Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой. Методический материал «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Художественное творчество является средством формирования эстетического отношения к литературным произведениям. Исследования показали, что художественное творчество можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Оно является действенным средством освоения детьми окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов. Одним из важных видов художественной деятельности детей является словесное творчество.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Художественный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно – творческая деятельность.

Что представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании).

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научить выражать себя в изобразительной деятельности и творческой работе – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.

МБДОУ «Лябирский детский сад №2 «Родничок»

Сообщение

для заседания творческой группы ДОУ

«Художественные произведения как средство развития творческих способностей дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

Овчинникова Н.А

2012 – 2013 учебный год

Ардатовский муниципальный район Нижегородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Аттестационная работа на I категорию

Презентация практических достижений профессиональной деятельности

(личного вклада в развитие образования):

«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников».

Выполнил:

воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»

Ардатовского района

Яшнова Лариса Юрьевна

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 6,7 лет

Контактный телефон: 89103957506

Ардатов, 2018 год

Общие сведения о воспитателе.

ФИО: Яшнова Лариса Юрьевна

Год рождения : 1990

Контактный телефон : моб.: 89103957506

Электронная почта : Petrowa - Larisa 25@ yandex . ru

Образование : высшее: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа

Стаж педагогической работы : 6,7 лет

Должность: воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» Ардатов

Ардатовский муниципальный район

Содержание

1.Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования....................................................................................................................4

2. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования……...…6

3.Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования……………………………………………………………………………8

4. Цель и задачи педагогической деятельности……………......………….....9

5. Ведущая педагогическая идея ………………………………………...…..11

6. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования…………………………………………………………….…………….11

7. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны……………………………………………………………………………....19

8. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты……………………………………………………….………19

9.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника…………………………………………21

10. Литература………………………………………………………...………23

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало очевидно, что проблемы всестороннего развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).

Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.

Во ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы.

Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»). О существление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно – игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно-пространственной развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы.

Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение интереса к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На мой взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы , формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ . Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

По результатам педагогического мониторинга в средней группе на начало учебного года видно, что по большинству показателей преобладает средний уровень эффективности педагогических воздействий, т.е. дети развиваются адекватно своим возрастным возможностям и задачам реализуемой образовательной программы. Но в процессе наблюдений я заметила, что в совместной и самостоятельной деятельности дети проявляют недостаточный интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке), у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений, дети затрудняются объяснить причины поступков героев, имеют слабое представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Многие дети не различают жанры художественных произведений (народные, авторские сказки, рассказы, стихи), затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, мало знают наизусть стихи.

Мною было проведено анкетирование родителей о роли книги в жизни человека, которое выявило, что 80% семей считают литературу все еще основным источником знаний. Вот некоторые ценностные высказывания родителей:

«Книга развивает речь, расширяет словарный запас».

«Книга помогает нам лучше понять самих себя. Ведь очень важно знать, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как ты. Это рождает уверенность в себе».

«Литература расширяет кругозор, делает человека интеллигентным, она дает понимание и опыт жизни».

«Книга дает возможность погрузиться в другие миры и эпохи».

«Хорошее художественное произведение развивает чувство прекрасного, оно- лучшее лекарство от скуки, одиночества».

Казалось бы, за такими утверждениями родителей должна стоять активная работа по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе и потребности жить с книгой. Однако по результатам все того же анкетирования ежедневно читают книги детям только 20% родителей и лишь 15% считают чтение художественной литературы семейной традицией. А значение художественной литературы как средства эмоционального общения с детьми, духовного сближения с ними отмечают единицы.

При этом в анкетах нежелания читать и рассказывать детям не выражал никто. Причины «нечтения» родители объясняли нехваткой времени, усталостью в связи с напряженным графиком работы и поздним приходом домой (32%), тягой к телевизору, Интернету, иными формам времяпрепровождения (48%). В большинстве анкет (60%) просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т.п.

Таким образом, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в тесной взаимосвязи с их родителями, можно добиться повышения у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, и создавая предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Работу по ознакомлению с художественной литературой я начала с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам всестороннего развития дошкольников, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.). Художественная литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Литературное развитие и читательская деятельность дошкольников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н. Д. Молдавской, Н. И. Кудряшева, С. А. Гуревича, В. Г. Маранцмана, О. Ю. Богдановой и др.).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика роль художественной литературы во всестороннем развитии подрастающего поколения.

Цели и задачи педагогической деятельности

Таким образом, целью моей деятельности стало: всестороннее развитие дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.

Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи :

    Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей;

2. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания; развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.

3. Расширять детский кругозор в процессе знакомства с литературными произведениями разных жанров и тематики.

4. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей; воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке, лепке.

5.Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения; учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу данной работы:

Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи всестороннего развития дошкольника посредством художественной литературы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для игровой и продуктивной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности. Работу по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы педагог ведёт в определённой системе , последовательности.

Принцип доступности. При всестороннем развитии дошкольника посредством художественной литературы, учитывает их возрастные особенности , потребности, интересы, уровни подготовленности.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Правильно определяет ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. Формирует у дошкольников интерес и потребность в чтении и восприятии книг , воспитывает любовь к различным видам жанра художественных произведений, развивает творческие способности.

Принцип прочности. Эффективно реализовывает требования вышеперечисленных принципов, повторяет и закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки , применяет их на практике.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий (выбор содержания, средств, форм и методов работы), способствующих всестороннему развитию дошкольников посредством приобщения к художественной литературе.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаю со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги.

Содержание предметно-пространственной развивающей среды по приобщению детей к художественной литературе соответствует принципам ФГОС ДО (насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, полифункциональность, безопасность) и способствует каждодневному общению детей с книгой, развивает их литературные интересы. В группе имеются:
- подборка художественной литературы по жанрам, тематике, соответствующей программе и возрастным особенностям детей;
- Настольные и дидактические игры по знакомым произведениям.
- Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца.
- Папка с алгоритмами для составления рассказов, здесь же буквы, материал
для обучения чтению, книги серии «Читаем сами», «Читаем по слогам»
- Театральные атрибуты и атрибуты для с/р игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».
- Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам.
- Портреты писателей.
- Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки,
игры.
- Издания тех произведений, с которыми я знакомлю детей на занятиях.
- Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С.Маршак, и др.)
- Книги, которые дети приносят из дома.
- Справочная и познавательная литература, ориентирующая на изучение окружающего мира. Такие книги, что бы привлечь внимание детей,
расположены в специальном ярком лоточке.
- «Толстые» книги, которые я читаю в течение длительноговремени.
- Энциклопедии.
- Книжки-раскраски, книжки-самоделки.
- Аудио и СД-диски для прослушивания, коллекция мультимедийных презентаций.

Организуя образовательную деятельность, стараюсь интегрировать ознакомление с художественной литературой, по возможности, в содержание всех образовательных областей. Активно использую художественное слово в организации физического развития дошкольников и их оздоровлении. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения («Звериная зарядка», «Мы проснулись»), при релаксации в минуты отдыха, что позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту. Например: Спорт нам плечи расправляет,

Силу, ловкость нам дает.

Он нам мышцы развивает,

На рекорды нас зовет

В двигательной деятельности использую фольклор (считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы) для развития эмоциональной сферы, активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера. В произведениях устного народного творчества детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания. Например,

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

Особое значение придаю разучиванию слов и считалок к подвижным играм («Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Гори, гори ясно!» и т.д.).

Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции:

Расширяет представления о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте);

Помогает осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий;

Способствует освоению моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах;

Функция формирования эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в оценке с представлениями о них.

При проведении наблюдений за природным явлением, объектом, изменениями, происходящими с ними широко использую художественное слово. Например, наблюдая за снегопадом, читаю стихотворение Н.Некрасова «Снежок», С. Михалков «Снег кружится».

Раскрыть некоторые понятия можно с помощью художественных произведений. Например, понять, что такое лес, можно из одноименного стихотворения «Что такое лес…». У нас есть макет леса, с помощью которого можно моделировать изменения в животном и растительном мире, происходящие в лесу в различное время года

Использую художественную литературу при ознакомлении с животным миром. Например, стихотворение Б. Заходера «Ежик» - Что ж ты, еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

При знакомстве детей с тем, как кричат животные, использую стихотворение А. Барто «Кто как кричит» и потешку «Наши уточки с утра».

Для формирования у детей представлений о профессиях людей читаю произведения В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас?», Б.Житкова «Пожар», С. Сахарнова «Два радиста», С. Маршака «Ледяной остров», которые помогают детям разобраться в особенностях той или иной профессии.

Читая украинскую сказку «Колосок», дети узнают о том, как хлеб на стол пришел. После прочтения мы рассматривали с детьми колоски, муку, познакомились с ее свойствами.

Для закрепления количественного и порядкового счета я использую русские народные сказки «Теремок» , «Колобок» , «Репка» , произведения Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…» , С. Маршака «Дама сдавала в багаж…» и др. При формировании понятия «величина» опираюсь на художественные произведения, такие как «Под грибом», «Разные колеса» В. Сутеева.

речевом развитии ребенка . Речь - одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и коллективных разговорах: собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. При рассматривании портретов писателей, портретов художников - иллюстраторов знакомлю детей с их биографией, детям очень интересно какие они были в детстве, чем интересовались. Знакомя детей с произведениями, использую следующие методические приемы:

Беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

Придумывание однокоренных слов;

Использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

Пересказ сказки по ролям («Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др.)

Предлагаю изменить в сказке любую деталь.(н-р в сказке «Снегурочка»: Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего? Начинается пересказ новой сказки)

Беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др.;

Игры и упражнения для развития связной речи «Исправь ошибку», «Сравни разных зверят», «Разложи картинки», «Кто что умеет делать», «Сочинялки», «Разноцветный сундучок», «Узнай произведение по предметам», Игра «Чьи это слова?» и т.д.

Провожу беседы на тему «Что мы знаем о книге», Книга -лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создает книги», «Путешествие в прошлое книги».

Прочитав рассказ Г. Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся» провела беседу, это способствует углублению восприятия литературного текста, формирует в речи свое отношение к услышанному в процессе его анализа.

Чтение художественной литературы играет немаловажную роль в художественно-эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Например, нарисуй рисунки к рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Для организации детской театрализованной деятельности я пополнила театральный уголок различными видами театров (пальчиковый театр, театр на прищепках, театр-топотушки, театр на конусах, театр на палочках от мороженого), дидактические игры («Солнышко-тучка», «Птичий двор», «Музыкальная лесенка»), оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», сделала подборку игр - драматизаций, народных, подвижных игр со словами.

Велика роль художественной литературы в социально-коммуникативном развитии дошкольников. Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. При чтении произведений дети, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А.Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В.Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н.Носова), и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К.Чуковского).

Приобщая ребенка к книге, формирую бережное отношение к ней (книгу не рвать, не мять, не загибать листочки). С воспитанниками средней группы я организовала интегрированное занятие "Подари жизнь книге", на котором дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. Чтобы прививать детям бережное отношение к книгам, мы устроили «Книжную больницу», там дети не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам.

При реализации образовательной программы большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использую следующие формы взаимодействия и активного вовлечения родителей в образовательную деятельность:

Консультации: «Какие книги читать детям», «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)

Акция «Пришли мне чтение добро», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группах литературой разного жанра.

Выставка книжек -самоделок «Книжки-малышки о труде», в которой все родители средней группы приняли активное участие.

Фотовыставка «Мама, папа, я –читающая семья»

Важность общественного воспитания в процессе развития детей определяет тесное сотрудничество детского сада и социума в нашем случае - это детская библиотека. На экскурсии в детскую районную библиотеку дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке .

Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные игры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Диапазон опыта представлен в ежедневном календарном планировании в младшей и средней группах, разработке тематического плана «Неделя книги в детском саду» , материалами выступления на педагогических советах, семинарах, пополнением развивающей предметно-пространственной среды группы, конспектами непосредственно образовательной деятельности, картотеками дидактических, хороводных, подвижных игр с использованием художественного слова, консультациями для родителей.

Новизна данного опыта заключается в том, что совместная деятельность с детьми по приобщению к художественной литературе носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с художественной литературой в различных видах деятельности, что способствует разностороннему развитию детей.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Проведённая работа дала положительные результаты: промежуточный педагогический мониторинг в середине учебного года показал положительную динамику по всем направлениям развития дошкольников.

Педагогический мониторинг эффективности педагогических воздействий в средней группе МБДОУ д\с№2

(начало и середина 2017-2018 уч.года)

Физическое развитие

28 %

56%

46%

34%

26%

10%

Социально-коммуникативное развитие

32%

48%

56%

34%

12%

18%

Познавательное развитие

14%

23%

69%

64%

17%

13%

Речевое развитие

12%

23%

73%

67%

15%

10%

Художественно-эстетическое развитие

12%

27%

72%

60%

16%

13%

У воспитанников значительно вырос интерес к художественной литературе. Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.

Повторное анкетирование и собеседование с родителями свидетельствуют о повышении читательской культуры в семьях воспитанников и повышении компетентности родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Таким образом, вся система работы способствовала развитию у детей пятого года жизни формированию интереса к художественной литературе. Это в свою очередь позитивно отразилось на решении поставленных задач. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки активно используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

На уровне собственного педагогического опыта:

    За время работы над темой я повысила свою профессиональную компетентность по ознакомлению дошкольников с художественной литературой как средством всестороннего развития.

На уровне дошкольного учреждения:

    наработан богатый практический материал (конспект интегрированного занятия «Подари жизнь книге», методический и иллюстративный) по теме;

    возможность использования и усовершенствования данного опыта другими педагогами ДОУ;

    пополнение предметно-пространственной развивающей среды средней группы.

Подводя итоги проделанной работы, я пришла к следующим выводам:

Осуществляя ознакомление дошкольников с художественной литературой, мы решаем задачи всестороннего развития личности, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения формируются именно в этом возрасте.

Ознакомление с художественной литературой надо начинать как можно раньше, уже с раннего дошкольного возраста и в тесном взаимодействии с семьями воспитанников;

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Пока мой опыт работы по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы базируется лишь на уровне нашего детского сада. Для педагогов я подготовила и провела консультацию «Роль художественной литературы в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»», семинар-практикум в форме деловой игры «Умные книжки - умным детишкам».

Я разместила свой опыт работы на своем мини-сайте и на своей личной странице международного образовательного портала http :// www . maam . ru / users / 1389104.

Также планирую выступить с презентацией опыта работы на районном методическом объединении.

Перспективы работы:

В дальнейшей работе по ознакомлению детей пятого года жизни с художественной литературой с помощью эффективных методов и приёмов планирую:

Обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки);

Совершенствовать речевую детскую деятельность на основе литературных текстов (сочинение загадок, сказок по аналогии со знакомыми текстами);

Способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии;

Через литературные произведения приобщать дошкольников к социально - нравственным ценностям. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим, я считаю, что необходимо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Литература и интернет - ресурсы

1 .Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.

2.Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2009.

3.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,2014.

4.Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 2009. 5.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 2007. 6.Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 2006. – т. 1.

7.Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.

8.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / И.Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова. – М., 2014.

9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009. 10.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Лотарев В.К, Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2014.

11. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флёрина. – М., 2011

12.

13. http://www.maam.ru

светлана Еремеева
Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка .

При чтении художественной литературы ребёнок видит перед собой определённую картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события.

Чем сильнее переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественная литература формирует у детей положительные и отрицательные эмоции и на основе этого возникающие образы у детей имеют соответствующий колорит, способы изображения .

Выразить свои эмоции, отношение к художественным произведениям дети могут через продуктивную деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование. Она может быть организована как на занятиях, так и в совместной деятельности взрослых с детьми. Получая впечатления в процессе чтения книг, рассматривая иллюстрации, дети учатся понимать характер персонажей, выделяют особенности образа героев. Свои впечатления дети передают в рисунках, поделках.

Особенно детям нравится изображать героев таких произведений, в которых образ четко представлен и связан с детскими понятиями о недостатках человека. Это очень ярко наблюдается в передаче образов героев поэтических сказок Чуковского.

Так, при изображении героев сказки «Тараканище» , мальчик передал тревогу, опасность в своём рисунке, поэтому он получился таким неярким, даже мрачным, небрежным. Но в то же время на его рисунке есть пальма, которая получилась аккуратной, с тщательно прорисованным стволом, листьями.

Взглянув на его рисунок,можно подумать, что пальму он не сам нарисовал, а кто-то помог. Потому что обычно он всегда жалуется, что у него ничего не получается, прекращает рисовать, злится. Это свидетельствует о том , что ребёнок нашёл способ передать позитивный настрой, показал, что всё будет хорошо в конце сказки.

Следующий рисунок, на котором девочка изобразила Муху-Цокотуху в нарядном платье, в шляпке, придумала узор на платье, подобрала яркие, жизнерадостные краски, здесь сам рисунок вызывает положительные эмоции.

Детям очень понравилось изображать героев сказок Чуковского, а так же русских народных сказок, других произведений. Это ещё раз подтверждает, что дети изображают то, что на них произвело сильное впечатление во время чтения художественных произведений .

В совместной деятельности с детьми старшей группы дети получили задание «Сказки ходят в гости друг к другу» . Дети изображали в одном рисунке героев разных сказок и придумывали разные ситуации, например, Колобок встретил на дорожке Кота в сапогах, или Красная Шапочка пошла в лес и встретила Бабу Ягу.

Мы с детьми рисуем цветными карандашами, иногда используем фломастеры, восковые карандаши, краски. Этими материалами детям легче передать образы героев, их характер, настроение, выделить мелкие детали, которые могут быть очень важными.

Для того, чтобы работы были интереснее, выразительнее, предлагаю использовать и нетрадиционный художественный материал : печати, трафареты, коктейльные трубочки, засушенные листья, семена, соль, манка, их сейчас огромное количество, можно так же включать элементы аппликации из бумаги, ткани, ниток

Творчество детей проявляется так же в лепке из пластилина и солёного теста, с использованием бросового материала, в конструировании из бумаги, например, «оригами» . Дети по сказкам, и народным, и авторским, создают образы героев произведений. Готовые персонажи используются в играх-драматизациях, в ходе которых можно изменить окончание сказки, или добавить персонажей из других сказок и развить новый сюжет .

Художественные произведения представляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта.

Родительское собрание «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Групповое родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Повысить.

Родительское собрание в средней группе «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста» Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечь родителей в решение.

Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры Автор Ланге Татьяна Владимировна Слова «Культура – это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым», именно сегодня.

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

ГБДОУ д/с №41 г.Санкт-Петербург, воспитатель

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

План

Глава IВведение

§1. Речь- как средство общения

§2. Показатели речевого развития детей 5 года жизни

§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста

Заключение

1.Речь – как средство общения.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. Благодаря речи, как средству общения индивидуальное сознание человека не

ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей причем гораздо в большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. К возрасту 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет отроду ребенок уже говорит двух – трех словные предложения. Примерно к 4 годам оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.

На данных этапах речевого развития существует три пути освоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям, формирование условнорефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов, действиями воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями.

К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно, по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого никогда не слышал.

Целью исследования является:

Положительное влияние художественной литературы на речевое развитие детей

Динамика развития творческих способностей через художественную литературу

Объектами исследования являются дети среднего дошкольного возраста. Решение поставленной задачи представлено путем анализа и обобщения результатов, ранее полученных многими исследователями, а так же на основе личного опыта.

§2 Показатели речевого развития

Наблюдая за детьми 5 года жизни можно сказать, что они пытливы, задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить рассуждать делать выводы. В данном возрасте дети начинают обладать овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющих их игрушки, он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети так же начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться внутренняя речь. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ.

В возрасте от 4 до 5 лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, но при ответах на вопросы часто опускают главную часть предложения и начинают сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, т.к. чтобы освоить слова- понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий признак. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во –первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во –вторых, они усвоили слова –обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:

Становиться возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а так же подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. В этот период совершенствуется речевой слух детей.

§1. Развитие речи – важная задача в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

Нередко к началу 4 года жизни усваиваются и все звуки родного языка, включая Р, Л, Ш, Ч, Т, Щ, Ц.

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное (Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (это-мяч) , но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной достаточно хорошо понятной самой по себе, не требуемой дополнительных вопросов и уточнений.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их творчества, мышления, восприятия, наблюдательности. Вбирая в себя все достижения ребенка в освоении его звуковой стороны словарного состава, грамматического строя. И формирование связной речи нужно начинать раньше того, как усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Книга – величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы, стихи, потешки, пословицы, поговорки.

Перед собой поставила такие задачи, как:

  1. Заложить в детях любовь к художественному слову
  2. Уважение к книге
  3. Определение того круга произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, заучить наизусть, рассказать
  4. Каждое художественное произведение доносить до детей, как произведение искусства
  5. Раскрыть ее замысел
  6. Заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам
  7. Научить детей воспринимать художественное произведение

Составила перспективный план, в котором было предусмотрено чтение и рассматривание книг, беседы о том как нужно обращаться с книгой как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.

Работу начала с оформления в группе книжного уголка. Важно было создать обстановку, что бы у ребенка появилось желание посмотреть книгу. В уголке помещала не только художественные произведения, но и дополнительный материал:

  1. Рисунки детей по сказкам «Зимовье», «Гуси – лебеди» средней группы.
  2. Книжка собственного сочинения по сказке «Два жадных медвежонка»
  3. Картинки – загадки (для словотворчества)

Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивала речевую деятельность и словотворчество детей. На занятиях использовала различные приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т.д.

Все занятия проходили в игровой форме. При анализе литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. На основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством.

В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения: « я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.

После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь.

При чтении стихотворений, выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.

Развивая звуковую культуру речи детей, обращала внимание детей на четкость и отчетливость произношения звуков и слов, используя чистоговорки, потешки, считалки, загадки. Так, например, отгадывая загадку:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы

Кто это? , «заяц» , дети определяют в отгадке заданный звук.

Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой.

Почти на каждом занятии провожу творческие задания, выполняя лексические, грамматические, фонетические упражнения на подбор сравнений, синонимов и антонимов к данному слову.

Рисунки и сочинения детей, помещаю в альбом детского творчества.

Уже к концу года у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушали произведение, задавали вопросы по содержанию литературных произведений. Появилось желание придумать новую сказку, обменивались впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.

Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей.

Для развития, усовершенствования речевых навыков детей дошкольного возраста необходим обширный практический материал, тренирующий речевой слух, память, развивающий четкость восприятия, точность воспроизведения слова,связующую речь, творческие способности.

В связи с этим мною была составлена картотека, где я подобрала небольшие по объему тексты, скороговорки, насыщенные нужными звуками, звукосочетаниями, которые дают возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его выполнить упражнение, провести игру с конкретным заданием: «Повтори», «Запомни», «Назови».

Виды игр и упражнений по развитию речевой деятельности детей.

1. Игры и упражнения для развития или уточнения движения органов артикуляционного аппарата.

2. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

3. Воспитание правильного произношения звука в словах и фонематического слуха.

4. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи.

5. Игры и упражнения по развитию связной речи и словотворчества детей среднего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития и уточнения движений и правильного положения органов артикуляции.

1. «На прогулку» [C]

2. «Летят снежинки»

3. «Вкусное варенье» [Ж]

4. «Вот так грибок!»

5. «Качели» [П]

6. «Болтушка»

7. «Часики» [P]

8. «Приклей конфету»

Например: «Летят снежинки»

Цель: Активизация [C]

Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети 0 изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки».

Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.

Ребята вспоминают, как качаются на качелях, потом им предлагают «покачать на качелях язык», при этом рот приоткрывается, широкий язык (вниз) опускается за нижние зубы, затем (вверх) поднимается за верхние зубы. При этом губы в улыбке обнажают зубы.

II. Игровые упражнения на уточнения произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

1. «Насос» [C]

2. «Угадай, кто жужжит» [Ж]

3. «Погудим как самолеты» [Л]

4. «В зоопарке» [P]

Например: «Насос»

Решили дети покататься на велосипеде, а у них спущены шины, весь воздух вышел. Взяли они насосы и стали накачивать шины. Воздух выходит из насоса и свистит: ссс ……., ссс ………

Накачаем все вместе шины. Дети имитируют движение, решительно произносят [C] .

III. Игровые упражнения на воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха.

  1. «Знаешь ли ты» [C]
  2. «Что появилось» [Ж]
  3. «Кто внимательный» [П]
  4. «Подбери по форме» [P]

Например: «Что появилось»

Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется [Ж]

(жираф, ёж и т.д.). Ребята называют их. Затем накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, так же имеющую в названии [Ж] (например «флажок»). Открывая, спрашивает, что новое появилось. Затем предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется [Ж]. Можно использовать картинки.

IV. Игровые упражнения воспитания правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

Речевой материал:

Словесные игры, скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и рассказы.

  1. «Почтальон»
  2. «Скажи что-нибудь о картинке»
  3. «Скажи, куда мы положили»
  4. «Что изменилось»

Например «Почтальон» [C]

Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Используя такие картинки как: высоко летит самолет, собака ест суп и т.д.

Следить, что бы дети говорили фразы четко и ясно.

Чистоговорки

Са-са-са – вот идет лиса

Су-су-су – видел я в лесу лису

Скороговорки

У Сани сани едут сами

У Сани сом с усами

Загадки

В воде купался, сухим остался (Гусь)

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок)

V. Игры и упражнения по развитию творческих способностей детей

  1. «Какие бываю иголки?»
  2. «Кто заблудился?»
  3. «Шишка»
  4. «Ручка-ножка»
  5. «В гостях у лесника»
  6. «Кто это ползет»
  7. «Договорим слово»
  8. «Подбери похожее слово»

Например: «Ручка-ножка»

Цель: познакомить с разными значениями «ручка» , «ножка».

Отгадай загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой всех провожает, всем, кто придет ручку подает» (дверная ручка).

У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

Закончите предложение: «Ручка нужна, чтобы …….»

А как предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

Заключение.

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые способности будут развиваться успешнее.

Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Скоро мои воспитанники перейдут в старшую группу и перед ними откроют страницы новые книги, еще более увлекательные и интересные. Мне бы хотелось, что бы дети выросли добрыми, честными, смелыми людьми. И первыми моими помощниками в этом деле являются книги.

В современных условиях, в которых можно одновременно проследить тенденции постоянного совершенствования и усложнения обучения и, как результат этого, - появление многопрофильных учебных заведений и разнообразных программ, важную роль играет литературное образование. Литература - это вид искусства, в котором показана ценность человеческих отношений, несущих добро или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие, отражены ценностные ориентиры разных культур и народов. Это определяет литературу как особый предмет в ряде гуманитарных дисциплин.

При изучении русской классической литературы, составляющей фундамент литературного образования в детском саду, круг обозначенных в ней тем и проблем сохраняет свою актуальность не только в прошлом и настоящем, но и будущем.

Очень важно при этом актуализировать ценностные ориентиры русской классики, и этим способствовать их сбережению и распространению в молодёжной среде.

Столетиями и даже тысячелетиями произведения художественной литературы открывают перед читателем мир огромных возможностей установления непосредственной связи всех времен, народов и культур, возможность рассмотрения литературы как поэтической памяти народа. Тем не менее, как представляется, во многом недооценённой остаётся роль художественной литературы, и прежде всего классики, в формировании и развитии эстетических чувств современных детей.

Многообразное культурное достояние народов должно передаваться от поколения к поколению, способствуя расширению взаимного интереса, стремлению к сотрудничеству и, как следствие этого, - к развитию толерантного сознания. Взаимодействие культур, в свою очередь, предполагает толерантное общение их представителей. Через знакомство с искусством происходит передача и усвоение ценностей, идей других народов. Благодаря искусству расширяется кругозор и формируется мировосприятие как отдельного человека, так и общества в целом и, как результат, терпимое отношение к “другим” людям, формирование культуры общения, взаимопонимания и толерантности .

Искусство, как вид коммуникации, даёт уникальную возможность приобщиться к другим культурам, чужому опыту. Искусство можно не только созерцать, но и быть непосредственным его участником. Искусство формирует эмоционально-ценностные и поведенческие реакции учащихся, благодаря знакомству с ним дети закрепляют социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах, так как искусство отражает жизнь. Описание жизни в произведениях литературы или посредством изображения на картинах учит людей понимать её. Посредством искусства ребёнок учится познавать связи предметного мира и жизненных явлений, оно влияет на чувства ребёнка, его мироощущение; в нём акцентируются представления о красоте, добре в культурных традициях разных народов. Именно через искусство начинается путь к всемирной истории и культуре, знание которых является неотъемлемой частью в воспитании толерантного сознания. Современная методическая наука находит сложные и глубинные связи литературы с другими видами искусства, как естественную форму её реального бытия.

Как писал Сартр, «проза -- только самый удобный инструмент для реализации определенного замысла», потому что, «когда аккуратно, с заботой о точности, слова собраны в фразы, то в них просматривается намерение …отдать другим полученные выводы. …Говорить -- означает действовать, любая названная вещь уже не та, какой была до того, она потеряла невинность» .

Действенность искусства слова, отмеченная Сартром, делает литературу одним из ведущих предметов в воспитании и формировании нравственной позиции дошкольников.

В ходе занятий, и прежде всего посвященных литературе, важно акцентировать внимание детей на таких аспектах, как многообразие мира, сходство и различие живых существ, их общность с живой природой, понятие о нужности всех и всего в природе, об общем и различном в культурных традициях всего народа. Всё вышеперечисленное отраженно в памятниках культуры различных народов. Без этого невозможно нравственное развитие личности.

Благодаря искусству, воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, на их эмоциональную, интеллектуальную и физическую составляющие. Средний школьный возраст, а, по-другому, - возраст подростковый, - является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира. Это возраст резких перепадов настроения, переживаний, возвышенных чувств и устремлений. В этом возрасте подростки стремятся к самопознанию, саморазвитию, самоутверждению. Именно на этом этапе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ценностей, одним словом, формируется зрелая личность. Поэтому так важно для общества именно на этой ступени жизни в целом сформировать толерантного гражданина.

Осуществление социальной адаптации через культуру и искусство происходит ещё в раннем детстве, когда взрослый, находящийся рядом, поёт колыбельные песни, рассказывает сказки и произносит потешки. Ритм, мелодия, нежные прикосновения и тёплые интонации голоса дают ощущение покоя и защищённости - это первый шаг вхождения в удивительный и огромный мир.

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Наше время - время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. Именно дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующую, школьную ступень образовательной системы. Требования, предъявляемые к современному уровню образования: развитие памяти, мышления, интеллекта, полноценное существование в современной информационно насыщенной среде определяют принципиально важное направление работы: обеспечение продуктивности образования.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей и средств, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и в основе своей предусматривающего личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, творческое отношение педагогов к работе, их потребность в постоянном саморазвитии.

Искусство существует тогда и только тогда, когда кроме творца-писателя, художника, музыканта, существует тот, кто воспринимает произведения искусства - читатель, зритель, слушатель. Поэтому, воспитать читателя, зрителя, слушателя, человека, способного воспринять духовный опыт человечества; раскрыть творческий и нравственный потенциал дошкольников - вот главная цель работы педагогов дошкольников.

Современные тенденции развития педагогической науки направлены на гуманизацию образования, поиск путей «вхождения» в личностно-ориентированное образование, что предполагает поиск таких моделей обучения, которые бы обеспечивали целостное развитие и саморазвитие личности. Стратегия образования указывает на создание в сознании детей целостного представления о мире, осознающего свое место в этом мире и осваивающего целостную картину мира. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Оно как образная модель жизнедеятельности, дает возможность ребенку осваивать окружающий мир во всем его многообразии.

Эстетическая наука определяет искусство как художественное освоение мира, однако тут она сталкивается с трудностью: художественное освоение мира выступает в крайне разнообразных формах. Одни художественные творения являются словесными, другие - бессловесными, одни звучащими, другие - безмолвными, одни телесными, другие - бесплотными; одни произведения искусства обращаются к нашему зрению, другие - к слуху, третьи - к зрению и слуху одновременно. Многообразие и целостность мира наиболее полно представлены в различных видах искусств.

Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например живопись, музыка и литература, отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Именно такие цели и ставит современное дошкольное образование перед педагогами - создание целостного образа мира у ребенка. Кроме того, интеграция видов искусства выступает средством эстетического развития детей дошкольного возраста. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально-положительного отношения к деятельности, воображения, образного мышления.

Синтез - это погружение в искусство, в его различные виды.

Задачи педагога: дать ценности, создать условия восприятия ценностей и дать им прорости в душе ребенка.

Цели педагога: поддерживать собственную творческую деятельность ребенка, формировать творческие способности в обучении и через обучение.

Предлагаемые в программе произведения литературного искусства не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в произведениях. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания художественного слова на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление.

Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру .

В процессе модернизации системы образования принципиальное значение отводится использованию в практической деятельности ДОУ различных эффективных технологий, позволяющих педагогам улучшить качество и содержание образования дошкольников. В связи с этим я ищу новые формы образовательного процесса, изменяя, таким образом, его содержание.

Одно из ведущих мест в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада занимает эстетическое воспитание дошкольников. Основной задачей эстетического развития личности ребенка в учреждении является ознакомление с искусством, обогащение духовного мира детей и развитие их творческих способностей в продуктивной деятельности.

Получая знания об искусстве, дети знакомятся с различными видами искусства: литературой, музыкой, живописью и различными видами театра. Благодаря этому не только осуществляется задача по обогащению духовного мира детей, но и жизнь их в детском саду наполняется яркими, необычными, интересными делами, играми, занятиями.

Процесс внедрения в практику литературного воспитания ознакомления детей с искусством состоял несколько этапов, а сама работа с дошкольниками по данному направлению следует строить следующим образом.

Знакомство с жанровым многообразием искусства.

Формирование навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности (основы восприятия настроения произведений искусства, основы восприятия ритма произведений искусства, основы композиционного строения в произведениях искусства).

По данной технологии занятия проводятся 1-2 раза в месяц, а также целесообразно работать с родителями, педагогами, привлекать их к совместной деятельности.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.

Главное слагаемое для успеха занятий - вопросы к детям. При помощи этих вопросов мы подводим ребенка к какому - либо выводу.

Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Занятия могут:

Носить сезонный характер: «Весна-Красна», «Наступили холода», «Краски осени» и др.

Знакомить детей с чем-либо: «В пещере горного короля» (драгоценные камни, украшения);

Знакомить детей с чьим- либо творчеством: «Вечер Чуковского».

К программным музыкальным произведениям подбираются поэтические строки, наиболее доступные детям, демонстрационный материал по изобразительному искусству (красочные репродукции и фотографии природы из журналов, или изображения, нарисованные педагогом, родителями детьми).

Методика работы с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Примерная схема проведения занятия.

Вводная. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад. Создание установки на предстоящую деятельность: заинтересовать детей, прием «путешествие» - «Мы отправляемся в гости…», который поможет создать творческую атмосферу.

Основная. Сюжетная часть со слушанием музыки, стихов, сказок, просмотром картин. В занятие часто вводится сюрпризный момент-«Волшебная шкатулка», приглашение «сказочного гостя»…

Решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, творческие задания.

Заключительная. Сбалансировать эмоциональное состояние, используя для этого различные упражнения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх