История духов. История парфюмерии: от сакральных благовоний до современных ароматов

Аромат, который волнует душу... Это, наверное, самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Впечатление от запаха мимолётно и невесомо, и развеивается моментально, но всё же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Духи тем и хороши, что позволяют вырваться из повседневности, подняться над ней. Умение обращаться с запахом - это искусство, которое может чудесно обогатить нашу жизнь, но только ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, но зато требует любви и желания заставить запахи воздействовать на себя, желания прийти в согласие с ними.



Духи - это и средство обольщения, и средство наслаждения. Чем-то невообразимо чарующим веет от всего, что связано с духами. Так хочется постичь их скрытую суть! Откуда они взялись? Почему так сильна их власть? Какова история парфюмерии? Как появляются духи на свет? Как обретают свою форму? Почему один и тот же аромат становится для каждого употребляющего его «своим» и неповторимым? И как найти этот «свой» аромат? Как лучше всего воспользоваться им? Попробуем разобраться в этих и многих других вопросах...

Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.

Аромат - некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали нащи предки, когда ароматы служили культовым целям. История парфюмерии начинается с времён, когда жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей.

Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

История парфюмерии делает новый виток в XII веке, когда расширяются торговые отношения. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.

Вторая половина XIV века является ещё одним поворотным моментом истории парфюмерии. Тогда рождаются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел , которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии», на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела.



XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.

В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в мире парфюмерная фабрика . Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги, князья и даже сам Папа римский.

В 1709 году происходит новый виток истории парфюмерии - в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кёльнской водой ». Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием «одеколон ». Император Наполеон пользовал её до 60 флаконов в месяц.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия , когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. На фото внизу: Эммануэль Булле и Поль Пуаре на фабрике «Розин» в 1925 году.

Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель , выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком «Chanel No.5 ». А после - духи продолжили эволюционировать: Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил «Сhуprе» («Шипр»), ставший впоследствии прародителем для целого шипрового семейства ароматов . Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые , ванильные и ярко выраженные животные ароматы .



Начало 20-х годов XX века - революция в истории парфюмерии. Были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путём. В распоряжении парфюмеров появляются альдегиды , впервые использованные в «Chanel No.5 ». Количество новых духов в связи с этим резко возросло.

В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры . Переживают взлёт духи для мужчин . В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.

На начало 60-х приходится самый большой «бум» ароматов для мужчин.

В 70-е годы пришла мода на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной.

Древний Египет: жертвоприношения, парфюмерные лавки. Аромат свежескошенной травы, запах свежего хлеба — многие ароматы дошли до нас из глубокой древности. История создания духов насчитывает несколько тысячелетий. Тонкий аромат, который окутывает таинственную незнакомку, заставляет оглянуться ей вслед, чтобы ещё раз почувствовать завораживающий запах. Отправимся и мы в путешествие во времени, туда, где рождались первые ароматы.

Магическая субстанция ароматов переносит нас в Древний Египет, где в храмах проходили жертвоприношения. Чтобы перебить запах горелого мяса и создать для молитвы особую атмосферу, применялись благовония. Слово «парфюм» в переводе с французского обозначает запах дымящегося ладана. По сути, ладан является

«прародителем» парфюмерии. Цветы, корни растений и травы, которые сжигались в курительницах, были призваны постичь высший смысл и создать эмоциональный настрой для молитвы. Запахи в древности имели и другое, более приземлённое назначение. Было подмечено, что дерево, смола и травы из храмов придают пищи другой, более приятный вкус и аромат. Так появились парфюмерные лавки, в которых богатые горожане покупали ароматические смеси. Индия, Месопотамия и Персия также были знакомы с искусством создания ароматов, хотя основой их композиции был ладан.

История духов связана с Древней Грецией и Римом

История создания духов продолжается в Древней Греции, а также в Древнем Риме, где появляются способы получения жидких духов. Впрочем, до современных жидких духов ещё очень далеко. Плотные, густые масла и ароматные порошки хранились в золотых и алебастровых сосудах. Пользоваться подобной «парфюмерией» могут лишь состоятельные люди. Античный Рим придавал

запахам целебные свойства, используя их в банных процедурах. Находка современных археологов на Кипре, в Пиргосе, служит доказательством тому, что четыре тысячелетия назад для получения ароматов применялись перегонные кубы, трубки, ёмкости для смешивания. В качестве сырья использовались не только травы, цветы, но и специи, смолы хвойных деревьев. Нашествие варваров перенесло развитие парфюмерии на Восток. Но сейчас уже 21 век и купить арабские духи можно, практически, в каждом специализированном магазине.

История духов и ароматерапия

Древний Восток – дистилляция и розовая вода. Первый век нашей эры вознёс на пик популярности ароматерапию, которая стала возможной благодаря дистилляции, которую изобрёл Авиценна. Эксперименты с розами привели к получению розовой воды, которая ценилась арабами дороже золота. Жидкости, которые применялись в качестве парфюмерии, представляли собой измельчённую смесь трав, лепестков, масел и источали очень сильные запахи.

Европа Средневековья – ароматическая вода и первая парфюмерная фабрика. Духи, отдалённо напоминающие современные парфюмы, стали появляться в Средневековой Европе с развитием торговли после походов крестоносцев. История возникновения духов сохранила легенду о первой ароматической воде, благодаря которой произошло чудесное исцеление королевы Венгрии.

В XIV веке появляется ароматическая вода, которая представляла собой духи на основе спирта и эфирных масел. Самыми распространёнными были ароматы розы, жасмина, фиалки и лаванды. Пользовались ароматической водой для того, чтобы заглушить неприятный запах немытого тела. Ароматными лосьонами с запахами мускуса, камфары, сандала обтирали лицо и тело, наносили на одежду, подушки и перчатки.

Бытует мнение, что католическая церковь была против водных процедур, чтобы избежать разврата, который царил в древнеримских термах. Так или иначе, но водные процедуры в эпоху Средневековья были не в чести, что отчасти способствовало развитию парфюмерии. Только в те времена не было.

История создания духов — Франция город Грасс

Первая парфюмерная фабрика появилась в монастыре Санта Мария Новелла. История создания духов связана с Францией, городом Грасс. В городе, окружённом полями, на которых выращивали мимозы, лаванду, розы, иланг-иланг, жасмин. Там и по сей день занимаются производством душистой продукции сорок парфюмерных домов. Большинство которых основаны в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Сбор цветочного урожая даже в третьем тысячелетии производится по традиции вручную. За час, например, рабочие могут собрать не более семи килограммов роз.

Создание духов требует смешивания нескольких сотен цветочных эссенций, поэтому натуральная парфюмерия стоит немалых средств. Япония, Китай – культура использования ароматов. Китайская и японская культуры ароматов связаны с буддийскими обычаями. Благовония в Китае и Японии применяют для ароматизации помещения. Саше, душистые палочки – это изобретения восточной культуры, в основе которой специи и ароматическая древесина.

Россия – ароматические соли

История создания духов в России связана с ароматическими солями, так как баня была популярна не только в простонародье. Первоначально ароматы были связаны только с богослужением. И лишь в Петровскую эпоху появились мешочки с нюхательной солью, аромат которых успокаивал или бодрил. Затем ароматными мешочками стали перекладывать бельё, чтобы придать приятный запах.

Новая история – парфюмерная революция. Научные открытия девятнадцатого века произвели настоящую революцию в «ароматном» мире. Включение в состав духов синтетических веществ поставило производство духов на производственную основу. Век двадцатый соединил парфюмерию и модельный бизнес и положил начало современной парфюмерной моде. Позволил домам высокой моды дополнять свои коллекции брендовым парфюмом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Суббота, 23 Ноября 2013 г. 10:02 + в цитатник

В хмурое время поздней осени хочется вспомнить яркие краски и ароматы весны и лета.
Можно посмотреть летние фото. А еще можно насладиться душистыми ароматами, а заодно вспомнить разные интересные истории…

И только аромат цветущих роз -

Летучий пленник, запертый в стекле, -

Напоминает в стужу и мороз

О том, что лето было на земле.
В. Шекспир

Из истории духов и ароматов
Духи — это ароматизирующие спиртовые растворы смесей душистых веществ. Парфюмерией пользовались издавна — еще в Библии и в свитках Древнего Египта есть упоминания об использовании ароматических масел.
При вскрытии гробницы Тутанхамона нашли 3000 сосудов с благовониями, которые спустя 300 веков источали аромат!
А слово «парфюм » происходит от лат. per fumum — «через запах, через дым»), ведь древняя « парфюмерия » началась с поджигания смолистых выделений ладана .

Со временем растения, богатые ароматическими веществами, стали смешивать с животными и растительными маслами.
« Таппути , изготовительница духов» была упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до Р. Х. в Месопотамии. А недавно археологи обнаружили на Кипре самые старые духи в мире, изготовленные более 4 000 лет назад.
В античном Средиземноморье атлеты смазывали тела ароматными маслами перед спортивными соревнованиями. В Древнем Египте в Гелиополисе , городе Солнца, утром возжигали смолы, в полдень — мирр, а на заходе солнца — кифи . А стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме.


В античном мире использовали туалетную воду: ею обрызгивали жилища, домашних животных, она изливалась в городских фонтанах, наполнялся ее ароматами воздух на приёмах.
Люди удовлетворяли потребность в прекрасных запахах цветами и пряными растениями, из которых и египтяне, и греки, и римляне, и персы делали гирлянды и венки. Ими украшали героев, украшали жилища.
Клеопатра и многие знатные римляне устраивали пиры в залах, засыпанных на локоть ароматными лепестками роз.


Ароматы входили в число хитростей, которыми Клеопатра покорила сердце Марка Антония. Она встретила флот Антония на корабле, паруса которого были пропитаны парфюмами. Так встречу описал Шекспир : "А пурпурные были паруса напоены таким благоуханьем, что ветер, млея от любви, к ним льнул. "
Лоуренс Альма-Тадема "Цезарь и Клеопатра»


А Царица Савская преподнесла царю Соломону при встрече пряности и благовония, которых он еще не видел-царский подарок!
Но с падением Римской империи парфюмерия стала достоянием Востока.

Аравийский химик ал-Кинди (Алкиндус) написал в 9-м веке книгу по духам. Она содержит более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод.
Персидский ученый Ибн-Сина (Авиценна) извлек масло из цветов роз посредством дистилляции. До его открытия жидкие духи были смесями масел и истолченных трав или лепестков, а розовая вода Авиценны была более тонка, и сразу стала популярной.
В Европе сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи были произведены в 1370 для венгерской королевы Елизаветы и были известны в Европе как венгерская вода.
Италия, а затем Франция стали европейским центром парфюмерного производства.
В 1608 году во Флоренции , в монастыре Санта Мария Новелла монахи-доминиканцы организовали первую парфюмерную фабрику в мире. Делали богатые вклады в фабрику герцоги и сам Папа Римский.
В 16-м столетии итальянские парфюмерные разработки были вывезены во Францию парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентийцем . Его лаборатория была связана с ее апартаментами тайным проходом, чтобы секреты не были украдены.
…………………………
Много интересных историй связано с известными духами.

Красная Москва
Красная Москва — легендарные духи , один из символов советской эпохи. Это духи московской фабрики «Новая заря » (до революции — «Брокар и К»).


А история духов такова.
Аромат «Любимый букет императрицы » был создан для императрицы Марии Фёдоровны Августом Мишелем , парфюмером дома «Брокаръ и Ко» к 300-летию дома Романовых в 1913 году. За удачно преподнесенный «Любимый букет …» и «За многолетние качественные поставки» в 1913 году «Брокаръ и Ко» сделали Поставщиком Императорского Двора.

Производство аромата было возобновлено Августом Мишелем на фабрике «Новая заря» в 1925 г. под названием «Красная Москва ».
(В 1917 фабрику Брокара национализировали и переименовали в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат №5». Август Мишель предложил название «Новая заря».)
По официальной же версии, духи «Красная Москва» созданы в 1925г. при участии Полины Жемчужиной (жены наркома В. М. Молотова и подруги Надежды Аллилуевой), и не имеют прямого отношения к дореволюционным ароматам. По мнению парфюмеров, аромат «Красной Москвы» не мог быть изобретен в 1913 году: технологии были недостаточны для производства такого парфюма. Наверно создателей вдохновил аромат «Любимого букета императрицы» -это невозможно выяснить, неизвестно точно, какие именно ноты использовались для создания дореволюционной легенды.
Верхние ноты аромата - бергамот и нероли , дополненные грейпфрутом и кориандром.
Ноты сердца - тона жасмина , розы , иланг-иланга , с легкой примесью мускатного ореха .
И шлейф аромата - роскошное сочетание ирисов , ванили, амбры и бобов тонка.


«Красная Москва » приобрела мировую популярность, завоевывала награды на международных выставках, например в 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе . На той же выставке золотой медали были удостоены духи «Черный ларец» и «Каменный цветок» и одеколон «Северный »— все они были созданы главным парфюмером «Новой зари» Августом Мишелем. Но, в 1937 году он по навету был арестован…
Этот аромат у многих связан с прекрасными воспоминаниями детства, когда жизнь была светлой и безмятежной. И духи вновь стали входить в моду. Новая Заря» стала выпускать версию аромата, но запах остался тот же - многогранный, узнаваемый аромат!

Распространена городская легенда о сходстве ароматов «Красная Москва » и «Шанель №5 ». При этом либо советские духи трактуются как попытка скопировать знаменитый аромат, либо утверждается, что французский аромат синтезирован Эрнестом Бо (до революции работавшим в Москве) на основе «Букета императрицы».
«Любимый букет императрицы » в источниках нередко путают с ароматом «Букет императрикс », который был разработан Генрихом Броккаром (1836—1900) не позднее 1882 года. Поэтому, часто Брокара и считают автором «Букета императрицы» 1913 г, но Брокар умер в 1900г.
А рассказы о Брокаре тоже полны легенд.

Брокар
Французский парфюмер Генрих (Анри) Брокар в 1861 году решил попытать счастья в России.
Он основал фабрику и начал собственное производство с мыла.
Чтобы увеличить продажи, «Детское» мыло» выпускалось в виде зайчиков и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита. Для взрослых Шарлотта, жена Брокара, придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокар впервые стал использовать экологические красители растительного происхождения). Кусочек мыла от Брокара стоил всего копейку и быстро завоевал популярность в России.

Брокар стал думать над тем, как приблизиться ко двору Императора. Ведь в России любой товар, которым пользовалась царская семья, становился популярным.
И вскоре представился случай вручить подарок дочери Александра II.
Эта история похожа на сказку Андерсена.
"Летом 1873 года,— говорилось в жизнеописании Брокара,— Москву посетила Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Александровна, Герцогиня Эдинбургская. На Высочайшем приеме Генрих Брокар поднес Ее Императорскому Высочеству букет цветов…»
Это был букет восковых цветов: алых роз, нежных фиалок, нарциссов, ландышей. Цветы были искусно сделаны из воска, и каждый из цветов источал аромат, неотличимый от натурального. Все эти ароматы сливались в один - удивительный, завораживающий…
Букет производил полную иллюзию живых цветов и вызвал всеобщее удивление. «Ее Императорское Высочество выразила свое удовольствие Генриху Афанасьевичу и благодарила его".
А вскоре Генрих Брокар создал духи "Букет императрикс ", которые сочетали ароматы цветов, входивших в тот знаменитый букет. Духи «Букет императрикс » (не путайте с «Любимым букетом императрицы»!) моментально стали популярными.
Брокару разрешили именоваться поставщиком Великой Княгини Марии Александровны.


Кстати, это не первая эффектная выдумка Брокара.
Вот история (или легенда) его женитьбы.
Брокару нравилась Шарлотта Раве, но сердце девушки было занято известным певцом. Однако Брокар не отступился. На один из домашних концертов он приносит к Равэ корзину восковых фиалок и ставит их на рояль. Коварный парфюмер знал тайны запахов. Оказалось, запах фиалок пагубно влияет на связки. В результате возлюбленный мадемуазель Шарлотты опозорился, а Брокар вскоре женился на Шарлотте.
Об этой истории и о жизни Брокара рассказывается в исторической миниатюре В. Пикуля «Душистая симфония жизни».
Парфюмерия и выдумки Брокара
Шарлотта во многом помогала Броккару, можно сказать, что она была превосходным маркетологом и пиарщиком.
К открытию нового магазина придумали сюрприз новинку- объединять продукты в «линию ». Были выпущены наборы «Слава», включавшие 10 предметов парфюмерии: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем —десять изделий в одной коробке.

А цена - один рубль. Покупатели буквально ломились в открывшийся магазин.
И еще одна новая продукция Броккара - одеколон "Цветочный " - была презентована чрезвычайно эффектным способом!

Ароматный фонтан из этого одеколона , который бил в центре павильона, стал сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г). Газеты писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в принесенные из дома банки и флаконы, окунали одежду или платочки в фонтан.

А «Цветочный» одеколон получил Золотую медаль.

Духи Брокара Lilas de Perse , «Персидская сирень » получили в 1889 Большую золотую медаль на Международной выставке в Париже — хит, наравне с Chanel No5 Эрнеста Бо, конкурента Броккара.
Эти духи продолжали выпускать в XX веке в советской России, они вдохновили современного автора Николая Коляду на создание одноименной пьесы, специально для Лии Ахеджаковой. Уже в честь пьесы духи перевыпустили на «Новой Заре» в XXI веке.
Флаконы духов отличались красотой и изяществом. К созданию флаконов и этикеток привлекались видные художники.
Компанией «Brocard and Co» выпускались и почтовые карточки .
Это были не только рекламные, но и познавательные открытки, выпускались серии «нации», «Виды Москвы», репродукции картин.

К началу XX века фабрику стали именовать “Империя Брокара ”. К 1913 году Брокар получил восемь золотых медалей на всемирных выставках в Париже, Ницце и Барселоне.
А поставщиком высочайшего двора в 1913 году стал уже сын Генриха Брокара — Александр. Теперь фабрика известна под названием «Новая заря». А с 2004 года парфюмерная продукция выпускается под маркой «Nouvelle Etoile ».
Одеколон «Северный ». Его оригинальный флакон исполнен в виде айсберга, а пробка представляет собой белого медведя, стоящего на вершине снежной глыбы.

………………………
Шанель №5
Духи - это невидимый , но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла".
Коко Шанель.
Chanel No. 5 —знаменитый аромат марки Chanel , созданный в 1921 году парфюмером Эрнестом Бо . Эрнест Бо —парфюмер царского двора, бежавший из России после революции 1917 года.
По легенде, Коко Шанель попросила господина Бо создать «искусственный аромат, который пахнет Женщиной», подчеркнув, что под «искусственным» она подразумевает созданный человеком аромат.
Парфюмер представил мадемуазель Шанель десять ароматов, из которых она выбрала пятый — отсюда и пошло название. К тому же, «пять » было любимым числом Коко Шанель. Она представляла новую коллекцию своих платьев 5 числа, пятого месяца (мая), и решила, что число 5 принесет успех.
Сьюзи Паркер - известная актриса 50-х представляет духи Шанель №5

Верхние ноты: альдегиды , нероли , иланг-иланг , бергамот , лимон

Революционным оказался не только аромат.

До сих пор фабриканты выпускали флаконы разнообразных форм, перегружая их орнаментами. А Габриель (Коко) предложила простой флакон в форме параллелепипеда, позволявший любоваться таящейся в нём золотой жидкостью.
Особым спросом эти духи пользовались в США.
После того, как Мэрилин Монро на вопрос репортеров: «Что вы надеваете на ночь?» — ответила: «Несколько капель «Шанель №5».


..........................
Одеколон
Популярный парфюмерный товар - одеколон (от французского «Eau de Cologne» - «Кёльнская вода») появился в 1709 году.
В Кельне выходец из Италии Джованни Мария Фарина содержал парфюмерную лавку. Джованни от дяди, достался рецепт ароматной воды, который он решил усовершенствовать.
За основу Джованни взял масла цитрусовых (лимона, апельсина, грейпфрута), к которым добавил масла кедра, бергамота и некоторых трав. В письме брату он пишет: «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут , бергамот , цедрат , цветы и травы моей родины».
Название ароматному раствору автор дал в честь Кёльна :- Eau de Cologne (Кельнская вода).
Как ни странно, распространению одеколона поспособствовала война.
В период (1756-1763 гг.) Кельн захватили французские войска. Французским воякам одеколон пришелся по душе. Вскоре одеколон оказался в Париже, где быстро завоевал популярность.
Тогда же «Кельнская вода» попала в Россию, её подарил бывший противник в Семилетней войне, король Пруссии Фридрих II. Одеколон тут же стал популярен в .

В Кельне есть мемориальная доска создателю знаменитой «Кельнской воды»
Также здесь создан музей , в котором можно проследить всю историю одеколона, «продегустировать» ароматы.


Российские парфюмеры добавили к одеколону три эфирных масла: бергамотное , лимонное и нероли , и назвали «Тройной ».

,,,
Шипр
Шипр (фр. Chypre , «Кипр») — популярные духи и одеколон, аромат которых был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти .
В состав «Шипра» входят смесь ароматов мха дуба , бергамота , пачули , сандала и ладана . Основой аккорда стал

История парфюмерии идет рука об руку с историей человечества. Этот манящий, загадочный, сказочный мир ароматов имеет свои традиции, правила и законы.

В давние времена служители церкви использовали свойства запахов в различных культовых обрядах, они в курительницах сжигали цветы и корни растений, стремясь с помощью аромата проникнуть в божественную сущность. Известно, что в Египте изготавливали разнообразные ароматные масла и благовонные притирки и мази, которые использовали в священных ритуалах и женских туалетах. Римляне пользовались ароматами в целебных целях. Персы и арабы считались непревзойденными знатоками пряностей, они первые открыли для себя парфюмерное искусство.

Развитие науки способствовало развитию парфюмерного искусства. Высокопоставленные вельможи оценили гигиеническую и магическую силу парфюмерии. В XII веке Венеция становится центром парфюмерии, там перерабатываются пряности, привезенные с Востока.

Во второй половине XIV столетия появляется ароматическая вода (жидкие духи), основой для которой послужили эфирные масла и спирт. Существует легенда, монах подарил больной королеве Венгрии Елизавете рецепт первой ароматической воды, на основе розмарина, "Вода королевы Венгрии". Королева начала принимать воду внутрь и быстро пошла на поправку.

В XIV веке профессия перчаточника соединилась с профессией парфюмера, отсюда - парфюмированные перчатки.

Первая парфюмерная фабрика появилась во Флоренции в 1608 году в монастыре Сайта Мария Новелла. Монахам-доминиканцам покровительствовали - Папа Римский и высокие вельможи.

1709 год - появление "Кельнской воды". Ее создал француз Жан-Мари Фарина, торговец специями из Кёльна. В XVIII веке ее привезли во Францию, где стала называться одеколон.

В XIX веке прародители современной парфюмерии (Эрнест Дальтроф - "Carоп", Франсуа Коти - "Coty", Жан Герлен - "Guerlain") выдвинули несколько теорий в искусстве создания ароматов.

Тогда же духи перестали производить кустарным способом, стали появляться парфюмерные компании.

Франсуа Коти - первый соединил запахи, созданные искусственно, с запахами натуральными. Так, в 1917 году он выпускает "Chypre" ("Шипр"), который стал основой для целой группы араматов. Получили развитие восточные и амбровые ароматы.

В 1920-е годы появляются "синтетические" ароматы, прорыв в парфюмерном искусстве совершили альдегиды. Первый раз их использовали в "Chanel №5".

В 50-е годы XX века французская парфюмерия находится на пике славы. Во Франции работают многие известные парфюмеры.

1960-е годы - большим спросом пользуются ароматы для мужчин.

Для 1970-х годов характерна мода на "pret-a-porter", появляется парфюмерия "pret-a-porter de lux", которая не утратила высокого качества и утонченной изысканности "haute couture", однако стала доступнее.

В 80-е годы XX столетия вошли в моду "амбровые" композиции. Также появляются свежие морские и озоновые ароматы.

В 1990-е годы пришли новые технологии - "Living-Flower Technology" ("Живые цветы"), они дают возможность "собирать" запахи несорванных растений ("вытягивать" аромат).

Духи конца XX - начала XXI веков вобрали в себя запахи ананаса, апельсина, манго, лимона, смородины. Эти композиции прекрасно гармонируют с естественным ароматом кожи, они неуловимы, легки и прозрачны.

По своей сути первобытный человек от животного ушел недалеко. Инстинкты, которые им руководили, были просты и примитивны. Запахи в жизни древних, выполняя простейшие задачи, были подчинены главному - выжить. Обоняние помогало распознать на расстоянии того, кто пах иначе. Хорошо пахнешь - друг или половой партнер. Плохо - схватки не избежать.

За ближайшим кустом и выступом скалы таилась угроза. Зрение и слух в постоянном напряжении. Чуткий нос улавливал вожделенный аромат пищи, будь то мохнатый мамонт или ароматный плод. Пища - это жизнь.

Он овладел огнем. Пламя костра согревало и помогало готовить пищу, отпугивало диких животных и освещало пещеру. Яркие языки пламени были обворожительными и непонятными. Наш предок начал приносить жертвы огню.

С появлением религиозных представлений огонь был посредником между человеком и богами. Бросил человек в костер жертвы - плоды и травы. Посмотрел в костер. А там уже нет ничего. Чтобы богам угодить, стал в костер травы душистые подкладывать - пусть боги ароматы вдохнут.

Разнеслись в лесах запахи чудные. Прошло еще время, и в местах жертвоприношений появились постоянные огни. Пройдут века и они трансформируются в свечи и лампады. На смену лесным и полевым травам придут благовония мирра и ладан. Жаровня для воскурений превратится в кадила и курильницы. Много позже для каждого народа определился пантеон богов. Это произошло тогда, когда вера переплелась с правилами жизни и мудростью поведения, оценкой поступков и взглядами, устремленными в будущее. На Крите за много веков до нашей эры бытовал культ священных кипарисов, связанный с богиней Афродитой. В языческих верованиях славян, отголоски которых дошли до наших времен, бытовало поклонение многим ароматическим растениям. Самым древним свидетельством применения трав и растений является первая в мире фармакопея. Составил ее в государстве Шумер 3500 лет до н.э. выдающийся врачеватель Лю-лю. Этот уникальный труд дошел до нас в виде небольших глиняных табличек. А расшифровали их содержание лишь в 1956 г. Но получить из растения ту субстанцию, которая рождала запах, догадались лишь древние арабы. Они первыми обнаружили в растениях легкое ароматическое вещество, которое спустя века ученые окрестили эфирным маслом . Сколько растений - столько ароматов. Арабы первыми обратили внимание на душистую смолу хвойных деревьев.Любознательные египтяне подарили нам живицу, или терпентин.

А это не что иное, как незаменимые в хозяйстве скипидар и канифоль, камфора и многое другое. Но если мы радуемся наличию в нашей кладовке растворителя для лаков и красок, то египтяне были очарованы ароматами. Что до применения прекрасных запахов, у них сомнений не было: ароматы должны услаждать бренную жизнь, возбуждать воображение и радовать обоняние. А раз так, то запахи эти нужно было каким-то образом выделить. Причем как из цветов и трав, так и из смол и стволов деревьев.

Ну, а раз есть задача, нужно ее решать. Именно здесь начинается история создания ароматов . Необычайно высокий уровень древней египетской цивилизации, названной «цивилизацией пирамид», позволил блестяще справиться с проблемой.Открытие назвали дистилляцией. Чем пришлась по душе древним эта самая дистилляция, сказать трудно. Но занятие это стало буквально всенародным.

Тысячи глиняных горшков, загруженных листьями и стеблями, стружкой коры и древесины, нагревали на огне. Тысячи кусочков ткани, прикрывая горловины, впитывали ароматные пары. Тысячи рук то и дело отжимали драгоценную влагу и водружали влажные тряпицы на место. Процесс, что называется, кипел.

Настал момент, когда фараоны встали перед проблемой. Так велики были расходы благовоний, что спрос превышал возможности огромной армии ремесленников. Заготовители во главе многочисленных караванов скупали редкие травы даже в самых отдаленных областях Египта. Шаг за шагом были освоены пространства центральной и южной Африки. Когда и этого оказалось недостаточно, фараоны задействовали флот.

Уже за пятнадцать веков до нашей эры египтяне освоили прибрежные районы африканского континента. Значительная часть эфирных масел импортировалась из страны Пунта (Сомали). Во время правления фараона Хатшепсута, например, который находился у власти с 1520 по 1505 г. до н.э., такие экспедиции стали ежегодными. Вот так, если говорить вкратце, выглядела история получения первых благовоний в Египте.

Но здесь следует оговориться. Обработка сырья огромной массой ремесленников была лишь первым этапом в получении ароматов. То, что они производили, было лишь полуфабрикатом. Пользоваться им могли разве что бедняки да простолюдины. Истинно благородные масла рождались в мастерских профессионалов.

Подчас в одном пузырьке, дополняя и обогащая нюансами друг друга, уживались до полусотни ароматов. Как и благодаря каким превращениям достигались неповторимые волшебные композиции, осталось тайной. За ее разглашение наказание было одно - предатель осуждался на смерть, - как правило, от яда. Можно искренне сожалеть, но опыт древних был со временем утрачен. Много времени потребовалось, прежде чем основательно забытую дистилляцию изобрели повторно.

Медики и фармацевты, ученые и алхимики разных направлений, изучая состав растительных и животных продуктов посредством их дистилляции, создали ряд направлений своей лабораторной деятельности. Одно из них - ароматерапия . Каким должен быть запах? Вы, наверное, ответите: - Приятным. Японские ученые к этому могут добавить: - Очень полезным. После серии наших экспериментов среди программистов результаты оказались неожиданными. Ароматы снижали количество ошибок!

Просто чудеса! - всплеснули руками ученые, - запах лаванды - на 20%, жасмина - на 33%. А «рекордсменом» стал запах лимона. Количество ошибок уменьшилось на 54%. В Древнем Египте дома были буквально пропитаны запахом лотоса. Красавицы Древней Греции и Древнего Рима, умываясь, клали в воду лепестки розы.

Этот аромат долгие века был самым популярным в Европе. - Щепотка сандалового дерева дороже телеги дров, - говорили в Древней Индии. Король Луи XIV ввел должность прислуги, в обязанность которой входило круглосуточное поддержание приятных запахов в помещении. Необычную любовь к ароматам имел Наполеон.

Выливая на себя в день до двух флаконов одеколона, он оставался верен этой привычке и в дни сражений. Богатое воображение человека, его наблюдательность связали запах и внешний облик растений с человеческими чертами характера: болтливость - колокольчик; гордость - тюльпан; надежность - дуб; навязчивость - лопух с плодами-колючками или репей; застенчивость - пион; терпеливость - подорожник; трусость, любому понятно, ~ осина. Даже поговорку сложили: «Дрожит, как осиновый лист».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх