Проект по социализации через труд в доу. Презентация проекта: «социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации проекта «родиноведение» посредством современных образовательных технологий» - презентация. Процедура обработки полученных данных:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Проект – разработанная идея для претворения в жизнь.

– проект, участниками которого являются не только педагоги, но и другие социальные группы и структуры: дети, родители, школа, Управление образования, Управа, СМИ.

– это открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались участники, проявившие определенные личностные качества.

Социально-педагогические проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени. Они рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года. Не говоря уже о сотрудничестве со специальными отделами Управ, со СМИ и др. Социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию музея или в собственное, авторское направление в работе (так произошло с нашим проектом «Мы – потомки победителей»).

Мою статью о социально-педагогических проектах дошкольного учреждения можно прочесть в журнале «Обруч» №42007г.

Больших результатов в установлении партнерских отношений между педагогами и родителями, родителями и детьми, и, наконец, между дошкольным учреждением и другими социальными структурами района добился детский сад под моим руководством, осуществляя совместную работу с семьями воспитанников над социально-педагогическими проектами.

Практически каждый учебный год, начиная с 2005-2006, детские сады под моим руководством: №1405 (Зеленоград), а затем и детский сад №1734(ЮВАО), осуществляли работу над авторскими социально-педагогическими проектами.

2005-2006 уч.г. - «Мой детсадовский дворик»

2006-2007 уч.г. - «Красивая площадка для дошколят»

2007-2008 уч.г. - «Город моей мечты»

2009-2010 уч.г. - «Мы – наследники победителей»

2010-2011 уч.г. - «Мечтаем о космосе»

2011-2012 уч.г. - «Сказка на всю жизнь» (посвящен творчеству

Астрид Линдрен)

2012-2013 уч.г. - «Я-горожанин»

Вот примеры некоторых проектов, осуществляемых в ДОУ.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МОЙ ДЕТСАДОВСКИЙ ДВОРИК»

В начале 2005-2006 уч.года педагогический коллектив детского сада поставил перед собой задачу: в рамках экспериментальной работы по сотрудничеству с родителями привлечь к благоустройству территории учреждения семьи воспитанников. Разработали Положение конкурса «Мой детсадовский дворик», в котором были перечислены следующие методические рекомендации родителям, изъявившим участвовать в проекте.

Главное условие участия в проекте – наличие желания, прежде всего, у ребенка внести свою лепту в благоустройство территории детского сада.

  • Ребенок вместе с взрослым совершает экскурсию по территории детского сада.
  • На плане территории выбирается место, которое ребенок хотел бы изменить, обводится кружочком. Далее ребенок предлагает свои варианты оформления данного участка. Допускаются любые фантазии, взрослому не следует критиковать ребенка. Инициатива принадлежит ребенку, взрослый при необходимости лишь помогает, предлагая свою точку зрения, не навязывая ее.
  • Если ребенок и взрослый затрудняются в наглядном воплощении своей идеи, то на помощь могут прийти различные журналы, просмотр телепередач, посвященных ландшафтному дизайну, поездки с ребенком в парки и т.д.
  • Желательно, чтобы семья имела возможность осуществления идеи своими силами. Одним из критериев оценки предложенного проекта является реальность выполнения.
  • Желаем удачи и вдохновения!

    В проекте приняли участие 33 семьи. Представленные работы были оценены в различных номинациях: рисунки, коллажи, макеты, компьютерные технологии. Оценивали работы сами дети и их родители, а также компетентное жюри, состоящее из специалистов дошкольного образования.

    На заключительном этапе – во время проведения финала конкурса, который проводился в помещении Управы Панфиловского района г.Зеленограда, была организована «презентация» - дети и их родители представляли свои работы. Лучшие работы были награждены грамотами и призами. Вручали призы Глава Управы и начальник окружного управления образования.

    В 2007г., во время «Дней Московского образования», социально-педагогический проект «Мой детсадовский дворик» был представлен на ВВЦ и коллектив детского сада был награжден Грамотой Департамента образования города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «КРАСИВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ »

    В 2006-2007уч.году коллектив детского сада осуществил работу над проектом «Красивая площадка для дошколят».

    Одна из основных задач проекта обозначалась так: «Укрепление связей детского сада № 1405 со школой № 718 в целях укрепления преемственности образовательных учреждений».

    На этот раз создателями конкурсных работ стали школьники – бывшие выпускники нашего детского сада. В преддверии предстоящих работ по благоустройству территории детского сада, педагоги дошкольного учреждения предложили школьникам создать эскизы для росписи прогулочных веранд.

    Участие в конкурсе приняли 56 учеников, начиная с 5-ого и заканчивая 11-ым классом.

    Во время проведения финала конкурса дошкольники сами выбирали лучшие эскизы и голосовали за них. Все участники проекта были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками от Управы района.

    (Подробно о проекте «Красивая площадка для дошколят» можно прочитать в моей статье «Социально-педагогический проект: новые возможности». «Обруч» №4, 2007).

    «Любовь к Родине начинается с семьи»

    Ф.Бэкон

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

    Организатор проекта:

    ГОУ детский сад № 1734

    Участники проекта : дети-дошкольники, родители и члены семей воспитанников, педагоги и администрация детского сада, дошкольный отдел ЮВОУО.

    Цели и задачи проекта:

  • Формирование у детей чувства гордости за свою Родину, за свою семью, зарождение чувства своей сопричастности к истории России.
  • Укрепление детско-родительских отношений.
  • Укрепление связей между педагогами дошкольного учреждения и семьями воспитанников.
  • Укрепление социального партнерства между дошкольным учреждением и окружным Управление образования.
  • Сроки реализации проекта: 2009-2010 уч.год

    2010-2011уч.год (продолжение)

    2011-2012уч.год (продолжение)

    2012-2013 уч.год (продолжение)

    АКТУАЛЬНОСТЬ:

    Необходимость качественного изменения в подходах к патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения.

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

    1.Осведомленность детей-воспитанников детского сада о своих родственниках - участников ВОВ и возникновение желания узнавать как можно больше о членах своей семьи, о генеалогическом древе семьи.

    2. Зарождение у детей чувства гордости за свою семью, за свою Родину.

    3.Формирование у родителей ответственного отношения к интересам детей;

    понимания важности положительных примеров на формирование личности ребенка.

    4. Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта: родителями воспитанников, педагогами детского сада, окружным Управлением образования.

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1-ый этап подготовительный (сентябрь - декабрь 2009г.)

    Работа педагогического коллектива:

  • Создание творческой группы, ответственной за работу над проектом; разработка плана работы.
  • Работа с родителями воспитанников:

  • Заседание «Клуба современных родителей» на тему: «О чем рассказывает военная фотография?».
  • Консультация для родителей: «Как организовать беседы с ребенком о войне, о родственниках – участников Великой Отечественной войны».
  • Консультирование родителей участвующим в проекте, по выполнению «домашнего задания».
  • Непосредственное участие родителей в работе над проектом («домашнее задание»):

  • Родители (или другие члены семьи) находят фотографии (военного времени) родственника - участника ВОВ.
  • Родители (или другие члены семьи) рассказывают о родственнике ребенку-дошкольнику, либо просят ныне здравствующего родственника рассказать о событиях ВОВ ребенку.
  • Фотографию родственника «отцифровывают» и печатают необходимого размера. Такого же размера печатают фотографию ребенка – воспитанника детского сада. Если участник ВОВ жив, то делают совместную фотографию его и ребенка. Приносят в детский сад фотографии и сообщение о родственнике (дата рождения, где воевал или работал, какие награды имеет и т.д.)
  • Родители составляют и готовят для совместного выступления со своим ребенком небольшой рассказ-сообщение о родственнике – участнике ВОВ (презентация).
  • 2-ой этап (январь-февраль 2010г.)

    Совместная работа творческой группы педагогов детского сада, родителей воспитанников и воспитанников детского сада:

  • Оформление в одном стиле фотографий и сообщений, подготовленных родителями.
  • Оформление фотогалереи на одной из центральных стен детского сада.
  • Приглашение на утренник, посвященный Дню Российской армии (23 февраля) ныне здравствующих участников ВОВ – родственников воспитанников детского сада.
  • Подготовка и организация совместного праздничного выступления родителей и ребенка (членов семьи участника ВОВ) на утреннике.
  • 3-ий этап – заключительный (март-май 2010г.)

    Совместная работа дошкольного отдела ЮВОУО и администрации ГОУ.

    Составление совместного плана работы дошкольного отдела ЮВОУО и ГОУ детского сада №1734 на 2010 год; включение в него:

  • Организация выставки-фотогалереи «Мы-потомки победителей» в здании детского сада №1734, затем - перенос выставки в помещение дошкольного отдела ЮВАО для родителей и педагогов округа.
  • Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Дню Победы силами педагогов и воспитанников детского сада с приглашением ветеранов ВОВ – родственников воспитанника детского сада.
  • Поздравление и вручение памятных подарков ветеранам ВОВ администрацией детского сада и специалистами дошкольного отдела ЮВОУО.
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ »

    Во время утренника, посвященного Дню защитника Отечества, 23 февраля, ребята уже сами рассказывали своим друзьям о своих родственниках. А во время празднования Дня Победы в мае, на детский праздник были приглашены ветераны - родственники детей, ныне живущие в наши дни. (Подробнее о работе над проектом можно прочесть в журнале «Обруч» №3, 2010г. в моей статье «Мы – потомки победителей»). За осуществление социально-педагогического проекта «Мы - наследники победителей» педагогический коллектив детского сада №1734 (и я, как автор проекта) был награждена памятной медалью, утвержденной префектурой Юго-Восточного административного округа «За вклад в подготовку празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне».

    Наше будущее – это прежде всего наши дети. Какими они вырастают, во многом определяется участием каждого гражданина России в их воспитании. Не случайно в нашей стране долгие (лучшие!) годы образование называлось «народным». Отход от этого принципа привел нашу страну к упадку и разладу между поколениями. Сегодня мы с вами можем стать проводниками возрождения российскому образованию почетного титула «народного». А возможно это сделать с помощью социально-педагогических проектов.


    Давыдова Ирина Вадимовна

    Валерия Меркулова
    Проект по социально-личностному развитию дошкольников в первой младшей группе

    Проект по социально-личностному развитию детей

    в первой младшей группе «Развитие личности младшего дошкольника в условиях ДОУ».

    Актуальность проекта:

    В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда, делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.

    Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

    Описание проекта.

    Цель проекта: развивать личностные качества детей, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих.

    образовательные:

    Расширять представления детей себе, своей семье, о родном крае;

    Учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

    развивающие:

    Развивать инициативу, организаторские способности, умение действовать в команде, трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе;

    Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности, постепенно развивая опыт общения каждого ребёнка;

    воспитательные:

    Способствовать установлению добрых отношений между детьми: помогала детям лучше узнать друг друга, налаживать контакты, на основе общих интересов и возникающей взаимной симпатии;

    Продолжительность проекта: 6 месяцев (октябрь – март).

    Участники: воспитатели, дети, родители.

    Планируемый результат: Личный опыт ребёнка обогащен так, что он естественным путём, в доступных ему видах деятельности самостоятельно осваивает средства и способы познания, общения и деятельности. В группе создан эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, поддерживается инициатива детей. Сотрудничество с семьей помогает добиваться высоких воспитательных результатов. У ребёнка воспитана любовь к самому близкому - к родной семье, дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный этап.

    Планируя работу по теме с учётом интеграции образовательных областей «Социализация», «Познание» и «Коммуникация» определила задачи подготовительного этапа:

    Цель – Создать условия для благоприятного протекания процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.

    1. Организовать предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учётом возрастных и гендерных особенностей.

    2. Разработать перспективный план мероприятий по формированию у детей позитивного отношения к себе, сверстникам и взрослым.

    3. Учить детей доброжелательно относится к сверстникам, проявляя эмоциональную отзывчивость и интерес в совместной игровой деятельности.

    4. Объединять детей для совместной игровой деятельности на основе общих интересов или предпочтений.

    5. Формировать чувство принадлежности к группе, развивая навыки социального поведения.

    Формирования у ребёнка положительного отношения к сверстникам невозможно без формирования благоприятной психологической обстановки в группе. Поэтому во всех видах деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

    поддерживаю теплую и сердечную атмосферу в группе,

    каждого ребёнка называю уменьшительно – ласкательным именем,

    поддерживаю значимость каждого ребёнка с помощью проговаривания их положительных личностных качеств,

    способствую поддержанию интереса к совместным делам в группе (разучивание песенок и стихов, инсценировка сказок, трудовые поручения и др. ,

    в процессе образовательной и совместной деятельности наполняю жизнь малышей интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными игровыми ситуациями.

    Эти принципы укрепляет доверие детей ко мне, помогают сплотить их в дружный коллектив.

    Начиная работать по теме:

    изучила методическую литературу,

    провела анкетирование родителей по темам: «Игрушки вашего малыша»,

    «Ваше отношение к играм»;

    провела диагностику игровых, коммуникативных и социальных компетенций детей,

    подготовила консультации для родителей: «Играем дома», «Игрушки учат говорить», «Игры и упражнения для развития речи детей», «Игры и игрушки для мальчиков и девочек», «Во что и как играют современные дошкольники», «Игра – важное средство воспитания детей» и др.,

    оформила дидактические альбомы «Дружба зверей», «Дети дружат и играют вместе»,

    Пополнила предметно – развивающую среду:

    приобрела яркую посуду в игровой центр «Жилая комната»,

    сшили фартуки, сарафаны для девочек, приобрели жилетки и кепки, для мальчиков,

    сделала атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин»,

    приобрела специальные машины для игры в «Строительство», «Дорога», «Спасатели»,

    обновила маски животных для игр – драматизаций,

    изготовила и приобрела картотеки «Сюжетно – ролевые игры», «Безопасные игры», «Игры для задиристых детей», «Игры на развитие навыков общения и уверенности в себе», «Дружные игры»,

    подобрала аудиотеку, куда вошли: «Современные хороводы для малышей», «Весёлые песенки», «Мелодии для подвижных игр» «Сказки», подборка классической и релаксационной музыки и др.

    Структура работы по теме разделила на следующие блоки:

    1. Блок «Я сам», который включает в себя темы:

    «Моё имя»,

    «Кто такой «Я»?»,

    «Мои игрушки», «Мои любимые сказки»,

    «Я хочу, могу, умею»,

    «Моё настроение»

    В этот блок вошли игры, на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности, на развитие самооценки, предпочтений и возможностей, своей индивидуальности. С помощью игр и упражнений помогала детям узнавать свои отличительные черты, обогащала знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек, их личностных качествах.

    2. Блок - «Я и другие дети», темы которого:

    «Плохо быть одному»,

    «Мы разные»,

    «Мы веселимся, смеёмся, играем»,

    «Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».

    В этом блоке подобраны игры и упражнения на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности понимать индивидуальность других детей. Предлагая игры и упражнения, учила детей сочувствовать друг другу, взаимодействовать между собой в игровой деятельности.

    3 блок - «Я и культура общения». Сюда вошли темы:

    «Мы поссоримся и помиримся»,

    «Что такое хорошо, что такое плохо»,

    «Давай поговорим»,

    «В гостях у сказки»,

    «Уроки общения» и др.

    Здесь подобраны игры на формирование у детей норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга. В этом блоке учила детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.

    Реализация проекта:

    Виды деятельности

    Совместная деятельность с детьми Интегрированное итоговое занятие "Найди мое имя" Интегрированное итоговое занятие по теме "Игрушки" Развлечение "Мы умеем умываться" Развлечение "Вот как мы умеем"

    Игра на развитие коммуникативных качеств "Круг доброты", "Найди игрушку" "Здравствуйте ребята" "Назови имя"

    Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Играем дома", "Полезные игрушки" Наглядная информация: "Игры для детей осенью" Фотоотчет "В детском садике своем дружно, весело живем".

    I неделя II неделя III неделя IV неделя

    Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность "Я мальчик, я девочка" Интегрированное занятие "Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой" НОД "Я - человек" Развлечение "Наши добрые дела"

    Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Найди девочку, найди мальчика» Игра «Где наши детки». Дидактическая игра «Чего не хватает?» Упражнение на определение эмоций.

    Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Играем для развития речи" Наглядная информация: "Дыхательная гимнастика" Фотовыставка "С мамой весело гуляем".

    I неделя II неделя III неделя IV неделя

    Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность "Говорим руками" Интегрированное занятие "Дружба и друзья" Совместная деятельность "Давай дружить" Развлечение "Играй, веселись и с друзьями подружись"

    Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Подружись». Игра «Подружись». Игра «Кулачки». Игра «Кулачки».

    Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Совместные игры зимой" Наглядная информация: "Зимние забавы" Родительское собрание "Не болеем мы зимой"

    I неделя II неделя III неделя IV неделя

    Совместная деятельность с детьми Развлечение "Веселимся и играем" Развлечение "Если сказку любишь ты" Развлечение "Колобок для Сережи"

    Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Давай дружить». Игра «Давай дружить». Игра «Давай дружить».

    Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Агрессивный ребенок" Наглядная информация: "Зимние забавы" Фотоотчет "Новый год встречаем, весело играем"

    I неделя II неделя III неделя IV неделя

    Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность "В гостях у сказки Репка" НОД "Правила поведения воспитанных детей" НОД "Карлсон в гостях у детей" Развлечение "Урок вежливости"

    Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Научи ребенка дружить" Наглядная информация: "Игры для развития общения" Родительское собрание "В детском садике своем мы играем и растем".

    I неделя II неделя III неделя IV неделя

    Совместная деятельность с детьми НОД "Что такое хорошо" Совместная деятельность "Путешествие в мир игрушек. Хорошо-плохо". НОД "Ссора" Развлечение "Праздник добра""

    Игра на развитие коммуникативных качеств “До свидания – здравствуй” “Ласка” “Проснись” "Прошу – не надо”

    Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Кризис 3х лет" Наглядная информация: "Если ребенок капризничает" Фотовыставка "Малыши-крепыши"

    I неделя II неделя III неделя IV неделя

    Совместная деятельность с детьми Итоговое мероприятие «Ребята, давайте жить дружно»

    Анализ результатов Мониторинг социально-личностного развития детей

    Педагогический проект

    «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

    «Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

    одна из важных задач воспитания личности ребенка

    дошкольного возраста»

    В.А. Сухомлинский

    «ФОРМРОВАИНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

    " Учимся общаться"

    Продолжительность проекта : Долгосрочный сентябрь - май.

    Участники проекта :

    дети средней группы,

    воспитатель Чернышева Л.Б.

    родители воспитанников .

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать

    легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками .

    Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать;

    ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

    Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома.

    То развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

    Поиск более эффективных приёмов и методов образовательной работы по

    формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного

    возраста реализуемых в ДОУ и семье.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    *разработать систему образовательной работы по

    формированию у детей среднего дошкольного возраста

    коммуникативных навыков;

    *отобрать игры, направленные на улучшение качества

    образовательной работы по формированию у детей коммуникативных навыков;

    * привлечь родителей в процесс формирования коммуникативных навыков у детей;

    *способствовать созданию предметно-развивающей

    среды в домашних условиях и детском саду.

    ЭТАПЫ ПРОЕКТА

    1 этап

    Информационно-аналитическое обеспечение проекта

    Задачи: сбор и анализ информации, анализ

    и совершенствование предметно-игровой деятельности.

    2 этап

    Работа с детьми

    Задача: развитие у детей коммуникативных навыков

    через игровую деятельность

    3 этап

    работа с родителями

    Задача : создание единого образовательного пространства «детский

    сад – семья» для формирования коммуникативных навыков у детей.

    ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

    *Изучение передового педагогического опыта работы по формированию

    коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

    *Подбор методов педагогической диагностики детей.

    *Анализ результатов начальной диагностики.

    *Создание в группе предметно-игровой среды.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

    *Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков

    у детей среднего дошкольного возраста.

    *Создание картотек подвижных, дидактических, словесных,

    театрализованных игр, игр-драматизаций,

    игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и

    навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых

    и режиссерских игр.

    *Разработка консультативного материала для родителей.

    РАБОТА С ДЕТЬМИ

    *Проведение диагностики развития коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.

    *Реализация перспективного плана работы, формирование коммуникативных навыков общения детей через игры.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Включение родителей в непосредственное общение с детьми.

    *Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

    *Подведение итогов проекта.

    *Обобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

    *Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ТЕКСТОМ

    Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности

    реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров.

    Непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила. Дают богатый материал для развития диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы вовремя вступить в игру

    СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

    Способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью,

    совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и формированию грамматического строя языка.

    СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

    В этих играх ребенок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли,

    упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя

    свои «пьески».

    ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ

    Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не

    только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-

    драматизации.

    Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.

    СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

    *проведение совместных мероприятий, мастер-классов, практикумов,

    консультаций, родительских гостиных,

    *оформление информационных бюллетеней, буклетов «Средства развития

    навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных

    навыков»;

    *оформление тематических выставок, стендов, дидактического материала;

    *проведение Дней открытых дверей;

    *совместные посиделки, чаепития. Положительная установка взаимодействующих сторон

    на совместную работу.

    Задачи

    Формы работы с детьми и родителями

    Дата

    Кто проводит

    Создание атмосферы праздника для детей и родителей.

    «Арбузник»

    Фотовыставка«Наш праздник».

    Картотека игр «социально-коммукативное развитие»

    Сентябрь

    Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером.

    «День именинника»

    Игра импровизация по сказке «Колосок»

    Праздник осени.

    Октябрь

    Родители. Косарева Е.М

    Давыдова М.Л

    Формировать диалогическую и связную речь; умение отчетливо и внятно произносить слова.

    Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

    Помочь родителям установить эмоционально-тактильный контакт в совместной с детьми двигательной деятельности.

    Игра драматизация «Как котенок маму искал».

    Конкурс «Волшебный театр».

    Развлечение «Вместе с бабушкой Ягой».

    Ноябрь

    Чернышева Л.Б.

    Родители

    Кляусова Т.Б

    Чернышева Л.Б

    Создать атмосферу праздника, вызвать положительные эмоции.

    Создание условий для развития творческого потенциала педагогов, родителей и детей. Укрепление связей детского сада и семьи.

    Театр «Экологическая сказка»

    Н.Челны.

    Конкурс «Новогодний костюм»

    Театральная постановка.

    Конкурсы: «Новогодняя открытка», «Игрушка для елки»

    Декабрь.

    Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

    Давыдова М.Л

    Родители

    Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота.

    Развивать эмоционально-чувственную сферу детей. Образное мышление. Творческое воображение. Выразительную речь.

    «Мы мороза не боимся»

    Спортивное развлечение.

    «Колядки», развлечение в детской библиотеке

    Январь.

    Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

    Вотинова Л.В

    Развивать ловкость, быстроту, внимание, мышление, творческие способности детей, через участие в конкурсах, эмоциональное настроение, чувство радости.

    Повышение уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития.

    «Не перевелись ещё богатыри на Руси

    Родительская гостиная

    «Сам себе логопед».

    Февраль

    инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

    Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»; воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней

    Учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.

    Книжкина неделя.

    Тетрализованная постановка «Заюшкина избушка»

    Март.

    Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

    Давыдова М.Л

    Наберухина Е.Н

    родители

    подвести итоги за прошедший год о взаимодействии воспитателя и родителей.

    выявить индивидуальные особенности в развитии детей и наметить пути их развития; способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.

    «Фестиваль детских достижений,».

    апрель Чернышева Л.Б.

    Формировать опыт социального взаимодействия. Воспитывать справедливое отношение друг к другу. Развивать способность к сопереживанию. Учить управлять своими чувствами и эмоциями.

    Когда мои друзья со мной»

    Май.

    инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

    Литература и интернет-ресурсы

      Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. − М.: Издательство: Детство-пресс, 2003.

      Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 1989.

      Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. − М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.

      Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.

      Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. - М., 19

      Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2004.

      Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М. : Просвещение

      Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976

      Григорьева Юлия Сергеевна

    Презентация проекта: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РОДИНОВЕДЕНИЕ» ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – «ДЕТСКИЙ САД 2 «РОМАШКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ


    Осознавая значимость понятий «социализация» и «современные образовательные технологии» в контексте ослабления интереса родителей к гражданско- патриотическому воспитанию, мы решили выявить эффективность использования современных образовательных технологий для наиболее успешной социализации детей в условиях реализации проекта «Родиноведение» Результаты исследования уровня осознанности и значимости гражданско-патриотического воспитания дошкольников родителями: 12% родителей считают эту деятелюность неактуальной в наши дни 31% снимают с себя ответственность за гражданско-патриотическое воспитание 33% испытывают затруднение и нуждаются в помощи


    Ожидаемые изменения: у детей формирование основ культуры поведения; формирование основ нравственного поведения детей на основе восприятия и принятия ими норм социального поведения людей принятие детьми самостоятельных решений в разных видах деятельности. - обогащение опыта детей по духовно- нравственному, художественно-эстетическому воспитанию детей посредством приобщения к ценностям народной культуры, ознакомления с творчеством художников, писателей Алтайского края формирование у детей патриотических чувств, гражданской, семейной ответственности, гендерной принадлежности и принадлежности к родному краю позитивное отношение к миру; включение детей в систему социальных отношений через приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у педагогов овладение ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста представление педагогами своих проектов, рабочих программ на различных уровнях: муниципальном, краевом, всероссийском повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем саморазвития и рефлексии освоение педагогами современных образовательных технологий и внедрение в образовательный процесс ДОУ


    Способствовать успешной социализации детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Родиноведение» в рамках организации современных образовательных технологий Цель проекта: разработка рабочих программ по организации культурных практик в разных видах деятельности осуществление обмена опытом в рамках сотрудничества с другими ОУ Алтайского края издание и публикация методического материала по проблеме, с трансляциецией информации в сети Интернет статьи в изданиях городского и краевого уровня о ходе реализации данного проекта повышение степени активности родителей и их участия в жизни ДОУ видеофильм «Поиск и открытие» отчеты с приложениями по завершению каждого этапа инновационной деятельности Результаты проекта педагоги дошкольных образовательных организаций педагоги ОУ ЗАТО Сибирский родители (законные представители) слушатели курсов повышения квалификации Пользователи результатов проекта Цель и результаты проекта


    «Социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации проекта «Родиноведение» посредством современных образовательных технологий» создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, для наиболее успешной социализации ребенка погружение детей в мир народной культуры Алтайского края как средство проявления гражданско-патриотического поведения через организацию культурных практик обогащение развивающей предметно-пространственной среды с целью обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ формирование готовности детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми посредством культурных практик Задачи проекта:


    Показатели эффективности проекта 1Социальная эффективность% 1.1Охват воспитанников ДОУ инновационной деятелюностью 100% 1.2Вовлеченность педагогов в реализацию проекта 84% 1.3Вовлеченность родителей в мероприятия проекта 62% 2Образовательная эффективность 2.1Охват воспитанников новыми образовательными программами 100% 2.2Уровень развития компетенций детей по позитивной социализации 46% 2.3Уровень развития профессиональной компетентности педагогов 73% 2.4Доля педагогов, использующих современные педагогические технологии 100% 2.5Количество методических рекомендаций, разработок 17 чел


    Основные блоки работ по проекту Наименование работ Нормативно-правовое обеспечение проекта Методическое сопровождение проекта Создание условий для реализации проекта


    Основные блоки работ по проекту Наименование работ Длител юность, дн. Дата начала Дата окончания 2015 г 2016 г 2017 г 2018 г Создание инновационного Совета по разработке проекта: «Социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации проекта «Родиноведение» посредством современных образовательных технологий работа над аналитическим отчетом инновационного Совета по итогам начального этапа реализации проекта, оформление результатов Анализ и обобщение полученных результатов мониторинга, сравнительный анализ мониторинга двух этапов инновационной деятельности Оценка результатов реализации задач инновационной деятельности Составление аналитического отчета по результатам инновационной деятельности; Расширенное заседание инновационного Совета с подведением итогов и определением перспектив дальнейшего развития инновационной деятельности; Дополнение содержания проекта(корректировка);


    Основные блоки работ по проекту Наименование работ Длител юность, дн. Дата начала Дата окончания 2015 г 2016 г 2017 г 2018 г Изучение методической литературы, педагогического опыта по организации и проведению культурных практик на основе проблемно-ориентированного анализа; Изучение использования современных педагогических технологий при организации образовательного процесса Проведение консультаций, тематических семинаров, курсов повышения квалификации, гостевой обмен опытом с педагогами края; Организация взаимодействия педагогов через мастер- классы, методический ринг, конкурсы профессионального мастерства, круглый стол, диспуты, работу «Педагогической гостиной» по проблемам инновационной деятельности; Реализация плана развития профессиональной компетентности педагогов, Составление методических рекомендаций, подготовка материалов к публикации – написание статей по теме проекта Презентация рабочих программ для педагогических коллективов ДОУ по осуществлению процесса позитивной социализации в условиях реализации проекта «Родиноведение» через организацию культурных практик;


    Наименование работ Длител юность, дн. Дата начала Дата окончания 2015 г 2016 г 2017 г 2018 г Мотивация родителей на участие в инновационной деятельности Выстраивание образовательного процесса, ориентированного на успешную социализацию детей, через открытие мира культуры родного края посредством культурных практик Организация разнонаправленной и разноуровневой рефлексивной деятельности всеми педагогами ДОУ Сравнение ожидаемых и полученных результатов; Создание единого образовательного пространства ребенка и педагога в ДОУ; творческие работы, проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, конференций, публикации в массовых изданиях о результатах инновационной деятельности Основные блоки работ по проекту


    Трудозатраты проекта в человеко-часах на 2016 г. Мероприятия по плану инновационной деятельности Дата проведения Трудозатраты, ч/ч 1Публикации для сайта ДОУ «Наши инновации»четвертая неделя каждого месяца 40 2 Интервью для газеты «Сибирский вестник» «Инновационная деятелюность в ДОУ» Январь 2016 г Презентация для родителей «Культурные практики – что это?» Февраль 2016 г.12 4 Мастер-класс для педагогов образовательного кластера ЗАТО Сибирский «Организация культурных практик как направление инновационной деятельности ДОУ» Март 2016 г.40 5Листовки для родителей «Социализация детей. Взаимодействие ДОУ и родителей»Апрель 2016 г. 5 6Презентация совместных детско-взрослых проектов Апрель 2016 г., Декабрь 2016 г Интернет – форум для педагогов края «Укрепление взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ как фактор успешной социализации дошкольников» Май 2016 г.12 8Видеопрограмма «Инновации в действии» на телеканале «Щит Отечества»Май 2016 г.20 9 Презентация «Руководство по организации культурных практик. Практические советы» Июнь 2016 г.10 Представление педагогами рабочих программ Сентябрь-Октябрь 2016 г Организация культурной практики «Детские книжки своими руками» совместно с акцией «Буккросинг» Ноябрь 2016 г Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для организации культурных практик В течение года 360 ИТОГО:


    Роль в проекте ФИОДолжность Руководитель проекта Колесникова Ольга Анатольевна Заведующий Ответственный за качество Балицкая Ирина Николаевна Старший воспитатель Участники проектной группы Бражина Светлана Геннадьевна Василенко Юлия Сергеевна Юрикова Елена Васильевна Воспитатели Эксперт проекта Тарасова Ирина Сергеевна Педагог-психолог Команда проекта

    Цели:

    • научить вычислять площади прямоугольников и квадратов;
    • совершенствовать навык перевода одних единиц измерения площадей через другие;
    • научить находить равные фигуры;
    • пропедевтика решения задач с элементами ОГЭ и ЕГЭ;
    • совершенствовать

    Аннотация

    Проект «Я и ДРУГИЕ» направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В проекте представлены разделы по социализации дошкольника.

    Введение в проект

    Актуальность

    Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Условием социализации становится развитие творческого потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность.

    Цель.

    Создание условий для социально - личностного развития воспитанников, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

    Задачи:

    1. Обогатить знания педагогов и родителей в области теории и методики личностно-ориентированной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;
    2. Создавать условия для полноценного социального развития детей.
    3. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную компетентность.

    Новизна проекта:

    Социализация ребенка в результате реализации проекта, активное сотрудничество педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-личностного воспитания.

    Участники проекта:
    Дети;
    Педагоги ДОУ;
    Родители.

    Ожидаемые результаты:

    1. Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, самооценки в процессе реализации проекта.
    2. Становление основ социальной компетентности у детей дошкольного возраста, их готовность к переходу на новую ступень образования;
    3. Понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности;
    4. Приобщение детей к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;
    5. Повышение уровня педагогической культуры родителей;
    6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-личностного развития детей.
    7. Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребенка, формирования его личности.

    Перспектива.

    Обобщение опыта работы, организация семинара по теме проекта.

    Этапы реализации проекта (2015 - 2017 гг)

    Этап

    Цель

    Форма

    Срок

    Ответственные

    Вводный

    Изучение профессиональной компетентности педагогов, выяв-ление трудностей по вопросам социализации детей.
    Выявление уровня педагогической культуры родителей.

    Анализ психолого-педагогической литературы по социальному развитию детей дошкольного возраста
    - Диагностика развития социальной компетентности детей
    - Самоанализ педагогов
    - Анкетирование родителей

    Сентябрь - декабрь 2015г.

    Основной этап

    Применение разнообразных активных форм и интерактивных методов обучения педагогов и родителей. Стимулирование развития интеллектуальной, творческой инициативы воспитателей и специалистов ДОУ.
    Разработка и реализация программ и проектов по социально-личностному развитию дошкольников

    Круглый стол
    «Гендерные особенности личности ребёнка»
    - Деловая игра «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
    - Тренинг для родителей
    «Если ребёнок не слушается»
    - Дискуссия
    «О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях»
    - Деловая игра «Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры»
    - Тренинг для родителей «Причины детских конфликтов»
    - Тренинг для педагогов «Проблемы адаптации ребенка в детском учреждении»
    - Проекты групп
    - Предшкольная подготовка «Играю и учусь»

    Январь - июнь
    2016 г.

    Итоговый

    Анализ динамики повышения профессиональной компетентности педагогов, ее влияние на качество образовательного процесса.
    Анализ динамики повышения уровня педагогической культуры родителей.

    Презентация социально-педагогических проектов педагогов ДОУ
    - Обобщение материалов реализации проекта
    - Выступление на педагогических конференциях (в ДО № 1, образовательном комплексе)

    Сентябрь 2016 г. -
    январь 2017 г.

    Список литературы

    1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М., 2001.
    2. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
    3. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.
    4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. - М., 2002.
    5. Иванова Н. В. «Социальное развитие детей в ДОУ» методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 128 с.
    6. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада/К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.: ил. - ISBN 5-09-011523-0.
    7. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная пресса, 2004. - 48 с. (Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып. 33).
    8. Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Мой организм. - М., 2001.
    9. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста / Сб. научных трудов «Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников». - М., 2001.
    10. Курочкина И.Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 32 с. / Серия: Ребенок XXI века от рождения до школы. Программа «Я - человек» («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 87.)
    11. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под редакией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М. : Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
    12. Сушкова И. В. «Социально-личностное развитие. Анализ программ


    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх