Развитие моторики пальцев рук у детей. Способы развития мелкой моторики, актуальные для детей разных возрастов. Развиваем моторику у грудничков

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2-3 раза в день). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики : 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

  • Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

  • Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

  • Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

  • И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

  • Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

  • Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

  • И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики : 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

  • Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

  • Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

  • Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

  • Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 6

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

  • Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

  • Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

  • Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

  • Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

  • Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.

Подготовить малыша до 3-х лет к посещению садика или учебе в школе помогает развитие мелкой моторики. Ребенок, у которого с раннего детства развиты ручки, лучше воспринимает информацию, логически мыслит, обладает хорошей памятью. Развивать механизмы, влияющие на развитие речи и интеллектуальные показатели маленького человечка, следует с самого рождения.

Мелкая моторика, что это?

Мамы, папы и бабушки малышей должны знать — мелкая моторика получила название не по причине того, что она не очень важна при развитии ребенка , а потому, что отвечает за работу мелких мышц. Умение обращаться с мелкими предметами в раннем детстве благотворно сказывается на дальнейшем умственном и физическом развитии.

Развитая мелкая моторика у ребенка помогает ему хорошо обращаться с ручкой, карандашом или кистью, пользоваться ножницами, швейной иглой и другими мелкими предметами. Такой малыш быстро учится завязывать шнурки или застегивать пуговки. Для работы с мелкими предметами маленькому человечку потребуется хорошая координация, за которую отвечает один из разделов головного мозга.

Развивая у малыша мелкую моторику, вы тем самым способствуете развитию его интеллекта и способности к учебе.

Ребенок хорошо управляет движениями кистей рук и пальчиков, когда костно-мышечная и нервная системы находятся в полной гармонии.

Упражнения и массаж для развития мелкой моторики у малышей

Этапы развития моторики индивидуальны для каждого ребенка. Первые незнакомые движения получаются у малыша неуклюжими, но после нескольких повторений изо дня в день они становятся уверенными и более точными.

Существует множество вариантов развития мелкой моторики у детей до трехлетнего возраста. С первых дней жизни малышу делают массаж пальчиков рук, проводя процедуру несколько раз за день. Ее продолжительность не превышает 5 минут.

Массаж состоит из ряда упражнений

  • Поглаживание и похлопывание хорошо влияют на чувствительные рецепторы, расположенные на ладошках и пальчиках.
  • Аккуратное разжимание кулачков , которые новорожденные детки сжимают очень крепко.
  • Массаж внутренней стороны ручки игрушкой с пупырчатой или ребристой поверхностью.

Важно! Все процедуры проводят максимально нежно и аккуратно.

Начиная с двух месяцев , деткам вкладывают в ручки разные по форме игрушки. При этом взрослые должны разговаривать с малышом, комментируя свои действия. Задача крохи состоит в том, чтобы удерживать игрушку в руке как можно дольше.

С шести месяцев упражнения усложняют. Взрослый, напевая песенки или рассказывая детские стишки, одновременно работает с ручками малыша (например, известные всем «ладушки»), после чего кроха сама попытается повторить действия взрослых.

С девяти месяцев , когда дети начинают активно передвигаться по дому, проявляя интерес к различным предметам, наступает благодатное время для продолжения развития мелкой моторики. Научите малыша пересыпать из емкости в емкость крупу или другие сыпучие предметы (но находитесь рядом!). В ванной можно переливать воду из стакана в стакан. Предложите крохе поискать в миске с крупой мелкую игрушку. Ничего, что крупа рассыплется, такое занятие хорошо тренирует пальцы.

Во время занятий и игр важно не забывать, что перед вами маленький ребенок, который быстро устает от монотонных действий и переключает свое внимание на что-то другое.

Занятия по развитию мелкой моторики должны принимать форму увлекательной игры, превращая монотонные действия в веселое развлечение.

Игры и занятия, развивающие моторику у детей младшего возраста

  1. Развитие пальцев гимнастикой и играми с использованием веселых стишков.
    Это самый древний и простой способ. Сжимание и разжимание ручек, шевеление пальцами и ладошками доставляет малышам до трех лет огромное удовольствие.
  2. Рисование . Дайте крохе карандаш, ручку или фломастер. Предметы для рисования хорошо развивают правильный захват пальцев, что в дальнейшем поспособствует наличию у ребенка красивого почерка или даже откроет у него талант художника. Чтобы не отбить у малыша желание держать в руках карандаш, не стоит его строго наказывать, если он вдруг разрисует вам обои или мебель.
  3. Лепка . Для того чтобы малыш слепил шарик или скатал колбаску, можно использовать не только пластилин, но и глину или тесто. Привлеките кроху к работе, когда печете пироги. Ответственное поручение по раскатыванию теста доставит ему удовольствие и поможет развитию пальчиков.
  4. Мелкие домашние предметы . Маленькие непоседы постоянно стараются схватить какие-либо предметы из домашнего обихода. Таких предметов достаточно в любом доме. Дайте ребенку поиграть с прищепками, чайной ложечкой или крышечкой от банки. Дети крутят в руках незнакомые предметы с большим удовольствием. Но и тут нельзя спускать глаз с юного исследователя, дабы вовремя вытащить у него изо рта эти самые предметы.
  5. Нанизывание предметов . Одной из первых игрушек, которая появляется у детишек после погремушек, является пирамидка. Сначала действия ребенка неуклюжи, он никак не может насадить колечко пирамидки на палочку. Но наши дети маленькие упрямцы, они не остановятся, пока не добьются своего. По мере того как малыш подрастает, задачу по нанизыванию предметов усложняют, уменьшая размер игрушек. В ход идут разноцветные бусины и похожие предметы. Опять же, с целях безопасности, не оставляйте ребенка играть с мелкими предметами одного, ведь маленькие любознашки пытаются все затащить в рот.
  6. Игра в утюжок . Скомкайте большой лист бумаги и попросите малыша разгладить его ладошками. Дети с удовольствием разглаживают, а затем снова комкают новую игрушку.

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Сегодняшним детям можно по-доброму позавидовать. Огромное количество развивающих игрушек на все случаи жизни помогают всестороннему развитию маленького человечка. Для мелкой моторики существует огромное количество конструкторов, от простых пластиковых кубиков до Лего с мельчайшими детальками . Подберите своему чаду подходящий по возрасту комплект, и он с удовольствием начнет возводить дома и строить замки, тем самым развивая свои ручки.

Хорошо развивают пальчики крохи специальные крупные пазлы для самых маленьких (доска Сегена). Собирая игрушку, малыши не только развивают руки, но и тренируют логическое мышление.

Подарите малышу кубик-сортер с отверстиями , в который вставляются разные предметы, например, формочки для игры в песочнице. На каждой грани имеется выемка, в которой поместится только определенная игрушка.

На прилавках магазинов вновь появились красочные матрешки . Еще наши мамы развивали нас с помощью этой замечательной игрушки. Такой подарок доставит много радости и принесет пользу вашему малышу.

В детстве все любят слушать сказки. Если приобрести или смастерить игрушки для кукольного театра с любимыми персонажами , малыш с удовольствием оденет их на руку, заставляя кукол двигаться.

Помните! Развитие речи у ребенка напрямую зависит от мелкой моторики. Бывает, что малыш не может объяснить взрослым чего хочет, поэтому капризничает и нервничает. Чем быстрее малышок научится правильно говорить, тем комфортнее ему будет в яслях или детском саду.

Развивая у малыша мелкую моторику, не стоит силой заставлять его выполнять те или иные действия. Все занятия должны проходить в легкой игровой форме и доставлять малышу радость.

Зачем развивать мелкую моторику у ребёнка

Мелкая моторика — это движения пальцев и кистей рук. С развитием мелкой моторики напрямую связано развитие головного мозга ребёнка, в том числе тех его центров, которые отвечают за речь. Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский, «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Когда ребёнок рождается, движения его рук хаотичны, но проходит пара месяцев, и ребёнок начинает их осознанно контролировать, когда хватает и удерживает в руках предмет. Это очень важная стадия развития ребёнка, так как стимулируя малыша манипулировать предметами, мы помогаем ему развивать так называемый « «. Таким образом, от того, насколько хорошо развита у ребёнка мелкая моторика , зависит его интеллектуальное развитие, а также его речь. Доказано, что дети с хорошо развитой мелкой моторикой лучше говорят, умеют логически мыслить и изъясняться, у них хорошая память и лексический запас.

Игры на развитие мелкой моторики

Существует огромное количество игр на развитие мелкой моторики. Давайте разделим их на несколько групп.

Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры — это специальные упражнения для пальцев и кистей рук, которые обычно сопровождаются стишками, песенками или выполняются под ритмичную музыку.

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

20 игр на развитие мелкой моторики

«Весёлая перчатка» : пришейте к детской перчатке фигурные пуговицы в виде различных предметов, и предложите ребёнку поиграть с героями этой перчатки, поздороваться с ними или отправиться в путешествие.

«Пуговицы на крючке» : предложите ребёнку одной рукой с помощью крючка для вязания собрать пуговицы в какую-нибудь ёмкость. Следите, чтобы он не помогал себе второй рукой!

«Морские камушки» : вам понадобятся картинки с изображением силуэтов предметов и камешки для декора аквариума. Предложите ребёнку выложить контур предмета «морскими камушками». Можно устроить соревнование: кто аккуратней и быстрее выложит узор.

«Нанизываем бусы» : ребёнок нанизывает на шнурки и верёвочки различной величины бусины, пуговицы, крышечки из-под бутылочек.

«Замоталки» : ребёнок наматывает шнурочки или тесьму на швейные катушки, хотя для этих целей можно использовать и другие предметы, например, карандаши.

«Узелок завяжется» : предлагаем малышу завязать узелок на шнурке, тесьме или ленточке. а потом ходить по ним пальчиками и «перешагивать» через препятствия.

«Доска приключений» : вам понадобится деревянная доска с закреплёнными на ней различными замками, выключателями, щеколдами. Предложите ребёнку отправиться в путешествие и преодолеть все трудности, которые встречаются на пути. Для этого надо открыть или нажать предметы, расположенные на доске.

«Мультяшки из кашки» : высыпьте манную крупу на тарелочку, а ребёнок пусть рисует на ней разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков.

«Фасольные прятки»: наполните пластиковую ёмкость фасолью и закопайте туда предметы различной текстуры, а ребёнок должен их найти.

«Мишка косолапый» : предложите ребёнку покатать в руках шишки, жёлуди, каштаны. Можно поиграть в сортировку, попросив малыша угостить Мишку сначала шишками, потом желудями, потом каштанами.

«Волшебные прищепочки» : возьмите бельевые прищепки и предложите ребёнку нарядить ёлку, надеть иголки на ёжика, сделать солнышку лучики.

«Весёлый червячок» : это игра-шнуровка, которая имеет множество вариаций. Можно купить специальные шнуровки, которые продаются в магазинах развивающих игрушек, а можно, например, взять решётки для раковин, разрезать напополам и продевать шнурок в отверстия решётки, попутно придумывая сказку, что случилось с червячком.

«Дорожки для пальчиков» : вам понадобятся прихватки с дорожками из разных материалов: тесьма, пуговицы, пайетки. Ребёнку нужно провести разными пальчиками от предмета к предмету. Хорошо проговаривать какой-нибудб стишок, пока пальчики «гуляют» по дорожкам.

«Крутилки-закрутилки» : прикрепите на доску крушки от детского сока и дайте ребёнку открывать и закрывать эти крышки.

«Заколдованная водичка» : сделайте фигурный лёд и попросите ребёнка «расколдовать» водичку.

«Золушка» : насыпьте в пластиковую ёмкость горох, рис и гречку так, чтобы крупы перемешались. Предложите ребёнку наперегонки собрать крупу.

«Крутится-вертится» : предложите малышу раскрутить волчок. Можно поиграть на скорость: у кого дольше будет вертеться.

«Резиночки» : вам понадобится деревянная доска с набитыми на ней кнопками и резинки: для волос или канцелярские. Ребёнок должен натянуть резиночки на кнопочки. Можно делать различные узоры и дорожки.

«Массажные мячики» : вам понадобятся мячики из разных материалов, резинки с пуговицами (сшейте резинку в виде кольца, а затем украсьте её детской пуговицей), массажные проволочные колечки. Предложите ребёнку обследовать мячики, покатать их в ладошках, между пальчиков, «надеть браслетик» — прокатить мячик по запястью, надеть и снять кольцо из проволоки на каждый пальчик руки, надеть резинки на два пальца одной руки и попробовать сдвигать и раздвигать пальцы.

«В гости к воде» : предложите ребёнку собрать воду пипеткой из маленькой ёмкости и перелить её в другую.

Как развивать мелкую моторику в быту

Для того, чтобы развивать мелкую моторику у ребёнка , совсем необязательно покупать дорогостоящие пособия и новомодные развивающие игрушки — можно просто заняться вместе с ребёнком домашними делами! Правда, не стоит ожидать от ребёнка, что раз сделав что-нибудь вместе с вами по дому, он тут же будет это делать периодично и с удовольствием, да и каких-то особых результатов ждать тоже не надо. А надо просто играть и получать от этого удовольствие.

Вот примерный (далеко не полный!) список дел, которые помогут развивать мелкую моторику в быту:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал, лучше умолчать 🙂)

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

4 9 577 0

Познавая окружающий мир, малыш пытается выполнять пальчиками многочисленные движения: он хватает предметы, перебирает мелкие детали, одевает и раздевает кукол, лепит или делает аппликации, пытается застегивать молнии, кнопки, пуговицы… Сначала пальчики крохи совсем его не слушаются, но со временем мастерство владения ими оттачивается до такой степени, чтобы конкурировать даже со взрослыми. Чтобы ваш малютка интенсивнее продвигался в своем познании окружения, предлагаем несколько отличных идей, как развивать мелкую моторику у ребенка до трех лет.

Развитие мелкой моторики у детей ставит перед собой три основные задачи:

  • совершенствование хватательных действий (захват предметов ладонью, щепотью, «пинцетом»);
  • развитие соотносящих движений (умение соотносить несколько предметов между собой);
  • тренировка пальчиков для выполнения бытовых, игровых, творческих и прочих действий.

Посмотрим на конкретных примерах, какие развивающие игры для мелкой моторики можно использовать в домашних условиях.

Вам понадобятся:

Упражнения с бумагой

Бумага представляет для малыша огромный интерес: кроме того, что на ней можно рисовать, она таит в себе много увлекательных вещей.

  • Ее можно мять, рвать, делать из нее поделки, заворачивать в нее мелкие предметы.
  • Из скомканных бумажных шариков можно устроить настоящую спортивную игру на меткость: попадание ими в корзину с небольшого расстояния.
  • Можете порадовать своего неуемного фантазера интересной творческой идеей: создавать чудесные аппликации из кусочков рваной бумаги.
  • Научите малютку разрывать бумагу на полосочки. Сложив их в коробку и перевернув ее, вы получите настоящий бумажный дождь, от которого ребенок будет в восторге.

Давая карапузу бумагу, четко оговорите с ним правила ее использования. Увлекшись, малыш может задействовать и обои на стенах, и любимые мамины книги или журналы… Чтобы не происходило этих неприятных казусов, обеспечьте кроху старыми рулонами обоев.

Даже если у вас остались ненужные книги или журналы, не давайте их на растерзание маленького исследователя: неуважительное к ним отношение он перенесет на любые другие книги.

Кроме того, нередко кусочки книг могут оказаться во рту у малыша, а типографская краска отнюдь для него не полезна. Лучше покажите, как перелистывать страницы книг. Это также отличное развивающее упражнение, которое учит малыша захватывать тонкие и непослушные страницы. Начните с картонных страниц и постепенно уменьшайте их плотность.

Развитие силы пальчиков

Пальчики маленького ребенка не только непослушны, но и слабы, что уменьшает арсенал его движений и часто бывает причиной досады крохи. Чтобы развить их силу, воспользуйтесь несколькими упражнениями.

Дайте малышу резиновую грушу и покажите, как она «стреляет» воздухом. Выдуваемой струей воздуха можно играть «в футбол», загоняя в ворота небольшой кусочек ваты. Можно поэкспериментировать с грушей и в ванной, играя с водой.

Среди игр, также, вдавливание предметов в тесто или пластилин. Отличным занятием является игра с изюмом. Покажите карапузу, как украсить будущий пирог изюминками. С пластилином работать сложнее.

Предоставьте малышу материал для аппликаций: мелкие камушки, ракушки, бусинки, пуговицы – а дайте волю его неуемной фантазии.

Мелкая моторика отлично развивается разминанием пластилина . Этот подготовительный этап перед лепкой очень важен. Крохе тяжело начинать работать с непослушным застывшим пластилином, поэтому такая работа полезна для тренировки физической силы.

Игры с заводными игрушками, музыкальными шкатулками также способствуют развитию. Дайте малышу возможность самому их заводить.

Тренировка хватательных движений

Одна из самых сложных задач для ребенка до трех лет – научиться уверенно брать мелкие предметы методом «пинцетного захвата» – большим и указательным пальцами. Сначала кроха будет брать предметы щепотью, то есть тремя пальцами. Но со временем у него выработается умение захватывать «пинцетом». Поставьте перед малышом несколько посильных задач, выполняя которые, он будет тренировать это умение. Можете взять на заметку следующие упражнения:

Сортировка мелких предметов. Здесь вашей фантазии нет предела: сортируйте по цвету, по форме, по размеру и т.д.

Сначала перемешайте два вида достаточно крупных предметов (например, горох и фасоль), затем можно усложнять задание, добавляя их новые виды.

Возможно использование разноцветных бусинок, мелких камушков, ракушек, пуговиц, макарон разных сортов, мелких игрушек.

Проталкивание пуговиц разного размера в соответствующие отверстия. Этот несложный сортер вы вполне можете сделать сами из ненужной коробки с мягкой пластиковой или картонной крышкой. В нашей статье про разнообразие найдете еще массу увлекательных занятий для чада.

Опускание мелких предметов в бутылку (можно использовать фасоль, горох, макароны). В конце этой игры малыш ждет интересный сюрприз: он может поиграть получившейся самодельной погремушкой.

Развиваем соотносящие действия

Умение соотнести две и больше частей одного или нескольких предметов – работа, требующая особой сосредоточенности и усилий для маленького труженика. Следующие занятия и игры помогут малышу усовершенствовать это умение.

чодураа хомушку
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Что же такое мелкая моторика ?

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами , передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук , детей дошкольного возраста .

Задачи :

Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

-развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься и дома.

Игры с пуговицами

Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание , восприятие.

Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе

Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение.

Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков

Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.

Аппликации

При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика . Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Игры с прищепками

Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Перекатывание карандаша в ладонях

Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Рисование и раскрашивание карандашами

Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки . Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности , настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.

Шнуровки

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера , последовательности действий.

Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много , если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст , настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи , а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх