Особенности воспитания единственного ребёнка в семье. Единственный ребенок в семье: развенчиваем мифы

Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толко­вании положительных и отрицательных последствий такого исклю­чительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обы­денной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития лич­ности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может одно­значного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единствен­ным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т.В. Андреева, дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чер­тами старшего ребенка и сохраняет до зрелости детские черты.

Рассмотрим те положительные моменты, которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоя­тельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперниче­ством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна - у него нет брата или сестры, с которыми ему при­ходилось бы конкурировать.

Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприят­ные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка - множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и обра­зованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловаж­но в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большин­стве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высо­ким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.

Характерная черта именно единственных детей - стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционизм). По­этому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребен­ке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуально­му труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребе­нок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция.

Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.

За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обяза­тельств, которые на него возлагают родители. С другой стороны, и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновен­но превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всег­да стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контроли­ровали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исклю­чительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, суще­ствующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и при­хоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблужде­ние. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут ему заменить сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллек­туальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.

Единственный ребенок является только воспитуемым в родитель­ской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родствен­никами, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждается в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единствен­ного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.

Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотноше­ниях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному окружению за пределами се­мейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любя­щих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцен­тризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При стол­кновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, сначала огорчается, а затем начинает пере­живать по этому поводу, что далеко не лучшим образом сказывается и на его учебных успехах, и на эмоционально-психическом состоянии.

Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка за­ключаются в том, что он не привык к сложностям других людей, по­этому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.

Единственный ребенок - действительно сложная проблема вос­питания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до со­вершеннолетия считает собственный инфантилизм, чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений.

Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охва­чены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамот­ной профессиональной ориентации и т.п.

Поскольку единственный ребенок не привык к близкому обще­нию с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не воспри­нимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единствен­ный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, един­ственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему вы­сокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает. Од­нако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отно­шений в детстве требует у единственного ребенка значительного време­ни, в период взрослости большинство из них прекрасно адаптируются.

Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими собственные свойства единственного ребенка.

Температура воды при закаливании

Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании - тренировка сосудов.

Миф 1: избалованный ребенок

В Китае уже несколько десятилетий действует политика «Одна семья – один ребенок». Однако китайских малышей очень сложно назвать недисциплинированными и избалованными. Из этого следует простой вывод о том, что притязания ребенка зависят исключительно от отношения к нему родителей, а не от окружения братьев и сестер. Более того, если подумать, на единственного ребенка в семье возложено куда больше надежд и родительских ожиданий. Малыш вынужден соответствовать заданной планке, и у него под рукой нет примера с послаблениями. Поэтому оснований полагать, что такие дети избалованы, на самом деле нет.

Миф 2: неумение общаться

Не менее популярный стереотип гласит, что единственные дети в семье плохо владеют навыками коммуникации. Большую часть дня у них нет товарищей для игр, и они вынуждены придумывать себе воображаемых друзей, из-за чего в реальной жизни им сложно устанавливать контакт со сверстниками. Нельзя спорить с тем, что ребенок без братьев и сестер довольно много времени проводит наедине с собой. Однако тут же стоит отметить, что наличие других малышей в семье не означает появления у ребенка настоящих друзей: не все братья и сестра дружат между собой. По-настоящему товарищеским отношениям может мешать большая разница в возрасте, детская ревность к родителям или просто разность характеров. Соответственно, взаимосвязь общительности и большой семьи очень иллюзорна.


Миф 3: эгоистичное поведение

До определенного возраста эгоистичны абсолютно все дети. Если же подобное поведение сохраняется и в зрелые годы, все говорит о том, что родители просто не научили ребенка сопереживать другим, уважать окружающих и ценить их потребности. Иными словами, способность думать не только о себе должна воспитываться в человеке так же, как и другие черты характера. Кстати, очень часто эгоистичными вырастают те дети из большой семьи, которые были «любимчиками» родителей. Они с детства видят и привыкают к неравенству, когда им почему-то достается больше внимания мамы и папы, чем их братьям и сестрам.

Миф 4: задатки командира

Единственные дети не умеют работать в команде, они привыкли к роли начальника и не идут на компромиссы. Таков популярный миф. Возможно, в этом есть доля правды, потому что ребенку без братьев и сестер не нужно делить с кем-то комнату или отстаивать право на новые вещи. Тем не менее, это не аннулирует автоматически такт в общении и умение договариваться с другими. Опять же, все упирается в воспитание ребенка, а не окружение его другими детьми. Некоторые малыши из больших семей, напротив, больше склонны к конфликтам и установке своих правил (обычно это случается со старшими).


Миф 5: инфантилизм

Считается, что привязанность единственного ребенка к родителям очень крепка и часто перерастает в нездоровую зависимость. Из-за этого малыш долго не может повзрослеть и остается инфантильным даже в подростковом возрасте. Хотя детские психологи опровергают это мнение, заявляя, что ребенок без окружения других детей делает своей единственной моделью для подражания поведение родителей. Это заставляет его тянуться к взрослым манерам, тогда как малыши с братьями и сестрами могут позволить себе ребячество в своем кругу. К тому же, единственный ребенок во взрослой среде имеет все шансы быстро развить уверенность в себе и независимость, копируя родительский стиль общения между собой. Минус же этой ситуации в том, что, если в семье царит не уважительная и дружественная обстановка, возможно, малыш тоже переймет не самые лучшие привычки общения.

Всегда считалось, что если ребенок в семье единственный, то значит, он обязательно должен быть избалованным. Но так ли это, и какие правила в воспитании нужно соблюдать, чтобы этого не произошло?

Конечно, нельзя отрицать тот факт, что детям, у которых нет братиков и сестричек, всегда достается больше внимания и заботы от родителей и бабушек с дедушками. Они не знают, что такое делить свою любимую игрушку с кем-то, уступать свою кровать или одеяло другому маленькому человечку и оставлять самый вкусный кусочек торта не для себя.

Вся любовь, все свободное время посвящается только им. К такому отношению дети очень быстро привыкают и начинают думать, что мир вращается только вокруг них. А вот тут уже решать родителям, поддерживать эту идею дальше или попытаться разубедить ребенка в собственной значимости.

Как организовать досуг для ребенка?

Многие мамочки жалуются, что с появлением ребенка у них совсем не остается свободного времени на себя. Так быть не должно. Всегда нужно выкраивать время для себя. Очень хорошо если у мамы есть какое-нибудь хобби или любимое занятие, которое позволяет не зацикливаться на ребенке. А сын или дочка, глядя на маму или папу понимают, что мир не крутится только вокруг них и у родителей есть свои интересы и увлечения. Дети любят подражать взрослым и возможно, у них тоже появятся какие-то интересные увлечения.

Когда ребенок воспитывается один в семье, все свое свободное время он практически предоставлен сам себе, ведь мама с папой не могут развлекать его и играть с ним каждый час. Чтобы ребенок не скучал в одиночестве, найдите для него какое-нибудь занятие по душе.

Понаблюдайте за ним и расспросите, чем бы он хотел заниматься. Развивайте творческие способности и таланты своего чада. Например, если у него хорошо, получается рисовать, он усидчивый и спокойно может просидеть несколько часов за лепкой, отдайте в развивающий кружок рисования или лепки. Если ваш непоседа очень активен и не сидит на месте и минуты, запишитесь на танцы или спортивную секцию. А если у ребенка проявляется актерский талант и любовь к выступлениям на сцене, то театральный кружок подойдет вам больше всего. Общаясь в кругу сверстников, ребенок научится сопоставлять себя с другими детьми, у него появятся свои друзья и интересы. Он станет более открытым и общительным.

Воспитание единственного ребенка в семье

Какие правила нужно соблюдать в воспитании, чтобы ребенок не страдал от недостатка общения со сверстниками? Прежде всего, нужно научить его быть открытым внешнему миру. Для этого родители сами должны предоставлять ему максимальное общение и свободу в познании окружающих его людей и событий. Например, гуляя по парку, не запрещайте малышу изучать различных обитателей флоры и фауны. Пусть разглядывает насекомых и птиц. И обязательно знакомьтесь и общайтесь с другими детками, играющими по соседству.

Старайтесь приглашать почаще к себе в гости друзей вашего ребенка. Конечно, они не могут в полной мере заменить братиков и сестричек, но дружеское общение так же выполняет важную функцию для социального развития детей. Они учатся делиться игрушками, обмениваться своими идеями и переживаниями. Если у вашего ребенка еще совсем не много друзей, приглашайте двоюродных братьев и сестер, одноклассников, детей из садовской группы.

Заинтересуйте ребенка каким-нибудь развивающим кружком или спортивной секцией. Расскажите, что там очень весело, ребята приходят, чтобы научится чему-то новому. Наверняка ваш ребенок найдет себе среди них новых друзей.

Когда в семье воспитывается один ребенок, родители часто начинают проявлять слишком много заботы и опеки над ним. Они очень волнуются и переживают, как он дошел домой, как он устроился в новом коллективе, правильные ли у него друзья. Конечно, все эти волнения не напрасны, и от них никуда не деться. Но следите за тем, чтобы ваша любовь и забота не переросла в гипер опеку. Иначе ребенку придется нелегко во взрослой жизни. Боясь, что за пределами семьи его не будут любить и уважать так же сильно, он не сможет полностью реализоваться в различных коллективах как самостоятельная личность.

Отличия в воспитании детей в семьях с одним ребенком и несколькими детьми

Единственные дети в семье, привыкшие к вниманию со стороны взрослых только к своей персоне, дольше остальных привыкают к большим коллективам, например в школе или в саду. Ведь они ждут от воспитателя или учителя такого же отношения к себе, как и от родителей. То есть, что больше внимания будет уделено им, и что их будут выделять среди других детей. Когда этого не происходит, ребенку становится не уютно, и не комфортно в таком коллективе, где внимание распределяется равномерно между детьми. Отсюда у ребенка появляется чувство конкуренции.

В отличие от тех детей, которые воспитывались в семье с братиками и сестричками. У них напротив отношения складываются на основе сотрудничества. Такая модель поведения зачастую переносится и во взрослую жизнь, когда находясь в коллективе человек, выстраивает свое общение с точки зрения конкуренции, а не сотрудничества.

Так же ребенок, выросший, в семье с несколькими детьми имеет преимущество в плане самостоятельности, и умения сопоставлять себя с другими сверстникам. Родители с одним ребёнком обладают, несомненно, большим количеством свободного времени, чем родители, воспитывающие нескольких детей. Соответственно они все это время уделяют одному ребенку и помогают ему часто с такими задачами, с которыми он бы мог справиться и сам.

Чрезмерно опекая своего ребенка, мы делаем тем самым ему медвежью услугу. Ведь, например, когда ребёнку в 5 лет мы все еще помогаем одеваться или часто собираем за него раскиданные игрушки, мы тем самым балуем его. Не давая развиваться его ответственности за себя и самостоятельности. В то время как дети, выросшие с братиками и сестричками, очень быстро становятся взрослыми и самостоятельными. Потому что старшие дети, у которых появляется младший братик и сестричка, просто вынуждены сами больше обслуживать себя, из-за нехватки времени у родителей. А младшие в свою очередь тоже быстро становятся самостоятельными. Родители, как правило, уже не осуществляют за ним такой контроль как за первым ребенком и дают больше свободы.

Воспитываясь единственным ребенком в семье, не нужно отстаивать свое мнение и свои интересы, родители всегда прислушиваются только к тебе, и твои предпочтения учитываются беспрекословно. В то время как дети в многодетных семьях с детства развивают навыки выражения своих идей и учатся уважать чужое мнение, что немаловажно во взрослой жизни. Умение контролировать свои эмоции и доверять друг другу помогает стать таким детям более эмоционально защищенными.

Важно не зацикливаться только на воспитании ребенка и не приучать его к мысли, что ваша жизнь полностью просвещена ему. Постарайтесь заботиться, о своем единственном ребенке в меру, чтобы в будущем это не принесло ему неудобств. Ведь если он сам сильно привыкнет к вашей заботе, ему трудно будет строить свою личную жизнь. Есть много печальных примеров из жизни о маменькиных сынках или о девушках, которые не могут довериться другому человеку, кому-то кроме родителей. Таким образом, они не подготовлены к самостоятельной жизни.

Не зависимо от того, есть ли у вашего ребенка родные братики и сестрички, главное всегда прислушиваться к нему, уважать его интересы и поддерживать его. Воспитывайте в нем желание быть открытым и общительным, развивайте социальные навыки взаимоотношений.

Среди людей выросших единственными детьми в семье есть много очень талантливых и выдающихся людей. Они бывают даже более ответственными, более развитыми и более чутким к людям, чем те кто вырос в семьях с несколькими детьми. Все зависит от самого человека, его характера, но и воспитание играет огромную роль в становлении личности. Для любого ребенка, независимо от возраста,очень важно чтобы родители его понимали и всегда поддерживали, не нарушая при этом личные границы и интересы.

Более подробно о воспитании единственного ребенка в семье, смотрите видео

Одна из основных ошибок в воспитании единственного ребенка в семье – стремление окружить его чрезмерной заботой и оградить от любых неприятностей. Несмотря на изначально благие намерения, такая ситуация имеет ряд печальных последствий. А ведь ребенок – это будущий взрослый, которому необходимо будет уметь существовать в этом мире самостоятельно.

Неадекватная степень опеки приводит к формированию у ребенка выученной беспомощности, когда он опускает руки перед малейшим затруднением. Тогда на помощь с готовностью приходят родители, не оставляя ребенку возможности обдумать ситуацию самостоятельно.

Единственные дети часто становятся искусными манипуляторами, извлекая пользу из своего положения.

Иногда в подростковом возрасте такие дети начинают протестовать против неадекватной заботы, что в корне меняет ситуацию. Это стимулирует развитие лобных долей, отвечающих за навыки планирования и прогнозирования. В этом случае ребенок имеет все шансы войти во взрослую жизнь приспособленным к самостоятельной жизни человеком.

Особенности социальной адаптации

Боязнь за единственного ребенка может привести к его социальной изоляции. Родители предпочтут оставить чадо в зоне своей досягаемости, чем отправить гулять со сверстниками. Для неуверенных в себе детей это особенно фатальная ошибка, которая может сделать их изгоями в детском коллективе.

Не приобретя вовремя навыков общения с другими детьми, такой ребенок в дальнейшем и сам начинает избегать взаимодействия. Во взрослом возрасте плохая социализация приносит серьезные проблемы. Современный мир требует коммуникабельности и знания человеческой психологии, жертва же социальной изоляции не владеет этим и зачастую боится пробовать.

Ожидания родителей относительно единственного чада часто завышены. Они побуждают его во всем быть лучшим. После такого человек всю жизнь будет неадекватно воспринимать неудачи, чувствуя вину за несоответствие ожиданиям.

Нахождение преимущественно в кругу взрослых стимулирует раннее речевое развитие, словарный запас зачастую насыщен сложными не понятиями. Этот факт влияет на умственное развитие в принципе. Часто такие дети имеют много творческих хобби, а во взрослом возрасте выбирают творческую профессию.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх