Психология как воспитать мальчика. От правил общих к правилам конкретным. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.

Проблема родителей в том, что они позабыли, что тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы и что они не пытаются понять своего выросшего ребёнка.

Переходный возраст

Подростковый период подразделяется на три этапа:
Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни
Средний: от 14 до 16-17 лет
Поздний: от 16-17 лет до взрослого возраста

Переходный возраст – это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию.

Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей. Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но никто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет конкретно у Вас. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается.

Сложная задача воспитания подростков: любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, — заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно родителям, еще недавно бывших главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения.

Трудности воспитания подростка

С 11 до 18 лет лети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких.

Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
В его жизни появляются новые кумиры.
У подростка часто меняется настроение.
Повышаются финансовые требования.
Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.

В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.

При воспитании всех ли подростков возникают проблемы?

Какие трудности возникнут у подростка в период полового созревания, зависит от многих факторов: характера, темперамента, отношения с родителями и т.п. Если с детства отношения между ребенком и родителями были близкими и доверительными, то родителям бывает легче сохранить их и в трудном подростковом периоде. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится. Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.

Как решать проблемы подросткового возраста?

Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на своего ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Конечно, период полового созревания — это временное явления, однако к этому надо отнестись серьезно и постараться понять своего ребенка. Иначе подросток будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству подростка. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Так как родители обычно считают своиметоды воспитания подростка правильными, то неожиданная критика ребенка выбивает их из колеи. Им кажется, что их ребенок неблагодарен и не прав. И все-таки необходимо постараться принять критику в любой форме, не прерывая разговора с эмоционально настроенным подростком. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно изложить свое мнение, тогда дети, возможно, смогут понять родителей, их позицию и даже с ней согласиться.

Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.

В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, напр., трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу или школьному психологу.

Особенности развития подростков

В процессе воспитания подростка родителей могут насторожить многие моменты — родители начинают беспокоиться. Но не нужно бояться обычных вещей, которые являются нормальным развитием подростка (как физиологическим так и психическим):

Физиологическое развитие подростка

Половое созревание: у девочек — начало менструаций, у мальчиков — поллюции.
Быстрый рост и заметные внешние изменения: у девочек — женские формы тела, у мальчиков — рост бороды, мутация голоса.

Психическое развитие подростка

Состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
Осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
Поиск примеров для подражания.
Появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
Частая смена настроения.
Чрезмерная чувствительность.
Мечтательность.
Желание завязать отношения с противоположным полом.
Излишняя самостоятельность в принятии решений.

Как воспитывать подростка

В течении подросткового возраста, дети очень сильно прогрессируют. Безусловно, предстоит пережить множество кризисов, однако, в конечном счете, ваш ребенок станет независимым, ответственными, общительными молодым взрослым.

Так что, рекомендуем вам запомнить девиз многих родителей подростков: Мы проходим это вместе, и мы выйдем из этого - вместе! Этот принцип можно расшифровать. Собственно, эта статья – как бы карта, по которой можно ориентироваться, воспитывая подростка.

Самоподготовка

Не пускайте на самотек. Родители, которые знают то, чего ожидать, справляются с этим намного лучше. И чем больше вы знаете, тем легче вам будет.

Вот что может действительно помочь:

Изучайте интернет ресурсы и книги о подростках.

Вспомните свой собственный подростковый период. Вспомните, как вы боролись с прыщами, общались со сверстниками, воспринимали свое половое созревание.

Ожидайте изменений в настроении своего ребенка. Будьте готовы к возможным конфликтам, ведь ребенок пытается стать взрослым.

Подготовка вашего ребенка

Лучше начинать говорить о предстоящих изменениях заранее. Скажем, разговор о менструации после того, как она уже началась, не очень актуален. Детей беспокоят вопросы о различиях между мальчиками и девочками, откуда они берутся, и так далее. Не перегружайте их лишней информацией - только отвечают на вопросы.

Ну, что говорить – вы ведь знаете своего ребенка. Когда вы заметите, что Ваш ребенок начинает шутить по поводу пола или когда внимание к вторичным половым признакам увеличивается. Это — хорошее время, чтобы влезть со своими собственными вопросами, такими как:
Ты замечаешь какие-нибудь изменения в своем теле?
У тебя есть какие-нибудь странные чувства?
Накатывает ли иногда вроде как беспричинная грусть?

Ежегодный визит к врачу также хорошее время, чтобы поднять эти вопросы. Доктор может сказать Вашему ребенку в пред подростковом возрасте - и Вам - чего ожидать за следующие несколько лет. Визит к доктору может послужить отправным пунктом для хорошего обсуждения созревания.

Учтите, чем дольше вы ждете, чтобы иметь это обсуждение, тем более вероятно Ваш ребенок сформирует неправильные представления или смутится или испугается физических и эмоциональных изменений.

Кроме того, чем ранее Вы открываете линии коммуникации, тем лучший шанс Вы имеете сохранения их открытыми в течение всего подросткового возраста. Дайте ребенку свои детские книги по половой зрелости, написанной для детей, проходящих это. Поделитесь воспоминаниями о Вашей собственной юности. Нет ничего лучшего, чем знание, что мама или папа прошли это.

Постарайтесь помогать ребенку, но делайте это непринужденно.

Как разговаривать с подростками?

Конечно, общаться с подростками непросто. Но отступиться и просто стараться общаться поменьше, опасаясь грубости и недоверия, гораздо хуже. Разговоры — это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.

В первую очередь, запомните, что в разговоре не надо касаться (с критической стороны) внешности ребенка: в десятый раз перекрашенных волос, рваных джинсов и прочих вещей, к которым дети этого возраста относятся крайне болезненно. Это их стиль, средство самовыражения, и с этим пока ничего не поделаешь. Для разговоров есть темы поважнее и поинтереснее.

Хотите поговорить? Схитрите. Начните разговор между делом, по дороге, в машине, когда готовите ужин. Так вы избежите естественной настороженности, которую вызывают серьезно сказанные фразы типа: «Нам надо серьезно поговорить». Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: «А что если…?» Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.

Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах, которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.

Что еще надо помнить родителям?

Имеет значение количество сил и времени, которые родители тратят на воспитание. Крайности, как и в любом деле, здесь излишни. Ситуации, когда ребенок становится единственным смыслом жизни или наоборот, за его воспитание принимаются в случае серьезных проблем, как правило, не способствуют формированию ответственной гармоничной личности.

Родители, на плечах которых лежит воспитание подростков, важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.

Они должны видеть и понимать особенности подросткового возраста у своего ребенка, чувствовать происходящие в его душе изменения.

При этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное взросление, адаптироваться к изменениям в семье и ее окружении. Родители должны принимать существование других точек зрения, возможно отличающихся от их собственных.

И важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: «хулиган», «бандит», «лентяй», — не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.

На первый взгляд может показаться, что все особенности подросткового возраста способствуют отдалению ребенка от семьи, но это только на первый взгляд. У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.

Воспитание подростков

Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.

Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.

Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, — гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18-19 годам.

Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.

Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки. Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20-22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.

В период 14-16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.

Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.

Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.

Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка.

Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.

Удачи вам, дорогие папы и мамы!

Комментарии:

    Дмитрий, давайте для ясности уточним, что такое т.н. девиантное поведение, причины его поведения и т.д.

    Итак, это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль - механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

    Под девиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

    Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

    • позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
    • негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

    Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

    Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

    Формы девиантного поведения

    Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

    Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

    Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

    • инновация , предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
    • ритуализм , связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное - цель;
    • ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
    • бунт , отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

    Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель - материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ - девианты.

    Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

    Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

    Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

    Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии , в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

    Бродяжничество и попрошайничество , представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

    Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов - опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

    Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

    Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным. Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

    • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
    • соблюдать социальное равенство перед законом;
    • совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
    • стремиться к адекватности преступления и наказания.

    Девиантное и делинкветное поведение

    Поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм, называется девиантным (или отклоняющимся).

    Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.

    Позитивные и негативные девиации

    Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство - признаки позитивных девиаций.

    Негативные девиации делятся на два типа:

    • отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия);
    • отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

    Причины девиантного поведения

    Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм - специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей - умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция - пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

    Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

    Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии - отсутствия норм.

    Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия — это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

    В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации - бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

    В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант - вернуться на криминальный путь.

    Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля.

    Причины объяснения девиантного поведения

    Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий.

    Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого - развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России.

    Для объяснения девиантного поведения предлагают несколько версий. В конце XIX века возникла теория итальянского врача Ламброзо о генетических предпосылках девиантного поведения. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешние признаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы.

    Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п.

    Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т. п.

    Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. Например, в современной России «лиц кавказкой национальности» считают потенциальными торговцами, ворами, преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения.

    Туманность нормативных формул мотивации , которыми руководствуются люди в сложных ситуациях - также причина девиантного поведения. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный - сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с кон- формистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения.

    Социальное неравенство — еще одна важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между неправедными целями (полное социатьное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

    Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества - тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время - например, на отдыхе - возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам.

    Классовая сущность государства , якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, - важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С точки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное отношение к буржуазному государству его угнетательской природой.

    Аномия — причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментально- сти, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку - волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

    Важной причиной девиантного поведения являются социальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, можно вспомнить о последствиях нашего затянувшегося вооруженного конфликта в Чечне, Чернобыль, землетрясения.

Как заставить (не знаю как сказать — учить, приучать уже поздно) ребенка соблюдать порядок в своей комнате? И соблюдать гигиену тела?

Девочке 17 лет. Не глупая, много читает, рукодельничает, в школе учится средне, я довольна.

Но порядок и гигиена не считает это важным. Это для неё на последнем месте. Семья благополучная, но не полная. Финансовый достаток, все есть.

Как сделать так чтобы она помогала по дому, на кухне и т д…

    Алина, ваша проблема — всеобщая, многие мамы взрослых детей на это сетуют. Кричать и читать нравоучения бесполезно, это имеет обратный или временный эффект. Наверное, следует набраться терпения и искать подход. Одна знакомая мама нашла такой путь. Просит сына убраться, немного ждет. Если результата нет, она просто выворачивает ящики на пол, собирает все в большой пакет и выставляет его в прихожую. Воспитательный эффект потрясающий. Ребенок, конечно, обижается, пытается что-то найти в пакете, но вскоре понимает, что невозможно, и раскладывает все по полочкам. Потом надолго водвораяется порядок. Словом, работает! А еще важно молиться за детей, Господь все управит, Он — лучший наш воспитатель

Обсудить на форуме

Воспитать сына обычно предлагают мужчине в поговорке; «Построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Однако далеко не всегда мужчины принимают или могут принять участие в воспитании мальчика, особенно когда ему 2, 3, 4, 5 лет. Психологи говорят о том, что воспитанием будущих мужчин поначалу занимаются мамы, которые первые годы жизни проводят все свое время с детьми.

Каждая мать желает воспитать здорового, счастливого и успешного человека. Но поскольку подходы в воспитании мальчиков и девочек отличаются, то и приходится рассматривать по отдельности, как матерям следует развивать своих малышей, в зависимости от их пола.

Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины. Настоящими представителями своего пола не рождаются, а становятся. Как воспитывать, что развивать в мальчике, чтобы в будущем он стал настоящей опорой для своих родителей и будущей семьи, расскажет сайт психологической помощи сайт.

Как воспитывать мальчика без отца?

Ошибочным мнением является утверждение, что воспитать настоящего мужчину может только отец. В действительности важно качество воспитания, а не то, кто им занимается. Матери-одиночки не всегда взращивают в сыновьях рохлей и неудачников. Однако достаточно пагубно на мальчиков влияют отцы-алкоголики, тираны, тунеядцы и пр. Психологи не видят взаимосвязи, какого пола должен быть родитель, чтобы воспитать сына настоящим мужчиной. Однако отмечается важность подходов в воспитании.

Не каждая женщина может гарантировать будущему ребенку, что его отец останется с ними рядом. Частыми являются случаи, когда будущие отцы уходят от женщин, оставляя их в интересном положении. Как тогда воспитать мальчика настоящим мужчиной? Естественно, перед глазами сына должен быть живой пример мужчины, на которого он будет равняться. Если этим примером не является отец, тогда его следует найти. Это может быть сосед, дедушка, друг, другой мужчина и т. д. Если сын и другой мужчина установят хорошие связи между собой, тогда мальчик будет стараться быть на него похожим.

Можно отдать сына в «мужскую» секцию или туда, где будет много мужчин. Это также компенсирует недостаток отца.

  • Не старайтесь заменить отца, которого нет рядом с сыном. Лучше с детства воспитывайте в нем самостоятельность. Если у него не получилось что-то с первого раза, позвольте ему повторить попытки после анализа ошибок.
  • Не ругайте, не сюсюкайтесь, не поощряйте капризов мальчика. Не относитесь к нему, как к жалкому существу, которого обделили отцовским вниманием.
  • Сына следует хвалить такими же словами, которые применимы к мужчинам (защитник, добытчик и пр.).
  • Следует ставить себя в роль «слабой женщины», чтобы сын выполнял роли и обязанности, где он проявляет силу (как настоящий мужчина).

Как правильно воспитать мальчика?

С самого рождения будущие мужчины развивают у себя качества, которыми они потом будут пользоваться во взрослой жизни. Именно от родителей (или родителя) зависит, какие это будут качества и насколько они будут «мужественными».

Чтобы правильно воспитать мальчика, психологи рекомендуют:

  1. Давать некоторую свободу сынишке. Он должен ощущать пространство выбора и постепенно понимать, что за его поступками идут последствия, за которые тоже отвечает он.
  2. Давать сыну свободу выбора. Пусть он сам принимает решения в некоторых важных вопросах.
  3. Давать сыну как ласку, так и холодность. Обычно мальчиков воспитывают в жестких условиях, когда они не должны плакать и поддаваться на эмоции. Однако нередко это приводит к отклонениям в поведении и характере, которые свойственны нездоровым личностям. В будущем кто-то начинает злоупотреблять алкоголем, кто-то балуется наркотиками, кто-то превращается в альфонса и т. д. Все формы нездоровой личности являются следствием того, что мальчикам нельзя было испытывать и проявлять эмоции, как это позволяется девочкам. А ведь эмоции – это естественная реакция психики, которая должна самовыразиться.

Как воспитывать мальчика 2 лет?

Двухлетний возраст считается периодом, когда дети уже начинают понимать, что они отличаются от малышей противоположного пола. Мальчики осознают, что они чем-то не похожи на девочек, поэтому и воспитание их начинает меняться с двухлетнего возраста.

  • Во-первых, не следует малыша бить или сильно наказывать, поскольку это может вызвать недоверие к миру и чувство нелюбви к себе.
  • Во-вторых, малыш начинает совершенствовать свои физические навыки. Не следует запрещать мальчику прыгать и бегать, набивая шишки и синяки.
  • В-третьих, не наказывайте сына за инициативу. Дети уже понемногу желают выполнять взрослые дела, помогая родителям по дому. Поощряйте их желание, чтобы не вырастить из них неумех.
  • В-четвертых, устанавливайте ограничения. Уже постепенно ребенка следует приучать к слову «нельзя», показывая, что некоторые слова и действия совершать запрещено, за ними могут наступить неприятные последствия.
  • В-пятых, позволяйте ребенку развиваться в своем темпе. Если он чем-то не похож на других мальчишек, это не значит, что нужно бить тревогу или сравнивать его с ними. Позвольте вашему малышу дорасти до того периода, когда он чему-то научится.

Главной деятельностью сына является игра. Именно в игровой форме показывайте ему мир, обучайте навыкам и правилам, которые присущи его половой принадлежности.

Как воспитывать мальчика 3 лет?

Трехлетний возраст знаменуется уже большим пониманием ребенка о том, кем он является. Чтобы воспитать будущего мужчину, необходимо говорить сыну, что он является мальчиком и это хорошо. Пусть он ценит себя как мужчину. Хвалите его как мальчика, как представителя сильного пола: «Ты храбрый… Ты сильный… Ты смелый…».

Для трехлетнего сынишки становится важным отец (либо мужчина, который олицетворяет представителя его пола). Поскольку сын является мужчиной, он должен учиться быть мужчиной у представителя этого пола. Вот почему отцам следует принимать активное участие в жизни своих сыновей уже с трехлетнего возраста, чтобы в противном случае мальчик не стал тянуться и равняться на мать.

В данном возрасте сыну следует дать свободное пространство. Это может быть как уголок в комнате, где всем командует исключительно малыш, так и пространство в движениях, выборе. Сын должен постепенно приобретать собственную территорию во всех смыслах этого слова.

Родителям следует спокойно относиться к следующим вещам:

  • Ребенок начинает говорить «Я сам». Постепенно начинает отделение сына от матери. Это следует поощрять, поскольку мальчик начинает становиться самостоятельной личностью. С этим ему следует помочь.
  • Ребенок в чем-то не такой, как другие дети. Если сын гиперактивный, мало говорит или плохо обучается, не следует его за это наказывать. Любите его таким, какой он есть, и помогайте ему скорректировать свои навыки или характер.

Как воспитывать мальчика 4 лет?

Несмотря на то, что мальчик достиг 4-летнего возраста и старается быть самостоятельным, он продолжает оставаться ребенком, который нуждается в любви родителей.

Поэтому первое, что нужно делать взрослым – это любить своего сына.

  1. Наказывать не больше, чем хвалить. В противном случае может развиться низкая самооценка или агрессивное поведение.
  2. Позволять малышу проявлять эмоции. Он еще является ребенком, который ярко испытывает все внутренние переживания. Следует позволять их проявлять, несмотря на то, что мужчины не плачут».
  3. Расширять свободное пространство малыша. Пусть его круг обязанностей становится больше, как и круг развлечений.
  4. Продолжать развивать положительное отношение к тому, какого пола родился малыш. Следует делать это так, чтобы не возникло пренебрежения к противоположному полу. Оба пола важны, и ребенка следует этому обучать.

Как воспитывать мальчика 5 лет?

Пятилетний возраст является окончательным периодом, когда мальчик начинает понимать, кто такой мужчина. Он все больше начинает копировать повадки мужчин, любовным образом относясь к девочкам. Особенно интересно сын начинает относиться к собственной матери, которую начинает любить и даже желает жениться.

В этом возрасте следует продолжать развивать мужские качества в малыше. Это делается посредством увеличения свободного пространства, назначения все больше обязанностей, позволения делать все больше дел, самостоятельно принимать решения по все большему количеству вопросов. Игрушки должны быть «мужскими», играть с ними желательно отцу либо друзьям малыша.

Скоро мальчику идти в школу, поэтому следует его к этому периоду готовить как интеллектуально, так и психологически.

Уже в этом возрасте можно мальчикам начинать рассказывать, как обращаться с девочками, какие отношения с ними выстраивать, чем они отличаются от мальчиков и пр.

Как воспитывать мальчика-подростка?

Самым тяжелым периодом в воспитании будущего мужчины становится подростковый возраст. Ранее милый малыш уже больше не слушается родителей, которых воспринимает как препятствие к своему счастью. Теперь он больше подчиняется мнению друзей, а не мамы и папы.

Постепенно послушные, жизнерадостные, милые мальчики превращаются в агрессивных, недоброжелательных бунтарей. Однако не следует забывать, что даже в подростковый период следует воспитывать своих детей, делая их будущими мужчинами.

Чтобы не столкнуться с теми проблемами, которые часто прослеживаются в семьях с подростками, активное участие в воспитании должны занять отцы. Матери должны отойти на второй план, поскольку с агрессивным мальчишкой сможет справиться только агрессивный отец – представитель его пола, который научит реальному положению дел.

Итог

Воспитать мальчика не так легко, как кажется. Если в раннем возрасте мальчики являются послушными, то в подростковом возрасте они становятся неуправляемыми. Хорошо, если в воспитании участвуют оба родителя. Однако и мать (или отец) может самостоятельно справиться с ребенком, если не забывать об одном – вы воспитываете будущего мужчину, поэтому относитесь к нему соответствующе.

Матерям следует помнить о том, что они растят будущих мужчин. А это значит, что некоторые проявления не следует выражать в отношении сыновей. То, что хорошо в воспитании девочки, может оказаться ненужным при воспитании мальчика. Следует держать картинку того, какого мужчину вы воспитываете, чтобы понимать, как это делать, пока он является маленьким и податливым.

Многие семейные пары мечтают о наследнике, сыне, который станет другом отцу и настоящей опорой матери. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он смог воплотить мечты родителей в жизнь, вырос целеустремленным, способным совершать настоящие мужские поступки?

Психологами и педагогами разработаны основные положения, которые помогут взрослым в этом непростом деле.

Периоды взросления

Правильное воспитание опирается на учет возрастных особенностей детей. Ведь те приемы, которые с успехом используются по отношению к трехлетнему малышу, не окажут никакого воздействия на взрослеющую личность в подростковом возрасте.

Поэтому, прежде чем говорить про особенности воспитания мальчиков, нужно разобраться с тем, как происходит их взросление.

В психологии выделяют 3 этапа становления личности будущих мужчин:

  • С рождения до шестилетнего возраста;
  • С 6 лет до 14;
  • С 14 лет до восемнадцатилетнего рубежа.

Когда малыш находится в младенческом возрасте, родители не задумываются о том, как воспитывать мальчика. Ведь проявления половой принадлежности начинаются только после трех лет.

Мальчики проявляют более высокую активность в физическом развитии. В игровой деятельности демонстрируют интерес к устройству игрушек, разбирая и ломая их. В социальном плане они пассивнее, им сложно начинать новые знакомства. Мальчики могут проявлять агрессию к сверстникам, демонстрируя лидерские позиции.

Интерес к противоположному полу начинает появляться через отношения с самыми близкими взрослыми. Мальчики ищут поддержку у мамы, а девочки у отца.

Все эти особенности необходимо принимать во внимание родителям, когда они начинают задумываться о том, как воспитывать мальчика.

С шестилетнего возраста у малыша меняются приоритеты построений доверительных отношений. Он проявляет интерес к мужским занятиям и поэтому старается больше времени проводить с отцом.

Желание демонстрировать свою смелость проявляется в стремлении с помощью кулаков отстаивать свою правоту. Не стоит пугаться этого и наказывать малыша. Достаточно регулярно проводить разъяснительные беседы, рассказывая о других способах решения конфликтных ситуаций. Здесь важна роль отца, который на своем примере должен показать, как это можно сделать.

Весь физический потенциал и бурную активность будущего мужчины в этом возрасте необходимо направить в «мирное русло»: спортивные секции, занятия физкультурой, чтение книг. Эти занятия помогут развить в ребенке умение правильно распределять свободное время.

Как воспитать мальчика, который находится на самом сложном этапе взросления, волнует родителей подростка больше всего. Коренные изменения в физическом и психологическом развитии, гормональные всплески, которые оказывают влияние на необдуманные поступки, негативизм и неприятие авторитета взрослых — все это пугает взрослых и заставляет совершать ошибки в воспитании.

Становление характера через игру

Формирование личности происходит в раннем детстве. От того, насколько правильно справятся с этой задачей родители, будут зависеть взаимоотношения их с детьми в подростковом возрасте.

Игра как средство воспитания детей поможет решить многие педагогические задачи, ведь малыши не в состоянии усвоить длинных лекций о правильном поведении.

С помощью игры мальчики приобретают такие навыки:

  • Правила поведения в обществе (за столом, в общении, в одежде);
  • Проявление мужского характера (защитить слабого, помочь в беде, доказать свою точку зрения);
  • Способы взаимодействия с другими людьми (расширение коммуникабельности, проявление сочувствия, учет интересов других);
  • Навыки интеллектуальной деятельности (обучение счету, письму, иностранным языкам);
  • Привитие нравственных качеств (доброты, заботы, отзывчивости).

С помощью игровой деятельности застенчивый мальчик сможет проявить свои качества, а бойкий и активный – проявить лидерские способности.

Кто важнее?

Однако многие отцы не являются примером для подражания. Конфликтные отношения в семье, полное отсутствие желания принимать участие в воспитании или желание демонстрировать «мужской» характер через физические наказания вряд ли помогут вырастить воспитанного мужчину с правильной жизненной позицией.

Как воспитать в мальчике мужчину, который уважительно относится к женщинам, если малыш все детство видел оскорбительное отношение отца к матери? Поэтому в данных ситуациях отрицательный пример будет служить плохим воспитательным средством.

Мама сможет вырастить из мальчика достойного человека, воспитывая его без отца, если ей удастся избежать типичных ошибок, которые допускают многие одинокие женщины.

Ошибки в воспитании мальчиков в полных и неполных семьях заключаются в следующем:

  • Излишняя опека и любовь. Часто в семьях с единственным ребенком малыша считают смыслом жизни, опекая и балуя его. У мальчика формируется искаженное представление о мире, его ценностях, собственных возможностях. Подрастая, уже малыш воспитывает маму или папу категорическими заявлениями о своих желаниях.
  • Чрезмерная строгость и ограничения не будут способствовать тому, чтобы мальчик вырос смелым и решительным. Физические наказания, грубые окрики приведут к тому, что, подрастая, ребенок либо замкнется в себе, став робким и нерешительным, либо будет демонстрировать такую же агрессию к окружающим.
  • Отсутствие внимания или недостаток его. Не стоит думать, что внимание нужно только женщинам. Для мужчин проявления любви и заботы не менее важны. Особенно важно чувствовать поддержку молодому человеку, который осваивает свою роль в мире. Подрастая, мальчики начнут искать поддержку в пагубных привычках, признание в компаниях сверстников, чтобы самоутвердиться могут решиться на преступления.

Любая крайность может губительно повлиять на формирование личностных качеств малыша. Это нужно учитывать, планируя, как воспитывать мальчика.

Воспитание духовностью

Как из мальчика воспитать мужчину с помощью церкви?

На первый взгляд, между мужественностью и церковными устоями нет ничего общего. Мы представляем мужчину сильным, волевым и ответственным.

Однако специфика православного воспитания мальчиков как раз и состоит в привитии этих важных мужских качеств.

Современное общество, в котором так много пропаганды агрессии и насилия, не может дать духовной поддержки подрастающему поколению. Ценности материальных благ ставятся на первое место, отодвигая на задний план вопросы нравственного, духовного совершенствования.

Глава семьи должен не только обеспечивать финансово семью, но и показывать достойный пример духовного авторитета.

Если родители посещают церковь и являются верующими людьми, они смогут стать отличным примером для детей. Однако не стоит насильно насаждать мальчикам веру. Решать эти вопросы ребенок должен осознанно.

В каждой семье свои понятия о воспитании мальчиков. Однако основополагающим принципом любого семейного влияния является личный пример взрослого.

Любые советы по воспитанию мальчиков начинаются с подчеркивания важности иметь пример для подражания. Найти его сыновья должны в лице любого представителя мужского пола, обладающего для них авторитетом.

Только найти его не так-то просто, ведь с младенчества основную воспитательную функцию берут на себя женщины.

Сможет ли женщина научить мужественности сына, привить ему важные мужские качества? Ответ, без сомнения, будет положительным. Однако нужно оговориться, что сделать это мама сможет, если будет придерживаться важных правил воспитания мальчиков.

Правило №1.

Максимум свободы.

Родители (чаще всего мамы) считают, что их обязанность любыми способами оградить ребенка от бед. На первый взгляд, такое поведение продиктовано любовью к малышу. Однако на самом деле взрослые действуют так по эгоистическим соображениям. Ведь намного проще накормить или одеть мальчика, чем наблюдать картину размазывания еды по столу или оторванные пуговицы на курточке во время тщетных попыток ее застегнуть.

Это родителям удобнее, когда мальчик степенно гуляет с ними, держась за ручку, а не бегает с друзьями по улице, разбивая коленки.

Проявляя излишнюю опеку, взрослые рискуют вырастить инфантильное существо, неспособное не только дать отпор обидчикам, но и принять элементарные самостоятельные решения. У малыша развиваются страхи различного характера, нарушаются социальные ориентиры, им сложно наладить общение со сверстниками.

Родители должны предоставить малышу такой уровень свободы, который не будет нести угрозы для его жизни и здоровья, но научит справляться с трудностями. Не стоит спешить на помощь, если сын хочет перелезть через невысокую ограду в песочнице или решает конфликтную ситуацию за право владения игрушками с ровесниками.

А вот обсудить дома ситуации, которые произошли с ним, нужно обязательно, подсказав, как можно действовать в том или ином случае.

Правило №2.

Помогите найти сыну пример для подражания.

В идеале этим примером является отец. Если папа принимает активное участие в воспитании сына, то своими поступками и словами он сможет показать, как правильно должен вести себя мужчина.

Если же отец по каким-то причинам не участвует в жизни малыша, то образцом мужского поведения должен стать представитель мужского пола, обладающий авторитетом для сына: дедушка, дядя, тренер, друг семьи.

Важно, чтобы сын знал, к чему нужно стремиться, как добивались цели люди, обладающие настоящим мужским характером.

Правило №3.

Гармоничные семейные отношения.

Независимо от пола наших детей, им важно знать, что их любят, уважают и готовы всегда помочь.

Спокойная, гармоничная обстановка в семье, стабильные и уравновешенные отношения родителей способствуют тому, что дети вырастают чуткими, способными к любви и пониманию другого человека.

Более того, глядя на взаимоотношения матери и отца, сын перенимает манеру поведения папы, которая будет являться для него нормой. Естественно, если отец регулярно оскорбляет мать или занимается рукоприкладством, мальчик, несмотря на всю свою любовь к маме, будет считать, что именно так и должен себя вести мужчина.

Правило №4.

Мужчина может и должен проявлять свои эмоции.

Стереотип, что мужчины не плачут, способен вызвать серьезные психологические нарушения у мальчиков. Выражать эмоции с помощью слез – естественная человеческая потребность. В этой ситуации отцу не стоит ругать за излишнюю плаксивость, а матери – поощрять ее. Слезы малыша нужно воспринять в качестве сигнала, что он не справляется с эмоциями, и научить его делать это.

Не менее важно поощрять стремление мальчика обнять или поцеловать близких ему людей. Желание проявить любовь и ласку – признак того, что психологическое состояние малыша стабильное, а развитие его нравственных чувств идет правильно.

Правило №5.

Прививайте желание заниматься спортом.

Мальчикам в большей степени, чем девочкам нужна физическая активность. Если малыши получают ее в недостаточном количестве, всю свою энергию они направят на не очень хорошие вещи с точки зрения благовоспитанности: драки, агрессивное поведение, поломку игрушек.

Направив буйство мужской энергии в нужное русло, родители смогут быть уверенны, что выносливость, воля, настойчивость и желание преодолевать трудности станут постоянными спутниками маленького мужчины.

Правило №6.

Учите малыша признавать свои поражения и ошибки.

Если взрослые оказались в чем-то не правы, они не спешат признавать это, особенно если речь идет об их ребенке. А это одна из самых распространенных ошибок.

Потом не стоит удивляться, что повзрослевший сын ни за что не признает, что был не прав, даже если прекрасно осознает это.

Когда родители показывают малышу, что даже они, такие взрослые, умные и всезнающие, могут ошибаться, значит, ничего страшного не произойдет, если ошибку допустит и малыш!

Таким образом, у мальчика не будет страха перед тем, как начать новое дело, ведь он точно знает, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

4 года назад

Каждая женщина, желая родить себе дочку, в глубине души мечтает о сыне, похожем на любимого человека. Каждый мужчина, какую бы нежность и любовь не вызывала бы в нем дочь, также мечтает о сыне – для него это особая гордость. И все – и отец, и мать – желают вырастить из малыша настоящего мужчину. В это размытое понятие каждый вкладывает свое, но ряд качеств у всех совпадают – это смелость, сила характера, благородство, защита о ближнем и слабом. Что же может поспособствовать появлению этих качеств при воспитании мальчика?

1. Мужской пример

Первым делом, чтобы из мальчика вырос настоящий мужчина, ему необходимо видеть живой пример. В идеале, это, конечно, папа – смелый, благородный, сильный. Но не всегда дети воспитываются с отцами, и тогда примером может стать дедушка, дядя, старший брат. Примеру не обязательно жить рядом, он мог жить в прошлом веке – это может быть дед или прадед, который однажды спас всю семью, о чьих подвигах и характере мальчик будет слышать и ставить за идеал мужчины. В конце концов, это может быть выдуманный персонаж или герой книги – главное, чтобы он был достойным ориентиром для ребенка.

2. Отношение к женщине

Воспитывайте в малыше старые верные традиции о том, что девочек надо защищать и помогать им. В лучшем случае, это должно касаться не только девчонок, но и всех кто слабее или младше вашего сына. Пусть речь идет не только о буквальной защите – заступиться за девочку, если на нее нападут хулиганы. Говорите о благородстве и галантности – открыть дверь перед девочкой, уступить место тому, кто младше и т.д.

3. Мама должна быть женщиной

Если вы будете говорить ребенку, что женщина – доброе слабое создание, которое нуждается в защите, а при этом, дома мама будет главой семьи, которая командует при ребенке всеми членами семьи, вряд ли удастся вложить малышу в голову представление о женщине, которое вы изначально желаете. В любом случае, пусть главным правилом и табу станет отсутствие наказаний со стороны матери. Если вы уверены, что для воспитания сына мало добрых слов, что необходимы более серьезные действия, пусть ребенка наказывает отец, дед, дядя, тренер – мужчина, но не мама.

4. Физическая активность

Чтобы мальчик был уверен в себе и в своих силах, он должен быть физически развит. Спорт – это большая составляющая мужчины, которой не стоит лишать ребенка. Не обязательно записывать его в «мужские секции», такие, как бокс, футбол или хоккей, но пусть его жизнь станет спортивной – зарядка, бег, велосипеды, коньки или ролики – физическая активность должна наполнять его свободное время.

5. Мужские обязательства

Сделайте список обязанностей, которые сын должен выполнять, как мужчина. Сначала это может быть только уборка своей комнаты, потом – вынос мусора, далее – вкручивание лампочек и т.д. Пусть он видит, как работают взрослые мужчины по дому, пусть старшие всегда привлекают сына в этих вопросах. Даже если он еще слишком мал для настоящей помощи, он всегда может что-то держать, подавать или нести – и чувствовать, что внес немалый вклад в общее дело.

6. Игрушки для настоящего мужчины

Как бы мамы не сопротивлялись покупке игрушечного оружия для ребенка, а все же однозначно, что игрушки для мальчика и для девочки должны существенно отличаться.

7. Больше свободы

Конечно, каждая мама волнуется о своем ребенке и пытается предотвратить любые опасности, которые могут его окружать. Но не переборщите – туда не ходи, это не трогай, упадешь, уколешься – таким образом настоящего мужчину не воспитаешь. Дайте ему больше свободы – мальчики лазают по деревьям, разбивают коленки – да, маме очень сложно допускать это, – но зато из сына будет расти любопытный, смелый, мужественный ребенок, с интересом изучающий мир.

8. Хвалите сына

Ваш ребенок должен быть уверен в себе, своих силах, своей правде. Поддерживайте его, хвалите за мелочи, а не только когда он сделал какой-то поступок настоящего мужчины.

9. Не балуйте

Иногда родители хотят дать ребенку то, что не было у них. Не стремитесь решить все за сына, не лишайте его индивидуальности и самостоятельной жизни. Старайтесь не баловать детей и пресекать возможные капризы.

10. Патриотическое воспитание

Если вы хотите воспитать настоящего мужчину, мало говорить о защите девочек и младших. Он должен понимать, что из него растет защитник Родины, ее надежда и опора. Говорите о подвигах великих героев, читайте книги и смотрите кино патриотической направленности. Соблюдайте традиции своего народа и прививайте уважение к стране, в которой он родился.

Но самое главное при воспитании настоящего мужчины – доверять себе, не ограничиваться какой-то конкретной воспитательной системой и шаблонами. Любите малыша, говорите чаще ему, каким сильным, смелым, надежным и благородным вы его видите – и в мире однажды станет еще на одного настоящего мужчину больше.

Если в семье рождается сын, то, раньше или позже, родители начинают задаваться вопросом, как воспитать его настоящим мужчиной. Но каждый из них имеет свое видение «правильности» данного процесса.

Причем, мнения иногда могут быть даже диаметрально противоположными. А, чтобы достичь результата, родителям нужна единая стратегия.

И помочь ее выработать могут лишь опытные педагоги и психологи. Что думают они насчет воспитания маленького мужчины, вы можете узнать из данной статьи.

Воспитание ребенка — как воспитывать мальчика правильно.

Как известно, у мальчишек существуют три стадии развития, каждая из которых имеет свои особенности воспитания: до 5-6 лет, 5-6 – 14 лет и от 14 до совершеннолетия.

  • До 5-6 лет мальчик наиболее привязан к матери. В данном периоде, прежде всего, необходимо дать ему ощущение абсолютной любви и безопасности.
  • От 6 до 14 лет у мальчишек пробуждается интерес к мужественности. Они все больше присматриваются к сильному полу, его интересам и поведению. В это время очень важно установить прочную эмоциональную связь с отцом. Основным воспитательным моментом является развитие гармоничной, всесторонне развитой личности.
  • Для ребенка от 14 лет связь с родителями уже отходит на задний план. Но он сильно нуждается в мужчине-наставнике, благодаря влиянию которого можно подготовиться ко взрослой жизни. В этом периоде важно сохранить эмоциональный контакт с сыном и мудро направлять его энергию в нужное русло.

Советы как из мальчика воспитать настоящего мужчину

Роль отца в воспитании сына является не менее важной, чем материнская. Поэтому здесь мы дадим несколько советов для пап:

  • Начинайте принимать участие в судьбе своего чада как можно раньше. Разговаривайте с беременной матерью о своих надеждах, ухаживайте за малюткой, настраивайтесь с ним на одну волну.
  • Найдите время для выполнения своих отцовских обязанностей. Играйте с детьми, резвитесь, учите, гуляйте. В противном случае, будущие проблемы сыновей непременно скажутся на вас.
  • Не экономьте эмоций! Не стесняйтесь обнять сына. Веселитесь вместе с ним, хвалите его за достижения, делайте это часто и искренне. И помните: именно недостаток отцовской ласки, чаще всего, является причиной тяги к мужчинам во взрослой жизни.
  • Помните о дисциплине. В отношениях с сыном постарайтесь не перекладывать решение трудных вопросов на женские плечи. Спокойно, но твердо, устанавливайте нормы и требуйте их выполнения.
  • Обязательно старайтесь выслушать свое чадо, не отбрасывайте его чувств и переживаний.
  • Успешное воспитание сына во многом зависит от вашей с мамой командной работы. Поэтому все глобальные вопросы воспитания непременно обсуждайте с ней.

Воспитание мальчика с рождения — как воспитать настоящего мужчину

Воспитание мальчика до года считается прерогативой матери. Но, чтобы полноценно развиваться, малышу нужно внимание обоих родителей. Основные рекомендации, которых нужно придерживаться в младенческом периоде:

  • Постоянно разговаривать с малышом;
  • Заниматься не только умственным развитием ребенка, но и физической подготовкой;
  • Приучать ребенка не только спать в собственной кроватке, но и проводить в ней некоторое время;
  • Поощрять всяческие проявления самостоятельности;
  • Не забывать о собственном примере.

Как же дело обстоит в случае неполной семьи? Воспитать мальчика настоящим мужчиной без отца тоже можно.

Но при этом на мать ложится не только двойная нагрузка, но и обязанность найти маленькому мужчине хороший пример для подражания. В этой роли может выступить друг семьи, дед или кто-то из родственников.

Мать же обязательно должна оставаться женщиной. Чтобы правильно привить сынишке мужские качества, она ни в коем случае не может становиться мужеподобной. А чтобы ребенок имел перед глазами пример общения мужа с женой, желательно чаще общаться с полными семьями.

Воспитательный процесс во многом состоит из ошибок. Постарайтесь свести к минимуму самые распространенные:

  • Потакание капризам ребенка;
  • Отсутствие последовательности (то ругать, то хвалить за те же действия);
  • Несогласованность между мамой и папой;
  • Критика при сравнении с другими детьми;
  • Излишняя суровость, желание воспитывать по своему подобию;
  • Предъявление завышенных требований;
  • Ссоры на глазах у сына;
  • Отсутствие личного примера правильного поведения.

Стремление к самоутверждению присуще мужчинам с самого раннего возраста. Особое же внимание прививанию лидерских качеств у сына необходимо уделить перед его поступлением в школу. Воспитать сына лидером помогут несколько рекомендаций:

  • Предоставляйте сыну свободу выбора;
  • Приветствуйте его независимость;
  • Поощряйте самостоятельность и умение принимать решения;
  • Позвольте иметь собственное мнение;
  • Приучайте к ответственности за поступки.

Чтобы воспитать мальчика настоящим мужчиной, одной прочитанной статьи, конечно, недостаточно. Для этого нужны родительская мудрость, рассудительность и терпение. Но, благодаря выше описанным советам и рекомендациям, легче сделать первые шаги в правильном направлении и допустить меньше ошибок в воспитательном процессе.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх