Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Развитие мелкой моторики руки старших дошкольников

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Актуальность. Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.

Цель: я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи : совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.

Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.

Итог работы:

Итогом моей работы стали тематические игровые комплексы (10-15 минут), которые проводятся с детьми в вечерний отрезок времени и состоят из следующих видов деятельности:

1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)

4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).

5. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

Принципы работы. Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве. В его подготовке нам помогают родители.

Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала хорошо использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

В представленной мною презентации, вы увидите наиболее яркие моменты по работе над развитием мелкой моторики.

1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.

2. Еще один способ создания картин из ниток - мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.

3. Шнуровка - дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.

4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.

6. Счетные палочки - первые помощники на любом занятии. Из них мы выкладываем буквы, ответы на загадки, решаем головоломки.

7. Камушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.

8. Макароны и крупа - это не только вкусно, но еще и красиво.

9. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.

Результаты. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Для диагностики сформированности навыка письма можно использовать рабочие тетради и прописи. В перспективе организация кружка «Озорные пальчики».

Пример игрового комплекса по развитию мелкой моторики для старшего дошкольного возраста на тему «Уточка»

Воспитательные: воспитание заботливого отношения к птицам.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер и координацию движений.

ХОД занятия

1. Массаж пальцев рук «Птички»

(Первые две строки дети сжимают и разжимают пальцы. Затем поочередно массируют каждый пальчик на обеих руках. На последнюю строчку дети прячут руки за спину)

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Это - зяблик,
Это - стриж.
Это - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички, по домам.

2. Пальчиковая гимнастика «Пять утят ».

(Одна из рук - «мама утка» - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке» . Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят На слова «На берегу их мама ждёт « киваем» кистью руки (« мамой-уткой» ).

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут вперед,…
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И снова пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

3. Работа с различными материалами. Оригами «Уточка».

4. Игра на координацию движений с магнитными удочками «Покорми утку».

На полу располагаются картинки с изображением корма для животных (крупа, зерно, трава, мясо, молоко и т.п.). На края картинок закрепляются железные скобки, в руках у детей удочки с магнитами. Задача детей поймать нужную картинку и переместить её на стол к своей уточке. Воспитатель помогает снять с удочки картинку, если она подобрана правильно. Игру повторить 2-3 раза.

5. Работа с тетрадями в клетку. «Травка для утят».

Используемая литература:

Т.А.Таченко. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.
- Е.Ю.Тимофеева, Е.Н.Чернова. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
- Е.С.Большакова. Формирование мелкой моторики рук.
- М.Н.Бронзова. Прописи. Учись, малыш!
- С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. Тесты (серия «Вся дошкольная программа»)
- Периодические издания «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Презентация «Наглядные примеры развития мелкой моторики»

Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация. От примитивных хватательных жестов ладонью, характерных для 2-3 летнего ребенка, малыш переходит к более мелким движениям пальцами. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста выявляет интеллектуальную готовность ребенка к письму, связной речи и логическому рассуждению.

Неполноценное развитие мелкой моторики у дошкольников — это не редкость в наше время, особенно часто оно встречается у тех детей, которых в семье не приучают к труду. Они неловки во всех видах практической деятельности, что в дальнейшем негативно сказывается на их самооценке.

В 5-6 лет ребенок при нормальном развитии может следующее:

  • хорошо бегать, в том числе на носках, прыгать попеременно на одной и другой ноге, кататься на 2-х колесном велосипеде;
  • копировать сложные рисунки (зеркальное отображение считается нормой до 8 лет), писать буквы и цифры, обводить рисунки по контуру, заштриховывать и вырезать их;
  • декламировать стихи, пересказывать содержимое небольших рассказов.

Исследованиями крупнейших ученых (Павлова И.П., Леонтьева А.Н.) доказана связь общей моторики и речевой. Точные движения рук, ног, головы, туловища подготавливают совершенствование артикулярного аппарата. Это происходит потому, что центры мозга человека, отвечающие за речь и моторику, расположены рядом. Ученые выяснили, что способность говорить формируется под влиянием импульсов, идущих от рук. Особенно важно совершенствование тонких движений пальцев. Исследователи Щелованов Н.М., Денисова М.П. и другие выяснили, что это умение происходит с развитием зрения, осязания и кинестетического чувства, то есть положения и перемещения тела в пространстве.

Родителей должно насторожить, если они замечают за ребенком такие признаки моторного отставания:

  • ребенок неловко держит ложку, карандаш;
  • не может регулировать силу нажима на кисть при рисовании;
  • часто роняет предметы;
  • испытывает трудности в приобретении навыков самообслуживания;
  • отказывается от лепки, аппликации;
  • избегает игр, где нужно проявить ловкость, скорость;
  • шаркает ногами при ходьбе.

Для диагностики развития мелкой моторики у старших дошкольников можно обратиться к таким специалистам, как невролог и логопед-дефектолог.

Тесты на развитие общей моторики рук

В домашних условиях можно провести 3 простых теста, авторами которых являются Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д.:

  1. Обведите карандашом ладони ребенка с разведенными пальцами, расположенные на 1 листе бумаги. Посмотрите на полученный рисунок и попросите его вновь положить кисти в соответствии с контурами. Теперь в указываемом вами порядке ребенок должен поднимать пальчики. Сначала испытание проводится на правой руке, потом на левой, всего по 2 раза на каждой. Указывать на палец следует, прикасаясь к нему карандашом. При выполнении задания непроизвольно могут подниматься и другие пальчики. Это включение ненужных для выполнения данного действия мышц происходит из-за недостаточной дифференцированности движений и называется синкинезией. Для подведения итогов надо подсчитать среднее число синкинезий по двум попыткам для левой и правой рук и сложить их. Для ребенка 6 лет их сумма должна составлять 9. Большее их количество говорит о недостаточном развитии движений пальчиков.
  2. Нарисуйте круг диаметром 3-3,5 см, покажите ребенку и попросите сделать то же самое, не отрывая руки. Если он нарисовал круг гораздо меньшего диаметра, то это свидетельствует о зажатой кисти. Передвижение руки при выполнении задания или произведенный овал также говорят о проблемах с мелкой моторикой.
  3. Обратите внимание на то, как дошкольник рисует и раскрашивает картинки. Если он постоянно поворачивает рисунок, кисть скованна, слишком напряжена или, наоборот, вялая. Если при этом ребенок быстро утомляется, то важно, не упуская времени, организовать помощь.

Логопеды связывают влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников и считают, что если пальцы развиваются соответственно возрасту, то и речь будет нормальной и, наоборот, если пальчики недостаточной активны, то и речевое развитие задержится, хотя общая моторика может быть в норме. Важность развития мелкой моторики у дошкольников в том, что для успешного обучения в школе непременным условием является полноценная речь. Чтобы научиться писать, ребенок должен уметь производить точные движения кистью и пальцами рук. Иначе письмо станет проблематичным, медленным, и при малейшем увеличении скорости буквы будут написаны криво и неразборчиво.

Развивающие игры

Чтобы мелкая моторика рук соответствовала возрасту ребенка, ее развитие можно ускорить, применяя разные методы, основанные на том, что многочисленные нервные окончания на кончиках пальцев воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют ее для обработки в головной мозг.

Проводить занятия можно родителям самостоятельно, главное, организовывать их таким образом, чтобы ребенок не переутомлялся и не терял интерес. Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся игры с прищепками. Их польза в том, что кроме мелкой моторики они развивают координацию обеих рук, а также внимание, воображение и усидчивость. Для игры необходимы разноцветные прищепки (не очень тугие) и картонные картинки. Самые простые упражнения: прикрепляем к силуэтам и изображениям прищепки нужного цвета, так, чтобы они завершили картинку, например, послужили иголками для ежика, ушками для зайчика, руками и ногами для человечка. С игрой развиваем фантазию и знание цвета. Например, желтый круг может быть солнышком, к которому надо прикрепить лучи, или центром цветка, нуждающемся в лепестках.

Самые сложные упражнения из пальчиковых гимнастик с прищепками, в которых есть решение и других задач, следующие:

  1. Составление тематических рядов слов. Прищепка в игре равна 1 слову. Прикрепляют их друг к другу. Цель — составить как можно более длинный ряд слов на заданную тему.
  2. Диалоги. Играющие изображают различных героев, разговаривают и одновременно работают прищепкой, в ритм открывая ее «ротик».

Очень важное занятие для рук у дошкольников — это лепка из пластилина, глины или теста. В процессе задействованы все мышцы рук. При этом дети учатся понимать и передавать характер изображаемого. Исследования показали, что после проведенного курса занятий 24% детей с недостаточным уровнем развития приблизились к норме.

Гимнастика мозга

Актуальность проблемы роста числа детей с затрудненным обучением отражена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), вступившем в силу в январе 2014 г. и поставившего перед педагогами и воспитателями задачу развития творческого потенциала детей, интеллекта, самостоятельности и вырабатывание условий для успешного обучения. Одна из форм такой работы — это кинезиология, которую еще называют «гимнастикой мозга». Ее применение исходит из индийской йоги и фольклорных пальчиковых игр Древней Руси.

Современные кинезиологические упражнения для дошкольников могут активизировать деятельность различных отделов коры головного мозга через движение и, прежде всего, направлены на развитие мозолистого тела, связывающего полушарии мозга. Если оно недоразвито, то передача информации из одного полушария в другое прекращается. Нарушается пространственная ориентация. Решение математических задач, образное мышление и творчество при этом для человека невыполнимы, несмотря на то, что он может связно говорить. Основное развитие связей между полушариями мозга формируется у девочек до 7, у мальчиков до 8-8,5 лет. Чтобы добиться успехов, заниматься следует ежедневно. В комплекс кинезиологии для дошкольников входят упражнения, состоящие из последовательно сменяющихся 3 положений рук. Постепенно ребенок запоминает их и делает самостоятельно. Занятия следует проводить в доброжелательной атмосфере, лучше всего в музыкальном сопровождении, направленном на определенную ритмичность выполнения движений.

В некоторых российских школах для кинезиологических упражнений выделено в общем 25-30 минут в день: перед началом занятий и во время пауз на уроках по 3-5 минут.

Специалисты дали названия упражнениям: «Колечки», «Лягушки», «Ухо-нос», «Змейка» и многие другие. Движения пальчиков сопровождается речью, четверостишиями. Эти занятия нравятся детям.

Для родителей

Развитие общей моторики, то есть крупных мышц тела ребенка, в семье возможно с помощью повседневных бытовых занятий и физических упражнений. От этой моторики зависит умение держать равновесие, точность тонких движений рук. Особенно полезны занятия на спортивных снарядах неуравновешенным детям. Желательно заниматься гимнастикой, прыгать, бегать, подтягиваться на перекладине. Собирать игрушки и вытирать пыль — это тоже упражнения по развитию общей моторики. Не отказывайтесь от помощи, если у ребенка есть желание помочь вам помыть посуду или вытереть пол. Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики дошкольников сводятся к следующему:

  • занятия должны быть регулярными, но не длительными, чтобы ребенок не потерял к ним интерес;
  • не нужно заставлять ребенка выполнять упражнения, так как эффективными они не будут;
  • движения следует выполнять точно, в комфортном для ребенка темпе.

Дети, играющие на музыкальных инструментах, постоянно делают пальчиковую гимнастику, развивают мелкую моторику и память. Советы по организации занятий дома можно получить на консультации у психолога.

Как можно больше играйте с детьми. При необходимости научитесь делать массаж кистей и пальцев своему малышу. Не забывайте: детям для того, чтобы нормально развиваться, крайне необходима положительная оценка их деятельности.

Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель:
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

2. Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).


3. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.

Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.


4. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.


5. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.


6. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.


7. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.


8. Ажурный рисунок
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.


9. Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.

МБДОУ "Детский сад "Василёк", с. Доброе, Симферопольский район, Республика Крым

Мурадасилова Э.Р. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2015. N2..2015.n2.00046.html (дата обращения: 21.02.2019).

"Истоки способностей и дарования детей

находится на кончиках их пальцев.

От них … идут тончайшие ручейки,

которые питают источник образной мысли."

В. А. Сухомлинский

Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат,ноиразвивать мелкую моторику.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин - ловкость.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

Движение рук - это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.

Познание:

Социализация (игровая деятельность).

Труд (самообслуживание).

Безопасность (сохранение жизни и здоровья).

Познавательно - речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).

Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

Предметно-развивающая образовательная среда

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики.

У нас есть определённое место в группе, где представлены различные игры и материалы для развития мелкой моторики. Работа здесь осуществляется с небольшой группой детей. Иногда, в утренний и вечерний отрезки времени, занимаемся индивидуально. Сейчас замечаем, что дети самостоятельно и с большим интересом действуют с дидактическим материалом.

Цель и задачи

Цель: развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Развивать тактильную чувствительность рук.

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Тренировать тонкие движения пальцев рук.

Развивать память, внимание, терпение и связную речь.

Развивать навыки ручной умелости.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Методы и приёмы

Доминирующий метод - игровой.

Словесный (объяснение и рассказ)

Наглядный (показ, демонстрация, схемы)

Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)

Научные принципы

Комплексный подход.

Системность и последовательность.

Единство обследования (диагностики) и педагогического процесса.

Сотрудничество воспитателя и родителей.

Развитие.

Методикапроведения обследования

Картаобследовани

Оформление результатов.

Обработка данных обследования.

Определение уровня развития мелкой моторики у детей.

Поставив перед собой цель и задачи, а так же исходя из моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе "От рождения до школы" (под редакцией авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) я подобрала наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

Для удобства, те виды игровых упражнений, которые я использую в работе, были разбиты на комплексы:

Использование нестандартного оборудования.

Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.

Комплекс "Пальчиковые игры".

Комплекс игрового массажа.

Развитие графической моторики.

Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами - набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.Разверни, не порви…

Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.

Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Игры со счётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы).
"Сложи колодец"
"Выложи картинку"
"Выложи геометрическую фигуру"

Игры с прищепками
Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором лего
Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн
Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Игры - шнуровки
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "слева", "справа".
Способствуют развитию речи.
Развивают творческие способности.
Развивают усидчивость, внимание, терпение.
Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Рисование
Рисование - любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…
А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…
Игры с пластилином
Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с бумагой
Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…
Такие игры помогут детям узнать как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.
Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.
Игры с природным материалом
Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Пазлы и мозайка
Пазлы - в переводе с английского "головоломка", "затруднение". Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.
Мозайка - игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Работа с ножницами
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры
Пальчиковые игры - наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.
Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.
Развитие графической моторики
Развитие графических навыков
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка.
Задачи:
Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.
Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны.
Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе.
Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв.
Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями.
Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

Вывод
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук - задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Литература
1. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей
2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Степени общения: от года до семи
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология
4. Холмовская В.В. Воспитание и обучение детей пяти, шести лет
5. Фомина Л.Ф. Воспитание у детей правильного произношения
6. Кольцова М.М. Развитие моторики
7. Данилова E. Пальчиковые игры
8. Гризик Т.И. Детство и отрочество
9. Справочник старшего воспитателя.
10. Журнал "Дошкольное воспитание"
11. Журнал "Дошкольное воспитание"
12. Дубровина И.В. Готовность к школе, развивающие программы
13. Данилова Е.Е."Психология"
14. Строгонова И.А. Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка

Особенности развития мелкой моторики рук

старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук - залог нормального развития интеллекта ребенка. На протяжении всего детства дошкольника четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе. Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться, а это в будущем повлияет на почерк, ловкость рук, скорость реакции.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Перед тем как изучить особенности развития мелкой моторики руки старших дошкольников, рассмотрим развитие познавательной сферы в данном возрасте.

Старший дошкольный возраст - это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом возрасте главней задачей педагогов и психологов является подготовка к школьному обучению, к письму. Об этом отечественные и зарубежные психологи отмечают в своих работах, изучившие психологические особенности детей дошкольного возраста.

У ребенка в старшем дошкольном периоде активно развиваются внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь. Происходит изменение в ведущем виде деятельности, конструкторская игра постепенно превращается в трудовую деятельность. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается активное мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свое действие, совершенствуется ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Начало формирования произвольного внимания связано с внутренним регулируемым восприятием и активным владением речью. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он принимает у взрослых. Таким образом, возможности произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики».

К концу дошкольного возраста структура памяти претерпевает изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Мышление в дошкольном возрасте развивается по следующим линиям: совершенствование наглядно-действенного мышления на основе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образное мышления путем формирования произвольной и опосредствованной памяти, начало формирования словесно-логического мышления на базе использование речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Следовательно, у ребенка в старшем дошкольном возрасте присутствует наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.

Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Воображение, так же как и восприятие, внимание и память постепенно переходит из непроизвольного в произвольное, из непосредственного превращается в опосредствованное. Формирование воображения в старшем дошкольном возрасте находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.

В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей этого возраста правильно произносят слова. Происходит увеличение словарного запаса и понимание слов. По утверждению Л. С. Выготского, «история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо написать букву». То есть, рисование является предпосылкой формирования письменной речи.

Таким образом, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи влияют на психологическую готовность к школьному обучению. В развитии восприятия, внимания, памяти, мышления и речи большую роль играет мелкая моторика рук.

Готовность к школьному обучению ребенка определяется развитием зрительно-моторной координации. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме».

Развитие мелкой моторики рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе. Проблема повышения эффективности комплексной медико–психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук старших дошкольников не теряет своей актуальности. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5 – 6 лет слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

У большинства современных детей старшего дошкольного возраста можно отметить недостаточное развитие мелких мышц рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма. Поэтому развивать мелкую моторику рук детей нужно и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.

Существует множество традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой моторики старших дошкольников (табл.).

Методы развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Традиционные методы

Нетрадиционные методы

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание).

Самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (грецкими орехами, карандашами).

Пальчиковые игры с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.

Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно-бытового.

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда и т.д.

Нетрадиционные художественные техники: оригами, аппликации из подручных материалов, пластилинография, рисование пальчиками и т.д.

Предметная деятельность: с бумагой, глиной, пластилином, водой, природным материалом, ножницами (например, рисование, лепка, аппликации, вырезание).

Игры и упражнения с использованием сухого бассейна.

Игры: мозаика, конструкторы, пазлы, шнуровка, бусы, кубики, пристегивание, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, палочками и т.д.

Игры с различными бытовыми предметами: прищепками, резинками для волос, пуговицами, пробками, скрепками и т.д.

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.д.

Игры с песком.

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

Игры с крупой: сортировка семян, выкладывание изображений и др.

Благодаря вышеизложенным методам у старших дошкольников развивается не только мелкая моторика рук, но и такие психические процессы, как внимание, воображение, память, мышление, а также речь.

При выполнении заданий на развитие мелкомоторных умений необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием. Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Они могут быть как частью образовательного процесса, так и элементом домашних дел. Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.

Систематические упражнения с участием рук и пальцев у старших дошкольников гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх