Можно ли относить вербу на могилу. Что нельзя делать в Вербное воскресенье: народные и церковные обычаи. Приметы на Вербное воскресение

Вербное воскресенье прошло, теперь что делать с освященной вербой? Славяне с древности относились к вербе как к священному растению. Еще в языческой Руси с вербой было связано множество обрядов. Это растение первым просыпается после зимы. Его ветки, получившие первые солнечные лучи становятся животворящими, способными наделить силой и человека.

Потому она и была выбрана как альтернатива пальме, которую в России достать сложно. Так верба стала главным атрибутом одного из важных православных праздников – Вербного воскресенья.

Вот вы пришли из церкви с освященными веточками. Что с ними теперь делать?

  1. Первым делом «отхлестать» ими всех членов семьи и всех домашних животных. При этом нужно приговаривать: «Вербохлест, бей до слез». Конечно, до слез бить не стоит, достаточно символично дотронуться до спины. Ни в коем случае не бейте по заду, это расценивается как пожелание зла и болезней.
  2. В Вербное воскресенье пекли пироги с пушистыми почками освященной вербы. Такие пироги были целебными, приносили здоровье семье на целый год.
  3. Вербные почки нужно проглотить больным лихорадкой или женщинам, которые не могут забеременеть.
  4. Можно из почек сделать порошок и посыпать им незаживающие раны.
  5. С помощью освященных веток излечивали головную боль, привязав ветку к голове.
  6. прутьями вербы скотину выгоняли в поля, это придавало ей здоровья и плодовитости.

Магические свойства освященной вербы

  • Освященной вербе приписывали немало магических свойств и необычных возможностей. Например, если бросить ветку против ветра, прекратится гроза, град, успокоится буря. Если то же самое проделать с огнем, он потухнет.
  • Старые дуплистые деревья вербы христиане обходили стороной. Считалось, что в ветвях резвится нечисть. А в дереве у реки может жить Водяной. Но в некоторых случаях встречи с этим существом даже специально искали. Если девушка мечтала найти суженого, она ходила к вербе у реки перед самым новолунием. Нужно было привязать к ветке яркую ленту и уйти, не оглядываясь. Иногда деревья вербы сплошь были обвязаны лентами.
  • Считалось, что Водяной может оплакать одиночество обратившейся к нему девушки, после этого она обязательно скоро найдет своего любимого и выйдет замуж.
  • Если искренно обратиться за помощью к освященным веточкам вербы, они обязательно помогут. Ветки ставили в вазу с водой. Воду нужно менять ежедневно. С вербой нужно разговаривать, рассказывать о счастье и несчастье.
  • Если даже в свежей воде ветка начнет засыхать, значит, она вбирает в себя все ваши беды, нейтрализуя их. Эти веточки необходимо поблагодарить и сжечь, отнеся подальше от своего дома. Лучше сделать это в поле.
  • Но и если веточка пустила корни, не стоит расстраиваться: посадите ее возле дома и она станет вашим лучшим помощником. Ухаживайте за ней, поливайте. И тогда уже молодое деревце выполнит вашу просьбу.
  • Веточка вербы могла из труса сделать смелого человека. Нужно лишь воткнуть ветку между бревен своего дома. Такое средство может избавить человека от природной робости.
  • В некоторых регионах России раньше был обычай осыпать почками вербы новобрачных, этот ритуал был направлен на упрочение здоровья потомства пары. Также вербы клали по перину или кровать. Женщины носили амулеты с вербами на шее, съедали почки, чтобы забеременеть.
  • Вербу крепили над входом в загоны со скотом, защищая его от нечисти и возможных болезней. Если стегать скот вербой, считается, что он не отравится ядовитой травой.
  • Ветку вербы втыкали перед первой бороздой в пахоту. А почки вербы добавляли в семена, чтобы урожай получить здоровый и обильный.
  • С помощью освященной вербы искали клады. Где почки начинают опадать, там и клад закопан. Копать следовало только после молитвы, которая должна была снять с клада зарок недоступности.
  • А еще верба помогала выявить ведьм или колдунов. Когда жгли веточки вербы, тот человек, который просил огонька, считался нечистой силой.

Что делать с прошлогодней вербой?

Считается, что священными свойствами ветки вербы обладают в течение года до следующей весны. Ее нельзя выкидывать. Можно просто пустить ветки по течению реки, или сжечь их, а пепел высыпать в реку. Но лучше отнести в церковь, там, в специальном месте ее сожгут с молитвой. А вы принесете в дом новые освященные веточки.

Елена Фролова – Вербное воскресенье

Благовещение (стихи Марины Цветаевой)




Пришел новый год, вместе с ним новые праздники, новый Великий пост и в том числе Вербное воскресенье. Наверняка, каждый из вас с прошлого года хранил вербу у своих икон. Только вот возникает вопрос, что делать с вербой с прошлого года? И нам тоже стало интересно, ведь не выбрасывать же ее, заменяя на новые ветки. Да и когда нужно проводить особый ритуал с такими ветками – в Вербное воскресенье или за день, а может после праздника на Страстной недели или даже после Пасхи? Обо всем по порядку.




Вербное воскресенье – праздник, который посвящен особому дню. После совершения чуда - воскрешения Лазаря, Иисус на следующий день (хотя по многим источникам есть утверждение, что гораздо позже) вошел в Иерусалим, а верующие христиане встречали его ликованием и клали к ногам ветки пальмы. Хм, хорошо, а почему же тогда верба в наших широтах? Все дело в том, что пальмы у нас не растут даже летом, а весной, когда только-только все просыпается после зимнего сна, одной из первых распускается именно верба. К тому же она является символом нового начала, возрождения и добра. В Вербное воскресенье непременно освящают веточки вербы, пальму, наряду с этими деревьями, многие верующие еще несут ветки оливы, лавра.

Сейчас многие мастерицы в домах украшают веточки вербы лентами, сладостями и даже расписными декоративными яичками. Принято освященные ветки ставить возле икон, в стойлах животных, даже можно просто поставить в воду или в вазу без воды в любое удобное для вас место. По приданиям ветки вербы охраняют дом и его жильцов от болезней, ругани, различных стихий.




Вот и наступает новый праздник – Вербное воскресенье, самое время освятить новые ветки вербы в церкви, только вот вопрос, куда девать старые освященные веточки вербы и когда стоит их вообще убирать? Освященную вербу выкидывать ни в коем случае нельзя, так вы можете накликать беду на свой дом. Обряд или ритуал можно провести в любой день до, после или в день Вербного воскресенья. К примеру, можно ветки положить на воду и пустить плыть по течению. Ветки вербы можно сжечь в костре, только пепел нужно высыпать там, где никто не будет ходить, лучшим вариантом высыпать в реку. Можно также зажечь ветку и, произнося, молитву очистить дом, обойдя и освящая его.

Если ветки вы весь год держали в воде, и они проросли, тогда стоит посадить такие ветки в лесу или возле речки.

На самом деле освященные ветки можно хранить долго, правда каждый год все равно приносите новые ветки вербы и снова их освящайте.

Если в вашем доме случилась беда, кто-то умер, тогда положите ветки вербы в гроб к человеку. Многие старики в своем возрасте собирают такие ветки, чтобы их положили с ними в гроб специально.

Одним из самых простых способов – ветки относят в церковь, а там уже их сжигают, произнося молитвы.

Если вы живете там, где до леса добраться легко, то просто отнесите ветки вербы и положите возле куста вербы.

У людей в деревнях, где еще сохранились старинные печи, ветками вербы разжигают огонь, чтобы потом испечь вкусные куличи. Предварительно старыми ветками вербы можно также обмести символически пол в доме, а потом уже сжечь в печи.

Освященная верба и ее чудодейственные свойства




Вернувшись с церкви с освященными ветками вербы, нужно слегка по спине побить домочадцев ветками и всех животных. Так все мы и животные впитывают силу новой весны и возрождения.
Если в доме есть невеста или жених, стоит ветку вербы посадить в огороде, тогда точно быть свадьбы в этом году.

С приходом Юрьева дня весь скот из дому выгоняют на пастбища, сулит это здоровье и плодовитость животным.

Вера человека творит чудеса. Так, к примеру, ветками вербы отгоняли гром, молнии, тучи, направляя ветки вербы в сторону туч. Верба могла также уменьшить огонь, если вдруг разгорелся пожар. Ранее люди почки вербы съедали, веря в ее чудесные свойства, люди отгоняли от себя болезни, горя. В старинные времена вокруг колодцев сажали вербу, она охраняла в свою очередь воду от нечистой силы.

Такие и многие другие обряды и традиции существуют по сей день. Теперь вы знаете, что делать с ветками вербы с прошлого года и поступите именно так, как мы описали, выбрав один из интересных способов избавления от уже ненужных веток. Верьте в чудеса, они порой исполняются неожиданно, но радостно. С праздником, христиане!

Наряду с таким вопросом, христиане задают и другой, а

Порядок должен быть в храме!

УТРОМ на маршрутке № 27 мчусь в пос. ГРЭС. С тех пор, как я работаю на КСК, дальние переезды меня не пугают. Сел в Сосновом в 8:00 и в 8:47 был уже у храма. У входа встретил отца Димитрия-2 (бывшего священника из Нерчинска), поздоровались с ним, поздравили друг друга с праздником.
Народу в храме много, больше, чем вчера. У всех в руках большие букеты вербы (про них потом скажет игумен Димитрий). От вербы идёт горьковатый запах, смешивающийся с ароматами фимиама. Кроме Олега Якушева никого знакомых не было, позже подъехал С.Г. Бобров с супругой, в гражданке и тоже с длинной метёлкой вербы.
(Вчера я готовился к причастию. Вычитывал, а точнее "выслушивал", каноны и правила. Такой способ, с помощью плеера и наушников, я нашёл для себя вполне приемлемым. Чтение почему-то рассеивает мысль, некоторые церковно-славянские слова кажутся непонятными, акценты в предложениях расставляются не там, где нужно, к тому же ещё нужно креститься, кланяться, смотреть на иконы - по-моему, на чтение уходит больше времени (часа 2 с половиной). Правила, читаемые чётким красивым голосом гораздо легче воспринимаются, можно сосредоточиться на смысле, смотреть неотрывно на иконостас, молитвослов держать в руках не надо. К тому же обстановка очень располагает к молитве, когда выключен свет, и горит только лампада...)
Конечно, любовь к порядку у отца Димитрия чувствуется во всём. Вот он командует всем сделать шаг вперёд, и в храме становится больше места. Вот он объясняет порядок подхода к Чаше - сначала дети, потом мужчины, затем женщины... К Кресту - сначала к иконам, потом к Кресту. Я понимаю, что напоминать всякий раз прихожанам о правилах (или традициях?) поведения в храме полезно. Тогда и крестное знамение будут правильно на себя накладывать, и поклоны делать как положено (о разнобое, который существует, я уже писал). Кстати, новый атаман Чупин, перекрестившись, зачем-то прижимает к груди кулак и так, с прижатым кулаком, кланяется (может, это что-то боксёрское?). Многие считают, что для веры в Бога соблюдение каких-то внешних атрибутов, вовсе не важно. Я же считаю, что форма действует на содержание и на его смысл напрямую. Я не понимаю, зачем иные женщины натягивают на голову капюшоны и стоят в храме как какие-то католические капуцины - неудобно, жарко и некрасиво. Не понимаю, когда иные неистово машут рукой стараясь изобразить на себе крест на каждое "Господи, помилуй". Вот если заснять на камеру и посмотреть потом с замедлением, что же там получается вместо креста? Недаром некоторые священники придумывают такие поговорки: "Не маши рукой, будто от бесов отмахиваешься" или "Не ломай крест" (это когда человек не успев обозначить на себе крест уже делает поклон - "ломает крест" и т.д. Конечно, это как-то заставляет людей задуматься...

Что делать с прошлогодней вербой?

ТЕПЕРЬ о вербе.
В конце службы (была, конечно, проповедь о Входе Господа в Иерусалим, я это опускаю) отец Димитрий вышел на амвон и спросил:
- Зачем вы принесли такие большие букеты вербы?
Молчание.
- В прошлом году, по всей видимости, букеты были не меньше?
Шевеление в толпе.
- А что вы сделаете с прошлогодней вербой? - продолжал отец Димитрий.
Молчание. Реплика:
- За иконку уберу!
Отец Димитрий берёт у кого-то из прихожан пышный букет вербы:
- Вот такой букет, за иконку?
- В другую комнату поставлю! - выкрикивает кто-то.
- Большая у вас квартира! - замечает отец Димитрий. - И всё-таки, что делать с прошлогодней освященной вербой?
Наконец посыпались такие предложения от "бывалых":
- Сжечь! Пустить по воде! Закопать в непопираемом месте!
Похоже эти варианты отца Димитрия не очень устраивали, хотя со всеми он согласился. На последнее ответил: "Где же найти такое место, чтобы ни человек, ни животное не раскопали, не осквернили?"
- Есть ещё один способ, традиционный, - раскрыл секрет отец Димитрий. - Отделять цветочки вербы от веток, ветки сжигать, а цветочки складывать в мешочек...
Все устремили внимание на священника.
- Знаете зачем? - продолжал о. Димитрий. - Для подушечки в гроб покойнику. Чтобы, как древние говорили, всегда помнить о смерти...
В храме установилась тишина, каждый посмотрел на свой букет или метёлку. Понятно, что с большого букета такую подушечку "в последний путь" раньше набьёшь, а то и не одну. Поэтому не лучше ли обходиться тремя веточками? Многие-многие годы жизни понадобятся, чтобы наполнить такую подушечку.
В завершении службы диакон раздавал прихожанам вербу. Я не взял. Мне достаточно одного букетика, который я получил вчера.

Главным символом великого христианского праздника Вербное воскресенье является освященная верба, а также веточки ивы с первыми появившимся на них листиками. Освященной вербе на Руси всегда приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что она помогает исцелиться от болезней и весь год отгоняет от дома несчастье. Но что делать с прошлогодней вербой?

Ведь освященная верба – это не просто ветки, а уже святыня, которая символизирует вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим.

Интересно, что со времен зарождения христианства празднование Вербного, или, как его называются католики и протестанты, Пальмового, воскресенья не изменилось. На Руси было невозможно найти пальмовые ветки, которыми, по преданию, иудеи встречали Иисуса Христа. А потому символ праздника на славянских территориях был было заменен ветками вербы (ивы), которые доступны в начале весны в большом количестве.

Каждый год проводится освящение новые веточек вербы в церквях и храмах, но что делать с вербой с прошлого года? Во-первых, надо помнить о том, что освященные в этом году веточки лучше оставить дома на целый год. Ветками украшают дом. Можно расставить их во всех комнатах, положить в красном уголке. Букеты вербы дома в канун Пасхи напоминают о том, что уже совсем скоро придет Светлое Христово Воскресение.

Освещенная в период праздника верба защитит дом и его жителей от проблем и невзгод в течение всего года. Во-вторых, перед тем как заниматься расстановкой свежей вербы, надо понять, куда деть вербу с прошлого года. Ее ни в коем случае нельзя просто выбрасывать!

Когда и как следует избавляться от прошлогодней вербы

Через год, в Вербное воскресенье, после освящение новых веточек, настает пора проведения определенных ритуалов, чтобы избавиться от старых букетов. Тут есть несколько сценариев действия, из них можно выбирать наиболее удобный для конкретного случая.

  1. Можно просто собрать все веточки, которые есть дома, и сжечь их. Пепел от сожженных ветвей необходимо высыпать в местах, где по нему не будут ходить люди. К примеру, хорошее место – под деревом в собственном саду или в чаще леса. Также хорошая возможность избавиться от пепла – высыпать его в текущую реку.
  2. Можно не сжигать веточки, а просто собрать их все вместе и сплавить по реке с бурным течением. Важно не бросать вербу в стоячие водоемы, а именно в реки и ручейки, в которых есть течение.
  3. Бывает, что верба ролрастает. Если так случилось, что у веток появились корни, то лучший способ избавления от них – высадка. Такие деревья не следует сажать в собственном дворе, потому что существует поверье, что тогда в дома кто-то умрет. Лучше всего высадить ростки в лесу или возле реки.
  4. Можно также отнести прошлогодние ветки в церковь. Там происходит их сожжение с чтением соответствующих молитв.
  5. Как вариант – ветки можно сжечь в собственной печи. При этом в жаре, который получится, хорошо выпекать пасхальные куличи и пироги.

Это наиболее подходящие варианты, что делать с вербой после Вербного воскресенья. Новая верба обладает магическими качествами, которыми можно воспользоваться в своих целях.

Считается, что освященная верба принесет человеку здоровье, если его слегка ударять букетом по телу.

Есть примета, что верба может вылечить от бесплодия. Женщине надо сделать из вербы пояс или же съесть несколько уже распустившихся почек именно в Вербное воскресенье.

Если развесить вербу по углам комнаты, а также возле входной двери, то она убережет дом от проникновения в него нечистой силы.

Верба поможет уберечь дом от огня и грозы в течение всего года.

Если повесить вербу в хлеву, то скот порадует здоровьем и приплодом.

Верба также поможет в исполнении важных дел. Если в каком-то очень важном деле хочется добиться успеха, можно даже проглотить одну почку освященной вербы.

Если девушка загадает в Вербное воскресенье желание встретить своего жениха, то оно обязательно сбудется.

Если в этот день посадить комнатное растение, оно принесет богатство.

По материалам сайта NaMenu

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх