«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй. Консультация на тему: Патриотическое воспитание младших дошкольников

Воспитание патриотических чувств младших дошкольников

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Уже в дошкольном возрасте ребенок знает, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством метода проекта.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Дети в отличии от нас взрослых, воспринимают окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, что всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие
к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольника такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то воспитать возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным.
Чувства патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром.
Но первые шаги по воспитанию патриотических чувств начинается с любви и привязанности к своей семье, дому, дет. саду, улице, двору, сформирования бережного отношения к природе и всему живому; воспитания уважения к людям, к их труду, а это доступно детям младшего дошкольного возраста.
Для воспитания патриотических чувств у детей я выбрала технологию метода проектов. Основоположником метода проектов является американский учёный, педагог Джон Дьюи. Он доказывал: ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных, практических усилий. По мнению педагога, ребёнок не должен «Набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни развивать инициативу, творчество, участие.
В основе проектной деятельности лежит решение проблемы. Но только тогда, когда ставится цель и есть, желание её достичь, проблема становится проектом.
Проектная деятельность это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшего использование.
Проектная деятельность предусматривает поэтапное движение к цели. Первый этап – подготовительный или организационный, второй – основной или этап реализации, третий – заключительный или презентация.
Основное правило проекта: каждый ребёнок выполняет только то, что ему интересно и что у него получается; взрослые не делают ничего такого, с чем дети могут справиться сами.
В ходе проектной работы используются разнообразные средства и приёмы обучения, игры,
беседы, наблюдения, труд, и др. но на высокую степень самостоятельности детей младшего дошкольного возраста рассчитывать не приходится, их кругозор, уровень навыков невелик. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Исподволь, ненавязчиво, играя, приходится направлять ребят к решению проблемы задуманного содержания. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослыми, если они им интересны. Отношения строятся на соучастии, сотрудничестве. Планируя проект необходимо исходить только из интересов детей.
Метод проектов позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса:
- воспитатель имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители вовлекаются и активно участвуют в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
- деятельность дошкольников организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Анализируя изученные материалы пришла к выводу. Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребёнка. Проект понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе его лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать, свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.
Прежде чем приступить к разработке проектов по формированию патриотических чувств изучила материал по данной теме. Выявила знания, возможности, прошлый опыт детей, их интересы. Затем приступили с ними к совместному планированию. (О чём бы им хотелось узнать? Где побывать? Что увидеть? и т.п.).
На основе их интересов и был разработан проект.
Работа над проектом с детьми младшего дошкольного возраста осуществлялась в несколько этапов.
1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учётом интересов детей).
2. Определение взрослыми цели проекта, его мотивация.
3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности.
4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («делание вместе») выполнение детьми отдельных несложных поручений.
5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.
При организации проектной деятельности и составлении технологических карт я использовала методику преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ С.Е. Анфисовой.
Свою проектную деятельность по патриотическому воспитанию начинали с тематики (проблемы) из ближайшего окружения, адекватному возрасту детей: семья, дом, двор, детский сад и т.п. По продолжительности проекты были краткосрочными.
Например.
Название проекта: «Волшебный мир семьи».
Вид проекта: Информационно - практикоориентированный участники собирают информацию, снимки, обсуждают, реализуют, в результате оформляют семейный альбом.
Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: Краткосрочный.
Тема: Семья.
Проблема: Необходим материал, чтобы повышать интерес детей к семье.
Цель: По результатам проектной деятельности оформить семейный альбом.
Задачи: 1. Сформировать у детей интерес к своей семье. Воспитать уважение к членам семьи.
2. В детском саду создать условия для обобщения материала, т.е. снимков.
3. Привлечь родителей к работе над проектом.
Мероприятия по решению задач: (основной этап)
1.- Занятия, беседы на темы « Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей» ,«Старшие члены семьи (бабушка, дедушка)», «Хозяйство семьи»,
- Д/игры: «Чей я ребёнок, угадай?» «Найди сходства и различия», «Кто для кого?» и другие.
- Досуги с привлечением членов семьи: «Моя бабушка», « Праздник мам».
2.- Совместная работа по оформлению семейного альбома с использованием домашнего фотоархива.
3.- Родительское собрание по теме - Индивидуальные беседы и консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Старшее поколение в семье» и др.
Результат: Оформлен «Семейный альбом воспитанников группы».
Форма презентации: Представление демонстрация семейного альбома родителям, педагогам, воспитанникам.
В ходе проекта были активны все участники: дети, воспитатели, родители.
- Дети участвовали в беседах, в дидактических играх по теме. В ходе бесед
дети были очень эмоциональны, показывали, рассказывали о членах своей семьи, бережно относились к снимкам. Дети пытались самостоятельно, сообща дать определению слову «семья». Разворачивали сюжетно - ролевые игры «Моя семья», «Дочки- матери» и др. Участвовали в сборе снимков, подготовке и оформлении альбома.
Разучивали стихи, песенки о членах семьи, участвовали в праздничных мероприятиях, поздравляли мам, бабушек…
- Я (воспитатель) планировала и организовывала беседы, занятия, игровую деятельность. Занималась подборкой материалов по теме для родительского собрания, консультаций, д/игр. Проводила консультации и индивидуальные беседы с родителями.
- Родители участвовали в собрании, в беседах, Оказывали помощь в сборе фотоснимков, интересовались ходом работы. Присутствовали на презентации.
В результате проведённой работы у детей появилось желание быть похожими на близких людей, больше узнать о своих предках, о своей семье.
Семейный альбом в дальнейшем будет активно использоваться в работе по патриотическому воспитанию – любви и привязанности к своей семье, дому, уважения к членам семьи.

(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

Для диагностики уровня знаний у дошкольников основ нравственно – патриотического воспитания мною была использована технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Подготовительная группа «Лучики»

Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
А.Я. А.М. Б.А. Б.В. В.А. Г.Д. Д.А. З.М. К.К.
1.Родная страна: н с н с н н н с с
Название страны + + + + + + + + +
Название города + + + + + + + + +
Домашний адрес + + + + + + + + +
- + - + - - - + -
Название зеленых зон - + - + - - - + -
Название улиц, площадей - + - + - - - + -
2.Символика
Флаг России + + + + + + + + +
Герб России + + + + + + + + +
Герб родного города - + - + - - - + +
Гимн России - + - + - - - + -
Народная игрушка - + + - - - - + +
Народные праздники - + - + - - - + +
+ + + + + + + + +
- + - - - - - + +
+ + + + + - + + +
+ + + + - - - + +
5.Личностный компонент
+ + + + + + + + +
Забота о близких + + + + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + + + + +
- + - + + + + + +
+ + + + + + + + +
Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
М.М. М.А. М.И. Н.В. Н.С. П.К. П.Е. С.М. Ф.А.
1.Родная страна: с в с с с н в н н
Название страны + + + + + + + + +
Название города + + + + + + + + +
Домашний адрес + + + + + + + + +
Название достопримечательностей города + + + + + - + - -
Название зеленых зон + + + + + - + - -
Название улиц, площадей + + + + + - + - -
2.Символика
Флаг России + + + + + + + + +
Герб России + + + + + + + + +
Герб родного города + + + + + - + - -
Гимн России + + + + + - + - -
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + + + + + + + + +
Народные праздники + + + + + + + + -
Жилище человека и предметы быта + + + + + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + + + + + - + - -
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + + + + - -
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + + + + - -
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + + + + + +
Забота о близких + + + + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + + + + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + + + + + +
Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
Ф.Е. Ч.М. Ш.В. Ш.Е Ш.М. Щ.М.
1.Родная страна: с в с с в с
Название страны + + + + + +
Название города + + + + + +
Домашний адрес + + + + + +
Название достопримечательностей города - + + + + +
Название зеленых зон - + + + + +
Название улиц, площадей - + + + + +
2.Символика
Флаг России + + + + + +
Герб России + + + + + +
Герб родного города + + + + + +
Гимн России + + + + + +
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + + + + + +
Народные праздники + + + + + +
Жилище человека и предметы быта + + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + + + + + +
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + + +
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + + +
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + + +
Забота о близких + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + + +

Подготовительная группа «Буратино»

Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
А.В. Б.С. Г.К. Д.Д. Е.Д. Ж.В. Ж.А. И.Р. К.Н
1.Родная страна: в н с с н н в с с
Название страны + + + + + + + + +
Название города + + + + + + + + +
Домашний адрес + + + + + + + + +
Название достопримечательностей города + - + + - - + + +
Название зеленых зон + - + + - - + + +
Название улиц, площадей + - + + - - + + +
2.Символика
Флаг России + + + + + + + + +
Герб России + + + + + + + + +
Герб родного города + - + + + - + + +
Гимн России + - + + + - + + +
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + - + + + - + + +
Народные праздники + - + + + - + + +
Жилище человека и предметы быта + + + + + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + - + + + - + + +
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + + - + + +
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + + - + + +
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + + + + + +
Забота о близких + + + + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + + - + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + + - + + +
Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
М.К. М.С. М.А. М.М. К.А. Н.Я. О.Я. П.К. Р.И.
1.Родная страна: н н в н с с с н с
Название страны + + + + + + + + +
Название города + + + + + + + + +
Домашний адрес + + + + + + + + +
Название достопримечательностей города - - + - + + + - +
Название зеленых зон - - + - + + + - +
Название улиц, площадей - - + - + + + - +
2.Символика
Флаг России + + + + + + + + +
Герб России + + + + + + + + +
Герб родного города + + + + + + + - +
Гимн России + + + + + + + - +
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + + + + + + + + +
Народные праздники + + + + + + + + +
Жилище человека и предметы быта + + + + + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + + + + + + + - +
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + + + + - +
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + + + + + +
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + + + + + +
Забота о близких + + + + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + + + + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + + + + + +
Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
Р.И. С.Д. Т.Д. Т.П. У.Л
1.Родная страна: с с с с с
Название страны + + + + +
Название города + + + + +
Домашний адрес + + + + +
Название достопримечательностей города + + + - +
Название зеленых зон + + + + +
Название улиц, площадей + + + + +
2.Символика
Флаг России + + + + +
Герб России + + + + +
Герб родного города + + + + +
Гимн России + + + + +
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + + + + +
Народные праздники + + + + +
Жилище человека и предметы быта + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + + + + +
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + +
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + +
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + +
Забота о близких + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + +

Высокий уровень -

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень -

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень -

Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

После проведения входной диагностики среди детей седьмого года жизни (общее число 47 детей)были подведены следующие итоги.

В большей части дети показали средний уровень развития нравственно-патриотического воспитания (25 детей – 53%).

На втором месте по количеству оказались дети с низким уровнем развития нравственно – патриотического воспитания (15 детей – 32%).

На третьем месте – с высоким уровнем развития нравственно – патриотического воспитания (7 детей – 15%)

Диагностика родителей

По вопросам нравственно – патриотического воспитания

В ходе исследования опрошено 47 человек, им была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов.

Чувство патриотизма у детей дошкольного возраста выражается через любовь к своим близким, малой и большой Родине, уважение к опыту старших, родному языку, истории, культуре. Воспитывается оно с малых лет, у каждого ребенка формируется индивидуально. Целью патриотического воспитания в ДОУ является забота о становлении целостной личности, развитие у нее нравственности и культуры.

Чтобы достичь такой многогранной цели, воспитателю детского сада приходится решать сразу несколько задач:

  • Сформировать у каждого дошкольника активный интерес ко всему живому вокруг, заложить основу экологической культуры, разбудить увлеченность историей сначала своего небольшого городка, а потом страны.
  • Воспитывать у детей чувство красоты, привязанности к своей семье, дому, а затем ко всему народу, его традициям, развивать у воспитанников любознательность, стремление к учебе.
  • Привлечь родителей к совместным мероприятиям, самому стать крепким звеном цепочки между семьей, детьми, дошкольным учреждением.

Актуальность патриотического воспитания в ДОУ

Призывы гражданского общества к возрождению России звучат все громче. Но идеологические установки прошлых лет забыты, а новые не обрели пока четких очертаний. На исходе 90-х работу дошкольных учреждений старались излишне не политизировать, особенно учитывая то, что отношение ко многим историческим событиям не было однозначным. Итогом отсутствия работы в этом направлении стал дефицит духовности молодежи.

Сейчас МО РФ стало уделять больше внимания формированию гражданского самосознания, воспитанию дошкольников в духе уважения истории, ценностей своего народа. На первый план выдвинулись проблемы социализации молодых, их своевременного правового развития.

С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Малыши постепенно приходят к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От них зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.

Предписания ФГОС

Суть требований ФГОС, касающихся патриотического воспитания, сводится к соблюдению согласованности воспитательных технологий, программ со следующими образовательным сферами:

  1. Социально-коммуникативной. Развитие дошколят в этом направлении формирует у них чувство единства со страной, отзывчивости по отношению не только к близким. У детей закладываются практические навыки того, как следует вести себя в рамках правовой культуры.
  2. Образовательной. Она призвана расширить кругозор, дать основные исторические знания, представления об этнической, художественной культуре. У детей формируется гуманное отношение к представителям всех народов. Будущий гражданин должен отличаться активным, ответственным поведением, веротерпимостью, интернационализмом.
  3. Речевого развития. Дети познают увлекательный мир художественной литературы, красоту родной речи, исконных традиций, знакомятся с уникальными героями и окружающей природой.
  4. Физического развития. Оно направлено на осознание правильности здорового образа жизни. Судьба страны напрямую зависит от здоровья того человеческого потенциала, которым являются ее пока еще маленькие граждане.

Работа с учетом возрастного мировосприятия

Младший и средний дошкольный возраст – время не только физического становления. Именно в этот период у ребенка зарождаются благородные чувства и социальные установки, развиваются черты характера, которые во взрослом будущем будут связывать его со своим народом, страной.

Средняя группа

Ребятам из средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью. На уроках лепки и рисования дети под руководством воспитателя создают знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью. Для родителей организуется выставка, где могут быть представлены открытки, фотографии с занятий, поделки малышей.

Старшая группа

У детей старшей группы проекты по патриотическому воспитанию включают мероприятия, среди которых ролевые игры, создание стендов, выставок своими руками, организация праздников, концертов для родителей к Дню Победы, другим памятным датам.

Детей наверняка увлечет совместное создание тематического лэпбука, работа над которым не только раскроет творческий потенциал воспитанников, но и поможет формированию у детей правильных представлений о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.

Научно-исследовательская работа

«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности»

ВВЕДЕНИЕ. АКУТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………3–7

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………….………………………8–21

1.3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………..16 19

1.4. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. …………………………………….20–21

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………..22–37

2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВУА ДЕТЕЙ. ИТОГИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………22–26

2.2. ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….27–34

2.3. ИТОГИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ………35–37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….39

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………40–72

Введение. Актуальность проблемы нравственно патриотического воспитания дошкольников в научно– педагогической литературе.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» – является гуманистическое воспитание ребенка, с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированнойдидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Социально – экономические преобразования, характерные для России последних лет, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия детского сада и семьи в вопросах всестороннего и полноценного воспитания и развития детей, в частности, нравственно- патриотического воспитания и создание условий для повышения педагогической культуры родителей.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.

Параметры исследования:

Объект: воспитательный процесс в ДОУ

Предмет : нравственно –патриотическое воспитание дошкольников

Цель : определить пути и охарактеризовать условия повышения уровня нравственно – патриотического воспитания в условиях детского сада

Задачи:

Дать теоретический анализ проблеме нравственно –патриотического воспитания дошкольников в научно- педагогической литературе

Выявить и применить в практике работы детского сада наиболее эффективные методы и приемы нравственно –патриотического воспитания

Гипотеза : Повышение уровня нравственно –патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

Использования разнообразных методов и приемов в работе с детьми;

Создания условий для нравственно –патриотического воспитания дошкольников;

Тесного сотрудничества с родителями;

Новизна: дан теоретический анализ проблеме нравственно –патриотического воспитания, отражена взаимосвязь воспитательной и образовательной работы, разработано перспективное планирование по работе с детьми пи родителями.

Практическая значимость : данную систему работы можно использовать в практике работы любого дошкольного учреждения.

План исследовательской работы:

Констатирующий этап- выявить уровень нравственно –патриотического воспитания дошкольников при помощи методов- анкетирования, беседы, диагностики. Сроки – сентябрь 2010 года.

Формирующий этап – реализация в практике работы детского сада системы мероприятий, направленной на повышение уровня нравственно –патриотического воспитания. Сроки – октябрь 2010 – март 2012 года.

Заключительный этап – повторное выявление уровня нравственно–патриотического воспитания при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Сроки – май 2012 года.

Глава 1. Теоретические основы нравственно патриотического воспитания в научно педагогической литературе.

1.1.Содер жание нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Воспитание гуманности как качества личности;

Воспитание коллективизма;

Формирование начал гражданственности и патриотизма;

Формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений – процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно – в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива – воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают: – формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; – формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; – воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста раскрывается следующим образом: – приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; – проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; – организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе – поступки, соответствующие нормам поведения гражданина современного российского общества.В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для советского человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, к своей Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчиненное нормам коммунистической морали.С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали со общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, педагог проводит большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков, которые он предлагает им совершать. Перед педагогом стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать. Например: «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневой жизни в обществе сверстников.К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении к взрослым.Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

1.3. Особенности формирования нравственно – патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

1.4. Краткие вывод ы по 1 главе.

Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки. Нравственное поведение – это поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировозрении.Однако в дошкольном возрасте, ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Поэтому работу необходимо вести в нескольких направлениях: педагог – педагог; педагог – ребёнок; педагог – родитель.Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующих его взаимодействие с людьми в социуме. Поэтому очень важно чтобы ребенок, находясь в детском саду, видел взаимное уважение между сотрудниками, любовь к общему делу.Ласка и внимание – главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость, поэтому не стоит скупиться на ласку при общении с детьми. Но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения. В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность, и постепенно благодаря играм ребёнок осознаёт себя как частичку общества. Поэтому для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста можно использовать не только занятия, но и игры, и упражнения. А так же необходимо создать условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых.

Глава 2. Реализация в практике работы дошкольного учреждения системы мероприятий, направленной на рост уровня нравственно патриотического воспитания в игровой деятельности.

2.1. Краткая характеристика группы детей. Итоги констатирующего этапа работы.

Опытно- педагогическая работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи во второй младшей и средней группе. В эксперименте приняло участие 20 детей и их родителей.

В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства группы отдана под организацию сюжетно- ролевой игры. В силу своего возраста дети еще не все и не всегда могут организовывать самостоятельные игры, и воспитатель принимает на себя руководящую роль. Но даже, несмотря на это, видно, что дети играют механически, не получая новых представлений и впечатлений, соответственно не осуществляется процесс воспитания в таких играх.

С целью выявления уровня нравственного воспитания в игровой деятельности было решено провести анкетирование родителей. Анкеты были именные и закрытые, предлагались следующие варианты ответов:

«Не знаю»

В анкетировании приняло участие 20 родителей, им было предложено ответить на следующие вопросы:

Организовываете ли вы с детьми игровую деятельность?

Имеются ли у вас в доме атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр?

Играете ли вы вместе с ребенком?

Организовываете ли вы игры с правилами?

Учите ли вы ребенка соблюдать правила игры?

Уделяете вы внимание нравственному воспитанию детей в игре?

Требуется ли вам помощь в вопросах организации игровой деятельности детей в домашних условиях?

После обработки анкет были получены следующие результаты:

Проанализировав итоги анкетирования, сделали вывод, что родители практически не уделяют внимания вопросам организации игровой деятельности домой, и соответственно воспитанию ребенка.

Для получения наиболее достоверных результатов было решено провести диагностику игровой деятельности детей, которая проводилась по следующим параметрам:

Умение играть в коллективе

Умение принимать на себя роль

Умение выполнять принятую роль

Умение соблюдать правила игры

Умение подбирать необходимые атрибуты

Умение оказать помощь товарищу

Умение проявлять заботу по отношению к окружающим

Умение проявлять сочувствие

По итогам диагностики получены следующие результаты: (смотреть приложение № 1)

Процентное отношение

Также было проведено педагогическое наблюдение за детьми в ходе игровой деятельности, для каждого наблюдения была составлена программа.

Программа наблюдения за детьми в ходе самостоятельной игровой деятельности:

Объект : самостоятельная игровая деятельность

Цель: Выявить уровень развития нравственного воспитания в игровой деятельности

Продолжительность : 30 минут

Предполагаемый результат- наблюдение покажет, что дети умеют:

Умеют самостоятельно организовывать игру;

Правильно подбирают необходимые атрибуты;

Самостоятельно и осознанно выбирают роль;

Соблюдают правила игры;

Умение проявлять сочувствие к ближнему;

Наблюдение показало, что:

Умеют самостоятельно организовывать игру- 15%

Правильно подбирают необходимые атрибуты- 30%

Самостоятельно и осознанно выбирают роль- 25%

Соблюдают правила игры-20%

Умение проявлять сочувствие к ближнему- 25%

Программа наблюдения за детьми в ходе дидактической игры :

Объект : дидактическая игра «Накормим мишек»

Цель: Выявить уровень нравственного воспитания в игровой деятельности

Продолжительность : 20 минут

Предполагаемый результат- наблюдение покажет, что дети:

Умеют слушать правила игры;

Умеют последовательно выполнять игровые действия;

Соблюдают правила игры;

Умеют оказывать помощь товарищу;

Наблюдение показало, что:

умеют слушать правила игры- 35%

Умеют последовательно выполнять игровые действия -25%

Соблюдают правила игры – 20%

Умеют оказывать помощь товарищу 25%

После выявления уровня нравственного воспитания в игре было принято решение разработать и применить в практике работы детского сада системы мероприятий по формированию нравственных качеств в игровой деятельности.

2.2. Внедрение в практику работы дошкольного учреждения системы мероприятий, направленной н а повышение уровня нравственно патриотического воспитания дошкол ьников в игровой деятельности

Наша педагогическая деятельность началась с составления перспективного плана по работе с детьми (смотреть приложение № 2) и родителями (смотреть приложение № 3)

Наша работа с детьми строилась с учетом возрастных особенностей, уровня развития детей, с учетом индивидуальных способностей ребенка, при осуществлении личностно- ориентированного подхода. При планировании работы с детьми были определены наиболее эффективные методы и приемы, подобраны разнообразные формы организации детской деятельности.

Так как игра- ведущий вид деятельности дошкольника, а в младшем дошкольном возрасте и все занятия проводятся в виде игр, то работа по формированию нравственных навыков шла в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Так как дети очень эмоционально реагируют на получение новой информации через различные средства, большое внимание уделено чтению произведению художественной литературы, которые не только помогали раскрыть детям содержание деятельности каких- либо профессий, но и играли огромное воспитательное значение. При чтении «Доктор Айболит» К.Чуковского большой акцент делался не только с ознакомлением труда врачей, а в первую очередь на воспитание таких качеств, как сочувствия и сопереживания, доброты и чуткости, желания заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе» акцент делался на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни. Вспоминая с ребятами цикл «Игрушки» А. Барто также стремились научить ребят заботиться об игрушках, учили проявлению добрых чувств, формировали правильное отношение к игрушкам. Но также чтение художественной литературы дало ребятам прекрасную возможность обогатить свои знания о мире профессий, о важности и значимости каждой профессии.

Ребята очень любят сами принимать активное участие в рассказывании и драматизации знакомых им произведений, поэтому немало радостных, и одновременно поучительных минут доставило ребятам разыгрывание русских народных сказок. Например, играя в сказку «Репка» помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу, при обыгрывании сказки «Теремок» ребята учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

Также большое внимание было уделено ознакомлению детей с трудом взрослых через рассказы воспитателя- перед тем, как организовать сюжетно- ролевую игру «Больница» в доступной для детей форме было рассказано детям о том, кто работает в больнице, чем они занимаются. При ознакомлении детей с трудом работников детского сада воспитатель рассказал, кто работает в детском саду, чем они занимаются, как важен этот труд. В преддверии Дня защитника Отечества, воспитатель рассказал ребятам о Российской Армии, ее воинах, о службе за сохранение мира на земле.

Большое значение для нравственного воспитания детей имеют беседы. С ребятами была проведена беседа « Кто заботится о нас в детском саду» – в ходе, которой ребята показали свои знания о труде работников детского сада, о том, как они к ним относятся. Во время беседы «О труде парикмахера» ребята рассказывали для чего надо ходить в парикмахерскую, знакомились с правилами личной гигиены. Перед организацией игры «Магазин» была проведена беседа «Опасные и безопасные продукты», которая помогла ребятам понять, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу. В ходе этической беседы «Что значит быть добрым?» у ребят формировались представления о дружбе, они учились оценивать поступки свои и товарищей (смотреть приложение №4).

Также для обогащения знаний детей были организованы и проведены дидактические игры, которые наряду с реализацией игровой задачи, решают и образовательные, и воспитательные задачи. В ходе проведения игры «Кому что нужно для работы?» ребята не только выполняли задание, подбирая необходимые атрибуты к каждой профессии, но и пополняли знания об особенностях каждой профессии. В ходе дидактической игры «Право на любовь» ребята учились проявлять любовь и доброту по отношению друг к другу (смотреть приложение №5), в ходе игры «Счастливый случай» ребята знакомились с правилами культуры поведения (смотреть приложение №6).

Также с ребятами для вежливого общения был разработан словарь добрых слов и выражений, который помогает ребятам вести себя в соответствии с правилами (смотреть приложение № 7).

Перед тем, как организовывать сюжетно- ролевые игры с ребятами организовывались конструктивные игры, которые также помогали знакомству с трудом разных людей, учили играть и трудиться в коллективе.

Огромную пользу для воспитания нравственных качеств приносят подвижные игры, которые учат ребят не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому, и многое другие. С большим удовольствием ребятами играли в такие игры: «Салочки- догонялочки» (смотреть приложение № 8), « Лохматый пес» (смотреть приложение №9), «Лиса и гуси» (смотреть приложение № 10), «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое место», «Салочки-выручалочки», «Кто раньше дойдет до флажка?» и другие.

Но самые интересные, познавательные, развивающие игры – это сюжетно- ролевые игры, дающие ребенку широкое поле для деятельности, дают возможность каждому ребенку попробовать в разных социальных ролях. Они обогащают не только интеллектуальный, но и духовно- нравственный мир ребенка.

При организации и проведении сюжетно- ролевых игр большое внимание уделялось воспитанию нравственных качеств детей. При организации игры «Семья» ребята учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу (смотреть приложение № 11). Играя в игру «Больница» ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения (смотреть приложение № 12), в игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе, оказывать помощь друг другу (смотреть приложение № 13).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх