Откуда берутся комплексы у девочек подростков. Подростковые комплексы и методы борьбы с ними

Тебе уже исполнилось 14 лет и ты стала замечать некоторые изменения в своей внешности? Это из ребёнка ты превращаешься в девушку-подростка. Меняется не только твоя внешность, но и характер, и даже твоё настроение. В этот период, когда ты меняешься, мнение твоих родителей, друзей и просто окружающих людей очень важно для тебя. У тебя бывало такое, что негативно сказанная фраза по поводу твоей внешности, умственных способностей, достижений, наталкивала тебя на мысль, что ты не совершенна? А та стопка глянцевых журналов у тебя на столе наверняка заставляла тебя задуматься о том, что до таких красоток, как на фото, тебе далеко. Выискивая в себе недостатки и постоянно сравнивая себя с другими, ты зарабатываешь себе комплексы. От подростковых комплексов потом очень тяжело избавиться во взрослой жизни. Задумайся над этим. Возможно, у тебя уже зародились подростковые комплексы. Тогда стоит начать бороться с комплексами прямо сейчас!

Комплексы – это некие рамки, в которые мы сами себя загоняем. Большинство недостатков, которые мы в себе находим, просто наша выдумка. Заостряя на них внимание, мы забываем о достоинствах, которых у нас тоже не мало. Подростковый возраст – это время, когда мнение твоих сверстников, а особенно мальчиков, для тебя очень важно. И любые намёки на твою внешность или материальное положение делают тебя замкнутой, угрюмой, грустной. От мнения окружающих в основном зависят неуверенные в себе девушки. Поэтому первый шаг избавления от комплексов - это стать уверенней в себе!

Полюби себя такой, какая ты есть. Научись воспринимать своё отражение в зеркале. Не придумывай себе то, чего нет на самом деле. В большинстве случаев девушки-подростки страдают от комплексов, потому что сами себе их навязывают или чересчур доверяют мнению других людей, которые на самом деле далеко не совершенны. Постарайся поменьше читать глянцевых журналов. Запомни: все фотографии – это фотошоп! Просто ухаживай за своей внешностью и тогда ты будешь выглядеть не хуже, чем модели на фотографиях.

В период полового созревания все изменения в твоей внешности и фигуре только временны. Потом спустя некоторое время ты превратишься в прекрасного лебедя. А сейчас твоя задача - научиться воспринимать себя такой, какая ты есть, и давать отпор тем, кто пытается убедить тебя в обратном. Даже если у тебя есть реальные проблемы с весом или действительно слишком выдающиеся уши, то всё можно исправить. Вес легко убрать, если заняться спортом и подобрать правильное питание, а уши легко скрыть с помощью объёмной причёски. А если тебя волнует проблема маленькой груди или роста, то не волнуйся, ты ещё только развиваешься, и со временем всё у тебя будет!

Кроме комплекса, связанного с внешностью, ты можешь комплексовать по поводу твоих умственных способностей. Например, кто-то в классе лучше тебя решает уравнения, а кто-то красиво рисует. Тебя волнует, что ты так не можешь? Тогда попробуй отыскать в себе свой собственный талант. Наверняка есть что-то, что получается у тебя особенно хорошо. Вот на этом и заостряй внимание. А подтянуть свои знания по математике можно, записавшись на дополнительные занятия. Главное - тренироваться и постоянно развивать в себе навыки.

Некоторые девушки-подростки могут страдать от комплекса бедности. Тебя может огорчать то, что у тебя нет такого крутого телефона, как у Ани, и юбка твоя давно вышла из моды, а все девочки в классе одеты стильно и красиво. Во-первых, пойми: родителей не выбирают. Так уж сложилось, что по каким-то причинам они не так много зарабатывают, но тем не менее, они любят тебя. Скажи спасибо свои родителям за то, что они кормят тебя, одевают и пытаются дать тебе образование. В конце концов, хорошую вещь можно найти не только в дорогом магазине. Главное – знать, где покупать, и следить за скидками. Тогда ты будешь выглядеть не хуже своих одноклассниц.

Главный секрет как бороться с комплексами – это любить себя, активно действовать, не идти на поводу у мнения людей, концентрировать своё внимание на достоинствах и хорошее настроение. Ты заметишь, как сама начнёшь меняться. У тебя появится больше друзей, ты повеселеешь, и мир вокруг тебя изменится.

Юля Михайлик специально для "Будь счастливой!"

Наши недостатки не так страшны, как их малюют

NN

Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

Подростки ещё не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции ещё недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит. Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, «наплевать» на мнение окружающих, - это лишь маска.

На самом деле и мальчики, и девочки очень озабочены тем, что о них думают окружающие и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производят на сверстников и взрослых.

Подростки - эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих.

Если что-то не так, если он не такой, как остальные сверстники, если они его за это дразнят, - то это создает основу для формирования комплексов.

У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

Хотя стремление подростка к независимости вполне естественно, - все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для него очень большое значение.

Самое главное, что нужно подростку - это моральная поддержка родителей.

В некоторых семьях родители никогда не говорят подростку сыну (дочери), добрых слов. Они все время упрекают, что он(а) ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы, и толку из него (нее) не выйдет.

Один мой пациент рассказывал, что с детства слышал от родителей только резкие слова: «Другие дети - как дети, а ты какой-то недотепа!», «Ты ничего не умеешь, у тебя руки не из того места растут!», «Чего ты развесил сопли, другой на твоем месте умел бы дать сдачи», «Как ты меня достал, убить тебя мало!» - а бывали слова и похлеще. Он стеснялся приводить домой приятелей, боясь, что мать ляпнет при них какую-то бестактность. Он завидовал своему приятелю, у которого дома все было совсем не так. У него действительно сформировалась уверенность, что он никчемный, неумный и ни к чему не способный.

Мальчики и девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни грубые окрики и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У таких ребят вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.

У 15-летнего Вити с детства были периоды подавленного настроения. Учителя замечали, что он выглядит постоянно подавленным, грустным. Если его расспрашивали, что случилось, чем он так огорчен, не обидел ли его кто из товарищей, он опускал голову и молчал или тихо отвечал: «Нет, все в порядке, ничего не случилось, просто настроение плохое».

Видя грустного сына, мать Вити, вместо того, чтобы проявить ласку и участие, ещё больше раздражалась и кричала на него: «Ну что ты опять нос повесил! Вечно ты всем недоволен, тебе не угодишь!» От её криков и вечных упреков мальчик весь сжимался, втягивал голову в плечи, молчал, уходил в свою комнату и тихо плакал. У него не было друзей и ни одного близкого человека, которому он мог бы довериться.

Однажды он написал записку: «Я не могу так больше жить», - и попытался покончить с собой. Его спасли, но мне он потом говорил, что зря его спасли, ему не хочется жить, потому что он «моральный урод», ничего у него не получается, как у других ребят, и ничего хорошего из него не получится. Витя не верит в себя, у него никого нет, он страшно одинок и несчастен.

Нам удалось преодолеть и его депрессию, и его комплекс неполноценности. На самом деле он, хотя и застенчивый, но добрый и отзывчивый мальчик. В больнице Витя подружился с другим подростком, потом они стали часто встречаться, Витя сам ездил к другу, так как не хотел, чтобы тот встречался с его матерью.

Этому возрасту и без того свойственная неуверенность в себе, даже если подросток прикрывает свою неуверенность напускной бравадой. А если при этом родители постоянно «долбят», что он никчемный, ни к чему не способный, неполноценный, лентяй, бездельник, растяпа, - то тинэйджеру трудно переломить такое отношение и повысить самооценку, хотя бы реально оценивать себя и свои способности. Он не ценит себя и приобретает уверенность, что на что-то годен, хуже всех. У таких подростков формируется стойкий комплекс неполноценности, который потом переносится во взрослую жизнь.

Очень важно, чтобы девочки и мальчики с самых ранних лет слышали больше добрых и ободряющих слов от своих родителей.

Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Если родители постоянно «тюкают» дочь в её недостатки, ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Девочка-подросток начинает оценивать себя глазами родителей, считает себя никчемной неудачницей, неумной, непривлекательной. Причем, очень велики шансы, что это мнение о себе у неё сохранится, а став взрослой, она и в самом деле будет непривлекательной и неудачницей.

То же самое и в отношении мальчиков. Когда родители используют такие слова как «дурак», «оболтус», «бездельник», «бездарь» и прочие в том же духе, то в конце концов подросток и сам в это поверит. Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику подростка, что последствия этого трудноискоренимы и могут привести к драматическим ситуациям.

Костю воспитывала мать, родители давно в разводе. Бывшего мужа мать Кости ненавидела, называла его «размазней» и «бабой в юбке». А сыну она говорила, что он - «копия отца», такой же «никчемный недотепа».

Мальчик рос робким, пугливым, стеснительным, очень боялся гнева матери, старался её слушаться, но она все равно находила повод, чтобы накричать на сына и наказать его. Одноклассники его не любили и все время дразнили. Однажды когда он поднимался по лестнице, один из одноклассников подставил ему подножку, и Костя упал и покатился вниз по лестнице. Он получил сотрясение мозга и несколько переломов. В больнице он постоянно говорил о том, что больше не хочет жить, так как его никто не любит, он никому не нужен, все над ним смеются.

Комплекс неполноценности может развиться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимое пятно на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще). Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, - то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.

Формированию комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основа комплексов - низкая самооценка.

Женя с детства тихий, застенчивый. Он боялся чрезмерно активных сверстников, всегда старался держаться в стороне, если ребята затевали возню, старался быть поближе к взрослым. Его все дразнили «маменькиным сынком», никто из ребят не хотел с ним дружить. Девочки относились к нему свысока. Он чувствовал себя одиноким и несчастным, завидовал решительным, уверенным в себе ребятам, которые запросто общались с девочками.

Комплексы могут развиться в том случае, если мальчик (или девочка) плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть «семи пядей во лбу». Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, - растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве «отрицательного примера», - и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки - зачем стараться, если все считают его «глупым» и ни к чему не годным?!

Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и «ярлыки», - больно задевают и без того ранимое самолюбие подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став старше, он(а) по-прежнему считает себя ни к чему не способным и заведомо ведет себя как неудачник. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

В подростковом возрасте все девочки превращаются в «гадкого утенка». Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адрес её «плоской фигуры» в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, - то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все её мнимые «недостатки» типичны для подросткового возраста.

Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей. Когда у неё возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, а лучше других - самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или «захвалить» девочку, и она слишком «возомнит» о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.

Моя десятилетняя дочь очень сенситивна - то есть, ранима, чувствительна. Она как мимоза, хотя мы с мужем постоянно её ободряем и поддерживаем. Я тоже в её возрасте была очень ранимой и обидчивой, чуть что - плакала и замыкалась в себе, хотя моя мама - уверенная в себе, сильная женщина. Дочь вся в меня, какой я была в её возрасте, болезненно переживает неудачи, и мы её всегда хвалим. Она хорошо учится, но огорчается из-за каждой отметки, если считает её незаслуженной, хотя мы никогда не требуем от неё «пятерок», я ей говорю: «Двойка - тоже отметка», хотя «двоек» у неё никогда не было, но даже если и будут, я внушаю, что не стоит по этому поводу сильно переживать. Я сама пережила типичный «комплекс отличницы». И в школе, и в институте у меня были одни «пятерки», и когда я на 5 курсе получила «четверку» по педиатрии, для меня это было настоящей трагедией, хотя теперь мне это смешно вспоминать - какая разница? «Комплекс отличницы» - это тоже комплекс, таким образом девочка, не уверенная в себе, самоутверждается.

Хотя мы постоянно внушаем дочери, что она у нас умница и красавица (а она такая и есть), я уверена, что она никогда не «возомнит» о себе - характер не тот. Но надеюсь, что моя поддержка поможет ей преодолеть трудности подросткового возраста. По крайней мере, на «подколы» одноклассников она совершенно не реагирует. Она уже учится вести себя с достоинством, в ней уже заложена маленькая женщина. Она кокетлива, часто вертится перед зеркалом, трет нос и щеки моим «Скрабом» для очистки кожи, чтобы в будущем у неё не было угрей, любит красиво одеваться. Так что даже если она не станет красавицей, то недостатка в кавалерах, я уверена, у неё не будет. Комплексов у неё нет и надеюсь, не будет. О её самооценке я уж позабочусь.

Комплексы бывают не только у робких и нерешительных ребят, но и у многих подростков, которые внешне кажутся вполне благополучными и уверенными в себе. Просто они их тщательно маскируют и никто об этом не догадывается.

В этом возрасте всем трудно. Каждому подростку нужна поддержка взрослых. Не опека, не мелочный контроль и нотации, а именно психологическая поддержка.

Не все родители понимают, как подросток неуверен в себе и как ему нужна их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повысить его самооценку и преодолеть его комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, указывают на недостатки и читают нотации.

Именно родители должны помочь своему ребенку преодолеть комплексы и повысить самооценку. Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным климатом, когда родители не лезут в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают, - как правило, не страдают от комплекса неполноценности.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса» . Он включает в себя перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом (Фрейд А., 1993).

3.Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.

Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей (Якобсон П.М., 1976).

Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления (Мухина В. С, 1997).

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними.

Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек. При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка (Якобсон П. М., 1976).

Подростковый возраст не зря называют переходным. Потому что поведение и внешность ребенка очень меняется. Именно в этом возрасте у многих детей проявляются разные комплексы, от которых в дальнейшем нелегко избавиться. Подростковый возраст это когда начинается половое созревание у девочек и мальчиков, проявляются характерные женские и мужские черты. Изменение внешности приводит к проявлению большинства подростковых комплексов.

Девочки, которые не уверенны в себе, когда смотрят на себя в зеркало с унынием говорят: « У меня прыщи на лице, маленькая грудь, кривые ноги, я толстая и некрасивая и т.д.». Так они без видимых на то причин настраиваются на негативное отношение окружающих их людей и в результате замыкаются в себе. Эти комплексы в основном приводят девочек-подростков к ранней половой жизни, потому что они хотят доказать свою привлекательность и значимость. Для того чтобы избежать этих комплексов, необходимо как можно раньше объяснять девочке, что внешность на самом деле не является самой важной вещью в жизни. Объясните, что красивым девушкам также в жизни нелегко, а иногда даже намного тяжелее, чем другим. Да и не все мальчики выбирают красивых девочек. Как уже многие видели, что популярные девушки у противоположного пола имеют далеко не идеальную внешность, потому что они покоряют своим чувством юмора, умом и раскованностью. Если проблем с внешностью у девочки нет, а она все придумывает, желательно обратиться за помощью к психологу, он повысит самооценку. Если все таки изъяны во внешности имеются, то необходимо просто подобрать соответствующий макияж и стиль в одежде, так можно без особого труда подчеркнуть все имеющиеся достоинства.
Нередко комплексы по поводу внешности молодым девушкам внушают Интернет и вездесущие СМИ. Потому что модели на глянцевых обложках так загорелы и стройны и их кожа совсем не имеет ни одного пятнышка. Вы должны объяснить своей дочери, что все эти красивые фотографии являются результатом цифровой обработки, где все складки и неровности без труда можно заретушировать. Если девочка решила стать похожей на стройных голливудских актрис и начала активно изнурять себя диетами, то следует ей объяснить, что диета является очень большим стрессом для организма и как закончится ее срок, все килограммы вернутся обратно. После перенесенного стресса организм начинает намного активнее запасаться жирами, поэтому лишних килограмм становиться еще больше. Лучше заняться любым спортом или физкультурой. К тому же спорт несет пользу для организма. Комплексы по поводу внешности проявляются не только у девочек, но и у мальчиков. Большинство мальчиков очень переживают о развитии своих вторичных половых признаков. У них проявляются комплексы, если в этом плане они отстают от своих сверстников. Справиться мальчику с данными комплексами поможет подростковый психолог.

Часто комплексы проявляются из-за ношения зубных «брекетов» или очков. Многие подростки из-за насмешек сверстников перестают носить, как они говорят «это уродство», несмотря на то, что это негативно сказывается на их здоровье. Если у ребенка проблемы со зрением можно воспользоваться вместо очков контактными линзами. А брекеты без проблем можно подобрать и установить, так что они будут почти не заметны. Постарайтесь объяснить своему ребенку, что на первом месте стоит здоровье. Потому что здоровый человек имеет намного лучший вид, нежели больной, но украшенный и разодетый по последней моде. Еще комплексы у подростков проявляются из-за материального положения (бедности). Если ровесники имеют компьютеры, телефоны, а ваш ребенок нет, то скорей всего у него будет комплекс по этому поводу. Все дети не хотят быть хуже своих сверстников, поэтому очень часто не признаются в своей бедности. Постарайтесь объяснить своей дочери или сыну, что ваша семья не имеет достатка, не потому что вы этого не желаете, а потому что так сложились обстоятельства. У каждого подростка комплексы проявляются по-разному. Одни становятся очень стеснительными, замыкаются в себе, а другие наоборот стараются навязать всем свое мнение, хамят всем подряд, пытаются самоутвердиться. Некоторые из-за неуверенности в себе перестают общаться со сверстниками и проводят все свое свободное время у экрана компьютера. Подростковые комплексы часто являются причиной многих необдуманных поступков. Некоторые подростки самоутверждаются с помощью секса, курения, алкоголя и наркотиков. Поэтому как можно раньше объясните своему ребенку, что данные способы самоутверждения не являются правильными. Потому что курение, распитие алкогольных напитков или употребление наркотиков к взрослости не имеют никакого отношения. Также как и ранний секс, где-нибудь в грязном сыром месте не принесет ничего хорошего кроме беременности и инфекции. Родители должны понимать, что подросток, это почти взрослый человек, и с ним нужно обязательно вести грамотные беседы о половых отношениях, это поможет ему разобраться в данном вопросе, отделяя глупые мифы от правды. Быть подростком очень нелегко. Перестройка организма, всплески гормональной активности, регулярная смена настроения, новые ощущения – это только небольшая часть того, что переживает ребенок во время полового созревания. Всегда поддерживайте своего ребенка, потому что ему по-прежнему необходима ваша забота и любовь, даже если он этого не признает. Другие

Во всемирную психологию понятие «комплекс», в том числе подростковый, ввел в начале прошлого века Карл Гюстав Юнг. Слово переводится с латинского, как «связь» и означает эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок в бессознательном.

Не надо думать, что до этого времени комплексы подростков отсутствовали совсем. Они были, есть и будут всегда, изменяясь лишь качественно вместе с образом жизни.

Психология отношения к себе

Условно самооценку любой личности можно классифицировать следующим образом.

Я – самая привлекательная и обаятельная

Пожалуй, самая модная сегодня концепция отношений с самим собой. Воспитанный в семье единственным любимым избалованным ребенком, молодой человек на рубеже взрослой жизни искренне считает себя благодетелем человечества. В чем? Да в том, что он родился на свет и живет в нем такой красивый, умный и талантливый.

Был период в жизни нашей страны, когда закрывались садики, и популярной песней была «У меня сестренки нет, у меня братишки нет …». Вот и подросли те малыши, у которых на каждого было по 6-7 нянек. Этакие нарциссы с царственными привычками и завышенными требованиями.

Золотая середина

Это совсем не усредненная серость. Человек, реально оценивающий свои способности, ясно намечающий достойные его цели, не испытывает особых разочарований и добивается высоких результатов.

Здесь тоже могут встречаться подводные течения и камни, но об этом в другой статье.

Хуже меня нет

Как ни странно, но и в эту категорию входят люди из тех семей с единственным ребенком. Завышенные требования, ожидания и чаяния семьи вдруг вступают в конфликт с реальностью.

Подросток боится не оправдать ожидания, понимает, что не «дотягивает», и у него складывается комплекс неполноценности: должен быть вундеркиндом, а выше хорошиста подняться не может; должен быть Аполлоном, а даже подтянуться на перекладине не получается.

Также при слабой воле в авторитарной обстановке такое негативное отношение к себе могут посеять окружающие. Имея огромный потенциал, не подозревая об этом, такой индивид даже не предпримет попытку узнать, для чего он родился. Его самооценку загнали ниже плинтуса. Вот про это и поговорим.

Комплексы подростков

Больше всего негативного отношения к себе всегда было, есть и будет у подростков. Это легко объяснимо:

  1. Они еще не знают, какой он мир на самом деле.
  2. Они идеализируют его, насмотревшись волшебных мультиков, эффектных боевиков, фото-красавиц с потрясающими формами.
  3. Они сравнивают свои качества с эталонами и, увы, не видят себя в передовых рядах.

У девочек

Заколдованный круг

Почти все надуманные проблемы у слабого пола происходят по поводу внешности. Огорчаясь из-за веснушек, отсутствия груди, курносого носика, переживая, замыкаясь в себе, девочка тем самым ступает на невеселую дорожку, которая идет по кругу.

Трудно стать «звездой» коллектива, имея потухший затравленный взгляд, сгорбленные плечики и шаркающую походку. Именно так выглядят девушки, которые стесняются себя, своей внешности.

А коль скоро толпа реагирует на тебя соответственно, значит ты и вправду «гадкий утенок», и твои плечи еще больше опускаются. Невозможно заставить окружающих принимать действительность по-другому.

Разорвать круг реально только самой. Надо всего лишь распрямиться, улыбнуться и перестать считать себя некрасивой.

Легко сказать, да трудно сделать?! Увы. Однако, вполне возможно. Надо поверить в свою красоту.

Красота, как она есть

А как же эталоны? Идеальная кожа красавиц с телеэкрана, зеленые очи, блестящие локоны, тонкие талии …?

Если у вас есть такая возможность, обязательно сходите за кулисы любого театра. Если нет, то просто поверьте, что там, в гримерных эталон красоты делается с помощью линз, накладок, косметики и других ухищрений из таких же обычных девушек, как вы. И

Золушки, еще не превращенные в Принцесс, совсем не испытывают комплексы подросткового возраста, потому что они знают источник неземной красоты.

Обратите внимание на российских знаменитых актрис. Больше половины из них не имеют общепринятых идеальных фигур и черт лица. Но разве вы замечаете это, когда они играют?! Их особенности (а по-вашему некрасивости), наоборот, запоминаются и восхищают.

Я – толстая!

В последнее время стал очень распространен комплекс полноты. Девочки, даже совсем худенькие, находят у себя лишние килограммы и всеми силами стараются от них избавиться. Такие заболевания, как анорексия и туляремия сегодня сильно помолодели.

Хорошо, что в Сети появились, наряду с фотографиями худых стройных фотомоделей, и снимки девушек, которые довели свое тела до скелетного состояния. Наглядная агитация в этом случае не только портит, но и лечит.

Что делать?

Отлично, если рядом есть умный любящий взрослый человек, который к тому же пользуется авторитетом у подростка. Он объяснит девушке, что в ее возрасте идет огромная перестройка организма. Все ее «недостатки» совсем скоро превратятся в достоинства. Ну, прочитайте же, наконец, сказку «Гадкий утенок», вникая в ее смысл!

Да, но это совсем не значит, что надо сидеть и ждать, как тот утенок, в кустах. Природе надо помогать:

  1. Посмотрите, какие стройные наши гимнастки! Корсет из тренированных мышц сделает любую фигуру стройной и подтянутой.
  2. Спорт к тому же отвлечет от горьких мыслей, уведет приоритеты в другую сторону от порочного круга. Девчонкам, спешащим на теннисный корт или в гимнастический зал, некогда задумываться о тонких ресницах и веснушках на носике. Поверьте, окружающие тоже перестают замечать недостатки, когда вы веселы, задорны и энергичны.
  3. Иногда для того, чтобы избавить девушку от комплексов, достаточно нескольких приемов у косметолога и поход к грамотному модельеру. Не секрет, что умело наложенная косметика может полностью изменить внешность, а правильно подобранный фасон одежды спрятать недостатки и подчеркнуть достоинства. Посмотрит такая преображенная красавица на себя в зеркало, и поверит в то, что она на самом деле прекрасна.


У мальчиков

Ошибочно думать, что проблемы с самооценкой возникают лишь у девушек. Как ни странно, сильная половина человечества страдает от комплексов не меньше, а даже больше.

Особенно сильно у них развиты подростковые комплексы, наваливающиеся на юношей в пубертатный период.

Важный временной отрезок в жизни молодого организма – развитие вторичных половых признаков. Симпатии и интерес к противоположному полу у детей проявляется с рождения, но именно с этого возраста он начинает поддерживаться физиологически.

Нелестное сравнение себя с другими парнями заставляет молодого человека чувствовать себя изгоем. Особенно, если это подкреплено насмешками и подтруниваниями друзей.

В Сети много криков о помощи: не растет щетина, маленький половой орган, прыщи на коже и т.д. Значит, рядом с этими ребятами нет взрослого человека, который бы не только понял, что происходит с парнем, но и деликатно объяснил, что:

  • почти у всех в этот период бывает проблема с кожей, и что существует множество средств для борьбы с прыщами;
  • признак мужественности – это совсем не щетина, а сила тела и духа, воля и другие внутренние нравственные качества человека;
  • величина половых органов не влияет на качество секса;
  • практически ВСЕ переживают в той или иной степени подобные комплексы.

Иногда комплексы подростков бывают связаны с физическими недостатками. Например, очки долгое время считались атрибутом слабого и беззащитного «ботаника». Постарайтесь убедить «очкарика», что сейчас это интересный, модный и стильный аксессуар. Оправу можно подобрать так, чтобы очки украшали человека.

Как избавиться от неуверенности

Чтобы избавиться от проблемы, ее надо сначала диагностировать. Внешними признаками ее могут быть:

  • прикрывание рта рукой при разговоре или во время смеха;
  • мешковатая одежда;
  • волосы, нависающие и закрывающие лицо;
  • отведение взгляда при разговоре;
  • замкнутость, молчаливость, депрессия и т.д.

Это не постулаты и не аксиома. Симптомы могут быть и другими, но внимательный, любящий близкий человек обязательно заметит их и примет меры.

Лучшее лечение психологических отклонений – это разговор:

  1. Надо не насильно навязать свое видение проблемы, а провести очень деликатный диалог, где не только говорят, но и слушают оба. А о чем говорить, мы уже писали выше.
  2. Главное в этом не переусердствовать. Не стоит уверять парня, что зубные брекеты его делает мужественным, а девочку с редким пучком волос, что у нее пышная шевелюра. Откровенное вранье порождает недоверие.
  3. Главной фабулой во всех беседах должна быть мысль, что внутреннее духовное содержание человека гораздо важнее внешности. Великих людей небольшого роста было гораздо больше, чем великанов. Сильные человеческие душевные качества позволяли им добиваться побед в сражениях, любви противоположного пола и уважения современников.

Видео: Как не комплексовать из-за внешности



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх