Подготовка ребенка к школе консультация для педагогов. Подготовка к школе- консультация для педагогов. Особое внимание уделяйте формированию школьной мотивации

Светлана Валерьевна Короленко
Методическая работа «Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста»

РАЗВИТИЕ .

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном развития ребенка . Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы - потребности, интересы , побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка ,развитие возрастным возможностям . Он интересуется всем развития . Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов .

Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию , готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач , проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности .

Следует отметить, что содержание понятия «любознательность» до сих пор остается дискуссионным. Оно недостаточно отдифференцировано от понятий «интерес » , «познавательная потребность » , «мотив» . Такая полиморфность обусловлена многозначностью понимания любознательности, отсутствием общих позиций в её исследовании.

Щукина Г. Н. рассматривает любознательность, как стадию , на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания , удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности .

Цель работы : описание процесса формирования познавательных интересов дошкольников 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения .

1. Особенности познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру .

В этом возрасте у ребенка активно проявляются :

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения . Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам , и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок) . Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность , то есть способность заниматься тем, что им неинтересно , и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Возраст от 3 до 5 лет – сензитивный период для развития познавательной потребности . В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка . Плохо, если познавательные интересы не развиваются , если ребенок не интересуется окружающей жизнью , жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Л. С. Выготский вскрыл движущие мотивы – потребности, интересы , побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Выготский говорил, что развитие ребенка , развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям . Он интересуется всем , что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития . В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии :

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника . Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов .

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность , степень выраженности, содержательная направленность познания .

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь . Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова . Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития :

Знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей ;

Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу , занятия по интересам );

Формирование положительного отношения к окружающему миру.

В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты , события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять за-кономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и класси-фицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

2. Педагогическая диагностика в ДОУ : сущность, структура, организация

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста . Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Виды диагностики :

Медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);

Психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка) ;

Педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);

Управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения) .

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами :

1. Реализация в образовании личностно-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.

2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу », «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей ».

Задачи педагогической деятельности : повышение качества методической работы ; улучшение воспитательно-образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы :

Диагностическая работа с детьми ;

Диагностическая работа с родителями ;

Диагностическая работа с сотрудниками .

Диагностика развития детей дошкольного возраста , будучи включена в дошкольное образование , призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том , что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л. С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития » особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста , предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности» , выступающие основой дальнейшего развития способностей .

3. Организация педагогической диагностики познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста

В нашей работе было проведено экспериментальное исследование целью эксперимента являлось выявление уровней познавательного интереса дошкольников 4-5 лет .

Задачи констатирующего эксперимента :

1. Выявить отношение детей к экспериментальной деятельности.

2. Провести диагностику уровней развития познавательного интереса у детей 4-5 лет .

Методами исследования являлись :

диагностические методики Г . А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной и Э. А. Барановой адаптированные к возрасту диагностируемых детей .

наблюдение.

метод математической обработки данных .

База исследования : исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №166» (средняя группа )

Время проведения констатирующего эксперимента : сентябрь 2014 г.

Опытно-экспериментальная деятельность проводилась по подгруппам (по 5 детей в каждой подгруппе ) .

Констатирующий эксперимент проводился по трем направлениям :

1) отношение детей к экспериментальной деятельности с помощью использования методики «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности).

2) диагностика уровней сформированности познавательного интереса дошкольников 4-5 лет в ДОУ ;

3) выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса методом анкетирования родителей.

Отношение детей к экспериментальной деятельности мы выяснили, используя методику «Маленький исследователь»

Из проделанной работы мы видим , что 30% детей имеют высокий уровень отношения к экспериментированию, 55 % - имеют средний уровень , и только 15% дошкольников 4-5 лет имеют низкий уровень отношения к экспериментальной деятельности.

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников 4-5 лет осуществлялась с помощью тех же методик , адаптированных к возрасту детей :

1) Дидактическая игра «Отгадай предмет» .

2) Дидактическая игра «Два домика» .

3) Задание «Опиши картинку» .

Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующем в эксперименте.

Диагностическая методика №1 , дидактическая игра «Отгадай предмет»

Цель : выявить у детей умение задавать вопросы познавательного характера , стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца.

Материал : предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, троллейбус) .

Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен был рассмотреть предметы и задавать вопросы о них. Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете : описать предмет, не называя его.

Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производилась нами в баллах по следующим показателям :

Высокий уровень : 5 баллов – эмоциональный отклик на , ребенок отгадывал предмет сразу, рассматривая его, задал не менее 4 вопросов познавательного характера ; рассказывая о предмете, выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета.

Средний уровень : 3 балла – ребенок отгадывал предмет сразу, но рассматривая его, задал не менее 2-3 вопросов познавательного характера

Низкий уровень : 2 балла – ребенок отгадал предмет не сразу, но рассматривая его, не задавал вопросы познавательного характера ; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.

Методика №2 , дидактическая игра «Два домика»

Цель : выявить проявление отношения ребенка к предметному миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о предметном мире.

Материал : два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка) .

Ход диагностического исследования.

Для детей 4-5 лет мы усложнили данное задание.

1 часть. Ребенку предлагалась следующая инструкция : У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика : «Рукотворный мир» и «Природный мир» . Надо разложить карточки по соответствующим домикам. Затем с ребенком проводилась беседа :

1. Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир?

2. Чем отличается рукотворный мир от природного мира?

3. Для чего человек создает предметы?

4. Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира ?

2 часть. Ребенку предлагалось разделить предметы в домик «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки надо поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом.

Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производится в баллах по следующим показателям :

Высокий уровень – 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует , проявление познавательного детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании , самостоятельности.

Средний уровень – 3 балла – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует , проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности.

Низкий уровень : 2 балла – отсутствует отклик на познавательную задачу , ребенок задание выполняет, подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается, умеет классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но свои действия не объясняет, отмечается наличие самостоятельности.

Методика №3 «Опиши картинку»

Для работы с дошкольниками 4-5 лет нами была подобрана сюжетная картинка с изображением животных в типично человеческих ситуациях : «Обезьянки в школе» .

Исследования проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующим в эксперименте.

Мы показывали ребенку картинку и просили задать как можно больше вопросов к ней, побуждая после каждого вопроса словами : «А что еще? О чем еще можно спросить?»

Во время работы подсчитывали количество вопросов, которые ребенок задает по картинке. Анализировали содержание вопросов, выделяя те же 4 группы, что и в прошлогоднем эксперименте.

Уровень выполнения задания определяется типом заданных вопросов и их количеством.

Высокий уровень – 9-12 баллов : с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают 5-6 вопросов с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.

Средний уровень : 5-8 баллов : большое количество вопросов (больше 4) второго типа. Возможно появление 1-2 вопросов третьего типа.

Низкий уровень – 0-4 балла : дети придумывают к каждой картинке 1-3 вопроса с преобладанием 1 и 2 типа или отказываются от выполнения задания и подменяют поставленную задачу своей (описывают события или персонажей, изображенных на картинке) .

3 балл – количество вопросов более 5.

2 балла – количество вопросов менее 5.

0 баллов – количество вопросов не более 2-х.

Общий результат по используемым диагностическим методикам на констатирующем этапе эксперимента представлен нами в таблице 1 и на рис. 2.

Таблица 1 - Сводная таблица оценки уровня развития познавательного интереса у дошкольников 4-5 лет

Диагностические методики

Средний %

Методика № 1 д/и «Отгадай предмет»

Методика № 2

«Два домика»

Методика № 3

«Опиши картинку»

Средний

Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают , что уровень развития познавательного интереса у дошкольников стал достаточно высок.

Уже 43,3 % детей от общего числа участвующих в эксперименте имеют высокий уровень развития познавательного интереса . И только 6,6 % детей имеют низкий уровень. Это уже достаточно высокий показатель, если сравнения делать в среднем по всем диагностическим исследованиям.

Вывод : у детей , участвующих в исследовании, отмечается практически на одинаковом уровне высокий и средний уровни развития познавательного интереса . И все же остался небольшой процент детей с низким уровнем развития познавательного интереса .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка , так как именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие . Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей познавательного интереса .

Как показало изучение литературных источников, познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности ребенка 3-5 лет. Интерес трактуется как «избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие».

Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали , что целенаправленная и систематическая работа по формированию познавательного интереса у детей 3-5 лет посредством экспериментирования в процессе образовательной деятельности позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию , развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность , любознательность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении . / Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2009. – 280 с.

2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э . А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 121с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте . - М.: Просвещение, 2008. – 316 с.

4. Брунер Дж. Психология познания . За пределами непосредственной информации . - М.: Просвещение, 2007. – 217 с.

5. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания . - М.: Просвещение, 2006. – 288 с.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . - СПб.: «Союз» , 2007. - 93 с.

7. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. – 2009. - №10. – С. 15-23.

8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание . – 2006. - №.1. – С. 12-18.

9. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников // Педагогика . – 2011. - №3. – С. 24-28.

10. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание . - 2008. - №10. – С. 20-26.

11. Данюкова В. Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / В. Н. Данюкова, В. Н. Выборнова // Справочник с с. таршего воспитателя дошкольного учреждения . – 2010. - №10. – С. 33-36.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

«Средняя группа 4-5 лет Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Познавательное развитие предполагает развитие...»

-- [ Страница 1 ] --

Средняя группа 4-5 лет

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных

действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.»

Формирование элементарных математических представлений Количество и счет.

Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;



учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни - красного цвета, а другие - синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три - всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну - 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2).

Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности - в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка - самая высокая, эта (оранжевая) - пониже, эта (розовая) - еще ниже, а эта (желтая) - самая низкая» и т. д.).

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой - маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, окно, дверь - прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве.

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени.

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро - день - вечер - ночь).

Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности Познавательно-исследовательская деятельность.

Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Сенсорное развитие.

Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Проектная деятельность.

Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры.

Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»). Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Ознакомление с предметным окружением Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.). Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин - из металла, шины - из резины и т. п.).

Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода Ознакомление с социальным миром Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Формировать первичные представления о школе. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики). Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Ознакомление с миром природы

Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить;

ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения Осень.

Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).Привлекать к участию в сборе семян растений.

Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Познавательное развитие.

–  –  –

Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа Величина: большой, маленький., самый маленький Количество и счет: один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними, сравнение чисел 3 и 4, 4и 5, счет по образцу, установление соответствия между числом и количеством предметов Геометрические фигуры: круг, квадрат Ориентировка во времени: вчера, сегодня, завтра.

Октябрь Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа, ближе, дальше Величина: большой, поменьше, маленький, одинакового размера, короткий-длинный Количество и счет: цифра 1, цифра 2 Геометрические фигуры: круг, квадрат (закрепление), треугольник, овал.

Ориентировка во времени: время года-осень, части суток.

Ноябрь Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа, положение предметов по отношению к себе Величина: высокий, низкий, широкий, узкий Количество и счет: цифры 1, 2, (закрепление), цифра 3, соотнесение цифры с количеством предметов, сравнение чисел 3 и 4 Геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник Количество и счет: закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4, знакомство с цифрой 4, счет по образцу, сравнение чисел 3 и 4, Декабрь соотнесение цифры с количеством предметов.

Величина: большой, поменьше, самый маленький Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник Логическая задача: развитие внимания Ориентировка в пространстве: влево, вправо, далеко, близко, вверху, внизу, слева, справа, под.

Ориентировка во времени: времена года (зима, весна, лето, осень) Величина: развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький) Январь Количество и счет: знакомство с цифрой 5, закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4и 5, знакомство с порядковыми числительными, закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов.

Геометрические фигуры: соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.

Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа Ориентировка во времени: быстро, медленно Ориентировка на листе бумаги: верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина Величина: закрепление понятий «широкий», «поуже», «ещё поуже», «самый узкий»

Февраль Количество и счет: независимость числа от величины предметов, порядковый счет, счет по образцу, закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4, соотнесение цифры с числом, закрепление знаний о порядковых числительных.

Геометрические фигуры: закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

Объемные тела: шар, куб, цилиндр Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа Ориентировка во времени: вчера, сегодня, завтра Логическая задача: установление последовательности событий (части суток), развитие внимания.

Количество и счет: закрепление знаний о порядковых числительных, счет по образцу, установление соответствия между Март количеством предметов и цифрой; независимость числа от пространственного расположения предметов; числа и цифры 1,2,3,4,5 Ориентировка в пространстве: влево, вправо.

Логическая задача: установление последовательности событий Величина: развитие глазомера Количество и счет: закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5, порядковый счет Апрель

Ориентировка в пространстве:

Логическая задача:

Величина:

Ориентировка на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

Геометрические тела: сравнение реальных предметов с геометрическими телами Ориентировка во времени: времена года Закрепление материала. Педагогическая диагностика Май Средняя группа 4-5 лет Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»

Развитие речи

Развивающая речевая среда.

Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять словаантонимы (чистый - грязный, светло - темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.

Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь.

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

–  –  –

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге.

Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е.



Чарушиным Приобщение к художественной литературе

–  –  –

1.Самообслуживание в процессе одевания и раздевания.

2. Самообслуживание в процессе умывания.

3. Поручения, связанные с трудом в природе

4. Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом.

Упражнение, беседа, объяснение, поручение, показ, объяснение, обучение, напоминание, рассказ, потешки, просмотр видеофильмов, дидактические игры, беседа, личный пример Формирование основ безопасности Безопасное поведение в природе.

Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах.

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами. Знакомить с правилами езды на велосипеде. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Используемая литература: Литература: Р. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников», Н.С.

Голицына «ОБЖ для младших дошкольников», Н.С. Голицына, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Л.Б.

Поддубная «Правила дорожного движения» разработки занятий для младшей и средней группы, Т.П. Гарнышева «Как научить детей ПДД», С.Н. Черепанова «Правила дорожного движения дошкольникам»

–  –  –

Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевые игры.

Продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Подвижные игры.

Продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.

Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

Театрализованные игры.

Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей). Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;

предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей. Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре. Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.

Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.

Дидактические игры.

Учить играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)») Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»). Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

–  –  –

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить;

кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы - значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.

Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма Литература: И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Н.С. Голицына, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»

Месяц Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Сентябрь «Чтобы быть здоровым» (рассказать детям, кто заботится о детях в детском саду). Д/и «Мишка болен»

«Таня простудилась» Беседа «Здоровье и болезнь»

Октябрь Д/и «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Узнай и назови овощи», «Угадай на вкус», «Куда положить урожай зайчика»

(Голицына, 29, 39, 40, 52) Беседа «Овощи и фрукты-полезные продукты»

Ноябрь Игра-ситуация «Почему надо чистить зубы» Д/и «Запомни движение», «Посылка от обезьянки» «Мое тело» (Шумова, Галицына, 42, 43) Загадки (Н.Н. Авдеева, 67) Беседа «Я и другие люди»

Декабрь Дид. игры «Если кто-то заболел» С родителями: принести из дома полезные для здоровья предметы, составить коллекцию предметов здоровья; оформить рисунки и поделки. Настольно-печатные игры (первая помощь) Беседа «Питание и здоровье»

Январь Инсценировка «Вот красивая игрушка - наша куколка Катюшка» (режим дня) Дид. игры «Назови вид спорта», «Угадай вид спорта по показу» (Голицына, 28, 29, 60, 61) Беседа «Физкультура и здоровье»

Февраль Игровая ситуация «Режим дня» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Дид. игра «Уложим спать Машеньку» (дать представление о том, что с помощью сна восстанавливаются силы. Беседа «Внутренние органы человека»

Март «Какой я, что у меня внутри» Беседа о строении тела человека Д/и «Покажи, где…» «Какие бывают привычки»

Беседа «Что полезно, нам известно» Д/и «Что можно, а что нельзя»

Апрель «Кожа человека и уход за ней» «Правильное питание, уход за зубами» Беседы: «Зачем человеку зубы?», «Что полезно для зубов, а что вредно?, «Почему болят зубы?», «Когда нужно идти к зубному врачу?» Игра-ситуация «Почему надо чистить зубы» Практикум: «Знакомство с зубной пастой и щеткой», «Приемы чистки зубов». Д/и «У зубного врача»

Май «Купаться любят все» Беседа о безопасном поведении в воде Ситуации «Телефон 101,102,103»., «Меня укусила пчела», «Если случилась беда». Д/и «Маша на даче» «Маша и Катя на море»

Физическая культура Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног.

Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.

Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу.Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные игры.

Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу.

См. «Игровая деятельность»

Средняя группа 4-5 лет Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Приобщение к искусству Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), - это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Изобразительная деятельность Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Рисование.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование.

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями.

Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки.

Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация.

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат - на треугольники и т. д.). Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Поощрять проявление активности и творчества.

Конструктивно-модельная деятельность Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т. д.). Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы Музыкальная деятельность Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Слушание.

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре - си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество.

Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения.

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

Продолжать совершенствовать у детей навыки основных движений (ходьба:

«торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий, стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества.

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.). Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Приобщение к искусству. Изобразительная деятельность Месяц Рисование Лепка Аппликация Развитие детского Приобщение к творчества искусству. Декоративное рисование.

Закреплять приемы Закреплять умение Учить детей работать Продолжать развивать Приобщать детей к Сентябрь рисования кистью, детей лепить ножницами: резать интерес детей к восприятию искусства, умение правильно предметы круглой полоску по узкой изодеятельности. Учить развивать интерес к нему.

держать ее, формы разной стороне на одинаковые передавать в лепке, Развивать чувство ритма и промывать в воде величины. отрезки. Закреплять рисовании впечатления от чувство вкуса, композиции.

кисть, осушать о Учить детей лепить приемы аккуратного окружающего. Учить Развивать эстетическое тряпочку; приемы предметы наклеивания, умения передавать особенности восприятие.

рисования удлиненной чередовать каждого предмета; Побуждать узнавать и карандашами; навыки формы. изображения по цвету. определять содержание называть предметы и закрашивания. Познакомить детей Учить детей резать своей работы. явления природы, Продолжать с приемами лепки широкую полоску, Поощрять рисование разных окружающей знакомить детей с предметов учить разрезать предметов в соответствии с действительности в приемами овальной формы. полоску пополам. содержанием рисунка. художественных образах.

изображение Развивать воображение, предметов овальной и творческие способности.

круглой формы.

Закреплять Продолжать Учить детей выделять Продолжать развивать Поощрять выражение технические умения в формировать углы, стороны воображение, творческие эстетических чувств, Октябрь рисовании красками. умение работать квадрата. Закреплять способности. проявление эмоций при Подводить детей к аккуратно. знание круглой, Развивать цветовое рассматривании предметов образной передаче Закреплять знание квадратной и восприятие, образные народного и декоративноявлений. приемов треугольной формы. представления, умение прикладного искусства, Учить создавать в изготовления Упражнять в подборе выбирать содержание прослушивании рисунках сказочные предметов цветосочетаний. Учить изображения. произведений музыкального образы. Продолжать овальной формы, преобразовывать Продолжать формировать фольклора.

«Татьяна В. Коренькова Метафоры „еды“ и „питья“ в русском фольклорном жанре садистских стишков Садистские стишки (Sadistic Verses, Sadistic Couplets, sadistische Verse), жанр русского школьного фольклора, «советский народный эпос» (Lurkmore) пародийного характера с иронически утрированным кровожадным описанием несчастных случаев, катастроф, убийств и террористических актов в макабрических традициях «чёрного юмора», один «из самых ярких доинтернетовских мемов» (Netlore.ru), стал заметным маркером...»

«А. Н. Олейник «Жизнь по понятиям»: институциональный анализ повседневной жизни «российского простого человека» Электронный ресурс URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Oleinyk_2001_2.pdf ЖИЗНЬ ПО ПОНЯТИЯМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА А.Н. Олейник Любой россиянин, даже тот, кто никогда непосредственно не соприкасал­ ся с пенитенциарными учреждениями, знаком с тюремной и криминальной субкультурой. С ней он сталкивается, читая литературные...»

«ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ГРЕЦКИХ ОРЕХОВ (в Украине и за рубежом – редакция 2) А.Н.Неговский, к.т.н., зам. директора ГП «СКТБ ИПП НАНУ», [email protected] В.Г.Пахно, Председатель Совета «Украинской ореховой Ассоциации», [email protected] Выращивание и переработка грецкого ореха является высокорентабельным бизнесом во всем мире. Развитию этого бизнеса в последние годы уделяется повышенное внимание в ряде республик СНГ. Об этом свидетельствует, в частности, принятие национальной программы...»

«Н.Н. Крадин АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ* Введение В своей знаменитой работе о городской революции Вир Гордон Чайлд выделил десять археологических критериев архаических цивилизаций: появление городских центров; возникновение классов, занятых вне производства пищи (ремесленники, торговцы, жрецы, чиновники и пр.) и живущих в городах; значительный прибавочный продукт, изымаемый элитой; наличие монументальных культовых, дворцовых и общественных сооружений;...»

«январь 2014 №1 (04) Комитет по Культуре СанКт-петербурга СанКт-петербургСКий гоСударСтвенный музей театрального и музыКального иСКуССтва Содержание ТеаТральные новосТи Премьера Грустный булгаковский мотив рецензия Вызов «приговору большинства» Юбилей Верный рыцарь театра Персона Юрий Гальцев: «В нашем театре Дорогой читатель! зрители получают порцию отличного настроения!» Наверное, вы согласитесь с тем, что Новый год – это Виктор Плешак: праздник, который пробуждает фантазию и воспитывает «Все...»

«Приказ Федеральной службы государственной статистики от 10 октября 2014 г. N 606 Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку 10 ноября 2014 В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение Перечня...»

« сопоставительному анализу фразеологических единиц немецкого и русского молодежного сленга, в основе внутреннего образа которых лежит метафора. В результате исследования выявлены метафорические образы, определены лингвокультурные особенности их употребления и функционирования в составе фразеологических единиц немецкого и русского молодежного...»

«МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЪНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЪНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЬЬ) ъ": р o.-:ra оьй94 r,}rHOC утвЕр)ItлАю i,;tjJ}

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх