Кто едет на корабле алые паруса. Алые паруса: Какие корабли наряжали к выпускному. Корабли, ходившие под алыми парусами

Появление прекрасного брига с алыми парусами — всегда самый эффектный и романтичный момент праздника «Алые паруса», кульминация водно-пиротехнического шоу. Для корабля, исполняющего эту роль, требуются не только красота и масштаб, но и отличная маневренность. А также умелая команда и виртуозный капитан, ведь в узкой акватории Невы с очень переменчивой розой ветров следует появиться секунда в секунду.

За годы существования праздника, занесенного в реестр мирового событийного туризма с рекомендацией к посещению почти в 20 странах Евросоюза, главную роль бригантины с алыми парусами из повести Александра Грина исполняли самые разные корабли.

«Алые паруса — 2019»

В этом году главным символом праздника выпускников в Санкт-Петербурге станет новый корабль, его уже готовят в Кронштадте. Парусно-моторное судно заменит на ответственном посту шведский бриг «Три короны», который последние семь лет выходил под алыми парусами в Неву.

Бриг «Россия» заходит в Кронштадт, 2019 год
Пятый канал

«Металлист» — Первый корабль с алыми парусами

Первым символом праздника мечты — кораблем с алыми парусами — стала яхта «Металлист». Специально для нее были заказаны паруса алого цвета. «Одели» яхту Центрального яхт-клуба Ленинграда в ночь накануне праздника. Борт украсили светящимися буквами «Секрет» — так назывался тот самый корабль в повести Александра Грина, на котором Грэй приплыл за Ассоль.

Фото: Архив Пятого канала

«Ленинград»

С 1970-го роль галиота «Секрет» исполняла шхуна «Ленинград». Это был немецкий трофейный корабль «Der Seeteufel» (в переводе с немецкого — «Морской ангел»), принадлежавший в 30-х годах графу Феликсу фон Люкнеру — главному немецкому корсару Первой мировой войны.

«Дер Зеетойфель» стал первым немецким судном, совершившим кругосветное плавание. Впрочем, команда корабля ставила перед собой отнюдь не романтические цели. Экипаж состоял в основном из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветки «Морской ангел» осуществлял сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны.

Граф Феликс фон Люкнер и шхуна «Der Seeteufel»

После окончания Второй мировой странами-победительницами была создана военно-морская комиссия для раздела флота Германии. «Дер Зеетойфель», как военный трофей, был передан Нахимовскому училищу и переименован в «Надежду».

В июле 1956-го шхуна была отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. А через два года — исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в «Ленинград».

Корабль неоднократно участвовал в съемках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли и фрегатов, и морских шхун.

Шхуна «Ленинград» под алыми парусами
Фото: архив Пятого канала

Каравелла «Нева»

«Нева», которая участвовал в празднике выпускников «Алые Паруса — 1971» вместе с «Ленинградом», — реплика трехмачтового парусного судна «Санта-Мария». Оно входило в состав флотилии Колумба. Именно на «Санта-Марии» в 1492-м Христофор Колумб и отрыл Новый Свет.

К 1971-м энтузиасты Ленинградского клуба водно-моторных туристов закончили строительство «Невы». И сделали они это собственными силами. Судно «Нева» очень близко по характеристикам к каравелле «Санта-Мария».

Каравелла «Нева»
Фото: ТАСС /Олег Пороховников

Шхуна «Кодор»

С 1971 по 1979 год совместно с «Ленинградом» в празднике участвовала трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор», построенная на верфи города Турку в 1951-м. Изначально корабль использовали как рыболовецкое судно, но со временем его отдали Ленинградскому мореходному училищу.

Парусник находился в эксплуатации больше 30 лет, что было настоящим рекордом для деревянного корабля. С курсантами на борту «Кодор» обошел одиннадцать морей и побывал в водах Атлантического океана. Кроме того, шхуна использовалась при съемках фильмов «В поисках капитана Гранта», «Капитан „Пилигрима“» и «Остров сокровищ».

Шхуна «Кодор», 1972 год
Фото: sailngstamps.ru

Фрегат «Штандарт»

Трижды в акваторию Невы поздравить выпускников заходил фрегат «Штандарт» — действующая копия первого корабля Балтийского флота, заложенного по указу Петра Первого в 1703-м.

Сегодня экипаж «Штандарта» составляют волонтеры, подготовленные перед началом каждого плавания. Летом 2000-го «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства — городам и странам, которые посетил Петр Первый, обучаясь корабельному ремеслу. С 2005 по 2007 год «Штандарт» — главный символ «Алых парусов».

Фрегат «Штандарт» под алыми парусами, 2006 год
Фото: Пятый канал

Трехмачтовый корабль «Мир»

После «Штандарта» роль галиота «Секрет» выполнял учебный трехмачтовый корабль «Мир», который был построен на польской верфи в 1987 году. С момента спуска на воду фрегат неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах. До сих пор «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. В 2008-м его появление стало кульминацией самого романтического петербургского праздника — «Алых парусов».

Фрегат «Мир» под алыми парусами, 2008 год
Фото: Пятый канал

Шхуна «Юный балтиец»

В 2009-м алые паруса примеряет учебная шхуна «Юный балтиец». С 1914 года — это был первый парусник, построенный в нашей стране. Он участвовал практически во всех европейских регатах — в Германии, Польше, Голландии, Бельгии, включая знаменитые гонки «Катти Сарк». Показывал и продолжает показывать неплохие результаты.

Шхуна «Юный балтиец» под алыми парусами, 2009 год
Фото: Пятый канал

Бриг «Tre Kronor»

С 2010-го по 2018-й включительно в акваторию Невы под алыми парусами заходил бриг «Tre Kronor» (в переводе со шведского — «Три короны»).

Корабль называют «парусником мира», поскольку строился он на деньги благотворителей и волонтеров из разных стран. Создавались «Три короны» как учебное судно для интернациональной команды моряков. До сих пор бриг регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества.

Бриг «Tre Kronor» под алыми парусами
Фото: Пятый канал

В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов «The Tall Ships Races». Именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» и обратили внимание на корабль. Шведская команда во главе с капитаном Алланом Палмером тогда впервые открыла для себя книгу Александра Грина. Моряки настолько прониклись красивой петербургской традицией, и следующие семь лет бриг был главным действующим лицом праздника «Алые паруса». В 2019 году его место займет новый корабль — новый символ самого романтичного праздника России.

«Алые паруса — 2019» состоятся 23 июня на Дворцовой площади и ближайших набережных. Ожидается, что участие в выпускном под открытым небом примут более 30 тысяч выпускников, а также сотни тысяч петербуржцев и гостей города на Неве.

Близится главный выпускной страны. Традиционно в Петербурге выпускников встретит бригантина под алыми парусами. До романтичного момента остались недели. Мало кто задумывается о том, что для корабля, исполняющего роль "Алых парусов", требуются не только красота и масштаб, но и отличная маневренность, а также умелая сплоченная команда и виртуозный капитан.

РЕН ТВ публикует материал "Пятого канала" , рассказывающий о кораблях, год за годом создававших атмосферу сказки и чуда.

За годы существования праздника, занесенного в реестр мирового событийного туризма с рекомендацией к посещению почти в 20 странах Евросоюза, главную роль бригантины с алыми парусами из повести Александра Грина исполняли самые разные корабли.

С 1970 года роль галиота "Секрет" исполняла шхуна "Ленинград". Это был немецкий трофейный корабль Der Seeteufel (в переводе с немецкого "Морской ангел"), принадлежавший в 30-х годах графу Феликсу фон Люкнеру - главному немецкому корсару Первой мировой войны. "Дер Зеетойфель" стал первым немецким судном, совершившим кругосветное плавание. Впрочем, команда корабля ставила перед собой отнюдь не романтические цели. Экипаж состоял в основном из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветки "Морской ангел" осуществлял сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны.

После окончания Второй мировой войны странами-победительницами была создана военно-морская комиссия для раздела флота Германии. "Дер Зеетойфель" как военный трофей был передан Нахимовскому училищу и переименован в "Надежду". В июле 1956 года шхуна была отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. А еще через два года была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в "Ленинград". Корабль неоднократно участвовал в съемках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли фрегатов и морских шхун.


Фото: sailngstamps.ru

С 1971 по 1979 год совместно с "Ленинградом" в празднике участвовала трехмачтовая бермудская шхуна "Кодор", построенная на верфи города Турку в 1951 году. Изначально корабль использовали как рыболовецкое судно. Со временем его отдали Ленинградскому мореходному училищу. Парусник находился в эксплуатации больше 30 лет, что было настоящим рекордом для деревянного корабля. С курсантами на борту "Кодор" обошел одиннадцать морей и побывал в водах Атлантического океана. Кроме того, шхуна использовалась при съемках таких фильмов, как "В поисках капитана Гранта", "Капитан "Пилигрима" и "Остров сокровищ".


Фото: sailngstamps.ru

Трижды в акваторию Невы поздравить выпускников заходил фрегат "Штандарт" - действующая копия первого корабля Балтийского флота, заложенного по указу Петра Первого в 1703 году. Сегодня экипаж "Штандарта" составляют волонтеры, подготовленные перед началом каждого плавания. Летом 2000 года "Штандарт" отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства - тем городам и странам, которые посетил Петр Первый, обучаясь корабельному ремеслу. С 2005 по 2007 "Штандарт" - главный символ "Алых парусов".


Фото: Пятый канал

В первом десятилетии 21-го века роль галиота "Секрет" выполнял и учебный трехмачтовый корабль "Мир", который был построен на польской верфи в 1987 году. С момента спуска на воду учебный фрегат неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах. До сих пор этот трехмачтовый корабль считается самым быстрым парусником в мире. В 2008 году появление "Мира" стало кульминацией самого романтического петербургского праздника.


Фото: Пятый канал

В 2009 алые паруса примеряет учебная шхуна "Юный балтиец". Корабль заложили тридцать лет назад. С 1914 года - это был первый парусник, построенный в нашей стране. Он участвовал практически во всех европейских регатах - в Германии, Польше, Голландии, Бельгии, включая знаменитые гонки "Катти Сарк", и показывал неплохие результаты. Сейчас шхуна снова находится в открытом море, после модернизации "Юный балтиец" взяла курс на север Швеции, в порт, где 75 лет назад были сформированы легендарные арктические конвои.


Фото: Пятый канал

Вот уже седьмой год подряд в акваторию Невы под алыми парусами зайдет бриг Tre Kronor (в переводе со шведского "Три короны"). Корабль еще называют "парусником мира", поскольку он строился на деньги благотворителей и волонтеров из разных стран. Изначально "Три короны" создавался как учебное судно для интернациональной команды моряков. Бриг регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества.

В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов The Tall Ships Races. Именно тогда организаторы праздника "Алые паруса" обратили внимание на корабль. Шведская команда во главе с капитаном Алланом Палмером тогда впервые открыла для себя книгу Александра Грина. Моряки настолько прониклись красивой традицией, что уже семь лет бриг является главным действующим лицом праздника "Алые паруса".

В ночь с пятницы на субботу пройдет главное петербургское летнее шоу - "Алые паруса - 2017".
Алые паруса - наш главный "фирменный" городской петербургский праздник, этакий летний Новый год. В последние годы праздник раскрутился как никогда и единственное, что его омрачает - слишком уж большое число желающих участвовать и увидеть шоу... посмотреть его приезжают со всех городов России и со всего мира. Далее программа праздника и неформальные советы которые пригодятся и гостям города и петербуржцам...


Праздник Алые Паруса начнется в 22:00. По традиции основными площадками мероприятия станут Дворцовая площадь и Стрелка Васильевского острова. Одним из символов праздника выпускников традиционно является , который всегда можно рассматривать как переход из школьной жизни во взрослую, из прошлого в будущее.

Рядом со зданием Главного штаба будет сооружена необычная сцена. С 20:00 до 22:00 выпускники и их гости будут собираться на Дворцовой площади, а остальные зрители — на Стрелке Васильевского острова.

Старт программе в 22:00 даст театрализованный пролог на Дворцовой площади, а уже в 22:20 на обеих площадках начнутся концерты. Программу на Дворцовой, как и в прошлый раз, будут вести Иван Ургант и Даша Александрова. А вот имена участников концертной части праздника заметно изменились. Если раньше подростки активно голосовали за группу «Сплин» в качестве хэдлайнера, то в этом году на сцену поднимутся группы «Серебро», «Сурганова и оркестр», Макс Барских и многие другие известные исполнители. Возглавит когорту артистов группа «Мумий тролль».

В 00:40 публику ждёт завораживающее световое и пиротехническое шоу, кульминацией которого станет появление на Неве корабля с алыми парусами. Под вспышки фейерверков он проплывёт по главной водной артерии города и напомнит публике о том, как важно всей душой верить в красивую мечту.

Пройдет пиротехническое шоу и на Троицком мосту. Организаторы подготовили множество сюрпризов и технических конструкций, аналогов которым в мире нет.

В 01:10 зрители смогут вернуться к сцене: концертная программа возобновится и продолжится до 04:00. Метро в этот день будет работать всю ночь без перерыва, но с большими интервалами между поездами, чем днем.

Вход на Дворцовую площадь будет осуществляться по пригласительным билетам, которые будут выдаваться выпускникам и их родителям. Часть билетов была разослана в другие города.

Неформальные советы:

1. Скорее всего будет дождь, в лучшем случае прохладно и ветрено. В этом году лето не радует сухостью. Кроме куртки берите ветровку или дешевый дождевик за 100 руб. Лучше не бывает! И фотографировать удобно и прятаться от дождя и ветра. У воды всегда холоднее! Если ваша девушка говорит ФИ! Берите два, все равно потом свой дождевик ей отдадите. Зонтики не берите, сломаете и другим глаза выколете могут и побить будете мешать.

2. Надевайте плотную закрытую обувь. НЕ БОСОНОЖКИ! В толпе под ноги смотреть невозможно, там обязательно будут встречаться разбитые бутылки или другие ноги в тяжелых пьяных ботинках, как минимум.

3. Со своими бутылками и любой жидкостью даже в пластике в зону где можно танцевать не пустят!

4. Метро будет работать всю ночь, что удобно. Остальной транспорт начнет работать не раньше 4 утра.

5. Не занимайте место на набережной. Стоять долго, не отойти (место потеряешь), давка и толком ничего не видно. Лучше тусить на крыше, на кораблике или у сцены. На экране виднее и красивее, а салют видно отовсюду. Самое козырное место ИМХО у сцены на Стрелке, но еще лучше дома на диване просматривая прямой эфир.

6. Если Вы не один, возьмите ЗАРЯЖЕННЫЕ мобильные. Потеряться очень легко! Один молодой человек в 2011г. искал свою пожилую маму, которую привез на праздник и потерял. Пробирался в толпе и орал диким испуганным голосом МАМА! МАМА! Помогите! Она не найдет дорогу домой! Все ему сочувствовали, но ничем помочь не могли. Было даже страшновато за маму. Потеряться там очень просто. Надеюсь все у них хорошо.
Заранее договоритесь где встречаетесь, если потеряетесь. Если не местные, напишите в карман детей записочку с вашим мобильным и адресом гостиницы. Потерьяится в толпе легко, а народа всегда ОЧЕНЬ много.

7. Сходите в туалет заранее и не напивайтесь пива до того как. Там туалеты есть, но очереди будут дикие.

8. Если вы на авто, не помешала бы с собой обычная табуретка на которую можно сесть и если надо встать. Но если на машине пересечете мосты с Петроградской стороны в сторону центра, вернуться обратно будет проблематично.

9. Еще раз - одевайтесь теплее, берите дождевик, ПОЛНОСТЬЮ ЗАРЯДИТЕ МОБИЛЬНЫЙ! Проверьте зарядку у тех с кем идете. Если есть, возьмите "заряжайку".

10. Лучше всего смотреть шоу с корабликом на сутки раньше, во время генеральной репетиции))) а вот салют в полной мере смотреть уже в сам праздник)))

Периодически, в блоге, мы рассказываем не только о своём опыте, но и о интересных путешествиях наших друзей – мы надеемся, что такие рассказы могут стать не просто любопытным чтивом, но и оказаться интересной идеей для будущей поездки.

Так, недавно мы публиковали статью о необычной свадьбе , а сегодня расскажем о ещё одной, совершенно улётной идее для следующего отпуска.

Мы путешествовали по-разному – пешком и на велосипедах, легковом автомобиле, трейлере и автостопом, на самолётах и поездах. Единственный способ, на который мы пока не решились, но о котором часто думаем – это морское путешествие (переезды из Хельсинки в Стокгольм и Таллин – не в счёт).

Мы рассматривали разные варианты. Просто купить морской круиз – во-первых, недешёвое удовольствие, а во-вторых, на наш взгляд, всё-таки, скучновато. Объединиться с друзьями и взять в аренду яхту – возможно, но нужны очень хорошие навыки мореходства у кого-нибудь из членов команды. Ещё один вполне рабочий вариант – вписаться к кому-нибудь через проект "Find a crew", но здесь тоже, неизвестно к кому попадёшь, а соскочить в любой момент уже не получится. Оказалось, есть ещё один вариант, о нём, как раз, сейчас и расскажем.

Недавно, нам написал наш приятель Дима Рябчиков, который, как выяснилось, работает старшим помощником капитана, причём ни где бы то ни было, а на легендарном фрегате Штандарт. Мы много слышали про этот парусник, были приятно удивлены таким Диминым ростом и, недолго думая, решили выпытать у него всю подноготную взять у него интервью про Штандарт.

Дима, мы уверены, что многие наши читатели, как минимум, слышали название вашего парусника, но расскажи подробнее, что он из себя представляет?
Начну с последних времён. Штандарт, думаю, больше всего известен жителям Петербурга – с 2005 по 2009 гг, фрегат радовал жителей северной столицы, выходя в акваторию Невы под Алыми парусами для ежегодного поздравления выпускников


История и формат существования парусника уникальны – не приписанный ни к одной из мореходных академий, не получающий поддержку государства, сегодня Штандарт открыт для каждого. Это действующий учебный парусник, ежегодно участвующий в европейских регатах и фестивалях, и сейчас каждый может присоединиться к проекту и отправиться в настоящее плавание.

Если же углубиться в историю, то изначально, фрегат Штандарт – это флагман, «первенец российского флота», построенный по приказу царя Петра I. Штандарт играл ключевую роль в обороне молодого Санкт-Петербурга от шведов до 1719 года и потому по приказу Петра «хранить вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства» был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку. Без ухода и внимания корабли (а стояло их там несколько) быстро пришли в упадок.

Когда в 1727 году по приказу Екатерины I специальная комиссия проверяла состояние кораблей, «Штандарт» было решено вытащить на берег и отреставрировать. Но вода и время повредили корпус настолько, что при попытке поднять корабль, его буквально перерезали на части тросами.

Т.е. ваш Штандарт сохранил от прежнего только название?
Наоборот – в 1994 г команда энтузиастов, во главе с Владимиром Мартусем, по музейным чертежам, восстановили практически полную копию фрегата


Благодаря им, сегодня в России есть уникальный корабль, настоящий деревянный парусник, подобный кораблям Колумба и Магеллана. Сейчас Штандарт постоянно участвует в регатах и парусных фестивалях, представляя Россию и Санкт-Петербург в Европе.

Мы слышали, что у Штандарта сложные отношения с Россией, в чём это заключается?
Это длинная и не очень весёлая история. Если вкратце, то фрегат, успешно проходящий проверки немецкого и голландского регистров, по бюрократическим причинам был исключен из российского государственного реестра.

В июне 2010 года «Штандарт» обратился в Российский морской регистр с запросом о проведении освидетельствования судна, как спортивного парусного, по вновь утверждённым правилам, но на данный момент рассмотрение документов не завершено, и «Штандарт» остаётся за пределами территориальных вод Российской Федерации, осуществляя учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран


Ты сказал, что в плавание на Штандарте может отправиться любой желающий, но, наверно, такая поездка – это неде шёвое удовольствие?
Штандарт принадлежит некоммерческой организации и является волонтерским проектом. Поэтому сюда попасть может любой, независимо от социального положения и финансового состояния.

Для тех, кто путешествует бюджетно и у кого есть время, но нет денег, существует возможность приехать на борт, принять участие в ремонте и обслуживании корабля, и путешествовать на нем совершенно бесплатно


Если же нет времени помогать кораблю работой, но пройти под парусом очень хочется, то можно принять участие в плавании, сделав взнос на питание, топливо, портовые сборы, страховку корабля и т.д. Взнос зависит от длительности плавания и варьируется от 120 до 960 евро. Подробнее о том, как принять участие в плавании, можно почитать .

Как ты думаешь, для кого подойдёт такая поездка? Всё-таки морское путешествие – это, в своём роде испытание, и оно не для каждого?
Конечно, если вы боитесь сложностей и предпочитаете ездить в туры по путёвкам, то такое приключение точно не для вас. Но при этом, Штандарт дает возможность не просто пройти под парусами, или посмотреть пару новых городов.

Плавание на фрегате по морю – это возможность гарантированно получить массу новых впечатлений, походить под парусами и оказаться в центре ярких праздников и фестивалей в разных европейских странах, встать за штурвал настоящего парусника 18 века, искупаться в открытом море и проверить свои силы в штормах


Здесь открывается целый мир – мир камзолов и парусов, пушечных баталий и громких фейерверков, штормовых переходов и дружеских вечеринок.

Это мир романтики и приключений, почти забытый в наше время, но который, несомненно, стоит вспомнить и окунуться в него с головой.

Кто из нас не зачитывался книжками про пиратов, или не смотрел Пиратов Карибского моря?
Удивительно, но теперь этот мир находится всего в одном шаге!

Должны ли участники обладать какими-то навыками для выхода в море?
Морской опыт не обязателен, практическим навыкам вас обучат на борту. Главное – это отсутствие медицинских противопоказаний к плаванию на спортивной парусной яхте, желание научиться чему-то новому, способность работать в команде, готовность к трудностям морского путешествия на историческом корабле



Среди наших читателей немало активных и энергичных девушек. Существует поверье, что женщина на корабле – к несчастью. Как вы относитесь к этому и принимаете ли в плавание девушек?
Хороший вопрос)
Это поверье пошло из английского флота. Корабль в английском языке - женского рода. Про него всегда говорят "she" - она. Считалось, что она ревнует, если на борту появляется другая женщина.

В русском флоте такого никогда не было, вот и у нас экипаж часто больше, чем наполовину состоит из девушек.

Может быть, в море есть ещё какие-то забавные приметы или поверья?
Из общеизвестных – свистеть на палубе нельзя, плохая примета, к шторму.
А в штиль, наоборот – мачту чесать нужно, или юнгу пороть – чтобы ветер появился. Но сейчас это все уже, конечно, больше в режиме шуток.
Через какие страны проходят ваши маршруты?
В плане плавания фрегата на 2014-й год такие страны, как Испания, Франция, Голландия, Германия, Польша, Финляндия, Дания, Великобритания. Подробнее с планом можно ознакомиться .

Дима, спасибо за ответы на вопросы! Надеемся, что когда-нибудь мы, всё-таки, примем твоё приглашение и примкнём к участникам команды Штандарта, а пока, желаем вам, как говорится, попутного ветра и бутылку рома и семь футов под килем!

P.S. Если у вас есть вопросы к команде Штандарта, задавайте их в комментариях к этой статье, и Дима обязательно на них ответит.

Идея возобновления традиции зародилась в Акционерном Банке «РОССИЯ», которую Пятый канал и Правительство Санкт-Петербурга поддержали, и все месте — претворили мечту тысяч школьников в жизнь. Так, волей людей, не утративших способность превращать сказку в жизнь, волшебная феерия вновь стала реальностью. Акционерный Банк «РОССИЯ» - Вместе с РОССИЕЙ!

Каждый год «Алые паруса» удивляют: и выпускников — главных героев праздника, и многомиллионную зрительскую аудиторию, внося новые, неожиданные элементы в программу самой романтической ночи года. Но кульминация всегда остается неизменной: под звуки торжественной музыки и залпы фейерверка в акватории Невы появляется корабль с алыми парусами.

За всю историю праздника роль парусника, символа надежды и любви, исполняли самые разные корабли. Одной из первых была шхуна «Ленинград», парусник с потрясающе интересной судьбой.

Шхуна «Ленинград» под алыми парусами
Фото: parusniki.info

В Петербурге, всего через 7 лет после основания города, вышел указ Петра Первого, адресованный состоятельным жителям новой столицы: «…Которые в Питербурге обретаются, во время ветра ездить Невою-рекой на судах парусами…»

Желающих ходить под парусом было немного, что расстраивало царя, и тогда именитым петербуржцам было безвозмездно роздано 141 судно. По специальному сигналу владельцы парусных и гребных судов должны были собираться в определенном месте и проводить совместные двух-четырехчасовые прогулки по реке. «Невский» флот, позже переименованный в Императорский речной яхт-клуб, стал первой в мире организацией такого рода.

Императорский яхт-клуб в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Май 1903 года
Фото К. К. Буллы

В 1728 году в Петербургском Императорском яхт-клубе появилась первая «Надежда» — трехмачтовый гукор, построенный на верфи братьев Бажениных. И с тех пор это имя передавалось как эстафета от судна к судну. «Надеждой» было названо и учебное судно Ленинградского Нахимовского училища — двухмачтовая шхуна со стальным корпусом, построенная в 1912 году. Затем она под новых названием «Ленинград» стала флагманом Центрального яхт-клуба областного совета профсоюзов.

Учебная шхуна «Ленинград»
Фото: hobbyport.ru

Восемь лет, начиная с 1971 года, вместе с «Ленинградом» в празднике принимала участие шхуна «Кодор». Моряки и корабелы старшего поколения помнят удивительный факт: после войны в советском флоте появились однотипные по корпусу парусные корабли — шхуны и баркентины, всего около 100 единиц. С тех пор в мире больше никогда не строились такие масштабные серии парусников.

В начале 50-х, этот «заказ века» Советский Союз передал Финляндии. Это был взаимовыгодный контракт: СССР получил суда, пригодные к использованию в малом каботаже, способные заходить в самые небольшие и мелководные порты. Лучше финских корабелов, больших знатоков деревянного судостроения, такие суда никто не строил. А для Финляндии этот заказ стал прекрасным шансом спасти от краха традиционную национальную отрасль — кораблестроение.

Чертежи типового проекта шхуны класса «Кодор»
Фото: korabley.net

Парусник «Кодор» был построен на верфи «Laivateollisuus» в Турку. В период с 1957 по 1960 годы, будучи учебным судном, он несколько раз прошел по маршруту Антверпен-Архангельск-Берген-Висмар-Гдыня-Гент-Гетеборг-Гибралтар-Копенгаген-Лидс-Мурманск-Неаполь-Одесса-Нирей-Росток-Саутгемптон-Тронхейм-Тромсё-Фалмут. Среди советских капитанов огромных морских судов многие прошли школу на этой и «родственных» ей баркентинах и шхунах.

Шхуна «Кодор», 1972 год
Фото: sailngstamps.ru

С 2005 по 2007 год в Неву под алыми парсами заходил фрегат «Штандарт» — точная копия первого корабля Балтийского флота, который был заложен по указу императора Петра Первого. Парусник, как многие реплики старинных судов, состоит из двух частей: подводная и внутренняя часть выполнена из современных материалов, а все, что выше пушечной палубы: штурвал и рулевое устройство, декоративное убранство, мачты, пушки, трапы и люки сделаны с максимально возможным приближением к историческому образцу.

Фрегат «Штандарт» под алыми парусами, 2006 год
Фото: Пятый канал

Самый быстрый парусник в мире — «Мир», также исполнял роль гриновского галиота «Секрет». Он был спущен на воду в 1987 году, и с тех пор неоднократно занимал призовые места на главных парусных регатах. «Мир» — самый большой среди «артистов», игравших роль корабля надежды и любви в акватории Невы. Его длина — 110 метров, а общая площадь парусов — без малого 3000 квадратных метров.

Фрегат «Мир» под алыми парусами, 2008 год
Фото: Пятый канал

В 2009-м алые паруса в Неву принесла учебная шхуна «Юный Балтиец». Она была построена 30 лет назад для Ленинградского дворца пионеров и школьников, принимала участие во многих европейских регатах, включая знаменитые «Катти Сарк».

Шхуна «Юный балтиец» под алыми парусами, 2009 год
Фото: Пятый канал

В этом году в Неву под алыми парусами зайдет бриг «Tre Kronor» — «Три Короны» в переводе со шведского. Роль главного парусника праздника он исполнит уже в восьмой раз.

Бриг «Tre Kronor» под алыми парусами
Фото: Пятый канал

Полное название корабля «Tre Kronor af Stockholm» — «Три короны Стокгольма». Так некогда называлась резиденция шведских королей. Парусник — точная копия брига «Gladan» — «Красный коршун», построенного в конце 19 века. Сначала это было учебное судно, а затем оно стало боевым кораблем полярных исследователей, ходило в экспедиции к Шпицбергену и Гренландии. «Три короны» были воссозданы по чертежам «Гладана», хранившихся в шведских военных архивах. Крестной матерью парусника стала Ее Королевское Высочество кронпринцесса Виктория.

Замок Tre Kronor, картина 1661 года
Фото: wikipedia.org

Экспедиция брига «Gladan»
Фото: onlinecoolgames.ru/bellabs.ru

Спуск на воду «Tre Kronor af Stockholm»
Фото: cont.ws

В Петербург парусник приходит под белыми парусами, и «переодевается» в алое только в дельте Невы. На мачтах устанавливаются 16 парусов общей площадью 735 квадратных метров. Паруса не декоративные — они сшиты по всем морским законам, только, из лишь чуть более тонкой ткани, чем настоящая парусина. И если вдруг в капризном — по части погоды — Петерурге дунет шквалистый ветер, бриг справится с натиском стихии, и, не потеряв управления, выполнит тот сложный танец, который ему надлежит исполнить в самой широкой части Невы, реки с мощным и непредсказуемым темпераментом.

Бриг «Tre Kronor» входит в акваторию Невы
Фото: архив Пятого канала

Прошло 50 лет с тех пор, когда в Ленинграде выпускники впервые пришли встречать алые паруса. Изменилось многое: название страны, имя города, сам парусник, который заходит в Неву в самую длинную из белых ночей. Неизменным остается одно — алые паруса по-прежнему остаются символом всепобеждающей любви.

Елена Утехина



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх