Исследовала кружево русской глубинки. Кружевное искусство на руси. Калязин, Торжок: сыпчатое


Кружевная салфетка. Н.А. Ларионова

Кружево — это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево — выдающееся явление народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать » — им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий.

Возникновение кружева

Когда же зародилось кружевоплетение ? Находки костяных иголок относятся к эпохе позднего палеолита, а челноки для плетения и коклюшки встречаются при раскопках на территориях Египта, Китая, России и других государств. Самым древним вязальным инструментом являются спицы. Первые челноки были придуманы рыбаками для плетения сетей. Существует мнение, что о кружеве, как элементе одежды, упоминается в Ветхом Завете. Кружева находили среди коптских изделий (V век до н.э.). Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стал использовать его в качестве украшения. В Европе кружево получило распространение c конца X века. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться Родиной кружева. Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен».


Вязание крючком. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи: летописец сообщает о событии, произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким (1201, по др. данным 1204-1264 гг.); и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами. В России уже в XII веке славился кружевами город Торжок Тверской губернии. В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получило сложное изысканное кружевное шитье. Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса (1708-1759 гг.), посетившего Россию в 1755 году. Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде. Об этом свидетельствует его отзыв «О путешествии в Россию». Вышитые иголкой и металлическими нитками кружевные сюжеты можно было сравнить с шедеврами художников-графиков. Причем у каждого мастера был свой, только ему присущий почерк. Но кружевные шедевры легко было подделать. Во всем мире кружево признавалось одним из видов декоративно-прикладного искусства.

Русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.

Роль ниток в создании кружевных изделий

Огромную роль в создании кружевного изделия играют нитки. Золотые и серебряные появились намного раньше, чем льняные, канитель, сканье, трунцал, нитки из агавы и алоэ, крапивы и каучука, хлопка, мулине и другие. Часто золото заменялось вызолоченным серебром. Существовало поверье, что от прикосновения женских рук золотая нить тускнеет, поэтому с золотыми нитями когда-то работали только мужчины. Женщинам приходилось работать с нитями из более дешевых и простых материалов. В создании кружева большая роль отводится именно шелковым нитям, но кроме этого существуют нити из пуха камыша и из человеческого волоса. В настоящее время для окрашивания нитей используются химические красители. В старину же красили природными красителями, такими как березовые листья, еловые шишки, шелуха лука, листья брусники, щавель, корень ольхи, болотная руда и другие.

Кружевные изделия

Во все времена создание народной одежды зависело от умения мастериц, от их фантазии, от национальных особенностей и жизненного пространства их создателей. Особым изяществом при оформлении народных одежд отличались тонкие линейно-графические узоры. Кружевом украшались различные элементы одежды. При украшении головных уборов у мастериц были свои секреты. Важны были символы и особые знаки отличия, подтверждающие сан владельца, а порой и национальную принадлежность. Например, кружевные короны, венцы, шляпы, шишаки, сороки, кокошники создавались в разных техниках и украшались золотом, жемчугом. С древних времен известен кружевной веер-опахало. Первыми веерами считались плоские листы из бумаги, поначалу они не складывались. В России веер являлся принадлежностью быта.


Веер. Игольное кружево. Коллекция А.И. Юкш-Меос

В старину все женщины от княжны до крестьянки должны были уметь создавать узорные пояса-обереги. Кружевной или тканый пояс являлся обязательной принадлежностью приданого невесты и служил главным оберегом, как для мужчин, так и для женщин. Ходить без пояса, а особенно молиться без него считалось неприличным. Узор на кружевных поясах состоял из переплетения разноцветных нитей, чаще всего семи цветов, т.к. семь — число особенное, имеется в виду семь оберегов (от сглаза, от пожара, от измены, от бедности, от болезней, от войн и от природных бедствий).

Кружева на платочках свидетельствовали о творческой индивидуальности и умениях рукодельниц. Простые крестьянки и знатные дамы сами создавали предметы своего туалета. У каждой был свой неповторимый узор. Сейчас утрачены традиции украшать платочки монограммами городов, местами проживания, семейными метками и знаками отдельных персон или тематическими событиями.

Накрахмаленный кружевной воротник был в почете во всем времена. Обувь, перчатки, украшенные кружевами, с давних пор дополняли одежду и подчеркивали социальное положение или религиозную принадлежность человека. Когда-то обязательным аксессуаром для дамских нарядов служили кружевные сумочки.

Полотенца обязательно украшались кружевами. Именно кружевные оплеты и вышивки сообщали, к какому событию готовилось то или иное полотенце. В приданом к свадьбе, как правило, было семь полотенец, которые были созданы руками невесты. Первое полотенце дарилось через сватов жениху в знак согласия на брак и называлось посылальным. Края такого полотенца шились иглой или обвязывались крючком по строгому геометрическому орнаменту.


Посылальное полотенце. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Второе полотенце — рукопятное или рукобитное, невеста его дарила сватам в случае окончательного согласия на венчание. Края полотенца имели широкие кружевные оплеты. Третье полотенце — короткое, парное. Украшалось традиционными узорами трилистников, цветами, птицами. Вместе с четвертым — подарочным полотенцем дарилась вышитая рубаха, кисет и пояс-оберег, полотенца для родственников жениха и сватов. Пятое — зеркальное украшалась традиционными мотивами, а также бабочками, зайцами. Шестое полотенце — для дорогого и почетного гостя. Седьмое — венчальное было длинным, символизируя долгую дорогу к счастью для будущей семьи. По краям его украшали кружевом в нескольких техниках. В узоре присутствовали цветы, фигурки птиц.


Край венчального полотенца. Коллекция А.И. Юкш-Меос

В дохристианские времена кружевные узоры зачастую несли в себе важную информацию. Например, беременные женщины создавали оберег. Зачастую в нем присутствовали кресты. При рождении ребенка в узор креста продевалась красная нить или тесьма. В дальнейшем этой красной нитью перевязывали больные места и ранки. Кружевные изделия подтверждают, что человеческой природе свойственно стремление украшать не только культовые места, но и свой быт и одежду.


Виды полотенец: 1.В дар свекрови. 2. Пасхальное. 3 (в середине). Свадебное. 4.Наиконное. 5. Рукобитное. Коллекция А.И. Юкш-Меос


Оберег на рождение ребенка. Филейное кружево. Коллекция А.И. Юкш-Меос


Оберег «Мир вашему дому». Коллекция А.И. Юкш-Меос

Техники кружева

Существует великое множество техник создания кружевных изделий: вязание крючком (кружева, выполненные в технике вязания крючком, являются самыми распространенными в мире); вязание на спицах (существует несколько приемов такого вязания: витковый ряд, вязание веревочкой, прутиком, розочкой и другие); плетение коклюшками (особенность плетеного кружева заключается в виртуозности рисунков и многообразии географических названий, например: валансьен, брабант, малин, вологодское, елецкое, рязанское, орловское, торжокско-тверское, калязинское или монастырское. Лучшими плетеями были послушницы в монастырях, их узоры отличались трогательной наивностью и аккуратностью); филе по сетке (для этого кружева характерно слияние четких линий узора и грунта. Филейное кружево отличается простым ритмическим рядом ажурной сетки, украшенной легкой сквозной узорочью в виде мелких цветочков или петлевых горошинок); макраме (узелковое кружево); фриволите (плетение челноками); мережка (игольное кружево. Служило украшением ритуальных одеяний. Мережки бывают узловые и штопанные, переплетенные в столбик или в раскол); чипке (классическое игольное кружево), вышивка по тюлю (плетение с помощью нитки и иглы тончайшей сеточки — фона для различных узоров) и другие.


1. Кружево из тесьмы. 2. Вязание крючком-тамбурное. 3. Специальная техника. Коллекция А.И. Юкш-Меос


1.Вязание на спицах. 2.Плетение на коклюшках. Коллекция А.И. Юкш-Меос


1. Шитье иглой. 2. Вязание крючком. 3. Шитье иглой. 4. Шитье иглой. 5. Шитье иглой по тюлевой основе. 6. Филе-настил по сетке. Коллекция А.И. Юкш-Меос


Макраме. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Кружевные символы

В кружевных изделиях изображались определенные рисунки — символы, которые имели для человека важное значение. В истории человечества древний солярный или солнечный символ почитали уже с каменного века. Культовая солярная символика зафиксирована в древнеевропейской, древнеперсидской, эгейской культурах, у народов Юго-Восточной Азии, на Алтае и в Тибете. В кружевном творчестве символ обладает неисчерпаемой многозначностью. Люди с помощью знаков и символов, иногда и целых сюжетных полотен сообщали разного рода сведения. Символы в кружевах помогали определять бытующие в народе приметы и поверья. Огромное количество толкований из славянской символики переместились в другие культуры. Например, простые гребенчатые ромбы, квадраты. Ромб — знак солнца, неба и земли. В кружевах у этого знака огромное количество вариаций. Можно, например, увидеть птиц с ромбовидной формой хвоста, причем в два ряда, т.е. земной и небесный. Очень распространен мотив дерева. Например, кружевные узоры у северян заполнены листьями ясеня. Дерево жизни, как культ, у многих народов существует и по сей день. Листья дубовые, кленовые, листья инжира, виноградной лозы изобилуют в кружевах. Например, листья винограда или инжира несут в себе пожелания счастья и благополучия жениху и невесте. Орел — символ власти и пожеланий на удачную охоту, хотя у древних славян толковался как символ небесного огня. Баба — объект культового поклонения земле, тайна зарождения новой жизни, к которой причастна женщина. Она воспринималась как некая божественная сила, отождествлявшаяся с тайной плодоносящей земли. Очень важную роль на рисунке играли руки, их положение. Руки, поднятые вверх, значили торжество в доме, обычно к свадьбе, а опущенные руки, если рядом нет креста, означали покой в доме. Еще один мотив — олень. Олень — знак звездного неба, удачного брака, обильной жизни. Изображение оленя всегда присутствовало на одном из ритуальных подарков жениха невесте — на прялках, шкатулках. В кружеве изображение оленей чаще всего можно видеть на отделках полотенец вместе с изображением птиц, деревьев, людей. В кружевах часто встречаются изображения синкретических существ, например, грифона — символа соединения неба с землей; крылатого кентавра; человека-лебедя — символа покровительства поэзии и музы истории.


Лабиринт, двуглавый орел. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Значение некоторых символов в кружевах

Сердце — символ добродетели. Часто встречается в свадебных кружевных узорах, в ритуальных свадебных оберегах и полотенцах, подзорах.

Венок — символ доброго существования. Им украшали жертвенное животное. Встречается на кружевных украшениях, шкатулках, сумках.

Зонт — символ защиты от эпилепсии и головной боли. Довольно часто встречается в кружевных узорах.

Ключ — символ вечной важности. В древности был эмблемой молчания, тайной для непосвященных.

Ладья — великое светило, солнце. Это изображение присутствует в кружевах на ритуальных полотенцах. Ладья, крест и кони изображались на погребальных полотенцах.

Лестница — символ, который скрывает в себе тайны, понятные посвященным.

Мельница — символ пожелания богатства. Встречается на кружевных сувенирах.

Дракон или змея — символ мифических чудовищ, либо оккультные силы и мудрость.

Единорог — символ девственной чистоты и целомудрия, романтической любви и возвышенных устремлений, воплощение добродетели, силы и победы. Единороги изображаются на краях полотенец, на наволочках.

Финист — ясный сокол, птица-воин. Провожая мужей на войну, этим символом женщины украшали кисеты, пояса, рубахи.

Крест — символ защиты, знак верности и торжества закона.

Колесо — символ победы.

Круг — символ бесконечности, единства.

Вишня — символ Христа, богатства, здоровья. Этим узором украшали скатерти.

Клевер-трилистник — символ единства души, духа, жизни. В христианском учении соответствует догмату о Святой Троице. Встречается на полотенцах, фартуках.

Лилия — символ любви и плодородия.

Лотос — символ чистоты, творческой энергии и целомудрия.

Репейник — символ мученичества и исцеления.

Роза — символ совершенства, любви.

Тюльпан — символ величия и достоинства. В кружевных узорах этот цветок изображается как оберег на совершеннолетие юношам.


Тюльпаны. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Фиалка — символ смирения и справедливости. Встречается на кружевах ритуального характера.

Аист — символ весны и начала новой жизни.

Бабочка — символ рождающейся красоты.

Баран — символ энергии размножения. Встречается на свадебных полотенцах, подзорах и сувенирах.

Барс — символ защиты жениха от злых сил. Кружевные барсы украшали кисеты, пояса женихов и воинов.

Жук — символ жизни.

Заяц — символ деторождения и благополучия. Обычно изображались на свадебных полотенцах и сувенирах на именины.

Козел — символ силы и защиты.

Козерог — символ добродетели.

Корова — символ добродетели.

Крокодил — символ беды, опасности.

Лев — символ защиты, мудрости, милосердия.


Лев. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Лягушка — символ благополучия семья. Обычно встречается на кошельках, мешках.

Павлин — символ мудрости. Главный оберег для женщин.

Петух — символ солнца, утра и духовного возрождения. Кружевные петухи украшали одежду, полотенца, дарились женихам в качестве оберегов.

Рыба — символ воды.

Черепаха — символ здоровья, покоя и мудрости.

Булава — символ власти, боевое оружие. Встречается на мужских рубахах, кисетах.


Салфетка-оберег для дома. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Классические кружевные изделия в настоящее время — явление редкое. Традиция их создания постепенно исчезает. Уже в конце XIX века появилась имитация кружева. Даже модная одежда от кутюрье стала украшаться кружевными элементами машинного производства. Теперь знаменитые некогда кружева можно встретить в музеях или в частных коллекциях, где их берегут как произведение искусства.

Хотя иноземное влияние Запада и, в особенности, Востока заметно в развитии русского кружевоплетения в разные эпохи его существования, все же русские кружева имеют самобытный и национальный характер. Русское слово «кружево» (в старину говорили «круживо») произошло, скорей всего, от слова «круг» - окружать, и служило в старину для украшения богатой царской или великокняжеской одежды.
Традиционное русское кружево отличается от того же фламандского не только внешним видом, но и технологией изготовления. На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, а именно парным и сцепным способом. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, «подушка» и подставка, - для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее выполненному рисунку узора - сколку.
В России до сих пор есть несколько действующих кружевных центров. Всем известно, как славятся вологодские, вятские или елецкие кружева. Не отстают от них михайловские и белевские мастерицы, а также кружевницы, делающие узоры в технике кадомского вениза (Кадом – небольшой городок в Рязанской области, а вениз – искаженное от Венеция). Отдельные мастерицы сохранили производство кружева в Балахне и Кирише. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и различным сочетанием элементов кружева - плетешков, насновок, паучков и полотнянок разных видов.

Василий Верещагин Кружевница 1890е.

Василий Тропинин. Кружевница. 1823 г.

Первое упоминание о кружевах можно найти в Ипатьевской летописи, далее в XV веке о нем часто упоминается в грамотах князей. Больше всего исторических документов и образцов относится к XVII веку, поскольку уцелели даже некоторые церковные облачения и царские наряды. В эту эпоху развивались всякие рукодельные работы и «женское замышление» (так называли рукоделие) было в большом почете. Известно, что при дворе была должность «царских знаменщиков» (рисовальщиков), которые готовили рисунки и узоры для женских работ.
Историки отмечают, что нигде больше не было такого богатства и разнообразия материала для кружев, как в России. Мастерицы использовали «волоченое золото и серебро немецкое и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотую и серебряную бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так называемых блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков». Еще упоминается кружево – саженое и низаное жемчугом и перьями, с пухом и горностаем, с разным шелком, мишурой и фигурными штучками и даже бархатильное. Кстати, многие исторические документы доказывают, что кружево в России не было, как на Западе, достоянием только высшего класса. Кружева носили как цари и князья, так и купцы и крестьяне. Да и никаким ограничениям и запрещениям, как на Западе, кружевоплетение у нас не подвергалось.

Василий Тропинин Золотошвейка. 1825 г.

Василий Тропинин Золотошвейка. 1826 г.

Василий Тропинин Девушка за прошивками. 1830 г.

Василий Тропинин За прошивками 1830-е г.

При Петре I характер кружевного производства совершенно изменился. Россия не могла позволить себе роскоши ввозить из-за границ "розоватые брабантские манжеты", поскольку импорт (и не только в виде кружев) мог стать причиной разорения землепашества и мануфактур. Император издал указ о развитии собственных промыслов. По мнению историка С. А. Давыдовой, выдающееся значение в начале развития у нас кружевных работ имели две губернии - Новгородская и Рязанская.
Выписано было много иностранных мастериц, и жены наших вельмож, в угоду царю, стали сами учиться новым способам этого производства и вводить эти способы у себя в домашнем быту между дворовыми девушками.
Считается, что по указу Петра в Кадоме возникла кружевная артель, куда были выписаны несколько монахинь из Венеции, которые стали обучать местных женщин плести иглой узоры (кадомский вениз - уникальная игольная вышивка белым по белому). Кстати, вениз со времен Петра развивался как кустарный промысел, и таким оставался до начала ХХ века – до соц. революции. Таким образом, иноземное влияние проникло в Россию, а старинные способы плетения и самобытные узоры русских кружев еще долгое время сохранялись лишь в глуши отдаленных деревень и в женских монастырях.

И. А. Соколов Кружевница. 1926 г.

Д. Т. Тутунджан Вечный перезвон. 1966 г.

Д. Т. Тутунджан Плетея. 1965 г.

Самым старинным русским кружевом считается численное. Способ его производства, основанный на повторении того же рисунка посредством счета ниток, теперь утрачен. Потом стали употреблять узоры, предварительно наколотые на бумагу, и такое кружево получило название сколотого русского. Есть еще сцепное кружево, которое часто называется немецким, поскольку в них много схожего – например, узоры связаны редкой сеткой.
По способу производства и по рисунку русские кружева носят самые разнообразные наименования: «кованое», «плетеное», «шитое», «пряденое», «волоченое», «низаное» и «саженое» жемчугом, «кожутное», «кущащатое», «кружковое» и т.д. Весьма оригинальны были и названия узоров. Кроме типичных – «рыбка», «репеек», «дорожка», «оплет», «полотнянка», встречались весьма оригинальные – «протекай речка», «бровки-пытки-города», «мельницы», «денежки», «корабли и полукорабли» . Историки отмечают, что на Западе, пожалуй, только в Дании встречаются подобные оригинальные названия узоров – «петуший глаз», «паук», «лира», «труба», «перья».

Евгений Кацман Калязинские кружевницы. 1928 г.

К.А.Воробьев Портрет кружевницы Капиталины Васильевны Исаковой. 1960е гг.

В.К.Седов Кружевница. 2006 г.

В течение многих лет кружевное производство было популярно и востребовано, благодаря даровому крепостному труду в помещичьих усадьбах. Как ни странно, но после освобождения крестьян, кружевное дело в России пришло в упадок. Новый толчок развитию кружевного производства дала, основанная в 1883 году стараниями той же Софьи Давыдовой, Мариинская практическая школа кружевниц (просуществовавшая очень недолго!), находившаяся под Августейшим покровительством императрицы. Изделия учениц школы заслужили немало похвальных отзывов и медалей на многих выставках. Начальница этой школы, E. Е. Новосильцева, создала новый род кружева, которое получило за границей название «point de Moscou». За границей русские кружева пользовались большим спросом, их вывоз в Европу с каждым годом делался все значительнее.

Н.М.Ширякин Портрет кружевницы А.С. Брантовой из кружевной артели колхоза "Правда". 1947 г.

Н.П. Тимофеева Кружевница.

Эдуард Пустовойтов. Старушка за кружевом.

Советская власть искоренила кустарные производства. В том же Кадоме, в 1927 году 25 вышивальщиц объединили в промыслово-кооперативную артель "Пробуждение", ставшую со временем просто швейной фабрикой. Такая же история, думаю, произошла повсюду. Кружева перестали быть основной продукцией таких производств, которую стали приспосабливать к неприхотливому советскому быту. Историю кружев в «переходный период» от социализма к «капитализму с человеческим лицом» я не изучал, но надеюсь, что производством кружев сейчас занимаются хотя бы в Вологде, Ельце, Белёве и Кадоме, поскольку, несмотря на иностранное происхождение, русские кружева являются таким же национальным достоянием, как павлово-посадские шали, дымковская игрушка, оренбургские пуховые платки, матрешки и т.д.

Азат Галимов Болгарские кружевницы. Лидия. 2011 г.

Елена Баранова Кружевница.

Основной источник - статья Т. Б. Семячкиной из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

В этой статье я расскажу о русском кружеве – немного истории о том, какие материалы использовали при плетении кружева, о технике и способах плетения кружева.

Кружево – это уникальное явление в народном творчестве. Слово «кружево» имеет два разных употребления.

В одних случаях кружево воспринимают в качестве различных отделок в виде каймы по низу одежды и рукавах, а в других, как ажурное изделие – самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Существует много видов кружев и способов их плетения. В этой статье мы уделим внимание кружеву, сплетенному при помощи коклюшек.

Из истории кружева

Считается, что русское кружево появилось в XVII в. В то время использовали кружево, плетенное из золотных и серебряных ниток. Ценился больше сам материал – блестящая дорогая нить, а не работа мастериц. Признаком роскоши и богатства было использование такого кружева в качестве отделки, и применяли его для украшения парадной царской, церковной, боярской одежды, предметов светского и церковного обихода. Кружево плели также и из тонкого золотного шнурка, который формировал рельефность изделия, придавал ему более пышный и праздничный вид.

В XVIII в. получило распространение нитяное кружево, его использовали в украшении мужского и женского костюма нового западноевропейского покроя, в оформлении интерьера. Появилось кружево из шелковых и металлических нитей; из смешанных нитей кружево выглядело изящнее и изысканнее за счет своей цветовой гаммы. Постепенно золотную нить стали применять все реже, ее использовали как отдельную деталь узора.

В конце XVIII – начале XIX вв. появились крепостные мануфактуры по производству кружев. Одним из наиболее популярных видов кружева в то время были блонды – кружево, плетенное из белого шелка; оно ценилось очень высоко.

Нитяное кружево во второй половине XVIII, особенно в XIX вв. применялось в быту горожан – мещан и купцов, а крестьяне украшали им свадебные простыни, полотенца, подзоры и одежду. В это время кружевоплетение становится промыслом. Кружево выплетали из суровых или белых льняных, хлопчатобумажных ниток, редко применяли цветной шелк. Чтобы подчеркнуть узор, оттенить его на прозрачном фоне, применяли рельефную или цветную контурную нить – скань – или же обводили отдельные детали узора плотной нитью – белью.

В России в XIX в. насчитывалось 12 центров кружевоплетения, в каждом центре создавали свои, отличные от других рисунки.

В конце XIX — начале XX вв. особенно модными были готовые изделия из русского кружева: дамские пальто, платья, шарфы, предметы интерьера – накидки для подушек, покрывала, салфетки. В этих образцах сочетались разные приемы кружевоплетения. Иногда местные особенности утрачивались, а порой становились достоянием других кружевных центров. Мастерицы пользовались готовыми сколками, создававшимися под влиянием городской моды. Узор на них имел эклектический характер. Часто, чтобы ускорить процесс изготовления изделий, кружевницы использовали в плетении толстые нитки, делая кружево более толстым и редким.

Техника плетения кружева

Процесс плетения кружева происходит следующим образом. Выплетают кружево коклюшками (это деревянные палочки с «шейкой», на которую наматывается пряжа). Нити наматываются попарно, образуя основную единицу техники кружевоплетения – пару коклюшек. Плетение происходит путем перекладывания и перекрещивания коклюшек с нитями согласно рисунку. Сложность кружевного узора зависит от числа пар: иногда требуются сотни пар.

Подушка в виде валика, которая туго набита сеном, соломой или опилками, служит для закрепления рисунка или самого кружева по мере его изготовления. Для удобства работы подушку кладут на раздвижную подставку.

Для закрепления работы на подушке используют булавки. Толщина булавок должна соответствовать толщине нити. Вокруг булавок закрепляются кромки. В XIX в. в деревнях, где кружева плели в основном из толстой домашней пряжи, вместо булавок использовали шипы различных растений, а сейчас – своеобразные заостренные деревянные «булавки».

Сколок – это технический рисунок кружева. Он наносится на плотную и достаточно эластичную бумагу в виде точек, которыми обозначены места, куда должны втыкаться булавки. В начале сколка узор прорисован. Далее плетение руководствуется одними точками, или наколами, как их еще называют. Тамбурный или вязальный крючок служит для сцепления деталей узора в одном из способов плетения – сцепном.

Способы плетения кружева

Их всего три: численный, многопарный и сцепной, но был разработан еще один – парносцепной.

Самый простой – численный способ, основан на счете нитей, выполняется без предварительного рисунка путем повторения движения коклюшек по памяти. Этот способ использует несколько пар коклюшек, фон и узор в нем выплетаются одновременно. Численное кружево изготовлялось повсеместно, но этот способ плетения был практически утерян.

Многопарный способ плетения самый сложный. Этот способ применяет наибольшее число коклюшек, о чем свидетельствует само название. Иногда оно доходит до восьмисот пар! Это плетение производится постепенно, от кромки к кромке. Одновременно выполняют, строго следуя точкам сколка, фон и фигуры узора.

Сцепное кружево выполняется тоже по сколку, но коклюшек при плетении используется меньше, чем в многопарном – от шести до десяти пар. Основным узором служит непрерывная полоса – полотнянка, имеющая вид ленты или тесьмы. Полотнянка своими изгибами рисует основные формы орнамента. На поворотах она сцепляется с помощью вязального крючка особым приемом, называемым сцеп. Отсюда и название кружева. Небольшие расстояния в узоре между полотнянками заполнены мелкими связками – сцепами, большие – фоновой решеткой из шнурочков-плетешков.

Основные элементы плетения

Их всего четыре: плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Из них может быть составлен любой кружевной узор. Используются они порознь, соединяются вместе или вводятся частично. Фактура изделия зависит от преобладания того или иного элемента.

Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Петлями плетешка окаймляют зубцы, им заполняют в виде розетки серединки цветочных мотивов.

Полотнянка напоминает полотняное переплетение нитей, поэтому ее так и называют. Полотнянка может служить самостоятельным скромным узором или сопровождать крупные, ей образуют главные части кружевного узора.

Сетка представляет собой сквозное плетение с косым направлением нитей.

Насновка – это маленький, плотно сплетенный овал с заостренными концами.

В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь - плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.

Как, например, в вологодском кружеве . В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева - плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент - снежинка с белой опушкой.

В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент - «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.

Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.

Единственное в мире цветное коклюшечное - михайловское кружево . Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии , в старинном городке Михайлове. Главный цвет - красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.

Слабо беленый лен с золотой нитью - визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.

Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города - и вы услышите звон коклюшек», - писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.

Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки - накидки и косыночки - главный ассортимент белёвских кружевниц.

Старинное название захожского, или киришского, кружева - галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу - сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) - от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.

Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода . Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка - балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.

Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство - 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева - геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх