Кисти из натурального волоса. Производство малярных кистей. Как открыть своё дело

При изготовлении кистей в первую очередь необходимо заготовить соответствующий волос или щетину животных. Заготовлять волос для кистей рекомендуется в марте - апреле, когда происходит линька животных. Стричь волос надо на небольшом участке, сразу же сортировать его по длине, упругости и связывать в пучки.

Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и ставят в узкий стаканчик, с плоским дном, например в узкую баночку подрезанной частью вниз.
От легкого постукивания дном баночки все волоски пучка осядут и выровняются. После этого волосяной пучок перевязывают и вычесывают из него ненужные волоски. Для вычесывания пользуются металлической расческой с острыми зубцами.
Вычесанный пучок дополнительно перевязывают
Подготовленный волосяной пучок обезжиривают в авиационном бензине или бензине, применяемом для зажигалок. Для этого его кладут в банку с бензином и плотно закрывают крышкой. Пучок выдерживают в бензине не менее 2-3 суток, после чего его несколько раз промывают в чистом бензине и кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. Обработка алюмокалиевыми квасцами делает волос негигроскопичным.

После кипячения просохший волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают при температуре 140-150° в течение 50-60 минут.

Время закаливания пучков волоса зависит от вида волоса. Так, пучки из волос собаки или коров закаливают в течение 1 часа 20-30 минут. Тонкий волос требует более высокой температуры закаливания.

Для определения температуры можно пользоваться следующим простым способом: если бумага, в которую обернут волосяной пучок, слегка пожелтеет, это значит, что температура для закалки недостаточна, т. е. она ниже 150°; если бумага приобретет цвет светлой охры, это будет означать, что температура близка к 150°, т. е. достигнута температура, необходимая для закалки волоса; если бумага обуглится, это указывает на слишком высокую температуру, т. е. выше 150°, такая температура непригодна для закалки волоса - перегрев сделает его ломким.

После того как температура печи будет отрегулирована, приступают к закалке. Лучше всего пучки волос класть на сетку или подвешивать в печи, чтобы они равномерно прогревались горячим воздухом.

Прокалив волосяные пучки, их снова прочесывают и уравнивают концы волосков кисти, придавая пучку конусообразную форму. После чего из него удаляют короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Пучок кладут обрезанной частью к ладони, при этом придерживают его пальцами и бритвой, как бы подрезая волоски, и удаляют ненужные. Затем пучок раздвигают и из середины вынимают ненужные волоски пинцетом. Обрезанный волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаливают. Для определения качества закалки волос пучок смачивают водой; на волосках, недостаточно прогретых, будут образовываться завитки. Такой пучок смачивают водой и снова прокаливают.

Проверяют качество закалки волоса по его цвету. Так, при достаточной закалке белый волос приобретает желтоватый оттенок. Волосы черные или темного цвета проверяют путем вкладывания в пучок нескольких контрольных белых волосков, пожелтение их будет указывать на достаточную степень закалки волоса.

Подготовив волос, приступают к вязке кистей. Перед изготовлением кисти из пучка берут некоторое количество волоса (в зависимости от номера кисти), опускают его в заранее заготовленную коническую формочку, сделанную из жести или пластмассы. При этом она должны иметь коническое дно. Такие формочки должны заготавливаться в зависимости от различных номеров кистей.

Вложив пучок, путем постукивания по формочке подравнивают заготовку для кисти. Затем вынимают пучок, перевязывают его, после этого пучок перевязывают еще 2 раза.

Затем отрезают лишний волос и нерабочую сторону пучка тщательно покрывают лаком и вставляют в металлический капсюль (обойму). Капсюли изготовляют цельнотянутые или соединяемые внахлестку (с припайкой соединения) из черной (холодного проката) или белой жести или из латуни, величина капсюля зависит от номера кисти. Капсюли из черной жести и из латуни никелируют. Ручки изготовляются из древесины березы, осины, бука или ольхи, шлифуются, покрываются бесцветным лаком или окрашиваются в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с широкого конца капсюля водостойким - лаком или синтетическим клеем. Клей (лак) проходит до самого конца волоса (щетины), заключенного в капсюль.

После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой. Капсюль на ручке дополнительно закрепляется путем обжима. Длина выпущенного волоса определяется по его упругости. При этом правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенный волос делает кисть растрепанной, а недостаточно выпущенный будет набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.

Ручка готовой кисти покрывается лаком.

Кистей сейчас огромное множество, причем самых необычных. В очередной раз перебирая свои кисти, я решила разобраться с типами ворса, что именно и для чего подходит. Ведь мы так часто рисуем, что уже не задумываемся почему именно белка или чем колонок отличается от щетины.

Белка

Одни из самых известных кисточек, с которых многие начинают обучение рисованию. Их делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц (но ширина флейцев ограничена). Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе, потому что эти кисти отлично держат воду. При этом для масла белка слишком нежная и может начать вылезать от растворителя. Беличий волос прекрасно сохраняет форму, не ломается, впитывает влагу и хорошо моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать без неравномерных полос и наложения размытых пятен благодаря тому, что при соприкосновении с бумагой, фарфором, фаянсом, волоски не разъединяются и ведут четкую, направленную линию. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета.

Я тут вычитала, что материалом для этих кистей может послужить ворс разных пород сибирских белок.

К примеру, волос породы CASAN считается самым тонким. Из него делают инструменты, которыми расписывают керамику и фарфор. Ворс белки породы TALUTKY отличается большей длиной и применяется для кистей, используемых для каллиграфии. Белки CANADISCHE ценны своим коротким, черным ворсом. Каждый их волос имеет тонкий кончик. Поэтому из белки этой породы отлично получаются акварельные кисти.
Колонок

Кисточки из его ворса считаются очень ценными. Колонок – это помесь хорька, куницы и норки одновременно. В природе этих зверьков существует немного, к тому же его не так просто заготовить. К примеру, хвостик сибирского колонка дает не более 2-х г ворса, подходящего для кисточек. Из него получится 3-4 тоненькие кисточки и 1-2 большие. Для кистей мех берут только из его хвоста и только у животных, живущих в долинах рек Сибири, в Китае и Корее. Колонковый волос очень эластичен, легок и имеет острый кончик. Самые качественные кисти колонок - это сделанные из ворса самца, пойманного зимой. Кстати, пригодный под живопись ворс колонка, называется остью. Цвет волоса может быть разным. Это зависит от сезона, в который был пойман зверек, в основном, это золотисто-коричневый цвет. По качеству они похожи на беличьи, хотя есть и отличия. Ворсинки колонка у самого основания намного жестче и толще, а на кончике мягче, очень упругие и эластичные. Кисть может быть цилиндрической или плоской формы, разных оттенков от светло-рыжего до темно-коричневого. Эти кисти используются как для жидких, так и густых красок. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.

Соболь

Золотая середина между мягкой белкой и упругим колонком. Особенность кисточек из соболя в том, что они очень долговечные и почти не стираются, даже при работе с грубыми поверхностями, делают их из хвостов соболя. Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до мокрой техники. Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно. Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.

Куница


Производятся из ворса куницы или семейства куньих. Кисти из ворса куницы различаются по своим свойствам, в зависимости от того какая именно куница: равнинная или горная. Кисти из ворса равнинной куницы такие же мягкие как белки, а вот кисти из ворса горной куницы – чуть более упругие. В продаже такие кисти встречаются реже чем беличьи.
Ласка

Альтернатива ворсу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.

Щетина

Довольно жесткая, упругая и длинная. Ее сортируют по оттенкам (бывает черной, серой и белой) и длине, обрабатывают химическими веществами и отбеливают. Подготовленную щетину обдают кипятком, после чего она становится более эластичной. В готовом виде имеет светлый цвет. Щетину высокого качества производят в Китае и России.

Отличить эту кисть от других можно путем визуального осмотра - свиной волос расщеплен у окончания. Именно эта особенность и стала причиной использования свиного волоса - специфичный кончик позволяет кисти вбирать большой объем краски и ровно наносить ее, снова не макая кисть. Лучшие кисти этого вида имеют до 80% расщепленных волосков, но для художественных кистей лучше все таки откалиброванная нерасщепленная щетина. Эти кисти выбирают для рисования маслом, акрилом (можно не разводить), гуашью и темперой. У этих кистей есть особенность – отсутствует окончание у пучка, благодаря этому кисть способна набирать достаточно большое количество краски и задерживать ее. Основная форма кисточки плоская, хотя существуют цилиндрическая и веерная, а также флейцевая.

Пони

Мягкий ворс с цилиндрическим пучком, хорошо набирает воду. Используется ворс, который растет за ушами или на спине.Кисти часто используются в школах и детских садах для обучения акварельной технике.Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают их хуже, чем впитывают, собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет острой вершинки, в силу этого эти кисти не очень хорошо подходят для профессиональных работ. Могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

Коза

Козий ворс эластичный, упругий и довольно длинный, бывает белых и желтых оттенков. Мягче, чем свиная щетина. Кисти сохраняют форму, отлично впитывают краски и воду, вследствие чего получаются ровные мазки. Их используют в живописи акварелью, каллиграфии, росписи батика и керамических изделий, японской живописи. Примечательно, что для каллиграфии берут кисточки в основном с ручками из бамбука из-за их легкости. Такая кисть подходит для работы батиком, потому что она способна выдержать горячий воск.

Кисти из ушного волоса

Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного. Обычно такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру. Изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью. Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.

Мангуст

Кисти из мангуста легко отличить по цвету ворса, кончик окрашен в темно-коричневый цвет, а основание – в черно-белый или сероватый. Кисточки цилиндрические или плоские, упругие и немного жесткие.Их задействуют в работе, как правило, с густыми красками (например, масляными и акриловыми). По своему опыту могу сказать, что рисовать акварелью в сухой технике ей тоже можно, она отлично держит форму и тонкий кончик, но не очень хорошо удерживает воду.

Волк

Для нас скорее экзотика, но довольно распространены на востоке. Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей «волк» относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.

Медведь

Делаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя по форме выпускаются плоские с длинным или коротким волосяным пучком, из волоса бурого медведя бывают круглыми, как на фото выше. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для «тяжелого» вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

Барсук

Волос для этих кистей берется из хвоста барсука. Благодаря своим свойствам мех барсука стал идеальным материалом изготовления инструмента для масла. Кисти из ворса барсука мягче щетинных, обладают конической формой, отличаются «пушистостью». Самые лучшие кисти из меха барсука можно узнать по кончику белого цвета и полосе в середине.

Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетика

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.
Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным. Последнее время производство синтетических кистей активно развивается и качественная синтетика вполне может со временем заменить или дополнить натуральный ворс.

Краткий гид по разным материалам и видам ворса.
Масло - кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук.
Темпера - синтетика, барсук, белка, кисть щетина, колонок, ушной волос
Гуашь - ушной волос, синтетика, белка, кисть щетина, колонок
Акварель - кисть белка, колонок, синтетика имитация.
Акрил - синтетика, кисть колонок, белка.

Кроме этого существуют кисти из ворса лисицы, зайца (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), енота, из крысиного меха, из гривы дикой лошади, из ворса верблюда, выдры, хорька, фараоновой мыши, молодого тюленя, песчаника, китайского ангкингского борова, кролика, горностая, оленя, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

В петриковской росписи мастера сами делают кисти из волосков кошачьего меха, так называемые кошачки. Даже нашла мастер класс для любителей экспериментов.

А вот как кисти собирают.

Пока я писала этот пост, много думала об этичности производства натуральных кистей. Понятно, что технология отработана веками и часто кисти делаются из отходов меховых производств, но вместе с тем понятно, что спрос может повышать объемы заготовки. Никто не будет вылавливать животных и состригать с них нужное количество волосков из нужных мест. Поэтому здесь как с натуральными шубами - красиво, удобно, но насколько гуманно? Я лично давно перешла на синтетику и имитацию, натуральные кисти скорее редкость, при этом спокойно рисую акварели синтетикой, не гнушаясь самых дешевых кистей. Очень надеюсь, что со временем синтетика вытеснит натуральные волокна и они станут скорее экзотикой, чем необходимостью.

Малярно-штукатурные инструменты незаменимы при проведении работ по отделке различных поверхностей (выравнивание, укрепление, нанесение лакокрасочных и штукатурных материалов и т. д.). К таким инструментам относятся кисти, валики и шпатели. Несмотря на свою невысокую стоимость, выбор малярного инструмента оказывает прямое влияние на качество и результат ремонтно-отделочных работ.

По результатам маркетинговых исследований, большинство российских потребителей (почти 53%) при выборе малярных инструментов отдают предпочтение отечественной продукции. Около 5% респондентов покупают польскую продукцию, которая считается одной из самых дешевых в Европе. Еще 7-8% опрошенных готовы приобретать кисти, валики и шпатели, произведенные в Германии. Китайскую продукцию, которая отличается низкой ценой, предпочли 15% респондентов. Эти данные, к сожалению, не могут считаться полными, так как при проведении исследований оценивался весь рынок малярно-штукатурных инструментов, которые включает в себя не только дешевые валики и шпатели, но и кисти.

В первом случае, безусловно, преобладает отечественная продукция (ее доля составляет порядка 80%), так как себестоимость такого товара сама по себе невелика, срок его службы также ограничен и привозить его из-за рубежа нерационально.

В случае с малярными кистями все обстоит несколько иначе. В этом сегменте преобладает продукция финских, шведских и немецких производителей, которая дороже, но при этом намного качественнее. На втором месте идут отечественные компании – это, в основном, предприятия, организованные на базе профильных заводов, работающих еще со времен СССР, а также производители из Украины и Белоруссии. Они использует, в большинстве своем, устаревшее оборудование, поэтому их продукция не может конкурировать по качеству с западной, но при этом превосходит дешевую китайскую.

По мнению экспертов, рынок малярно-штукатурных инструментов будет увеличиваться с каждым годом на 25-30%. Это связано с повышением уровня жизни населения и с переездом жителей больших городов на окраину или в сельскую местность в собственные дома.

Рассмотрим процесс производства такой продукции на примере самого популярного инструмента – малярной кисти. Конструкция кисти предельно простая: щетина при помощи бандажа крепится к рукоятке.Различают три вида щетины, которая применяется при производстве малярных кистей: натуральная (например, барсучья), искусственная или смешанная. Наиболее качественные и дорогие жесткие кисти производятся из хребтовой и полухребтовой щетины. Этот волос имеет конусообразное строение, благодаря которому он удерживает больше краски или лака и меньше разбрызгивает их, равномерно окрашивая поверхность. Кисти из конского волоса стоят дешевле, но и срок их службы, как правило, значительно меньше. Щетина из синтетических волокон – хорошая альтернатива натуральным материалам. Она имеет лишь один недостаток: синтетика плохо удерживает краску, увеличивая ее расход.

В дорогой качественной продукции щетина располагается не в один, а в несколько рядов, которые разделены между собою с помощью так называемых клиньев. Клинья образуют рабочую полость, которая наполняется лакокрасочным материалом и удерживает его внутри кисти. Размер и количество клиньев может изменяться, в зависимости от формы и толщины самого инструмента. Чтобы щетина хорошо держалась и выпавшие щетинки не испортили окрашенную поверхность, щетина скрепляется вместе с клиньями с помощью специального клея. Качество этого клеевого состава имеет большое значение – от этого зависит срок службы кисти.

Вокруг щетины и клиньев расположен так называемый бандаж, который соединяет головную часть инструмента с его рукояткой. Бандаж изготавливается из нержавеющей стали или же проходит антикоррозийную обработку, так как иначе он может заржаветь от постоянного контакта с влагой. Большое значение имеет и конструкция ручки. Профессиональные маляры выбирают кисти известных производителей с удобной рукояткой, которая хорошо «лежит» в руке и не выскальзывает из нее.

Ручки кистей делятся на три основных вида, в зависимости от используемого материала: деревянные (такие ручки называются еще классическими), пластиковые (из жесткого пластика), смешанного типа, или двухкомпонентные (для производства которых используются жесткие и мягкие полимерные материалы). Как правило, профессиональные кисти выпускаются последнего типа. Их рукоятки из жесткого пластика оснащены мягким антискользящим покрытием, которое снижает утомляемость рук и обеспечивает удобный захват и маневренность.

Таким образом, простота конструкции кисти и процесса ее производства лишь кажущаяся. На самом деле, ключевое значение имеет качество всех составляющих инструмента – от щетины до клея, и технологии его изготовления. Самые распространенные виды малярных кистей, которые выпускаются отечественными предприятиями: плоские (флейцевые) кисти различных размеров, круглые кисти, макловицы (кисти больших размеров для обработки поверхностей большой площади), радиаторные кисти с длинной рукояткой, узкие и тонкие кисти. Кроме того, малярные кисти классифицируются в зависимости от их формы: плоские, овальные, круглые. Производители отмечают повышение популярности плоских кистей – они более удобны в работе и универсальны, в отличие от кистей других форм.

Как упоминалось выше, малярный инструмент производится из различных видов материалов, но основными из них являются древесина и пластик. Эти материалы имеют принципиальные отличия, которые определяют технологии, используемые на производстве.

Рассмотрим процесс производства кистей с рукоятками из твердых пород дерева (чаще всего дуб и бук). Деревянным заготовкам придается определенная форма с помощью фрезерного станка. Форма определяется заранее, в зависимости от модели кисти. После вырезания заготовка для ручки шлифуется на шлифовальных станках и покрывается лаком.

Как только лаковое покрытие полностью высохнет, к ручке прикрепляется щетина. Самой качественной считается щетина из натурального волоса животных плотностью до 90%. Щетина приклеивается к основе ручке с помощью специального клея. Он безопасен для человека, влагоустойчив, выдерживает воздействие растворителей и высоких температур.

Нередко в качестве основы крепления щетины используется полиамид. Этот материал широко применяется в средах агрессивного характера (например, кислота или щелочь). На ручку с щетиной надевается бандаж. Готовое изделие упаковывается в пленку и картонные коробки. Компании, которые заботятся о своей репутации, следят за качеством выпускаемой ими продукции и контролируют его на каждом этапе производства.

Технология производства малярного инструмента из пластика имеет принципиальные отличия. Независимо от того, изготавливается ли он из этого материала целиком (например, затирки для стен) или частично (рукоятки кистей, валиков и шпателей), для производства пластиковых деталей применяются специальные пресс-формы. Этот процесс более автоматизирован и, благодаря конвейерной подаче, позволяет произвести большое количество комплектующих для ручного малярного инструмента в кратчайшие сроки.

Крупные западные компании, выпускающие такую продукцию, обычно не имеют собственного производства и размещают заказы на фабриках в Китае. Отечественные мелкие и средние предприятия открывают свое производство на территории России. Для небольшого завода по производству малярно-штукатурных инструментов понадобится помещение площадью минимум 80-100 кв. м. На этой площади размещаются станки, пресс-формы, транспортировочная лента.

Можно приобрести уже существующий бизнес. Предложения о продаже начинаются от 1,5 млн. рублей (мелкие производства, выпускающий один-два вида продукции). Из сотрудников вам понадобятся рабочие в цех (около 3-5 человек на смену, в зависимости от объемов производства), бухгалтер (он же кадровик), менеджер по продажам. Обязанности последнего можно в первое время выполнять самостоятельно. На закупку сырья для первой партии товара потребуется около 300 тысяч рублей.

Обратите внимание: для большинства видов механических, ручных и электрических инструментов необходимо получить сертификаты соответствия. Ручной инструмент является товаром повышенной травмоопасности и подлежит обязательной сертификации. При оформлении соответствующей документации продукция проверяется на соответствие ГОСТ, гигиеническую (санитарную) безопасность и т. д. Поэтому, когда вы определитесь с ассортиментом продукции, которую планируете выпускать, проконсультируйтесь со специалистами о необходимости сертифицировать ваш товар.

Специалисты говорят, что хороший качественный инструмент всегда найдет своих покупателей. Впрочем, о сбыте лучше позаботиться заранее. Так как большая доля рынка в низко- и среднеценовом сегменте принадлежит отечественным производителям, то процент прямых продаж составляет у них около 25% (покупатели – крупные компании, которые оказывают услуги по ремонту помещений).

Свыше 60% товара реализуется через оптовые базы в крупных городах и регионах, а также дистрибьютеров. Небольшая часть товара поставляется напрямую в розничные торговые сети, отдельные специализированные магазины типа «все для ремонта» и на рынки строй- и хозтоваров. Хуже всего валики и кисти продаются через интернет-магазины: покупателям проще сходить в обычный магазин или на оптовую базу и купить нужный им товар, нежели ждать доставку. А интернет-магазинам невыгодно держать на складе продукцию со столь невысокой стоимостью.

Бизнес по производству малярно-шпаклевочных инструментов, как и вся отрасль, связанная со строительством и ремонтными работами, в целом, подвержен сезонным колебаниям, но имеет некоторые отличия. В период с ноября по март наблюдается спад в продажах инструментов для проведения ремонтных работ. Но эти показатели, хотя и не столь велики, как в теплое время года, но все же выше, чем в целом по отрасли. Заказчики переносят сроки строительства объектов на весну-лето. Но отделочные работы осуществляются в закрытом помещении (более того, цены на них в не сезон значительно снижаются), поэтому эти услуги востребованы даже в зимнее время года.

Лилия Сысоева
- портал бизнес-планов и руководств


Инструменты для малярных и штукатурных работ необходимы при отделке поверхностей (укрепление, нанесение штукатурки и краски). Кисти, валики и шпатели именно такой инструмент пользуется спросом у отделочников. Несмотря на свою доступную цену, выбор малярного инструмента напрямую сказывается на качестве малярных и штукатурных работ.



Согласно маркетинговым исследованиям, российские потребители как правило при выборе инструментов для малярных работ приобретают отечественные товары, это порядка 60% всех покупателей. Еще около 5% покупают продукцию Польши, которая самая дешевая в Европе. Еще 8% приобретают кисти, валики и шпатели, немецких производителей. Еще 15% отдают предпочтение китайскому товару.


На торговых прилавках преобладает отечественная продукция (шпатели и валики), стоимость товара не велика, ограниченный срок службы и завозить инструменты из других стран не выгодно.


Малярные кисти продаются в основном финских, немецких и скандинавских производителей, которая стоит дороже, но и качество выше. Отечественные производители на втором месте – это, как правило, компании, работающие на базе профильных заводов, еще времен СССР, есть так же производители из Украины и Белоруссии. На этих предприятиях стоит устаревшее оборудование, поэтому их товар не может конкурировать с товаром стран Западной Европы, но при этом превосходит по качеству дешевую китайскую.


По словам маркетологов, спрос на малярно-штукатурные инструменты будет увеличиваться на 25-30% каждый год. Это обусловлено строительным бумом в России и с переездом жителей мегаполисов на окраину городов или в сельскую местность в собственные коттеджи.


На примере малярной кисти расскажем о процессе производства. Конструкция кисти примитивна: щетина бандажом крепится к рукоятке. Есть три вида щетины, используемая при изготовление малярных кистей: натуральная (барсучья, к примеру), искусственная щетина или смешанная.


Самые дорогие но качественные жесткие кисти делают из хребтовой и полухребтовой щетины. Эта щетина в своей структуре имеет конусообразное строение, благодаря чему она удерживает больше лака и краски и соответственно меньше разбрызгивает их, плотно окрашивая поверхность. Кисти изготовленные из конского волоса стоят значительно дешевле, но и служат они меньше. Кисти из синтетических волокон хорошая замена натуральным материалам. Есть один минус - синтетика плохо удерживает на себе краску, значительно увеличивая ее расход.


В качественной кисти щетина располагается в несколько рядов, которые с помощью клиньев разделены между собой. Клинья необходимы для образования рабочей площади, которая наполняется краской или лаком и удерживает краску внутри кисти. Длина и количество клиньев может быть различной, в зависимости от толщины и формы инструмента. Чтобы щетина крепко держалась и они не выпадали, щетина скрепляется специальным клеем вместе с клиньями. Качество этого специального клея влияет на срок службы самого инструмента.


По кругу клиньев и щетины расположен бандаж, который крепко соединяет рукоятку с щетиной. Бандаж производится из нержавеющей стали или проходит обработку против коррозии, иначе бандаж начнет ржаветь. Конструкция ручки так же может быть различной. Профессиональные маляры приобретают кисти известных компаний с удобной ручкой, которой удобно пользоваться.


Ручки кистей производят трех видов, в зависимости от применяемого материала: деревянные (это уже классика), пластиковые (из толстого пластика), смешанного типа и двухкомпонентные (для изготовления используют жесткие и мягкие полимеры). Профессиональные кисти выпускаются двухкомпонентные. Рукоятки профессиональных кистей производятся из жесткого пластика и покрыты мягким антискользящим покрытием, за счет этого покрытия снижается утомляемость рук и обеспечивает маневренность при работах.


Из этого следует что простота устройства кисти и процесса ее изготовления не сложный но требует соблюдения инструкций. Важное значение имеет качество всех деталей инструмента – от щетины до специального клея, и процесса его производства.


Самые популярные виды малярных кистей, производимые отечественными компаниями: плоские (они же флейцевые) малярные кисти различных размеров, круглые, макловицы (кисти больших размеров), радиаторные кисти с удлиненной рукояткой, узкие и тонкие малярные кисти. Так же кисти классифицируются в зависимости от выпускаемой формы: плоские, круглые и овальные. Компании производители отмечают большой спрос именно на плоские кисти – они более удобны при малярных работах и универсальны.
Как писалось выше, малярный инструмент изготавливаются в основном из древесины и пластика. Эти материалы разные по свойствам, и применяются в производстве в зависимости от выпускаемых кистей.


Рассмотрим методику изготовления кистей с рукоятками из твердых пород дерева (дуб и бук). Деревянные заготовки обрабатываются фрезерным станком до определенной формы. В зависимости от модели кисти форма выбирается заранее. После обработке на станке заготовка для ручки будущей кисти шлифуется на шлифовальных станках и красится лаком.


После высыхания лака к ручке кисти прикрепляется щетина с помощью специального клея. Самой качественной можно считать щетину из волоса животных с плотностью до 90%. Такая щетина безопасна для человека, влагоустойчива, хорошо выдерживает воздействие высоких температур и красок.


Так же в качестве основы крепления щетины к ручке применяют полиамид. Этот материал используют в средах агрессивного типа. На готовую ручку с щетиной надевается бандаж. После того как готова кисть ее упаковывают в пленку или картонные коробки. Производители которые заботятся о своем бренде и репутации, следят за качеством своего товара и контролируют весь этап производства.


Технология изготовления инструментов для малярных работ из пластика имеет кардинальные отличия. Независимо от того, производится ли он из исходного материала целиком (затирки для стен) или производится частично (рукоятки малярных кистей, шпателей и валиков), для изготовления пластиковых деталей используют специальные пресс-формы. Эта работа автоматизирована и, благодаря конвейеру, позволяет изготовить необходимое количество комплектующих для малярного инструмента в нужные сроки.


Как правило компании производящие такую продукцию, не имеют собственных цехов и размещают заказы на заводах в Китае. Российские компании открывают свои фабрики в нашей стране. Для небольшого цеха по изготовлению инструментов для малярно-штукатурных работ необходимо помещение площадью порядка 90-120 кв. м. В этом помещение размещаются рабочие станки, пресс-формы, склад.


Можно купить уже работающий цех. Предложения о продаже мелких производств, производящих 1-2 вида товара начинается от 1,8 млн. рублей. Для работы необходимы 3-5 человек на смену, зависит от количества станков, бухгалтер, менеджер по продажам продукции. Директор может взять на себя функцию менеджера по продажам. Для выпуска первой партии продукции потребуется около 300 тысяч рублей.


Уточнение, для некоторых видов механических, ручных и электрических инструментов необходимо получить сертификаты соответствия. Так ручной инструмент товар повышенной травмоопасности и он подлежит обязательной сертификации. При оформлении сертификатов продукция проверяется на соблюдение критериев ГОСТ, санитарную безопасность и т. д. Сразу как вы решите вопрос с ассортиментом производимой продукции, проконсультируйтесь с юристами о необходимости обязательно ли сертифицировать ваш товар.


Менеджеры по продажам говорят, что качественный малярный инструмент всегда будет пользоваться спросом у покупателей. Впрочем, о вариантах сбыта стоит позаботиться заранее. В связи с тем что больше половины рынка в низко - и среднеценовом сегменте за отечественными производителями, то доля прямых продаж составляет у них 25%, это как правило строительные бригады.


Примерно 60% продукции продается через оптовые базы в крупных городах, а также через дистрибьютеров. Остальные 40% продукции поставляется в розничные торговые сети, в специализированные магазины типа «самоделкин» и на строительные рынки.


Бизнес по выпуску малярно-шпаклевочных инструментов, как и строительная отрасль, реагирует на сезонные колебания, но имеет свои особенности. С ноября по март в магазинах меньше покупают инструменты для ремонтных работ. Заказчики объектов переносят сроки строительства на весну-лето. Но работы в закрытом помещении производят круглый год, поэтому эти услуги востребованы и в зимний период.

Наверняка вы не раз задумывались над тем, чтобы открыть собственный небольшой бизнес. Если свободных средств не так уж и много, то отличным решением будет производство малярных кистей. Вы удивитесь, но такой товар пользуется большим спросом, особенно это касается тех мест, где рынок еще не полностью насыщен подобными предложениями. Давайте же рассмотрим, что нужно для того, чтобы наладить собственное производство. Как было отмечено выше, много денег для начала не потребуется.

Оборудование для производства малярных кистей

Конечно, как и в любом другом деле, нам не обойтись без профессионального производственного оборудования. Всё зависит от того, сколько мы хотим делать кистей в день. В любом случае необходимо купить фрезерный станок. На нём мы будем изготовлять ручки из деревянных заготовок.

Помимо этого, необходим хороший шлифовальный станок, на котором мы будем получать идеально гладкую ручку, работать с которой будет одно удовольствие. По сути, это и является наиболее дорогостоящим оборудованием. Что нам еще нужно, так это специальный клей, который безопасен для людей и устойчив к влаге.

Прочие расходные материалы - это плёнка и коробки для упаковки, а также бандажи. Если вы планируете производить изделия из пластика, то тогда вам придётся потратиться немного больше. Это обусловлено практически полной автоматизацией процесса. Здесь используется конвейерная подача.

Производство малярных кистей

Стоит обратить ваше внимание на то, что лучше всего производить изделия из твёрдых пород дерева, на что есть свои причины. Например, долговечность, прочность и т. п. Желательно отдать предпочтение дубу, можно выбрать бук. Заготовкам придаётся соответствующая форма с помощью фрезерного станка, затем ручки проходят шлифовку и покрытие лаком. После этого должно пройти какое-то время.

Это делается для того, чтобы покрытие полностью высохло. Только после этого можно приступать к креплению щётки к ручке. Можно использовать натуральную щетину, которая изготовляется из волос животных и имеет плотность в диапазоне 90 %. Обязательно нужно, чтобы щётка выдерживала высокие температуры и работала в агрессивных средах.

Классификация малярных кистей

Безусловно, есть несколько видов данного инструмента. Прежде чем открыть собственное производство, вы должны определиться с тем, какие кисти вы будете делать. Это может быть какой-то один вид или же несколько. Классические кисти – это те, в основе которых использовано дерево. Также есть пластиковые, тут используется жесткий материал. Помимо этого, существует еще и смешанный вид.

Чтобы получить такую кисточку, используют мягкие полимеры и жесткий материал. Их еще принято считать профессиональными. Ручка имеет специальное покрытие, которое делает хват более комфортным, что снижает утомляемость во время выполнения малярных работ. Если говорить о популярности, то лучше всего покупаются флейцевые кисти и макловицы (используются для больших объёмов работ).

Но в это же время имеет смысл продавать и другие виды. Например, наладить производство малярных кистей с узкой и тонкой кисточкой, длинной рукояткой и т. д. Существует классификация и по форме: овальные, круглые и т. д. Главное - качество, а не простота конструкции и её дешевизна.

Полезная информация

Хотелось бы сказать пару слов о производстве кистей из пластика. Как уже было отмечено выше, технология немного отличается. Чтобы производить такой инструмент понадобится дополнительное оборудование, а именно пресс-формы. Хотелось бы отметить, что в настоящее время имеется возможность приобрести уже готовый бизнес.

Если он заточен под производство какого-либо одного типа продукции, например, пластиковых малярных кистей, то его цена может составить порядка 800 000 рублей. Если это несколько видов, то стоимость возрастает чуть ли не вдвое. Что касается окупаемости, то для того, чтобы выйти на чистую прибыль, достаточно нескольких месяцев. Уже через 90-120 дней вы будут зарабатывать хорошие деньги, а производство малярных инструментов высокого качества всегда хорошо продаётся - это проверенный факт.

Хотелось бы отметить, что производство малярных кистей требует наличия сертификата. Обусловлено это тем, что ручной инструмент крайне травмоопасен, поэтому в обязательном порядке должен быть сертифицирован. Конечно, ваша продукция будет проверена экспертами, которые подтвердят санитарную безопасность и соответствие с ГОСТ.

Что касается вопросов реализации, то различные виды малярных кистей можно оптом продавать крупным компаниям. Помимо этого, вашими покупателями могут стать базы в больших городах, которые в дальнейшем будут сбывать ваши товары с наценкой в 15-20 %.

Основное преимущество данного бизнеса заключается в том, что он практически не подвержен сезонным колебаниям. Если и будут замечены упадки в продажах, например, зимой, то это всего 5-10 % потерь, что окупается уже в первые недели весны. Теперь вы знаете все тонкости и важные моменты и сможете открыть собственное производство малярных кистей, ведь это не так сложно, как может показаться.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх