Отставание в физическом развитии или индивидуальная норма – что нужно знать родителям. Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей. Отставание полового созревания

Все дети рождаются уже личностями, со своим собственным темпом роста и развития, а также обучения различным навыкам. Но, несмотря на свою индивидуальность, имеются некие стандарты, по которым и определяется нормальное развитие малыша. Очень важным фактором является выявление любых отклонений, чтобы, начав своевременное лечение, создать наиболее благоприятные условия для нормального развития и роста ребенка.

Медленное развитие малыша – это развитие вне пределов нормы или периода времени. Это может быть задержка физического развития , невозможность малышом использовать свои двигательные функции (к примеру, перевернуться на живот или схватить что-либо). Это может быть , неспособность выполнить самые элементарные действия и т.д.

Причины задержки физического развития

Причин задержки в развитии ребенка может быть несколько. Проблема может быть в генетике (например, синдром Дауна), в сложном течении беременности или преждевременных родах, в привычках беременной женщины (алкоголь, никотин, наркотики), в родовой травме, в отсутствии нормального обращения с малышом, жестокости к нему, бесконтрольности и т.д.

Диагностика задержки физического развития у ребенка

При раннем обнаружении задержки с развитием имеется достаточно высокий шанс решить проблему. Определить, нормально ли развивается малыш, может врач-педиатр, но и сами родители при помощи некоторых физических тестов имеют возможность это проверить. Кроме того, имеется и специальное компьютерное оборудование, позволяющее узнать об активности мозга малыша.

Лечение задержки физического развития

Каким будет лечение задержки физического развития у ребенка в основном предопределяется причиной данной проблемы. В некоторых случаях, в основном в генетических, решить проблему раз и навсегда не удастся. Но есть и такие генетические заболевания, избавиться от которых можно при помощи хирургического вмешательства. В любом случае, применять для лечения следует и такие методы, как физиотерапия, массаж, а также работа со специалистом по раннему развитию мозга. Не менее важно и отношение к ребенку в семье. Спокойствие родителей, уверенность в преодолении, регулярные занятия с малышом – залог положительного результата.

Задержка физического развития , как показывает практика, может быть преодолена. Более того, применяя , занимаясь с ребенком, придерживаясь советов врачей-специалистов, многие дети легко догоняют и даже перегоняют в развитии своих сверстников. Медленные темпы развития у малышей еще вовсе не означают, что так будет продвигаться и в дальнейшем. Главное – вовремя определить «врага», и начать принимать меры по его устранению, веря в собственные силы.


Просмотров: 5221 / 1005

В этой статье:

Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.

Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.

Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.

Что собой представляет задержка физического развития?

О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических
показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.

Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.

Причины задержки физического развития

На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:

  • педагогическая запущенность;
  • биологические факторы;
  • социальные факторы.

Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные
с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.

Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.

Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.

На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды,
патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.

И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.

Как определить, что ребенок отстает в развитии?

Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.

Специалисты
определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.

Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:

  • легким;
  • умеренным;
  • тяжелым.

Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.

Особенности диагностики задержки физического развития

Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.

Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей.

Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.

Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие
промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.

Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.

Лечение задержки физического развития

Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.

Если основная причина задержки физического развития - это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная
терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.

Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.

Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.

Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.

Каких последствий опасаться?

Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны
проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.

Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.

Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.

Когда стоит думать о госпитализации?

О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.

Основная цель госпитализации - научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.

О прогнозах

Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.

Если причина задержки - заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.

В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.

В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.

Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.

Градации показателей длины тела:

  • нанизм (низкорослость). Отставание показателя длины тела от средневозрастного более чем на 3 стандартных отклонения (< -Зσ). При использовании центильных таблиц этот показатель всегда попадает в 1-й коридор;
  • субнанизм . Отставание показателя длины тела более чем на 2σ, но не превышающее Зσ. В центильных таблицах этот показатель находится в 1-м коридоре;
  • замедление темпов роста. Показатель фактической длины тела отстает от средневозрастного показателя более чем на 1σ, но не превышает 2σ. В центильных таблицах этот показатель попадает во 2-й, либо 3-й коридоры;
  • средние показатели длины тела. Фактический показатель находится в интервале ±1σ. При использовании центильных таблиц длина тела может находиться с 3-го по 5-й коридоры;
  • ускорение темпов роста. Показатель длины тела превышает средний более чем на 1σ, но составляет не более 2σ. Данная длина тела может попадать как в 5-й, Шк и 6-й коридоры центильной таблицы;
  • субгигантизм . Длина тела превышает средневозрастной показатель более чем на 2σ, но не выходит за пределы Зσ. Находится в 7-м центильном коридоре;
  • гигантизм . Длина тела превышает средний показатель более чем на Зσ (> +3σ). При использовании центильных показателей он всегда находится в 7-м коридоре.

Основные причины задержки физического развития (нанизм, субнанизм и замедленное развитие)

Дети на 1-м году жизни

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Патау, Эдвардса, моногенные заболевания, протекающие с задержкой процессов роста, конституциональная задержка процессов роста.
  • Пренатальные осложнения. Инфекционная, бытовая, химическая интоксикация. Внутриутробная гипоксия; внутриутробная инфекция. Плацентарная недостаточность.
  • Натальные осложнения. Асфиксия. Сосудистые нарушения
  • Неонатальные осложнения. Дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, инфекционные болезни, свойственные для перинатального периода.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция . Целиакия. Муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Недефицитные формы рахита. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением их функции.
  • Эндокринные расстройства. Врожденный гипотиреоз.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Нунан. Резистентные и зависимые формы рахита. Гликогенозы.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Дефицитный рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция. Впервые выявленные целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением функции этих органов.
    Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, дефицит СТГ, адреногенитальный синдром, синдром Кушинга, болезнь Аддисона.

Основные причины ускоренного роста (гигантизм, субгигантизм, ускорение темпов роста)

Дети на 1-м году жизни

Адреногенитальный синдром. Конституционально обусловленные высокие темпы роста.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера. Синдром Марфана, конституциональная высокорослость.
  • Нарушения ЦНС. Дисфункция гипоталамуса.
  • Эндокринные нарушения. Длительно протекающий гипертиреоз. Гипофизарный гигантизм. Адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением роста

Семейный анамнез. Определяют и оценивают длину тела родителей, братьев, сестер, других родственников с оценкой степени ее отклонения.
Анамнез . Сбор анамнестических данных о динамике темпов роста ребенка по месяцам, кварталам и годам. Сведения получают из карты индивидуального развития, из документации дошкольных и школьных учреждений. Оценивают степень отклонения показателя длины тела от средневозрастной по стандартному отклонению. При анализе полученных данных определяют возраст, в котором впервые проявилось отклонение в развитии.
Объективное обследование . Обращают внимание на пропорциональность телосложения, наличие дизонтогенетических стигм. Нередко нарушение роста может сочетаться с задержкой психомоторного развития. В подростковом возрасте обязательна оценка полового развития, уровень которого коррелирует с темпами роста.
При констатации нанизма или субнанизма определяют костный возраст (рентгенограмма кистей). Проводят обследование для исключения соматической патологии (анамнез, осмотр, клинический анализ крови, анализ мочи, копрограмма, ЭКГ, УЗИ внутренних органов и пр.).
Ребенка консультируют соответствующие специалисты (кардиолог, пульмонолог, нефролог, гастроэнтеролог и др.). При сочетании нарушения роста с задержкой умственного развития показана консультация психоневролога. Консультация эндокринолога и генетика при подозрении на эндокринную и генетическую причину нарушения.

Градации полового развития

Задержка полового развития (ЗПР). Констатируют при отсутствии вторичных половых признаков у мальчиков и девочек после 13,5 лет. При наличии вторичных половых признаков у девочек, но отсутствии у них менархе к 15 годам.

Преждевременное половое созревание (ППР). Появление вторичных половых признаков у мальчиков до 10 лет, у девочек - до 8 лет, или появление менархе у последних до 10 лет:

  • ♦ истинное (полное) ППР. Появление признаков полового созревания, индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Это «физиологическое» половое развитие, наступающее в более ранние сроки. При этом формируется сперматогенез и овуляция;
  • ♦ ложное (неполное) ППР. Появление признаков полового созревания, не индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Появление вторичных половых признаков обусловлено гиперпродукцией гормональных веществ периферическими железами, прежде всего надпочечниками и гонадами (гиперплазия, опухоль). В этом случае гонады имеют инфантильные размеры и строение, становление сперматогенеза и овуляции не происходит.

Адекватное половое созревание. Появление вторичных половых признаков в физиологических возрастных рамках.

Основные причины задержки полового развития

В большинстве случаев ЗПР сочетается с задержкой процессов роста (см. задержку физического развития).

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, моногенные заболевания.
  • Конституциональные. ЗПР.
  • Мальабсорбция . Целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с нарушением функции этих органов и систем. Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, синдром Кушинга. Недостаточность гипофиза.

Основные причины преждевременного полового созревания

  • Истинное (полное). Церебральные формы ППР. Гипоталамическая дисфункция пре- и пубертатного периода. Конституциональное (идиопатическое) ППР.
  • Ложное (неполное) ППР. Врожденный адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением ПР

  • оценка уровня полового созревания;
  • оценка физического развития с определением костного возраста;
  • исключение соматических заболеваний и медикаментозных причин;
  • консультация эндокринолога, гинеколога, по показаниям невропатолога и медицинского генетика.

Матери очень тревожатся, когда дети прибавляют в весе меньше, чем ожидалось. В большинстве случаев оказывается, что ребенок совершенно здоров, а тревогу у матери порождают ее завышенные ожидания. Прежде всего, надо установить, достаточно ли ребенок прибавляет в весе. Отставание в весе свидетельствует о задержке физического развития, причину которой необходимо выяснить. (О регистрации и оценке антропометрических показателей см. главу 15.)
Нормальная динамика веса Дети низкорослых родителей
Вес и окружность головы при рождении обычно соответствуют одному и тому же процентилю - у детей высокорослых родителей близкому к 98-у, у детей низкорослых родителей - к 2-у. У многих людей антропометрические показатели остаются в пределах одного и того же процентиля на протяжении всей жизни. Чтобы убедиться, что ребенок растет нормально и изменения питания ему не требуется, достаточно нанести его вес и окружность головы на стандартную карту. Низкорослые родители, которым кажется, что их ребенок плохо растет, потому что мало ест - распространенное явление.
Отображение антропометрических показателей ребенка на стандартной карте, созданной на основе норм для детей данной географической области, помогает врачу убедить родителей, что ребенок растет нормально и к взрослому возрасту будет иметь такой же рост, как они. Стандартная карта лучше, чем простая регистрация антропометрических показателей, отражает тенденцию роста.
Преимущественное наследование телосложения одного из родителей
Ребенок может унаследовать телосложение преимущественно одного из родителей. Если в таких случаях опираться только на показатели веса, может показаться, что ребенок отстает в физическом развитии или, наоборот, прибавляет в весе чрезмерно (см. карту Б - ребенок низкорослого отца и карту В - ребенок высокорослого отца). При нанесении на стандартную карту не только веса, но и окружности головы, видно, что оба показателя соответствуют одному и тому же процентилю и ребенок имеет тот же тип телосложения, что и один из родителей.
Низкий вес при рождении
Низкий вес при рождении бывает обусловлен недоношенностью, задержкой внутриутробного развития или обеими указанными причинами. У большинства детей, родившихся с низким весом, в первые месяцы жизни наблюдается скачок роста, но у некоторых из них антропометрические показатели не достигают 2-го процентиля и во взрослом возрасте (см. карту Г). По-видимому, это связано с ЗВУР.

Недели
Карта В. Ребенок, унаследовавший телосложение высокорослого отца

Причины задержки физического развития
Переход веса тела к более низкому процентилю, в то время как окружность головы соответствует прежнему процентилю, указывает на задержку физического развития. У здоровых детей, родители которых имеют астеническое телосложение, при однократном измерении тоже может оказаться, что вес соответствует более низкому процентилю, чем рост и окружность головы. Многократная регистрация антропометрических показателей на стандартной карте помогает исключить влияние конституциональных особенностей.
Причиной задержки физического развития может быть недоедание, потери питательных веществ из-за нарушения всасывания или наследственные расстройства метаболизма. В основе задержки физического развития, обусловленной психосоциальными факторами, по-видимому, часто лежит недоедание.
При сборе анамнеза особое внимание уделяют наследственности, перинатальным факторам, питанию. Подробно выясняют, что тревожит мать, бывают ли у ребенка рвота, понос, вздутие живота. Физикальное исследование обязательно включает оценку психомоторного развития и подкожного жирового слоя, в частности, на ягодицах и внутренней поверхности бедер.
Недоедание
В тех странах и географических областях, где широко практикуется естественное вскармливание, встречаются

Недели Недели
Карта Г. Низкий вес при рождении Карта Д. Гипогалактия
случаи недоедания из-за нераспознанной гипогалактии. Если ребенка с рождения регулярно взвешивают, гипогалактию обычно выявляют своевременно (см карту Д), хотя и при достаточном количестве молока вес при рождении до 2 нед жизни восстанавливается не всегда. Оценивая динамику веса в первые дни жизни, следует иметь в виду, что сроки установления лактации колеблются в широких пределах (см. главу 16).
При искусственном вскармливании недоедают плохо сосущие дети (см. главу 16).
При ДЦП слабое сосание и задержка физического развития вследствие недоедания нередко выявляются раньше, чем двигательные нарушения. Однако обычно задержке физического развития сопутствует задержка психического.
Задержка физического развития при ВПС бывает связана как со слабым сосанием, так и с высоким уровнем метаболизма. Как правило, у ребенка имеются типичные симптомы ВПС (цианоз, сердечный шум).
В дифференциальном диагнозе причин задержки физического развития следует также иметь в виду инфекцию мочевых путей и для ее исключения посылать на анализ собранную после тщательного подмывания среднюю порцию мочи.
Большая потеря веса
При желудочно-пищеводном рефлюксе с постоянной рвотой ребенок худеет, если его не докармливают для возмещения объема срыгиваний (см. главу 12).
Врожденный стеноз привратника (пилоростеноз) проявляется до 3-х мес жизни. При упорной рвоте, возникшей до этого возраста, его следует исключить в первую очередь (см. главу 15).
Основные причины синдрома нарушенного всасывания в Великобритании - непереносимость белка коровьего молока, муковисцидоз и целиакия (см. карту Е). При всех этих заболеваниях наблюдается частый жидкий стул, но неопытные матери не всегда это замечают. Необходимо не только тщательно выяснить все особенности функции кишечника у ребенка, но и осмотреть кал.
При большой потере веса надо также исключить сахарный диабет, исследовав мочу с помощью тест-полоски.
Психосоциальные причины задержки физического развития
Задержка физического развития у детей в семьях, где имеются психологические и социальные трудности, тоже может иметь соматические причины. Исключение последних помогает убедить родителей, что задержка физического развития обусловлена, в основном, психосоциальными факторами - разладом или отсутствием порядка в семье, депрессией у матери, иногда ее нерациональным питанием (полным исключением
молока и молочных продуктов или неоправданными и бесконтрольными ограничениями в питании, ведущими к голоданию).
Действие психологических факторов подчас трудно уловимо. Так, при депрессии и тревожности у матери ребенок сосет хуже, а мать недокармливает его. Некоторым детям свойственна слабая эмоциональная реакция на кормление грудью. В таких случаях мать не ощущает, хватает ли ребенку молока. В результате объем высосанного молока падает до относительно низкого уровня, которого ребенку достаточно, чтобы не обнаруживать признаков голода. Встречаются случаи, когда мать, придерживающаяся диеты с целью похудания, с той же целью ограничивает в питании ребенка.
Если причиной задержки физического развития является плохой уход, ребенок начинает прибавлять в весе, как только ему обеспечивают внимание и заботу.
Чтобы обеспечить их, необходимы согласованные усилия работников медицинской помощи на дому, семейного врача и других специалистов, тщательная коррекция питания под наблюдением работника помощи на дому или подготовленной в области питания медицинской сестры.
Исследования
Выбор лабораторных и инструментальных методов исследования определяется анамнезом и данными фи- зикального исследования. Если анамнез и клиническая картина не дают возможности предположить причину задержки физического развития, производят определение глюкозы в моче, общий анализ крови, потовую пробу, анализ и посев мочи, определение уровня креатинина в сыворотке.

Наши детки – наше счастье, поэтому любые виды отставания их развития от сверстников могут кинуть ответственную мамашу в пучину тревоги и депрессии. Загруженный педиатр не всегда, точнее никогда, не находит времени для того, что бы обстоятельно объяснить причины проблемы.

Короткий осмотр, неразборчивый рецептик и три часа в очереди – вот и весь сервис, который можно получить от нашей медицины. А ребенок-то у нас такой один и любые задержки роста и развития наследника лишают родителей сна и жизненного спокойствия.

Для начала попробуем разделить проблему на составные части. Отставания в развитии могут быть двух типов:

  • Задержки в формировании физического тела ребенка или подростка. Например, отставание в росте, в наборе веса, в наращивании мышечной массы или проявлении вторичных половых признаков.

А теперь рассмотрим, конкретно, к чему может привести недостаток поступления белка в организм. Например, его не хватило для набора мышечной массы сердца или магистральных сосудов. Камеры сердца начинают развиваться быстрее, а магистральные сосуды, следовательно, отстают в развитии. В сердце начинают выслушиваться функциональный систолические шумы, ставятся нередко диагноз – пролапс нейтрального клапана или у ребенка отмечается нестабильность артериального давления.

Усугубят данную ситуацию, нарушения обменных и электролитных процессов в сердце. У ребенка возникает или брадикардия и тахикардия, а причина иногда банальна – не хватает поступления в организм минеральных веществ: калий, натрий, магний. Чтобы эти функциональные состояния не переросли в заболевания нужно обеспечить растущий организм всеми «строительными кирпичиками»: витаминами, белками, минералами.

Второй пример. Не хватает питательных веществ для построения мышечного каркаса всего организма. Не забываем, что некоторые дети в подростковом возрасте растут очень быстро. Костная система развивается быстрее, чем мышечная, это приводит к развитию таких заболеваний как нарушение осанки, сколиозы, плоскостопии. Причина всему мышечный каркас не выдерживает той механической нагрузки, которую он испытывает в обычной жизни.

А если мы, отдадим ребенка в спортивную секцию, то есть ещё увеличим механическую нагрузку на организм и ни чего не дадим, для её компенсации – это приведёт к увеличению риска развития этих заболеваний.

  • Задержки психического развития ребенка: проблемы со вниманием или памятью, гиперактивность или инертность, неспособность воспринимать информацию или неадекватная реакция на, окружающих ваше чадо, людей. В особую группу выделяется задержка в формировании навыка вербальной коммуникации, или, если сказать то же на человеческом языке, то это – речевая заторможенность.

Если 90% психических проблем вызвано сбоями в генетической программе организма, неудачным ходом беременности, родов или травмами, то 70% задержек развития физического тела вызваны простой, банальной нехваткой в организме «людского детеныша» питательных веществ и минералов.

Вот список «кирпичиков», которые принимают участие в построении полноценного организма ребенка и гарантируют ему безболезненную жизнь до 25-34 лет. Почему такой ограничитель поставлен на безболезненную жизнь? Потому что, ежедневно грамотно кормя ребенка, вы даете ему определенный запас прочности.

После 25-34 лет на здоровье начинают влиять другие факторы. Но, чем лучше была изначальная, заложенная мамой база, тем правильнее будет формироваться организм вашего наследника, тем дольше его тело не будет знать болезней и проблем.


Список необходимых юному существу питательных веществ и минералов:

  • Белки – это главный конструктивный материал для наших клеток. Они бывают растительными и животными по происхождению. Белки жизненно необходимы для работы крови, для формирования наследственных признаков. Без них не может увеличиваться мышечная масса и не вырабатываются ферменты. Белки поступают в любой, что взрослый, что детский, организм с едой, а не усвоенная их часть, просто выводиться с мочой. Потребность грудного ребенка – 3,4 г, десятилетнего – 2,6 г на каждый килограмм массы тела. Для иллюстрации важности этого вещества, позвольте привести еще один факт: взрослым нужно только 1,5 г белка на каждый килограмм, ведь они уже сформировались и нарастили свой мышечный аппарат.
  • Жиры , с точки зрения разумной мамы, – это вещество, достаточное количество которого обеспечит стабильность нервной системы, развитие половых желез, гипофиза и щитовидки. «Жирных клеток» в организме должно быть от 20-ти до 30-ти процентов. Иначе получите неприятности в виде агрессивного поведения, начала менструального цикла в 16-17 лет, быстрой утомляемости и неспособности к обучению.
  • Углеводы можно сравнить с бензином. Получил ребенок запас углеводов, все системы органов работают слажено и бесперебойно. Недополучил – страдает мозг, печень и поджелудочная железа.
  • Минеральные вещества попадают в организм человека с водой или едой. 10,1 г хлорида натрия, 1 г калия, 0,3 г магния, 1,6 г фосфора, 0,8 г кальция, сотые части железа, фтора, меди, цинка, марганца и йода ежедневно необходимо ввести в вашего ребенка, что бы они поддержали работу всех его систем. Например, без достаточного количества кальция и фосфора кости будут тонкими и хрупкими (актуально для любого возраста). Медь и железо должны стать составными частями гемоглобина, а их недостаток приводит к развитию анемии, что часто встречается у маленьких детей. Гемоглобин разносит кислород по всему организму, следовательно, его недостаток приведет к нарушению окислительно-восстановительных процессов во всём организме, ребёнок будет часто болеть. Йод необходим организму для синтеза гормонов щитовидной железы, следовательно, при нехватке йода в раннем возрасте у детей формируется умственная отсталость, а в старшем возрасте – это утомляемость и плохая успеваемость в школе. Не хватило цинка, приведёт в лёгких случаях к задержке роста, в подростковом возрасте к развитию кожных заболеваний.
  • Витамины синтезируют только растения. Они входят в состав ферментов и «заводят» почти все жизненные процессы в организме. Без них наступает авитаминоз, общая пассивность организма, замедляются функции головного мозга и общее развитие ” людского детеныша”. Например, при нехватке витамина D запаздывает появление первых зубов, размягчаются кости и делаются вялыми мышцы. Без витамина E происходит костная дегенерация и атрофия мышц, а без витамина A расстраивается робота пищеварительной, дыхательной системы (вот вам причина болей в животе и частых простудных заболеваний), резко падает зрение. Не хватило витаминов группы B – страдает нервная система.

Все вышеперечисленные вещества ваш ребенок и любимый наследник должен получать ежедневно. Получит все – будет развиваться в соответствии с возрастом и полом. Не получит – начнет отставать в физическом, а потом и умственном развитии. От мамы, в первую очередь зависит, какие полезные вещества она введет в детский организм и даст ему запас прочности и безболезненного существования на добрый десяток лет взрослой жизни.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх