Пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Коучинг-техники. Пирамида логических уровней - эффективный инструмент личностных изменений

Решить любую жизненную дилемму, отыскать ответы на давно мучившие вопросы и понять свое предназначение позволит пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Как эксперт по нейро-лингвистическому программированию, этот ученый в свое время разработал удобную модель для описания убеждений, привычных стратегий мышления и способностей человека, которые позволят воздействовать на его мотивацию, меняя цели жизни и поведенческую направленность.

Пирамида Роберта Дилтса состоит из шести логических уровней, где каждый вопрос оказывает влияние на вышестоящий ответ. Вопросы касаются разных пластов жизни человека - от мира материальных предметов и поведенческих привычек до раскрытия внутренних ценностей, мотивов и мировоззрения. Главная задача – изменить проблемную ситуацию, которая не устраивает, пользуясь правильными наводящими вопросами. Изюминка в том, что скорректировать результат можно только при условии, что человек изменит всю систему координат. Как это сделать? Рассмотрим схему Дилтса подробнее.

Уровни реализации человека по Роберту Дилтсу

1 уровень. «Что я имею?»

Вопрос самого нижнего уровня касается сферы материальных потребностей, окружения и повседневных забот. Он четко описывает среду обитания человека, его работу, круг общения, наличие или отсутствие семьи, друзей, карьерного продвижения. Чтобы изменить аспекты, которые не устраивают на этом уровне, нужно подняться выше, обратиться к своему поведению и привычкам. Ответ будет содержаться на 2-й ступеньке.

2 уровень. «Что я реально делаю?»

Описывает действия человека, способ и стиль его активности, вредные и полезные привычки. Наши поступки создают нашу реальность, от них зависит итоговый результат жизни. Кто-то хочет красивую фигуру и для этого соблюдает строгую диету, занимается в тренажерном зале, а кто-то не делает ничего. Почему все происходит именно так, как это изменить? Ответ будет лежать на ступеньку выше.

3 уровень. «Какой стратегией пользуюсь?»

Касается способностей и жизненной стратегии человека, помогает делать выбор, действовать в нужном направлении, является источником силы. Как это работает? Человек может идти по жизни с девизом «плыви по течению, подчиняйся ветру» или «никогда не сдавайся, борись до конца». Обе эти идеи оказывают разное влияние на его поведение и жизненные решения, помогают при самореализации либо отталкивают ответственность. Развиваться или лежать рулетиком у телевизора – за это и отвечает выбранная стратегия действий. Изменить ее можно, если обратиться к 4-й ступени.

4 уровень. «Во что я выбираю верить, почему мне это нужно?»

На этом уровне раскрываются ценности человека, его намерения и убеждения, сформированные обществом и семьей в процессе взросления, а также накопления опыта. Убеждения вариативны, бывают позитивного, как и деструктивного содержания, например: «сильный человек добьется многого», «красота ничего не значит», «все лучшее уже прошло», «ошибки делают нас сильнее», «получить хорошую работу без блата нереально». Именно ценности определяют притязания и уровень жизни, дают возможность оправдывать себя или ненавидеть. Впрочем, их можно скорректировать, если подняться на 5-ю ступень.

5 уровень. «Кто я?»

Развернутый ответ по вопросу помогает узнать себя глубже, идентифицировать свое «я». На этом уровне находятся скрытые представления человека о своей персоне, мировоззрении и реальных отношениях с миром. Какими мы себя видим, как выстраиваем общение со своим окружением, на что нацелена наша душа? Мы можем считать себя неудачниками, неопытными учениками или мучениками, а можем видеть в себе гениев, рожденных, чтобы изменить мир и войти в страницы истории. Все эти представления и формируют нашу реальность. Если удалось обнаружить в себе ограничивающее мировоззрение, можно его подкорректировать, обратившись к последней ступеньке.

6 уровень. «Ради чего я живу?»

Ответ на вопрос последнего уровня дает представление о смысле жизни, открывает истинное предназначение человека. Бывает трудно дать на него вразумительный ответ, потому что сама миссия человека лежит за пределами его понимания, это нечто, что ведет по жизни как бы помимо воли. Данный уровень предлагает задать следующие вопросы: «зачем я здесь?», «в чем смысл моей бренной жизни?».

Пирамида Роберта Дилтса помогает лучше понять себя, свои цели, почему с нами происходит все то, что происходит. Она дает возможность провести анализ проблемных зон, изменить привычки и убеждения, которые не приносят радости и удовлетворения. Ее удобство именно в том, что нет необходимости работать сразу на 6-ти уровнях, достаточно определить источник дискомфорта и решить проблему на более высокой ступени.

Если не устраивают результаты жизни, значит, нужно менять поведение. Если проблема в действиях, правильно подобранные вопросы подскажут, какую стратегию лучше применить. Это своеобразный экспресс-анализ проблемы, который позволяет задать действенную мотивацию для лучшего продвижения по жизни. Попробуйте применить ее эффективность на себе уже сейчас!

Признайтесь, вы иногда задаётесь вопросом «Почему я живу так, как живу?» или «Почему я имею то, что имею?»

Роберт Дилтс , один из наиболее известных экспертов-разработчиков в нейро-лингвистическом программировании, предложил удобную для описания вашей жизни модель в виде пирамиды.

Особенность модели в том, что для каждого из уровней пирамиды ответ на вопрос «Почему это так?» лежит на один уровень выше.

На вас навалились проблемы, черная полоса затянулась, сложности на работе, нет взаимопонимания с близкими?

Значит пришла пора, провести генеральную уборку внутри себя и расставить все по местам.

Решаем головоломки своей жизни.

Что это за чудесный инструмент? Разложить проблемы по полочкам поможет пирамида Дилтса. Пирамидам давно приписываются магические свойства. И пирамида Дилтса это подтверждает. Она помогает находить решения в сложных ситуациях, сдвигать с мертвой точки неразрешимые проблемы, которые мы привычно тащим за собой месяцами и годами. С ее помощью можно избавиться от деструктивных привычек, разобраться в себе и навести порядок в жизни.

Как это работает

Пирамида Дилтса просто и логично описывает любое явление или систему (отдельного человека, целую организацию или даже общество). В чем ценность такого подхода?

Мы склонны погрязать в рутине и часто дальше своего носа попросту ничего не видим.

«Проблему невозможно решить на том же уровне, где она была создана».

Альберт Эйнштейн

Для этого надо подняться над проблемой.

Легко сказать. Но вот как это сделать? Где искать это самое решение? Как найти тот уровень, где прячется нужное нам решение?

Шесть уровней пирамиды можно представить как полочки, по которым разложен наш субъективный опыт или внутренний мир. Все уровни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Причем изменения на верхних уровнях обязательно приводят к изменениям на нижних. А вот изменения внизу влияют на верхние уровни намного меньше, либо вовсе никак. Главный секрет пирамиды Дилтса в том, что решение всегда находится на верхних уровнях и, как правило, на два уровня выше, чем сама проблема.

Уровни Пирамиды


Окружение – первый уровень снизу. Сюда относится все, что нас окружает: условия жизни, люди, предметы, места, даты. Все то, с чем нам приходится сталкиваться в своей повседневной жизни, декорации, в которых разворачиваются действия. Вопросы этого уровня: с кем, где, когда?

Действия (поведение) – второй уровень. Мы взаимодействуем со своим окружением при помощи действий. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и к целой организации или обществу. Вопрос: что делаю?

На двух нижних уровнях и протекает наша жизнь, по крайней мире, ее видимая часть. Мы общаемся, вступаем во взаимодействие с окружением, переживаем эмоции, получаем удовольствия, ищем внимания, стремимся к повышению собственной значимости, изучаем новое, зарабатываем и тратим деньги и т.д. Здесь же находится большинство наших целей. А если рассматривать организацию, то это уровень взаимодействия подчиненных и начальства, служебные «манипуляции» и прочее.

Способности – это то, как мы действуем, алгоритмы и стратегии, которые мы используем, действуя в рамках своей модели мира. Это то, какие ресурсы мы выбираем и как ими распоряжаемся. Проще говоря, что мы вообще можем и умеем.

Убеждения и ценности – здесь находится ответ на вопрос, почему человек поступил именно так? На этот уровень оказывает влияние весь опыт человека, все, что он вобрал в себя из семьи, окружения, в школе, из привычного ему культурного контекста. На этом уровне также находится ответ на вопрос, что важно в этой ситуации? Или почему это так важно? Например, человек хронически опаздывает. Какую ценность он таким образом воплощает? Что важно для него в этой ситуации? Возможно, это чувство свободы. Ощущение, что он может придти, когда пожелает. Что он не стеснен никакими рамками.

Идентичность – наши убеждения приходят от идентичности, с которой мы себя ассоциируем. Этот уровень соответствует той роли, которую мы преимущественно исполняем. Отвечает на вопрос: «Кто я?» Это представления человека о себе, о том, какой он и как строит отношения с внешним миром.

Понимание своей самоидентичности и картины мира, осознанность дают вам возможность управлять своей ситуацией. Мы можем сами выбирать то, каким хотим видеть мир вокруг. Если понимаем, что наше мировосприятие стало нас ограничивать, то можем выбрать другое. И убрать таким образом причину проблемы. Это может стать путем к кардинальным изменениям в жизни.

Миссия – следующий уровень, стоящий над нашей идентичностью. С миссией можно работать на разных уровнях. От простого «что я хочу получить в результате?» (например, перестать опаздывать) до уровня, который включает в себя представления человека о чем-то большем, выходящем за пределы его Я. Это духовный уровень, уровень видения, в случае организации – уровень духа организации.

Вопросы: Зачем я это делаю? Что хочу получить в результате? Ради чего? В чем смысл? Для кого еще?

Используйте пирамиду Дилтса, в любых сложных жизненных ситуациях

Что именно нужно делать?

Запишите свою задачу. Лучше записать, потому что написанное для подсознания будет восприниматься как программа действия. Пока вы пишете, вы продумываете формулировку, вам будут приходить в голову некоторые нюансы, которые вы не осознавали раньше. Так что еще в процессе написания вы можете получить некоторые идеи и подсказки. При этом вы настраиваетесь на решение, желаемый результат, входите в определенное эмоциональное состояние. А это уже энергия в чистом виде и импульс Вселенной, который она воспринимает как руководство к действию.

Определите на каком уровне находится ваша проблема или задача (цель). Например: привычка опаздывать находится на уровне поведения или действий, значит, решение нужно искать на 2 уровня выше, т.е. на уровне ценностей и убеждений.

Проанализируйте свою текущую ситуацию, переходя с одного уровня на другой, начиная с самого нижнего. Дойдя до уровня миссии, представьте себе, что желаемый результат получен. Побудьте в этом состоянии. Спросите себя, для кого еще это будет полезно? На кого еще это повлияет?

Затем начинайте движение вниз в обратном порядке. Теперь сформулировав миссию (уточнив задачу, скорректировав цель), вы проходите по каждому уровню и смотрите, что изменилось или добавилось теперь, когда вы привносите туда миссию. Вы как бы расширяете свое видение, возможно у вас появятся новые ресурсы, вы увидите то, что раньше было неочевидно. Вы смотрите, как наилучшим образом должен быть организован каждый уровень, чтобы соответствовать вашей миссии. Какая это должна быть идентичность? Какой вы в этом случае? Какие у вас ценности? Какие новые способности у вас появляются, когда ваша миссия такая-то… И тогда как вы действуете, и как меняется ваше окружение?

Пример: молодой человек никак не решается попросить повышения зарплаты. Постоянно возвращается к этому мысленно и в разговорах с близкими, ищет и находит яркие аргументы. И как будто готов к разговору, но ничего не происходит. Понятно, что где-то есть блок, и эта история может тянуться еще очень долго.

Его описание окружения - прекрасные коллеги, неплохой шеф, на работе комфортно. Поведение – много успевает на работе, высокая нагрузка, но в целом с удовольствием выполняет свои обязанности. Способности – сильно вырос за время работы на этой должности и видит большие перспективы для дальнейшего роста. Убеждения – вот тут-то и обнаруживается корень проблемы. Оказывается, что считает даже свою нынешнюю зарплату выше того, что заслуживает. Идентичность – задумывается, с кем он может ассоциировать себя, если сможет попросить о повышении зарплаты. Миссия (здесь просто его задача) – хочет получить повышение зарплаты. Дальше спускаемся вниз в обратном порядке.

Чтобы получить повышения зарплаты, он должен быть уверен в себе и знать себе цену. Он знает, что уже многое вложил и потратил достаточно сил для того, чтобы достигать таких результатов на работе, которые у него есть сегодня. Его новые убеждения – большие деньги необязательно должны доставаться в результате каторжного труда. Можно работать легко, получая от этого удовольствие, даже если кому-то другому приходится гораздо сложнее. Результат – разговор с шефом состоялся на следующий день. Молодому человеку вскоре был предложен перевод в другое подразделение, где он вырос в должности и зарплате.

Пирамида Дилтса удобна тем, что не всегда обязательно работать со всеми уровнями. В качестве быстрого варианта бывает достаточно определить, на каком уровне возникла проблема, и попытаться найти способ решения на более высоких уровнях. Важно уметь задавать вопросы с того или иного уровня, ответы на которые помогают найти решение задачи.

Как работать с целями при помощи пирамиды Дилтса


1 уровень – когда вы достигнете цели, где и с кем вы будете?

2 уровень – что вам нужно делать, чтобы достичь цели? Какие шаги вам потребуется предпринять? Какие действия вы осуществите, находясь в окружении из пункта 1?

3 уровень – как вы будете это делать? Какие способности и навыки вам для этого потребуются? Что у вас уже есть, а что нужно развить?

4 уровень – что ценного вы получите в результате? Почему это важно для вас? Как изменится ваша жизнь вместе с достижением цели?

5 уровень – кем вы станете, достигнув этой цели. Кем вы будете, получив то ценное, что появится в вашей жизни?

6 уровень – ради чего вы хотите сделать это? Для кого еще это важно? Кто еще получит пользу и будет рад этому результату?

Очень часто люди, добравшись до ценности, самоидентифкации, миссии, меняют цель или корректируют ее.

А теперь с учетом того, что мы знаем, дойдя до самого верхнего уровня, идем вниз:

- Рады ли другие этому? Полезно ли это для них?

- Кем вы стали в результате?

- Что ценного в этом?

- Какие способности у вас появились?

- Что вы теперь делаете?

- Каково ваше окружение?

Это очень действенно, когда вам нужен всесторонний взгляд на вашу цель. Или вы чувствуете неуверенность в своих силах или ощущаете, что находитесь в тупике.

При помощи этой магической пирамиды можно быстро определить, на каком уровне находится проблема и найти решения, задав вопросы с более высокого уровня. Для этого необязательно всегда использовать пирамиду в развернутом виде, иногда бывает достаточно всего пары вопросов. Вы сможете диагностировать проблемы других людей и помогать находить решения. Это инструмент, который помогает взглянуть на жизнь объемно, структурировать задачи, разложить проблемы на составные части, найти уровень, на котором находится решение и проверить его, пройдясь по пирамиде сверху вниз.

Если вас не устраивает то, что у вас есть, будь то окружение или финансы — модель Дилтса покажет, что надо менять ваши действия.

Если вроде бы правильные действия не приводят к нужному результату — нужно менять стратегию в целом.

Если непонятно, куда менять стратегию -значит, надо покопаться в своих убеждениях, что-то с ними не так. И т.п.


Сейчас, когда вы приложили модель Дилтса к себе, увидели ли вы, в каких местах пробуксовывала ваша жизнь, и что нужно делать, чтобы она перестала буксовать?

Вы решили, что вам нужны изменения?

Надоело ходить по замкнутому кругу и наступать на одни и те же грабли?

Обращайтесь. Буду рада новым клиентам из любой точки планеты!

"Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла" — А. Эйнштейн.

Пирамиду логических уровней Роберта Дилтса, основанную на той закономерности, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, и что изменение чего-либо на более высоких уровнях всегда неизбежно влияет на более низкие уровни, можно замечательно использовать для самокоучинга.

Коротко напомню — каждый уровень пирамиды хранит информацию определённого качества:

  • Окружение — уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого? ) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.
  • Поведение — уровень действия (Что делает? ) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящён информации об изменениях и движениях.
  • Способности — уровень источников и направления движения (Как? ) — уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением.
  • Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему? ) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.
  • Идентичность — миссия (Кто я? Какую социальную "роль" я играю? ) — с какой личностной ролью (роль, которую вы преимущественно играете — шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребёнок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.
  • Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого ещё? Ради чего ещё? В чем смысл? ) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения.

Понимая значения каждого уровня в собственной жизни, достаточно просто проводить самокоучинг для максимально мощной и быстрой реализации новых целей и задач. А ещё можно провести анализ сложной или запутанной ситуации, которая не решается при совершении привычных ваших действий. Проще говоря, когда вы попали в тупик, застряли в чём-то: в выполнении задачи, в отношениях, в учёбе, etc. Можно избавить себя от деструктивных привычек (опаздывать, курить, нарушать договорённости или дресс-код организации, в которой работаете, etc.).

Как это сделать самостоятельно, если нет возможности повзаимодействовать с коучем?

Совет: когда проблем навалилось много — не пытайтесь решить всё сразу, "отсортируйте" по степени срочности-важности. Выберите самую насущную и начинайте действовать:

  1. Во-первых, конечно, настроиться на кропотливую и осознанную работу, выделить достаточно времени на самокоучинг, подобрать помещение, где вам никто не помешает, и ничто не будет отвлекать внимание от работы. Записать в план день и время начала этой работы. Так психологически проще выполнить намеченное и не откладывать на потом.
  2. Во-вторых , написать свою цель (задачу), которую хотите реализовать. Почему обязательно написать?
    1. Написанное ложится на подсознание как программа к действию. "Что написано пером — не вырубишь топором".
    2. Пока пишете (формулируете мысль) осознаете некоторые нюансы, которые могут уже сейчас дать идею к решению вопроса. Во-вторых, во время письма формируются и посылаются в мозг определённые нервные импульсы, связанные с написанием конкретных слов, поэтому очень важно, какими словами вы описываете свою цель (задачу). В-третьих, при написании происходит определённая визуализация желаемого результата, что является дополнительным импульсом мозгу. В-четвёртых, осознавая свою цель (задачу) и для чего она вам необходима, вы испытываете определённое эмоциональное состояние (волнующее, приподнятое, радостное и т.п.), а эмоция — это энергия в чистом виде, которая даже больше, чем визуальный образ, воспринимается Вселенной как руководство к исполнению.
    3. За время до назначенного часа самокоучинга может измениться ситуация как внешняя, так и ваша внутренняя (например — изменится цель и вы её подкорректируете в своих записях, решится проблема, изменится окружающая реальность, etc.).
  3. В-третьих, приготовить отдельные листы бумаги и написать на них название уровней пирамиды. Можно написать и вопросы, соответствующие каждому уровню. Приготовить разноцветные маркеры или ручки.
  4. В-четвёртых , понять на каком уровне находится ваша цель (задача) или проблема. Решение, либо фактор, который поможет активно сдвинуть с мёртвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Например, привычка опаздывать находится на уровне Поведение — значит, решение надо искать на два уровня выше — Убеждения/ценности.

Трудности общения с определёнными людьми берут начало на уровне Окружение — искать решение на уровне Способности — развить в себе навыки убеждения, аргументации, слушания, способности заинтересовать, и т.п.

Трудности с обучением иностранному языку, вождению автомобиля, отказом от курения связаны со Способностями — ищите фактор в своей Идентичности — в роли, которую вы хотите сыграть, зная иностранный язык, легко управляя автомобилем, имея репутацию не курящего человека.

Техника решения задач по уровням Дилтса заключается в интеграции логических уровней и состоит из двух этапов:

  1. Сделать анализ существующего момента по уровням снизу вверх, задавая себе вопросы, соответствующие каждому уровню. Ответы лучше разделить по степени важности для вас (для этого и нужны разноцветные чернила). Дошли до уровня "Миссия" — визуализируйте себя в целевом слайде так, как будто задача или проблема решена, цель достигнута. Какой вы там, в том слайде? Опишите себя в деталях визуально-аудиально-кинестетически (лучше тоже письменно). Побудьте в этом состоянии подольше: вы герой, победитель, вы справились со сложной задачей! Заякорите это состояние (аудиалы — звуковой меткой (мелодия, звучание каких-то слов и т.п.), визуалы — образной меткой (знак, символ, предмет и т.п.), кинестетики — движением, жестом, запахом и т.п.). Задавайте себе вопросы трансмиссионного уровня: Для кого ещё будет полезна реализация моей цели? Ради чего ещё я достигаю этой цели? В чем смысл моей цели для близких, моего предприятия, Планеты Земля? И как повлияет на них реализация моей цели?
  2. После того как насладитесь своей победой, начинайте движение в обратном порядке по пирамиде вниз. Только теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учётом уже достигнутой цели.

Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом логическом уровне: "Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как теперь должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?" :

  • Какая личностная роль наиболее полно отвечает моему новому состоянию?
  • Какие ценности и убеждения свойственны такому человеку с такой миссией?
  • Какие новые способности появляются у меня в новом качестве с новой миссией?
  • Как я веду себя, какие действия совершаю, как взаимодействую с окружающими в моем новом амплуа?
  • Какое оно, моё окружение, теперь? Какое окружение помогает мне достигать новых высот в моей новой роли?

После окончания работы обязательно сделайте себе подарок. Это чисто психологический приём, который поможет вам легко применять самокоучинг в дальнейшем: подсознательно вы изначально будете настроены на позитивный результат.

Техника очень проста, помогает в 100% случаев при честном самоанализе. Более того, применив её для решения своих задач, вы сможете легко помогать своим близким и друзьям, и даже для решения определённого круга вопросов, лежащих в вашей компетенции в своей компании.

Я желаю вам успехов и побед на пути достижения ваших целей, роста вашего личного потенциала как профессионала и как человека! Готова ответить на все ваши вопросы и с удовольствием помогу вам найти верный, простой и быстрый путь в достижении целей.

Логическая пирамида Дилтса – это шесть уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять ситуацию конкретного человека.

Как известно, никакая проблема не может быть качественно решена на том уровне, на котором она создана. То есть для поиска выхода нам нужно подняться на уровень выше. Именно тогда можно будет понять наилучший сценарий развития событий.

Ситуация похожа на блуждания в лабиринте в поисках света. Почти невозможно отыскать выход без карты или подсказки. Но если подняться выше, то будут видны все входы, выходы и пути.

Вот почему так важно уметь задавать себе вопросы, которые подталкивают к правильным ответам. В обычной жизни мы почти не способны спрашивать себя сами и получать ответы, которые все поменяют. Именно поэтому стоит присмотреться к пирамиде Дилтса.

Пирамида логических уровней Дилтса

  1. Первый уровень отвечает на вопрос «что я имею».

    Это касается всех аспектов жизни: материальных благ, возможностей, семьи. Например, какой у вас сейчас бизнес, сколько вы зарабатываете, какие у вас отношения с родителями, есть ли семья. Этот вопрос затрагивает все аспекты быта и повседневной жизни, материального благополучия и отношений.

  2. Второй уровень пирамиды задает вопрос «что я делаю».

    То есть, вы можете понять что-то относительно своей реальности в том случае, если зададите вопрос о личных действиях. Например, человек жалуется, что у него не хватает денег. Он не может честно признаться себе, что просто мало работает, халтурит и не уделяет время для профессионального развития. Если спросить его в лоб о том, что он делает каждый день, то окажется, что рабочая смена длится всего 4 часа, хотя любой другой человек работает 8 часов.

    Логическая пирамида Дилтса дает понять, что лень не позволяет увеличить доход в 2 раза. Вы тоже можете задать себе вопрос о том, что делаете и что получаете. Когда ответ очевиден, то намного четче приходит понимание того, почему мы имеем то, что имеем. И встает более конкретный вопрос: это жизнь так складывается или мы ее так складываем?

  3. Третий уровень отвечает на вопрос «как я выбираю».

    Третий уровень пирамиды касается стратегии. Модель пирамиды Дилтса позволяет подробно разобрать свои установки и докопаться до причин неудач в жизни.

    Одни предпочитают работать в поте лица, чтобы накопить на жилье или учебу в другой стране. Кто-то выбирает удачно выйти замуж. Человек может сделать ставку на поиск работы или открытие своего дела. Можно выбирать учить языки и заниматься спортом после работы или пить пиво у телевизора.

  4. Четвертый уровень задает вопрос «во что я верю».

    Этот вопрос затрагивает убеждения и ценности. Согласитесь, что невозможно стать предпринимателем, если человек считает себя честным, но убежден, что предприниматели только воруют. Или же абитуриент верит, что место в ВУЗе можно получить только по блату, а потому не нужно даже пытаться сдавать экзамены. На этом уровне раскрываются шаблоны и стереотипы восприятия, которые не дают получить желаемое.

  5. Пятый уровень пирамиды задает вопрос «кто я такой».

    Один уверен, что он гениальный художник и дизайнер, а потому ему по плечу любые выставки, конкурсы, соревнования и показы. Другой считает себя неудачником и бездарной личностью. Самоидентификация — определяющий фактор успеха в жизни.

  6. Шестой уровень пирамиды спрашивает о вашей миссии.

    Этот уровень помогает осознать важность и ценность конкретного человека в масштабах вселенной. Например, японские компании базируются на принципах ценностей и миссии, которая будет актуальной и через 100-200 лет. Ваша жизнь аналогично создана не для того, чтобы пройти впустую, не так ли?

Пирамида логических
уровней Дилтса:
как с ней работать?

Вопросы позволяют шаг за шагом понять то, где у вас происходит подмена понятий, где вы сбились с пути. Они — как воронка, определяющая, на каком уровне вы застряли.

Не устраивает финансовое обеспечение, отношения с родными или коллегами? Тогда что-то явно не так с вашими действиями. Если действия вроде правильные, но результата все нет, то нужно разобраться со стратегией, убеждениями (и далее по списку вопросов). Учитесь пользоваться пирамидой Дитлса и применяйте полученные ответы в жизни.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх