Как выявить ранние признаки аутизма у младенцев и детей младшего возраста. Как выявить глисты у ребенка: симптомы, пути заражения

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.

Инструкция

Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у . Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – , аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.

Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.

Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился , быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или . У таких богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.

Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего вы сможете в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.

Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано . Просто интереснее всего для него , получать удовлетворение от физической усталости.

Полезный совет

Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.

Источники:

  • определение способностей ребенка

Считается, что у ребенка будет тем больше шансов успешно реализовать свои способности в дальнейшем, чем раньше родители смогут определить его наклонности. Безусловно, здорово, если ребенок, как Моцарт, с 5 лет сочиняет музыку - тут все ясно. А как же это сделать, если талант малыша не лежит на поверхности?

Инструкция

В раннем возрасте интересы малыша только начинают формироваться, поэтому разговор с ребенком о том, что ему нравится делать, а что нет, - мало что даст. Определить «гуманитарий» малыш или «технарь» тоже очень сложно. Случаи, когда наклонности были определены у дошкольника, очень редки. В этот период большинству нравится заниматься самыми разными делами. Конечно, можно говорить о музыкальной или художественной одаренности, артистичности, если ваш ребенок хорошо поет или рисует. Но, как правило, определить склонность ребенка к какому-то виду деятельности можно не раньше того времени, когда психика перейдет в подростковую. А до этого старайтесь развивать своего малыша во всех направлениях. Гармоничное развитие ребенка в дальнейшем поможет вам определить его наклонности, а ему самому сделать правильный выбор.

Учитывая возраст малыша, максимально расширяйте круг его интересов. Все дети рождаются с потенциальными задатками к любому виду деятельности, т.е. способными ко всему. Ваша задача помочь развиться этим способностям. И здесь не так важно научить малыша в три года читать и считать. Этому он и так научится. Ему необходимо базовое, общее развитие. Как можно больше общайтесь с малышом, водите его на экскурсии, в театр. Учите его давать развернутые ответы на вопросы, красиво говорить, пересказывать. Читая ему сказку, спрашивайте, как бы он сам поступил на месте разных героев. Всячески поощряйте творческие начинания малыша. На стенах комнаты развесьте листы ватмана, чтобы кроха рисовал, лепите из , стройте песочные замки на берегу реки или в песочнице, собирайте разные конструкторы.

Наблюдайте за тем, какими игрушками ваш малыш любит играть и за тем, как он с ними играет. Играйте в разные игры и наблюдайте, какая из них ему больше нравится. Чаще играйте в ролевые игры. Рассказывайте ребенку о разных профессиях. Дайте возможность малышу представить себя в игре учителем, врачом, космонавтом и т.д. Устройте для него небольшую познавательную экскурсию к себе на работу. Приобретите для малыша разные игры «Юный химик», «Парикмахер», «Доктор», микроскоп, набор детских музыкальных инструментов и т.п. Пусть это будут ваши «стратегические» покупки. Запишите малыша в спортивную секцию по его выбору.

Когда малыш станет старше (в школьном возрасте), попробуйте составить для себя список, который поможет определить его способности к разным видам деятельности. Например, ребенок склонный к занятиям научной работой:
- много , в том числе научно- издания;
- точно и ясно умеет выражать свои мысли;
- хорошо усваивает абстрактные понятия;
- точно может записать то, что слышит, зафиксировать увиденное;
- пытается выяснить смысл разных событий;
- много времени проводит за конструированием.
Литературные способности ребенка выражаются в его умении:
- легко, последовательно строить повествование, рассказывать о чем-либо;
- рассказывая, отбрасывать все незначительное, оставляя самое главное;
- привнести что-то необычное, новое, рассказывая о чем-то известном и знакомом всем;
- выбирать в своем рассказе слова, хорошо передающие чувства и эмоциональный настрой героев;
- передавать важные для понимания события детали;
- стихи и рассказы.
Технические способности помогают ребенку:
- с легкостью выполнять задания по ручному труду;
- разбираться в механизмах и машинах, конструировать их (авиамодели, модели поездов, и т.п.);
- легко чинить сломанные приборы, старые детали использовать для создания новых игрушек, поделок, приборов;
- рисовать наброски и чертежи и механизмов.
Ребенок с интеллектуальными способностями:
- легко и быстро все схватывает на занятиях;
- ясно рассуждает, не путаясь в мыслях;
- использует свои знания на практике в повседневных ситуациях;
- может улавливать связь между причиной и следствием, одним событием и ;
- быстро, без специального заучивания запоминает прочитанное и услышанное;
- имеет обширный словарный запас;
- любит читать книги, которые обычно интересуют детей на год или два постарше;
- может решать сложные, требующие умственного усилия, задачи;
- задает много вопросов взрослым на разные темы;
- предлагает неожиданные решения, ответы, мыслит.
Артистические способности выражаются у ребенка:
- в легком вхождении в роль другого человека;
- понимании и возможности хорошо разыграть какую-либо драматическую ситуацию, конфликт;
- в точной передаче чувств и эмоций через жесты, мимику, движения;
- в стремлении вызвать у своих слушателей эмоциональные реакции, когда он чем-то рассказывает с увлечением.
Безусловно, вы сможете дополнить этот далеко не полный перечень всех особенностей поведения вашего ребенка.

Полезный совет

По возможности посещайте с ребенком разные кружки, студии – дайте ему попробовать разные занятия. Возможно, то, которое ему понравится больше других – его призвание.

Источники:

  • Как определить способности ребенка с помощью нумерологии?
Все дети рождаются с каким-нибудь талантом: у кого-то есть способности к рисованию, кто-то очень хорошо поет, кто-то мог бы добиться больших успехов в спорте. Задача родителей – разглядеть эти таланты и развивать их. Но как понять, в чем талантлив именно ваш ребенок? Может быть, вы заставляете его заниматься танцами, а у него хорошо получается петь. Кстати, любой ребенок может получить те или иные навыки, необходимо лишь терпение и старание. Но если у малыша есть способности, ему будет гораздо легче его освоить, именно индивидуальные способности могут помочь ему добиться успеха в той или иной сфере жизни, стать успешным человеком в том направлении, которое он выбрал.

Ваш ребенок – интеллектуал

У всех детей разные . Это нужно понимать и не требовать от своего ребенка невозможного. Но если у него есть признаки высокого интеллекта , необходимо с ним дополнительно заниматься:

1. Он может усваивать большие объемы информации, спокойно слушать большой по объему текст, а потом пересказать его, обращая внимание на детали.
2. Его интересует все, что происходит вокруг, например, он может долго наблюдать за работой экскаватора или же с интересом разобрать старый будильник.
3. Такой ребенок не только собирает информацию, но и умеет ее систематизировать. Так, если его что-то заинтересовало, он закидывает взрослых вопросами, а потом может выстроить логическую цепочку, основываясь на полученных ответах.
4. Обладает аналитическими навыками, то есть легко может установить причину произошедшего, просчитать развитие событий. Например, шел дождь, и песок стал мокрым, из него стало легче лепить. Если песок сухой и не лепится, можно полить его водой и делать куличики.
5. У интеллектуалов большой словарный запас, он быстро пополняется. Услышав знакомое слово, ребенок будет использовать его постоянно, причем использовать правильно.
6. У такого ребенка критическое мышление, он любит перепроверять информацию. Допустим, услышал что-то по телевизору, после чего задает уточняющий вопрос папе или маме, позже может переспросить у дедушки или бабушки.

Если ребенок любит играть с конструктором, у него в доме множество различных наборов, он интересуется различными механизмами, то у него технические способности. Детям, любящим что-то измерять, считать, склонным к логическому мышлению, стоит заниматься точными науками, например, математикой, химией или физикой.

Ваш ребенок – творческая личность

Ценятся не только интеллектуалы, но и творческие люди. Как понять, что из вашего малыша может вырасти или же хороший писатель? Вот некоторые признаки творческой личности:

1. Такие дети очень эмоциональные, умеют сопереживать другим людям, а также разделять с ними их радости.
2. Это малыши с богатым воображением, они любят и умеют фантазировать, могут придумать невероятные истории, их игровые сюжеты непредсказуемы и интересны.
3. С раннего возраста ваш ребенок пользуется интуицией, то есть часто принимает правильное решение, но не может объяснить, почему он решил поступить именно так.
4. Творческие люди любят анализировать свои поступки и чувства.
5. Ребенок быстро подстраивается под возникшую ситуацию, умеет повернуть ее в свою сторону. Например, малыш просит купить ему большую шоколадку, мама не хочет, так как много сладкого есть вредно. Тогда он не устраивает истерику, а просит купить что-то другое, например, киндер-сюрприз.
6. Малыш с детства любит музыку или же с радостью декламирует стихи, с интересом разглядывает картины художников. У него есть любимые музыканты или артисты.

Творческие способности могут быть разными. Как понять, что именно притягивает вашего ребенка? Об этом и поговорим.

Юный художник

Все дети без исключения любят рисовать, это один из этапов их развития. Есть способности или нет, малыш все равно будет тянуться к карандашу или фломастерам, рисовать, разукрашивать, лепить из пластилина или же делать красивые аппликации. Как понять, что перед вами будущий художник?

У ребенка есть , если он:

1. Никогда не рисует одни и те же стандартные, уже знакомые ему картинки, а сам придумывает свои рисунки, пытается что-то изобразить, даже если никто не учил его, как это нужно делать.
2. В определенном возрасте дети много играют. Если ваш малыш готов променять игрушки на лист бумаги и карандаши, с удовольствием рисует, разукрашивает или лепит, то на это стоит обратить внимание.
3. Он любит все красивое, и часто пытается украсить свою одежду, дом, различные предметы. С раннего возраста такие дети умеют комбинировать одежду, правильно подбирать цвета.
4. Часто художественно одаренные дети проявляют интерес к различным предметам искусства.
5. Еще одно отличие детей с художественными способностями – вдумчивость, часто они молчаливы по сравнению со сверстниками. Это усидчивые дети, которые могут часами работать над картиной или скульптурой.

Если у ребенка есть такие способности, то его стоит отдать в художественную школу, при условии, что он сам хочет ее посещать и заниматься. Можно и самому развивать художественные способности ребенка, например, посещая с ним картинные галереи или же выставки. Эти знания помогут ему в выборе профессии, и не обязательно он вырастет художником, из него может получиться хороший фотограф или же дизайнер, мультипликатор и так далее.

Юный музыкант

Если у вашего сына или дочки есть музыкальные способности, то вы это увидите:

1. Он или она любит музыку, проявляет интерес к любым музыкальным произведением, стремится туда, где звучит музыка.
2. Если ребенок слышит мелодию, он ее быстро запоминает, иногда напевает, придумывает свои слова к данной музыке. Или же может сам придумать песенку.
3. Малыш, который слышал раньше ту или иную музыку, узнает ее с первых аккордов.
4. У него хороший : есть чувство ритма, он правильно воспроизводит мелодии, они получаются четкими и музыкально точными.

В этом случае можно подумать о музыкальной школе. Если ребенку не нравится, он ходит в школу со слезами, можно, например, отменить уроки фортепиано, а попробовать освоить другой музыкальный инструмент, или же ходить только на хор. Также людям с хорошим музыкальным слухом легко даются иностранные языки, можно развиваться в этом направлении.

Раскрыть таланты ребенка нужно не для того, чтобы вырастить юного гения, а для общего развития малыша. Если он чем-то интересуется, совершенствуется, жизнь заиграет новыми красками, ему будет интересно добиваться поставленных целей. Это может помочь при выборе профессии или же станет любимым хобби. С такими людьми всегда есть о чем поговорить. Поэтому не жалейте времени и сил на развитие вашего малыша, это того стоит.

Глистам характерно длительное пребывание в организме ребенка, многочисленные повторные заражения, поэтому болезнь развивается медленно, принимает хроническое течение с длительным удовлетворительным состоянием ребенка. У детей встречается более 15 видов глистов, но наиболее распространенными являются энтеробиоз и аскаридоз (в 80 % случаев), трихоцефалез (65 %), токсокароз (60 %), описторхоз, дифиллоботриоз, гименолепидоз. В последние годы благодаря внедрению в нашу медицину современного метода обследования токсокароз стал выявляться значительно чаще и точнее.

Попадание зрелых яиц глистов воспринимается организмом ребенка как болезненное состояние. Развитие заболевания можно разделить на два периода: острый – это первые 3 недели после заражения, и хронический – может длиться годами.

Острый период

Симптомы острого периода схожи при поражениях разными глистами, но отличаются интенсивностью проявления: при энтеробиозе клиника практически отсутствует, в то время как при попадании в организм токсокар, аскарид дети чувствуют себя крайне плохо.

Симптомы:

  • Аллергические реакции – ведущий симптом.
  • Тошнота и боли в области пупка – встречается очень часто.
  • Повышение температуры тела.
  • Кожный зуд.
  • Отеки как небольшие, так и обширные.
  • Увеличение лимфатических узлов.
  • Боли в мышцах.
  • Боли в суставах.

На фоне перечисленных симптомов нередко развиваются легочные заболевания (небольшой кашель, астматические состояния, пневмония или плеврит), боли в животе, .

Хронический период

Слабость, повышенная утомляемость, плохой сон ребенка могут быть симптомами хронической глистной инвазии.

Симптомы хронической фазы могут значительно различаться при заражении разными видами глистов, зависят от количества возбудителя, в каком внутреннем органе он находится. Симптомы хронического периода более стертые, незаметные.

Основные признаки:

  • Слабость.
  • Утомляемость.
  • Раздражительность.
  • Ослабление организма.
  • Плохой беспокойный сон.
  • Нарушения пищеварения (тошнота, рвота, нарушения стула).
  • Дети хуже растут, .
  • Внешний вид усталый, кожа анемично бледная, синяки под глазами.
  • Иммунитет снижен, наблюдаются частые простуды.
  • На выделения и продукты обмена глистов у ребенка развиваются аллергические реакции, что проявляется , аллергическим насморком, воспалением реснитчатого края века (ячмень), иногда астматическим бронхитом.

Глисты могут находиться в организме ребенка незаметно, и родители, не подозревая о зараженности своего ребенка, находят зрелых особей в горшке.

Обратите внимание на симптомы, характерные для самых часто встречаемых глистов

  1. Характерным признаком остриц (энтеробиоза) является анальный зуд в вечернее время с 23:00 до 1:00, который дети переносят очень болезненно. Часто встречается острая боль в животе. Также у девочек часто наблюдаются воспалительные процессы половых органов, мочевыводящих путей, анемия, кожные аллергические реакции, вегетососудистая дистония (усталость, сниженное АД, головокружения, головные боли, разбитость), заболевания пищеварительной системы. Чаще острицы встречаются у детей, страдающих .
  2. При аскаридозе более характерно нарушение сна, тошнота, боли в околопупочной зоне, головокружения, пневмония. Аскариды обладают самыми сильными аллергенными способностями, поэтому иногда аскаридные аллергические реакции могут представлять угрозу для жизни ребенка.
  3. Заподозрить токсокароз можно при повторных случаях крапивницы.
  4. При трихоцефалезе характерным симптомом является геморрагический колит.

Анализы

Зачастую определить наличие заболевания только по симптомам сложно, поэтому основным методом диагностики является лабораторный анализ.

  • Энтеробиоз (острицы) выявляется с помощью исследования материала, полученного липкой лентой, шпателем из заднего прохода.
  • Токсокароз – при специальном исследовании крови из вены.
  • Аскаридоз, трихоцефалез и прочие обнаруживаются при сдаче анализа кала. Часто анализы кала могут быть ложно отрицательными из-за особенностей разных периодов жизни глистов, поэтому целесообразно повторять их до 5 раз или сделать специальный анализ на антитела из венозной крови.
  • В общем анализе крови можно обнаружить повышенное количество лейкоцитов и эозинофилов.

Основные показания для обследования ребенка на глисты

  • Боль в животе;
  • Частое подташнивание, рвота;
  • Болезни пищеварительных органов;
  • Утомляемость, раздражительность, беспокойный тревожный сон, скрипение зубами во сне;
  • Аллергические реакции;
  • Зуд в заднем проходе (энтеробиоз);
  • Воспаление наружных половых органов, мочевыводящих путей (энтеробиоз);
  • Задержка в росте и весе.

Пути заражения

Пути заражения глистами разные, но чаще всего их яйца попадают в кишечник ребенка из грязных рук, реже при заглатывании пыли.

Энтеробиозом заражаются внутри помещений через , детские игрушки, при привычке грызть ногти, и грязную нижнюю одежду.

Яйца аскарид чаще попадают с немытыми , чаще с клубникой, зеленью, при привычке поесть песка в песочнице и т. д.

Токсокарозом дети заражаются в песочницах, от собак.

Трематоды попадают в организм при употреблении в пищу недостаточно термически обработанного зараженного мяса (дичь), . Именно поэтому не рекомендуется детям употреблять вяленое мясо, вяленую, сушеную и копченую рыбу.

Трихоцефалезом – при употреблении грязных сырых овощей, воды из открытых водоемов.

Описторхозом – при употреблении в пищу рыбы, плохо обработанной термически или не обработанной вовсе.

Где чаще встречаются различные виды глистов

  • Энтеробиоз и аскаридоз являются заболеваниями сельской местности, небольших городов, поселков городского типа. Чаще встречаются в Сибирском, Уральском, Дальневосточном, Северо-Западном, Приволжском округах.
  • Трихоцефалез – Дагестан, Чечня.
  • Токсокароз регистрируется везде, где налажены современные методы диагностики.
  • Описторхоз – в регионах, находящихся в бассейнах рек Обь, Волга, Кана.
  • Дифиллоботриоз – на Дальнем Востоке, в Карелии, вблизи бассейнов рек Обь, Лена, Енисей, Волга, Нева, Печера.

Чтобы избежать заражения глистами и тяжелых последствий этого заболевания, необходимо приучать детей к гигиене – после улицы, игры с животными, пред едой, не употреблять в пищу немытые овощи, фрукты и ягоды, . Участковые педиатры рекомендуют в конце лета сдавать анализы на самые распространенные виды глистов, один-два раза в год проводить профилактику антигельминтными препаратами, средствами народной медицины.

Еще о том, как выявить глисты у ребенка, рассказывает программа «Школа доктора Комаровского»:


Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх