях, выпуклых или выдолбленных, известных теперь под общим названием "гемм ": они вставлялись для украшения в застежки, пояса, оружие и сосуды из драгоценных металлов.

Застежки и пряжки, употреблявшиеся для застегивания платья и поясов, делались в более позднее время исключительно из драгоценных металлов, серебра и золота и украшались часто каменьями. Форма их была различна.

Греческие и римские женщины, при своей страсти к нарядам и украшениям, не могли, конечно, обойтись без зеркала. Впрочем, у греков употреблялись только ручные зеркала, делавшиеся из блестящего, выполированного металла круглой формы с элегантной рукояткой, представлявшей чаще всего Афродиту, богиню красоты.

На них походили римские зеркала, иногда четырехугольной формы, которые украшались на оборотной стороне, по этрусскому обычаю, чеканной работой и делались сначала из смеси олова и меди, а впоследствии также из чистого серебра с вызолоченной оборотной стороной.

Само собой разумеется, что подобные зеркала были чрезмерно дороги; но еще дороже были большие стоячие зеркала, о которых, равно как и о стенных зеркалах, упоминается во время первых императоров и позже. Плиний упоминает еще и о стеклянных зеркалах, изобретенных финикиянами.

При помощи зеркал греческие женщины, а по их примеру и римские, расписывали свои щеки румянами и подкрашивали ресницы и брови. Обычай этот, не одобрявшийся мужьями, сообщал лицам греческих женщин и девушек ту свежесть, которой им недоставало вследствие постоянного затворничества.

Для этой цели употребляли белила, киноварь, добываемую из морского мха, и несколько других растительных веществ; брови подкрашивали сажей или порошком из сурьмы; места под глазами подкрашивали красноватой краской. В изобилии употреблялись греками и римлянами благовонные мази и масла, а именно: нардовые , розовые , шафранные , косатиковые , майоранные и т. п. За них платились часто значительные суммы денег; приготовлением их прославились Делос, Коринф, Родос, Телос и другие города.

Хранились духи и притиранья в разных коробках. Щипцы, употреблявшиеся древними для завивки волос, ничем не отличались от наших.

Римские женщины, в особенности позднейшего времени, еще и другими средствами восстанавливали утраченную свежесть своего лица и чистили зубы зубным порошком, а иногда заменяли их искусственными.

В заключение нужно заметить, что афинские и римские женщины защищались от солнечных лучей и дождя складными зонтиками, похожими на наши, которые носились или ими самими, или их служанками; обмахивались веерами, Имеющими вид раскрашенных листьев или сделанными из павлиньих перьев: утирали лицо платком, который употреблялся и мужчинами, особенно со времен Аврелиана.

Мужчины, кроме того, уже с древних времен употребляли палки, часто согнутые сверху. Особенно распространено было ношение палок в Спарте, хотя встречались они и в других местах. От этих палок следует отличать жезл, более длинную палку, которая издревле служила знаком царской и судебной власти и жреческого, пророческого и герольдского достоинства. В древние времена она давалась герольдами ораторам, когда эти последние хотели обратиться к собранию с речью.

Из этого длинного жезла образовался более поздний короткий посох, который носили в Риме сначала цари, а впоследствии и консулы, и полководцы и которым римский сенат награждал за особые заслуги иностранных государей.

Триумфаторский жезл, который употреблялся триумфаторами при триумфальном шествии, а впоследствии стал носиться и императорами, отличался от упомянутого выше короткого жезла тем, что украшен был золотым орлом.

История обуви насчитывает не одну тысячу лет. Первые башмаки в истории человечества напоминали портянки, изготовленные из шкур животных и утеплённые травой изнутри. Подобные ботинки были надеты на ногах ледяной мумии человека «Эци», найденной в 1991 году в Эцтальских Альпах. Возраст мумии составляет около 5300 лет.

Ещё более древняя находка обнаружена в Армении при раскопках пещеры Арени: ботинки, сделанные из цельного куска кожи и затянутые шнурками, имеют возраст 5 500 лет. Но самой древней известной обувью считаются сплетённые из травы сандалии, которым 8000 лет. Эти сандалии найдены в пещерах штата Миссури (США) около полувека назад.

Обувь в Древнем Египте

В Древнем Египте носили сандалии из волокон пальм и папируса. Эта обувь, напоминающая современные «шлёпанцы», держалась на ногах благодаря кожаным ремешкам. По свидетельству «отца истории» Геродота, на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города. Сандалии разрешалось носить только представителям высшей знати, и даже супруга фараона ходила босой.

Обувь в Древнем Израиле

В библейские времена евреи изготавливали обувь в виде кожаных сандалий, к подошве которых крепились ремешки. Во время носки ремешки обёртывались вокруг стопы, захватывая и голеностопный сустав. Именно в такой обуви Иисус Христос ходил по Земле Обетованной.

Обувь в Древней Греции

Древние греки совершили революционный скачок в развитии обувной индустрии, пошив левый и правый ботинок по разным выкройкам.

Обувь в Древнем Риме

Древние римляне изготавливали несколько видов обуви. Деревянную обувь с кожаным верхом носили бедняки. Должностные лица обували сандалии, ремни которых поднимались выше лодыжки. Чиновники из знатных семей надевали высокие башмаки из кожи. Солдатской обувью служили «калиги» - полусапоги, состоящие из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Именно по названию этой обуви римский император Гай Юлий Цезарь получил своё прозвище - Калигула, что на латыни означает «сапожок».

Обувь в Древней Индии

В Древней Индии религия запрещала использовать телячьи кожи, поэтому обувь делали из душистых пород сандалового дерева. Туфли из ткани, пошитые для индийских махараджи, отличаются богатством отделки. Они расшиты нитями из чистого золота и декорированы драгоценными камнями.

Обувь в эпоху средневековья и классицизма

В средневековой Европе в моду вошли остроносые туфли и сапоги. Щёголи украшали кончики носков колокольчиками или бубенчиками. Чтобы зрительно увеличить рост вельможи и сделать обувь более изящной, к ней прибивали деревянные каблуки. До XVIII века дамы носили грубые ботинки на толстых каблуках, но затем на смену им пришли элегантные туфельки из бархата, шёлка и яркой парчи. Кавалеры обували ботфорты, а на бал надевали туфли с бантами из атласной ленты. В конце XIX века в России получили широкое распространение валенки, до этого покупку войлочных сапог могли позволить себе лишь состоятельные люди. Начиная с XII века и до 1930-х годов, русские, литовцы и латыши плели лапти из древесного лыка и берёсты.

Обувь в XX веке

В начале века обувное производство в России процветало в Марьиной роще. В местных мастерских трудились башмачники, успешно конкурировавшие с заграничными обувщиками. За прошедшее столетие разработано столько моделей и фасонов обуви, сколько человечество не придумало за всю историю своего существования. Сегодня в условиях жёсткой конкуренции существует лишь одна проблема - выбора! На фоне изобилия товаров во главу угла ставятся показатели качества и комфортности обуви.

События

На фото – самый древний образец кожаной обуви из всех известных в мире, найденный в одной из пещер Армении. Этот "удивительно современный", как считают специалисты, башмак сохранился благодаря сухости и… органическим отходам жизнедеятельности обыкновенных овец.

Самый древний образец обуви, сделанный из кожи, поразил одного из самых известных дизайнеров обуви в мире. "Это изумительно! - сообщил Блахник (Blahnik) в своем письме, отправленном электронной почтой. - Как похожа эта обувь на современную!"

На прошлой неделе во время раскопок, проводимых в одной из пещер Армении, была найдена похожая на мокасины обувь, возраст которой примерно 5500 лет ! Она набита травой, которая выступала, видимо, в роли одной из первых распорок для обуви. Обувь превосходно сохранилась до наших дней – судя по всему, благодаря органическим отходам жизнедеятельности овец.

Размер этой туфли соответствует примерно 25-му размеру обуви для современных женщин. Туфля была сшита на заказ на правую ногу ее предполагаемого владельца. Сложно сказать с уверенностью, был ли этот заказчик мужчиной, или женщиной – слишком уж мало известно о размерах ног людей, живших в те незапамятные времена на территории современной Армении.

Эта древняя мокасина сделана из цельного куска коровьей кожи . Среди современных производителей обувь, сделанная подобным образом, ценится особенно высоко и позволяет им запрашивать за нее высокую цену. Найденный башмак переплетен кожаным шнуром вдоль швов на носке и на пятке.

"Кусок кожи был разрезан на две полоски и обработан посредством дубления, что было, судя по всему, новейшей, по тем временам, технологией", - сообщил Рон Пинхаси (Ron Pinhasi) , один из руководителей раскопок в Армении, археолог Ирландского Университета.

Иветт Уоррелл (Yvette Worrall) , производитель обуви компании Конкер Хенд-мейд-шу кампани (Conker handmade-shoe company) , Великобритания, добавляет: "Как я себе представляю, кожа вначале была вымочена, а уж затем разрезана и подогнана под ногу, при этом нога использовалась, как форма (модель), под которую обувь сразу строчили".

Конечный результат выглядит на удивление похожим на современную обувь для такой древней вещи. И это мнение не только одного Блахника.

"Она сразу же напомнила мне что-то очень похожее на традиционную форму балканской обуви, известной как опанке , которую одевают и сейчас, как часть национальной одежды в данном регионе, на праздники, - говорит Элизабет Семмелхак (Elizabeth Semmelhack) , смотритель Музея обуви Батя (Bata Shoe Museum) , Торонто, Канада. - Я думаю, как это ни удивительно, не многое изменилось с тех пор".

Набольшее удивление вызывает тот факт, что самая старая кожаная обувь на земле сохранилась на удивление превосходно!

Радиоуглеродный анализ, определивший возраст туфли в районе 3500 лет до нашей эры, относит обувь к, так называемой, Армянской Медной Эре. Доисторическая обувь сжата в пятке и носке, как будто бы в ней прошагали не один километр. Туфля эта, вне всякого сомнения, достаточно изношена.

Образцы обуви подобного возраста – явление чрезвычайно редкое, потому что кожа и растительный материал обычно разрушаются очень быстро. Но в данном случае, содержимое ямы в пещере под названием Арени-1 в Армении, было, что называется, запечатано несколькими слоями отходов жизнедеятельности овец, которые накапливались в пещере после того, как жители Медной Эры покинули ее.

"Среда пещеры сохранила обувь в холоде и сухости, и находка была надежно зацементирована под отходами", - говорит Пинхаси, который также является ведущим инициатором исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE, в минувшую среду.

Зачем вообще было надо изготавливать эту древнейшую кожаную туфлю по такой сложной технологии, если в тот период были широко распространены гораздо более простые способы изготовления обуви?

Защита ног была одной из главных причин, почему люди вообще начали носить обувь, и, вне всякого сомнения, это также послужило причиной для изготовления и этой самой древней кожаной обуви на земле. В окрестностях этой Армянской пещеры "территория труднопроходимая, завалена острыми камнями и покрыта колючими кустарниками", - говорит археолог Калифорнийского Университета и соорганизатор исследования Грегори Арешян (Gregory Areshian) , который частично субсидировался Комитетом по Исследованиям и Открытиям (Committee for Research and Exploration) Национального Географического Общества . Кроме того, подобная обувь давала возможность людям справляться с экстремальными температурами в этом регионе – до 45°C летом и ниже нуля зимой – и путешествовать на сравнительно большие расстояния.

"Эти люди проходили большие расстояния. Мы обнаружили вулканическое стекло в пещере, которое принесли туда с места, находящегося как минимум на расстоянии 120 километров от пещеры", - говорит Арешян.

Блахник, дизайнер обуви, поделился размышлениями на тему, что даже обувь с таким простым дизайном носили не только с практической целью, но и для красоты.

"Обычно задача обуви – это защитить ногу, но у меня нет никаких сомнений, что внешний облик найденной туфли указывает на принадлежность ее владельца к определенному клану, - говорит Блахник, который является большим специалистом в своей области и очень неплохо разбирается как в одежде, так и в социальном статусе людей, носящих эту одежду. - Я уверен, что эта обувь является частью снаряжения, которое определенное племя или клан носили для того, чтобы отличать себя от других".

Но действительно ли найденный образец обуви является одним их самых древних на Земле?

Ранее, самая старая обувь с закрытым носком принадлежала Отци , так называемому Ледяному человеку, найденному в Австрийских Альпах в 1991 году. Отци умер примерно 5300 лет тому назад.

Между тем, такая обувь, как сандалии, имеет еще более древнюю историю, о чем говорят древнейшие их образцы, найденные в пещере Арнольда, в центре штата Миссури. Эти образцы имеют возраст более 7000 лет!

Однако очевидно, что люди начали носить обувь очень давно, гораздо раньше того периода, к которому относится старейший из найденных экземпляров обуви. К примеру, в окаменелостях, возраст которых около 40000 лет, были найдены останки древних людей с притупленными большими пальцами ног. Этот факт, несомненно, указывает на то, что эпоха обуви уже наступила…

По мнению Джакуи Вуда (Jacqui Wood) , независимого великобританского археолога, который изучал Отци, самый древний кожаный башмак выглядит абсолютно открытым по сравнению с обувью Отци.

"Обувь Ледяного человека относилась к совсем другому классу, - объясняет Вуд. Каждая подошва была сделана из кожи бурого медведя; бока были сделаны из оленей кожи; а внутренняя часть сплеталась из древесной коры, которая плотно затягивалась вокруг ноги. В сравнении с этой обувью, армянский образец является более простым. Подобную обувь, по-видимому, изготавливали во всем мире еще с тех пор, когда люди вообще решили носить обувь".

Действительно, похожую обувь находили по всему миру, в разных местах раскопок и в разные времена. И исследование Пинхаси и Арешян находит вполне правдоподобным, что сам стиль подобной обуви зародился в Армении.

"Многие другие открытия, такие как гончарное колесо, клинопись и производство шерсти эволюционировали в древние времена на Ближнем Востоке, - говорит Пинхаси. - И, вполне возможно, что мы нашли в Армении самое раннее доказательство того, что подобная обувь зародилась там и впоследствии распространилась по всей Европе".

Ребекка Шоукросс (Rebecca Shawcross) , специалист Музея и Картинной Галереи г. Нортхемптона, Великобритания, говорит: "Вы даже можете найти подтверждения того, что данный башмак, а вернее его дизайн, является прообразом мокасин в Северной Америке, которые создали впоследствии очень популярный стиль обуви. Влияние этого стиля можно наблюдать и в наши дни - парусиновые туфли; мягкая, похожая на тапочки мужская обувь; и так далее".

Однако загадок, связанных с самой старой обувью на свете также хватает . Наряду с самым старинным башмаком, исследовательская команда в Арени-1 обнаружила немало других тайн и загадок. Вместе с обувью, под окаменелыми экскрементами древних овец были найдены рога дикого козла, кости благородного оленя и перевернутый разбитый горшок.

"Странный набор предметов! - говорит Пинхаси. - "И я не удивлюсь, если окажется, что они появились там не случайно, а имеют определенное символическое значение".

Возможно, новый сезон раскопок в Арени-1 поможет ответить на этот вопрос?

Находки скандинавских военных кладов дали историкам и археологам наглядное представление об оружии и защитном снаряжении германцев III–IV веков. До этого основными источниками служили античная письменная традиция и памятники изобразительного искусства, которые не были свободны от стереотипов своего времени: они должны были формировать у читателей и зрителей определённый образ противников Рима. На рельефах и картинах мы видим германцев полуголыми дикарями. По словам римского историка Тацита,

«у германцев нет панцирей, нет шлемов, да и щиты у них не обиты ни железом, ни кожею - они сплетены из прутьев или сделаны из тонких выкрашенных дощечек. Только сражающиеся в первом ряду кое-как снабжены у них копьями, а у всех остальных - обожжённые на огне колья или короткие дротики».

Этот идеологически заряженный образ продолжает транслироваться современными художественными произведениями. Наиболее памятна сцена из фильма «Гладиатор», в которой римскому военачальнику, гладко выбритому, облачённому в блестящий доспех и нарядные одежды, противостоит предводитель германцев - огромный косматый варвар, ряженный в мех и войлок, с огромной секирой в руках.

Благодаря находкам археологов сегодня мы знаем, что в действительности дело обстояло совершенно иначе. Риму на своих границах приходилось сталкиваться не с ордами дикарей, а с хорошо организованными и вооружёнными дружинами германских вождей . Результаты количественного анализа находок показывают, что германские армии были небольшими - от нескольких сотен до нескольких тысяч профессиональных воинов. До трети из них сражались мечами, преимущественно римского производства . Остальные вооружались копьями и дротиками, защищались щитами. Некоторые, возможно, носили доспехи. Всё оружие отличалось высоким качеством исполнения и украшениями: щиты ярко расписывались, рукояти мечей и ножны снабжались металлическими накладками, пряжки поясов покрывались серебром и т.д. Некоторые находки поражают роскошью отделки и богатством серебряных украшений. Такое оружие, скорее всего, могли позволить себе лишь вожди, чтобы с его помощью обозначить свой высокий статус.

Представленный на реконструкции германец является высокопоставленным дружинником. Он хорошо одет - значительно лучше, чем большинство рядовых воинов. Его военное снаряжение содержит элементы показной роскоши, включая римский меч, портупею, пояс с бронзовыми накладками и фибулу. Защитное снаряжение включает большой щит с бронзовым умбоном и шлем. Вместе с тем этот воин не носит кольчугу, которая у германцев являлась редкостью. Его шлем, вероятно, был подарком вождя за многолетнюю верность.

В новом интерактивном проекте Warspot представлена реконструкция внешнего вида, одежды, оружия и снаряжения германского воина III–IV веков.


Вооружение и части снаряжения воина обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, щёлкните по соответствующему маркеру.

Шлем

Уникальной находкой из Торсберга являются остатки двух шлемов. Возможно, кроме них существовал и третий, от которого сохранилась лишь декоративная серебряная накладка. Первая находка представляет собой типичный римский кавалерийский шлем начала III века. Железная основа шлема и нащёчников полностью утрачена. Однако хорошо сохранившиеся бронзовые накладки позволяют легко восстановить его первоначальную форму. Шлем имел глубокий купол, его задняя часть достигала основания черепа. Защитой шеи служил отгибавшийся назад назатыльник. Утраченные нащёчники закрывали с боков лицо и уши. Украшением шлема служила лобная пластина, покрытая стилизованным изображением волос. По бокам шлем украшали бронзовые изображения змей. Эти и другие признаки объединяют шлем из Торсберга с Кавалерийским типом Н по классификации Расселя Робинсона. Его находки локализуются в Рейнской и Дунайской пограничных областях империи.


Римский шлем начала III века из Торсберга. Музей Шлезвига

Наиболее известной находкой из Торсберга является серебряная маска. По-видимому, она представляет собой римский шлем, переработанный германским мастером в соответствии со вкусами его заказчика. Аналогии показывают, что первоначально маска принадлежала лицу амазонки, для которой была характерна высокая прическа. Мастер удалил лицевую часть маски вокруг глаз, носа и губ и внёс существенные изменения в причёску. Под его руками она превратилась в рельефный валик, щедро украшенный чередующимися серебряными и позолоченными накладками в характерном германском стиле. В римском оригинале маска крепилась к задней части шлема, закрывавшего затылок, заднюю часть головы и шеи.


Серебряная маска из Торсберга. Музей Шлезвига

Реконструируя шлем-маску для экспозиции музея в Фленсбурге, Конрад Энгельхардт соединил её с найденным здесь же украшением для волос, с которым маску объединяло несомненное сходство техники изготовления и стилистики оформления. Полученный им образ стал широко известен и был отражён в самых разнообразных реконструкциях. В настоящее время эта гипотеза уже не пользуется поддержкой исследователей. Считается установленным, что маска и украшение для волос не имеют друг к другу отношения. По-видимому, тыльная сторона шлема-маски имела вполне обычную для римских наголовий того времени форму, к сожалению, до нашего времени не сохранившуюся.


Первоначальная реконструкция шлема-маски из Торсберга. Музей Шлезвига

Кольчуга

К настоящему времени известно около десятка находок германских кольчуг и примерно столько же их фрагментов. Наиболее известной и полной является кольчуга из Вимозе. Как и весь комплекс, она датируется 220–240 годами.


Кольчуга из Вимозе. Национальный музей, Копенгаген

По своему покрою кольчуга представляет собой рубашку с короткими, до локтя, рукавами и подолом, закрывающим бёдра. Кольца, из которых составлена кольчуга, имеют диаметр 12 мм и толщину 1,6 мм. Все кольца одинаковы по размеру. Половина из них - цельные, половина - клёпаные. Способ вязки соответствует общераспространённому образцу: четыре кольца продеваются в одно. Соответственно, ряд, состоящий из склёпанных колец, соединяется с рядом из цельных и наоборот. На линии под рукавами кольчуги направление рядов колец меняется на 90 градусов. Нижняя часть рукавов и края подола состоят из одних цельных колец. От горловины до края подола насчитывается 115 рядов колец, ширина по груди - 145 рядов.


Верхняя часть кольчуги из Торсберга с декоративными застёжками. Музей Шлезвига

Особенности покроя кольчуги из Вимозе свидетельствуют о том, что образцом для неё являлась форма туники. Как и в тунике, передняя и задняя половины кольчуги совершенно одинаковы по покрою и размерам. Вырез для горловины и защита горла также отсутствуют. Чтобы владелец кольчуги мог продеть голову, в её верхней части имеется довольно широкий горизонтальный «разрез». По обоим краям разреза в кольчугу вмонтированы две пары железных пластинок, которые при ближайшем рассмотрении оказываются системой крепления, предназначенной для фиксирования кольчуги на плечах. Такая же система крепления с крючками и петлями вдоль горловины обнаруживается на фрагменте кольчуги из Торсберга.


Декоративные застёжки для кольчуги из Торсберга. Музей Шлезвига

Редкость находок шлемов и доспехов определённо свидетельствуют в пользу элитарного статуса этих элементов снаряжения, доступных лишь вождям и отборным дружинникам. Воины попроще должны были идти в бой без доспехов.

Щит

При раскопках в Торсберге было найдено 122 фрагмента щитовых досок, а также три полностью сохранившихся щита. Все они имеют круглую форму и диаметр 0,65 м, 0,86 м и 1,03 м. Первый состоит из пяти склеенных встык тонких досок, причём средние три доски очень широки, а две крайние значительно у́же. Два других щита состоят из семи досок: две самые узкие размещались в центре, а более широкие примыкали к ним с боков.


Два деревянных щита из Торсберга. Музей Шлезвига

Для изготовления щитов использовалась древесина ольхи (79,5%), тополя (18%) и дуба (2,5%). Возможно, доски разных пород использовались для изготовления разных частей щита. Посередине щит имел толщину 0,8–1 см, постепенно утончаясь к краям до 0,5–0,3 см. Большинство фрагментов щитовых досок имеет толщину 0,7–0,6 см.

Держали щит кулачным хватом за горизонтальную рукоять, крепившуюся гвоздями к тыльной стороне щита. Для удобства в щитовой доске делался круглый пропил, снаружи закрывавшийся металлическим умбоном. Последний крепился к деревянной части щита четырьмя гвоздями.


Бронзовая оковка края щита из Торсберга. Музей Шлезвига

Снаружи поверхность щита проклеивалась и покрывалась сыромятной кожей, предохранявшей дерево от расщепления. Также она служила дополнительной защитой от ударов оружия противника. В соответствии с описаниями римских авторов, щит расписывался яркими красками. Исследователям удалось выделить использовавшиеся при этом пигменты красного и жёлтого цвета. Элементами украшения также являлись бронзовые накладки, крепившиеся с лицевой стороны щита. Края щита обкладывались бронзовыми обоймами, закреплявшимися на месте при помощи бронзовых же заклёпок. Возможно, в большинстве случаев края щита обшивались сыромятью.

Щиты из Торсберга отличались лёгкостью и давали хорошую защиту от метательных снарядов и копий. В рукопашной схватке воин мог манипулировать рукоятью, фехтовать щитом, поворачивая его в ту сторону, откуда грозила наибольшая опасность. Такая защита соответствует тактике действий небольшими группами, неожиданных стычек и быстрых передвижений, которую практиковали германцы.


Роскошно украшенный щит из Иллерупа. Музей Мёсгард, Орхус

Умбон

Умбоны щитов представляют собой одну из наиболее распространённых находок. В Иллерупе было найдено боле 300 умбонов, в Вимозе - 180, в Эйсболе - 175, в Торсберге - 122. Исследователи выделяют восемь типов умбонов, форма которых варьирует от куполовидной до конусообразной. Все они служат основному предназначению умбона - наружной защите кисти воина, сжимавшей рукоять щита.


Бронзовые и железные умбоны щитов из Иллерупа. Музей Шлезвига

Материалом для умбона в большинстве случаев служит железо, реже - бронза. Большинство бронзовых умбонов относится к числу импортных изделий, изготовленных руками римских ремесленников. На одном из таких умбонов, обнаруженных в Торсберге, отчётливо просматривается имя его предыдущего владельца - AEMILIANUS. Некоторые экземпляры умбонов отличаются роскошью используемых материалов и оформления. Изделиями особого рода являются пять серебряных умбонов, украшенных золотыми маскаронами и вставками из жемчуга и полудрагоценных камней.

Типология умбонов из скандинавских военных кладов согласно Й. Иллькеру

Соотношение находок различных видов, по мнению исследователей, отражает существовавшую в германской дружине социальную иерархию. Из примерно 300 найденных в Иллерупе умбонов пять изготовлены из серебра и, несомненно, принадлежат верховным военачальникам. Ещё 36 умбонов выполнены из бронзы и представляют собой дорогостоящие римские импорты, принадлежавшие предводителям меньшего ранга и привилегированной части дружины. Изделиями из железа владели рядовые воины. Схожие пропорции обнаруживаются в кладах из Вимозе и Эйсбола.

Меч

В составе скандинавских военных кладов было найдено более 500 мечей. Технология производства и ремесленные клейма свидетельствуют о римском происхождении большинства этих клинков. Соответственно, они могут рассматриваться в более широком контексте находок, сделанных как в Центральной Европе, так и на территории Римской империи. Археологи выделяют 12 групп и около 60 подгрупп мечей, которые относятся к периоду между второй половиной II века и началом V века.


Классификация мечей из скандинавских военных кладов согласно Й. Иллькеру

Все они представляют собой прямой, длинный и довольно широкий клинок с лезвиями, незначительно сужающимися к округлому и короткому острию. Полная длина меча может достигать 95 см, из них 15–20 см приходится на рукоять. Средняя длина клинка колеблется от 65 до 85 см, ширина у рукояти обычно составляет 4,4 см. Пропорция между длиной и шириной составляет от 15:1 до 17:1, но в некоторых экземплярах может доходить до 23:1. Схожие параметры характерны для находок на территории Римской империи.

Клинки мечей изготавливались по технологии фальшивого дамаска. Прутья высоко- и низкоуглеродистой стали переплетались в общем пакете и многократно перековывались друг с другом так, что в клинке оказывались перемешаны тысячи отдельных слоёв металла. Подобное соседство делало клинок прочным без хрупкости и гибким без мягкости. К тому же гладко полированная поверхность клинка образовывала красивый орнамент. Лезвия и остриё из высокоуглеродистой стали приваривались к клинку отдельно. Вес готового клинка составлял 700–800 г. Для уменьшения веса и увеличения жёсткости в нём протачивались долы, количество которых могло варьироваться от одного до четырёх. Некоторые клинки в верхней части украшены инкрустированными изображениями военных штандартов, орлов, Марса, Виктории, Минервы. Изображение как правило плакировано золотом, орихалком и другими металлами контрастных цветов.


Мечи из Нидама. Музей Шлезвига

Эфес насаживался на длинный хвостовик в верхней части клинка. Он состоял из трёх частей: перекрестья, рукояти и навершия. Материалом для них обычно служили дерево или слоновая кость. По-видимому, скандинавы экспортировали лишь клинки, создавая и монтируя эфес на месте в соответствии со своим вкусом. На это указывает значительный разброс форм и украшений дошедших до нас элементов эфеса. Некоторые из них выполнены из дерева, и их простая форма явно копирует римские оригиналы. Другие рукояти, напротив, самобытны по форме и обильно украшены серебряными накладками, фольгой и проволокой. Роскошные украшения, в некоторых случаях сделанные с большим художественным вкусом, вероятно, должны были засвидетельствовать стоимость оружия и высокий социальный статус его владельца.

Меч с роскошно убранной серебром рукоятью, ножнами и портупеей из Иллерупа. Такого рода оружие должно было демонстрировать высокий статус своего владельца. Музей Шлезвига

Ножны

Меч хранили и носили в ножнах, изготовленных из деревянных планок, снаружи обтянутых богатой тканью или тонко выделанной кожей. Сложный узор рельефного профиля, вырезанный на деревянной планке, должен был эффектно проступать на поверхности ножен. Окончание ножен снабжалось бронзовыми или костяными накладками, часто роскошно украшенными, для защиты острия меча. Среди находок из Торсберга весьма распространены римские бронзовые литые оконечности так называемого типа Новезий, к которому относятся 23 из 53 находки.

Деревянные ножны из Нидама

Носили ножны на портупее по римскому образцу на левом бедре. К портупее его подвешивали или по-римски, пропуская кончик ремня через прорезь костяного или бронзового слайда с прорезью на лицевой стороне ножен, или соединяя концы портупейного ремня с парой колец по обеим сторонам ножен. Последний способ более характерен для местной традиции и удобен для пешего воина.


Бронзовые окончания ножен из Торсберга

Многочисленные находки слайдов ножен демонстрируют изящный вкус местных мастеров и их способность к импровизации.


Бронзовые слайды на ножнах из Торсберга

Копья и дротики

Наконечники копий и дротиков являются наиболее распространённой находкой в составе скандинавских военных кладов. В одном только Иллерупе было обнаружено 410 наконечников дротиков и 366 наконечников копий. Это может говорить о том, что дротик был основным оружием, имевшимся у всех воинов. Большинство при этом носило также и копьё. Аналогичное соотношение характерно для других кладов.


Эволюция формы наконечников копий и дротиков в III–IV веках

Копейный наконечник имел в длину около 30 см и весил примерно 100 г. Вытянутая треугольная плоская форма наконечника с акцентированным посередине ребром жёсткости предназначалась для того, чтобы пронзить защиту противника и нанести ему глубокую и широкую рану, чреватую обильным кровотечением. Наконечник насаживался на древко посредством короткой втулки и закреплялся на месте при помощи железной заклёпки. Диаметр втулки и, соответственно, толщина древка, равнялись примерно 2 см.

В Торсберге были найдены пять сохранившихся копейных древков, длина которых в среднем составляла 2,2–2,6 м. Для их изготовления использовалась древесина ясеня, имевшая оптимальное соотношение прочности, лёгкости и гибкости. В верхней части, где древко соединяется с наконечником, оно нередко украшалось резным плетёным орнаментом.


Наконечники дротиков из Нидама. Музей Шлезвига

В сравнении с копейным наконечником головка дротика меньшего размера. Она насажена на длинный металлический стержень, который переходит в короткую и тонкую втулку. Форма наконечника более раннего времени широкая и плоская, с акцентированным ребром жёсткости. В нижней части её снабжали расходящимися зубцами, которые препятствовали извлечению наконечника из раны. Со временем наконечники дротика становились всё уже, пока не превратились в длинное и тонкое остриё, почти квадратное в сечении. Очевидно, эти изменения связаны с повышением бронебойной функции наконечника дротика.

При количественном анализе находок бросается в глаза высокая степень их унификации. Из 366 наконечников копий из Иллерупа 316 экземпляров (86%) относятся к типу Vennolum. В Вимозе этот тип столь же распространён, как и в Иллерупе, а на втором месте стоит тип Skiaker. Эта однородность находок указывает на общий источник, каким являлись производившие большие серии оружия крупные мастерские. Эту гипотезу подтверждают также результаты металлографического анализа находок. Дополнительным указанием являются три копейных наконечника из Иллерупа, снабжённые руническим клеймом Wagnijo tawide («Вагнийо [меня] сделал» ). То же клеймо встречается на ещё одном наконечнике копья из клада в Вимозе, что свидетельствует о широком распространении производимой таким образом продукции.

Наконечники копий и дротиков из Иллерупа: 1 - Vennolum, 2 - Simris, 3-4 - Skiaker

Лук

Заметную часть германских армий составляли лучники. Среди прочих находок в Нидаме были обнаружены 40 луков. Ещё несколько были найдены в Вимозе и Крагехуле. Все эти находки были простыми луками, вырезанными из цельного куска дерева. Для их изготовления использовалась древесина тиса или пихты. Длина луков варьировалась от 168 до 198 см. В сечении они напоминали букву D. Как и позднейшие английские луки, они были устроены так, что заболонь использовалась для изготовления внешней, а древесина - внутренней части лука. Концы лука были усилены костяными накладками. Место хвата рукой обмотано шнуром.

Луки из Нидама и реконструкция колчана. Музей Шлезвига

Луки, по-видимому, относились к вооружению самых бедных воинов и вряд ли входили в представленный на реконструкции комплект вооружения вождя или богатого дружинника.

Колчан со стрелами

Наконечники стрел были найдены в Торсберге (632 единицы), Нидаме (542), Эйсболе (675), Иллерупе и других местах. Все они имеют самую простую форму. Сходство отдельных наконечников рассматривается как свидетельство централизованного производства. Железный наконечник насаживался на древко посредством вставлявшегося в раскол шипа, после чего место соединения заливалось смолой и заматывалось волокнами крапивы. Благодаря особым свойствам болотистой почвы в Торсберге были найдены сохранившиеся древки стрел длиной от 68 до 85 см. Материалом для их изготовления служила древесина сосны и орешника. Интересно, что эта сосна часто встречается на Скандинавском полуострове и южном побережье Балтики, однако редко в Дании. На многих древках хорошо видны кольца и зарубки, которые интерпретируются, как владельческие знаки.


Реконструкция колчана для стрел

В Нидаме был найден целиком сохранившийся деревянный колчан для хранения стрел. Он представляет собой цельную трубку (длина -т79 см, внутренний диаметр - 8,4 см), выточенную на станке из липовой заготовки. В верхней части колчан немного расширяется, чтобы не мять оперенье стрел. Сверху он, скорее всего, закрывался не сохранившейся крышкой. Носили колчан на боку на портупейном ремне.


Деревянный колчан для стрел из Нидама. Национальный музей, Копенгаген

Портупея

Меч в ножнах германские воины по римской моде носили на широкой ременной портупее. С этой целью кончик ремня портупеи пропускали сквозь прорезь слайда и охватывали им ножны затяжной петлёй. Её конец прикреплялся к петле на изнаночной стороне бронзовой фалеры, которая украшала лицевую сторону портупеи. Две таких импортных портупеи с двумя бронзовыми фалерами каждая были обнаружены в составе клада в Торсберге. Большая портупея имеет длину 1 055 см и ширину 91 мм.


Украшения портупеи и ножен

Портупея, как и пояс, обладала значительной символической ценностью и являлась знаком принадлежности мужчины к числу воинов. Её обильно украшали бронзовыми, часто посеребрёнными накладками, декорированными в характерном северном стиле.


Римская портупея из Вимозе

Пояс

Пряжки и металлические накладки необыкновенно широко представлены в скандинавских военных кладах, что отражает символическое значение пояса как знака принадлежности к военной группе. Все находки делятся на две группы. К первой относятся детали фурнитуры, роскошно украшенные серебряной фольгой, позолотой, фигурными изображениями и стеклянными вставками. Эти пояса, как правило, лишены подвесных крючков, использовавшихся для крепления кресал, ножей или кошельков. Они представляют собой символы власти, носить которые могли лишь вожди. К числу подобных реликвий относится, например, серебряный с позолотой пояс из Нидама.


Пояса из Эйсбола. Верхний является примером роскошно украшенного пояса, который мог принадлежать предводителю высокого ранга. Два нижних, также богато украшенных, принадлежали вождям рангом пониже. Национальный музей, Копенгаген

К другой группе принадлежат поясные наборы, также зачастую богато декорированные, снабжённые разнообразными крючками, кольцами и подвесками. К ним подвешивались разнообразные мелкие хозяйственные предметы, которые воины носили на поясе в кошельках и футлярах. При достаточно большой выборке несложно увидеть базовое сходство формы и конструкции поясных деталей, а также единство художественного стиля украшений, найденных в Шлезвиг-Гольштейне, Дании, а также в Норвегии и Швеции. Несомненно, речь идёт о централизованном производстве украшений в ряде крупных мастерских и последующем распространении их продукции вдоль торговых путей.


Реконструкция пояса с украшениями и набором, около 325 года

Количество пряжек и поясных накладок, найденных при раскопках, хорошо коррелирует с числом выявленных здесь же ножей, шил, роговых и костяных гребней, кресал и кремней, которые воины носили на поясе. Ножи и шила хранились в особых ножнах, а для других предметов, возможно, использовались кожаные сумки или кошельки. Вероятно, в одном кошельке воин хранил кремень, кресало, трут и другие мелкие вещи хозяйственного значения, а в другом, возможно, носимом скрытно, - предметы личной гигиены: гребень, зубочистку, пинцет и прочее. К числу изредка встречающихся объектов относятся римские монеты, которые далеко за пределами империи являлись чем-то вроде сувенира.

Поясной набор

Фибула

Полы плаща скреплялись на правом плече бронзовой фибулой, которая была одним из личных индикаторов своего владельца. Найденные в составе скандинавских военных кладов фибулы варьируются от дорогостоящих, роскошно украшенных изделий импортного происхождения, принадлежавших вождям и знатным дружинникам, до относительно простых моделей, которые носила основная масса воинов. Будучи подверженными изменчивому влиянию моды, фибулы являются одним из важнейших источников датировки находок.


Фибулы из Торсберга. Музей Шлезвига

Фалеры

Среди находок в Торсберге представлены две роскошно украшенные фалеры. Бронзовая основа обеих сверху покрыта серебряной фольгой, в свою очередь, позолоченной. Поверхность фольги имеет чеканные украшения, которые воспроизводят мифологические сцены. По оценкам исследователей, украшения одной фалеры выполнены в провинциально-римской мастерской, а украшения другой являются подражанием, выполненном в стилистике северного звериного стиля.


Фалеры из Торсберга. Музей Шлезвига

Обе фалеры были найдены отдельно друг от друга, однако их идентичные размеры (диаметр обоих изделий равен 13,2 см), а также несомненное сходство формы и стиля украшений позволяют предполагать их парный характер. Предназначение фалер едва ли может быть точно установлено. По-видимому, они не являлись частью лошадиной сбруи, как предполагалось изначально. Одна из фалер была найдена в свёрнутой железной кольчуге вместе с двумя богато украшенными застёжками. Возможно, фалеры носили поверх доспеха как ценное украшение.

Туника

В отличие от римлян, носивших длинные и широкие, собиравшиеся в складки туники, германцы предпочитали узкую одежду, пригнанную по фигуре, с короткими полами и длинными рукавами. Хорошее представление о том, как она выглядела, даёт находка из Торсберга, включавшая мужскую тунику, штаны и плащ.

Рубаха из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига

Туника состояла из двух кусков шерстяной ткани, сшитых по бокам. Длина каждой из частей равнялась 86–90 см, ширина - 52–56 см. Горловины не было. Для головы в верхней части туники была проделана горизонтальная прорезь. Длина узких приставных рукавов - 58 см каждый. Шов находился сзади. Чтобы лучше сохранить ткань от повреждений, нижняя часть рукава отворачивалась наружу. С этой целью в манжетах имелись разрезы с завязками. Анализ пигмента показывает, что изначально туника была окрашена в красный с простым узором из крупной синей клетки. Это свидетельствует о том, что одежда принадлежала состоятельному человеку. Бедняки, скорее всего, носили одежду из неокрашенной шерсти.

Штаны

Римские изобразительные источники обычно представляют германцев одетыми в широкие шаровары свободного покроя. Напротив, штаны, найденные в Торсберге, были довольно узкими. Выкройка состояла из шести частей, возможно, пригнанных по фигуре заказчика. В отличие от туники и плаща, штаны не были окрашены и изначально имели цвет натуральной шерсти. В холодное время года штаны могли носить вместе с обмотками, также найденными при раскопках.

Штаны из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига

Плащ

Найденный в Торсберге плащ имел четырёхугольную форму и размеры 2,36 м в длину и 1,68 м в ширину. Его ткали на вертикальном станке из грубой длинноворсной овечьей шерсти одним куском. Анализ пигментов на ткани показал, что первоначально шерсть была окрашена в два оттенка синего цвета, соединявшиеся друг с другом таким образом, что возникал простейший клетчатый рисунок. На изобразительных источниках края плащей часто украшены бахромой. В зимнее время плащ могли изнутри подбивать мехом.

Реконструкция плаща из Торсберга. Музей Шлезвига

Плащ надевали, скрепляя его края на правом плече бронзовой или железной застёжкой-фибулой. Правая рука при этом оставалась открытой, а мужчина всегда был готов к защите. По длине полы плаща достигали колен и не мешали быстрой ходьбе или бегу. Для воина плащ был универсальной защитой. В дождь его край забрасывали на голову наподобие капюшона. Ночью на привале воины спали, завернувшись в него, как в одеяло. Даже в бою, плотно скатав и обвязав плащ вокруг груди, его могли носить как простейшее средство защиты.

Башмаки

Известные находки башмаков, как правило, представляют собой открытые модели. Как и римские сандалии, они кроились из одного куска толстой кожи. Центральная часть лоскута образовывала подошву, её края загибались кверху и с боков охватывали стопу. По краю заготовки делались прорези для продевавшегося через них кожаного ремешка, с помощью которого башмак закреплялся на ноге. Такая ажурная конструкция башмака обеспечивала ногам хорошую вентиляцию. Для утепления в холодное время года башмаки носились с обмотками или набивались сеном.


Башмаки из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх