О национальном воспитании. Особенности национального воспитания

ЛЕКЦИЯ 1

Цель лекции – понимание студентами сущности методологии и особенностей методологии национального воспитания.

План лекции:

2. «Воспитание», «этнос», «нация», «народ» как методологические

3. Особенности методологии национального воспитания.

4. Сущность понятия «менталитет».

5. Характеристика понятия «национальная идея».

Освоение методологических основ национального воспитания предполагает первоначально осознание таких понятий как «методология», «методология науки», «методология воспитания», «методология национального воспитания».

Методология с греческого языка означает «путь исследования или познания; теория, учение». В настоящее время под методологией понимают: 1) систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой- либо науке. Методология науки – раздел науковедения, исследующий структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, которая создается на базе определенных гносеологических принципов.

Методология педагогики – это учение о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании. Она включает в себя: 1)учение о структуре и функциях педагогического знания; 2)исходные ключевые, фундаментальные, философские теории, концепции, гипотезы, имеющие методологический смысл; 3)учение о методах педагогического познания.

Осознавая сущность данных позиций, можно говорить о том, что методология представляет собой совокупность тех идей, положений, теорий, принципов, которые позволяют научно верно разрабатывать теорию и практику какой-либо науки.

Как пишет д.п.н., проф. Хмель Н.Д., «в педагогике достаточно четко разграничивают собственно методологические знания и общетеоретические знания, выполняющие методологическую функцию. К системе методологических знаний относятся: предмет педагогики, категории педагогики, место педагогики в системе научного знания, взаимосвязь педагогики с другими науками, система педагогических наук, общие и специфические задачи педагогических дисциплин, понятийно-терминологическая система педагогики» (1,13).

Эти теории выполняют функцию методологических основ и для национального воспитания. Но особенности этого процесса отражаются также в ряде других понятий. К ним можно отнести такие понятий, как «воспитание», «этнос», «нация», «национальность», «национальная идея», «менталитет народа» и другие.


Таким образом, освоение методологических основ необходимо начать с четкого усвоения понятийного аппарата. К одним из базовых терминов необходимо отнести понятие «воспитание».

Много веков назад люди задумались о том, что такое воспитание и когда оно возникло. Еще в древности величайший греческий философ Аристотель рассматривал воспитание как процесс преемственности культуры нации, т.е. как передачу нравственных позиций, умений и навыков от старшего поколения младшему.

Л.Н.Толстой утверждал, что воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки. Нойнер Г. пишет, что воспитание – это усвоение общественно значимого социального опыта. В настоящее время популярной стала трактовка Лийметса Х.Й.: воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Большую часть 20 века под воспитанием понимали воздействие взрослых, прежде всего, учителей, на подрастающее поколение. Таким образом, ребенок рассматривался как объект деятельности и фактически не рассматривался как личность.

Научная литература говорит о том, что воспитание необходимо рассматривать на трех уровнях. Первый – социально-философский, согласно которому воспитание есть процесс передачи опыта старшего поколения младшему с целью подготовки его к жизнедеятельности. Второй – общепедагогический, трактующий воспитание как процесс формирования личности в специально организованных государством учебно-воспитательных учреждениях. И, наконец, в узко педагогическом смысле воспитание понимается как формирование качеств личности (нравственное, эстетическое и др. воспитание).

Попытка соединить все три позиции прослеживается в трактовке Кукушкина В.С., который утверждает, что воспитание – это и сложный процесс освоения духовного и социально исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки – педагогика. Но все едины во мнении, что воспитание – это процесс.

Что касается вопроса о происхождении воспитания, то здесь также имеются три точки зрения – биологическая, теологическая и диалектическая. Сторонники биологической точки зрения считают, что воспитание возникло с появлением человека и связано с стремлением к продолжению рода и подражанием детей взрослым. Сторонники теологической точки зрения считают, что воспитание возникло с появлением первых верований и необходимостью передачи их подрастающему поколению. Сторонники диалектической точки зрения считают, что воспитание возникло с появлением первых орудий труда. Обучение детей пользоваться ими положило начало воспитания.

Национальное воспитание является органической частью единого процесса формирования личности. Под национальным воспитанием студенческой молодежи понимается совместная деятельность преподавателя и студентов, направленная на формирование личности выпускника высшей школы – гражданина и патриота Республики Казахстан, на основе национальных и общечеловеческих ценностей.

К общетеоретическим знаниям, выполняющим методологическую функцию по отношении к педагогике, относятся ведущие положения философской и психологической теории личности, теории деятельности, теории познания. А также основы теории ценностей, теории управления и теории систем. Кратко раскрывая их сущность, можно сказать следующее.

Теория личности дает базовые знания о ней. Так как в процессе воспитания формируется личность, то необходимо четко знать ее сущностные характеристики – мировоззрение, мышление, память, внимание, мотивы, потребности, темперамент, направленность, структура личности и т.д. Архиважной является позиция воспитателя по отношению к воспитуемому – знание его особенностей, способностей, уважение его как личности. Многолетнее анкетирование студентов по вопросу о недостатках учебно-воспитательного процесса показывает, что во все времена главным недостатком школы является неуважительное отношение к учащимся. Данное положение необходимо менять и этому будут способствовать пропагандируемое в настоящее время личностно-ориетируемое обучение. Воспитателям, учителям приходится серьезно заняться самооценкой своих нравственных позиций и осваивать теорию личности.

Теория деятельности дает знания и умения по организации различных видов деятельности воспитуемых. Она знакомит с основами организации, планирования, коррекции, анализа деятельности, ее классификации а главное - учит тому, что личность формируется, прежде всего, в ходе своей активной деятельности.

Теория познания дает возможность осознать сущность познавательного процесса, взаимодействие в его ходе воспитывающего и воспитуемого, теоретически и практически умело организовывать познавательную деятельность подрастающего поколения.

Теория ценностей имеет огромное значение для всего воспитательного процесса, так как она дает представление о той совокупности нравственных ценностей, которые важны в настоящее время, акцентирует внимание на значимость общечеловеческих и национальных ценностей. Эта теория показывает, что приоритетом в воспитании является формирование отношения к каждому человеку как личности, к самому себе, к труду, к Родине, к коллективу, к природе, к прекрасному (изобразительному искусству, музыке, театру и т.д.).

Теория управления придает целенаправленность всему воспитательному процессу, постановку его на научной основе. Знание ведущих положений данной теории позволяет значительно повысить эффективность воспитательного процесса.

Теория систем дает знания о воспитательной системе как едином целом, как совокупности обязательных составляющих ее компонентов, их иерархии, взаимозависимости, взаимообусловленности. Наличие системы позволяет достигать наиболее эффективных воспитательных результатов.

Перечисленные теории выполняют функцию методологических основ и для национального воспитания. Но процесс национального воспитания имеет свои особенности, которые отражаются и в методологии. Прежде всего, необходимо определиться с ведущими понятиями. К ним можно отнести такие как «этнос», «нация», «национальность» , «национальная идея», «менталитет народа» и другие.

Следующее методологическое понятие – «этнос». Данное слово происходит из греческого языка, имеет значение «народ» и толкуется как исторически сложившаяся социальная группировка людей – племя, народность, нация.

Следующим базовым понятием является «нация». Философский словарь говорит, что нация берет начало от латинского слова – народ. Это исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна, прежде всего, общность материальных условий жизни; территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Ожегов С.И в своем словаре русского языка дает два толкования этого понятия: 1)исторически сложившаяся общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры; 2) страна, государство (2, 350).

Все чаще политологи определяют нацию как «со-гражданство». При этом учитывают только социально-экономические параметры. Нам представляется позитивной позиция Бердяева Н., который утверждает: «Главной целью казахстанской этнополитики является формирование в стране единого народа Казахстана как политической и культурной общности граждан различной этнической принадлежности. Подобное понимание народа Казахстана как качественно новой формы самоидентификации коренным образом отличается от сталинского определения нации, известные признаки которой характеризуют на самом деле не нацию, а этнос или этнонацию» (3, 19).

Современные политологи считают что все классы общества и различные социальные группы, независимо от их экономических, культурных, социальных и иных различий, оказываются связанными чувством национальной индентичности со своей нацией. Способствует национальной индентичности освоение национальной культуры, которая отражена, прежде всего, в устном народном творчестве, прикладном искусстве, музыке, поэзии, памятниках материальной культуры и т.д.

Говоря о культуре казахского народа как государствообразующей нации, отметим важность осознания всеми гражданами необходимости ее освоения. С точки зрения национального воспитания подрастающего поколения актуальными являются те нравственные ценности, которые заложены в культурном наследии казахов. Исторически сложилось так, что многие нравственные нормы казахского народа отражались в творчестве акынов и жырау (исполнителей эпических сказаний). Их считали вещими поэтами, предвидящими будущее. Философы-жырау затрагивали важнейшие стороны жизни народа, изменения в обществе и природе; восхваляли ханов и батыров за их деяния. Большое место в их творчестве занимают размышления о счастье, о семейных ценностях. Акыны – поэты-импровизаторы – отражали в своем творчестве главные моральные ценности, которые уважаются в казахской степи.

Важнейшие позиции в области воспитания казахского народа раскрыты в творчестве Абу Насра аль-Фараби и Абая. Необходимо знакомство подрастающего поколения с их творчеством. Как справедливо отмечает Г.Г.Барлыбаева, и аль-Фараби, и Абай призывают людей вырабатывать в своей душе все наиболее возвышенное и благородное: храбрость, щедрость, воздержание, дружественность и другие подобные качества, которые не только облагораживают обладателя их, но и благотворно влияют на других при общении с ним. И аль-Фараби, и Абаю присуще благожелательное отношение к человеку, которого они наделяют правом на активное взаимодействие с внешним миром. Объединения людей, считают мыслители, включены в мировую гармонию через активное приобщение к умопостигаемому миру, а люди представляются ими личностями, действующими сообразно явлениям разума. Философия и аль-Фараби, и Абая жизнеспособна именно потому, что она дает ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, не редуцируя его к другим вопросам» (4, 20).

Следующая важная категория национального воспитания – менталитет. Наиболее полно и, на наш взгляд, наиболее точно раскрывает понятие «менталитет» ведущий специалист в области философии образования Гершунский Б.С. С точки зрения психологиикатегория «менталитет» чаще всего трактуется как сугубо психо­логическая (или социально-психологическая). Так, в относительно ранних англоязычных словарях и публикациях 20-30-летней дав­ности «менталитет» (от французского «mentalite», которому в анг­лийском языке соответствует «mentality», а в немецком – «mentalitat») определяется как «качество ума, характеризующее ин­дивида или класс индивидов», «способность или сила разума», «ус­тановки, настроение, содержание ума», «образ мыслей, направление или характер размышлений», «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических».

Как видим, в основу приведенных выше дефиниций положены психологические понятия «ум», «образ мыслей», «характер размыш­лений», «мыслительные способности», отражающие, прежде всего, качества, характеризующие специфику умственной деятельности индивидуального или коллективного субъекта, рефлексивно реаги­рующего на те или иные реалии окружающего мира.

В более поздних публикациях содержание понятия «менталитет» существенно расширяется. Так, в недавно опубликованном «Сло­варе иностранных слов» «менталитет» трактуется как «склад ума; мироощущение; мировосприятие; психология».

Конечно, отождествлять менталитет с целой наукой психологией неправомерно, но характерно, что в современном понимании в по­нятие «менталитет» все чаще включаются элементы мировоз­зренческого характера, отражающие осознанное отношение чело­века или групп людей разной степени общности к природным и об­щественным явлениям.

Весьма показательна в этом плане обстоятельная статья И.Г.Дубова «Фено­мен менталитета: психологический анализ», опубликованная в 1993 году в жур­нале «Вопросы психологии». На основе анализа определений, содержащихся в работах как российских, так и зарубежных ученых, автор приводит следующие дефиниции:

«менталитет – это некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людь­ми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него»;

в философской и культурологической литературе менталитет понимают как совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологиче­ский уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы»;

«менталитет, будучи явлением умственного порядка, вовсе не идентичен общественному сознанию, а характеризует лишь специфику этого сознания относительно общественного сознания других групп людей, причем, как правило, речь идет о таких больших группах, как этнос, нация, или, по крайней мере, социаль­ный слой»;

«в самом общем виде менталитет может быть, вероятно, определен как некая характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте»;

«содержание менталитета, как это вытекает из самой этимологии слова, заключается в когнитивной сфере и определяется, прежде всего, теми знаниями, которыми владеет изучаемая общность. Совместно с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, которые являются базой менталитета, задавая вкупе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, характеризующую данную общность».

Синтезируя наиболее существенные признаки менталитета, И.Г.Дубов приво­дит следующую психологическую характеристику данного понятия:

«Менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается че­рез систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имею­щихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с домини­рующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерар­хию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отли­чающие указанную общность от других».

Аналогичные определения с теми или иными терминологическими нюансами приводятся во многих психологических публикациях. Это позволяет существенно расширить перечень ключевых слов и ка­тегорий, относящихся к психологической характеристике ментали­тета. К числу таких ключевых слов и словосочетаний можно отнести: «перцептивные и когнитивные эталоны»; «социальные нормы»; «отношение к миру»; «взгляды на мир»; «оценка окружающей действительно­сти»; «стереотипы сознания»; «социальные стереотипы»; «мотивационная сфера»; «доминирующие мотивы»; «убеждения»; «идеалы»; «склонности»; «интересы»; «социальные установки»; «стереотипы по­ведения»; «стереотипы принятия решений»; «поведенческие альтерна­тивы»; «традиции»; «обычаи»; «этнический стереотип»; «национальный характер»; «сверхличностное сознание»; «народный дух» и т.п.

Одним из объектов анализа при изучении психолингвистических особенностей менталитета является язык. В нем фиксируются от­раженные сознанием взаимоотношения между явлениями действи­тельности и оценочные характеристики этих явлений. Особо сле­дует отметить различия в значениях, которыми в разных культурах наполняется одно и то же мировоззренческое понятие (например, «свобода», «демократия», «предпринимательство», «рыночные отно­шения», «образ жизни,» «права человека», «парламентаризм», «меж­национальные отношения», «этнос» и многие другие). По существу, эти различия отражают специфику социальных смыслов, которые вкладывают в те или иные понятия представители разных культур. Поэтому заслуживают всяческой поддержки многоплановые исследования, посвященные речевому общению как средству сбли­жения и взаимопонимания людей, а также достаточно успешные попытки ввести курс речевого общения в программы университет­ского образования в разных странах мира.

Следует иметь в виду также, что проблемы познания менталитета не могут рассматриваться в отрыве от все еще недостаточно иссле­дованных проблем бессознательного и интуитивного в человеческом поведении. Эти вопросы придают рассматриваемой проблемати­ке особую сложность и объективно ориентируют надсистемный, меж­дисциплинарный подход к ее изучению.

При всей своей несомненной важности психологическая ин­терпретация не может считаться достаточной для целостной харак­теристики исключительно емкого и многоаспектного понятия «менталитет». Чрезвычайно важно исследовать истоки этого поня­тия, обратившись к исторической, культурологической, фило­софской и социально-политологической проблематике.

С точки зрения социальной истории существенное значение для понимания сущности менталитета имеют труды ученых-историков, принадлежащих ко всемирно из­вестной Школе «Анналов».

Создателями Школы «Анналов», провозгласившей новый подход к пониманию роли и значения исторической науки, были Люсьен Февр и Марк Блок – крупней­шие французские историки нашего столетия. Школа «Анналов» возникла на ру­беже 20-х и 30-х годов, утверждение ее научных позиций приходится на период после окончания второй мировой войны. «Новая историческая наука», разраба­тываемая в русле методологии Школы «Анналов», уже давно перестала быть яв­лением, характерным только для французской национальной исторической тра­диции. Ныне она представляет собой наиболее влиятельное направление в миро­вой историографии. Один из важнейших аспектов этого направления – история ментальностей.

Обстоятельный анализ методологических оснований «Новой исторической нау­ки» в целом и ключевого понятия «менталитет», создающего предпосылки для выявления истинных движущих сил человеческой истории, приведен в работах многих авторов. Мы, однако, считаем целесообразным и возможным привес­ти некоторые наиболее характерные выдержки из книги известного историка А.Я.Гуревича.

«История ментальностей, – пишет А. Я. Гуревич, – то есть разлитых в опре­деленной социальной среде умонастроений, неявных установок мысли и ценно­стных ориентаций, автоматизмов и навыков сознания, текучих и вместе с тем очень устойчивых внеличных его аспектов, противопоставляет себя традиционной ис­тории идеологий... История ментальностей вскрывает иной, как бы «потаенный» план общественного сознания, подчас не выраженный четко и не формулируе­мый эксплицитно. Исследователь ментальностей имеет дело не с философскими, религиозными или политическими убеждениями или доктринами как таковыми, – его занимают не теории, а та почва, на которой произрастают, в частности, и тео­рии. В центре его внимания – образ мира, который заложен культурой в созна­ние людей данного общества и преобразуется ими спонтанно, по большей части вне контроля их «дневного сознания»... Перемещение интереса идеологических конструктов на мировиденье обусловлено пониманием того, что за теориями и учениями кроется иной план реальности, укорененный столь глубоко и прочно, что когда одна идеология сменяет другую, этот потаенный слой образов и пред­ставлений может оставаться неизменным или изменяется лишь отчасти, сохраняя свои основные параметры».

Как видим, с точки зрения историка, ключевыми словами, опре­деляющими сущность категории «менталитет», являются: «умона­строение», «неявные установки мысли», «ценностные ориентации», «автоматизмы и навыки сознания», «внеличные аспекты сознания», «текучесть» и вместе с тем «устойчивость», «спонтанность», «мирови­денье», «образ мира» (5).

По мнению Г.Г.Барлыбаевой, философское осмысление мира, человека, его места и роли в жизни – особенность казахской философской мысли. Этим она продолжает традицию восточной философии. Если в западной философии больше внимания обращается на построение философской системы, на создание учений о мире, о мировом космосе, на исследование проблем логики, гносеологии, на создание учений об обществе, о государстве, то в восточной философии прежде всего изучается человек, его душа, психология. Этическая проблематика – проблемы счастья, добра, долга, совести человека, назначения, смысла и цели его бытия – составляют сердцевину казахской философской мысли 18-19 веков (6, 9).

В Казахстане как в многонациональной республике необходима реализация как этнокультурной, так и гражданской концепций нации, т.к. от позиции в этом вопросе зависит трактовка национальной идеи как методологической основы национального воспитания. В этом плане мы согласны с позицией доктора философских наук А.Н.Нысанбаева и Р.Кадыржанова, которые обосновывают необходимость, потребность и интересы казахстанского общества в укреплении гражданской национальной индентичности следующим образом:

«Во-первых, включение в общенациональную идею Казахстана идеи гражданской нации способствует внутренней безопасности и стабильности общества. Формирование гражданской нации как межэтнической общности людей будет способствовать сглаживанию противоречий и конфликтов интересов и ценностей этнических групп, преодолению разделительных линий, границ и дистанций между ними.

Во-вторых, формирование гражданской нации в Казахстане скажется самым положительным образом на идентичности всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности, со своей родной страной – Республикой Казахстан. Единая нация станет реальным воплощением лозунга « Казахстан – наш общий дом». Казахстанский патриотизм, высокий моральный дух станут реальными атрибутами гражданской нации, то есть они не будут благими пожеланиями и мечтами, а реальной социальной и политической силой.

В-третьих, важным результатом формирования гражданской нации в Казахстане должно стать зрелое гражданское общество. Гражданская нация и гражданское общество тесно связаны между собой, взаимно предполагают друг друга и не могут существовать друг без друга. В социальном плане это связано с тем, что и гражданская нация и гражданское общество основаны на горизонтальных связях, а не на вертикальных связях в обществе» (7, 18-19).

Следующим важным понятием, составляющим методологию национального воспитания, является «национальная идея». По этому вопросу имеются два подхода. Первый подход отдает приоритет титульной нации. По мнению ее сторонников, особое положение казахов среди всех наций, населяющих Казахстан, должно обусловить приоритет казахской национальной идеи. Второй подход – гражданский. Он предполагает, что национальная идея должна отражать интересы всех этнических групп Казахстана. Основной проблемой противостояния двух подходов является языковый вопрос. Вопрос разработки национальной идеи очень сложен и всегда вызывает споры и противодействие. Однако по многим направлениям существует единство. Абсолютное большинство граждан республики понимает, что строительство единой нации должно опираться на культуру ведущей, государствообразующей нации. Тем более что нация казахов имеет общепризнанные этнические и исторические корни. Как отмечает д.ф.н., проф. Нысанбев А.Н., «национальная идея должна вытекать из всей логики национальной истории и культуры и опираться на общечеловеческие ценности и Конституцию страны. Она определяет контуры будущего. Обобщая исторический опыт, выявляя тенденции исторического развития, идея выводит за пределы данного опыта, проектирует должное, то, к чему мы все стремимся, чего страстно желаем» (8, 29). И далее – «казахстанская народная идея призвана способствовать внутреннему единству, устойчивости и стабильности общества, сплочению и взаимопониманию, тем самым укреплению независимой государственности. Она должна содействовать разрешению противоречий между интересами различных этносов, конфессий, социальных слоев с тем чтобы образовалась социально-экономическая, политическая, а главное – духовно-нравственная целостность, составляющая казахстанский народ» (8, 30).

Существенное влияние на сущность национальной идеи влияют современные проблемы глобализации. Существуют два типа глобализации. Первый – это американизация, негативный характер которой в последние десятилетия стал всем очевиден. Второй, который часто называют «другой глобализацией» – это использование научно-технических достижений для всех народов мира с целью преодоления современных вызовов человечеству. Глобализация формирует новый мир, единые взгляды на ключевые проблемы современности, но это единство должно способствовать развитию национальных культур, а не развития одного космополитизма.

Это позволит создать мощное государство, которое в свою очередь должно быть гарантом реализации национальной идеи в жизнь.

Институт государства является средством сохранения культурной самобытности, духовной культуры, т.е. полноценного культурного развития, в особенности для народов, получивших возможность построения отдельного государства не так давно. Важность духовной составляющей культурного развития все больше осознается нации, т.е. казахской в последнее время. В мировой культурологии, философии ведутся активные поиски выхода из духовного кризиса, наличие которого сейчас (особенно в западной цивилизации) признает большинство исследователей феномена культуры.

Общенациональная идея представляет собой комплекс ориентаций, ценностей и идеалов мировоззренческого характера, направленных на консолидацию народов Казахстана, устойчивое социально-экономическое развитие общества, укрепление безопасности и независимости государства… Очевидно, что ее невозможно просто придумать. Компоненты национальной идеи содержаться в глубинах национального самосознания, отражая картину национального бытия. Национальная идея находит свое выражение в самых различных формах национальной культуры: философии, истории, науки, Литературы, музыки, живописи, танце, пластическом искусстве, языке и т.д.

Национальная идея «является системообразующим началом консолидации и интеграции казахстанского общества, формирования адекватного уровня национальной идентичности граждан страны, духовным фундаментом подъема общественного сознания и культуры, основой устойчивого поступательного социально-экономического развития Казахстана в условиях расширяющейся глобализации» (7, 4-5).

Таким образом, в современном казахстанском обществе существуют различные позиции по вопросу о необходимости разработки и осознания гражданами республики национальной идеи. Одни считают что в ней просто нет необходимости в виду особенностей рыночных отношений, другие – что она вредна, т.к. инициирует появление национализма, но большинство населения высказывается за то, что национальная идея казахстанцам нужна.

Национальная идея может служить основой национальной идеологии.

По мнению ряда казахстанских ученых, «ключевой идеей национальной идеологии может стать мысль о «совестливом разуме» Шакарима. Это как бы ядро, живая душа всего национального мировоззрения, включающего в себя целостную систему идей:

· приоритет духовных ценностей;

· гуманизм;

· патриотизм;

· демократизм;

· толерантность;

· сочетание либеральных ценностей и ценностей традиционной культуры;

· развитие казахской национальной культуры и государственного языка;

· ориентация на новейшие западные технологии, соединенные с высоким казахским духом;

· становление среднего класса как гаранта стабильности государства, переход к инновационному типу развития;

· судебная защита прав и свобод человека и гражданина» (8, 50-51).

Возможно, с некоторыми позициями данной точки зрения можно поспорить, но, безусловно, они заслуживают самого пристального внимания.

Серьезного осмысления требуют весьма значимые, на наш взгляд, сформулированные казахстанскими философами предложения к содержанию национальной идеи, которая «должна отражать устремленность всего общества:

· на обеспечение социально-экономического развития страны во благо всех населяющих ее граждан, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности;

· на создание страны – безопасной, динамично развивающейся, демократической, с высоким уровнем социальных стандартов и жизненных условий;

· на строительство евразийского многонационального государства – активного и авторитетного участника региональных процессов.

Представленные направления могут быть лишь основными векторами устремленности казахстанского народа в будущее. В этом смысле, говоря о содержании казахстанской национальной идеи, важно не ограничиваться фиксацией нынешних представлений населения нашей страны о своем благополучии. Более важно определить, благодаря каким жизненным императивам это благополучие может быть достигнуто. Как представляется, такими императивами всех казахстанцев могут быть:

· созидательный труд;

· процветания и достойная жизнь;

· мир и согласие;

· преемственность традиций.

Указанные жизненные императивы должны быть всеохватывающими, проникая на все уровни самоорганизации казахстанского народа: государственный уровень, общественный уровень, личностный уровень; на всех этих уровнях должны быть сформированы свои всеобщие идеалы цивилизационного сосуществования казахстанцев. Как представляете такими цивилизационными идеалами могут выступать:

· демократичное и сильное Государство;

· справедливое и процветающее Общество;

· свободная и уважаемая Личность» (9, 69-70).

Данные позиции должны согласовываться с сформулированными Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым пятью принципами, лежащими в основе национальной идеи Казахстана: фактическое и юридическое равенство всех этносов республики; казахский народ является государствообразующим этносом, поэтому он несет ответственность перед другими этносами, а другие этносы должны относиться с пониманием к самовыражению казахской нации; религиозная идентичность и толерантность народов; воспитание казахстанского патриотизма; развитие малого и среднего бизнеса, формирование казахстанского среднего класса.

Рассматривая методологические основы образования невозможно обойти стороной проблему национального менталитета. Менталитет –квинтэссенция культуры.

Как утверждает М.Шайкемелев, «своих собственных традиций изучения национальной идеи, менталитета и мироощущения казахов, кроме цикла работ Ч.Ч.Валиханова и «Слов назидания» Абая, у нас нет…. И далее: нашей задачей является попытка сформировать определенный методологический каркас теоретических исследований национального менталитета, его соотношения с идеями либеральной демократии западного образца в контексте проблемы общенациональной идеи» (10, 374).

Возможно, действительно нет таких исследований, но можно говорить о наличии казахского менталитета, о его характеристиках.

Таким образом, проблема национального воспитания имеет четко формулируемые методологические основы. К ним в первую очередь необходимо отнести ведущие понятия, которые были освещены в данной лекции – этнос, нация, народ, менталитет народа, национальная идея.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова современная трактовка понятия «нация»?

2. Что означает термин «этнос»?

3. Что понимается под научной категорией «методология»?

4. Как трактуется понятие «методология науки»?

5. Что такое менталитет нации?

6. Почему национальная культура составляет методологическую основу национального воспитания?

7. Кем являлись жырау?

8. В чем особенность казахской философской мысли?

9. В чем заключается значимость для Казахстана идеи гражданской нации?

10. Чему служит общенациональная идея?

Использованная литература:

1. Педагогика: учебник. - Алматы, 2005. - 364с.

2. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. - М., «Русский язык», 1983, с.815.

3. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990. – с.19.

4. Барлыбаева Г.Г. Аль-Фараби и Абай: проблемы преемственности. - Известия Министерства образования и науки РК, НАН РК. Серия обществ. наук, №4, 2000. – с.19-22.

5. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. – 428с.

6. Барлыбаева Г.Г. Философско-этический смысл воззрений казахских акынов и жырау. - Известия Министерства образования и науки РК, НАН РК. Серия обществ. наук, № 5, 2002. - с.9-19.

7. Нысанбаев А.Н., Кадыржанов Р. Общенациональная идея Казахстана как синтез гражданской и этнокультурной концепции национальной идеи. - Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.4-23.

8. Ашимбаев М., Косиченко А., Нысанбаев А., Шоманов А. Основные проблемы поиска и разработки общенациональной идеи Казахстана. - Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.54-71.

9. Кадыржанов Р. Гражданская нация, этнокультурная нация и общенациональная идея Казахстана. - Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.72-133.

10. Шайкемелев М. Национальный характер и менталитет как предпосылки формирования общенациональной идеи Казахстана. Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. - с.373-387.

Дополнительная литература

1. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Национальное единство – наш стратегический выбор». - Астана, 26 октября 2009 года.

2. Акмамбетов Г.Г. Нравственное учение Абая// Известия Национальной академии наук Республики Казахстан – Алматы, 1995.

3. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. – Алматы, 1995. – 150с.

4. Нравственно-духовное просвещение. – Алматы: Фараби-фонд, 1995. – 338с.

Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».

Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели».

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение. Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай? традиция? обряд? ритуал.



В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др. Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:

Приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;

Замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;

Обязательный учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических и иных традиций в оформлении школьных помещений, территории школы и микрорайона;

Восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;

Система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;

Прекращение толкования фольклора лишь как предыстории литературы, введение его как самостоятельной дисциплины с 1-го по 11-й класс, включающей изучение всех известных жанров в процессе параллельного обзорного ознакомления с народными духовными, нравственными, музыкальными, художественными, трудовыми, спортивными традициями, этикетом; поощрение специального факультативного и кружкового изучения песен, сказок, пословиц, загадок как самостоятельных учебных дисциплин;

Расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;

Максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа, расширение числа национальных общеобразовательных школ повышенного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, реальных училищ);

Укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;

Гарантии защищенности малых народов во имя национального согласия, межнациональной гармонии, отказ от традиционных формул насильственного приобщения их к более высоким культурам;

Аргументированное осуждение человеконенавистнических, шовинистических, великодержавных, имперских теорий в любой форме;

Расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагогизацией содержания и процесса образования; начало вузовской подготовки этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации.

Тенденция использования идей и традиций национального воспитания в последние годы проявляется достаточно отчетливо. В этой связи, прежде всего, следует назвать модели историко-социокультурных и педагогически организованных воспитательных систем, разработанных в рядом отечественных ученых (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, Б. А. Сосновский, В. К. Шаповалов и др.) и призванных воспитывать подрастающее поколение на основе идеи национально-духовного возрождения России. В рамках этих моделей: а) обеспечиваются права каждой нации, входящей в состав Российской Федерации, на самостоятельное этническое и культурное развитие; б) осуществляется освоение культурного наследия своего народа; в) закладываются основы полноправной жизни нации в целом; г) формируются основы гармоничного существования и развития каждого этноса и национальной культуры; д) достигается сбалансированность образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства; е) обеспечивается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.

Черты национальной школы

В истории школы и педагогики национальная школа имеет свои тенденции развития. Первоначально всегда происходило определенное объединение племен, имеющих общую территорию и сходное, взаимовыгодное занятие населения: торговля, пастушество, земледелие и т.д. Образование носило ремесленно-практическую направленность. Затем возникал союз племен и различных слоев населения, которые обеспечивали себя всем необходимым для проживания. Объединяются производство и торговля, усиливается обмен культурными ценностями и родственными связями. Создается народность, в основе которой близкий язык, общие нравственные установки, ценности и традиции, а подчас и единая религия. Создается единая по содержанию, целям и ценностям народная педагогика, этнопедагогика. Она лежит в основе национального образования, но не всегда определяет его. Дело в том, что не каждый народ в силу исторического развития может стать нацией. Нация же характеризуется не только глубокими народными связями, но и межкультурными связями. Она выходит на уровень партнерства с другими национальными культурами, с мировой культурой в целом. Поэтому только обогащенная общей культурой цивилизации, культура народа может стать национальной культурой. И тогда народная школа поднимается до уровня национальной системы образования.

Чертами национальной школы в наше время выступают:

1. Глубокая интеграция образовательной системы в мировое образовательное пространство, прежде всего в сфере взаимодействия научной информации, в содержании образования, усвоении культурных ценностей через духовное воспитание (диалог культур).

2. Приоритет родного языка, национальной культуры, отечественной истории и этнокультуры в жизнедеятельности подрастающего поколения, проникновение через весь процесс образования в психологию, духовность национальной души.

3. Гармоническое сочетание национального и регионального компонентов в содержании образования с общечеловеческим, при этом недопустимо преобладание национального федерализма, даже если речь идет о какой-либо господствующей группе населения. Региональный компонент не может составлять свыше 20%, а национальный – свыше 10% содержания образования.

Мировая практика показывает, что здесь должен господствовать принцип взаимообогащения культур, а не их противодействия. Дети господствующей нации должны хорошо знать культуру народов, которые живут в данном регионе; но и те в свою очередь должны постоянно общаться, взаимодействовать с коренным населением региона, знать его культуру.

Ведущие принципы образовательной политики страны должны обязательно связываться с принципом учета особенностей национальной культуры. Так, принципом английской национальной политики является ориентация на идеал гражданина-джентельмена, французская образовательная политика делает упор на приложение научного знания в общей культуре (часто внешней образованности) человека, в США культивируется стремление к новому, высочайшая активность в борьбе за первенство в достижениях в любой области. (В этом смысле книга рекордов Гиннеса в большой мере соответствует национальному духу американцев).

Этнокультура может определять образ жизни подрастающего поколения, но отнюдь не его образ мысли. Поэтому патриархальный быт, нравы и традиции не должны преобладать над силой духа молодого человека, религиозные ритуалы и таинства не довлеют над самостоятельностью и самоутверждением воспитанников. Приобщение молодого поколения к национальным традициям, «культурному преданию» по К.Д. Ушинскому, должно включать творческие усилия новых поколений по обогащению силы духа нации. Вера в народ предполагает уверенность в себе, а вовсе не растворение Я в массе населения.

Отношение народа к современной мировой и собственной культуре является базовым элементом национальной школы. Надо знать то, что сделал народ в прошлом, какую лепту внес во всемирную историю, науку и культуру, в каком направлении он движется впереди человечества и именно здесь активно совершенствовать национальную школу. По Фихте, свое – не есть нечто противоположное чужому, но оно определяет стиль усвоения народом чужого опыта и культуры. И этот стиль проявляется прежде всего в творчестве народа, в творческой деятельности основной массы людей.

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.

В процессе обретения независимости страны, ее социально-экономического развития, роста национального сознания возникает важность использования в воспитании молодежи практики всечеловеческих ценностей, вобравший в себя многовековую историю. Несомненно, на сегодняшний день есть свои особенности внедрения в образование национального воспитания. Лишь пропустив национальные ценности, культуру, историю, обычаи сквозь призму сегодняшнего дня, приходит более полное понимание других народов, что повышает научную значимость предмета.

К процессу национального воспитания молодежи нужно подходить более гибко, пробуждая у нее чувство любви к своей родине, заинтересовать подрастающее поколение в изучении культуры, традиций и национальных особенностей, постигая качества, присущие символичной нации, одновременно повышается и интерес к национальным особенностям других наций.

В ХХІ веке с требованием времени образование, сознание человека стоят на очень высоком уровне, потому что рыночная экономика не терпит простоты, лености, безотчетности. Мы, благодаря богатствам нашей земли, должны содействовать процветанию родины, поиску новых путей развития, внедрению новых технологий. Только когда все поставленные перед нами задачи будут выполнены, мы сможем почувствовать себя счастливыми. В этой связи каждый должен задуматься над такими вопросами, которые поднял в своей речи Глава государства Н.А.Назарбаев: «Каждый гражданин независимой страны, задумываясь о прошлом и будущем Казахстана должен задать себе вопрос, «Кто мы были вчера?» «Кто мы сегодня?» «Кем будем завтра? Это значит каждый гражданин должен понимать, что история его страны, его народа не хуже других. Это значит что каждый гражданин должен путем глубоко мышления через исторические недра стремиться быть достойным приемником необъятной земли, оставленным нашими предками».

Как уточняют наши ученые «одним из приоритетных направлений нынешнего образования является педагогическое действие направленное на личность. В то же время, это воспитание образованной и квалифицированной молодежи, которая может жить в этой динамично развивающейся стране, обществе», . На сегодняшний день основное педагогическое направление, это дать молодежи такие знания, которые она сможет использовать в своей жизненной практике.

История развития и этапы формирования воспитательной практики народа испытали многое. Несмотря на время, хотя они и были подвержены общественным противоречиям, национальные воспитательные черты до сегодняшнего дня не потеряли свою ценность, необходимость в быту, наоборот стали базисом в воссоздании наших национальных особенностей. Необходимо внедрить особенности национального воспитания совместно с семейным воспитанием и организациями образования, которые явятся единственным решением в таких общественных бедствий, которые ранее были чужды казахскому народу, как-то молодежь, отправляющая родителей в дом престарелых, брошенные дети, алкогольная зависимость, употребление наркотиков, привлечение в религиозные секты, тяжкие преступления, проституция. Все эти причины, заполонившие наше общество, стали причиной того, что в очагах образования не преподавался такой предмет, как национальное воспитание. Не секрет, что с распадом союза, оглядывающуюся назад национальную историю постиг рост этих чуждых явлений, перечисленных выше. Особый рост приходится на период кризиса, после отсоединения от великой империи как Советский союз и получения независимости государства. В труде доктора философских наук М.Молдабекова сказано: «В Казахстане, получившей свободу, заново возрождаются социально-культурные начинания, у народа видна национально-просветительская гармония». Изучение человеческих ценностей в воспитании казахского народа, раскрытие национальных особенностей, умение дать знание в условиях глобализации, дать молодежи представление о мировой культуре и национальной значимости, все это является правильным направлением для устранения негативных влияний.

В связи с вышесказанным, необходимо в самое ближайшее время обосновать новый предмет «Национальное воспитание» с научной точки зрения и поднять вопрос о его внедрении на национальный уровень, что явится главным приоритетом в формировании будущего поколения, твердо стоящим на ногах.

На сегодняшний день проводится большая работа по современной систематизации, изучении и аналитике предмета «Национальное воспитание» с научной точки зрения, собраны и обработаны мысли, идеи средневековых деятелей, сочинения наших казахских просветителей, прославлявших язык, религию, культуру, обычаи и быт нашей нации, песни наших акынов, воспитательные игры, высказывания великих биев, слава батыров защищавших родину.

Словом, предмет «Национальное воспитание» – это предмет изучающий уважение языка личности, почитание религии, формирование сущности, адаптированность национальным обычаям, обучающий использовать сегодняшние достижения в определенной ситуации.

Цель предмета «Национальное воспитание» – воспитание полноправной личности, у которого развито чувство национального самосознания, который может внести свой вклад в формирование национальных интересов, связать национальные и общечеловеческие ценности. Если определить научно педагогические основы национального воспитания в народной педагогике, то тогда совершенствуется национальное самосознание молодежи, всесторонне развивается личностные качества, в связи с этим появляется возможность ознакомить школьников с мировыми ценностями совместно с их национальными особенностями.

Задачи предмета «Национальное воспитание»:

ознакомление подрастающего поколения с основными значениями, знаниями, идеями миропознаниями и методами казахского национального воспитания;

формирование в подрастающем поколении языка, истории, религии, национальной традиции, национальной культуры, обычаев, чувства самопознание, гордости, характера, миропознания;

изучение навыков необходимых в социально-психологическом, экономическо-правовом аспекте, развитие логического мышления на основе казахских национальных ценностей, правильно и грамотно разговаривать, умение держать себя в обществе, формирование конкурентоспособной компетентности;

быть осмотрительным относительно негативных действий, совмещать душевную и телесную красоту, постоянно совершенствоваться;

адаптирование к грамотному и правильному использованию ресурсов общества и природы в пользу человека, обобщая национальные ценности с общечеловеческими ценностями;

достижение межнационального согласия, пропагандируя представителям других наций глубину и важность воспитания казахского народа.

Основные содержательные аспекты предмета «Национального воспитания» основываются на категориях национального сознания, национального языка, национальной культуры, национальной сущности, национальной традиции и обычаев, на основных базисах национального воспитания. Предмет «Национального воспитания» несомненно, повысит качество образования, учитывая полное обеспечение направлений в традиционном классическом педагогическом воспитании.

В качестве проблемы, на которую нужно обратить особое внимание, является определение тем связанных с воспитанием. В качестве примера предлагаем некоторые из них: национальные игры, пословицы, крылатые слова казахского народа, значение воспитания, родственные отношения, понятие значимости рода до седьмого колена, воспитание девочки, воспитание мальчика, воспитание невестки, воспитание юноши, роль национального воспитания в регулировании отношений между членами семьи, традиции и обычаи свойственные казахскому народу, человеческие ценности казахского народа, значимость религии в преподавании национального воспитания.

Сегодня много говорится о важности социально-личностного роста молодежи, значимости национального воспитания в связи с возрастными особенностями, здорового образа жизни, воспитания человечности, а также поднимается вопрос о негативных действиях в среде молодежи (табакокурение, наркомания, проституция, алкоголизм, хулиганство, преступления) и о влиянии религии на социальное становление молодежи. Поэтому в рамках предмета «Национальное воспитание», избавившись от вышеназванных негативных проявлений, повысив воспитательную роль религии в формировании подрастающего поколения, мы придадим воспитательную окраску существующему образовательному процессу.

Национальное воспитание играет важную роль в обеспечение благосостояние народа, в развитии экономики, в упрочнении независимости Республики Казахстан и признании другими странами авторитета нашей перспективной, стремительно-развивающейся республики.

Использованная литература:

1. Ерғалиева Г.А. «Рухани-адамгершілік құндылықтар негізінде студенттердің өзін-өзі тәрбиеленуінің педагогикалық шарттары». –Атырау, 2006. – 149б.

2. «Ұлттық тәрбие» журналы – ҚазҰПУ баспасы – 132 б.

Людмила СЕКСЕНБАЕВА,

к. п. н., доцент

Исходным пунктом исследования процесса восхождения к национальному воспитанию, на наш взгляд, является проблема национального достоинства личности. Природа не знает человека безнационального, а так как человек – центр притяжения всех общественных отношений, то и национальный человек, как носитель свойств и достоинств своей нации, невольно выступает в роли связывающего звена в процессе национального общения и межличностных отношений в целом. Научить ребенка одновременно чувствовать и мыслить, жить и творить, причем, не только для себя или для других, но и со всеми и для всех, есть родовая черта человека – таково, на наш взгляд, одно из основных направлений методологии формирования национального воспитания учащихся в средних школах.

Понятие «национального достоинства личности» в языке межнационального общения и «адамның ұлттық абыройы » и «кісінің ұлттық намысы» в государственном языке Казахстана часто употребляется сегодня в общественной и политической жизни республики, естественно, связано с общим этимологическим значением слова «достоинство», но будучи производным от него, служит для обозначения относительно самостоятельного и неодновременного социального явления. В самом общем виде национальное достоинство личности можно представить как концентрированное выражение абсолютной ценности любого конкретного человека как носителя конкретной национальности (совокупности качеств и свойств, имманентно присущих той или иной нации, народности).

В рамках действия Доктрины национального единства, проблема национального достоинства личности является, на наш взгляд, важной и своевременной, так как она реализуется и обнаруживает себя в межнациональном общении учащихся.

Природа национального, как известно, не содержит единственных в своем роде особенностей, которые были бы присущи только одной нации. Лишь определенная совокупность неповторимо соотнесенных самой природой и условиями социального бытия национальных черт позволяет утверждать о национальной самобытности, об отличиях одной нации от другой, но не о национальном превосходстве и исключительности какой-либо из них.

«Человек, как известно, входит в человечество не абстрактно, а через ту или иную нацию». Само всечеловеческое единство, как писал русский философ Н. А. Бердяев, существует в формах национального бытия его частей. В национальной множественности человечества, человек обретает национальную индивидуальность фактов своего рождения и последующего развития. Поэтому, в общественных отношениях он выступает не иначе как национальный человек, соединяющий в себе общеродовую человеческую сущность и личностно-национальные черты. Из выше сказанного следует, что главной целью формирования личности ученика, как национального человека, является фактор – как один из путей стабилизации и развития общественных отношений формирования социально зрелой личности. Одной из методологических задач национального воспитания является, на наш взгляд, появление потребности как основного источника активности личности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Своей деятельностью ученик изменяет окружающий мир. И чтобы осуществить эту деятельность, необходимо учителю, педагогическому коллективу, семье включаться в этот процесс – процесс активизации ученика в познании социума.

Общей методологической основой национального воспитания в многонациональном учебном коллективе, полагаем, должны стать присущие традициям практически каждой нации нашей республики любовь к ближнему, почтение к старшим, забота о младших, уважение к труду, стремление к миру и согласию. При этом должен быть преодолен доминирующий в учебном процессе стереотип формирования одновременного, линейномыслящего и законопослушного индивида, сознательная ответственность которого перед собой и ближним своим подменялась преданностью тоталитарному режиму. Многонациональный учебный и, в особенности, педагогический коллектив, каждый учитель или преподаватель достигнут успеха в национальном воспитании ученика лишь тогда, когда они не только будут в точности выполнять свои служебные обязанности по отношению к очевидному поведению и внешней среде учащегося, но и когда почувствуют и тесно определят свой долг перед внутренним миром национального индивида и формы воздействия на его психологию, не умаляя национального достоинства личности подростка, ученика.

Феномен национального воспитания достигается за счет взаимодействия трех составляющих, а именно, это формирование у детей национального достоинства, национальной гордости и национальной совести. Вся учебно-воспитательная работа строится под национальной идеей, идеей «iштесу ». Что означает «все постоянное, все сокровенное…» из народной мудрости казахского народа.

Педагогическими условиями национального воспитания в учебном процессе являются:

– создание центров землячества, осуществление культурных связей;

– создание и оборудование национальных кабинетов;

– проведение национальных недель в средних школах в рамках действия Доктрины национального единства;

– обучение детей государственному языку РК, знание эмблемы, флага, гимна своего народа;

– привитие навыков и техники поведения у учащихся согласно правилам этнопедагогики;

– ознакомление и соблюдение обычаев, традиций, национальных ритуалов, знание истории как своего народа, так и других народностей;

– воспитание социальной зрелости личности;

– формирование культуры межнационального общения.

Для успешности метода обучения детей практическим навыкам общения целесообразно использовать следующие методы – это метод определения общегрупповой фигуры, метод контраста, метод метафор и метод полярностей. Данные методы особенно эффективны при обучении учащихся для консультирования, психологической коррекции, навыкам организации и проведения ролевых игр. Вышеупомянутые методы в психологии относятся к методам активного обучения. Они позволяют учителям средних школ согласовать и соединить цели и задачи конкретного занятия с потребностями и интересами учащихся, связанными с его темой. Кроме того, рассматриваемые методы дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению детей и способствуют формированию у них рефлексивной компетентности и рефлексивной культуры.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять определенным требованиям (критериям технологичности): системности, управляемости, воспроизводимости, эффективности. В соответствии с данными критериями технологичности в структуру педагогической технологии входят: теоретическое обоснование и процессуальная часть (технологический процесс), которая нами представлена в виде технологической карты (т. е. описания процесса в виде пошаговой последовательности действий, используемых средств, критериев и способов диагностики, вариантов коррекции и т. д.).

Технологичность – это интегрированный результат таких педагогических умений, как аналитические, конструктивные и организаторские.

Самой уязвимой составляющей педагогической технологии является личностная. А потому и конструирование, и использование воспитательных технологий в процессе национального воспитания требуют от педагогов, учителей высокого уровня психологической, педагогической компетентности, отработанных до автоматизма необходимых технологических элементов. Работа учителя в процессе национального воспитания должна быть направлена на то, чтобы:

– сформировать на высоком уровне психологические структуры, прежде всего самосознание школьника;

– развить потребности, обеспечивающие содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и перспектива;

– создать предпосылки для становления индивидуальности как развития осознания своих способностей и интересов каждым учеником, его социализации.

Национальное возрождение будет тогда плодородящей почвой, когда наряду с естественным нравственным восхождением к совершенству будет идти познание культуры и языка ближнего народа. Накопление положительных качеств нации происходит во всей многомерной повседневности. Чем богаче в ней связи, свободнее общение людей разных национальностей, тем уверенней восхождение к цели, достижение каждой нацией своего человеческого достоинства. Цель эта достигается лишь постоянным единством человека во всем многообразии наций, сообща решающих глобальные проблемы, поставленные перед ними собственной историей. Решать эту проблему – проблему национального возрождения нам, учителям, педагогам, психологам всей образовательной структуры.

«Я верю, – отмечал Президент всех казахстанцев Н. А. Назарбаев по случаю вступления в должность, – что мы сумеем создать на территории Казахстана высокоразвитую полиэтническую цивилизацию, в которой возродятся казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности» («Казахстанская правда» 11 декабря 1991 г.). В этом и есть в настоящее время державное величие Республики Казахстан – независимого государства.

В сентябре 2012 года прошла интерактивная лекция Президента на тему «Казахстан на пути к обществу знания» в Назарбаев Университете, которая проливает свет на то, как надо видеть, а главное – как строить свое будущее.

В этой лекции Президент дал месседж в части социальной и политической безопасности. Глава государства вновь раскрыл формулу казахстанского счастья. Она заключается в межэтническом и межконфессиональном согласии.

Президент Н. А. Назарбаев отметил, что «казахстанцы не приемлют экстремизма и радикализма», и что «наши граждане всегда выступают против политических пустословий и социальной розни» («Казахстанская правда» 12 сентября 2012 г.), при этом вновь озвучил три ключа формулы стабильности по-казахстанки.

Это – единство, толерантность, общность судьбы.

Литература

1. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: «Сов. Писатель». 1990, с. 91–92.

2. Середа Е. И. Практикум по межличностным отношениям. СПб: Изд. «Речь». 2006, с. 224.

4. Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком. СПб: Изд. «Речь». 2008, с. 324.

5. Осорина М. В. Секретный мир ребенка. СПб: Изд. «Речь». 2009, с. 276.

Существование во многих воинских коллективах проблемы межнациональных отношений уже признано на официальном уровне. В первую очередь речь идет о военнослужащих, призванных из республик Северного Кавказа. Решать эту проблему сегодня приходится с учетом разворачивающихся там событий, где все большая значимость придается национально-религиозному фактору. Отсутствие у многих командиров опыта, навыков, необходимых знаний, а также четкой методики по работе с такими категориями военнослужащих должны быть компенсированы активным поиском новых форм и методов воспитания. Очевидно, что для решения этой проблемы следует объединить все имеющиеся силы и средства, включая работников прокуратуры, ФСБ и представителей духовенства.

Сама проблема межнациональных отношений кроется в отношениях межличностных. Почему вдруг несколько военнослужащих (личностей), объединившись по национальному признаку, противопоставили себя остальным личностям (коллективу), отказываются подчиняться командирам, нести служебную нагрузку? Только найдя ответ на эти вопросы, можно приступать к воспитательному процессу, смысл которого состоит в переубеждении оппонента. От умения начальника убеждать во многом будет зависеть и результат. Очевидно, что здесь мог бы пригодиться замполитовский опыт армии еще советского образца по перевоспитанию "детей гор", не желавших понимать командиров и ссылавшихся в основном на языковый барьер. Но в эпоху развала прежней системы воспитания в духе интернационализма, идеологической дезориентации и общего падения дисциплины приходится констатировать факт сплачивания военнослужащих уже не только на национально-земляческой, но и на национально-религиозной основе, да и общей направляемости их действий. Такие неформальные объединения, основанные на круговой поруке, сегодня все чаще готовы бросить вызов армейским порядкам, вплоть до открытого неповиновения командирам, демонстративного отказа выполнять приказы. Учитывая психологическую неготовность большинства офицеров ротного звена общаться с "мафиозной структурой" внутри подразделения, проблема зачастую грозит выйти из-под контроля.

В ПОИСКАХ СЛОВА

Не отрицая приоритета воздействия слова на личность подчиненного в воспитательном процессе, надо признать, что поиск этого слова является серьезной проблемой для многих воинских начальников. Как переубедить людей, уверенных в своей правоте, поскольку, по их мнению, они в своих действиях опираются на традиции, религиозные постулаты, культуру, обычаи своей малой родины? Чем можно "зацепить" сердце солдата, заранее уверенного в том, что начальник не скажет ему ничего нового: будет опять талдычить про воинскую дисциплину, цитировать устав и призывать к порядку, сыпать фамилиями земляков-героев завершившейся 60 лет назад войны, а в придачу стращать дисбатом? Очевидно, что, только предусмотрев такую реакцию солдат, построив свое выступление "от противного", можно рассчитывать на определенный успех. Наверное, в первую очередь необходимо строить свою речь просто и без пафоса, на понятных и доступных солдату вещах, что составляют для его понятие "свое", "родное": о доме, семье, родителях, традициях и обычаях "малой" родины. При этом следует учесть, что учились они все-таки в нашей общей школе, по одному букварю. Отсюда и духовные ценности пока еще остаются общими: литература Пушкина, Достоевского и Гамзатова; творчество Чайковского, Шаляпина и Эсамбаева; победы Суворова, Жукова и Багратиона. Общая с ними у нас и Родина - многонациональная Россия. Да и на чемпионатах мира, в конце-то концов, болеют они все же за сборную России, а не за Турцию, к примеру.

Кавказский менталитет предполагает уважение к родительскому наказу, которое имеет большой вес. Слово отца - по-прежнему закон для большинства кавказских парней. Можно не сомневаться, что, отправляя своих детей в армию, любой родитель хотел бы только гордиться своим сыном. А отсюда легко перебросить "смысловой мостик" на второй момент - собственно саму воинскую службу. Настоящий горец - это джигит, воин. А раз воин, то долг, честь, присяга - неотъемлемые спутники военной службы. Стоит надеяться, что отцы нынешних солдат, в своем большинстве добросовестно отслужившие срочную службу еще в той, Советской армии, оставившие о ней в основном добрые воспоминания, наверняка рассказывали сыновьям на простых примерах о воинском долге, солдатском братстве, субординации как основе дисциплины. Значит, вовсе и не чужды эти понятия сегодняшнему поколению служивых?

Однако зачастую такое построение беседы, вполне логичное с нашей точки зрения, не дает результата, поскольку сплачивание земляческих группировок происходит, как уже подчеркивалось, не только на национальной, но и религиозной основе. И здесь мнение офицера, даже говорящего вроде бы правильные вещи, не будет браться в расчет, поскольку оно не затрагивает религиозных основ жизни и службы, не касается, по мнению членов группировки, "истинного учения", а сам начальник и вовсе является "кяфиром" - неверным. Так вплотную встает вопрос освоения офицерами, и особенно воспитательных структур, основ традиционных религий России, в первую очередь Православия и Ислама.

КОРАН ПРОТИВ РАЗГИЛЬДЯЕВ

Еще лучше, если воспитатель будет искренне верующим человеком. В этом случае его личный религиозный опыт, близость некоторых основных догматических положений, исторический опыт добрососедских отношений обоих конфессий позволят офицеру быстрее понять причины отказа исполнения служебных обязанностей военнослужащим якобы по религиозным мотивам.

Действительно, в Коране нет даже намека, по которому можно оправдать солдата-мусульманина, отказавшегося мыть полы в казарме или нести службу в наряде по столовой. Зато Священная книга требует от правоверных уважать личность другого человека, его свободу, дарованную ему Аллахом, строго запрещая оскорблять ближнего, унижать его человеческое достоинство. Как же может после этого называть себя истинным мусульманином, к примеру, рядовой Ибрагимов, если он заставляет своего сослуживца рядового Петрова заправлять за собой кровать или стирать грязное белье? И не вызовет ли праведный гнев Всевышнего отказ солдата заступать в наряд по столовой, предпочтя сидеть перед телевизором в казарме, ведь в самом широком смысле нравственность в исламе заключается в послушании и умеренности во всем. А желание хорошо жить за чужой счет - как раз и есть нарушение заповедей ислама. Так же выходит и с отказом повиноваться командирам. "Ислам" в переводе означает "покорность". И мусульманин должен, покоряясь воле Аллаха, которая присутствует везде и во всем, с радостью принимать ее, как свою судьбу! В таком случае служба в армии не может противоречить воле Всевышнего.

А еще покоряться мусульманин должен родителям, которые, отправляя его в армию, наставляли служить честно, не позорить свой род. И также своим начальникам и командирам (которых опять же Он Сам и дает). Все так просто и одновременно очень мудро! На этих "китах" и базируется религиозное сознание богобоязненного воина-мусульманина, не испорченного националистической и сектантской пропагандой.

Так что для настоящего мусульманина воинский устав и Священная книга отнюдь не вступают в противоречия. А значит, жить, прикрываясь Кораном, но не по Корану, то есть по своему желанию, вопреки армейским и общепринятым законам и нормам устава - есть уже не просто нарушение воинской дисциплины, но и заповедей Всевышнего, дискредитация идей исламской морали.

Убедительность этой позиции усиливается, если подчеркивать благожелательное, уважительное отношение к положениям Корана. В данном случае трудно будет возразить что-либо начальнику, который способен дать богословское обоснование добросовестному исполнению мусульманами воинского долга, подкрепленное сурами и аятами из Священной книги.

ВАХХАБИТЫ В КАЗАРМЕ

Наивно, однако, было бы предположить, что нормально служить мешает лишь религиозная непросвещенность таких солдат. Поэтому необходимой профилактической мерой по предотвращению негативных фактов "казарменного сепаратизма" должно стать усиление контроля над ситуацией в подразделениях со стороны компетентных органов. Данное направление находится в ведении ФСБ, сотрудники которого не менее желанные и полезные гости в казармах. Объясняется это тем, что (по имеющейся у компетентных источников информации) со стороны отдельных военнослужащих, входящих в состав этих неформальных группировок, стали нередко звучать угрозы физической расправы над командирами, экстремистские призывы к неуставным взаимоотношениям на национально-земляческой основе, в том числе с признаками исламского фундаментализма, ваххабизма. На одной из встреч с военнослужащими Восточного округа Внутренних войск МВД России, проводившейся в ноябре прошлого года по инициативе командования округа, начальник отдела ФСБ полковник Сергей Р. озвучил фрагменты оперативной аудиозаписи. На кассете были записаны разговоры военнослужащих о необходимости насаждать свои порядки в казарме, а делать это путем избиения и унижения сослуживцев других национальностей, вымогательства у них денежных средств. Высказывались как открытые угрозы в адрес командиров и начальников, так и противоправные призывы с религиозно-экстремистским подтекстом. В частности, рядовой Г. Гусейнов публично "учил" своих сослуживцев: "...Я тебе отвечаю: надо жить с Аллахом, а не по уставу... У меня нет командиров, кроме Аллаха!". Комментарии, как видно, не требуются. Дальнейшее зависит от расторопности военных контрразведчиков, поскольку данные высказывания, противоречащие Конституции Российской Федерации, требованиям общевоинских уставов, подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса. В завершении своего выступления контрразведчик, кстати, поделился скупой оперативной информацией о принимаемых мерах в отношении лиц, допустивших противоправные действия и высказывания. Это, по его словам, произвело на нарушителей "должное впечатление".

Тем не менее цепь логических рассуждений, которую можно выстроить от отказа солдата заступить в наряд по столовой до призыва к неповиновению "неверным командирам", будет не так и длинна. Особенно, если учесть, что кое-кто из отказников пришел служить в армию, имея уже сформировавшееся религиозно-экстремистское мировоззрение. Это легко предположить, учитывая широко развернутую на Северном Кавказе пропаганду идей ваххабизма, его популярность в бедных и высокогорных районах региона. К сожалению, этому косвенно способствует сама российская власть, давая повод радикально настроенным лидерам мусульманских умм (общин) использовать серьезные просчеты федерального центра в области политики, экономики и особенно идеологии для демонизации образа Москвы, всего русского народа как врагов "правильного ислама". С этих призывов, как правило, и начинается вовлечение молодежи в противоправную деятельность, в том числе и в армейских рядах.

Пора признать, что именно на поле духовно-нравственного воспитания молодежи, не паханом долгие годы и превращенном в целину, начали прорастать зловещие побеги человеконенавистнической идеологии ваххабизма - этого настоящего опиума для обманутого, доведенного до отчаяния народа. Свято место, действительно, пусто не бывает!

ПРОКУРАТУРА ПРОСИТ ПОМОЩИ

Долог и тернист путь человека к раскаянию. Чаще всего это происходит в зале суда, где рассматривается уголовное дело какого-нибудь бравого вояки, терроризировавшего своих сослуживцев. Зрелище впечатляющее, но вот беда - не так часто, как того хотелось бы в педагогических целях, проходят открытые судебные заседания. Минует полгода, год, поменяется личный состав рот и батарей, и появляются в них новые "герои", напрочь забывшие увиденный когда-то глазами первогодка судебный процесс. Напрашивается вывод: надо чаще встречаться. От эффективности работы военных прокуратур сегодня зависит очень многое. Фемиде в погонах все чаще приходится обнажать карающий меч правосудия, чтобы навести порядок в армии. К сожалению, без драконовских мер сегодня уже не обойтись. Либерализация законодательства пока еще не связала окончательно руки прокурорским работникам, и можно надеяться, что порядок все же будет наведен.

Ну а сами прокурорские работники обращаются за помощью к... церкви! Вот что пишет в своем обращении на имя Патриарха Алексия Второго главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков: "Предлагается рассмотреть возможность принятия организационно-правовых норм, направленных на разработку и создание качественно новой нормативной базы, предусматривающей более активное участие священнослужителей в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих. Главная военная прокуратура готова оказать содействие в этой работе. Убежден в том, что такие меры будут способствовать оздоровлению морально-психологического климата в воинских коллективах Вооруженных Сил РФ".

Прокурор знает, что говорит. Ведь именно бездуховность и аморальность современного российского общества - главные причины криминализации не только армии, но и самого общества. Когда в стране взамен традиционных идеалов нравственности новыми жизненными ценностями вполне легально (посредством СМИ) провозглашены пороки - культ насилия и наслаждений, жажда наживы и эгоизм, - то бороться с преступностью, проявлениями национального и религиозного экстремизма в армейской среде силами только судебного аппарата бессмысленно.

Очевидно, что вопрос сотрудничества армии и духовенства давно уже назрел. Об этом же говорилось и на прошедших в Улан-Удэ в июне с.г. сборах священнослужителей, работающих с войсками. Открывая сборы, командующий войсками Сибирского ВО генерал армии Николай Макаров честно признал: "Религиозная ситуация в округе сложная. Представители кавказских народов подчас ведут себя вызывающе агрессивно, в том числе и в религиозном смысле. Надо конкретно работать над улучшением религиозно-этической и религиозно-культурной ситуации... Мы надеемся на помощь духовенства. Ибо только укрепление внутренней самодисциплины воина, развитие в нем чувства долга, познание им веры своих отцов и дедов, усвоение высоких традиций отечественного воинства могут решить стоящие перед нами проблемы".

Свободный доступ в солдатские казармы православного и мусульманского духовенств, придерживающихся традиционных взглядов, возможность участия военнослужащих в Богослужениях, обрядах и Таинствах, привнесение в казармы молитвенного духа братской любви и взаимоуважения - все это вне всяких сомнений разрядит обстановку, поможет начальникам и подчиненным разных национальностей и вероисповеданий лучше понять друг друга. Альтернативы у нас нет.

Роман ИЛЮЩЕНКО, подполковник, бакалавр религиоведения

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.100.articles.conception_02



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх