Кризис 3 лет у ребенка признаки. Психологические особенности проявления кризиса трех лет у детей

К трем годам у ребенка появляется желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложенному взрослым, что приводит к "кризису социальных отношений" (Л. С. Выготский). Симптомы кризиса трех лет впервые были описаны известным немецким психологом Эльзой Келер. Среди них главные:

  • 1) негативизм – отрицательная реакция, выражающаяся в отказе подчиняться определенным требованиям взрослых. Ребенок не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали;
  • 2) упрямство – ребенок настаивает на своем решении, причем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались;
  • 3) строптивость, которая направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, принятых в доме порядков и норм;
  • 4) своеволие как тенденция к самостоятельности – ребенок хочет все делать и решать сам. Желание и стремление действовать самостоятельно часто неадекватны возможностям ребенка, поэтому родители сопротивляются реакции "Я сам!", что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Второстепенные проявления кризиса:

  • обесценение взрослых, выражающееся в отрицательном отношении к близким взрослым, в первую очередь к родителям ("а ты плохой", "я с тобой дружить не буду", "дура" и др.);
  • протест-бунт, который проявляется в регулярных конфликтах, частых ссорах с родителями, когда дети как бы находятся в состоянии войны со взрослыми. Поведение ребенка носит протестующий характер;
  • деспотизм, выражающийся в желании проявлять власть по отношению к близким, диктуя, например, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет, и т.д.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе: психологически ребенок отделяется от близких взрослых, у него появляется желание проявить свое "Я", которое он может реализовать только противопоставляя себя взрослому человеку.

К. Н. Поливанова считает, что специфической чертой кризиса трех лет в отличие от кризиса одного года является активный характер поведения ребенка. Годовалый ребенок исходно не протестует, не сопротивляется взрослому (протест возникает в ответ на запрет взрослого, уступка со стороны взрослого приводит к угасанию аффекта). У трехлетнего ребенка протест составляет исходную точку негативизма, он сопротивляется, независимо от того, как ведет себя взрослый (уступка ему не снимает аффективного отношения к ситуации, но приводит лишь к смене предмета недовольства). Кроме того, у трехлетнего ситуация негативизма возникает в словесно оформленном виде: "не хочу...", "я сам!", ребенок как бы ищет содержание этим словам.

По мнению Д. Б. Эльконина, основными новообразованиями раннего детства, оформляющимися в три года, являются личное действие и сознание "Я сам". В раннем возрасте ребенок строит свое действие по образцу действия взрослого, его действие вплетено в ситуацию совместной деятельности со взрослым, но к трем годам ребенок открывает свое действие как личное, возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, желаниям взрослых и даже вопреки собственной пользе.

Основные новообразования раннего детства – структурное и системное строение сознания (Л. С. Выготский), проявляющееся в формировании связей между отдельными функциями и в развитии обобщения как единицы сознания в целом; овладение предметными действиями, символические (замещающие) действия, начальный этап формирования сенсорных качеств, наглядно-действенное мышление, активная речь, становление зачатков волевых качеств; появление категориального "Я". Основное новообразование, которое возникает в конце раннего детства, – феномен "Я сам" и личное действие, благодаря чему у ребенка возникает стремление действовать самому и так, как взрослые люди (Д. Б. Эльконин).

– переходный этап психического развития между ранним и дошкольным возрастом. Характеризуется кардинальной перестройкой структуры личности – ребенок начинает осознавать наличие воли (произвольности), активности, способности делать выбор, действовать самостоятельно. Кризис проявляется эмоционально-поведенческими симптомами: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестными реакциями, деспотизмом. Диагностика выполняется психиатром, психологом с помощью беседы, наблюдения. На консультациях родителям рассказывают о способах коррекции проявлений кризиса.

    Кризисные периоды развития отличаются от стабильных возникновением качественных изменений психики, наличием конфликта между новыми потребностями ребенка и устоявшимися социальными отношениями, формами деятельности. Признаки кризиса трех лет наблюдаются между 2,5 и 3,5 годами, результатом становится психологическое отделение ребенка от мамы, папы, старших сестер, братьев. Степень выраженности, интенсивности симптомов колеблется от едва заметных капризов до регулярных частых истерик , постоянного негативизма, сопротивления взрослым. Вне зависимости от особенностей течения переходный период завершается появлением новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности.

    Причины кризиса трех лет

    Ребенок стремится к установлению правил, норм, выстраиванию отношений на основе социальных ролей, личностных качеств. При этом родители сохраняют прежние модели поведения – ориентацию на предметную деятельность, ограничение поля возможностей для проявлений самостоятельности. Конфликт сопровождается ссорами с взрослыми. Выраженность данного периода определяется сочетанным воздействием определенных факторов:

    • Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
    • Гиперопека . Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
    • Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче. Ребенок имеет больше возможностей, вариантов выстраивания отношений. Сиблинги оказываются более гибкими, быстрее изменяют поведение.
    • Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
    • Состояние здоровья. Выраженность эмоционально-поведенческих отклонений определяется наличием заболеваний у ребенка. Болезненные дети часто испытывают повышенную зависимость от матери, развитие самостоятельности задерживается, кризис наступает позже, протекает сглажено. При неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.

    Патогенез

    Новообразованиями кризиса являются новый уровень самосознания, самостоятельность, выстраивание социальных отношений, волевая регуляция деятельности. Положительные изменения скрыты за негативными симптомами – непослушанием, строптивостью, капризами, истериками. Основой эмоциональных, поведенческих нарушений становится несоответствие социальных обстоятельств изменившимся потребностям, возможностям ребенка. Мотивация поступков теперь связана не с содержанием ситуации, а с отношениями.

    Социальная позиция малыша перестраивается, он начинает отделять себя от взрослых не физически, как в период кризиса 1 года , а психологически. Возникает представление о себе как о личности, формируется образ «Я» как система желаний, потребностей, воли, активности. Для апробирования новых возможностей ребенок противопоставляет свои действия действиям взрослых – спорит, упрямится, отказывается. Направленность поступков определяется личностью, а не желаниями ребенка, как раньше.

    Симптомы кризиса трех лет

    Течение кризисного этапа описывается «семизвездием симптомов» (Л. С. Выготский). В трехлетнем возрасте поведение детей отличается упрямством, негативизмом, своеволием, строптивостью, протестами, обесцениванием, деспотизмом. Негативизм – отрицательный ответ, отказ, вызванный ситуацией взаимодействия с взрослым. Реакции возникают избирательно к определенным людям. Отличие негативизма от обычного непослушания – аффект и действие разделены: ребенок хочет выполнить предложенную деятельность (пойти погулять, послушать сказку), но отказывается. Негативизм позволяет выделить собственные мотивы, проявить самостоятельность.

    Упрямство сопровождается устойчивой тенденцией к деятельности, выбранной ребенком. Социальный аспект – предъявление требований взрослому, неотступное следование собственным словам, обещаниям. Для малыша важно оставаться приверженным своему решению, невзирая на обстоятельства (замерз, но домой не заходит). Отличие упрямства от настойчивости – следование выбранному действию вопреки собственным желаниям, просьбам взрослого. Строптивость – негативная тенденция против норм воспитания, образа жизни, системы отношений. Ребенок демонстрирует недовольство в отношении игр, ежедневных ритуалов, способов проведения досуга, посещения детского сада. Данной реакцией он акцентирует собственное мнение.

    Потребность проявлять самостоятельность реализуется своеволием – демонстрацией инициативы действия, неадекватного возможностям, условиям. Необходимость в уважении, признании мнений, желаний ребенка реализуется реакциями протеста. Желание продемонстрировать волю, независимость, самостоятельность выражается провокацией конфликтов с взрослыми. Частые ссоры приводят к обесцениванию. Ребенок признает малозначимость, неважность людей, вещей, деятельности, которой увлекался ранее. Начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Стремление к деспотизму возникает как потребность управлять окружающими, властвовать. Проявляется приказами родителям, ревностью, манипуляциями.

    Осложнения

    Кризис сопровождается изменениями отношений, эмоциональной сферы, системы ценностей ребенка. Интенсивные глубокие переживания формируют внутренние и внешние конфликты. Сложный период способен спровоцировать невротические реакции. У детей развивается энурез , ночные страхи, кошмары, заикание . Крайнее обострение кризиса проявляется истерическими приступами: ребенок кричит, плачет, падает на пол, стучит кулаками, выгибается дугой. Во время истерики существует риск получения травм. Затяжной кризис приводит к формированию истерических черт личности – симптомы становятся качествами характера ребенка.

    Диагностика

    В большинстве случаев кризис проходит без вмешательства врачей, взрослые воспринимают изменения в поведении ребенка как естественный этап развития, завершающийся самостоятельно. При выраженных симптомах родители обращаются за консультацией к специалистам – психологу , неврологу , психиатру . Диагностика производится клиническими и физическими методами:

    • Беседа. Клинический опрос позволяет выяснить анамнез, время начала симптомов, их частоту, выраженность, продолжительность. Ключевые маркеры кризиса – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.
    • Наблюдение. В процессе разговора специалист наблюдает за поведением малыша. Наиболее отчетливо симптомы проявляются при случайном взаимодействии родителей и ребенка.
    • Осмотр. При гипобулических припадках (истериках, судорогах) врач-невролог проводит физическое обследование. Оценивает чувствительность, мышечную силу, тонус, рефлексы, координацию движений. Осуществляет дифференциальную диагностику кризиса с неврологическими заболеваниями.

    Преодоление негативных симптомов кризиса происходит быстрее при изменении отношения к повзрослевшему малышу, принятии его новых потребностей, возможностей. Психологи проводят индивидуальные консультации, групповые лекции, рассказывая родителям о приемах общения, взаимодействия с ребенком, организации времяпрепровождения. Общие принципы:

    При правильной коррекции взаимоотношений с подрастающим ребенком кризис трех лет проходит более сглажено, спокойно, завершается спустя несколько месяцев. Новообразованиями данного этапа развития являются психологическая эмансипация ребенка от взрослого, появление самооценки, оценки собственных действий. Активно развиваются волевые качества, самостоятельность, усложняются социальные отношения. Профилактика затяжного течения кризиса, невротических и психопатических осложнений заключается в создании новых условий развития – выстраивании отношений с учетом изменяющихся потребностей ребенка.

Развитие и становление каждой личности связано с кризисными этапами. Первый такой этап наступает в жизни ещё совсем маленького человека в возрасте примерно трёх лет. Кризис 3 лет у детей психология считает закономерным и неизбежным явлением . Помочь маленькой личности освоиться в окружающем мире должны родители. Чтобы успешно справиться с этой задачей, мамам и папам необходимо подробно разобраться в сути кризиса, особенностях его проявления и рекомендациях специалистов по его преодолению.

​Причины появления кризиса трёх лет

Специалисты отмечают, что кризис трёх лет - это закономерный этап в развитии любого малыша. У него нет чётких возрастных рамок и точного периода продолжительности. Первые его признаки можно заметить у малышей уже в 1,5-2 года. Но пик развития кризисных проявлений достигается к возрасту 2,5-3 лет. От поведения родителей зависит сколько длиться кризис 3 лет у их сына или дочки.

Основной причиной возникновения кризисной ситуации психологи считают естественное развитие детской психики. В это время младенец, опираясь на имеющийся опыт, переходит на более высокий уровень развития личности, осваивает новые умения, учится новым способам взаимодействия с окружающим миром.

Второстепенной причиной, влияющей на развитие кризиса у трёхлеток, является несоответствие между уровнем желаний и потребностей маленькой личности с её знаниями и умениями.

Степень интенсивности кризисных проявлений зависит от реакции родителей на изменяющееся поведение своего малыша и их готовности принимать их.

​Факторы, влияющие на развитие кризиса

Как правило, у нормально развивающихся детей перестройка психики и адаптация к новым социальным условиям занимает от трёх месяцев до года. К 3,5-4 годам дошкольник в достаточной мере осваивает новые социальные и бытовые навыки. Но существует ряд факторов , некоторые из которых могут существенно смягчить и уменьшить время существования кризисных проявлений:

  • Близкие, доверительные отношения между матерью и ребёнком.
  • Единая линия воспитания и поведения всех взрослых членов семьи.
  • Осознание взрослыми необходимости удовлетворять естественные и разумные детские желания.

Факторы, усугубляющие кризисные проявления:

  • Авторитарная форма семейного воспитания.
  • Потакание всем капризам малыша.
  • Отсутствие единой линии поведения и воспитания среди взрослых членов семьи.
  • Напряжённые семейные отношения.
  • Недостаток внимания из-за занятости родителей, безразличия или появления в семье младшего ребёнка.
  • Совпадение пика кризисных проявлений и адаптации к детскому саду.

​На глубину кризиса влияют и другие факторы:

  • тип характера маленькой личности (у легко возбудимых, энергичных детей симптомы кризиса проявляются острее);
  • острота симптомов зависит от пола малыша (у девочек наиболее остро проявляется капризность, а мальчики сильнее упрямятся);
  • внешние и внутренние факторы (заболевания, переутомление, перевозбуждение, погодные условия).

​Симптомы наступления кризиса 3 лет

Большинство родителей говорит, что изменения в поведении их сына или дочки начались внезапно, без каких-либо предпосылок. Психологи же отмечают, что признаки приближения кризиса всегда отчётливо видны. Большинство специалистов выделяют 7 кризисных симптомов.

  • ​Упрямство тесно связано с настойчивостью. Часто взрослое окружение малыша путает проявления этих качеств. Упрямство является средством для манипулирования взрослыми. Настойчивость позволяет малышу ставить перед собой цели и достигать их. Из-за упрямства ребёнок продолжает настаивать на своих требованиях, даже если они идут вразрез с его потребностями.
  • ​Негативное отношение малыша, переживающего кризис трёх лет, направлено в первую очередь на маму и папу. Опасность развития этого симптома заключается в том, что трёхлетка проявляет негативное отношение к любой просьбе родителей, даже если она соответствует его потребностям. Негативизм часто путают с простым непослушанием. Но непослушание возникает в ответ на несоответствие родительских требований желаниям ребёнка. И негативное отношение в этом случае имеет временный характер и направлено на конкретное действие взрослых людей.
  • Строптивость является близким по своему характеру к негативизму и упрямству. Но если негативизм чаще всего направлен на одного из родителей и может сглаживаться другими членами семьи, то строптивость не имеет конкретной направленности и затрагивает всех взрослых людей, окружающих малыша. Обостряющим строптивость фактором является непоследовательность в семейном воспитании и отсутствие в нём единства. Ребёнок перестаёт выполнять любые требования взрослых просто потому, что просьба исходит от взрослых.
  • Деспотизм свойственен всем детям в определённом возрасте. Любыми средствами (истерики, отказ от еды, разбрасывание и ломание игрушек и вещей) малыши стараются подчинить своим желаниям родителей, заставив выполнять все свои требования. Очень часто именно этот симптом переходит в устойчивую черту характера , так как родители стараются предотвратить детские истерики путём наименьшего сопротивления, удовлетворяя все требования малыша.
  • Бунтарство проявляется в ответ на чрезмерное давление на маленькую личность со стороны взрослых. Чаще всего бунтуют дети в семьях с авторитарной моделью воспитания, где не учитываются мнение и желания ребёнка. Бунтарское поведение может перерасти в постоянную агрессию, направленную на окружающих людей и самого себя. Агрессия по отношению к самому себе очень негативно влияет на психологическое и физическое здоровье ребёнка.
  • Обесцениваются в глазах трёхлеток как вещи, так и люди. Именно во время кризиса трёх лет малыш начинает активно ломать игрушки, рвать книжки, очень небрежно относится к одежде. Ребёнок, переживающий кризис трёх лет, становится очень агрессивен по отношению к близким людям. Особенно это направлено на членов семьи, которые в младенчестве были для него авторитетами. Это поведение тесно связано с последним симптомом кризиса трёх лет - явлением «Я - сам!».
  • Своеволие проявляется в часто повторяющихся малышом словах «я - сам». Причём очень часто его желание самостоятельно выполнять какое-либо действие несоответствует его уровню умений и бытовых навыков. Полностью подавлять своеволие ребёнка нельзя, так как оно является проявлением стремления к самостоятельности и овладению новыми навыками. Справиться с излишне своевольным малышом поможет умение родителей идти на компромисс в отношении безопасных для здоровья ребёнка действиях и обозначение чётких рамок абсолютно недопустимых для трёхлетки требований.

Для родителей тяжёлым испытанием становится именно кризис 3 лет. Психология достаточно хорошо изучила это явление. Специалисты могут предложить множество рекомендаций для родителей трёхлеток. Следуя им, папы и мамы могут облегчить кризисные симптомы, сделать их практически незаметными.

Совет 1. Ребёнка нужно любить, понимать и поддерживать независимо от его поведения. Оценивать необходимо непосредственно действия и поведение ребёнка, не его личность.

Совет 2. Трёхлетний малыш должен иметь определённые посильные ему домашние обязанности. Он может мыть посуду, вытирать пыль с мебели, помогать накрывать на стол. Участие ребёнка в этих делах существенно продлит время их выполнения, но при этом даст ребёнку почувствовать себя самостоятельным и значимым.

Совет 3. Перегибы в воспитании отрицательно влияют на поведение и формирование психики ребёнка. Авторитарное воспитание со множеством запретов и ограничений подавляет психику ребёнка, препятствует его естественному развитию. В итоге ребёнок начинает активно сопротивляться родительскому контролю и давлению, что приводит к острому и продолжительному кризису. Часто справиться с ним без помощи специалистов родители не в состоянии.

Попустительский стиль воспитания также препятствует нормальному развитию ребёнка. Потакание и выполнение всех капризов и требований ребёнка приводит к отсутствию у него чёткой и последовательной системы норм поведения, обесценивает родительский авторитет и подчиняет жизнь взрослых членов семьи исключительно желаниям маленького деспота.

Мудрые родители должны найти золотую середину. Учась идти на компромисс в некоторых вопросах, мамы и папы должны проявлять твёрдость в случаях, от которых зависят жизнь, здоровье и безопасность малышей.

Совет 4. Ребёнок уже в младенческом возрасте может принимать самостоятельные решения и иметь возможность выбора (пусть даже и строго контролируемого взрослыми). Ребёнок в два или три года может самостоятельно выбрать какую книгу почитать перед сном, какую одежду выбрать для прогулки, из какой тарелки есть обед. Возможность самостоятельного выбора делает малыша уверенным в себе, учит самостоятельности и ответственности.

Если всё-таки кризис трёх лет перешёл в острую фазу, то специалисты советуют:

  • оставаться спокойным и быть последовательным в своих действиях;
  • лишить маленького манипулятора во время истерики зрителей, так как на публике возможностей для манипуляций у него больше, чем в приватном общении;
  • во время обострения кризисных симптомов нельзя вступать с ребёнком в споры и конфликты, насильно заставлять выполнять требования взрослых; разумным в таких ситуациях будет переждать какое-то время, дать ребёнку успокоиться или отвлечь;
  • подавляющее родительское поведение необходимо заменить умением договариваться и уступать в вопросах, которые являются для трёхлетки безопасными;
  • идеальным выходом из кризисных ситуаций может стать введение в повседневную жизнь ребёнка игровых моментов (например, на улицу пойдёт не малыш, а его любимая игрушка).

Помощь специалистов

Иногда кризисная ситуация выходит из-под контроля родителей, и они становятся бессильными. Это приводит к полному подчинению взрослых желаниям малыша или к полному подавлению его потребностей и жёсткому контролю. В таких ситуациях не надо стесняться обратиться за помощью и советом к специалистам в детской психологии и психологам, специализирующимся на семейных проблемах.

Если же по какой-либо причине обращение к специалисту невозможно, то выходом могут стать видео - уроки доктора Комаровского.

В видео, посвящённому проблемам непослушных детей, подробно рассматриваются кризис у ребёнка в 3 года, психология, особенности поведения. Комаровский отмечает, что проблемы в поведении ребёнка провоцируются неумелыми действиями родителей, их неподготовленностью к этой роли. Известный доктор сообщает, что обращаться к специалистам необходимо не в момент обострения кризиса, а гораздо раньше: примерно в 1−2 года. Кризис 2 лет у ребёнка Комаровский не выделяет в отдельный период. Капризы и истерики, которые характерны для детского кризиса, необходимо воспринимать как неизбежное явление и спокойно их переживать.

Через явление кризиса трёх лет проходили все семьи, в которых есть дети. Это трудное время как для родителей, так и для малышей. Помочь ребёнку преодолеть первые проблемы взросления, освоить новые бытовые навыки и социальные нормы должны родители. Это трудная задача, требующая от взрослых терпения, настойчивости, умения слушать и уважать мнение ребёнка, видеть в нём не объект воспитания, а самостоятельную личность.

Еще вчера добрый и покладистый ребенок вдруг превращается в вечно ноющее или вопящее чудовище, у которого на все один ответ - нет! Постоянные истерики, катания по полу, отказ выполнять простейшие требования, попытки все делать самостоятельно, и тут же снова крик - не получается! Такое поведение сводит родителей с ума и вызывает только один вопрос: что делать? Кризис 3 лет - явление временное и проходящее. Разобравшись, как проявляется кризис 3 лет и какие причины его вызывают, родители смогут пережить этот период с наименьшими потерями для своей психики, а заодно и помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет. Негативизм и упрямство со стороны ребенка - это не желание позлить родителей, а непонимание, что происходит и как себя вести на новом жизненном этапе.

Кризис 3 лет: симптомы

В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.

Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

  • постоянно проверяет границы дозволенного;
  • устраивает истерики по любому поводу и без;
  • требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;
  • на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;
  • не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;
  • негативно воспринимает любые ваши предложения;
  • на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;
  • пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается - закатывает истерику;
  • не поддается переубеждению.

Причины кризиса 3 лет

В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.

  • Не пытайтесь переделывать ребенка, воспитывать его и ломать» под себя

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение. Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается - просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.

  • Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

  • Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

  • Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет - тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Кризис 3 лет: когда заканчивается?

Как долго ваш ребенок будет упрямцем - месяц или год - предсказать невозможно. Одни дети «проскакивают» кризисный возраст, даже не заметив, другие задерживаются в нем надолго. Сколько длится кризис 3 лет, будет зависеть и от отношения родителей к происходящему.

На протяжении жизни взрослеющий ребенок еще не раз столкнется с кризисами определенного возраста, ведь кризис 3 лет возрастная психология считает начальной точкой на пути становления личности.

Кризис 3 лет у ребенка надо просто переждать и пережить, как пережидают грозу или ураган. Используя нашу памятку по кризису 3 лет, вы поможете ребенку быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх