Интегративные подходы в музыкальном воспитании дошкольников. Опыт работы музыкального руководителя детского сада. Интегративный подход в музыкальном воспитании дошкольника

Чекальдина Вероника Ивановна

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»

С. Амга, Амгинский улус, Республика Саха (Якутия)

Использование интегративного метода в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста .

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в очеловечивании явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие действительность, в том числе и всю сферу человеческих чувств, не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятии отдельных видов искусства, без чего невозможно само существование искусства, но и способствует активному росту эстетического сознания, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведению искусства перейти к аналитическому отношению к нему.

Интегрированный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Термин «интеграция» появился на страницах педагогической печати, начиная с конца 80-х годов. Если заглянуть в словарь Ожегова, то суть определения следующая «объединять в одно целое».

Интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя.

Вариативность использования интегративного метода довольно многообразна:

    Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы);

    Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое);

    Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса;

    Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема;

    Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления.

Проведение интегрированных занятий может сэкономить детям время на общение, самостоятельного творчества и игровой деятельности. На таких занятиях происходит объединение различных частей знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть нужными при последующем обучении в школе, доступно ребенку, опираться на его личный опыт и быть связанным с его повседневной жизнью. Кроме того, они должны:

    Вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

    Стимулировать умственную деятельность (процесс анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

    Повышать уровень самоконтроля, самоорганизации, самооценки.

Тематика интегрированных занятий может расширяться и дополняться с учетом личного опыта детей, их индивидуальных возможностей. Разнообразие тем побуждает детей к эмоциональным переживаниям, обращенности к своим мыслям т чувствам, возникновению потребности в речевой коммуникации как средство самовыражения. При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:

    Положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и детьми.

    Выразительность и эмоциональность речи педагога.

    Возрастные, индивидуальные психологические особенности детей группы.

    Постановку проблемных задач, задач повышенной трудности.

    Обязательное использование наглядности.

    Постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации.

    Включение моментов самоконтроля и самооценки.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Музыка может звучать не только на специальных занятиях, но и на занятиях по рисованию, математике, развитию речи, на физкультурных и других. Музыка подбирается во взаимосвязи с темой, ее цель-разбудить фантазию ребенка, создать определенный настрой. Используя музыкальные произведения в учебном процессе, необходимо учитывать не только то, хороши ли они сами по себе, но и соответствие музыкальной формы тому содержанию, которое педагог в нее закладывает, ведь мелодия в данном случае не самоцель, а средство передачи учебного материала. Поэтому подбирая мелодию необходимо стремиться к тому, чтобы она:

    Составляла гармоничное единство с вербальной (и другой) информацией;

    Была желанна для воспроизведения детьми с точки зрения их возрастных (и индивидуальных) особенностей, а также подходила и для педагога с точки зрения его методических взглядов.

Все виды искусства, входящие во взаимодействующий комплекс, являются моделью новой системы эстетического воспитания и служат общей цели, поэтому их взаимодействие и взаимопроникновение имеют объективную необходимость.

Использованная литература:

    Лаптева В.А. Математика… Это песня, которая всегда с тобой // Начальная школа плюс До и После. №7 2002, С 22-28.

    Основы системы музыкального воспитания,// Дошкольное воспитание №11 2001.,С.63-69.

    Петренко Л.А., Дубровская О.М. Интеграционный урок и методика его проведения, 176 с.

    Павленко И.Н. Педагогика ДОУ Интегрированный подход в обучении дошкольников, С. 89-92.

    Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.2005, 94 с.

    Рачина Б.С. Интеграция различных видов музыкальной деятельности как стимул творчества детей // музыкальное образование и подготовка учителя музыки. М. 1996, С. 49-52.

    Юдина Е.М. первые уроки музыки и творчества. М., 1999. 268 с.

Использование интегрированного подхода в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей 1 .

Интеграция, понимаемая нами как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывает все виды музыкальной деятельности детей. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетического восприятия, образного мышления, воображения, эмоционального отношения к деятельности, а также память и внимание).

Как указывает Т.С.Комарова, интеграция содержание эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передача образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально- игровой).

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

    формирование эстетического восприятия окружающего мира;

    приобщение к миру искусства;

    воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

    развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

    детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности 2 .

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ).

Отличительные особенности.

Четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства, данные для занятия музыкальной деятельностью.

Необходимыми условиями для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции различного содержания и разных видов художественной деятельности являются:

    Приоритетная внимание к специфической детской деятельности: музыкальной, театрализованной, конструктивной, изобразительной, игре, которая может при условии оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь дошкольника интересным содержанием;

    Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построена на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом на правлении.

Основными особенностями интегрированных занятий с музыкой, где последняя является тематическим стержнем, являются:

    Восприятие музыки как искусства, когда ребенок подчиняется своему эмоциональному состоянию, актуализирует проблему. Композитор незаметно для воспринимающего склоняет его к диалогу, творческому мышлению, заставляет пережить то волнение, которое испытал сам. Гармонизация индивидуального чувства, переживаемого в момент восприятия музыкального произведения, порождает эстетические чувства.

    Осознание ребенком своих эстетических эмоций и как следствие – развитие его художественного вкуса и эстетического сознания. Развитие музыкального вкуса и сознания зависит от педагога - музыканта, который так строит свою работу, чтобы ребенок постигал художественный образ. В итоге он приобретает знания, навыки и умения чувствовать этот образ и передавать его с помощью разных видов художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления разных видах искусства создается специфическим для того или иного вида искусства средствами.

    Воплощение переживаемого в творческой деятельности. Для ребенка-дошкольника, как целостной натуры, этот момент является обязательным и представляет интерес. Он мобилизует свое восприятие, синтезирующее имеющийся художественный опыт и новое только что пережитое чувство по поводу искусства. Ребенок испытывает потребность воплотить свое воображение, придумать к нему объективную форму. Причем эта форма каждый раз индивидуальна, что и отличает творческий тип деятельности от исполнительского.

Для развития музыкальных способностей используются и такие приемы интеграции, как применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей обогащает процесс интегрированного музыкального занятия. Особенно эффективно ее применение в сравнении с «живым» исполнением. Так, исполнение музыкального произведения педагогом на фортепиано можно сравнить с записью с оркестровым, с хоровым. Показать на мониторе видеозапись данного произведения в исполнении знаменитых пианистов, солистов Большого театра, концерты и т.д. И это в данный момент является основным, согласно ФГТ п.II «Требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2.4 – обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста), в нашем случае к развитию музыкальных способностей.

Объединения различных видов искусства (музыки, поэзии и живописи) всегда желательно. Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения.

Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыкой. Чтение стихотворения можно предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера.

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставить и музыкальное произведения со стихотворениями. Примерами таких сопоставлений могут быть песни Т.Попатенко «Листопад», М.Красева «кукушка», пьесы С.Прокофьева и т.д.

Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения к ним. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятие. Выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонации, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает детей вниманию вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющие у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

Применение оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкальных занятия, так как объединяет его отдельные разделы – слушания музыки и игру на детских музыкальных инструментах.

Данный прием хорошо использовать в пьесах «Походный марш», «Клоуны» Д.Б.Кабалевского, «Шарманка» Д.Шостаковича, «Маленький вальс» Н.Ливе и другие.

Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений).

Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акцент, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.).

Сложный процесс развития музыкальных способностей предполагает методы и приемы.

Наглядно – слуховой метод – один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качество прочтения авторского текста. По мнению Б.В.Асафьева, именно исполнительская интонация приносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актерском сценическом искусстве.

Применение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком – либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми.

Приемы развития музыкальных способностей необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, и инсценировкой песен (дети делятся на две группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню). В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально – ритмические движения. Такие варианты, отход от стереотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки и фантазии.

Данные, перечисленные выше, методы и приемы, хорошо сочетаются, взаимодополняют друг друга. Но при этом нельзя забывать, что все методические приемы будут эффективными лишь в том случае, если музыкальное деятельность будет построена на грамотном исполнении музыкального произведения, и будет вызывать у детей сопереживание, эмоциональный отклик, затрагивать их сердца, побуждать к высказываниям.

Таким образом, интегративное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей выявлению общих художественных закономерностей и направлено на активизацию и развитию музыкальных способностей.

Тем самым, для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности необходимо создать определенные педагогические условия:

    Специально организовать виды музыкальной деятельности, которые будут построены на принципе интеграции, определяющие активные позиции ребенка;

    Использовать задачи творческого характера по созданию нового синтетического музыкально-художественного деятельности, согласно поставленной задачи в ФГТ п.3.3.10;

    Использовать личностно-ориентированнные приемы раскрывающие познавательно-эстетический смысл.

И так, проблемы развития музыкальных способностей является одной из идей многих прогрессивных педагогов и психологов. Успешность восприятия музыки у детей зависит от их уровня развития музыкальных способностей. Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей является дошкольных возраст, и только активное обучение музыкальному восприятию с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных способностей детей, может способствовать успешному решению этой проблемы и задач, встающих перед современным обществом.

1 Е.В. Авдонина, ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы

2 Е.В. Авдонина,ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы

УДК 45.01 ББК 784:8

Данилова Елена Юрьевна

аспирант

кафедра педагогики и истории педагогики Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

п. Краснотуранск Danilova Elena Yurievna graduate student Department of Pedagogy and the history of education Khakassia State University. N.F. Katanov Krasnoturansk [email protected] Интеграция в музыкальном воспитании как фактор становления целостного образа мира у детей дошкольного возраста Integration in the musical education as a factor of a complete image of the world

in preschool children

В статье анализируется понятия «целостный образ мира» и «картина мира». Рассматривается необходимость интегрированного подхода в музыкальном образовании и воспитании дошкольников как основного элемента формирования целостного образа мира у детей.

This article analyzes the concept of «holistic image of the world» and «world view». Addresses the need for an integrated approach to music education and upbringing of preschool children as a basic element in building a holistic picture of the world of children.

Ключевые слова: образ мира, картина мира, целостность, интеграция, гармония, познание мира дошкольником, музыкальная деятельность, музыкальное образование детей дошкольного возраста.

Key words: image of the world, world, integrity, integration, harmony, knowledge of the world preschooler, musical activities, musical education of children of preschool age.

Каждая эпоха рождает свой образ мира, который в умах человечества предстает в виде некоего единого целостного представления. Обратимся к научным источникам. «Образ мира - целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности» - читаем мы в электронной библиотеке: «В понятии Образа мира воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. Образ мира и близкие к нему понятия - картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная карта и т. п. -

имеют в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание» .

В философском словаре Г. Шмидта трактовка понятия картины мира звучит так: «Картина мира ^еЫЫЫ)» - ...представляет собой приведенную в связность сумму наглядного знания о мире, совокупность предметного содержания, которым обладает человек. В основе целостной картины мира представлен мир природы, явлений, предметов окружающей жизни в абстрактных вербальных суждениях человека о собственном «я» и социальных отношениях» . А.Н. Леонтьев считает, что: «Картина мира выступает неким методологическим инструментом построения целостного проблемного поля современного знания, служит способом его структурирования» . «Ключевой функцией целостного образа мира является самоотражение мира субъектом, т.е. познание мира через свою собственную деятельность» . Иначе говоря, становление целостного образа мира - это открытие мира для себя через собствен-

ные действия. Такими действиями в дошкольном детстве являются ощущения, восприятие, представления.

У современных детей довольно рано складывается свой «образ мира», а насколько этот образ окажется целостным, зависит от взрослых, которые их окружают. Формируется образ мира в сознании малыша в результате поиска причин и следствий наблюдаемых им явлений мира, а также объяснений их смысла. Желание постичь неясное ставит ребенка в позицию исследования, в позицию поиска. Жажда познаний приводит к взрослому, который, в представлениях маленького человека, обладает всеми знаниями об объектах действительности, а значит, может разрешить любую возникшую задачу. В результате благотворного общения со взрослым, неясное диффузное представление о мире приобретает у ребенка четкость представлений, системность и целостность. Это позволяет дошкольнику не только дифференцировать и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, но и способствует развитию интереса к дальнейшему познанию. Следовательно, одна из важнейших задач

дошкольного образования - обеспечение видения ребенком целостного образа мира, понимаемого нами как осмысленного первичного знания о нем.

Понятие «целостность» тесно связано с понятиями «гармония» и «интеграция». Гармония определяется С. Д. Сажиной как «стройная, сообразная согласованность целого и входящих в него частей, компонентов» . Значит, строгое правильное сочетание частей имеет в итоге единый монолитный, ясный и притягательный образ. «Интеграция в образовании, - пишет А. Я. Данилюк, -есть то, что объединяет разнокачественные и разноуровневые составляющие образования, следовательно, интеграционный процесс не исчерпывается какой-то одной или даже множеством конкретных форм» . Однако, интеграция в образовании - это не только объединение, но и гармоничное взаимослияние, взаимопроникновение составляющих, несущих в себе информацию об одном и том же объекте с различных сторон. Целостность выступает как синтетический результат «...взаимодействия качеств и свойств, не присущих отдельным частям системы, а выступающих в едином новом образовании» . О взаимосвязи этих понятий М. Н. Берулава пишет: «Целостность и гармоничность содержательно коррелируют с интеграцией - объединением в целое, единством каких-либо элементов, восстановлением какого-либо единства» .

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского (1592-1670 гг.), утверждавшего: «Никому нельзя дать образование на основе одной какой-нибудь чистой науки, независимо от остальных наук» . Анализируя причины фрагментарности знаний учащихся, он пришёл к выводу, что: «Этот недостаток в обучении можно преодолеть, если учитель будет преподавать все в такой же связи, в какой предметы и явления находятся в естественном состоянии, в природе» .

Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции, на наш взгляд, дается В. С. Безруковой, рассматривающей ее в виде: «...принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких по-

зитивных результатов в научной и педагогической деятельности); ...процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом). и результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например, интегрированное занятие)» . Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция, как взаимодействие, взаимопроникновение элементов друг в друга, ведет к целостному представлению образа мира у дошкольников.

Психо-физиологической основой интеграции, по мнению ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. А. Менчинской, Г. Г. Сабуровой, А. Н. Леонтьева и др., является: «.закономерность функционирования высшей нервной деятельности - образование временных нервных связей. Временные нервные связи возникают под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств. Образующиеся таким образом временные связи есть система ассоциаций, которая - по мнению Ю. А. Самарина - в конечном итоге представляет собой систему знаний. Межсистемные ассоциации как основа интеграционных связей - высший этап умственной деятельности детей. Они охватывают разные системы знаний, обобщают их, позволяют взглянуть на предмет под разным углом зрения, что дает целостное представление о нем» .

Теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей средой, которую разработали И. П. Павлов и И. М. Сеченов, служит подтверждением того, что окружающий мир воспринимается субъектом целостно, если в процессе его изучения подключаются все имеющиеся анализаторы. Исследования известных ученых-физиологов П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, С. В. Кравкова также опираются на теорию взаимодействия анализаторов, разработанную М. В. Ломоносовым. В этих исследованиях мы также получаем подтверждение, что целостный образ мира возникает в процессе взаимодействия всех имеющихся у человека анализаторов.

Ряд ученых (Л. С. Выготский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже) в своих работах пишут о синкретичности детского восприятия, выражающейся в нерасчлененности чувственного образа изучаемого объекта действительности. Дети дошкольного возраста не выделяют внутренних связей и компонентов предметов и явлений. По мнению Л. С. Выготского, «.синкретизм имеет большое значение для дальнейшего развития детского мышления». При этом ученый подчеркивает, что очень важно «развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное», чтобы, в конечном счете, получить как результат воспитания - «понимающего» ребенка. «Понимающий ребенок - это, прежде всего, ребенок, способный увидеть целое во всем богатстве его связей и отношений, видеть элементарные связи и взаимозависимости между явлениями, а также последствия, вытекающие из действий этих связей и взаимозависимостей; это ребенок, начинающий обладать способностью ощущать, осознавать, переживать «единство всего», «связь всего со всем»» .

Необходимо заметить, что ребенок-дошкольник не нуждается в большом количестве детализированных знаний. Но для того, чтобы образ изучаемого предмета или явления приобрел в мыслительных операциях ребенка целостную форму, необходимо обозначить главные внутренние связи компонентов исследования, сделать их в его глазах более выпуклыми. Это дает ребенку глубину и прочность новых познаний и закладывает новые возможности для будущих познавательных действий. Распахнуть перед ребенком мир, научить воспринимать его более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, движения, жесты, запахи в единстве - основная задача педагога дошкольного образовательного учреждения, в том числе музыкального руководителя.

Музыкальные занятия в ДОУ состоят из разных видов музыкальной деятельности: музыкальное восприятие, музыкально-игровое творчество, музыкально-ритмические движения, пение и игра на детских музыкальных инструментах. Как видно из вышеперечисленного, само по себе занятие содержит раз-

нообразные виды музыкальной деятельности, и каждый ребенок может получить удовольствие от какого-либо более привлекательного для него действия. В нашем понимании, задача педагога не только научить ребенка петь и развить его музыкальные способности, но и, в первую очередь, заинтересовать, увлечь, заложить в маленькую личность неудержимое желание познания огромного неизведанного еще им мира - мира завораживающих мелодий, музыкальных образов, новых чувств и ощущений. Для этого мы проводим музыкальные занятия в интегрированной форме на основе тематического принципа. Единая тема проходит стержнем от начала до конца занятия, объединяя собой все виды деятельности.

Основываясь на уже имеющемся музыкально-слуховом опыте детей, педагог постепенно расширяет их кругозор и знания об окружающем мире на художественно-образной основе. При этом каждый новый этап музыкального занятия задействует восприятие, сенсорные ощущения, детское воображение, речь, мелкую моторику и размышления самого ребенка. Все это организуется на фоне положительной эмоциональной атмосферы, создаваемой музыкальным руководителем. Он не загружает воспитанников словесными объяснениями музыки, так как это мало что дает детям данного возраста, а включает их в непосредственную интегрированную музыкальную деятельность, создавая тем самым особую мотивацию, соответствующую познавательной цели.

Для развития чувственного опыта ребенка восприятие музыки тесно связывается с восприятием близких, созвучных по характеру и настроению картин художников. При этом мы используем резонансно-ассоциативный метод, разработанный Н.П. Шишлянниковой. Суть его заключается в том, что к определенному музыкальному произведению подбирается ни одна картина художника, а несколько. Среди них есть картины, созвучные с музыкой, и явно не соответствующие по характеру и настроению. Дети в процессе звучания музыки смотрят на картины и выбирают именно ту, которая с их точки зрения соответствует музыке. «При наложении слухового и зрительного образов происходит

их слияние в восприятии детей. эффект резонанса. Музыка выступает как ассоциативная зацепка, способ «оживления» живописи, символ ее эмоционально-смысловой наполненности, как синтезирующий стержень, на который нанизываются разнообразные впечатления детей, складывающиеся затем в целостную художественно-образную картину живого мира. При этом детям дана свобода выбора того, что резонирует с их внутренним слышанием и видением» .

Например, при знакомстве с музыкой изобразительного характера мы проводим прямую параллель между музыкой Э. Грига и миром бабочек. Все начинается с музыкального восприятия. Необходимо дать прочувствовать детям всю красоту и необычность произведения норвежского композитора Э. Грига Этюд «Бабочка», устремляя внимание детей на яркие интонационные мелодические обороты. При этом можно расширить знания детей о том, что в мире бабочек больше сотни тысяч разных видов и что нет ни одной бабочки в точности похожей на другую. Художница-природа постаралась и так разрисовала бабочек, что не встретишь во всем мире и двух одинаковых. Все это подтверждается и обговаривается с детьми с помощью ассоциативного ряда художественных картин. Пополняя словарный запас детей, можно придумать много эпитетов сравнения музыкального и художественного образа бабочки: легкие, воздушные, красивые, грациозные, обворожительные, игривые и т.д. Для полноты ощущений предлагаем детям «превратиться» в таких маленьких прозрачных насекомых: под музыку «полетать» или «потанцевать» по залу; перебирая «лапками-пальчиками» щекотно «поползать» по голове друг у друга; вдохнуть «цветочный аромат» и съесть «капельку росы». Для этого педагогу предстоит достаточно потрудиться, готовя элементы костюмов и создавая предметы и атрибуты цветочного луга. Но самое главное в занятии - это завораживающий голос, который по мановению ока может «превратить» даже самых непоседливых сорванцов в восхищенных и податливых зрителей или участников. Все дети любят волшебство. И, создав «волшебную» обстановку на

музыкальном занятии, педагог через удивление ребенка, его чувства и сравнения всегда достигнет того результата, которого ожидает. Закрепляем новые знания и ощущения творчеством на бумаге, предложив детям нарисовать ту красивую бабочку, которой они только что себя ощущали.

Таким образом, интеграция в музыкальном образовании предпочтительнее, потому что интегрированное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее, чем влияние каждого из них по отдельности. Музыка в большей степени, чем другой вид искусства, привлекательна и доступна маленькому ребенку. В процессе слушания и восприятия музыки у детей формируются образные представления, что благотворно действует на развитие мыслительных операций. При разучивании песен, попевок, речевых и других игр обогащается лексический запас ребенка. А разнообразие видов деятельности на одном и том же занятии благотворно воздействует на мотиваци-онную сферу, непременно пробуждая интерес к познанию мира в его целостности.

Учеными доказано, что музыка с ее звукоподражательными эффектами, отражающими явления окружающего мира, самым прямым образом воздействует на организм человека и его состояние. Особые звукосочетания, быстрота сменяющихся звуков или их покачивание могут вызывать изменения кровяного давления, влиять на частоту пульса, способствовать расслаблению или, наоборот, напряжению мышц. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив как к музыкальным звукам, так и звукам окружающей среды. Музыкальные же произведения, содержащие различные образы природы или образы сказочных персонажей (и т.п.) всегда обладают яркой эмоциональной окраской. Влияние таких интригующих образов непосредственно побуждают ребенка к сопереживанию, размышлению о тех или иных ситуациях жизни, вызывают интерес их познать, создавая у маленьких детей, как правило, конкретные зрительные представления. Пытаясь выразить впечатления об услышанном, ребенок облекает это в слова или выражает свои эмоции через собственное художественное твор-

чество, может показать движением или соотнести со схематическими набросками линий.

Все это имеет прямое отношение к интеграции музыкального занятия с другими видами образовательной деятельности. Ученый в области дошкольного художественного образования Т. С. Комарова в своих исследованиях обращает внимание на то, что: «.интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений мира с разных сторон. Происходит это на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой)» .

В результате, рассмотренное содержание общетеоретического обеспечения интеграции позволяет сделать вывод о взаимосвязи между интегрированием содержания музыкального образования и становлением детского образа мира как целостности, осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Интегрированный подход в музыкальном образовании дошкольников, основанный на идее всеобщности и единстве законов природы, целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного музыкального образования и воспитания. Он позволяет обеспечить условия для организации познания мира ребенком в рамках целостного процесса, освоить базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

Интегрированный подход в проведении музыкальных занятий в детском саду приводит к важному познавательному результату - развитию стойкого интереса к познанию окружающего мира, что непосредственно способствует формированию целостного образа мира у ребенка дошкольного возраста.

Библиографический список

2. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. [Текст] / Общая ред. В. А. Малинина. - М.: Республика, 2003. -575 с.

3. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Проблемы психологии понимания. М.; Л., 1947, с. 3 - 40. (Известия АПН РСФСР, вып. 7

4. Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст] / С.Д. Сажина: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.

5. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования [Текст] / А. Я. Данилюк. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та. 2000. - 440 с.

6. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. -М., 1993.- 272 с.

7. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения В 2-х т. - Т. 2 [Текст] / Я.А. Коменский / Под ред. А. И. Пискунова и др. - М.: Педагогика, 1982.

8. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 1994.- 412 с.

9. Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении: Метод.рек. для студ. ф-тов дошк. и соц. педагогики и психологии [Текст] / под ред. Н. А. Каратаевой, Т. М. Киселевой. - Шадринск, 2002. - 213 с.

10. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

11. Шишлянникова, Н.П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучение грамоте младших школьников [Текст] / Н.П. Шишлянникова. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. - 127 с.

12. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова //Детский сад от А до Я. - 2004. - №6. - 14-24 с.

1. http://www.psychologos.ru/articles/view/obraz_mira

2. Philosophical Dictionary: Founded G. Schmidt. - 22 th, new reprocessing . ed. ed. G. Shishkoffa / Per. with it. / General Ed. V. Malinin . - Moscow: The Republic , 2003 . - 575 p.

3. Leontiev Psychological issues of consciousness exercise / / Problems of the psychology of understanding. Moscow, Leningrad, 1947, p. 3 - 40. (Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, no. 7

4. Sajin, SD technology integrated lessons in preschool / SD Sajin: Toolkit. - M. : TC Sphere, 2008. - 128c .

5. Danyluk AY theory of integration of education / A. J. Danyluk. - Rostov n / D: Publishing House of the Rising. Ped. Univ. 2000. - 440.

6. Berulava, MN integration of educational content / MN Berulava . - M., 1993. - 272.

7. Comenius, JA Selected pedagogical works in 2 volumes - Volume 2 / YA Comenius / Ed. AI Piskunov, etc. - M. : Education, 1982 .

8. Bezrukov, VS Integration in educational theory and practice / VS Bezrukov. -Ekaterinburg, 1994. - 412 .

9. Integration of the content of the educational process in preschool: Metod.rek. for stud. Faculty Comrade doshk . and social services. Education and Psychology / ed. NA Karataeva , TM Kiseleva. - Shadrinsk, 2002. - 213 p.

10 . Vygotsky, LS Psychology / LS Vygotsky. - Moscow: Publishing House of the EKSMO - Press, 2000. - 1008.

11. Shishlyannikova, N.P.Vzaimodeystviye of arts and their integration into training in the diploma younger school students / N of P. Shishlyannikov. - Abakan: Publishing house of Public Educational Institution of Higher Professional Training The Khakass State University of Katanov, 2011. - 127 p.

12. Komarova, TS Integration in the aesthetic education of children / T. Komarova // Kindergarten from A to Z. - 2004. - № 6. - 14-24 s.

«Музыку называют зеркалом души человеческой»,

«эмоциональным познанием» (), «моделью

человеческих эмоций» (),

она отра­жает отношение человека к миру, ко всему,

что происходит в нем и в самом человеке».

А наши отношения – это, как известно, наши эмоции.

Значит эмоции являются главным содержанием музыки,

что и делает ее одним из самых эффективных средств

формирования эмоциональной сферы ребенка»

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Роль музыки в эмоционально-творческом развитии дошкольников

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта » (). Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте - сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности.

Влияние современной окружающей среды на развитие личности ребенка

Однако, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.

Многие родители, ввиду их загруженности на работе или просто из-за нежелания, не занимаются с собственным ребенком: не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги; проще купить компьютерную игру или поставить видеокассету с иностранным мультфильмом. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев, становится черствым, замкнутым или, наоборот, агрессивным, не умеющим общаться со своими сверстниками, играть с ними. Можно сказать, что под угрозой оказывается его психическое и социально-нравственное развитие . Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Поэтому родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – ­настоящую музыку. От нас, педагогов, зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.

Поэтому я поставила перед собой одну из основных задач: формирование у детей музыкальности, т. е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

В этом году я решила познакомить детей с балетом С. Прокофьева «Золушка». Ознакомление проходит на 8-10 занятиях. Хотелось увидеть, будет ли нашим детям, не имеющим возможность посещать театры и музеи, понятен язык музыки и сценического искусства танца. Для того, чтобы облегчить детям знакомство и ввести детей в атмосферу самого балета, я разработала занятие «На балу у Золушки» < Приложение 3>.

На этом занятии дети не только смотрели сцену из балета «Бал», но и узнали много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления в рисунках.

Роль развивающей среды в организации музыкальных занятий

Исходя из специфики интегрированных занятий, провожу их в музыкальном зале, который мы с детьми называем «музыкальной гостиной». В нашей «Музыкальной гостиной» созданы все условия для проведения различных видов деятельности : имеется фортепиано, музыкальный центр, видеодвойка, ковровое покрытие, мольберты, стулья. Немаловажную роль играет эстетическое оформление. Зал оформляется в зависимости от темы занятия, времени года и т. д. Музыкальный зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену в деревянную раму вывешиваются панно (в соответствии с темой), нарисованные на ткани нашим художником-оформителем.

Обеспечивается гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного, дидактического и игрового материала. При проведении интегрированных занятий предусматривается появление неожиданностей, что позволяет максимально приблизиться к построению задуманного действия (избушка на курьих ножках, печка, елка, речка и др.), а также появление сказочных героев (Золушка, принц Вальс, Баба-Яга и др.).

Нетрадиционные методы, используемые на интегрированных занятиях

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях я использую следующие нетрадиционные методы:

Метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

Диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;

Игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия я ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.

Театральное искусство в эмоционально-творческом развитии личности ребенка.

Театрализованная деятельность – важная часть моей работы. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребенка. Детский театр, организованный мною – музыкальный театр. Все постановки спектаклей сопровождает музыка, в них много движений, действия. Я считаю, что, чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене театра детского сада, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни. В репертуаре театра: детские оперы «Репка», «Волк и семеро козлят»; музыкальные сказки: «Дюймовочка», «Осень в лесу»; инсценировки поэзии и прозы, театрализованные игры: «Теремок», концертные программы, встречи в «Музыкальной гостиной», спектакли: «Царевна-лягушка».

Музыка в нашем ДОУ на особом положении. Мы поставили цель ­прививать ребенку хороший вкус, отдав приоритет классической музыке. Она сочетается также с народной, современной, детской музыкой.

Корж Илона Робертовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№4
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В практической работе музыкального руководителя с детьми в дошкольных учреждениях используются различные построения музыкальной деятельности детей. Одним из них является интегрированное занятие.

Тема в нем воплощается посредством различных видов деятельности. В основе лежит один тематический образ, который раскрывается в различных областях искусства и творчества детей.

Основной интегрированных занятий является целостность художественного восприятия. Важность этого особенно актуальна для детей дошкольного возраста, поскольку у них наблюдается синкретичность восприятия. Благодаря интегрированным занятиям становится возможным единое художественно-образное постижение мира.

Музыка, литература и изобразительная деятельность охватывают целиком весь мир человека. Поэтому для ребенка важно единство восприятия всех видов искусств. Ян Амос Каменский писал: «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи.»

Использование интегрированных занятий открывает перед воспитателем и музыкальным руководителем большие возможности. На таких занятиях решаются не только узкоспециализированные задачи, но и более общие. Такие, например, как формирование целостности знания о связи искусства с жизнью человека, задачи нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Особо нужно отметить, что интегрированные занятия дают большой толчок для развития творческих способностей детей. На этих занятиях для них отрываются большие возможности для импровизации, как музыкальной, так и художественной.

На интегрированных занятиях как правило идет закрепление полученных знаний, умений и навыков. Опираясь на уже имеющиеся знания, музыкальный руководитель преподносит знакомый музыкальный репертуар в новом ракурсе, в новой обстановке, тем самым обогащая художественный опыт ребенка. Такие занятия являются обобщением полученных ранее знаний на различных занятиях и в различных видах деятельности, поэтому их целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц.

Проведению интегрированного занятия предшествует большая подготовительная работа. Важная роль здесь отводится совместной творческой работе музыкального руководителя, воспитателя, преподавателя изобразительной деятельности, логопеда. Интегрированные занятия обязательно должны быть заранее запланированы в перспективном и календарном планах каждого из специалистов, обязательно должны быть оговорены тематика, цели и задачи данного занятия. Оговаривается и планируется работа, которую будет проводить каждый педагог по своему виду деятельности, с тем, чтобы интегрированное занятие явилось гармоничным её завершению.

Важную роль играет и создание развивающей среды: использование наглядности, различных музыкальных инструментов, костюмов, элементы декорации, сюрпризных моментов. Все это создает положительный эмоциональный фон и превращается для ребенка в маленький праздник.

Интегрированные занятия можно проводить в любой возрастной группе. Основным критерием выбора темы и материала является доступность, занимательность, целенаправленность и систематичность. Для младших дошкольников такие занятия должны быть связаны с каким-либо конкретным образом (зайка, киска, цыпленок и т.д.), доступным их пониманию. Старшим дошкольникам можно предложить абстрактные темы (времена года, космос, моя Родина).

Использование интегрированных занятий в музыкальном воспитании дошкольников открывает большие возможности для работы в условиях новых образовательных стандартов (ФГОС). Возможность использования современных педагогических технологий делает такой вид деятельности очень эффективным видом музыкального воспитания дошкольников.

Литература:

1.Метлов Н. «Музыка - детям», г. Москва «Просвещение» 1985г.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» г. Москва «Просвещение» 1989г.

3.Рогальская Л. «Нетрадиционные формы работы» ,журнал «Дошкольное воспитание» №2 1995г.

4.Терентьева Н.А. Лекции на кафедре музыки РГПУ им. Герцена



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх