Общие основы педагогики. Основные принципы воспитания
Принципами воспитания принято называть наиболее фундаментальные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Принципы организации воспитательной работы вытекают из общих принципов воспитания и организационных особенностей внеучебной работы в школе.
Поскольку воспитательная работа организуется вне учебных занятий и школьники участвуют в ней на добровольной основе, решающим условием для осуществления воспитательной работы в ученическом коллективе является её привлекательность для учащихся. Однако деятельность, привлекательная для детей, не всегда является воспитывающей, и глубоко ошибочно довольно распространённое в школьной практике мнение, согласно которомувоспитательная ценность выражается фразой «детям понравилось». Такой «псевдогуманистический» подход неверен, потому что,
во-первых, он все функции воспитательной работы фактически подменяет одной – развлекательной,
а во-вторых, если детям нравится бить стёкла в окнах домов, издеваться над слабыми и грубить старшим, то вряд ли надо кому-то доказывать, что такие интересы поддерживать нельзя.
Исходя из вышесказанного, в качестве общего требования к организации внеучебной воспитательной работы выдвигается требование сочетания увлекательности и педагогической действенности (условно назовём его нулевым принципом). Это требование отражает суть воспитательной работы : нет заинтересованности воспитанников – нет работы (иначе говоря, нет деятельности, в которой активны как педагог, так и воспитанник); нет педагогической действенности – нет воспитательной работы (т.е. осуществляемая педагогом и учащимися работа утрачивает воспитательную ценность, перестаёт быть воспитывающей).
Для реализации «нулевого принципа» необходимо учитывать (знать, постоянно изучать и соотносить с целями и задачами воспитания) возрастные особенности учащихся и уровень развития данного ученического коллектива, групповые и индивидуальные интересы, актуальные потребности воспитанников, их способности, наклонности, ценностные ориентации.
Сочетание увлекательности и педагогической действенности должно реализовываться в сочетании с другими принципами организации воспитательной работы:
1. Принцип гуманистической ориентации воспитательной работы требует уважительного отношения к каждому человеку, прежде всего, к ребёнку как главной ценности в системе человеческих отношений. Принцип гуманистической ориентации означает преобладающий субъект-субъектный характер педагогических взаимодействий, при котором педагог и воспитанник являются равноправными участниками педагогического процесса. Применение этого принципа означает также, что деятельность учащихся в организуемой педагогом воспитательной работе должна иметь добровольный и посильный характер.
2. Принцип социальной адекватности воспитательной работы заключается в том, что воспитательная работа в школе должна организовываться в соответствии с социальной ситуацией, соотноситься с конкретными общественно-экономическими условиями. Соблюдение этого принципа подразумевает организацию в школе условий для формирования у воспитанников готовности к жизни в обществе, к решению социальных задач, соответствующих их индивидуальным особенностям. Принцип социальной адекватности требует сотрудничества школы с семьями учащихся и общественностью в организации воспитательной работы.
3. Принцип создания единой воспитывающей среды . Практическая реализация этого принципа в школе означает, что в организации деятельности участников воспитательного процесса (не только детей, но и взрослых) должны соблюдаться:
- единство (т. е. непротиворечивость) требований к воспитанникам;
- единство предметно-пространственной среды;
- единство слова и дела: слова участников воспитательной работы не должны расходиться с делами, и в первую очередь это касается педагогов (не требуйте с воспитанников делать то, чего никогда не делаете сами; не давайте пустых обещаний, а если пообещали что-то детям, то выполняйте и т.д.);
- общность и гармоничное сочетание целей индивидуальной и коллективной деятельности воспитанников;
- общность интересов;
- общность деятельности;
- школьные традиции;
- единство школьного, семейного и общественного воспитания.
4. Принцип продуктивности педагогического общения . Продуктивность педагогического общения – показатель того, насколько общение педагога с учащимися способствует их воспитанию. Специфика воспитательной работы заключается в том, что вне учебных занятий педагогическое общение приобретает более свободный, неформальный характер, его трудней спланировать и проанализировать, однако и продуктивность его может быть очень высока. Осуществление этого принципа связано с выполнением следующих условий:
- владение педагогом инициативой в общении с воспитанниками (для воспитанников не обязательно должно быть очевидным, что инициатива в процессе общения находится в руках педагога);
- диалогичность педагогического общения, его субъект-субъектный характер (не «допрос» ученика, а стимулирование педагогом его активности в общении);
- многоканальность общения (не только через слово, но и через жест, мимику, интонацию, взгляд);
- богатство и разнообразие ситуаций педагогического общения (это условие подразумевает постоянное соотнесение педагогом ситуативной цели общения с задачами воспитания, умение видеть «педагогический смысл» в любой ситуации);
- соответствие общения этическим нормам.
5. Принцип активности и самодеятельности воспитанников . Воспитание эффективно только при условии, если оно осуществляется на основе активности самого ребёнка в его взаимодействии с окружающей средой. Воспитательная работа имеет большие возможности для организации активности и самодеятельности воспитанников на разных этапах её осуществления, и эти возможности необходимо максимально использовать.
6. Принцип личностной направленности воспитательной работы предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них и организацию их жизнедеятельности в соответствии с индивидуальными особенностями.
7. Принцип содержательной и организационной целостности воспитательного процесса на учебных занятиях и во внеучебной работе . Внеучебная воспитательная работа должна быть логичным продолжением работы учебно-воспитательной: опираться на знания и опыт учащихся, приобретённые на учебных занятиях; не противоречить общим принципам целостного педагогического процесса; координировать воспитательные воздействия учителей-предметников и т.д.
8. Принцип преемственности в осуществлении этапов воспитательной работы и функций управления воспитательным процессом . Этапы воспитательной работы и управленческие функции должны осуществляться последовательно, логично следовать друг за другом и образовывать законченные циклы, в которых педагогический анализ является концом предыдущего цикла и началом следующего. Воспитательные циклы могут быть различны по продолжительности и воспитательной ценности: отдельное воспитательное дело, система воспитательных дел и мероприятий, воспитательная работа в течение четверти, года и т.д.
9. Принцип единства педагогического требования и педагогической оценки . Сущность этого принципа заключается в том, что педагогическое требование обязательно должно подкрепляться педагогической оценкой, а педагогическая оценка даваться с учётом предъявленным к воспитаннику требований. В противном случае требование и оценка существенно или полностью утрачивают свою действенность.
10. Принцип создания благоприятных социально-психологических условий для развития личности и социализации воспитанников означает создание благоприятного социально-психологического климата в ученическом коллективе, установление конструктивных и доброжелательных взаимоотношений учащихся с педагогами, организацию ситуаций успеха.
11. Принцип создания благоприятной предметно-пространственной среды воспитания подразумевает комфортную, безопасную для здоровья, информативную и эстетичную организацию пространства, окружающего воспитанников в школе.
P.S.
В поисках целей и принципов формирования современной цивилизованной личности сегодня часто упускается такой аспект как трудовое воспитание. И вот результат: многим даже элементарное самообслуживание становится в тягость, а поддержание чистоты и порядка всё чаще доверяют клининговым компаниям – фирмам, специализирующимся на уборке помещений. Одной из таких фирм является московская клининговая компания Chisto , которая обеспечивает чистоту не только в офисах, но и в частных помещения. В число услуг этой компании, помимо «традиционного» клининга, входит санитарная обработка, а также подбор для своих клиентов постоянного персонала.
Воспитание есть одна из основных педагогических категорий. Она тесно взаимосвязана с другими педагогическими категориями и имеет достаточно сложную структуру. Процесс воспитания основан на принципах, которые необходимо знать любому педагогу. Принципы воспитания – это определенная система требований к процессу воспитания, их много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них. На выборе педагога, на том, каких принципов воспитания он будет придерживаться, основан научно-педагогический процесс.
Как правило, принципы воспитания вначале формулируются в виде педагогической теории или концепции, и проверяются на адекватность в ходе проведения педагогического эксперимента или непосредственно на практике. В связи с тем, что с течением времени в обществе происходят самые различные изменения, педагогической науке постоянно требуется обновление принципов воспитания .
История вопроса
В советский период главными были принципы воспитания, связанные с теорией построения коммунизма, создания коммунистического общества. Суть их главным образом состояла в сочетании руководства педагогов и самостоятельной деятельности учащихся, а также в сочетании уважения и требовательности к личности. Этой эпохе свойственен строгий, подчас тоталитарный, контроль старшего поколения над формированием младшего.
Настоящее время представляет собой эпоху развития гуманистической педагогики . Предпосылки для ее развития существовали в России с самых древних времен и вплоть до 19 века, а потом и в начале 20 века. Это были теории и научные работы отечественных и зарубежных педагогов. Важную роль в становлении гуманистической педагогики в России сыграли концепция педоцентризма Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори , Вальфдорская педагогика , автором которой является Р. Штайнер , и некоторые другие.
Наибольшую поддержку гуманистическая педагогика получила через гуманистическую психологию К. Роджерса , которая была основана на безусловной любви к ребенку, принятии его таким, какой он есть, психолого-педагогической поддержке и прочем. Кроме того, на окончательное обращение отечественного воспитания к гуманистической педагогике повлияли развитие демократии и изданные ООН «Конвенция о правах ребенка» и «Декларация о правах человека» .
Основные принципы гуманистического воспитания
Принципы воспитания
Рассмотрим самые основные принципы гуманистического воспитания . В различной научно-педагогической литературе могут встречаться их различные вариации. Во-первых, по концепции гуманистической педагогики , воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности. От педагога требуется не просто изложить ученикам материал, но и поработать с каждым из них индивидуально, опираясь на особенности каждого из них. Во-вторых, процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.
В-третьих, главным фактором успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей. В интересах педагога побудить воспитанника к самостоятельной деятельности. Если ученик сам будет стремиться к получению знаний, то педагогический процесс будет идти намного легче и интереснее. Четвертый принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника. Этот принцип связан с адаптацией воспитанников к взрослой жизни, расширением их опыта и научением их использовать свои теоретические знания на практике. Пятый принцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых. Этот принцип также направлен на адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Кроме того, коллектив – это очень мощное педагогическое средство.
Шестой принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них. Акцентируя внимание на положительных качествах ученика, педагог побуждает его развивать их и подавлять отрицательные качества. Однако этот принцип отнюдь не состоит лишь в восхвалении. Он должен сочетать в себе одновременно уважение к личности учащегося и требовательность к ней. И последний принцип заключается в сочетании активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога. Конечно же, педагог должен направлять деятельность своих воспитанников. Но при этом ни в коем случае не подавлять их инициативу, потому что подавление активности неминуемо остановит развитие личностей учащихся.
Обобщая все вышесказанное в единую мысль, получим следующую картину: воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.
Принципы воспитания
В истории школы и педагогики к настоящему времени сложились классические, традиционные принципы, которые признаются более или менее всеми, подтверждены опытом и исследованиями, отражают наиболее существенные закономерности процесса воспитания. Они составляют основу, систему принципов и свидетельствуют об определенном понимании процесса воспитания, не только того, какой он есть, но и того, каким он должен быть и что педагоги должны делать, чтобы воспитание проходило более успешно. Принципы, будучи системой ведущих идей, требований к процессу воспитания, не только отражают законы и формулируются на их основе, но могут быть результатом педагогической воли, выбора тех, а не других принципов.
Кратко опишем содержание принципов.
Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности. Понятно, что это наиболее общее требование к процессу воспитания: главная ценность воспитания - человек, раскрытие и развитие его способностей. Такой подход вполне соответствует гуманистической направленности системы образования и шире - всей социальной сферы. Не случайно в международных стандартах по оценке степени развития государств в мире вводится еще один критерий - «человеческое измерение», «качество жизни», кроме традиционных, главным образом экономических, показателей. Ученых, психологов и педагогов, философов и социологов, а также биологов и всех, занимающихся широкими антропологическими проблемами, этот подход ориентирует на дальнейшее изучение и разработку проблем развития человека. Не случайно также, что среди педагогических дисциплин возродилась отрасль, названная в свое время К. Д. Ушинским педагогической антропологией, а антропологический принцип обосновывается как методологический принцип педагогики.
От воспитателей же и учителей это требует сменить педагогическую позицию, направить усилия не столько на формальное изучение дисциплин по программе школы и на формальную воспитательную работу, сколько на развивающую работу с каждым учеником. Есть, правда, неверная тенденция противопоставлять ориентацию на знания, программу ориентации на личность. Правильнее думать, что развивать человека, совершенствовать его возможности можно лучше всего, если обеспечивать именно полноценное обучение. Не следует противопоставлять развитие личности обучению. Еще Л. С. Выготским, и не только им, доказано, что обучение, равно как и воспитание, ведет за собой развитие.
Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения. В сущности, принцип воспитания в процессе освоения культуры - это более широкое толкование тезиса «обучение ведет за собой развитие». Человек становится человеком только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой, эта мысль есть уже в самом понятии воспитания и известна давно. Новое здесь для процесса воспитания в современных условиях то, что в культуре педагогика делает акцент на ценностях. Это в теории воспитания порождает ценностный (аксиологический) подход к определению целей и содержания воспитательного процесса. Особенно актуально это для России сегодня, когда идет поиск национальных ценностей, идеологии, стимулирующих развитие страны и общества и одновременно не отгораживающих нашу страну и ее граждан от мирового сообщества.
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом - это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни. Направленность воспитания на успешное вхождение учащихся в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулируются как компетенции, т. е. способности выпускника не столько воспроизводить теории и правила, сколько уметь получать и использовать информацию, осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, разрешать конфликты и т. д. 3
Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеучебной деятельности детей должны обсуждать с ними жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, программы и богатая событиями жизнь ближайшего окружения детей, а также страны и мира дают для этого большие возможности.
Следуя принципу связи воспитания с трудом подростков и молодежи, школа, семья, общество должны организовывать разнообразную трудовую деятельность учащихся, вовлекать их в труд. Возникает, правда, вопрос: какой труд и с какими целями? Есть учебный труд - в мастерской, на школьном участке; труд по самообслуживанию - уборка в школе, интернате, дома; общественно полезный труд - участие в делах на пользу района, города, благотворительные акции. Имеется и производительный труд, дающий продукт, товар и прибыль. Насколько можно вовлекать школьников во все эти виды труда? Чем руководствоваться в решении этого вопроса? Но есть еще и труд подростков, непосредственно не связанный с процессом воспитания, - это их работа в свободное от учебы время. Теперь и в России свободная частичная трудовая занятость учащейся молодежи стала распространенным явлением. Насколько это совмещается с процессом воспитания в школе и как соотносится с целями воспитания и социальными проблемами - эти вопросы должны решаться на основе принципов воспитания, исторического опыта и остроты сегодняшней ситуации.
Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности. Воспитатели должны знать виды деятельности: учебно-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная. Иначе говоря, существуют великие воспитатели, средства воспитания: игра, учеба, искусство, спорт, труд, природа, общественная жизнь. А. С. Макаренко иронизировал над родителями и педагогами, которые считают, что воспитывать - значит действовать нужными словами, т. е. читать мораль. Настоящий педагог должен уметь делать многое, владеть названными средствами воспитания и увлекать всем этим воспитуемых.
Принцип воспитания с опорой на активность личности. Воспитанники могут учиться, принимать участие в жизни школы, класса, в праздниках и труде, что называется, из-под палки, участвуя во всем лишь внешне, формально. Такая деятельность малополезна. Условие воспитания - активная, познательная деятельность воспитанников, такое состояние, когда они во-лечены в деятельность внутренне, психологически, морально. Это значит, то деятельность имеет для них смысл, личное значение, хотя это не всегда сознается. Активность проявляется в интересе, в ответственности, в положительных эмоциях и многом другом. Такое поведение говорит о внутренней работе: о формировании и развитии потребностей, направленности, установок, склонностей, эмоций и воли, привычек, характера - всего того, то составляет личность. Таким образом, воспитывающая деятельность тогда эффективна, когда основана на внутренней «работе» и в свою очередь вызывает, стимулирует этот личностный рост.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Во-первых, необходи мо формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы и ценности, цели со своими личными. Конечно, это серьезная социокультурная проблема, но для воспитания это определенная моральная ценность и цель.
Во-вторых, участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, на производстве, является мощным воспитывающим средством. В-третьих, педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.
Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников. Воспитание по определению является руководством деятельности воспитуемых, педагог не бросает на волю случая развитие отношений в классе, общение, взаимодействие. Вместе с тем все регламентировать, подавлять инициативу - значит препятствовать развитию воспитуемых. Поэтому воспитатели должны насколько возможно поручать воспитанникам организацию и выполнение всего того, чем они занимаются в учреждении: самообслуживание, игры, общественную работу. Инициатива, творчество, самостоятельность воспитанников проявляются в таком явлении, как самоуправление - участие их в организации и регулировании собственной жизни в учреждении. Для этого создаются, например в школе, органы ученического самоуправления, постепенно вырабатываются их функции, складываются традиции, законы жизни детского учреждения. Педагоги должны опасаться искусственного, формального самоуправления. Его не будет, если у детей есть общие цели и интересы, жизнь школы наполнена разнообразными занятиями, событиями, если для каждого есть дело, если педагоги и ученики заняты общими делами, важными и нужными для всех.
Принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему. Это положение ярко и убедительно прозвучало у А. С. Макаренко и подтверждено его опытом, а также практикой многих школ и учителей: не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Педагогическое требование - это метод воспитания, предполагающий соблюдение норм, выполнение правил поведения, норм отношений между людьми, принятых в обществе, и многое другое. Без этого вообще невозможна жизнь. Вместе с тем взаимодействие и взаимоотношения воспитателей и воспитуемых должны основываться на гуманизме и уважении. Моральные нормы общества и профессии, профессиональная этика требуют от воспитателя такого же отношения к воспитанникам, как и ко всем другим членам общества, взрослым. Часто, однако, воспитатели пренебрегают этим, нарушая нормы морали и профессии, считая, что с воспитуемым можно обращаться иначе.
Конвенция ООН о правах ребенка является документом, который ориентирует учителей на гуманное уважительное отношение к ребенку, на соблюдение правовых и этических норм в педагогическом процессе.
Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на знании психологии человека, на педагогической практике. В любом, даже очень трудном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружением. Поэтому А. С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верить в его возможности и желание быть хорошим человеком и членом общества. Поэтому психология и педагогика рекомендуют учителю: не следует постоянно укорять школьника за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а напротив - хвалить, поощрять, поддерживать то позитивное, что есть в нем. Следует осуждать не человека, а его неверный поступок. Следует часто даже в неправильном поступке увидеть хорошее и сказать об этом: в упрямстве - настойчивость и волю, в непоседливости - любознательность. Необходимо также создавать ситуацию успеха для ученика, увлекать доступной перспективой, планами и др.
Чтобы успешно следовать этому принципу, необходимо изучать учеников, их семьи, друзей, компании, их особенности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. Например, младшие школьники иначе, чем старшеклассники, пересказывают, запоминают, общаются и т. д. Возрастные особенности детей обязывают учителя правильно выбирать характер общения, помощи, методы воспитания детей разного возраста.
Индивидуальные особенности людей также требуют учета в воспитании. В дифференциальной психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций в поведении, изучаются и описываются отклонения в поведении, психология одаренных, способных и, с другой стороны, людей, имеющих проблемы в развитии. Все это помогает воспитателю вести адекватную работу. При этом готовых ответов может не быть, и надо, как было сказано, изучать воспитанника и условия его развития, чтобы видеть проблемы в его формировании и найти правильные средства воспитания. Воспитатель в таких случаях должен работать совместно с психологом, врачом, социальным педагогом.
Принцип единства требований (школы, семьи, общества). Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, улица учат другому. Родители сдают детей в школу и снимают с себя ответственность за воспитание. Даже учителя внутри школы действуют не всегда согласованно. Конечно, школа одна не решит этой проблемы, но процесс воспитания в школе, действия учителей должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, даже единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и школы. Для этого общество, отчасти школа должны работать с семьей и социальным окружением подростков и детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в известной мере педагогом и быть ответственным за свое непедагогическое поведение.
Описанная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требований к процессу воспитания. Читатель должен заметить, что все принципы тесно связаны между собой, характеризуя общий взгляд современной науки на воспитание.
Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.
Общие принципы воспитания : принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.
Принципы социального воспитания : принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.
Дадим краткую характеристику каждому из общих принципов воспитания.
Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.
Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.
Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принципа является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур.
Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно, воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.
Теперь рассмотрим более подробно принципы социального воспитания.
Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества.
Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. Процессы адаптации и обособления предполагают накопление опыта жизни в обществе, а также создание оптимальных условий для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.
Принципы воспитания имеют следующие особенности. Во-первых, они обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике. Во-вторых, принципы воспитания предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса. В-третьих, все принципы воспитания равнозначны.
Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.
Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.
В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.
П.И. Пидкасистый к принципам воспитания относит ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.
В целом к принципам организации педагогического процесса относятся: принцип гуманистической направленности; принцип связи с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу; принцип научности; ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.
В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников : принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи, общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; принципы прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
Принципы представляют собой руководящие положения, которые при разных условиях и обстоятельствах требуют последовательности в действиях.
Принципы воспитания – это исходные и главные требования, на основе которых основывается процесс воспитания, а также его содержание и организация.
Принцип гуманизма в воспитании. Этот принцип требует обычных отношений между учителем и учеником. Здесь ученик – это главная ценность, которая имеет свой внутренний мир, интересы, потребности, способности и особенности.
Принцип культуросообразности. В этот принцип входит вопрос о духовном воспитании.
Религиозность придает педагогике нравственную стабильность, доброту и природосообразность.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумом твоим» (Матфей, 22–37).
Принцип личностного функционирования.
Процесс воспитания владеет множеством видов, каждый из которых имеет собственный смысл. В общем процесс воспитания делится на стихийный (социальный, экономический, географический, культурный) и на организованный (семейный, школьный, клановый, политический).
Принцип субъективного контроля. Субъективный контроль применяется в психологии личности при определении способностей человека. Существуют уровни контроля экстернальный и интернальный. Экстернальный уровень обусловливается объяснением людьми всего происходящего внешними факторами (обстоятельствами и случайностями). При интернальном все случающееся рассматривается как следствие собственных усилий.
Принцип веры в ребенка, или оптимистическая гипотеза. Она выражается в бесконечной вере педагога в возможности каждого ученика, в содействии ребенку при его самоутверждении в жизни.
Принцип сотрудничества педагога с детьми.
Этот принцип учит о том, что нужно привлекать детей к общему труду и самосовершенствованию, которые вызывают у них чувство успеха, развития и движения вперед. Главное – это взаимодействие учителя и учеников при движении детей к заданным целям.
Принцип включения личности в значимую деятельность. Этот принцип делится на несколько групп принципов.
I группа – это группа частных принципов, которые считаются с тенденцией личности, ее моральными качествами, интересами и потребностями.
II группа – принципы социального и профессионального опыта.
III группа – это принцип учета персональных психических процессов.
IV группа частных принципов – учет типологических качеств личности.
Эта классификация создана С.В. Кульневичем. Но существуют и другие.
Принцип трудолюбия. Создан К.Д. Ушинским. Гласит о том, что нужно не просто научить воспитанника любви к труду, но и дать привычку к труду, серьезный труд неизменно тяжел.
Принцип народности. Этот принцип гласит о том, что воспитанию нужно отталкиваться от истинных потребностей народа и закономерностей его формирования. Принцип сформулирован К.Д. Ушинским, и он является объединением личныхустремлений с народной волей.
Демократизм как принцип воспитания. Он был назван В.Н. Сорокой-Росинским. Школа не может находиться в стороне от процесса за обновление общества.
Из принципа воспитания вытекают принципы: ориентации на ценностные отношения и принятия ребенка как данности.
Объединение принципов воспитания придает воспитанию характеристики: философическую, диалогическую и этическую.