Особенности отношения современной молодежи к браку. Отношение современной молодёжи к религии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление.

В современных условиях, когда темпы развития информационного общества имеют тенденцию к возрастанию, а темпы развития технологической цивилизации намного превышают наши возможности осознания последствий такого развития, люди начинают все больше задумываться о вечном. Уставая, а иногда и будучи неспособными воспринять совершенно новый тип цивилизации, люди обращаются к ценностям, которые привыкли считать вечными. Во все времена законодателем таких ценностей выступала религия.

Религия - один из тех феноменов, который актуален во все времена. Являясь одной из форм общественного сознания, она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности, в частности, на формирование её мировоззрения и регуляцию поведения, что особенно актуально для такой социально - возрастной группы, как молодёжь. Однако, не смотря на то, что тема религии не является новой и её исследованием занимались различные зарубежные и отечественные учёные, она является актуальной в связи с появлением новых религиозных конфессий, сект, религиозной пропаганды и высоким уровнем интереса современной молодежи к данным процессам.

В связи с актуальностью проблемы выбрана тема моей работы : «Отношение современной молодёжи к религии».

Цель работы : исследовать отношение современной молодёжи к религии (на примере старшеклассников нашей школы).

Задачи исследования :

Проанализировать исследование религии в трудах отечественных авторов;

Рассмотреть религию в качестве одной из мировоззренческих характеристик современной молодёжи;

Провести диагностику отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у молодых людей наблюдается низкий уровень знания содержания религии и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном совершенствовании.

Методы исследования :

Теоретический анализ социологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

Анкетирование;

Сравнение.

Методика исследования : анкета по выявлению отношения к религии и религиозным обрядам А. Н. Бражниковой.

Основная часть.

В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас,

И Спаситель ясными глазами смотрит в душу каждому из нас.

И под этим взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души,

Не случайно видно повторяем: «Господи, помилуй и прости»

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что религия - следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия - это универсальный коллективный невроз.

По Карлу Густаву Юнгу (1875 - 1961), религия определяется как совершенно особая установка человеческого ума, соответствующая изначальному использованию понятия religio (лат.) - благочестие, святыня, предмет культа; как коллек-тивно вырабатываемая форма защиты от невроза. Поэтому она нужна человеку для психического здоровья.

В Советском Союзе религия, и все с ней связанное находились под «цензурой нормальности». Исследованию религии в тот период времени существенную роль отводили, как ни странно, в школе Научного Атеизма. И самый расцвет таких исследований пришелся на 1959 - 1967 годы. Авторы школы научного атеизма (В.Г. Зверховский, Б.Д. Златан, А.И. Клибанов, В.И. Лебедев, Д.М. Угринович, К.К. Платонов и многие другие) проводили свои социологические и социально - психологические изучения личности верующих на основе и в соотнесении с марксистско - ленинской идеологией. Основной задачей таких работ было изучение личностных особенностей и специфики сознания верующих. Исследования проводились с изначальной установкой на поиск отклонения и утверждение негатива в религии и жизни верующих и с целью проведения дальнейшей антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. Причем стоит отметить, что работы отечественных исследователей этого периода больше носили социологический характер.

В современной отечественной психологической науке происходит заметная активизация исследователей. Все чаще современные авторы говорят, что академическая психология в своем историческом развитии «все больше и больше теряла, а под конец и вовсе - утратила то, ради чего она замышлялась, - душу» (Братусь Б.С., Зенько Ю.М., Зинченко В.П.). Многие авторы и исследователи видят спасение и возможность выхода из этого кризиса - в обращении к психологии религии.

Грановская Р. М. в своей книге «Психология веры» (2004) делает акцент на религиозной вере, определяя её как качество личности, которое не только способствует осуществлению индивидуальных потребностей личности, но и заставляет искать единомышленников и создавать религиозные группы. Религия же, согласно Грановской, является выражением системы идеалов исповедующего ее народа. Она провозглашает, что есть человек и чем он должен быть.

Однако различия в подходах не исключают возможности дать все же самое общее определение религии.

Религия -это одна из форм общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Радикальные изменения в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения.

Религии возникают из стремления способствовать гармонии взглядов и поведения внутри сообщества людей. Они не только дают ответы на важные жизненные вопросы, но одновременно освещают самые сложные нравственные проблемы, сохраняя при внутренней глубине внешнюю простоту и своеобразную целостность, и упорядоченность мировосприятия. Каждая из мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. Религия всегда остается незавершенной и, следовательно, всегда развивается. В этой связи несхожие элементы мировых религий можно воспринимать как основу для постоянного движения человечества вперед в его исканиях нравственной просветленности.

Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия называют мировоззрением.

Особенно интересным и перспективным является прослеживание влияния религии на мировоззрение современной молодёжи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д.

Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Нижняя возрастная граница группы характеризуется разрывом со школой, вовлечением в экономическую, политическую, социальную и этнокультурную деятельность, переходом к качественно новому образу жизни. Верхняя возрастная граница - завершением процессов гражданского становления и формирования собственной шкалы ценностей, закреплением социального статуса, созданием семьи и выработкой позиции во всех сферах деятельности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе в религиозной сфере.

Каждая религия имеет свою историю, морально-этическую основу, принципы и идеи, следование которым приверженцами различных религий и определяет направление влияния религии на сознание, мировоззрение и поведение человека.

Христианство - монотеистическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Учение Христа, как и другие религиозные учения, заключает в себе две стороны - как надо жить каждому отдельному человеку и всем вместе (человечеству), а также метафизическое объяснение, почему людям надо жить именно так. Основа христианской морали - признание абсолютным основанием нравственности как сознательной ориентации на понимание человеческой сущности, способов развития личности и приближение к безгрешному образу Христа.

C христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь, постоянное стремление к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже.

Бог есть любовь - это высший принцип христианства. Учение о любви к ближнему «как самому себе» есть указание пути к расширению границ личности до вселенского охвата.

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Таким образом, религия, как форма общественного сознания, играет одну из ведущих ролей в становлении личности человека, формировании его мировоззрения и регулировании поведения. Независимо от того, какую религию исповедует человек, он стремиться к определённому идеалу, изложенному в учении его веры. И, как бы не были сложны и разнообразны пути достижения этого идеала, те высоконравственные, моральные качества, носителем которых он станет, в подавляющем большинстве религий схожи по смыслу - это скромность, трудолюбие, человеколюбие, честность, терпимость и многие другие.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

В советское время на церковь было много гонений, сохранить веру в Бога, свободно посещать храмы, было трудно. Русский народ сохранил веру через много испытаний.

В современном обществе, наоборот, идет процесс восстановления храмов, монастырей, православных школ.

Многие исследователи считают, что молодежь ведет себя благочестиво только в критические моменты и считают себя верующими лишь тогда, когда идут в храм, чтобы поставить свечку на удачу, счастье, любовь или избавление от болезней. А в повседневной жизни не соблюдают никаких религиозных правил и заповедей.

А есть, наоборот, такие, кто считают себя неверующими, но активно отмечают православные праздники: пасха, крещение, рождество т.д. У многих из нас, в том числе и у меня, есть бабушки и дедушки, и даже родители, которые ходят в храм, стоят на службе, постятся. Но нас, молодежь, в храм ходить не заставляют, Библию на ночь не читают, но мы все равно считаем себя верующими, носим нательный крестик на груди.

Я познакомился с некоторыми работами по данной теме и выяснил -отношение к религии у молодежи разное. Среди старшеклассников нашей школы я провел анкетирование.

    Что такое религия?

    Верите ли вы в Бога

    Посещаете ли вы храм? Как часто?

    Что дает вам вера в Бога?

    Читали ли вы Библию?

По-моему, храм - это уголок рая, где чувствуешь себя защищенным и свободным. Наш храм Рождества Христова в селе Батманы был заложен в 1827 году, а построен через 40 лет. В советское время он использовался как зернохранилище. С 1990 года его восстановили. С 2014 года настоятелем служит отец Владимир. Он частый гость нашей школы:

    3 сентября в нашей школе он отслужил молебен в память трагедии в Беслане, освятил и благословил всех учащихся школы;

    в декабре наш класс ходил в храм на уроках обществознания, отец Владимир рассказал нам о том, как он пришел к вере (он заслуженный артист Украины), о правилах поведения в храме, о том, зачем можно прийти в храм;

    в марте отца Владимира мы пригласили в класс на беседу «Церковь и молодежь».

Возвращаясь к моей гипотезе, я хочу сказать, что именно в беседе с настоятелем нашего храма можно найти ответ - что такое добро и милосердие, что такое справедливость и нормальные человеческие отношения.

Мой дедушка Черных Александр Тихонович. С 1958 года живет в с.Шилекша, 18 лет он проработал директором Шилекшинской школы. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, не сидит дома, а занимается строительством нового храма в с. Шилекша. Я много с ним беседовал об этом. Новый храм в Шилекше назвали Преображение Господне. Дед давно мечтал восстановить храм; во-первых, потому что с благодарностью вспоминает свою очень верующую тёщу, с которой он прожил 9 лет под одной крышей. Во-вторых, он сам никогда не был атеистом, хотя работая директором школы был коммунистом. И в-третьих, он говорит: «..каждый человек в своё время уходит в вечность, и чтобы уйти спокойно, я должен быть уверен, всё что можно сделать на земле - я сделал..». Ещё мой дедушка, Черных Александр Тихонович, всегда говорит: «..вся история русского государства, вся история нашего народа связана с православием, так было до нас, так будет и после нас..». Когда я спросил, что он думает о молодёжи, будет ли она ходить в храм, он с уверенностью сказал: «..да, будет. Сейчас в наш храм ходят мои бывшие ученики со своими детьми. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию..».

Заключение.

На Руси всегда было много храмов, и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строят новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшейся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь…

Одна - здоровье близких охраняет,

Вторая - Мир от бед оберегает,

Стараясь небо голубым сберечь…

Пусть третья - всех ушедших вспомнит,

Кто нам так близок, стал, увы, далёк…

Четвертая - теплом согреет души,

Перенеся туда свой огонёк…

У пятой свечки - не простая роль:

Должны в семье расти детишки,

Не знать, не ведать слово «боль»,

Иметь игрушки и цветные книжки…

Ну и последняя свеча осталась…

Её поставив, Бога помолю -

Чтоб жили долго, улыбаясь,

Все те, кого безумно я люблю!

Список литературы.

    Бочаров А.С. Лекции по христианской психологии. М..2008, Русская православная психология.

    Бражникова А.Н. «Отношение современной молодёжи к религии»

    Гараджа В.И. «Религия и молодежь».

    Дибиргаджиева Р.Д. Исторические аспекты развития психологии религии как науки.

    Информационный портал Студопедия, - (Электронный ресурс) - 2014-2015

    Мчедлов М.П. «О религиозности российской молодёжи»

Русяева А. А., Вербицкий А. С., Шмырина Л. Л.

Пермский государственный национально-исследовательский университет,

Пермь, Россия

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительные никакие внешние блага не могут доставить удовольствия даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что люди, прежде всего, спрашивают друг друга о здоровье и желают его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуре, - это реализация комплекса единой научно-обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой особое значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания. Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личностного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирование здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Среди студентов механико-математического факультета Пермского государственного национально-исследовательского университета было проведено анкетирование на тему «Здоровый образ жизни студента и его отношение к своему образу жизни». В анкетировании приняло участие 256 человек, из них 166 юношей и 90 девушек. Это студенты 1-3 курсов, в возрасте от 17 до 23 лет, которые должны посещать обязательные занятия по физической культуре. Анкетирование было анонимным для получения более достоверной информации. Вопросы были разнообразными, но все, так или иначе, касались здорового образа жизни. Из предлагаемых составляющих здорового образа жизни наибольшее количество юношей, а именно 40 % выбрали за основу занятия физической культурой и спортом. Чуть менее, а именно 37 % считают, что необходимо не курить и не употреблять спиртные напитки, чтобы вести здоровый образ жизни. 18 % юношей считают наиболее важными составляющими активный образ жизни и соблюдение режима дня. И всего 5 % юношей указали закаливание и правильное питание как главные аспекты здорового образа жизни. У девушек немного иная картина ответов: 48% девушек считают, что не курить и не употреблять спиртные напитки – это главные составляющие здорового образа жизни, 26 % выделяют такой аспект как активный образ жизни. Чуть меньше, а именно, 24 % опрошенных предполагают, что достаточно соблюдать режим дня и заниматься физической культурой и спортом. И всего 2 % девушек, считают, что нужно всего лишь пребывать в прекрасном настроении и никогда не унывать.


Правильный режим дня – это целесообразное распределение времени на сон, рациональное питание, режим труда и отдыха и др. Большинство опрашиваемых юношей, а именно 70 % спят в среднем около 8 часов в сутки, 26 % спят менее 8 часов и 4 % спят более 8 часов в сутки. Но при этом во время сессии 93 % юношей спят менее 8 часов и только 7 % спят как обычно. Девушки же в свою очередь больше времени тратят на сон: 85 % спят около 8 часов в сутки, 9 % спят более 8 часов и только 6 % тратят на сон менее 8 часов. Что касается сна во время сессии, то также увеличивается процент недосыпающих, а именно 75 % спят менее 8 часов, остальные 25 % стараются спать не менее 8 часов.

Многие исследования показывают, что здоровое питание благоприятно сказывается на самочувствии и внешнем виде человека. Наши студенты к питанию относятся несколько пренебрежительно. Самой популярной едой на завтрак у юношей являются горячие напитки (чай, кофе) и бутерброд, таких оказалось 58 %. Только 32 % предпочитают на завтрак горячее (каша, яичница, омлет). 18 % не завтракают совсем и только 3 % едят на завтрак суп и второе. У девушек 44 % едят на завтрак горячую пищу (кашу, омлет, яичницу), 28 % ограничиваются напитками и бутербродом, 15 % не завтракают совсем, 13 % предпочитают на завтрак фрукт или стакан сока. Как известно, студенты проводят в стенах университета большую часть дня, и соответственно, во время учебы необходимо чем-то питаться. Большая часть юношей и девушек, а именно 45 % и 55 % соответственно приобретают кондитерские изделия, выпечку, чай, сок и минеральную воду, всего 35 % юношей и 30 % девушек питаются в буфетах и столовых салатами и горячими блюдами. 20 % юношей и 15 % девушек не питаются совсем, либо ограничиваются фруктами.

Сниженная физическая активность является фактором риска развития многих заболеваний. Известно, что регулярные физические упражнения умеренной интенсивности дают силу и энергию, помогают справиться со стрессом, нормализуют сон и т.д. Среди опрошенных студентов 65% юношей и 60 % девушек регулярно посещают занятия по физической культуре в университете, 23 % юношей и 32 % девушек посещают занятия время от времени, 12 % юношей и 7 % девушек являются злостными прогульщиками. Немного огорчили ответы про то, для чего студенты посещают занятия по физической культуре. Так 70 % юношей и 75 % девушек посещают занятия ради получения зачета. Такие причины как «нравится» и «желание поддержать себя в форме выбрали» 30 % юношей и 20 % девушек, а вот то, что это «полезно посещать занятия» выбрали всего 5 % девушек. Также 55 % юношей и 40 % девушек будут заниматься физической культурой и спортом самостоятельно после окончания университета.

Ни для кого не секрет, что активный образ жизни необходим для поддержания жизненного тонуса организма. Так 27 % юношей и 34 % девушек стараются совершать ежедневные пешие прогулки и проводить активно выходные дни, 46 % юношей и 58 % девушек совершают прогулки время от времени и выходные проводят по настроению, и 27 % юношей и 8 % девушек не гуляют совсем и выходные предпочитают проводить за книгой, компьютером или телевизором.

Что касается вредных привычек, то среди юношей 29 % курят ежедневно, 15 % пару раз в неделю, 12 % иногда балуются и 54 % не курят совсем. Среди девушек 16 % курят постоянно, 38 % иногда балуются, а 46 % не курят совсем. Из спиртных напитков самым популярным у юношей является пиво – 65 %, 22 % предпочитают более крепкие напитки (водка, коньяк, виски), 10 % употребляют вино, шампанское и 3 % никогда не употребляли спиртных напитков. У девушек 73 % предпочитают вино и шампанское, 20 % употребляют пиво, 6 % предпочитают более крепкие напитки (водка, коньяк, виски) и только 1 % никогда не употреблял спиртных напитков. Практически все студенты не злоупотребляют спиртными напитками и стараются употреблять их только по праздникам.

Таким образом, почти все студенты четко представляют себе, что такое здоровый образ жизни, для чего он необходим, но при этом мало кто его полностью соблюдает. Причины не соблюдения самые разнообразные: нехватка времени, средств, лень, наличие вредных привычек. Но практически все, так или иначе, имеют отношение к физической культуре и спорту.

Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между людьми, негативное отношение к вредным привычкам.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» . В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений - самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад» . В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» . Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про-исхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обла-дая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со-знанием молодежи, приобретая универсальный харак-тер. Начинает превалировать тенденция к усилению про-цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель-ским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» .

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) - получение образования; в третью очередь (17%) - работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования .

Таблица 1. «Цели современной молодёжи»

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» . Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).

Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей .

Образование, профессия

Получить от жизни больше удовольствий

Деловая карьера

Мир (чтобы не было войны)

Действия ради будущего России

Идеалы, вера

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

Стабильность.

Свобода.

Уважение к старшим.

Бог (вера в Бога).

Патриотизм.

Долг и честь.

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

Культ денег;

Безразличие и индивидуализм.

Вседозволенность.

Циничный прагматизм, культ карьеры.

Крах семьи.

Социальное иждивенчество.

Сексуальная распущенность.

Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.

Коррупция.

Ксенофобия .

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

Внеинституциональная культурная самореализация;

Отсутствие этнокультурной самоидентификации .

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических исследований среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка» . (См. Табл.3).

Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде

Перечень явлений

Отрицательная оценка

Равнодушие

Положительная оценка

Нарушение общественного порядка

Национализм

Экстремизм

Незаконное обогащение

Иждивенчество

Равнодушие

Беспринципность

Потребительство

Подражание западному образу жизни

Праздный образ жизни

Приспособленчество

Карьеризм

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

Список литературы

  1. С.Г. Плукин Ценностные ориентации // http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii
  2. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
  3. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
  4. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
  5. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702 .
  6. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  7. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.
  8. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt .
  9. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.
  10. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.

В. Е. Бобровская, Н. С. Верина

Россия, Ульяновск

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» . Именно этими знаменитыми строками начинается священное писание христиан – Библия. Всем известно, что православие оказало большое влияние на становление культуры и формирование истории нашего государства. В нашей статье мы попробуем выяснить, как современная молодежь относится к религии.

Итак, почему мы решили в своей статье рассматривать именно молодёжь?

Существует всем нам известное понятие «Молодежи принадлежит будущее». Смысл этой фразы не будет потерян, если современная молодежь будет в состоянии обеспечить будущее не только нашей страны, но и церкви. Мы считаем, что современная молодёжь утратила духовные ценности, утратила значение религии, что вызвало потерю веры в любовь друг к другу, добро, справедливость и милосердие. Суть нашей работы заключается в проверке религиозности людей, а также в исследовании уровня знаний содержания религии.

По данным Европейского социального исследования, российское общество делится примерно на две почти равные части: 49% россиян относят себя к последователям религии, 48% нет .

Чтобы выявить, насколько молодые люди приближены к церкви, мы воспользовались методом опроса. Для этого мы составили анкету, которая содержала вопросы:

Общее число участников составило 120 человек, которые являются студентами. Студенчество, это тот период, когда человек задумывается над вечными вопросами: «В чем смысл моего бытия?», «Как мир сделать лучше?». Поиск ответов на эти вопросы, дает стимул к построению жизни. Тяга к получению истины заставляет обращаться туда, где ощущают присутствие правды. Именно поэтому, им необходима поддержка с помощью, которой они смогут улучшить знания в окружающей их реальности. Таким атрибутом на протяжении многих столетий являлись Божии заповеди.

Анализируя проведенную работу, можно сказать о том, что 89% отметили то, что Бог существует, а религия – это мировоззрение и вера в Бога. Также они пояснили, что именно вера в Бога дает внутреннее душевное успокоение, моральную поддержку, надежду и уверенность в себе. Бог же для них это, прежде всего создатель мира и света на земле, Всеведающий и Всемогущий. Но есть и другие мнения: 9% опрошенных считают себя верующими, хотя представления о религии у них не имеет ясного содержания, 3% вообще отрицают существование Бога.

91% опрошенных нами студентов стараются принять участие в церковных праздниках, хотя церковь посещают очень редко.45% молодых людей ходят в храмыи церкви от одного до нескольких раз в год, 15% вообще не посещают, 2% ходят каждую неделю, а 38% ссылаются на недостаток времени для

посещения церкви. Дело в том, для того, чтобы исповедовать веру, необходимо постоянно производить над собой усилия, ведь у религии есть определенные ограничения и нормы поведения. Люди перестали относиться к религии, как к высшему, спасительному, высокодуховному. Молодёжь вспоминает о Боге и церкви только тогда, когда наступает период отчаяния и беспомощности. Но после отступления невзгод, о Боге снова забывают. 1% респондентов глубоко верующие, следуют всем религиозным обрядам, соблюдают традиции и каноны церкви.

У молодёжи, стремящейся к религиозному росту, наблюдается низкий уровень знаний, отсутствует стремление к духовному совершенствованию. Во-первых, издавна в становлении личности самую важную роль выполняет

семья. Именно в ней закладываются основы воспитания, соответственно и отношение к религии. В современном мире родители не считают церковь одной из составляющих в формировании нравственности ребенка, они не посещают храм Божий, соответственно нет примера для подражания. Все мы знаем о введении нового праздника-Дня любви, семьи и верности. Этот праздник проходит в день памяти «Петра и Февронии», он помогает нам понять, что такое брак и семейные ценности, на примере жития князя и его супруги. А как сказал Святейший Патриарх Кирилл – «Без возрождения семейных ценностей невозможно возрождение России». Как нам кажется, этот праздник ориентирует сознание молодёжи на одну из главных ценностей. Во-вторых огромное влияние оказывают детские сады и школы, учителя и преподаватели.

Многие века религиозное учение было главной педагогической системой.

Целью, которой является: организация жизни и деятельности человека, воспитание в нем, с раннего детства, норм общественного поведения и культуры, формирование системы ценностей. Религия способствует социализациииндивида. Она дает успокоение душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека. Дарует верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных ситуаций, которые кажутся безвыходными. Таким образом, религия является одной из сфер жизни общества, это необходимый аспект жизнедеятельности в становлении человека и общества. В современной традиционной школе не преподают Закон Божий, не пропагандируют религию, одним словом не уделяют ни капельки внимания религии, одному из главных аспектов формирования нравственности человека. И к великому сожалению, в наше время к нынешним педагогам многие стали относится без чувства глубокого уважения и почтения, как к своему наставнику. Когда в те времена педагогу преклонялись и неукоснительно следовали его слову.

Важно отметить, что помимо семьи, школы на формирование нравственности молодёжи, в современном мире нано технологий огромную роль играют средства массовой информации и интернет ресурсы. Мы с сожалением должны признавать, что интернет-ресурсы и средства массовой информации предоставляют нам очень ограниченные возможности для нравственного просвещения и духовного роста молодёжи. Последствием предоставления информационных услуг Интернет-ресурсами и СМИ является влияние на психику и разум молодых людей. Мы хотим призвать журналистов, руководителей, редакторов, всех кто связан со средствами массовой информации — давайте не будем допускать распространения среди молодёжи безнравственного поведения, вражды и ненависти по отношению друг к другу. Давайте будем двигаться в сторону добра и духовного совершенствования.

Нынешнее молодое поколение – первое поколение молодых людей, родившихся или выросших после распада СССР, в первые годы становления новой российской государственности. Через 10-15 лет именно от него будет зависеть, какая судьба ждет в ХХI в. Россию с ее многонациональным обществом и исторически сложившимся ядром – русским народом. Чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому ему равно необходимы как материальная, так и духовная поддержка. Лишь достигнув гармонии между общенациональными идеалами, личными и семейными интересами, оно сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример, и на которое будут равняться потомки.

(Материал взят из книги История науки и техники глазами молодых исследователей — А. Можайского)

Молодежь и религия

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста,

и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Все мы знаем, что так начинается самое главное писание христианства – Библия. Православие сыграло большую роль в истории нашей страны так и в формировании культуры. В данной статье мы попытаемся проанализировать отношение современной молодежи к религии на примере христианства и частично затронем и другие верования.

Почему именно мы рассматриваем молодежь? Ведь именно современная молодежь будет носителем культуры в том числе и религиозной в ближайшее время. Более старшее поколение от на все же немного отличается. Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей.

В последнее время часто проводились исследования религиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.), всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.

В конце 1990-х гг. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем было проведено три общероссийских исследования: первое - в ноябре-декабре 1997 г., два других - в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежи до и после экономического кризиса 1998 г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, колеблющимися между верой и неверием - 27 %, 13,9 % безразлично относятся к религии, неверующих -14,6 %. В отличие от предыдущего исследования, в этом очевидно разделение респондентов на конфессиональные подгруппы. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православных можно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих в сверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и даже среди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 г. вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. С.А. Зутлером сделан вывод, что кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие - религиозные или атеистические - воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.

В 2000-х гг. религиозная ситуация сильного изменения не претерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласно полученным Центром социального прогнозирования данным (2005 г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога), ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы). Однако религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих - особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

В это же время, в 2006 г., лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ было проведено исследование религиозности молодежи, результаты которого рассмотрены Н.В. Клинецкой: верующих в Бога, но не соблюдающих религиозные обряды и правила, по России 58,2 %, однако глубоко верующих - всего 2,3 %. При этом 80 % молодежи считают себя верующими в той или иной степени, но только половина из них являются приверженцами какой-либо конфессии, более 90 % склонны отдавать предпочтение православию. Н.В. Клинецкая отмечает, что среди многочисленных исследований, проводимых лабораторией проблем молодежи, данный опрос впервые зафиксировал влияние религиозности молодежи на чувство патриотизма. В целом, как видим, за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С.А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н.В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.

Как показывают исследования религиозность выросла. Но это все исследования, которые я, да и Вы лично не проводили. Давайте сами попробуем проанализировать ситуацию. У многих есть бабушки и дедушки, да и родители которые ходят в церковь, соблюдающие церковные обряды. Кто слышал от них: «Не делай так, а то боженька накажет». Они нас учили, что надо ходить в церковь, благодаря этому молодежь до сих пор есть в церквях. Но редко кого туда тащили волоком, сами шли. Да и Библию, нам на ночь не читали, как то само получается, что мы интересуемся церковью сами по себе. Кое-что мы переняли у старших поколений без особого давления с их стороны. Значит нам это надо. Мы сохранили веру, пронесенную русским народом через многие испытания, выдержали проверку советской атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостность российской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившее религиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можно рассматривать в качестве необходимого условия религиозного ренессанса.

Но та ли это религиозность которую нам проповедует православная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь. как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов.

Отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том что при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те кто себя считают неверующими, не смотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха и рождество.

Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». Для молодежи венчание – красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание – торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когда молодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей. Другой момент – венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания».

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.

Получается религия стала прагматичной, хотя на мой личный взгляд она такой и была, только изменилась цель. Сейчас это для того, что это «хорошо» само по себе. А раньше этим пытались себе вымостить дорожку в рай.

А на самом деле……

Хочу оставить свое, сугубо личное мнение, которое вряд ли кого интересует, но статья то моя, потому что хочу то и пишу: Из-за того что придумали рай и ад, религия оказалась кассой где за хорошие поступки продают билетики в хорошую загробную жизнь, а это есть – эгоизм, пусть и в несколько иной форме. Бог может и есть, не знаю, но наверняка ему не надо было преклонение и постоянное внимание с нашей стороны, у него и без того много дел. И если он, как говорит библия, нас любит, то он хотел бы, что мы жили хорошо. Так что давайте, давай те будем добрыми, честными, щедрыми, любящими и т.д. не для того что бы попасть в рай, а сделаем здесь свой. Мир Вам.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх