Интересные рассказы для детей 4 5 лет. Русские народные сказки

Русская народная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь!

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить:

мышка-норушка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

лисичка-сестричка,

волчок — серый бочок, все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Русская народная сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, на скребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог в сени, из се ней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.

И колобок запел:

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл.

От тебя, волка,

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши разве сил.

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён.

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь,

Полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и за пел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается.

— Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён.

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песен ку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

— Я колобок, колобок!..

А лиса его — ам! — и съела.

Русская народная сказка «Три медведя»

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет — и вошла.

В домике этом жили три медведя.

Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый.

Другой была медведица. Она была по меньше, и звали её Настасья Петровна.

Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка была Мишуткина.

Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у сто ла три стула: один большой — Михайлы Иванычев, другой поменьше — Настасьи Петровнин и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и за смеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и по шла в другую горницу.

Там стояли три кровати; одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровны, а третья маленькая — Мишуткина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: — Кто хлебал в моей чашке? Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и всё вы хлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка увидел свой стульчик и про пищал:

— Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, по лез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?..

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи! Держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла.

Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

— Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.

На четвёртый день опять лиса просит:

— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса да и выпросила — пустил её заяц и на печку.

Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой. Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.

Бегут мимо собаки:

— Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик,— говорят собаки.— Мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним! Подошли к избушке:

— Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон! А она им с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет.

Идёт мимо волк:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать, серый волк? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик,— говорит волк,— вот я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

— Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый медведь.

— О чём ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл медведь к избушке и зарычал:

— Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет.

Идёт петух, несёт косу.

— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису вы гоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл петух к избушке:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь...

Петух опять:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

А лиса говорит:

— Шубу надеваю...

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать.

А заюшка с петухом стали жить да по живать.

Русская народная сказка «Маша и Медведь»

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкну ла она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает:

«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий мед ведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага,— говорит,— теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдёшь,— говорит,— всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от мед ведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет,— говорит медведь,— ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно,— отвечает медведь,— давай короб!

Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками по ставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл- шёл, устал и говорит:

А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!

Неси бабушке, неси дедушке!

— Ишь какая глазастая,— говорит мед ведь,— всё видит!

— Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!

Удивился медведь.

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Русская народная сказка «Волк и козлята»

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть травку шелковую, пить воду студёную. Как только уйдёт — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Бежит молоко по вымечку.

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдёт в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поёт коза.

Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

— Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рас сказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

— Кто придёт к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберёт всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козлёночек схоронился в печке.

Приходит коза. Сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка.

Как узнала коза о своей беде, как се ла она на лавку — начала горевать, горько плакать:

— Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдём лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костёр горел.

Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто пере прыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и свалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери!

И стали они жить-поживать по-прежнему.

Первые книжки учат ребенка сопереживать героям, отличать добро от зла, раскрывают перед ним горизонты, ведут в неведомые страны реальные и фантастические, развивают образное мышление. Очень важно родителям правильно подобрать для детей книжки, которые бы учили детей «разумному, доброму, вечному». Ниже представлен обзор лучших книг для детей 4-5 лет.

Какие читать книги детям 4-5 лет: лучшие художественные произведения

С. Михалкова «Праздник непослушания»

Это замечательное произведение, написанное советским детским писателем С. Михалковым, полезно будет прочитать не только детям, но и взрослым. Это сказка о том, что для мирного сосуществования взрослых и детей необходим компромисс. Сюжет сказки, казалось бы, незатейлив. Непослушный мальчик наказан мамой и закрыт в комнате. В окошко его комнаты стучит воздушный змей, зацепившийся хвостом за водосточную трубу. Этот змей уносит обиженного малыша в город, который покинуло все взрослое население из-за непослушания детей. Дети оставлены на произвол судьбы, они стали хозяевами положения. Но дети не знали, что свобода «это осознанная необходимость» и превратили ее в анархию, что повлекло за собой неприятные последствия. Они объелись мороженным, заболели и поняли, что жить без взрослых не могут. Змей, на котором прилетел мальчик, отнес письмо детей взрослому населению города, в котором дети просили их вернуться обратно. Взрослые возвратились к взаимному счастью детей и их самих.

А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Эта повесть фактически пересказ сказки Френка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Но этот пересказ неоднократно дорабатывался, менялась сюжетная линия, вводились новые персонажи, так что конечный результат уже значительно отличался от первоисточника. Основная сюжетная линия — это приключения девочки Элли и ее верного друга — собаки по кличке Тотошка. Элли и Тотошка по воле злой волшебницы Гингемы перенесены вместе с домом в далекую страну. Вернуть их домой может только волшебник Изумрудного города Гудвин. По пути к Гудвину, Элли встречает Железного Дровосека, который, по его мнению, лишен сердца. И еще она знакомится с ожившим пугалом Страшилой, который уверен, что ему недостает ума и Трусливым Львом, который из-за трусости не может выполнить свою миссию и стать царем зверей. Все они идут к Гудвину, чтобы он решил их проблемы. По пути они переживут множество захватывающих приключений. В конце-концов окажется, что Гудвин никакой не волшебник и не может исполнить их желания. Но самое главное каждый из них понял, что они давно обладают тем, о чем мечтали. Просто нужно было в это поверить.

Если ваш ребенок уже знаком с произведением Алексея Толстого «Золотой ключик»(оно входит в список рекомендуемых ), то познакомьте малыша с другим произведением о деревянном человечке. Речь идет о сказке Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» .

Астрид Анна Эмилия Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок», «Эмиль и малышка Ида»

А. Линдгрен — замечательная шведская писательница, известная далеко за пределами свой страны. Созданные ей литературные герои горячо любимы детворой уже не одного поколения. Особенной популярностью пользуются Малыш и его антипод Карлсон, который появляется в жизни малыша в самые трудные ее моменты. И, несмотря на то, что Карлсон хвастлив и эгоистичен, он умеет собственным жизнелюбием вселить оптимизм в Малыша и втянуть его в забавные приключения. И именно потому, что этот литературный персонаж не тянет на звание героя, он получился особенно живым и привлекательным.

Владимир Короленко «Дети подземелья»

Обязательно следует прочесть эту пронзительную повесть своему ребенку. Она не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Существует адаптированная версия для детского чтения, которая называется «В дурном обществе» . Это повесть о том, как сын судьи, нелюбимый своим отцом и предоставленный самому себе, знакомится с детьми-сиротами, живущими в подземелье. Брат самоотверженно заботится о своей больной сестре и уходит искать ей пропитание в город, оставляя ее одну. Мальчик из хорошей семьи старается всеми силами помочь этим бездомным детям, но не находит понимания ни у своего отца, ни у общества. Несмотря на все усилия мальчиков, малышка тихо уходит из жизни. Мало найдется произведений для детей и о детях, которые оставили бы такой неизгладимый след в сердце ребенка. Повесть заставит сопереживать, научит сочувствию.

Дик Кинг-Смит «Найти белую лошадь», «Мышонок по имени Вольф», «Леди Кошка»

Эти произведения замечательного английского детского писателя, переведенные на 12 языков мира, расскажут ребенку о животных в очень веселой и интересной манере. Самому автору не пришлось ничего выдумывать, он прожил на ферме всю свою жизнь и знал жизнь животных не понаслышке. Он наблюдал ее ежедневно и после 50-ти лет изложил все свои наблюдения в очаровательных сказках для детей. Увлекательные сюжеты и прекрасная манера изложения делает их желанными для семейного прочтения.

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на луне»

Замечательная трилогия советского детского писателя очень рекомендуется к прочтению в семейном кругу. Забавные приключения Незнайки, враля и фантазера, который ничему не хотел учиться и из-за этого постоянно попадал впросак. Его антипод Знайка, умница и непререкаемый авторитет для всех жителей Цветочного города, заставит детей задуматься о пользе образования и получения различных навыков и умений. Волшебный мир коротышек из цветочного города не оставит детей равнодушными и принесет им много удовольствия и новых эмоций.

Сельма Лагерлеф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»

Эту сказку Сельма Лагерлеф написала уже будучи знаменитой писательницей и лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Но именно эта сказка принесла ей мировую известность и признание читателей. И, хотя она задумывалась, как учебная, она должна была рассказать детям о Швеции, ее географии, традициях, сказка оказалась настолько интересной и увлекательной, что дидактика отошла на второй план. Книга построена на народных сказках и легендах и повествует о путешествии маленького мальчика Нильса со стаей диких гусей, ведомых старой мудрой уткой Аккой Кебнекайзе. До этого путешествия он был озорником и не сильно интересовался тем, что его озорство кого-то обижает или приносит неудобство. Но после всего, что пришлось ему узнать и пережить, он стал совершенно другим человеком. А главное, что он научился дружить.

Джанни Родари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в Стране лжецов», «Путешествие голубой стрелы», «Как путешествовал Джованино»

Итальянский детский писатель, лауреат литературной премии имени Ганса Христиана Андерсена внес в мировую копилку детской литературы неоценимый вклад. Герои его сказок — это борцы за свободу и справедливость, они борются с такими человеческими пороками, как жадность, вымогательство, ложь. Таков Чиполлино, ведущий борьбу с Синьором Помидором за домик дядюшки Тыквы, таков и Джельсомино, обладатель необычайно сильного голоса вступивший в борьбу с лжецами. Эти книжки интересны сами по себе и обладают неоспоримым воспитательным эффектом.

Алан Милн «Вини Пух и все-все-все»

Увлекательная дилогия главным героем, которой является плюшевый мишка по имени Вини Пух. Самое интересное, что у этого сказочного героя есть прототип. Это любимая игрушка сына Милна Кристофера Робина, который тоже является участником сказочных событий. Действие происходит в Стоакровом лесу – это мир зверей. В детской комнате Кристофера Робина – это мир игрушек. Книги Милна выросли из игр и устных рассказов сыну. В этой книге прекрасно сосуществуют игрушки, звери, люди, природа. Забавные приключения плюшевого мишки пришлись по нраву детворе всего мира.

Софья Прокофьева «Лоскутик и Облако»

Это трогательная сказка о маленькой сиротке по имени Лоскутик. Звали ее так потому, что платье ее постоянно латалось и состояло из одних лоскутиков. Ей не посчастливилось жить в стране, которой правил жестокий и жадный король, продававший воду своим подданным. Но однажды ей улыбнулось счастье, и она повстречалась с облаком, которое спасла от пересыхания. А облако помогло Лоскутику и жителям страны справиться с жестоким королем. Сказка написана прекрасным языком, все персонажи описаны так талантливо, что будто живые встают перед глазами. Книжка учит добру, дружбе и взаимопомощи.

Ян Олаф Экхольм «Тута Карлссон Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый и другие»

Эти книжки шведского детского писателя о дружбе лисенка с цыпочкой. Двое малышей из враждебных лагерей полюбили друг друга и сумели противостать вековой вражде лис и кур. Сказка убеждает читателя во всесилии любви и дружбы.

Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино», «Чебурашка и крокодил Гена», «Вниз по волшебной реке»

Книги Успенского рекомендованы к чтению детям от 5-ти лет и старше. Прекрасный ироничный язык, которым написаны эти книжки, яркие, запоминающиеся персонажи делают эти книги народными любимцами. Кто не знает Матроскина или Чебурашку, или крокодила Гену? Но знают их в основном, как героев мультсериалов. А зря. Нужно обязательно ознакомить детей с первоисточником, т.е. с книгами. Дети получат массу удовольствия.

Григорий Остер «Тридцать восемь попугаев», «Вредные советы»

Сказка «Тридцать восемь попугаев» рассказывает о дружбе обезьяны, слоненка, удава и попугая. Она интересна тем, что чисто по-детски интерпретирует некоторые слова и понятия. Например, длину удава измеряют не в привычных нам мерах длины, а в попугаях. А мартышка хочет получить свой привет, как нечто ощутимое, и очень обижена, что привет ей не передают. Детям нравится в этих персонажах узнавать себя. Ну, а вредные советы из одноименной книги приводят малышей в полный восторг. Ведь там советуют делать то, что строго-настрого запрещено взрослыми.

Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Это сказка о том, что в одном городе оживают два человечка – Карандаш и Самоделкин. Все, что рисует карандаш оживает, Самоделкин может собрать и построить все, что угодно. Но нарисованные Карандашом персонажи доставляют им много неприятностей, они живут своей неправильной жизнью. О приключениях героев сказки и оживших персонажей стоит почитать детям. Им наверняка это будет интересно.

Сказки А.С. Пушкина

Для детей 4-5-ти лет рекомендованы к прочтению «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане». Сказка о рыбаке и рыбке повествует о безграничности жадности и тщеславии старухи, жены рыбака, о всемогуществе Золотой Рыбки и беспредельном терпении, смирении самого старика-рыбака. И о том, к чему приводит безграничная жадность. Ну, очень поучительно! А сказка о царе Салтане рассказывает детям и взрослым, как плохо жить чужим умом. О дворцовых интригах и приключениях жены царя Салтана и ее сына Гвидона, изгнанных из дворца по наущению врагов. Сказки занимательны и написаны великолепным языком гениального поэта.

Развивающие книги для детей 4-5 лет: лучшие пособия для обучения

Земцова О.Н. Умные книжки для 4-5 лет. Что нас окружает. Познаем мир.

«Умные книжки» — это целая серия , 3-4 лет, 4-5 лет. Эти книги обучают детей познавать мир, знакомят с основами математики, учат ориентироваться в пространстве, знакомят детей с буквами, расширяют их словарный запас, развивают память и мелкую моторику детей.

С детьми возраста 4-5 лет желательно регулярно заниматься по следующим книжкам Земцовой:

  1. Земцова О.Н. умные книжки 4-5 Цифры и числа. Учимся считать.
  2. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 Найди отличия. Развиваем память
  3. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 Запомни картинки. Развиваем память.
  4. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 Веселые часы. Называем дни, недели, месяцы.
  5. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 Ожившие буквы. Учимся грамоте.
  6. Земцова О.Н. Умные книжки 4-5 От слова к рассказу. Развиваем речь.

Сказки для детей, самые известные и проверенные временем. Здесь размещены русские народные сказки и авторские детские сказки, которые точно стоит прочитать ребенку.

Для просмотра списка аудиосказок необходимо включить в браузере поддержку JavaScript!

Дополнительно к тексту сказок вы сможете найти увлекательные факты из жизни писателей-сказочников, рассуждения о сказках и выводы, которые можно сделать после прочтения.

  • Читать сказки для самых маленьких детей теперь очень удобно! Просто выберите в табличке самые короткие сказки.
  • Раньше не читали сказки своему ребенку? Начинайте с самых известных. Для этого выберите популярные сказки для детей в табличке.
  • Хотите читать сказки для детей только от лучших авторов-сказочников? Не помните, кто написал то или иное произведение? Не беда, пользуйтесь сортировкой по автору.

Как выбирать детские сказки?

Детские сказки этого раздела подходят абсолютно всем ребятам: подобраны сказки для самых маленьких и для школьников. Некоторые произведения Вы найдете только у нас, в оригинальном изложении!

  • Для детей помладше выбирайте сказки братьев Гримм, Мамина-Сибиряка или русские народные - они доступны для понимания и очень легко читаются. Как известно маленькие сказки перед сном лучше срабатывают, причём это могут быть как сказки для самых маленьких, так и просто короткие сказки.
  • Детям старше 4 лет подойдут сказки Шарля Перро. Они понравятся им за яркие описания главных героев и их необычайные приключения.
  • Лет в 7 пора начинать приучать детей к стихотворным произведениям сказочного формата. Отличным выбором станут детские сказки Пушкина, они и поучительные и интересные, большая часть имеет ярко выраженную мораль, как в басне. К тому же с Александром Сергеевичем Пушкиным ребята будут сталкиваться на протяжение всей школьной жизни. Его маленькие сказки в стихах даже будут учиться наизусть.
  • Есть сказки, которые, как считает большинство родителей, ребенок должен прочитать сам. Первыми из таких детских сказок могут стать произведения Киплинга, Гауфа или Линдгрен.

Книжка-малышка «В гостях у сказки».

В МБДОУ «Детский сад № 47 «Ёлочка» под руководством воспитателя средней группы «Весёлые ребята» Обивалиной Галины Николаевны был организован семейный проект «Создание книжки-малышки «В гостях у сказки»». Сказочные истории, придуманные родителями детей об удивительных приключениях и дружбе необыкновенных персонажей.

Описание работы: В сборник входят авторские сказки,которые можно использовать для чтения детям в детском саду и дома. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей для организации досуга детей. Материал предназначен для детей 4 - 5 лет.Сказки можно использовать, как в занятийной деятельности, так и в других режимных моментах.

Звёздочка

Жила-была на небесах маленькая Звездочка. Она была самой красивой из всех детей мамы Звезды. Старшие сестры и братья не любили ее, а мама любила ее очень сильно. Однажды Звездочка заболела. Мама встревожилась и решила немедленно вызвать доктора. Доктором было ясное Солнышко. Оно жило недалеко от Луны, и мама Звезда попросила Луну сходить за ним. Луна послушалась. Солнышко пришло в семью мамы Звезды, поздоровалось и сказало:
- Мне понятно, почему заболела ваша дочка.
- Почему? - спросила мама.
- Так бывает, когда нет любви, - ответило Солнышко.
Маме было досадно, что ее старшие дети не любят Звездочку, и она спросила у доктора Солнышка:
- Что же нам делать?
- Надо ее полюбить, - ответил доктор.
Звезды послушались доктора и с того времени стали жить дружно и счастливо.

Сказка про колобка и деда

Жил-был колобок. Посадил он однажды на пенёк дедку, так дед оттуда и слезать не захотел…
Говорит тогда колобок:
- Дед, пойдём погуляем!
А тот ему в ответ:
- Не хочу.
- А кушать чего-нибудь хочешь?
- Да! Пирожок! - ответил дед.
- Тогда нам придется за ним сходить, поискать.
Дед согласился, встал, и пошли они вдвоём пирожки искать.
Долго ли шли, коротко ли, встретили на пути яблоньку.
Колобок и спрашивает:
- Яблонька, скажи,
пожалуйста, не знаешь ли ты, где пирожки в нашем лесу есть?
Отвечает яблонька:
- Съешьте моего лесного яблочка, тогда скажу!

Дед закапризничал:
- Не хочу яблок, хочу пирожков!
- Тогда я съем, - говорит колобок.
Съел, а яблонька ему говорит:
- Пойдёте через лес и увидите молочную речку, кисельные берега. Там у неё и спросите.
Поблагодарил колобок речку и пошли они с дедом дальше.
Шли-шли и вдруг дед как заплачет:
- Устал я, пить хочу!
Колобок говорит:
- Потерпи немного, речка ведь скоро!
А дед подождал, пока колобок откатится, и напился воды из лужи, в котором копытце было.
Колобок оглянулся, смотрит, деда нет, а стоит козёл с длинной бородой.
Но делать нечего, пошли они дальше.
Долго они так шли и забрели в самую чащу, смотрят, стоит избушка на курьих ножках.
Говорит колобок:
- Избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!

Выходит, из избушки Баба-Яга костяная нога и спрашивает:
- Вы кто такие и чего в моём лесу делаете?
Рассказал ей колобок, что с ними приключилось, и попросил помощи у Яги.
- Ну что ж, - отвечает Баба-Яга, - помогу я вам.
Дойдёте до конца леса, выйдете на опушку и увидите там печку с пирожками. Пирожки у неё непростые. Будете с печкой вежливо разговаривать, она вам поможет.
Нашли они печку. Поздоровались и рассказали о своём горе.
Печка говорит:
-Есть у меня волшебные пирожки. С капустой, с вареньем и с сосисками. Тебе, козёл, надо съесть пирожок с капустой, а тебе, колобок, - с сосиской.
И как только козёл съел волшебный пирожок, так сразу стал нормальным дедом, трудолюбивым, добрым и весёлым.
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

История дождливой тучки

дождливой тучки
Жила-была на небе маленькая серая тучка. Звали её тучка - злючка. У нее не было друзей потому, что она все время делала дождик. Так и скиталась серая тучка в одиночестве по небу. Однажды тучка пролетала над маленьким домиком с красивым садом. Тучке стало интересно, кто там живёт, и она остановилась над домиком, и сразу же пошел дождь. И внезапно из этого домика выбежала старушка, которая была рада дождю! Старушка улыбалась, и кричала тучке спасибо! А все потому, что она была уже старенькая, и ей было тяжело таскать лейки с водой, чтобы поливать цветы. Тучка обрадовалась, что хоть кто-то рад ее дождику, и стала прилетать к домику чаще, чтобы помогать бабушке, поливать её любимый сад. Старушка каждый раз благодарила тучку, и та улетала
довольная в другие места, и опять возвращалась. Так у тучки - злючки появился друг, который всегда был ей рад!

Как потопаешь, так и полопаешь.

Жили – были дед да баба, и было у них три внука. Попросили как-то раз они внуков сходить в лес за дровами. Вышли братья к лесу и разошлись в разные стороны. Старший – Петя, пошёл на- лево, младший - Вова, на –право, а средний Саша отправился прямо.
Идёт Петя и видит лежит огромная куча хвороста, он и думает: « А зачем я буду стараться, когда здесь есть всё готовенькое, лягу я лучше в тенёк, подремлю, а к вечеру приду и скажу, что это всё я сам заготовил.
Вова долго ходил по лесу, шишки пинал, ягодки кушал да уморился и решил тоже лечь отдохнуть. Саша же начал собирать сухие веточки да палочки и в кучу их складывать. Так по–маленьку, по - тихоньку получилась одна вязанка хворосту, потом вторая и с чистой совестью отправился он домой.
Выспался старший внук, взял пару веток и отправился в обратный путь.
Средний же проспал всё время, а проснувшись, решил возвращаться с пустыми руками.
Встречают дед с бабой внуков и удивляются, старший несколько веточек несёт, средний вообще с пустыми руками, а младший две хорошие связки хворосту. Не ожидали старики такого результата и решили проучить лентяев. Дед им и говорит: «Ну что ж внучки, спасибо за помощь. Удивили вы меня немного. Ну да ладно, пошли к столу, бабка там уже ужин приготовила, небось, проголодались, ведь весь день в лесу провели» Зашли они в дом сели за стол и видят: у младшего полная тарелка, у среднего лишь корка хлеба, а у старшего и вовсе кружка воды. Видит дед недовольные лица Пети с Вовой и говорит» А что ж вы ребятушки не кушаете? Как говорится: как потопаешь, так и полопаешь!»
Поняли братья дедов урок и решили больше никогда не обманывать старших и не лениться, ведь они на своём примере, что из этого ничего хорошего не выйдет.
Стали они жить поживать да добра наживать, а внуки старшим помогать!

Сказка о Весне и гномах

В дремучем лесу жили-поживали трудолюбивые гномы. Зимой они обычно трудились и помогали другим обитателям леса в поиске еды. Они очищали ветки деревьев от снега, чтобы солнечные лучи проникали в лес.
Гномам очень нравилась зима. Но в феврале они стали скучать по теплым денькам. Поэтому они собрались вместе, чтобы позвать Весну.
На собрании гномы думали о том, как будет лучше звать Весну. Один из гномов предложил спеть песенку про Весну. Чтобы Весна услышала, что ее похвалили, и ей стало приятно.
Другой гном предложил просто выйти и прокричать: «Весна! Приходи и отогрей нас ото сна!»
Долго гномы думали, как же им правильнее Весну позвать, чтобы та не обиделась. В конце концов, решили пойти к Речке за советом.
Попросили Речку Весну звать. Та им и отвечает: «Я не могу позвать Весну. Мне сначала нужно лед сломать».
Тогда гномы рассудили, что им должны помочь Деревья. Ведь они самые высокие.
Деревья им шумят листвой им в ответ: «Чтобы Весна нас заметила, нам надо сменить наряд. Увидит она нас красивых, и сама явится».
Стали просить гномы птичек позвать Весну.
Отвечают птички: «Маловато нас птичек в лесу. Не услышит она нас. Вот вернутся с юга наши друзья, тогда всем хором позовем. И придет Весна».
Пока гномы искали того, кто им сумеет Весну позвать, на речке сошел лед, на деревьях стали появляться молодые листочки, птицы стали прилетать с юга. Греются гномы на солнце и думают, что теперь точно весь лес Весну позовет.
Пошли они вновь к речке и спрашивают ее: «Речка, лед с тебя сошел, когда же будешь Весну звать?»
«Не сама я лед разрушила. Пришла девушка и разбила его!» – отвечает речка.
Самый мудрый из гномов вышел на опушку и молвит: «Так пришла уже Весна, а мы все звать ее хотим».
И тут из леса вышла прекрасная девушка, имя которой – Весна.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх