Проект «Мы разные – мы вместе!!! План-конспект занятия (старшая группа) на тему: "Все мы разные, но все мы вместе"

Анастасия Храмова
Проект «Мы разные, но мы вместе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»

Проект

«Мы разные , но мы вместе

Составила :

воспитатель Храмова А. О

Г. Арзамас, 2015г

Актуальность.

Данный проект организован в рамках мультикультурного образования дошкольников, которое в последнее время приобрело особую актуальность.

После распада Советского союза, наше многонациональное, многокультурное государство раскололось на несколько частей и многие, ранее союзные республики стали проявлять откровенную враждебность. Нарушились многолетние дружественные, межкультурные связи. Стала расти национальная неприязнь. Как следствие таких событий нарушение коммуникативных навыков современных детей. Современные дети имеют затруднения в общении и по причине повышения уровня опасности от социального окружения. Современный мир может быть опасен для ребёнка, участились случаи проявления насилия. Без присмотра порядочные родители не отпускают детей гулять. Нарушается формирование детского микро-сообщества, которое, в былые годы, было в каждом дворе. Часто мы слышим фразу от родителей : «Ты с этим ребёнком не дружи….» .

Дети часто проявляют жестокость по отношению друг к другу, к инвалидам, к людям другой национальности, к плохо одетым людям. Дети утрачивают сопереживание, взаимопонимание, взаимопомощь.

Мультикультуральное образование детей в педагогическом смысле представляется как целенаправленный учебно-воспитательный процесс, процесс создания условий формирования мультикультуральности ребёнка, как компонент процесса социализации личности ребёнка – будущего гражданина, который является залогом процветающего духовно развитого общества. Воспитывать толерантность, уважение к окружающим людям, взаимопонимание, формировать навыки ведения конструктивного диалога, умение решать конфликты без насилия. Воспитывать эти качества эффективней начать с дошкольного возраста, когда процесс становления личности только начат.

Актуальность вопроса обусловлена и для конкретной группы детей. Коллектив нашей группы не отличается сплочённостью. Дети дружат микро-группками, родители многие конфликтуют и это отражается на взаимоотношении детей. Назрела необходимость объединения коллектива группы. Исправить ситуацию, было решено средствами проектной деятельности . Так и появился проект «Мы разные , но мы вместе » .

Цель : Формировать навыки коммуникативного межличностного и межкультурного взаимодействия детей дошкольного возраста, способствовать формированию личности в духе толерантности и миролюбия.

Задачи :

Расширить представления воспитанников о культуре и традициях народов России и ближайшего зарубежья;

Актуализировать семейные ценности и традиции;

Развивать коммуникативные навыки взаимодействия в социуме;

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, солидарность, способствовать развитию чувства духовного

Участники проекта : воспитанники (второй младшей – подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст воспитанников : на начало проектных действий 3-4 года

Продолжительность проекта : 4 года (2012-2013 у. г. - 2016-2017 у. г)

Тип проекта : познавательно-творческий

Ожидаемые результаты :

Расширятся представления воспитанников о культуре и традициях народов России и ближайшего зарубежья;

Актуализация семейных ценности и традиции семей;

Будут сформированы начальные коммуникативные навыки взаимодействия в детском коллективе и социуме;

У воспитанников будут сформированы чувства взаимопонимания, взаимопомощи, солидарности, толерантности.

Этапы реализации проекта

1 ЭТАП : 2013-2014 у. год «Подготовительный»

Целеполагание

Решение организационных вопросов

Изучение методической литературы

Подбор дидактического материала.

2 ЭТАП : 2014-2017год «Реализационный»

Подэтапы :

1. 2014 – 2015 у. г. (средний возраст)

Знакомство с традициями группы, семьи и детского сада.

Проведённые мероприятия :

На 2014-2015у. г. была поставлена цель : знакомство с традициями группы, семьи и детского сада. Данные темы органично вписываются в перспективное планирование ДОУ. Традиционные для среднего возраста темы «Дружба» , «Моя семья» , «Мой детский сад» будут наполнены дополнительным содержанием.

Работа по мультикальтурному образованию начата с приобщения к семейным ценностям, как с самой маленькой ячейки общества. В последние годы отмечается проблема снижения уровня нравственной культуры большинства современных родителей, утраты семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Сложившееся положение является следствием перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.

Родителям воспитанников было предложено оформить семейные древа и составить небольшие рассказы о семейных традициях. Организуя работу, было отмечено, что многие родители и не задумывались, есть ли у их семьи традиции. Некоторые, оформив семейное древо, принесли его в детский сад, не познакомив с ним ребёнка.

Чтобы решить проблему, было решено провести родительское собрание и разъяснить для родителей актуальность и важность этого вопроса.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Семейно – бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи.

После проделанной работы, ситуация исправилась. Мы в группе провели презентацию «Древо моей семьи» . Было приятно видеть, что дети с удовольствием рассказывали о своей семье, многие семьи творчески подошли к заданию. Лучшую презентацию семейной традиции, я вам продемонстрирую.

Хочу подчеркнуть, что семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребенка. Недаром народная мудрость гласит : «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему» .

На второе полугодие запланировано родительское собрание, посвящённое семейным традициям, с использованием активных форм взаимодействия с родителями. Целью, которого будет создание условий для обмена опытом в вопросе формирования семейных традиций между родителями воспитанников.

Работу по сплочению детского коллектива и развитию коммуникативных навыков было решено начать средствами использования коллективных форм работы. Летом 2014 г. в группе был организован проект «Маленькие огородники» . Ребятам понравилось заниматься совместной деятельностью . Мы учились, помимо основных задач проекта , взаимопомощи, взаимовыручке, сопереживанию за положительный результат общего дела.

При организации творческих видов деятельности, стараемся использовать коллективные формы, коллективные творческие работы. Учимся уступать друг другу, помогать, не мешать, способствовать успеху всех членов коллектива.

Одной из ярких коллективных работ является «Гирлянда дружбы» , для которой мы с ребятами изготавливали своими руками куклы кувадки. С этой работой мы участвовали в международной миротворческой акции на сайте МААМ. Акция идёт во имя мира на планете. Мы с ребятами познакомились, что такое кукла - кувадка. Узнали, что это традиционно русский оберег, побеседовали о том, как важно дружить и решать конфликты без насилия, к каким последствиям могут привести конфликты. И что дети, как будущие взрослые члены общества, всегда должны об этом помнить.

Также воспитанники группы участвовали в общедетсадовских коллективных творческих мероприятиях, являющихся также традицией нашего детского сада. Наш детский сад ежегодно проводит праздник «День пожилого человека» , на который приглашаются сотрудники пожилого возраста, как те которые работают в детском саду, так и те, кто ушёл на пенсию. Многие из них заработали в стенах д/с звание ветерана труда, их у нас 17 человек и это особая гордость учреждения. Воспитанники участвовали в праздничном концерте, в группе мы подробно познакомились с историей детского сада и разобрали, почему это мероприятие имеет особую важность.

Также мы с ребятами придумали традицию группы : проведение дня именинника. В нашей группе дни рождения детей подобрались так, что преимущественно дни рождения выпали на октябрь, март и июнь. Для всех ребят, у кого близко день рождение мы проводим праздник.

2. 2015 – 2016 у. г. (старший возраст)

Знакомство с культурой и традициями региона и России

Планируемые мероприятия :

Посещение историко-художественного музея г. Арзамаса, знакомство с историей города

Посещение музея прикладного искусства с. Выездное

Экскурсия по достопримечательностям города

Виртуальная экскурсия по Нижегородской области

Нижегородская ярмарка, знакомство с промыслами области

Выставки детского творчества по мотивам промыслов региона

Знакомство с литературными произведениями

Драматизация русских-народных сказок

Развлечения, посвящённые традиционным русским национальным праздникам «Рождество» , «Масленица» , «Пасха»

Родительское собрание «Приобщаем детей к историко-культурному наследию»

3. 2016 – 2017 у. г. (подготовительная к школе группа)

Знакомство с культурой и традициями субъектов Российской Федерации

Планируемые мероприятия :

Серия занятий «Мы разные , но мы вместе » , посвящённые изучению культуры народов России

Традиционные праздники народов России

Конкурс семейного творчества куклы в национальных костюмах

Чтение сказок народов мира

Включение национальных подвижных игр в образовательный процесс

Совместное мероприятие с родителями «Дружба народов» , с приглашением родственников воспитанников для рассказа о национальных традициях

Итоговое мероприятие «Фестиваль национальных культур»

В результате проделанной работы, планируется, что у воспитанников, с малых лет сформируется знание о многообразии и богатстве национальных культур не только русского народа, но и других народов. Это поможет детям в будущем проявлять толерантность, терпимость к окружающим. Дети не будут ограничивать себя в общении предрассудками, не будут проявлять национальную нетерпимость. Ведь дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека, период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности.

Те немногие мероприятия, которые мы уже провели, говорят о том, что мы можем рассчитывать на успех, нам удастся сплотить родительский и детский коллектив.

Цитренко Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Вышегородская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: Веселево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия "Мы разные, но всё-таки мы вместе!"
Дата публикации: 14.06.2017
Раздел: среднее профессиональное

«Мы разные, но всё-таки мы вместе!»

(классный час в 1- 4 кл.)

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна

сама по себе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация

отношений

воспитание

толерантности

способствуют

развитию

сотрудничества. Занятие строится в игровой форме.

Цели:

Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля;

подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на

необходимо

проявлять

уважение

воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

Задачи:

Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.

Демонстрация сходства и различия людей.

Воспитание дружбы, умения слушать другого человека.

Обобщить понятие «Мы разные, но мы вместе! »

Материал:

Аудиозаписи с песнями: «Если добрый ты», «Большой хоровод», «Дорога к

солнцу», «Я, ты, он, она».

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, лепестки четырех цветов,

лепестки

рефлексии,

компьютер,

мультимедийная

презентация.

Ход занятия:

1.Организационный момент урока.

Учитель:

Здравствуйте ребята! Сегодня классный час у вас проведу я.

А сейчас я попрошу всех вас, встаньте парами и улыбнитесь друг

другу. У меня в руке лепестки разных цветов. Каждый из вас подойдите и

выберите любой из них. А теперь подойдите к тому цветку, цвет которого у

вас в руках и займите свои места. (делятся на 2 группы).

2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы (работа в

группах).

- Чтобы узнать цель нашего занятия, надо отгадать ребус. У вас на столах

лежат конвертики. Выньте из них содержимое. Это части картинки, если её

соберёте, то узнаете тему нашего мероприятия.

- Что вы видите на картинке? (слайд)

- Они похожи?

- А почему?

У них разный цвет кожи.

Я вам прочитаю стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод". Слушайте

внимательно и скажите, почему я выбрала его для нашего сегодняшнего

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом

Беседа по прочитанному.

– О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Учитель:

Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить

Д . Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

Учитель:

Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война,

гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать

свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи,

болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города

в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем

сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить

помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн,

террористических актов.

3. Вступительная беседа.

Учитель:

- Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от

друга? Люди создавали легенды. Послушайте одну из них. Однажды боги

вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После

приобрели

кирпично-красный

индейцы(слайд).

следующий

заболтались

вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так

возникли

негры(слайд).

пережечь

глиняные

статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового

цвета. Так появились мы, европейцы(слайд).

По легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на

одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую

башню(слайд), по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался

на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом,

и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

4. Творческая работа.

Учитель:

– Мы не знаем, где живут эти

люди, сколько им лет, какой они

национальности. Это просто люди, такие же, как и мы с вами.(слайд)

Я попрошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие красивые.

Садитесь.

А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные,

мужественные. Садитесь.

Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы. Садитесь

А теперь встаньте, у кого светлые. Садитесь.

Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые,

толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы

должны жить и понимать друг друга.

Чтобы других ты смог понимать,

нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить.

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

А чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие

Толерантности. Ребята, сегодня у нас праздник дружбы и толерантности

Существует такое красивое слово «толерантность

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

4. Творческая работа.

Учитель:

У вас на столах лежит цветная бумага. Возьмите любой цвет бумаги, который

вам нравится. Обведите свою ладошку и вырежьте ее. (МУЗЫКА)

Если посмотреть на ваши ладошки, которые вы сделали, то нет ни одной

одинаковой.

А чем отличаются ваши ладошки? (цветом, размером, толщиной пальцев и

т.д.) Также и каждый из вас отличается

от другого чем-то необычным,

интересным, как эти ладошки.

А теперь на каждом пальчике своей ладошки напишите свои

качества характера (МУЗЫКА)

Зачитайте качества личности, которые вы считаете самыми важными

для себя.

обладать

качествами,

исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Все

равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. Какой же мы сделаем

вывод, ребята? Мы все разные, но все-таки мы вместе! (слайд)

Давайте на деле проверим, сумеем ли договориться, мы такие разные, а

выполнять будем сейчас одну работу.

Сейчас, ребята мы с вами будем делать солнышко, а лучами будут ваши

ладошки, на которых написаны ваши лучшие человеческие качества. Итак,

приступаем к работе (музыка)

Кто готов! Ваши готовые солнышки поместим на доску.

Смотрите, ребята солнышки получились разные, но все они дают тепло,

потому что на его лучиках самые добрые человеческие качества

Какая чудесная получилась солнечная поляна!

Заботьтесь о солнышке, не позволяйте тучам плохих качеств человеческой

души закрыть его.

Посмотрите на это солнышко, (слайд) какого цвета лучики у нашего солнца

(Коричневые), что написано на них?

Какое солнце? (злое).

А давайте превратим злое солнце в доброе. (слайд)

А что для этого нужно сделать? (подобрать противоположные слова)

А где добро побеждает зло? Конечно, в сказках.

И мы с вами совершили это чудо – превратили злое солнышко в доброе.

А мы с вами какие – добрые или злые?

Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко

всем окружающим людям! слайд

Чтобы нам жилось легко, хорошо, нам надо чаще говорить добрые слова. А

вы знаете их? (Да). Сейчас проверим.

Словесная игра: «Недостающее словечко»

Растает даже ледяная глыба от слова теплого "СПАСИБО".

Зазеленеет старый пень, когда услышит "ДОБРЫЙ ДЕНЬ".

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь "ЗДРАВСТВУЙТЕ".

Когда нас бранят за шалости говорите: "ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА".

Учитель:

Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину.

Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю,

и попробуйте угадать, который из них ваш.(складывает апельсины в пакет,

предлагает каждому взять свой апельсин)

Как вам это удалось?

А сейчас отвернитесь. (разрезает один апельсин на части и

спрашивает)

– Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Внутри все апельсины одинаковые.

Вывод: Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые:

ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с

уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

5.Подведение итогов

Учитель: Вам понравился наш классный час?

Подведём итоги

- Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо,

возьмите красный лепесток, если вам что-то было непонятно – желтый, если

вам занятие не понравилось – зеленый, и прикрепите на доску. Посмотрите,

какой большой и красивый цветок Дружбы получился.

Давайте все вместе прочитаем и запомним такие слова:

«Если каждый будет друг к другу терпим.

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!»

Спасибо за занятие! Было приятно с вами работать!

Я, Гарапова Ирина Владимировна, работаю в МБДОУ «Детский сад» д. Вистино, который расположен вблизи строящегося порта «Усть-Луга», где работают люди разных национальностей, дети которых посещают наш детский сад. Некоторые приезжие ребята, плохо владеют русским языком, в связи с этими и другими причинами, дети стали их игнорировать. Поэтому данная тема для меня очень актуальна. Несмотря на национальные различия, разный менталитет у современных детей похожие проблемы, похожие цели и ценности. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить очень сложно, а иногда невозможно.

На мой взгляд, эта презентация будет интересна педагогам и родителям для работы с детьми разных национальностей.

После проведенной работы дети стали более доброжелательны, дружны, увеличилось число детей в объединениях во время игр и другой деятельности. Знания детей об играх, праздниках разных народов стали шире и образнее. Они стали различать друг друга по национальностям, что привело к еще большему сплочению групп, т.к. в своих играх они стали использовать элементы народных игр.

Скачать презентацию

воспитатель, МБДОУ «Детский сад» д. Вистино,

д.Вистино, Кингисеппский район, Ленинградская область, Россия


Подготовила: Овсянкина Е.Н. Воспитатель МБДОУ д/с «Лучик» комбинированного вида 2014-2015г.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность: Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран.
В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость.
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Цель проекта: Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры.
Задачи:
1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.
2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям группы.
3. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников группы.
4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.
6. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, на практике процесс толерантного воспитания осуществляется эпизодически и нецеленаправленно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности дошкольников.
Новизной и отличительной особенностью проекта является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно - педагогические условия, пути и способы реализации проекта, состоящего из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности, содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности, операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания, оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов.
Работа по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста будет успешной, если:
процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «толерантность детей дошкольного возраста»;
определены критерии сформированности толерантности у дошкольников;
разработана система, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, социальными нормами, людьми разных национальностей;
педагогический процесс по воспитанию толерантности будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.
Образовательное пространство является средством приобщения дошкольников к социальной действительности при следующих условиях:
единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;
взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;
признание ценности образовательного пространства всеми
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст: дети 4-5 лет
Тип проекта: познавательно - творческий.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 4 месяца
Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация семейных альбомов "Мы такие разные".
Продукты проекта: Создания уголка «Дружбы», семейные фотоальбомы «Мы такие разные»
Основными направлениями проекта являются:
1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
2. Формирование компетенций у родителей в области толерантного воспитания.
Проект реализуется в три этапа.
Этапы Мероприятия
Подготовительный этап.
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. 1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
3. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта
Содержательный этап.
1. Подбор материала.
2. Реализация проекта в образовательную практику.
3. Закрепление полученных знаний на практике через презентацию проекта
4. Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме.
5. Реализация запланированных мероприятий.
6. Презентация семейных альбомов "Мы такие разные".
Заключительный этап.
1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.
Реализация содержательного этапа проекта:
Предварительная работа:
Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России и других стран. Организация уголка «Дружбы».
Предметно - развивающая среда в группе для организации режиссерских и ролевых игр.
Подборка иллюстраций на формирование правильного поведения в различных ситуациях. Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.
Дидактические игры на развитие у детей толерантности; музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии.
Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме. Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.
Практическая деятельность
Народные игры России и других стран: «Сокол и лиса», «Утушка», «Скок –перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек», «Канатохо
дец», «Перепелочка»;
Д\И «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… », «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Цветик - семицветик».
Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Солнышко», «Мирилки»
Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции? » Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья».
Образовательная деятельность: «Моя семья», «Страна, в которой мы живем»», «Мой город родной», «Мои друзья - мальчишки и девчонки»». Рисование по мотивам (азербайджанских, армянских, украинских) узоров, по темам; «Мы дети земли», «Я и моя семья»,
Аппликации по мотивам народных орнаментов (Украсим сапожок, рукавичку, рушник) .
Работа с родителями
Консультация "Психологическое здоровье ребенка" Консультации для родителей: « Учим ребенка дружить»», «Семейные традиции». Акции «Покормите птиц зимой», "Построим горку сами" Создание семейных альбомов
Работа с коллективом
Консультация на тему: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста». Консультация на тему: «Дружба»
Ожидаемые результаты:
-В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.
-У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.
-Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.
-Создание уголка «Дружбы» в группе.
-Оформление картотеки игр.

Был проведен мониторинг по методике У.А. Кухаревой. Данная методика актуальна тем что, уровень сформированности толерантности является тем критерием, который позволяет диагностировать наличие и степень проявлений экстремистских установок в возрастной группе. Кроме того, методика проста и не требует больших временных затрат на её проведение и анализ.

Уровень сформированности толерантного отношения у детей в начале учебного полугодия

Уровень сформированности толерантного отношения у детей к концу учебного полугодие

План работы с детьми

Занятие на тему: «Моя семья» Сентябрь
Занятие на тему: «Мой город родной» Октябрь
Занятие на тему: «Страна, в которой мы живем» Ноябрь
Занятие на тему: «Мои друзья - мальчишки и девчонки» декабрь
Разгадывание загадок о дружбе декабрь
Народные подвижные игры ежедневно
Дидактические игры ежедневно
Беседа на тему: «Моя семья» сентябрь
Беседа на тему: «Что такое дружба» декабрь
Психологические этюды ежедневно

Занятие на тему: «Моя семья».
Цель:
Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Задачи:
1. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
3. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Изготовление вместе с родителями семейных гербов.
Материал:
Семейные фотографии, ширма, игрушка – Чебурашка, хлопушка, корзина.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу – «Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей) Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места. (дети садятся на стульчики) Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали. (Хлопушка)
Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Валентина Ивановна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада «Сказка» города Вуктыл. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна, мне будет помогать наш Чебурашка. Давайте-ка, ребята, мы его поставим вот сюда на ширму, ему отсюда будет лучше видно. (Ставит Чебурашку на ширму.)
Чебурашка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ой, кто это? Чебурашка! Произошло какое-то чудо, и наш Чебурашка ожил. Здравствуй, Чебурашка!
Чебурашка: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы хотите рассказать мне сегодня?
Воспитатель: Сегодня, Чебурашка, мы с ребятами хотим тебе рассказать о том, что такое семья. Но в начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться.
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель: Благодарю всех участников. Чебурашка, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Чебурашка: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают?
Восп.: Да, знают. Ну-ка, дети, подскажите Чебурашке, как называют людей живущих в одном доме, квартире?

Аннотация.

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Идея проекта . Создавая наш проект, у нас возникла идея пригласить в наш проект студентов РУДН (Российский Университет Дружбы Народов), в этом уникальном университете учатся студенты из 186 стран, установив с ними контакт, мы получили от них письмо и видео, о том, как они живут, как дружат, как проводят свободное время, и мы решили им в ответ послать видео нашего праздника «Дружба народов».

Наш проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию дошкольников и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами в данном направлении.

Его реализация позволит содействовать формированию у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Привьёт детям навыки толерантного отношения к сверстникам другой национальности. Будет способствовать стимулированию детей к изучению национальной культуры, обычаев и традиций разных народов и стран.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и люди других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа и разных стран.

Музыкальный руководитель: Гридина Марина Викторовна.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ, студенты РУДН. Связь с социальными партнёрами города (коллективы ОЦНК - ансамбль «Сеётэй Ямал», ансамбль татарской песни «Дуслык», детский ансамбль казачей песни «Любо», библиотека семейного чтения, библиотека «Дружбы народов»

Вид проекта: инновационный, социально - познавательный, групповой, среднесрочный (3 месяца)

База реализации проекта: МБДОУ детский сад № 17 «Золотая рыбка»

У меня есть друг, а это значит я счастливый человек!
Дружба удваивает радости и настолько же сокращает горести!
Дружба делает наш мир лучше, счастливее спасает от войн и раздоров!

Актуальность проекта: В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам, в последние годы в детских садах посещают дети разных национальностей с разными семейными традициями, особенно это актуально в городе Салехард.

Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.

Цель проекта : Нравственное развитие дошкольников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».
2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития разных народов. Знакомство с разными странами их символикой. Знакомство с жизнью студентов разных стран в РУДН - Российский Университет Дружбы народов.
3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.

Развивающие:

1. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов через стихи, песни, танцы, игры народов мира.
2. Развивать нравственные основы личности, нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
3. Обогащение словаря, развитие связной речи, развитие памяти и мышления, певческих и творческих навыков.

Воспитательные:

1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ, воспитывать любовь к Родине.
2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов.
3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов. Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

Условия и пути реализации проекта:

Проект может успешно реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях при тесном взаимодействии администрации, творческих педагогов и родителей. Реализация проекта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов, разных стран,умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений;

Заинтересованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;

Расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду и в других городах нашей страны;

Обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

Механизм реализации проекта:

· Установление контакта с РУДН (Российским Университетом Дружбы Народов, город Москва);

· изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;

· пополнение развивающей среды в группе по теме «Страны мира»;

· организационная работа;

· работа с педагогами ДОУ;

· работа с родителями;

· мониторинг управления качеством реализации проекта.

Инновационная направленность проекта: На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства. В наш проект мы решили пригласить студентов РУДН. (Российского Университета Дружбы Народов)

Новизна проекта: В нашем проекте участвует единственный в нашей стране Российский Университет Дружбы Народов (РУДН)

Связь с образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие:

Знакомство с историей и культурой разных народов. Развивать интерес к быту, народным промыслам народов мира. Толерантное отношение друг к другу. Формировать желание участвовать в совместных играх и праздниках. Формировать такие качества как, толерантность, коммуникабельность, дружелюбие, сочувствие. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей, умение контактировать и общаться, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Познавательное развитие:

Дать элементарные знания о жизни народов разных стран, символике, играх и традициях, о природе и климате разных стран, географическим положением разных стран. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Речевое развитие:

Продолжать совершенствовать речь как средство общения. Обогащение и активизация словаря, развитие связной и грамматической речи, работа над интонационной выразительностью речи. Познакомить с многообразием языков на нашей планете, через художественную литературу, знакомство с разными странами мира.

Художественно-эстетическое развитие:

Знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой разных стран. Развитие творческого воображения при выполнении творческих заданий на занятиях, при оформлении выставок. Формировать интерес к народному искусству.

Физическое развитие:

Развитие физических навыков и качеств при разучивании танцев, игр разных страх.

Формы работы.
Родители:

- Консультации на тему: «Толерантность», участие в выставке творческих работ (Рисунок «Народы мира»), конкурс «Кукла в национальном костюме», родительское собрание «Мы разные», изготовление костюмов и атрибутов к итоговому празднику.
Дети:

- Беседы (НОД о разных странах их символике, культуры и традиции
разных народов), просмотр презентаций, разучивание стихов, песен, танцев,
поделки, рисунки, знакомство и письмо студентам РУДН.
Социум:

- Студенты РУДН, Сотрудничество с библиотекой «Дружбы народов», экскурсии в музей им. МВК «Шемановского», сотрудничество с культурными организациями города Салехард (Ансамбль татарской песни «Дуслык» ОЦНК, ансамбль песни и танца «Сеётей ЯМАЛ» ОЦНК, ансамбль казачьей песни «ЛЮБО» ОЦНК.

1 этап. Подготовительный (февраль 2016год)

Подбор информации, дидактического материала, проблемы проекта.

Подбор конспектов НОД по теме. Подбор презентаций. Сбор материалов для познавательной выставки «Дружба народов». Разработка и составление сценария праздника «Дружба народов», подбор музыкального сопровождения и репертуара.

2 этап. Основной (март 2016 год)

Выставка рисунков «Дружба народов». Консультации на темы: «Песни. Танцы. Игры». Создание игротеки «Народные игры». Библиотека «Путешествие по странам» (Греция, Германия, Россия). Оформление познавательной фото выставки «Дружба народов». Конкурс - выставка кукла в национальном костюме Оформление папки - передвижки по нравственно-патриотическому воспитанию. Беседы, НОД о разных странах народах, символике, просмотр презентаций. Работа с социальными партнёрами города Салехард (ОЦНК, Библиотека…), города Москва (студенты РУДН - Российского Университета Дружбы Народов)

3этап : Заключительный (апрель 2016 год)

Итоговое мероприятие - праздник «Дружба народов». Награждение активных детей, родителей. Ответное письмо студентам РУДН, видео праздника.

Ожидаемые результаты:

Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов, разных стран, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений;

Заинтресованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;

Расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду и в других городах нашей страны;

Обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

Заключение:

В результате проделанной работы по реализации проекта достигнута, поставленная в начале проекта цель, реализованы задачи. Дети обогатили свои знания о разных странах, народах и их традициях. Установлено сотрудничество с РУДН (Российским Университетом Дружбы Народов)

1. Дети усвоили что мир и дружба - самое важное на планете Земля.

2. Люди разных национальностей любят и уважают традиции и культуру своего народа и народов разных стран. Произошло укрепление взаимотноошений между детьми, студентами, педагогами и родителями. Улучшился психологический климат в ДОУ!

3. Родители педагоги и дети усвоили, что толерантный путь - путь человека, который знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам и традициям.

Вывод: Такой проект решено организовывать ежегодно на базе нашего сада, вовлекая другие МБДОУ города.

Техническое обеспечение: компьютер, принтер, фотоаппарат, телевизор, проектор, аудио и видеотехника, материалы на печатной основе, методические пособия, музыкальный материал (ноты), учебно-методическая литература, мультимедийные презентации, фонограммы песен, танцев, игр дидактические игры различные атрибуты для творчества (костюмы, музыкальные инструменты,

Правовое и нормативное обеспечение проекта:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ (с изменениями).

Решение коллегии №1 от 10.02.2010г. «Проблемы формирования толерантности в современном обществе»

Литература:

1. Асмолов А. Г. «На пути к толерантному сознанию» М. 2000. с 7.

2. Риэрдон Б. Э. «Толерантность - дорога к миру» М. 2001г.

3. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» Педагогика. 1997-479 с.

4. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» - М.: ЦГЛ, 2004.

5. Апполонова Н. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.

6. Дошкольная педагогика № 42013 г. Стр.13

7. Заббарова, М. Г. «Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников» / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. отв. ред. Е. А. Гринёва. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 527 - 530

8. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. «Занимательная педагогика народов России» М.: 1998.

9. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» СПб.: Детство-Пресс, 2004

10. Сафина, Н. М.» Башкирские костюмы» / Н. М. Сафина. - Уфа, 2009.

11. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011

12. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» Под редакцией Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 1998.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх