О развитии творческих способностей ребенка. Замечательное время: зима

Вступление

Результаты исследований учёных доказали , что каждый человек уникален и генетически неповторим. Но почему-то заметнее эта неповторимость именно в детях.

Однако замечено, что по мере взросления многие дети становятся похожими в своих суждениях и творчестве на других. Они словно стремятся жить по принципу «быть как все». И лишь очень немногим удаётся сохранить и развить свою творческую индивидуальность. Таланты нужно культивировать, подобно тому, как хороший садовник ухаживает за плодовым деревом. Развивая способности ребёнка, можно превратить их в таланты. Но, не замечая талантов, можно потерять и способности. Чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы.

До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер.

Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Сегодня мы поговорим об одном из основных направлений развития личности ребенка – рисовании.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст ребенка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4-летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.

Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения. Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то, конечно, у старших ребят быстрее возникнет замысел, так как опыта у них в познании окружающего мира больше.

Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.

Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.

Попробуйте рисовать не только на горизонтальной поверхности, но и вертикальной - карандашами, красками, фломастерами.

Можно прикрепить большие листы бумаги на стены.

Также очень хорошо развивают вкус ребёнка игры на соответствие. Их можно практиковать с четырёхлетнего возраста.

Предложите ребенку две совершенно разные игрушки, например, маленькую изящную пластиковую стрекозу и большую куклу. Затем попросите приносить к каждой игрушке те предметы, которые могли бы быть в их домике. И при этом рассказывать вам, почему этот предмет может быть у стрекозы, но не подходит кукле. Разрешайте использовать не только игрушки, но и окружающие вас предметы быта, одежду, лоскутки ткани.

Другой вариант подобной игры – дать ребёнку множество предметов и предложить разделить их на группы. Пусть ребёнок сам решит, по какому признаку он станет их делить. Например, по цвету, размеру, жёсткости, характерам или любым другим.

Второй этап творчества – составление букетов. Можно практиковать его с 5-летнего возраста. Предложите ребёнку составить букет, например, для того, чтобы украсить кухонный стол. Во время прогулки пусть ребёнок сам соберёт растения и цветы, какие считает нужным. А в группе пусть составит из них букет. Можно составлять букеты из листьев, сухих осенних растений, зимних еловых веточек. Предложите ввести в букеты кусочки фольги, полоски цветной бумаги, пряжу, бусинки на нитях – всё, что придёт в голову юному дизайнеру.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Пожалуй, важнейшим фактором в воспитании творческой личности, является свобода. Свобода выбора, свобода полета фантазии. Кто сказал, что манку нельзя смешат с красками и потом рисовать? Кто сказал, что первая сшитая ребенком кукла должна быть правильной формы? Кто сказал, что черный цвет в рисунке – это признак агрессии и повод задуматься над психической устойчивостью ребенка?

Так что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»

Ленинского района

Методический материал

(для педагогов дополнительного образования и родителей)

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

Составила: Уленко

Светлана Петровна

педагог дополнительного

образования

Кемерово 2014

Содержание

Стр.

Введение

Лучшее средство

освобождения от

вредных привычек

творческий труд ,

направленный на

Общее Благо!

Методическая разработка создана с целью обмена опытом работы объединения (мастерской) по «Художественной обработке древесины и природного материала» для педагогов дополнительного образования, и для родителей, дети которых занимаются художественной обработкой древесины или желающие заниматься этим интересным и полезным делом.

Не только педагоги, но и родители хотят, чтобы их воспитанники и дети были творческими, духовно и нравственно развитыми личностями, личностями самообучающимися, самосовершенствующимися, имеющими цель – служение общему благу, служение обществу. Для этого необходимо знать, что такое творчество, сущность творчества, как нужно развивать и, какие условия нужны для формирования творческих способностей. Психологические особенности также влияют на личность.

Воспитание имеет великое значение, оно есть питание, всему возвышенному и утонченному. Бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Как хорошо сказал по этому поводу А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди».

Вовсе времена в государствах, становившихся центрами культурного развития планеты, воспитание подрастающего поколения играло одну из ведущих ролей. Народ, который участвует в мировой эволюции, который думает о будущем, не может ограничиваться системами образования, ведущими только к развитию интеллекта и росту производительного труда. Недостаточное развитие творческого, духовного начала в человеке, приводит к разложению во всех областях жизни, что мы и можем наблюдать в виде развала экономики, нравственного разложения общества и военных конфликтов.

Сейчас в семьях не все дети слышат колыбельные песни, чувствуют тепло материнских рук, дети привыкают к серой обыденности взрослых.

На педагогов дополнительного образования возложена большая ответственность – лучшими измерениями украшать жизнь и создавать подходящие условия для развития творчества у подрастающего поколения.

1. Что такое «творчество», «развитие творчества», «формирование творческой личности»?

Дети приходят в мастерскую по «Художественной обработке древесины и природного материала», с исполнительскими способностями, в основном. А более сложную и важную сторону – творческие способности нужно предугадать и «вытянуть на поверхность». В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым, но при условии, если это ребенку нравиться. А не так, как иногда это делается: «Мне мама сказала, чтобы я сделал кухонную доску или выточил скалку». А ребенок только пришел, еще не знает ни древесину, ни ее основные свойства - какую древесину можно точить, а какую резать. Современные дети, приходя в мастерскую, не видели и не знают, как называется инструмент, казалось бы, такой простой и всем известный – молоток, ножовка, рубанок. И ребенок сразу разочаровывается не получив быстрого результата.

Сущность творчества – в работе воображения, в предугадывании результата правильно поставленной задачи, в создании усилием мысли некоего образа. Это особое чувство природы, особое чутье. Если ребенку помочь попасть в тон, такт природы – он может преуспеть. В этом суть творчества – в интуиции, в предвидении.

Понятно, что пока ребенок только пришел в мастерскую, ему не доверишь сразу резать резаком, выбирать стамеской рельеф или объем, разработать чертеж парусника. Каждый из упомянутых видов работ требует специальных знаний, умений и навыков. Однако, каждый ребенок может испытать себя, хотя бы, в самом простом – в выпиливании, в конструировании простой игрушки (машина, самолет и т.д.). Но работу необходимо сделать своими руками от начала и до конца. Значение такой работы в формировании личных качеств и трудового становления чрезвычайно велико и многогранно. Эта работа помогает развить такие качества, как уважение и любовь к труду, пытливость ума, целеустремленность, волю, умение самостоятельно добывать и осваивать новые знания, стремление принести реальную пользу.

Брусок в тисках,

Рубанок в руках.

Стружка появляется,

Владик удивляется.

Вот так чудо инструмент,

Построгает все в момент!

(фото №1)

Уровень развития интересов и способностей первоклассника определяется мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей. Мама Влада, не считаясь своим личным временем, находит возможность водить ребенка в мастерскую, где он постигает навыки не только творчества, но и труда. Я, как педагог поддерживаю позицию Б. М. Теплова, что творческие способности человека можно развивать в процессе практической деятельности. И если ребенок проявляет повышенный интерес к знаниям и практической деятельности по обработке древесины, то необходимо поддерживать этот интерес и направлять к творческой деятельности.

Никита лобзик в руки взял

И все, что он нарисовал:

Корабль в море и дельфина –

Пофантазирует – и вот картина.

(фото №2)

Учитывая индивидуальные способности ребенка, создавая ему определенные условия адаптации, оптимальные условия развития творческих способностей, казалось бы, обеспечена успешность, но возникают причины тормозящие развитие и причина эта – родители, которые наказывают ребенка любимым занятием (не выучил уроки, не успел сделать домашнее задание, не прибрался дома) - эта позиция родителей неверная и приходиться объяснять и уверять, что этим как раз не исправишь положения.

Рожнов Андрей сразу не мог определиться в своем выборе – выпиливание, простая резьба (треугольно-выемчатая) его не увлекла, его заинтересовала объемная резьба, а это надо обладать ассоциативным видением. И этот дар он в себе стал развивать. В настоящее время увлечение переросло в «хобби», в

свободное время он приходит и работает:

(фото №3)

другу на день рождения вырезал скульптуру «Боксер», так как он увлекался этим видом спорта.

Творческая работа знакомит детей с чувством радости,

рожденным творчеством. Когда ребенок создает что-то, что до его никто не создавал - это не забывается.

Рубил, пилил и резал,

С
тамеской выбирал,

И через две недели -

Русалочку создал.

(фото 4)

Творчество – стимул прогресса, «мост» от знаний, полученных в объединении «Художественная обработка древесины и природного материала», к знаниям специальным, производственным, к профессии. Только нужно предостерегать детей от слепого копирования того или иного изделия по готовым шаблонам. Гораздо приятнее в изделиях, сделанных своими руками, видеть элемент нового, пусть даже это новшество невелико. Здесь важен первый толчок, начальная идея, которая дальше будет обрастать новыми идеями, задумками. Здесь надо работать руками и головой и учеба в школе будет идти гораздо легче, ведь вместе с азами творчества расширяется кругозор, быстрее познается то, что очень трудно дается без практики. Детская одаренность имеет большую, как практическую, так и теоретическую значимость. Наиболее популярная идея развития способностей - идея дифференцированного подхода к развитию индивидуума (М. Стар, 1947 г.).

Развитие способностей зависит от многих обстоятельств: от знания свойств и способов обработки различных природных материалов, в данном случае – древесины, пользоваться различными приборами, инструментами, приспособлениями, станками; составлять и читать чертежи, уметь рисовать, составлять композиции. Все эти знания и умения должны приобретаться с детства, и их формирование начинается обычно с освоения ребенком не сложных предметных действий и выполнения операций с простейшими инструментами: молотком, ножовкой, линейкой, отверткой, рубанком, резаком, стамеской.и т. д. (см. фото 1, 2, 3,4)

Для развития способностей очень важно знать устройство и принципы работы различных приборов и инструментов, уметь их изготавливать, ремонтировать. Это и есть те основные виды деятельности, в активных занятиях которыми развиваются и совершенствуются способности и творчество.

В любом виде творчества есть свои особые специализации, которыми ребенок может заниматься. И успешно ими может заниматься при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей и если такие способности постоянно развиваются. В рамках каждого вида деятельности есть свои особенности. Так творческая деятельность в области искусства (художественная обработка древесины) может касаться создания различных зданий и сооружений, (шедевры русского зодчества – Кижи), кораблестроительства, науки (новые технологии изготовления деревянных конструкций), при оформлении интерьеров и т. д.

Диапазон творческих задач необычно широк по сложности, а суть их одна: при решении происходит акт творчества, создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, умение сопоставлять и анализировать, находить связи в зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая, - исполнительская, - может быть переложена и на животных, и на машину.


(фото № 5) фото № 6

XV городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Успех - 2009» Диплом Лауреата 2 место.

Мурзина Сергея мама привела в мастерскую, он любил дома строгать. Художественное воображение у ребенка было развито. У Сергея преобладает чувственное восприятие, способное перерабатывать образную информацию. Мальчик усидчивый, думающий, правда иногда, нетерпелив в получении быстрого результата, что приводит к переделке задуманного. Постоянно приходиться напоминать, чтобы не спешил. «Лучше семь раз отмерь – один раз отрежь».

В жизни трудно отделить разные виды деятельности, и даже невозможно. И человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, в разных пропорциях. Есть виды деятельности, просто пропитанные творчеством.

Творческая деятельность трудна, сложна, но постоянно привлекает детей. Скорее всего, большие трудности могут дать и большие радости, высшие радости – радость преодоления, радость открытия, творчества. Наша жизнь требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Человеку с творческим складом ума легче и сменить профессию, найти творческие изюминки в любом деле, увлечься самому и увлечь других. Перед педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: сделать детей творцами, инициативными, думающими, умеющими мыслить творчески.

Как надо развивать творческие способности:

    Ранее начало (физическое развитие, чтение, счет, плавание);

    Опережающее развитие (инструменты, стройматериалы);

    Максимальное напряжение сил (добираться до потолка);

    Большая свобода в выборе деятельности;

    Помощь взрослых (ненавязчиво). Но надо помнить, что нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него.

К. Э. Циолковский: «…сначала я открывал истины, известные многим; затем стал открывать истины, известные некоторым; а потом, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные. Это и есть становление творческой стороны интеллекта. Задача педагогов – помочь детям встать на этот путь.



(фото № 8)

(фото № 7)

Алексеев Рома учился в школе № 79, православного направления. Простое копирование, каких-работ для него было не приемлемо. Выпускник 2007 года, это был самый талантливый ребенок, победитель многих выставок-конкурсов. Главные темы его работ – военная и церковная (фото № 7, 8).

Я с ним работала не как педагог – ученик, а как соавторы. Вместе придумывали, вместе воплощали задуманное. Для него не жалко было времени. Одаренность, трудолюбие, доброта и увлеченность Романа, сплотила коллектив. Чтобы повысить свое мастерство, он параллельно закончил художественную школу (экстерном).

По мнению Я.А.Каменского «… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновик и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей.

Когда Роману исполнилось 14 лет (переходный возраст), летом я была в отпуске, он «связался» со взрослыми 17 -18 летними мальчишками, научился курить, угнали машину и их задержали, судили - дали условно год. Пришлось побороться за неокрепшую душу. Воспитательная работа велась постоянно: в непринужденной обстановке за чашкой чая, не нравоучительные, а жизненные позиции, которые были направлены на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей.

В
настоящее время Роман учится на плотника-столяра, с уклоном резчика и мечтает все-таки, окончить Губернское училище «Народных ремесел».

(фото № 9)

Как связано обучение и развитие?

Обучение влияет на развитие. Но обучение не может положительно влиять на развитее, если оно организовано как процесс прямого пересаживания знаний из головы педагога в голову обучающегося. Оно эффективно будет способствовать развитию, если организовано как учебная деятельность самих обучающихся. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная и практическая работа самого ребенка как человека, который учится, а не которого учат.


(фото № 10)

Ребята разного возраста и каждый занимается своим делом (работа с литературой, конструирование, резьба, выпиливание, изготовление резака).

Это значит, что не надо вдалбливать книжные премудрости, не нужно требовать заучивания на память каких-то положений, а нужно научить его учиться, добывать знания своим умом на соответственном уровне развития своего мышления и чуть выше этого уровня. По закону развития ребенку нужны знания «завтрашнего дня», то есть, он может и должен их усвоить при участии педагога, но не в виде прямой подсказки ответов, а в форме организации мыслительной поисковой деятельности совместно с педагогом (это разного рода учебные дискуссии, вопросы, недоумения, удивления, наводящие вопросы, догадки, гипотезы). Тоже самое и в практическ4ой деятельности при изготовлении какого-то изделия – только чуть-чуть подкорректировать, а дальше должен делать своими руками. Это и есть творческое развивающее обучение.

Творчество является одним из наиболее важных механизмов восприятия и самовоспитания. Более значимыми должны быть не результаты детского творчества, его продукты, а формирование способностей.

Способностями называют такие индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности, определяют предрасположенность ребенка к этой деятельности.

Включенность в разнообразные виды деятельности позволяет получать разносторонние знания и развивать у себя личные умения и навыки, входящие в состав более сложных способностей. Поэтому многие дети посещают не одно объединение, а два или даже три.

Специальных способностей, наверное, столько, сколько видов деятельности, которыми человек может заниматься. Но среди этих видов деятельности есть особенно сложные и вместе с тем достаточно распространенные. Успешно ими распоряжаться человек может лишь при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей, и если такие способности постоянно развиваются. В нашей мастерской это художественно-творческая и конструктивно-техническая деятельность.

2. Условия, при которых дети могут заниматься в мастерской:

Условие 1.

Должен присутствовать и поддерживаться устойчивый интерес к систематическим и напряженным занятиям, соответствующим видам деятельности (резьба, художественное выпиливание, конструирование, токарное точение, береста). Без такого интереса никакие способности развиваться не будут, так как не будет должной мотивации.

Интерес – основное условие, порождающее у ребенка желание заниматься данным видом деятельности и обеспечивающее развитие у него нужных специальных способностей. Сам по себе интерес не возникает на пустом месте, а появляется и развивается в процессе активных занятий соответствующим видом деятельности.

Условие 2.

Развивать способности только при наличии твердого характера, силы воли и желания преодолевать трудности. Эти трудности могут быть обусловлены и отсутствием у ребенка нужных задатков. Тогда ему придется приложить немало усилий для того, что бы развивать у себя соответствующие способности.

Условие 3.

Наличие элементарных общих задатков к занятиям, данным видом деятельности. Совсем без каких бы то ни было задатков специальные способности развивать невозможно. У ребенка обязательно должны быть хотя бы задатки общего характера, такие, например, как хорошая память и развитый интеллект, аккуратность, умение рисовать или хотя бы перерисовывать.

Условие 4.

Наличие работоспособности. Никакие иные способности при всех указанных выше и перечисленных ниже условиях не смогут нормально развиваться, если ребенок не умеет работать.

Условие 5.

Должно присутствовать выраженное стремление, соответствующая мотивация овладеть данным видом деятельности. Желание во что бы то ни стало добиться успеха именно в том виде деятельности, который выступает в качестве развивающего для соответствующих способностей, - важный фактор их становления. Такое желание проявляется, в частности, в стремлении превзойти окружающих детей, получить одобрение, похвалу, награду за успехи, добиться выдающихся результатов.

Условие 6.

Постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами, сочетаемая со стремлением добиться большего. Если ребенок вполне удовлетворен своими успехами и ни к чему большему не стремиться, он как правило останавливается в своем развитии. Напротив чувство неудовлетворенности стимулирует дальнейшее развитие.

Условие 7.

Высокий уровень притязаний ребенка. Под уровнем притязаний понимаются те достижения, на которые рассчитывает ребенок, исходя из собственной оценки своих возможностей и способностей. Чем выше уровень притязаний, тем сильнее стремление ребенка к успехам и, следовательно, тем быстрее будут развиваться у него нужные способности.

Условие 8.

Вера в себя и свои возможности.

Условие 9.

Систематические занятия соответствующей деятельностью, развивающей нужные способности

Условие 10.

Стремление привносить творчество в решение поставленных задач, выбор наиболее сложных работ. Это условие представляется важным для развития способностей потому, что задачи творческого характера и достаточно высокого уровня трудности эмоционально и интеллектуально привлекают детей гораздо больше, чем простые. Это связанно, в частности, с тем, что творчество вызывает у ребенка повышенный интерес. В творческом процессе он открывает что-то новое для себя, в частности новые возможности и способности. В результате повышается его самооценка, в большей степени удовлетворяются социальные потребности.

К творчеству ведет воображение.

Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве, однако постепенно он утрачивает свою значимость и не развивается. - чтобы запомнить некоторое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Дети перемещаются в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с реальностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, т. е. включение воображения.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Педагогический вывод – необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой личности.

Для стимулирования детского творчества также необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; необходимо наличие внутренней раскованности и свободы. Развитие детского воображения не только повышает интеллект, но и крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных конфликтов.

Психологические особенности творческой личности.

Для того, чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

Наиболее часто в литературе можно встретить упоминание таких черт личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация, стремление к порядку, чувство юмора.

Творческий ребенок любознателен и постоянно стремится объединить данные из разных областей. Одаренный ребенок бывает, поглощен своим делом несколько часов и возвращается к нему в течение нескольких дней. Гусляков Женя увлекался не только резьбой по древесине, он учился на отлично, разбирался в технике (ремонтировал мотоциклы) в 18 лет получил права на управление автомобилем категории «В», разводил рыбок – ему все было интересно. Закончил технологический институт. Он всегда был полон идей. Есин Стас, Миронов Миша, Стяжкин Петя, Чарушин Ваня это первые выпускники и каждый из них был интересен по своему. Работы этих ребят украшают стены мастерской.

Творческий коллектив (рис.№ 11)



Работа Есина Стаса – 15лет

Работы Гуслякова Жени – 15 лет (рис. № 14)

(рис.№12, №13)

Работы Алексеева

(рис. № 15) Романа – 15 лет (рис. № 16)

Творческие люди предпочитают что-то новое, привычному и простому. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Дети с высоким уровнем развития творческих способностей опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений – они больше улавливают и понимают, могут следить одновременно за несколькими событиями.

Одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные трудности в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Для творческих детей весьма характерно живое воображение.

3. В чем сущность развития творческих способностей?

    Надо уметь находить несколько способов решения задания;

    Сложность задания должна постепенно возрастать;

    Способности надо совершенствовать без подсказок;

    Не требовать положительного результата с первой попытки;

    Самим проверять точность выполнения;

    Идти от простого к сложному.

От детского творчества – к профессиональному самоопределению.

В российской системе образования важную роль играет развитие творчества. Значение систем дополнительного образования детей очень важно, так как эти учреждения способствуют развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Основой педагогической концепции мастерской является привитие интереса к творчеству, стремление заложить основы по подготовке к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению. На занятиях ребята знакомятся с принципами конструирования, современными технологиями обработки материала (древесина натуральная, искусственная – фанера), работа на станках (токарный, точильный, электропила), участвуют в конкурсах. Тематика работ по мере подготовленности детей расширяется и усложняется. Знания, полученные в мастерской, помогли многим ребятам определиться в выборе профессии, реализовать свои способности, адаптироваться в обществе.

Пути развития творческих способностей:

    Деятельность учащихся должна иметь поисковый характер, а для этого необходимо использовать такие методы, которые учили бы детей самостоятельно выявлять, исследовать и объяснять явления объективной действительности.

    Установлено, что приобретение специальных знаний и умений на занятиях трудового обучения должно идти параллельно с включением детей в творческую деятельность уже на самых ранних этапах процесса обучения. При этом условии формирование и закрепление знаний и умений происходят значительно эффективнее, так как дети видят в них необходимость.

    Эффективность деятельности зависят от выполнения ряда педагогических требований, в первую очередь, от посильности предлагаемых творческих задач и решений, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса. Немаловажное значение в творческой деятельности имеет доступность предлагаемых задач и заданий. Сложность их должна быть строго согласована с шагом творческого развития воспитанников.

    Требование результативности очень важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность, результативность творческой деятельности следует рассматривать не только по отношению к конечному продукту, но и применительно к каждому этапу выполнения задания.

Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения организовать творческую деятельность. Одним из важных педагогических требований к творческой деятельности является учет возрастных особенностей воспитанников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Основной целью развития мышления у детей является пробуждения у них интереса к изучению приемов и методов индивидуального и коллективного поиска оригинальных решений.

При этом педагог должен обратить внимание на:

    Раскрытие роли творческой деятельности в жизни общества в целом;

    Обучение известным методам решения творческих задач;

    Ознакомление с методами совершенствования творческих способностей;

    Воплощение идеи в конкретные изделия и проекты.

В процессе обучения дети должны научиться правильно подбирать информацию и оценивать ее, должны научиться проверять практическую реализуемость своих проектов путем построения опытных образцов изделий. При этом важно развить у них художественный вкус и вызвать желание создавать изделия по собственным проектам.

4. Включение детей в творческую деятельность.

Формирование у детей любви к труду и умений творчески применять знания и навыки в процессе деятельности – одна из основных задач работы в мастерской.

Психологи утверждают, что творчество может проявляться независимо от возраста во всех областях его деятельности, что творческие способности поддаются развитию. Если к творческой деятельности не приучать достаточно рано, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается определенный стереотип в действиях и приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Порождается и закрепляется косность мышления, от которой трудно избавиться.

Детское творчество обучающихся – это форма привлечения детей к творчеству, это не только вид деятельности, направленный на ознакомление детей с разнообразным миром искусства, развития способностей, но и один из эффективных методов и способов трудового политехнического образования. Если детей с раннего возраста включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Таким образом, прикладное творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей. Результат творческой деятельности детей – комплекс качеств творческой личности: умственная активность, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы; самостоятельность в решении поставленной задачи, изобретательность. Прикладное творчество создает благоприятные условия для развития мышления обучающихся. В процессе творческой деятельности дети сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях об архитектуре и строительстве: изучение специальной литературы, ознакомление с новинками в области науки (кедропласт, новые технологии изготовления прочных конструкций из древесины – выпариванием).

Специфика обучения детей состоит в том, что развитие творческих способностей осуществляется за счет развития общей сенсорики, предлагаемой обширной наглядности, целенаправленной трудовой деятельности, ручного труда. Обучение прикладному творчеству оказывает положительное воздействие на физическую, интеллектуальную, психосоциальную сферы детей. Влияние занятий творчеством проявляются в стабилизации эмоционального состояния детей, в улучшении функционирования их познавательных процессов. Эти занятия ведут к укреплению мышц кистей рук, развитию мелкой моторики пальцев рук. Детям одинаково полезны такие занятия, как выпиливание и вырезание деталей, склеивание, покраска, составление композиций, черчение и т.д. Все перечисленные занятия пробуждают и познавательные интересы. В работе очень важен и принцип индивидуального подхода к детям.

Практическая деятельность, подкрепляемая теоретическим материалом, восполняет пробелы по школьным предметам. Восьмиклассники не знают предмета – черчение. А ведь это основа технических вузов! Где же будут учиться мальчики или все пойдут в гуманитарные.

Занятия прикладным творчеством направлены не только на изготовление полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, формирование потребностей предметов окружающей действительности.

Таким образом, мастерская призвана формировать духовно богатую, социально активную личность ребенка. Развитие творческих способностей происходит в процессе практического усвоения основ того или иного вида деятельности, правильного педагогического подхода к овладению этих основ и выявлению успеха. В итоге ребенок – это маленький творец, создатель прекрасного, созданный «руками» педагога.

Список используемой литературы

    Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука. [Текст]: М,; Советское радио, 1979г.

    Алякринский Б. С. О таланте и способностях. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1971г.

    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы. [Текст]; Лениздат, 1992г.

    Выгодский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]; В кн. «Развитие высших психических функций». М.; Учпедгиз, 1960г.

    Голубева Э. А. Способности и склонности. [Текст]; М.; Просвещение, 1989г.

    Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. [Текст]; М.; Прометей, 1993г.

    Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1984г.

    Перкинс Д. Творческая одаренность как психологическое понятие. //Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. [ Текст] ; Науковедение, 1988г. № 4. с. 88 – 92

    Платонов К. К. Проблемы способностей. [ Текст] ; М.; Просвещение, 1972г.

    Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. [ Текст] ; М.; Просвещение, 1975г.

    Теплов Б . М. Способности и одаренность. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1985г.

Любовь к творчеству, способность мыслить нестандартно, в любом виде деятельности демонстрировать свежесть взгляда и индивидуальный подход к решению проблемы - тот набор качеств, который мы стараемся привить детям с ранних лет. Почему именно сегодня задача взрастить в ребенке творческую личность встала так остро и ставится педагогами и психологами во главу угла всего воспитательного процесса? Причин много, но есть простой и всем понятный ответ на озвученный вопрос.
Время механических навыков, привычных действий и традиционных решений закончилось. Все это за нас с успехом выполняют машины. Человек же, получив наконец возможность решить множество бытовых и производственных проблем «чужими» руками, обязан эту возможность оправдать. Его призвание сегодня - творчество. Во всех областях знаний, искусстве и технике. Все остальное сделают за него умные, но лишенные способности мыслить и творить приборы - для того они и создавались.
Основные направления раннего творческого развития детей - воспитание навыков изобразительного характера, развитие музыкальных способностей и привитие умения правильно строить речь, то есть владеть искусством доступно, логично и последовательно выражать собственные мысли и чувства в словесной форме. Основа для каждой из очерченных здесь сторон личностного роста закладывается в раннем детстве - от трех до пяти-шести лет: в этот период детский мозг наиболее гибок и раскрыть творческий потенциал, выявить характер способностей ребенка удается по максимуму.

Как вырастить из ребенка художника

Не все дети в зрелом возрасте проявят себя как гениальные живописцы, скульпторы и архитекторы. Но рисовать нравится каждому малышу. Желание выразить свое отношение к миру в красках и зрительных формах полезно всем: художественное творчество развивает всесторонне. Рисование - прекрасный способ скоординировать связь между рукой и глазом, синхронизировать действие всех сторон чувственного восприятия мира, улучшить мелкую моторику и развить воображение. Фантазируя, большинство детей совершенствует и речь - внутреннюю и внешнюю.

Какое из занятий по рисованию-лепке дает наибольший эффект? Все вместе взятые. Так что если сегодня вы занимаетесь с сынишкой или дочкой рисованием красками на листе бумаги, завтра - раскрашиванием или составлением коллажей, послезавтра - лепкой фигурок из пластилина или продавливанием узоров на фольге, будьте уверены: все эти занятия полезны, а смена вида деятельности увлекательна, не надоедает и разнообразит художественные навыки.

Маленькому человечку интересно все: и рисовать смешные картины разноцветными кляксами, выдувая краску через соломинку, и заполнять пустое пространство следами своих пальчиков, ладошек и ножек, и изобретать штампованные узоры, используя самодельные печати из пластилина. Есть множество оригинальных видов развивающего творчества, о содержании которых любому родителю несложно узнать из компьютерных программ. Существуют пошаговые уроки рисования, пластических упражнений - все они они доступны и эффективны.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Помня о том, что дети учатся говорить и петь почти одновременно, при попытке решить задачу развития у малыша навыков вокала (музицирования), взрослые сталкиваются с тем, что сам процесс обучения музыке требует больших затрат и времени, чем рисование, и к тому же далеко не всегда осуществим в семейной обстановке. Рисовать и лепить из пластилина способен едва ли не каждый взрослый (абстрагируемся от уровня мастерства) - петь способны лишь некоторые, а играть на инструментах учились единицы из нас.

Как поступить в таком случае? Есть несколько способов развить у ребенка слух и заложить основы музыкальной культуры. Первый - использовать аудио-видеозаписи, компьютерные уроки музыки или обратиться к заочному репетитору (в том числе в интернете). Второй - сдать ребенка в музыкальную школу лет в пять-шесть (раньше туда не берут). Третий - обратиться в детский клуб или центр развития: в таких организациях есть кружки по интересам, и работают там талантливые педагоги-музыканты.

Даже если ни один из этих путей стимуляции музыкальных данных не заинтересовал родителей, расстраиваться не стоит: в любом детском саду уроки музыкального развития детей проводятся, они - обязательная часть воспитательного процесса. Окажется ваш мальчик или девочка одаренным ребенком (это рано становится заметно) - внимательные воспитатели дошкольного учреждения обратят на это внимание взрослых. И если возможность развить то, что заложено в человеке от рождения, у вас есть - отдавайте дитя в музыкальный класс.

Как развивать речь и стимулировать сценические навыки

В большинстве случаев родители способны создать своему малышу неплохие условия для развития речи. Если есть желание помочь ребенку адаптироваться в мире детей и взрослых, используя умение легко общаться с окружающими, родители не лишат кроху внимания и начнут заниматься расширением его кругозора с пеленок. Работа над речью именно тогда и начинается. Ваше стремление приучить грудного ребенка к звукам голосов близких, интонациям, оттенкам, постоянное комментирование своих и его действий, приглашение к участию в разговоре - вот те первые вехи, с помощью которых дитя начнет осваивать процесс говорения, экспериментируя с собственным речевым аппаратом. И неважно, какое слово или фразу маленький человек произнесет первым - главное, чтобы желание высказывать мысли и соображения вслух не покидало его: в жизни умение построить разговор очень ценно.

Как научить малыша общаться правильно: строить фразу, интонировать ее, хорошо выговаривать слова, не спешить, но и не «тормозить» в беседе - задача, в решении которой участвуют не только мама, папа и бабушки с дедушками, но и педагоги, методисты детского дошкольного учреждения либо развивающего центра. Здесь в ход должно идти все - и непрерывное комментирование мамой во время прогулок того, что происходит во внешнем мире, и чтение сказок на ночь, и обучение скороговоркам, считалочкам, шуткам, и разгадывание загадок.
В формировании речевых навыков нет мелочей - здесь все важно. Ибо говорить в жизни человеку придется постоянно: в школе, институте, на работе и в собственной семье. Чем лучше он искусство красноречия освоит, тем легче будут складываться отношения с окружающими во взрослой жизни. Поэтому развивайте желание ребенка говорить постоянно - занимаясь ли рисованием, разучивая ли с ним песенку на утренник в садике, декламируя ли стихотворение, устраивая ли домашние театрализованные представления, прибегая ли к помощи компьютерных аудиовидеоуроков или просматривая детские мультики. Также важно обратить внимание при развитии красноречия на чтение, а именно на
И помните: если проблему творческого развития ребенка решать комплексно, результат не замедлит сказаться. Вы воспитаете незаурядную личность.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Художественно-эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Примером служат народные игрушки: Матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников я постарались отразить следующие элементы современного искусства:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: поделки, рисование, скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература.

4. Музыкальное искусство.

5. Хореография.

6. Театральное искусство.

7. Эстрадное искусство.

8. Киноискусство.

9. Цирковое искусство.

10. Декоративно-прикладное искусство.

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12. Компьютерное художественное творчество и др.

Художественно – эстетическое воспитание в моем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.

Основная цель приоритетного направления:

Формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

Для активизации у детей интереса к художественной деятельности педагог может предложить родителям посетить с детьми ботанический сад, лес, художественный музей, поговорить с участием детей с художниками-мастерами на выставках декоративно-прикладного искусства. Наряду с такими культурными мероприятиями целесообразно организовать на базе дошкольного учреждения практикум для родителей из современных форм декоративных работ: макраме, аппликация из природного материала, аранжировки летних и зимних букетов и тому подобное. На таких практикумах участники не только приобретут определенные навыки, но и ознакомятся с материалами, необходимыми для определенного вида работы, методами обучения художественными умениями. В таких семьях взрослые и дети выступают активными участниками совместной художественного творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации:

Детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного развития и воспитания дошкольников. Мультипликация, как одна из форм экранного искусства, представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно- изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопереживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, что способствует его развитию.

Организуя занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог - психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу.

В заключение: Главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении». Подготовила Купцова С. А Москва 2015 г. В последнее время.

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник,.

МКДОУ Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области «Художественно-эстетическое развитие детей.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина) Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески.

Художественное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Одна из важных задач воспитания ребенка – это развитие и формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легче осваивать.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Библиотека изображений:

Творчество - это неотъемлемая часть многих искусств и наук. Творческое воспитание детей необходимо для того, что бы они могли быстро анализировать информацию, умели самостоятельно принимать решения и имели собственную точку зрения.

Творческое воспитание детей играет огромную роль в становлении и развитии их как личности. Существуют различные методы, обеспечивающие творческое развитие. Но для начала надо понять, что такое творческая личность. Это человек, воспринимающий и осознающий искусство, человек, который мыслит нестандартно и имеет богатую фантазию.

Для творческого воспитания детей необходимо ряд условий. Самое главное, нужно еще с раннего детства окружить малыша всем прекрасным для формирования у него эстетического вкуса. И еще одним немаловажным условием является то, что дети должны понимать, что все явления и предметы играют определённую роль и имеют каждый свой смысл.

Развивая в ребенке творчество, необходимо понимать, что многое он воспринимает и видит по- своему, то есть иначе, чем взрослый человек. В процессе обучения не следуйте стереотипам, а отталкивайтесь от задатков вашего ребёнка. Ведь самое главное воспитать не гения или талант, а то каким будет внутренний мир малыша, как он реализует свои возможности, и насколько он будет способен к творчеству.

В основе развития любого ребёнка лежит игра. Как ни странно прозвучит, но чем меньше у ребенка игрушек, тем развитее его воображение. И это не значит, что нужно ограничивать количество игрушек, просто не приобретайте те, в которых уже всё придумано (например, книжки - раскраски с образцами). Несомненно, малышей 2-3 лет необходимо учить играть, показывать, что и как делать, но ни в коем случае не препятствовать их самостоятельному обучению. Слова «не правильно» к детскому творчеству не применимы. Ребёнку будет очень интересно сделать вместе с вами игрушку или придумать сюжет для игры.

Творческие игры могут способствовать не только в развитии ребенка, но и заинтересуют взрослого. Совместная игра в рифмы или сочинение сказки с годовалым малышом - является фундаментом творческой активности. Играя, любая домашняя работа становиться интересной, любой предмет может стать одушевлённым и превратиться в сказочного героя. Все эти забавы развивают не только воображение малыша, но и стремление к познанию мира.

Так же, одним из видов творчества является живопись. Рисовать ребёнок может начать в любом возрасте. Предложив малышу рисовать, дайте ему самостоятельно выбрать форму бумаги и цвет карандашей. Для раннего творчества идеальными материалами будут глина, цветная бумага, пластилин, песок, камушки, тесто. Сначала малыш знакомится с новым материалом - тянет его в рот, затем с изумлением наблюдает за тем, как в руках взрослого он меняет форму. После чего он понимает, что и сам может сделать подобное. Главное сочетать самостоятельность ребенка с обучением и общением, которое ему поможет.

Не последнюю роль в творческом воспитании детей играет литература. Первое знакомство с книгой у малышей происходит через дедушек, бабушек, мам и пап, которые читают им сказки.

Для всестороннего развития ребёнка необходимо развивать его умственные, физические и творческие способности. Чем раньше вы определите интересы и склонности, и начнете творческое воспитание детей, тем лучше они разовьются в будущем.

К огромному сожалению, в мире продвинутых технологий, компьютеры заменили детям и взрослым совместные игры, чтение книг, походы в кинотеатры и на различные выставки. Это является проблемой творческого воспитания. В связи с этим очень важно с самого раннего детства приучать ребёнка к искусству и главную роль в этом процессе играют родители.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх