Музыкальное развитие детей дошкольного возраста через. Музыкальное развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Средства развития музыкальных способностей

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования - методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видом деятельности. Исходя из этого объект исследования - использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, как наиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.

К сожалению, работа по музыкально-сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне. Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий.

Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.

В педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения, наиболее распространенными являются: наглядный, словесный и практический методы.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Различие нюансов музыки развивается у детей с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности, дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях.

«Уроки» музыки не только знакомят детей с музыкальными инструментами, но и позволяют освоить основы вокального дыхания, развить голос и слух, расширить кругозор.

Ребята слушают классическую музыку, ставят театрализованные этюды, направленные на развитие эмоционально-образной сферы. Музыкальное развитие детей раннего возраста побуждает малышей проявлять творческую активность, а родителям и педагогам помогает быстрее раскрыть таланты и стремления ребенка.

Такие ученые и педагоги как Асафьев, Виноградов, Гусев, Новицкая и многие другие в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других ”

Б.Асафьев

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии творческого потенциала ваших детей. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Зачем нужна ребёнку музыка? Странный на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Для достижения этой цели нет лучшего средства, как занятия музыкой, импровизацией, которые призваны стать уроками жизни. Выдающиеся педагоги говорят о том, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Музыкальные занятия со старшими дошкольниками направлены не только на достижение задач музыкального развития, но и в большей степени на целостное развитие личности, достижение ими школьной зрелости, выравнивание стартовых возможностей наканунеобучения в первом классе. Поэтому особое внимание мы обращаем на коммуникативные навыки детей, развитие эмоционально-волевой сферы.

Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего воспитания, раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка. В этом возрасте возрастает приоритет развития творческого воображения, так как именно эта способность влияет на успешность человека в других видах деятельности. Важным условием творческой составной является необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.

С чего же начинать решение этой важной и непростой задачи?

1. Поддерживать интерес ребенка к движению под музыку. При этом нельзя делать замечания ребёнку, даже если они вполне заслуженные. Главное – получение ребенком удовольствия от самого процесса движения под музыку.

2. Обогатить двигательный опыт детей под музыку.

3. Для этой цели очень подходят совместное движение под музыку старших детей или родителей.

4. Важно учить воспринимать музыку, её характер, «Видеть» ушами, фантазировать под музыку. Кстати, это даётся нелегко даже взрослым, поэтому можно учиться вместе с детьми.

5. Для импровизации можно использовать атрибутику: ленточки, шарфики, звёздочки, платочки, веночки, цветы.

Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное зрение, глазомер, периферическое зрение) Кроме того, важно подчеркнуть роль профилактики глазных патологий, значение укрепление зрения для будущих дошкольников.

На пятом году жизни пение остаётся одним из любимых видов деятельности. В этом возрасте дети уже самостоятельно могут придумывать несложные песенки. Здесь важен накопленный багаж различных жизненных ситуаций, передача различных интонаций. Например, вопрос-ответ.

При игре на детских музыкальных инструментах ребёнок может самостоятельно подбирать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нём.

При игре на металлофоне ребёнок может импровизировать своё имя, марш, плясовую.

Вот как выглядит примерный алгоритм совместной творческой импровизации родителя с ребенком.

1. Придумывается сказка (развивается мышление, речь, воображение)

2. При помощи музыкальных инструментов (использование самодельных шумелок, шуршалок и т.д.) озвучиваются герои (развивается при совместном изготовлении музыкальных инструментов мелкая моторика, воображение, тембровый слух, лексический запас слов)

3. Изображение и изготовление декораций. (кто, где, когда. Например: колобок, в деревне, в лесу, летом).

4. Придумывается песня героя, танец. (в соответствии со временем года

« цветочков», или песенка колобка).

Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться?

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.

От рождения до 2 лет

Как известно, слуховое восприятие (не в пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос. Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересует. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг. Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки — глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При их покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек, В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие — ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т.п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне «реакция -стимул», развивая тем самым кору головного мозга.

Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение «делать под музыку». Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные. Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают «мягкие» джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как «Summertime» Дж. Гер-швина, «Осанна», практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на «К Элизе» и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, нок-тюрнах Глинки, «Пер Гюнте» Грига, «Элегии» Массне.

Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», шутку из оркестровой сюиты Баха. Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия. В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы — журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя… Но не забывайте непреложное правило — разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, по-нравилось ли, о чем он думал во время прослушивания, какие чувства переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации. Обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).

2-3 года — первые инструменты

В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты. В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами .

Барабан , можно быть уверенным, будет воспринят на «ура». Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.

Затем предлагаем бубен — по сути, усложненный вариант барабана — можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой — удары на сильную долю — места, которые звучат более сильно и четко. Например, «В тра ве сидел кузне чик, совсем как о гуре чик» и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет «Песенка водяного», в частности фраза «А мне лета-а-ать охота» или «Крылатые качели», то есть медленные мелодии. На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2-3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут «А может быть ворона», «Песенка Красной Шапочки», «Танец маленьких утят». Медленный темп отлично проиллюстрируют «Песенка водяного», «Песенка Черепахи и Львенка», «Колыбельная медведицы». Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если только «добрые» взрослые не сказали когда-то нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи — личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению. Следующий шаг — показать разную длительность звука и ритм. Итак, левой рукой медленно и ритмично (раз в две секунды) бьете по барабану, затем добавляете правую (каждую секунду). У нас получается на один удар левой — два удара правой. Теперь предложите малышу «заменить» вашу левую руку — сначала пусть положит ладошку сверху и ощутит ритм, затем тихонько убираете свою ладонь. И перед нами — тандем ударников! Дальше меняетесь «партитурами», убыстряете или замедляете темп, меняете соотношение ударов (1:4) и т.д.

А теперь — ложки . Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности, Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия («Танец маленьких утят», «Антошка», «Кабы не было зимы»).

Если вдруг найдете в продаже трещотку , ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать «Частушки бабок ежек»).

После 3 лет можно предложить малышу металлофон . Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество-подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку следует держать легко, не сжимая, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши «ловят» не сразу, но со временем все начнет получаться.

4 года — слушаем музыку

Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки . Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки задействовать важную психическую функцию — анализ, который необходим для умственного развития крохи. Обладая новыми знаниями, ребенок готов к посещению консерватории. Можно предвосхитить культурный поход просмотром видеозаписей с концертами, проанализировать и обсудить услышанное. Музыка, оказывается, может рассказать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инструментов. Познакомимся со словами «мажор» и «минор». Сделать их доступными для понимания ребенка помогут антонимы весело — грустно. И предложить определить, какому произведению что подойдет. Для минора можно взять «Болезнь куклы» Чайковского, а для мажора «Турецкое рондо» Моцарта. Мажор — всегда уверенный, радостный, бравирующий, минор — грустный, Еще проще для детишек определять характер музыки следующим образом: мажор — хочется смеяться, минор — хочется плакать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под звучащую музыку, и «поставить диагноз». Чтобы закрепить этот материал, хорошо потренироваться на следующих музыкальных произведениях. Минор — «Первая утрата» Шумана, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, русская народная песня «Во поле береза стояла». Мажор — «Итальянская полька» Рахманинова, «Клоуны» Кабалевского, «Чунга-чанга». Теперь еще более странно звучащие слова, но объяснить их еще проще: стаккато — резко, отрывисто и легато — плавно, замедленно. При исполнении стаккато каждый звук «говорит» отдельно, ждет своей очереди, а в случае легато — звуки «перетекают» один в другой. Например, «Во поле березка стояла» — очевидное легато, песня «Улыбка» — бесспорное стаккато.

Ну и, конечно же, стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано, упомяните про орган, клавесин (их малыш увидит в консерватории). Группу духовых представят флейта, труба. Хорошо, если совместно со звучанием можно будет показать изображение инструмента. Расскажите малышу перед походом в консерваторию о правилах поведения в этом месте. Объясните, что во время исполнения не принято разговаривать, вставать с места, шуметь. Для начинающих предлагаются абонементы на концерты, непродолжительные по времени. Можно посетить концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. Здесь проводятся воскресные дневные концерты; в числе прочих произведений исполняются этюды Листа (например, «Хоровод гномов»), музыка Грига к пьесе Ибсена «Пер Гюнт», Сен-Сане «Карнавал животных». Будет очень неплохо, если во время первого посещения консерватории малыш услышит уже знакомые произведения — это позволит яснее оценить разницу между воспроизведением с диска и «живым» звучанием. Для первых посещений можно выбрать цикл пьес Кабалевского, произведения малых форм Моцарта, фольклорные песни. Далее выбирайте музыкальную сказку «Волк и семеро козлят», оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Рикки-Тикки-Тави», «Огниво». Не менее интересно для малыша будет посещение Российского центра музейной педагогики детского творчества в Государственном Русском музее. Туда можно пойти с ребенком двух лет, например, на абонемент «В художественном музее вместе с мамой», «Игры со звуками и красками». Для 4-летних малышей предлагается абонемент «Встречи с прекрасным». В Московском международном Доме музыки вниманию малышей и их мам предложат сказочный концерт «Конек-Горбунок» и «Сказку о царе Салтане» по одноименной опере Римского-Корсакого. В Московском театре Новая опера им. Е. В. Колобова вниманию юных слушателей представят оперу «Кошкин дом». Можно также посетить детский музыкальный театр им. Н. Сац с богатым репертуаром спектаклей для малышей. Интересные спектакли можно посмотреть в музыкальном театре «Эксперимент Ъ». Наибольшим успехом пользуются постановки «Котенок по имени Гав», «Летучий корабль», «Кошка, которая гуляла сама по себе».

В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Попробуйте с ребенком медитировать. Важное условие — уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, «Спектральная сюита» Стива Халперна, «Вечерняя серенада» Шуберта, «Песня Сольвейг» Грига. Вам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации — 20-30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую: «Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех сво- им теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. .. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно…» Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет. В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.

5-6 лет — все «по-взрослому»

В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению . Предлагаем вам организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы. Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук. Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами, Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации. В этом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша, Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние. Для 5-6 летних детей рекомендуется использовать следующий репертуар:

  • при переутомлении — «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при плохом настроении — «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта.
  • при выраженной раздражительности — «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского.
  • при снижении внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.

Опираясь на этот список, вы можете дополнять его, учитывая вкусы и потребности своего малыша.

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3 ) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей, может проявиться очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Ладовое чувство - музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

«Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам - барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

« Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

«Рыбки»

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1)Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

(5)Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» - выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы - ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

1.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2.Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

4.Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2.Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3.Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5.Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2.Поощрять творческие способности детей.

3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.

3. Ветлугина Н.А.. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М., 1984.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6. Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

7. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.


Стремление всесторонне развить своих детей — это нормальное желание родителей. Именно поэтому они стараются как можно раньше отдать свое чадо в спортивную секцию, на курсы изучения иностранных языков и в различные группы, где ребятишек учат читать, писать и производить простейшие математические действия. Все это, безусловно, очень важно, но не менее значимо, по мнению психологов и педагогов, эстетическое и музыкальное развитие.

Зачем необходимо музыкальное развитие ребенка?

Некоторые молодые мамы и папы считают, что если их чадо научилось сидеть, ходить, бегать, разговаривать и даже знает некоторые буквы, этого достаточно для его полноценного развития. Однако все не совсем так. Музыкальный слух не менее важен для формирования гармоничной личности . Почему?

  • Прослушивание хорошей музыки укрепляет центральную нервную систему.
  • Появление и развитие чувства ритма помогает лучше двигаться и делает движения более скоординированными.
  • Укрепляется мышечный аппарат.
  • Формируется вкус у малыша.
  • Развиваются лидерские качества.
  • В будущем прослушивание музыки поможет адаптироваться в коллективе , т. к. известно, что гармонично развитые люди способны налаживать контакты с любыми членами общества.
  • Игра на детских (а потом, возможно, и на взрослых) инструментах развивает мелкую моторику.
  • Танцы (любые движения под музыку) развивают крупную моторику.

Раннее развитие в этом направлении со временем может повлиять даже на выбор профессии. Совсем не обязательно, что мальчик или девочка станет музыкантом, однако способность понимать себя, свои вкусы и желания помогут сделать правильный выбор.

Особенности и направления музыкального развития детей дошкольного возраста

Говоря об особенностях музыкального развития и слуха у детей, стоит начать с того, чего делать не желательно.

  • Человек различает звуки , еще находясь в утробе матери. Поэтому даже рядом с беременной женщиной нельзя кричать и включать громкую музыку (особенно с ярко выраженными низкими частотами).
  • Сразу после рождения младенец понимает лишь интонацию , поэтому нельзя повышать голос, находясь рядом с ним.
  • С появлением в семье малыша должно быть введено табу на ругательства.
  • По отношению к себе кроха ни в коем случае не должна слышать слова типа «отстань», «прибью», «надоел» и т. п.
  • Малышу не нужно включать ту музыку и те песни, которые вызывают у него негативные эмоции , даже если это классические композиции, рекомендованные педагогами и психологами.

Как понять, что малышу нравится музыка?

Малышочек до года вряд ли сможет объяснить, что ему нравится и почему. Поэтому надо наблюдать за его реакцией.

Как понять, вызывает ли мелодия позитивные эмоции? Легко, ведь малыш производит некоторые движения, у него меняется мимика и пр.

  • Он прислушивается.
  • Замирает.
  • Иногда перестает заниматься тем, чем занимался до этого.
  • Подходит (подползает) к источнику звука.
  • При регулярном прослушивании любимых песен начинает демонстрировать хороший сон и аппетит.
  • Узнает понравившуюся музыку.

Следите за реакциями чада, и вы поймете, когда и что давать ему послушать. Но не надо забывать, что даже самые любимые звуки рано или поздно могут надоесть. Поэтому, если младенец стал капризничать, нервничать и т. д., лучше прекратить прослушивание и переключить ребенка на другое занятие.

Чтобы музыкальное развитие детей было гармоничным, надо действовать сразу в двух направлениях: слушание музыки и ее исполнение.

Слушание музыки

Как ни странно, развитие музыкального слуха начинается с понимания речи. Поэтому, прежде чем переходить к мелодиям, надо научиться говорить со своим чадом.

  • Не коверкать слова.
  • Не сюсюкать.
  • Произносить каждое слово четко, внятно с нужной интонацией.

Спустя некоторое время малыш начнет подражать вашей речи — это лучший момент для того, чтобы начать развивать его слух.

Как правильно развивать слух у ребенка?

  • Играть в игру, когда одно и то же слово (фраза) произносится с разными интонациями . Например, фразу «посмотри, это мяч» можно сказать отрывисто, выделяя каждый слог, плавно, нараспев, тихо, громко, испуганно, восторженно и т. д.
  • Включать приятную и вам, и вашему чаду музыку. На ночь и перед дневным сном можно слушать классическую музыку. Днем во время активных игр включать танцевальную, детскую музыку, веселые песенки из детских мультфильмов. Пробовать танцевать вместе с малышом.
  • Подпевать простым песенкам , которые нравятся дочке или сыну (кроха будет повторять, и так постепенно научится напевать).
  • Показывать малышу, как играют на различных инструментах . Желательно, конечно, чтобы мальчик или девочка видели инструмент, как говорится, живьем. Но если такой возможности нет, то можно показать короткое видео.

Педагоги советуют родителям маленьких детей научиться самим играть на каком-нибудь инструменте. Желание подражать взрослым вызовет у малыша стремление к извлечению звука.

Исполнение музыки

Маленьких детей несложно научить исполнять гаммы и даже простые произведения на фортепиано, но это надо, скорее, родителям для реализации их амбиций и для того, чтобы было чем похвастаться перед гостями. Крохе же нужно совсем другое — научиться слышать звуки.

  • Выходя на прогулку, прислушивайтесь к звукам , которые вас окружают: пение птиц, журчание воды, рев машин, шелест листьев и т. д. Пусть малыш попробует «подпеть» этим звукам, а потом, придя домой, повторит их с помощью доступных средств: свистулька, листы бумаги, вода из-под крана и т. п.
  • Не запрещайте чаду извлекать звуки из любых предметов — пускай стучит карандашом по перевернутым стаканчикам и кастрюлькам, перебирает пуговицы, шуршит фантиками, гремит ложками.
  • Приобретите специально для вашего ребенка какой-нибудь инструмент . Совсем не обязательно покупать дорогие цифровые фортепиано или электрогитары, но это должно быть нечто более серьезное, чем пластмассовая дудочка. Дети ценят отношение к ним, как к «большим».
  • Если ребенок еще совсем маленький, то надо позаботиться о том, чтобы у него были игрушки, издающие самые разные звуки : колокольчики, «гремелки», «пищалки» и т. п.

ВАЖНО! Обязательно хвалите младенца за все его успехи, подмечайте то, что он научился извлекать новые звуки, выучил песенку или хорошо повторил то, что услышал.

Методики развития музыкальных способностей у малышей

То, как именно взрослые будут помогать малышу развивать его музыкальные способности, зависит, в первую очередь, от его возраста.

0-2 года

О серьезных инструментах (гитарах, пианино и барабанах) речи, конечно, не идет. Но игрушки надо выбирать тщательно.

  • Погремушки должны издавать разные звуки.
  • Как только карапуз начинает сидеть , перед ним надо класть сразу несколько игрушек, издающих звуки, чтобы учить сочетаемости.
  • Прекрасно подойдет обучающий (развивающий) коврик для знакомства с разными звуками.
  • Ксилофон, мелофон, металлофон

2-4 года

После двух лет малышу можно предложить «поиграть» на настоящих инструментах.

  • Говорите названия инструментов и тут же показывайте, как они звучат (для этого некоторые посещают дни открытых дверей в музыкальных учреждениях, ищут подходящие инструменты у родственников и знакомых).
  • Попросите малыша придумать песню , пусть она будет нескладная, а мелодия в ней едва угадывается, но это даст крохе возможность почувствовать себя творцом, что немаловажно для полноценного развития.
  • Подключайте эмоции и впечатления : в возрасте 2-4 лет мальчики и девочки способны отразить то, что они чувствуют, на бумаге — пусть нарисуют музыку, которую слышат.
  • Подпишите рисунок — что это была за мелодия и когда была услышана, а спустя некоторое время повторите эксперимент и сравните, как изменилось восприятие одной и то же музыки.

4-6 лет

В младшем дошкольном возрасте дети уже способны понять, что такое процесс обучения, поэтому их можно знакомить с азами теории.

  • Расскажите им о чувстве ритма . Чтобы развить это чувство, очень важно читать стихи и учить их наизусть.
  • Опишите в доступной форме , что такое мажор и минор, продемонстрируйте примеры.
  • Чтобы дошкольник разобрался с тем, как получается песня , его надо познакомить с размером стихов. Для этого надо взять стихи и мелодию, которые не подходят друг к другу — пусть чадо на своем опыте убедится, что не всякий текст можно петь и не на всякую музыку он ляжет.
  • Если малыш проявляет интерес к занятиям, то можно попробовать рассказать ему о нотах , но усердствовать не стоит — как только он заскучает, занятие надо закончить.

ВАЖНО! Родители должны слушать и исполнять музыку, петь песни и учить стихи вместе с дочками и сыновьями, в каком бы возрасте они ни были. Поддержка и одобрение мамы и папы иногда творит чудеса.

Книги и пособия для родителей

Чтобы не «заблудиться» в способах и методах развития у детей музыкальных способностей, родителям можно воспользоваться специальной литературой.

  • «Развитие музыкальных способностей детей», М. Михайлова.
  • «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», М. Михайлова.
  • «Развитие музыкальных способностей у дошкольников», Л. Виноградов.
  • «Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей», Н. Корчаловская. (Конспекты занятий, описанных в этом пособии, возможно, пригодятся больше педагогам ДОУ. Но и родители дошкольников, если они решили серьезно взяться за музыкальное воспитание чада, также смогут найти в книге много полезного).
  • «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Анисимова Г. И. (Игры, представленные в этой книге, помогут развить как музыкальные способности детишек, так и память, внимание, логику и т. д.).
  • «Музыка. Первый учебник вашего малыша» , Г. Шалаева (Для получения теоретических знаний).
  • «Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей» (Сборник).

Каким вырастет ребенок, насколько гармоничной личностью он станет, зависит от тех, кто его воспитывает.

  1. Воспитывайте хороший вкус у детей : посещайте концерты, театры и выставки. Но при этом не делайте табу из того, что считаете для своего чада неприемлемым. Не так уж и страшно, если ребенок столкнется с проявлением плохого вкуса, это поможет ему на контрасте сформировать свой.
  2. Обсуждайте с ребятишками увиденное и услышанное , позвольте выразить им свое мнение и дать свою оценку.
  3. Слушать музыку, смотреть спектакли, рисовать и читать ребенок должен в спокойной комфортной обстановке — это создаст позитивные ассоциации с действием, и малыш будет возвращаться к нему снова и снова.
  4. Не мешайте чаду петь, как он хочет . Если это не серьезное занятие вокалом, то не стоит его исправлять.
  5. Вместе с детьми собирайте свою домашнюю коллекцию песен и мелодий .
    Старайтесь делать как можно больше дел под музыку (зарядка, уборка, поездка на машине и т. п.).
  6. Внимательно отнеситесь к желаниям и способностям малыша . Возможно, уже в дошкольном возрасте его стоит отдать в музыкальную школу, если ребенок одарен.
  7. Используйте одновременно три педагогических метода : наглядный, словесный и практический.

Музыкально-эстетическое воспитание ребенка, конечно, необходимо. Но не стоит перегибать палку — малыш должен, в первую очередь, получать удовольствие от игр и занятий и только потом пользу.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх