Развитие вышивки в разных странах по годам. История вышивки

Занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.


Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.


Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.


Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).


Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.


Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.


Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.


Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.


Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.


Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.


Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.


Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.


Вышивка гладью по белоснежному шелку

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.


Цветная гамма была достаточно разнообразной:

  • Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;

Рубаха вышитая в синих тонах
  • в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

  • Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное
  • в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.


Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.


В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.


Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити. Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.



С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Вышивка крестом – это самый древний вид рукоделия. Ведь крестиком вышивали еще наши бабушки и прабабушки. Во многих домах можно найти старинное вышитое полотенце или подушку. Что же подвергает человека взять нитки и начать вышивать? Может, кто – то скажет что, очень увлечен созданием красоты, когда ее рождение происходит на твоих глазах. Другие расскажут о чувстве радости, которое приходит после окончания сложно работы. Ведь радость - это внутреннее чувство удовлетворения, счастья и удовольствия!

Начав вышивать, спрашиваете ли вы себя: неужели мне больше нечего делать? Зачем мы всегда отдаем свое свободное время для хобби? А спросите себя: разве кого – то интересует мое увлечение кроме меня самого? Знаете поговорку: «Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками». Вышивание – больше всего отражает сущность поговорки, ведь с ее помощью мы может показать всю свою любовь и преданность человеку. В каждую работу мы стараемся вложить частичку себя, поэтому такая работа становится, намного ценнее, в отличие от фабричного изделия. Одариваемый бесспорно оценит вашу работу и заботу о нем, подумает, что вы много времени и сил вложили в изготовления его подарка! Этот подарок будет напоминать о вашем внимание и никогда не забудется. Поэтому, распределяя свое время, подумайте, что тот подарок, который вы сделаете сами, своими руками, будет, гораздо ценней и ближе, чем покупной.

Вышивка крестиком является одним из самых древнейших видов рукоделия. Точное время появления вышивки неизвестно. Нет и сведений, когда же вышивка крестиком стала отдельным видом рукоделия. В наше время имеются образцы вышивки даже 10 века. Однако, несомненно, она возникла гораздо раньше. В разных странах преобладал свой определенный цвет, и стили узора отличались между собой. В вышивке отражался национальный колорит и индивидуальное виденье прекрасного у каждого народа.

В ХVI веке в Западной Европ счетная вышивка приобрела особую популярность. В то время она включала в себя большую часть библейских текстов и сюжетов. Уже в 18-ом веке в вышивке стал более сильно заметен классический стежок крестом, а тематика стала более разнообразной. В восточных странах вышивкой традиционно украшали предметы домашнего обихода – накидки, ковры, вьючные мешки. Они всегда отличались огромным разнообразие цветов и сложностью орнамента. Со временем вышивка стала неотъемлемой частью костюма и домашней утвари и на Западе.

С ХVIII века вышивка вошла в дома всех без исключения слоев населения. Вышивка народная была связана с обрядами и обычаями, а городская формировалась под влиянием запада. Вышивка играла не только роль украшения. Она играла роль оберега, располагаясь на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. на воротнике, рукавах, подоле). В наше время вышивка крестиком является распространенным хобби.

Вышивание – один из видов рукоделия, уходящий своими корнями еще в первобытную культуру. Первоначально в качестве материала для вышивки использовались волокна конопли, кожа животных, шерсть, волосы.

Так как вышивка производилась при помощи иголки, которая является как бы острым окончанием нитки: бумажной или шерстяной, шёлковой, то и иголка, до тех пор, пока она не стала металлической и не пришла к совершенствования, делалась из различных материалов: кости, деревья, а у древних людей были рыбьи кости, древесные иглы, щетина и другое. Вышивают бумагой, шелком, нитками, золотом, шерстью, с использованием бус, серебром, бисером, стеклярусом, иногда настоящим жемчугом, с применением блёсток, монет, а также самоцветных камней. Вышивки Индии и Ирана отличаются большим разнообразием изображались птицы, животные, растительные мотивы и классический национальный литературный сюжет. Вышивка крестиком в Византийской империи, выделялась красотой шёлкового шитья (серебро, золото), разнообразными узорами, значительно повлияли на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные орнаменты, расцветки и техника вышивки крестом, своя для каждой национальности.

Вышивку крестиком без труда можно превратить в любимое занятие, занимаясь которым можно создавать симпатичные предметы интерьера, с помощью которых любой дом может приобрести уютный вид. А вышивка на подушках, рубашках и полотенцах может послужить отличным сувениром.

В прошлые времена дамы вышивали, используя для этого совершенно другие инструменты и рабочие материалы, нежели сейчас – иглой им служили осколки костей животных, а нитками для них были жесткие жилы.

Также использовали различные подручные средства, такие как кожу животных, волокна конопли. Подумав о которых сейчас невозможно представить из пригодными для вышивки. Это неудивительно, ведь осколки костей давно заменили металлическими иголками, а вместо кожи животных используют канвой.

В данное время существует большое разнообразие техник вышивки: вышивка гладью, крестом, лентами, ковровая техника, гобелен. Благодаря такому огромному разнообразию техник вышивки, несомненно, получиться воплотить в работе любые задумки дизайнеров. Также, в продаже существует очень большое разнообразие наборов для вышивания. И любую схему можно посмотреть в журналах, газетах и в интернет магазине вышивки. Наборы для вышивания также могут стать отдельным подарком.

Кроля87

История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веке. Об этом говорят разные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами и выполнены золотыми нитями. Золотое шитье в те времена было очень популярным. Знатные особы украшали им одежду и предметы быта.

Развитие русской вышивки

Искусство вышивания не стояло на месте и постоянно развивалось. Так в 14-17 вв. украшают предметы обихода и костюмы. Церковные облачения и одежду вышивали серебряными и золотыми нитями, добавляя при этом к ним самоцветы и жемчуг. Также вышивкой украшали полотенца свадебные, платки, рубахи.

Конечно такое занятие было прерогативой состоятельных дам. Однако начиная с XVIII в., вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, в основном девушки-крестьянки. Как и раньше, ею украшали , одежду, передники и так далее. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышиваясь на одежде, она служила оберегом. Для этого её наносили на рукавах, подоле, воротнике.

Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. При этом, у каждого народа он мог изображаться совершенно по-разному. В некоторых культурах его рассматривали как символ плодородия. Если говорить о растительных орнаментах, то здесь востребованным является дерево жизни или мировое дерево. Также очень часто на вышивках можно встретить женскую фигуру, которая символизирует Богиню-Мать.

Изучая вышивку во временном разрезе, вы можете изучить и познать этническую историю, а также культуру практически любого народа. и мотивы хоть со временем и совершенствовались, но, тем не менее, их содержание и суть передавались из поколения в поколение, отбирая и сохраняя лучшее. Каждое рукотворное изделие, будет, несомненно отличаться красотой, гармоничностью, совершенством. А техника, профессиональностью и точностью.

В музеях сейчас можно увидеть много образцов народной вышивки. Конечно, лучше всего сохранилась вышивка 19 века. Прочные традиции имела народная вышивка, в отличие от городской. Городская была больше подвержена влиянию моды, что не распространялось на народную. В деревнях девочки приготавливали себе приданное уже к 13-15 годам. Этим приданным были вышитые подарки, скатерти, полотенца, предметы одежды и так далее. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка. Затем уже на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха.

В крестьянских семьях рукоделие было развито. Женщины пряли, ткали, вышивали, шили, т.е. занимались всеми видами рукоделия. Чем больше они им занимались, тем лучше становилось их мастерство. Одежду в деревнях также шили своими руками. При этом украшали её не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой или вставками различного цвета. Одежда имела разное назначение. Она могла быть праздничной, повседневной или свадебной. Стоит отметить, что в разных губерниях она отличалась. Одежду шили и для людей разных возрастов, а значит, ей можно дать еще одну характеристику, т. е. она могла быть сшита для пожилой женщины, для молодой женщины или для девочки. Узоры тоже радовали разнообразием. Они также могли отличаться друг от друга в зависимости от района. На все эти различия влиял быт, обычаи, природное окружение.

Русская вышивка уникальна

Если сравнивать русскую вышивку и вышивку других народов, то можно заметить огромную разницу. В русской вышивке очень большое значение имеют орнаменты и узоры. Как правило, они геометрические и представляют собой ромбы, птиц, деревья, женские образы. Солнечный мотив в русской вышивке изображали с помощью ромбов, кругов, розеток. Если изображали женскую фигуру или цветущее дерево, то это означало, что таким образом рукодельница хочет указать на плодородие земли. А приход весны, как правило, символизировала птица. Если вышивка была свободной, то как правило преобладали узоры растительного характера.

Говоря об узорах и приемах вышивки нужно помнить о том, что их напрямую связывали с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы называли счетными и выполняли их по счету нитей ткани. Такие швы служили для украшения концов рукавов, оплечья, подола передника, разреза на груди, низа передника или низа одежды. Сам узор располагали вдоль соединительных швов. Старинными русскими швами считаются крест, счетная гладь, роспись, полукрест, мелкая строчка белого цвета, козлик. Со временем появились крестецкая строчка, тамбурная вышивка, цветная и белая гладь.

Вся русская крестьянская вышивка делится на северную группу и группу среднерусской полосы. Отличаются они приемами вышивки. К северной относятся вышивки следующих областей: Ярославской, Владимировской, Вологодской, Калининской и так далее. В ней преобладают крест, белая строчка, роспись, сквозное шитье и другие приемы вышивки. Стоит отметить тот момент, что вышивальщицами очень искусно использовался фон. Он выполнял функцию части элемента.

Русская вышивка очень популярна

Конечно наше время вышивка остается все также популярна и актуальна. Она также ценится, как и любая ручная работа. Украсить ей вы можете абсолютно все. Только от вашего вкуса зависит, как она будет смотреться: вульгарно или изящно. Сегодня самыми популярными техниками являются крест, полукрест, петит, вышивка лентами, бисером и гладью, контурная вышивка, а также вышивка в технике black work. Сегодня процесс вышивки крайне облегчен, так как вы можете купить набор, содержащий абсолютно всё: нитки, канва, схема. Вам остаётся только приложить чуточку усилий. Хотя, до сих пор, в глубинках можно встретить бабушек, вышивающих классические узоры. Да и просто есть любительницы классической русской вышивки, которые соблюдают все традиции.

Вышивка - одно из самых любимых и распространенных видов рукоделия. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры.Вышивка тесно связана с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13 - 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)

По своим мотивам орнамент может быть:

  • Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
  • Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
  • Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
  • Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
  • Птичий- составлен из стилизованных фигур птиц;
  • Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур;
  • Шрифтовый (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Орнамент - бывает:

  • Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
  • Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;

Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные.

Хорошо сочетаются:

  • Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
  • Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
  • Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
  • Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным,серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
  • Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.

Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.

Вышивка - это искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени и продолжают радовать своей оригинальностью, утонченностью и красотой.

В первобытном обществе, когда люди еще жили в пещерах и охотились на мамонтов, уже появилось рукоделие . Предпосылкой к его возникновению послужило одно событие. После удачной охоты на мамонтов, мясо убитого животного съедалось, а шкура использовалась в качестве одежды, или утепления обители. Таким образом, когда возникла необходимость скрепить шкуру мамонта, был сделан первый стежок, положивший начало искусству, живущему и развивающемуся много веков.

Некоторое время развивалось только как средство сшивать одежду, но со временем стало применяться в декоративных целях. У женщин всегда были проблемы с одеждой. Действительно, кому захочется выглядеть так же, как и все остальные? В стремлении выглядеть оригинальнее и выделяться из толпы, женщины стали осваивать вышивание и привносить в него что- то свое. Сначала они просто скрепляли шкуры по своему вкусу, составляя тем самым новые модели, а потом начали такими стежками украшать одежду.

С тех пор вышивка определяется как украшение разных уже готовых изделий орнаментом, выполняемым вручную. Самые древние вышивки были найдены учеными в Древнем Китае и датированы примерно пятым веком до нашей эры. Рисунок на этих вышивках выполнен волосом, золотыми и серебряными нитями. Из Китая и других стран востока вышивка распространилась и на страны Европы по Великому шелковому пути.

В каждой стране развивалась по собственному пути. В восточных странах изображали сказочных птиц и животных, используя при вышивке самые яркие цвета и самые сложные орнаменты. В Западной Европе наиболее распространенной темой вышивок была церковная. Они выводили Библейские тексты и сюжеты. Каждый народ изображал в вышивке свое понятие красоты. Через вышивку можно понять мечты о будущем, мировоззрения. Что касается России, то в нашей стране вышивкам придавали значение оберегов. Каждый узор на вышивке имел свой особый смысл.

История вышивки крестом в России

Любимым занятием русских женщин всегда было рукоделие. Вышивать умели все: от самых юных до старух; от самых богатых до оборванных крестьянок. На Руси вышивке всегда придавали особое значение, ведь вышивание связано с традициями русского народа. Особенно это относится к кресту. Крест считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы. Во времена язычества основные изделия, которые расписывались вышитыми узорами, это полотенца, простыни, занавески. Расшивались также рубахи, сарафаны, свадебные платья.

Когда же Русь приняла христианство, украшать стали окна, зеркала; когда рождался ребенок, непременным атрибутом были прекрасные работы рукодельниц. Каждый символ в узоре скрывал особый смысл. Круг например означал солнце, а крючковатый крест- пожелание добра, счастья и других жизненных благ. Часто вышивальщицы изображали мифических животных и райских птиц. Одежды знатных людей были расшиты шелками, золотом и другими безумно дорогими материалами.

В царском дворце имелись мастерские, изготавливавшие одежды царским домочадцам. Царица тоже занималась рукоделием. Дочь царя Бориса Годунова Ксения в 1601 году вышила покрывало, которое предназначалось для убранства царского престола. Это покрывало было вышито серебряными и золотыми нитями, бархатом и драгоценными камнями. Из- за тщательного ухода за этим произведением искусства, оно сохранилось до наших дней.

В начале 18 века вышивать стали и крестьянки. Разумеется, они использовали обычные нитки, а не шелка, но от этого работы не становились хуже. Мастерство рукодельниц-крестьянок не уступало мастерству придворных мастеров. С семи лет девочки в крестьянских семьях начинали заготавливать себе приданое. Этого могли быть , покрывала, одежда на несколько лет вперед. Перед свадьбой на всеобщее обозрение выставлялись все работы, изготовленные за несколько лет невестой. Таким образом оценивалось мастерство, прилежность и аккуратность девушки.

Выделяется две группы вышивок: вышивки средней полосы России и вышивки северной части России. Каждая группа имеет свои особенности. Так, например, вышивки средней полосы отличаются яркостью, разнообразием цветов и узоров, а вышивки северной части выполнялись красными нитями по белой ткани. Поскольку в начале второго тысячелетия Русь находилась в очень тесных отношениях с Византией, эта страна оказывала огромное влияние на культуру России. Таким образом, постепенно происходило развитие такого искусства, как вышивка, преумножая культурное богатство нашей родины.

История вышивания крестом в современности

В настоящее время продолжается развитие одного из старейших искусств, доживших до наших дней. Множество мастериц продолжают дело своих предков, не забывая старые традиции и создавая новые. Миллионы людей любуются на огромные, ужасно дорогие гобелены, на создание которых потрачены многие недели и огромное количество ниток. Выделиться из толпы мечтают абсолютно все, но не стоит забывать, что можно просто украсить свою одежду вышивкой, которая придаст ей оригинальность и изысканность на зависть окружающим. Модников не пугает сложность ухода за этим бесценным украшением, они внимательно соблюдают все инструкции и предписания по уходу за такой красотой.

Сейчас вышивать узоры стало намного проще, ведь в магазинах можно купить любой оттенок ниток, любую иглу, даже позолоченную. Можно купить канву с узором, где уже сделана половина работы – нанесен рисунок и остается только вышить его, чем и занимаются тысячи человек.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх