Гражданственность и патриотизм как нравственные ценности личности обучающихся. Патриотизм и гражданственность как социальное и педагогическое явление
Введение
Патриотизм
Гражданственность
Формирование гражданственности и патриотизма
Заключение
Литература
Введение
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Считается, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества.
Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».
Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.
Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси - России - Советского Союза - Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство - княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.
Патриотизм
Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и социальных общностей и указывают на качество их социального развития.
В самом общем виде, патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество) представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь человек (общность) - среда обитания и развития" и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т.п. представлений, Собственно и оцененных в понятии ""Родина ", имеющих ценностно-деятельностью природу и проявляющихся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать.
Гражданственность же предполагает е основном динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство.
Данные два понятия реализуются в контексте этничности, одним из основных признаков которой является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению к другим. В реальности все эти понятия - патриотизм, гражданственность и этничность- взаимоувязаны и находятся в динамическом соотношении и единстве, каждый раз определяемом спецификой момента и характером воздействия комплекса разного рода объективных и субъективных факторов. Их учет имеет решающее значение при формировании систем воспитания и стратегий социального управления.
Понятно, что, играя существенную роль в жизни людей, обществ и государств, патриотизм был и остается предметом исследования. За истекшие три столетия сложилось несколько основных подходов к его исследованию.
Первый, получивший наибольшее распространение в научно-исследовательской литературе и публицистике, можно назвать возвышенно - деятельностным. В соответствие с ним патриотизм трактуется как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, как сугубо позитивное эмоциональное отражение, проявление в абстрактной форме любви к составляющим понятия Родины. Сила патриотического чувства побуждает человека к активным действиям на благо Родины.
Второй подход трактует патриотизм как общественное явление
Третий подход, сложившийся в 60-х - начале 80-х гг. XX века, рассматривает патриотизм как явление общественного сознания, причем с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества.
Четвертый подход- государственнический или этатический - характеризуется рассмотрением государства как главного объекта патриотизма. Наиболее полно ее разработал Г.Гегель, согласно которому понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и выражается в чувстве гордости за державу.
Пятый подход - личностный. В нем первостепенная роль отводится личности как высшей ценности. А проявления патриотизма, по словам Г.Флоровского, представляют собой «культурное творчество и национальное напряжение собственных сил».
Шестой подход- духовно-религиозный, самый древний, рассматривает данное качество личности как акт высокой духовности, являющейся глубоко религиозным.
Патриотизм по своему характеру консервативен и выполняет следующие функции:
1. Интегрирующую, то есть направленную на объединение большинства нации на основе приоритета интересов общества и государства и ответственную за формирование образа будущего своей страны не только сегодня, но и завтра.
2. Охранительную или защитную. В ее рамках осуществляется формирование и развитие того, что определяется как национальная безопасность.
3. Стабилизирующую, то есть придающую прочность и устойчивость социальной, этнонациональной и государственной системам во всех их основных звеньях (языке, культуре, стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах и т.д.).
4. Регулирующую, то есть определяющую характер реакций на внешние воздействия и влияющую на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии.
5. Воспитательную, воздействующую на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности.
Исследования убедительно показывают, что патриотизм в связке с гражданственностью и этничностью выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом.
Глубинная основа патриотизма, как и многих нравственных и эстетических чувств и эмоций отдельного человека и целых народов, имеет генетические корни и может быть объяснена с позиций эволюционной генетики. Веками большинство народов, перемещаясь через значительные пространства, либо гибли, растворялись среди других, более сильных, либо находили свою нишу, которая обладала необходимыми для нормального развития характеристиками. И здесь вступал в силу динамический фактор взаимодействия общества с природой. Л.Н.Гумилев справедливо отмечал, что "...особенно это прослеживается, когда главную роль играет натуральное или простое товарное хозяйство. Способ производства определяется теми экономическими возможностями, которые имеются в природных условиях территории, кормящей племенную группу или народность. Род занятий подсказывается ландшафтом и постепенно определяет культуру возникшей этнической целостности"(1, с.167) Устойчивость этноса тем выше, чем более разнообразен ландшафт. Л.Н.Гумилев определяет высокую устойчивость этносов к разного рода изменениям, к примеру, сукцессивным, то есть резким изменениям исторического окружения, или масштабным и долговременным природно-климатическим колебаниям, кардинально влияющим на характеристики ландшафта и образ жизни населяющих их народов, при наличии 3-4 ландшафтных характеристик (скажем, лес, лесостепь, море, горы). В этих условиях этносы имеют возможность маневра в изменившихся условиях, самосохранения и развития в течение длительного времени. Со временем природно-ландшафтная связь отражалась в генотипе и своеобразно закреплялась в культуре. Границы же обитания этносов и народов были подвижны, но базовая территория оставалась, как правило, неизменной. А утрачивались те территории, которые отличались от базовой, где проживали и другие народы, и ландшафт был иным. Так в сознании людей проявлялось понятие "Родина". В свою очередь, социальная динамика процессов складывания и развития исследуемых феноменов во многом определила последующую историю народов, обществ и государств.
Искусственно вырванные из среды под воздействием чаще всего внешних обстоятельств, представители этих народов и переселившиеся (или насильно переселенные) в иную, отличную по характеристикам среду, в первом поколении в массе своей испытывали острое чувство дискомфорта, ностальгические переживания, вплоть до болезненных, психопатологических по своей природе состояний.
Кроме того, следует учитывать и еще один немаловажный момент: доминанту постоянства и стабильности в этногенезе. Это стремление соотносится с генетически закрепленной в большинстве людей склонности к постоянству и стабильности и естественно находит выражение в более сложных чувствах, выполняющих, к тому же, охранительную функцию, - таких, как патриотизм, за которым стоит издревле сложившаяся привязанность к месту своего жительства, стремление к покою и уравновешенности жизненного уклада.
Таким образом, закрепление на генетическом уровне связи человека и целых народов с исторической (базовой) территорией сопровождается культурным наполнением, находя выражение в понятии патриотизма, уже как нравственной охранительной ценности, ориентированной на стабильность и относительный покой.
Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху имеет различное социальное, в том числе и различное ценностное содержание. Однако первооснова его, в общем-то, остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - ареал обитания народа - страна в целом. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут и не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан. В иных случаях, имеет смысл говорить о территориальном, этнокультурном или этнорелигиозном патриотизме.
Кроме того, с формированием вследствие интеграционных процессов общностей более значительных по своему масштабу, можно поставить вопрос о проявлении в будущем таких феноменов, как европейский или, скажем, латиноамериканский патриотизм.
Патриотизм и гражданственность – это качества человека, характеризующие его отношение к Родине. Патриотизм – это беззаветная любовь к своей Родине, а гражданственность – активное взаимодействие с государством. В принципе, понятия очень близкие. В патриотизме больше любви, а в гражданственности – активности.
Понятие патриотизма и гражданственности
XX в. беспокойство у интеллигенции. Флагу, Гербу и Гимну) страны.
Гражданственность и патриотизм в условиях российского образования
Подъём национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Для формирования чувства гражданственности и патриотизма необходимо эмоциональное благополучие ребёнка. Понятие гражданственности неразрывно связано с понятием патриотизм. В основе патриотического образования лежит прежде всего воспитание чувств.
О соотношении гражданственности, патриотизма и национализма
Идеологическое воспитание советского времени закрепило в массовом сознании, что национализм является чем-то неприличным и даже постыдным. В определенной степени национализм сохраняет свое позитивное значение, ибо, как показывает опыт, эпоха образования национальных государств еще не завершена. Говоря о разнородности понятий «патриотизм» и «национализм», следует обозначить их логические пары: «патриотизм - космополитизм», «национализм - интернационализм», «гражданственность - анархизм». Однако последующая практика показала, что игнорирование патриотического воспитания вовсе не означает успешного внедрения в политическую культуру молодежи базовых демократических ценностей. Ибо, еще раз отметим, в основе патриотизма лежит чувство любви. А в основе гражданственности - исходящее из уважения отношение к своим (и других людей) правам и обязанностям. Вот почему, по данным исследований, патриотизм современной молодежи и ее гражданственность довольно явно противостоят государственности. Углубленный анализ показал, что большинством понятие «враг» осмысливается не в военном его значении, а именно в социально-культурном, этническом, как угроза самобытности.
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К.Д. Ушинского. 5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов. С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности».
В чем заключается противоречие воспитания гражданственности и патриотизма, если его рассматривать в педагогическом контексте? Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как «Отечество» и «патриотизм». Русская идея – это особое отражение гражданственности и патриотизма россиян. Патриотизм по своей сути и смыслу патриотизм - нравственная основа жизнеспособности общества. 2. Гражданственность выступает, прежде всего, как определенный образ мышления, вырастающий из социально-исторического и государственного самосознания и самоопределения личности. Гражданственность и патриотизм имеют общее основание в виде нравственного сознания, особой системы ценностей, определяющей их содержание. Гражданственность и патриотизм в содружестве и переплетении составляют суть гражданского воспитания. Но практика российского патриотизма свидетельствует о том, что интересы Родины подменяются интересами государства.
Гражданин и гражданственность
В жизни каждого человека бывает время, когда приходится сталкиваться с такими понятиями, как патриотизм и гражданственность. Это, кстати, случается не так часто. Государство нынешнее не требует сиюминутно помнить о существовании гражданского долга, не ждет подтверждения преданности от своих жителей. Тем не менее следует ясно осознавать, что такое гражданственность. Необходимо переживать за судьбу государства и народа, действовать им во благо. А это невозможно без полного понимания ситуации, формирования собственной политической позиции. Вот в чем заключается гражданственность. А именно нужно воспитание гражданственности с малых лет. Детям важно объяснять, что такое государство, как и для чего оно создается.
Как день переходит в ночь, так и гражданственность переходит в патриотизм. Каждый из нас чувствует свою принадлежность к той стране, где он родился и вырос, где формировался как личность.
При этом подчеркивается, что патриотизм - чувство естественное, оно не требует обоснований, но предполагает откровенность в оценке грехов Родины и готовность к раскаянию (А.И. Солженицын). Патриотизм сегодня связывается ими с «державностью», национальной самобытностью, ориентированностью на идеалы одухотворенной государственности. Понятие гражданственности тесно связано с такими понятиями, как «гражданин» и «гражданское общество». Но все же правовая безграмотность и политическая невоспитанность - это серьезные препятствия на пути становления ответственной и сознательной гражданственности. В этом плане гражданственности противостоят аполитичность и правовое безразличие. А. Смит в книге «Теория нравственных чувств» подчеркивал, что не может считаться гражданином тот, кто не желает уважать законы и повиноваться власти.
Проблема гражданско-патриотического воспитания имеет глубокие корни. Обострившаяся социальная напряженность в стране вновь поставила эту проблему одним из ведущих положений учебно-воспитательной работы в школе. Примечательно, что первый в России педагогический журнал имел название «Патриот». О патриотическом и «общечеловеческом» воспитании писали Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, В.Г.Белинский, И.Ф.Богданович, великий классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, многие другие мыслители XIX века.
Период советской власти, марксистско-ленинская наука дала свои детерминанты интернационально-патриотическому воспитанию: воспитание «советского» патриотизма и «пролетарского» интернационализма. Большое внимание данной педагогической проблеме уделяли М.И.Калинин, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Философское и социологическое осмысление интернационально- патриотического воспитания находим в трудах А.П.Буевой, С.Н.Иконниковой и других.
Целый ряд исследователей занимался проблемой интернационально- патриотического воспитания в условиях национальных школ: В.Ф.Афанасьев, З.Т.Гасанов, А.Ш.Гашимов, М.Г.Тайчинов и другие. Психолого-педагогические особенности духовно-патриотического воспитания как части нравственного воспитания учащихся нашли глубокое и всестороннее осмысление в трудах Л.С.Выготского, В.А.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Л.И.Новиковой, А.В.Петровского, В.А.Сластенина, С.Т.Шацкого.
В современной системе образования воспитанию патриотизма, гражданственности уделяется первостепенное внимание как условиям развития личностного потенциала личности обучающихся.
Проблемы исследования свойств личности, которые в свою очередь модернизируются и обеспечивают возможность наиболее эффективной реализации во всех сферах жизни, являются актуальной на сегодняшний день в жизни современного общества. Любой вид деятельности подкрепляет в себе определенные ценностные ориентиры и мотивы, на которые влияют как внутренние ресурсы личности, так и внешние факторы и предпосылки, на основе устойчивых моральных и нравственных ценностях социальной среды. Основополагающими терминами, которые входят в состав ценностно-мотивирующих аспектов личности, являются патриотические чувства. Принципиальное различие между гражданственностью и патриотизмом состоит в том, что гражданственность – это политико-правовое состояние. Она предполагает непосредственную включенность человека в систему отношений государство – общество, а патриотизм – это отношение к государству как к Отечеству, к Родине, основанное не на праве, а на иррациональном чувстве любви. Гражданственность основана на интересе, а патриотизм на - ценностях. Гражданин заключает своего рода контракт с государством, обменивается законопослушанием и подданством, получая взамен гарантии безопасности (экономической, экологической и пр.) А патриотизм чувство бескорыстное, не связанное с вознаграждением. Гражданственность и патриотизм имеют общее основание в виде нравственного сознания, особой системы ценностей, определяющей их содержание. Особенно ярко эта связь обнаруживается в опыте российской гражданственности, опирающейся на ряд фундаментальных нравственных категорий.
Следует обратить внимание, что низкий показатель развития патриотических чувств, влияет негативно на результат целей современного образования, которое в приоритете ставит формирование полноценной личности, которая может самореализовать себя в инновационных аспектах. В психолого-педагогическом смысле патриотизм имеет, следующее, значение – соотечественник, который имеет особую характеристику личностных качеств направленную на получение знаний, умений, навыков, из социально-исторического опыта. В свою очередь гражданственность может быть рассмотрено в истории отечественной педагогики как:
· общественно-государственный патриотизм, смысл которого заключается в понимание гражданина в своей принадлежности к тому или иному государству;
· осмысление классовой сознательности и солидарности;
· чувство ответственности за ход истории своей страны, участие в жизни государства, которое способствует поддержанию.
В процессе развития личности человека большое значение получает именно формирование гражданственности, в понятие которого входит общественное благо, чувство справедливости, свобода выбора, толерантность и патриотизм .
Патриотизм и гражданственность на современном этапе рассматривается как единая связь в социальной идентичности личности. Значительный вклад психолого-педагогических работ приходится на технологии, которые развивают непосредственно самосознание принадлежности к определенному социальному обществу основанной на гражданских организационных и профессиональных видах идентичности.
Формирование гражданского патриотизма в практике современного образовательного учреждения связанно с учебно-воспитательным процессом, в результате которого :
1. возрастает влияние успешных и высокопрофессиональных качеств педагогов на учащихся;
2. на практических урочных и внеурочных формах деятельности педагога и обучающегося, организуются ценностно-мотивационные основы для развития гражданской активности школьника.
Также, учитывая возрастные и индивидуально-личностные особенности и потребности обучающегося, комплексный подход в формирование гражданственности и патриотизма является составным элементом в системе современного поликультурного общества.
Патриотизм и гражданственность два различных слова по своей природе, но в тоже время тесно связанны между собой и образуют единый принцип из основных задач современного образования. Они проявляются как социальные характеристики личности, так и социальной общности и указывают на качество социального развития. Два данных понятия соединяются в едином критерии – этничности, то есть самоиндефикации представителей одной этнической общности по отношению к другим.
Гражданско-патриотическое воспитание имеет следующие функции:
1. интегрирующая, основной идеей служит направление на объединение наций, которое учитывает интерес общества и государства, а также несет ответственность за будущие своей страны;
2. защитная – формирование национальной безопасности;
3. стабилизирующая, то есть придающая прочность социальными и государственными системами (язык, культура, нравственные и правовые нормы);
4. регулирующая, определение основного восприятия на внешние воздействия и вновь складывающиеся политические отношение между государствами;
5. воспитательная, воздействует на деятельность всех социальных институтов современного общества для придания направленности и смысла.
Все данные функции своеобразно проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от ее воспитания и развития, окружающей среды и так далее. Незаменимым элементом единства понятий патриотизма и гражданственности являются общечеловеческие ценности, основываясь на которых можно дать понять учащимся, что, не смотря на современное общество, мир с развитой наукой и техникой, также присутствуют постоянные конфликты и кровопролитные войны, которые нарушают единство мира. Поэтому воспитание гражданственности и патриотизма актуально и в современном образовательном процессе и немало важно открываются наиболее достаточное количество проблемных вопросов.
Формирование эмоционального фона и понимание сущности, и проявление качеств патриота своей Родины имеет большое значение в воспитание гражданственности обучающихся. Именно с помощью различных форм и методов как урочной, так и внеклассной деятельности, педагог развивает и укрепляет основные взгляды и убеждения присущи чувствам любви к Родине. Логически выстроенная работа учителя должна быть направлена в единстве с обогащением знаний школьников относящиеся к рассуждению и осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности. Цели и задачи патриотического и гражданственного воспитания можно разделить на три направления:
I. образовательная – основополагающим элементом данного вида целей гражданско-патриотического воспитания является обучение учащегося основными элементами и понятиями входящие в общечеловеческие моральные нормы, а также сформулировать собственное политическое мнение и взгляд на ту или иную проблемную ситуацию. Ведущий формой является дискуссия, на которой обучающийся сможет самостоятельно отстаивать и доказывать, приводя аргументы, свою точку зрения, опираясь на знания, которые возлагает педагог;
II. воспитательная цель – основным элементом выступает, посредством включения школьника в общественную жизнь, именно в данной деятельности учащийся сможет сформировать такие чувства как патриотизм и высоких морально-политических качеств: ответственность, критичность, способность исправлять собственные ошибки;
III. развивающая цель гражданско-патриотического воспитания вытекает из образовательной и воспитательной. Деятельность в контексте развития патриотизма и гражданственности обеспечивает формирование способности к политическому мышлению. Школьник приобретает умение разбираться в информации на политическую тематику и давать оценку тому или иному событию.
Для того чтобы педагог смог оценить как собственную деятельность, так и работу учащихся, определяются целенаправленность и ожидаемый результат. Элементами разработок календарно-тематического планирования для развития гражданско-патриотического воспитания учащихся, должно придерживаться основными критериями, на основе которых можно судить о формирование особых качеств патриотизма. Для этого присутствуют особые критерии, по которым педагог оценивает готовность учащихся к общественной жизни с активной гражданской позицией. Выделяют два вида типологии критериев, уровней развития гражданственности обучающихся:
1. К первой группе относится критерии, непосредственно, отражающие процесс работы по гражданско-патриотическом воспитание, направленное на развитие патриотических ценностей у школьников:
· реализовано-ролевой критерий, определяет готовность школьников к правильному пониманию вопросов связанных с патриотическим воспитанием, а также умение извлекать информацию из политических проблемных задач;
· практически-результативный критерий, определяется с помощью метода наблюдения, педагог оценивает продуктивность своей работы, по средствам объективного мнения об изменениях в поведение школьников.
2. Ко второй группе относится:
· когнитивный уровень, включающий в себя ориентацию знаний, представлений, которые являются базовыми для понимания гражданственности, патриотизма и целостного самоопределения личности обучающегося;
· мотивационно-потребностный критерий, базируется на целеполагание школьников в качестве патриота Отечества, посредствам самоопредения целей и задач, духовно-нравственного приоритета и социальных установок и развития гражданственности, способности самостоятельно побуждать и устремление на формирование активной жизненной позиции;
· деятельностно-поведенческий критерий, характеризует уровень гражданско-патриотической направленности обучающихся, основные качества, которые проявляются на поведенческом уровне.
Рассмотрев критерии I и II группы можно сделать вывод, то все показатели взаимосвязаны и дополняют друг друга, данная классификация позволяет педагогу наиболее эффективно и конкретно оценить результат деятельности по формированию гражданско-патриотических ценностей.
Подводя итог можно отметить, что именно воспитанием – в социальном, широком смысле – можно считать функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, семьей и школой. В более узком, педагогическом смысле – как специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. В еще более узком смысле – как воспитательную работу школы.
Во многих странах распространены такие формы гражданской активности, как детские парламенты, где дети разрабатывают и приводят в действие механизмы практической реализации собственных проектов (проведения благотворительных, культурных или экологических акций, создания детских площадок, обустройства прилегающих к школе территорий). Опыт детских парламентов распространен не только в Великобритании, где зародился парламентаризм. Стержнем подобного опыта становится умение самостоятельно выявить проблему, обсудить и выработать конкретные коллективные решения в обстановке открытости и уважения прав меньшинства. Деятельность таких детских гражданских сообществ, ассоциаций или групп базируется на инициативе детей, а не на указаниях взрослых: взрослые консультируют и помогают, если возникает конкретная потребность в помощи, но основную работу дети выполняют самостоятельно. Такой подход создает основу для становления у будущих граждан чувства ответственности за конкретное дело, честь школы. Гражданская ответственность и гражданская активность формируются на основе совместной деятельности детей и взрослых в учебном процессе и в школьном самоуправлении, когда дети охотно, с интересом участвуют во всем, что происходит в самой школе и за ее пределами. Н. Б. Крылова, ведущий научный сотрудник Института управления РАО, считает, что демократический опыт у детей можно сформировать и в наших условиях. Дети могут впервые ощутить нормы демократии в классе и общешкольных сообществах, где они привыкают не только слушать и слышать мнения других детей и взрослых, но и высказывать свое мнение по разным проблемам.100 Дети, действуя на основе гражданских норм совместности, научатся обсуждать любые вопросы, касающиеся учебной и внеучебной деятельности, и выполнять принятые демократическим путем решения.
Вывод по первой главе
Анализ литературы связанный с данной тематикой, показал, что сущность и структура определения данного вопроса трактуется по-разному, с точки зрения понятийных так и существенных основ. Особенностью является то, что личностный потенциал как единой системы и концептуальный схемы нет, то есть отсутствует. Но каждый из авторов утверждал, что у обучающегося заложен личностный потенциал, который направлен на определённые виды деятельности. Выявлено, что особенностью личностного потенциала является способность к выполнению основных действий, таких как, принятие решений, осуществление самостоятельного выбора схемы решения проблемы, анализ конкретного пути из сложившейся ситуации.
По-нашему мнению, решение данных вопросов возможно через развитие и реализацию личностного потенциала учащихся. Так как на первый план выходит воспитание активной гражданской позиции учащихся, умение самоорганизовать свою деятельность и самосовершенствование в той или иной работе, то, следовательно, в свою очередь от педагога зависит именно создание благоприятных условий и помощь в процессе развития личностного потенциала обучающихся.
Подводя итог можно отметить, что именно воспитанием – в социальном, широком смысле – можно считать функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, семьей и школой. В более узком, педагогическом смысле – как специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. В еще более узком смысле – как воспитательную работу школы по развитию личностного потенциала обучающихся потенциала обучающихся, прежде всего, акцентируя внимание на формировании их гражданственно-патриотической культуры.
Тема: «Дикие животные»
Задачи:
- Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Уточнение и расширение словаря по теме (волчье логово, берлога медведя, лисья нора, дупло белки). Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.
- Формировать умение узнавать образ животного в силуэтном изображении, в «зашумленном рисунке». Развитие зрительного внимания, памяти.
- Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных.
- Оборудование:
картинки с изображением диких животных (лиса, медведь, лось, кабан, белка, волк, еж, заяц), домашних животных (лошадь, корова, собака, кошка, свинья, коза, овца), с изображением леса и дома; картинки – жилища диких животных(волчье логово, берлога, лисья нора, дупло). Трафареты диких и домашних животных, бумага, карандаши, лазерная указка.
Ход занятия
I. У нас сегодня необычное занятие. Я сама не буду показывать вам картинки. Но появятся они только в том случае, если вы отгадаете загадки про животных.
Презентация
1. Заяц
Вопросы по картинке: Какая одежда в два цвета на зиму и лето у зайца?В какое время года изображен заяц на картинке?
2. Белка
Вопросы по картинке: На какой цвет меняется шуба у белки зимой?Что запасает белка на зиму?
3 . Лиса
Вопросы по картинке: Чем отличается лиса от других животных?Какой взгляд у лисы на картинке?
4 . Волк
Вопросы к картинке: На какое домашнее животное похож волк?
5 . Медведь
Вопросы по картинке: Какого цвета шуба у медведя? Что делает медведь зимой?
7 . Еж
Вопросы по картинке: Какая шубка у ежика? Зачем еж сворачивается в клубок?
II. Задания на мышление ребенка.
На столе лежат картинки с животными. Вам надо определить место проживания животных. Под картинкой, где изображен лес прикрепить диких животных, а под картинкой дом – домашних животных.
Дети выполняют задание и рассказывают каких животных и куда(к дому или лесу) они прикрепили.
На другом столе лежат картинки с изображением жилищ диких животных. Надо подобрать «дом» каждому животному.
Дети выполняют задание, рассказывают какие жилища они подобрали и как они называются.
III. Итог занятия. О каких животных мы говорили сегодня на занятии? Что понравилось больше всего?
Гражданственность
– нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Философский словарь
Признаки :
· Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
· Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
· Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.
· Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
· Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
· Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.
ГРАЖДАНИН - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Г. имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению Г. конкретного государства отличаются от иностранных Г. и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только Г. принадлежат политические права и свободы. В гражданском законодательстве РФ термин "Г.", если специально не оговорено иное, подразумевает любое физическое лицо.
Патриотизм
– (от греческого patris
- отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Национальная социологическая энциклопедия
Патриотизм
– любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия
Признаки:
· Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
· Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
· Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
· Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.
Патриот - патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Различие между гражданственностью и патриотизмом
Принципиальное различие между гражданственностью и патриотизмом состоит в том, что первое это политико-правовое состояние, а второе – испытываемое чувство
Гражданственность:
Пастернак Доктор Живаго - главный герой не покинул Россию после революции, продолжал работать, лечил людей.
Минин и Пожарский
Патриотизм:
Иван Сусанин
Способы толерантного воспитания:
Формы и методы воспитания толерантности:
2. Встречи с интересными людьми
3. Вечера отдыха
4. Экскурсии
5. Путешествия, выход на природу
6. Совместные творческие дела
7. Дискуссии
8. Игровые и конкурсные программы
9. Классные часы
10. Акции милосердия
11. Игровые тренинги
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения. Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.
В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д.
В сфере саморегуляции в качестве оценивающего выступает сам субъект и его субъективные параметры оценки. В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задай. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер
Сущность толерантности:
В повседневной жизни мы сталкиваемся с возражениями, непониманием и не терпим критики, противоположного мнения. А между тем нужно стремиться к тому, чтобы считаться с иным пониманием той или иной ситуации. Именно уважение другого мнения, лояльное отношение к чужим обычаям, образу жизни, религии можно отнести к толерантности. Толерантность, что это такое. Толерантность неотделима от свободного инакомыслия. Терпимое отношение к нациям, их разнообразным культурам, способам самовыражения – все это относится к принципам толерантности, которые были приняты в 95 году ЮНЕСКО. Установление и сохранение общности с людьми, которые хоть как-то отличаются от нас, в этом сущность толерантности. Но не надо путать толерантное отношение с вседозволенностью, должны быть четкие границы морального поведения. Выделяют следующие виды толерантности: естественную, моральную, нравственную.
Естественная толерантность свойственна малышам, когда терпимость – это естественное явление. Ребенок способен любить своих родителей, независимо от их поведения.
Моральная толерантность – только видимость, внутри человек может и не принимать чужих взглядов, но не показывать этого. К не счастью это самое распространенное явление. Нравственная толерантность – истинная толерантность. До нравственной толерантности нужно дорасти, путем внутреннего осознания и гармонии.
Не ошибитесь, отвечая на вопрос, толерантность что это такое, так как некоторые путают ее с равнодушием.
Роль учителя в данном процессе:
Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения.
А педагог агрессивный, не способный терпеливо обучать, крикливый и безразличный к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора, является ярким антиподом ранее описанного типажа.
Важным подспорьем в работе педагога является вербальное (невербальное) и письменное слово.
Независимо от выставленной оценки слово может возродить или уничтожить, поддержать или подтолкнуть, и порой кажется удивительным, что педагоги игнорируют этот тонкий и замечательный инструмент, который может быть с успехом использован в педагогической практике.
Правила поведения толерантного учителя:
1. Воспитывать с любовью и во имя любви
2. Воспитывать в духе мира
3. Быть примером для детей и общества
4. Избегать жестких иерархических отношений
5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения
6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого
7. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе
8. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности
9. Быть справедливым
10. Уметь слушать
1.Национальное самосознание очень абстрактное понятие, которое обозначает, скажем так, всенародный патриотизм. Национальное самосознание является общественной связью, которая способна объединить нацию в нужный момент. Складывается национальное самосознание из патриотизма, чувства самосохранения и стремления оберегать свой дом – в данном случае свое государство, свою страну. Среди самых важных объективных факторов формирования и развития национального самосознания являются социально – политические и этнокультурные процессы. | 2. Воспитывать с любовью и во имя любви 2 Воспитывать в духе мира 3. Быть примером для детей и общества 4. Избегать жестких иерархических отношений 5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения 6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого 7. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе 8. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности 9. Быть справедливым 10. Уметь слушать | 3.Принцип целенаправленности Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности Принципы связи воспитания толератности с жизнью Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Принцип опоры на положительное в ребенке Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности становится актуализация положительных черт Принцип уважительного отношения к личности Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса |
4. |
Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Каковы пути выхода из создавшейся ситуации?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.
Н.А.Черкасская, Армавир
учитель русского языка и литературы
МБОУ – СОШ №23, город Армавир
В академическом словаре русского языка читаем: «Гражданственность – это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству». Само определение этого слова говорит о тех сложностях, которые неизбежно возникают в связи с воспитанием данного качества у современной молодежи. Ведь на протяжении уже двух десятилетий психологи с мировыми именами интенсивно учат население нашей страны любить себя, заботиться о собственной безопасности.
«Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества …» - это уже определение того же понятия со страниц молодежного сайта Не сложно заметить, как расставляются приоритеты – сначала личное, потом общественное. Поэтому проблемы, связанные с воспитанием гражданственности, имеют объективные истоки, обусловленные тенденциями нового демократического времени.
Патриотизм – одна из важных, если не основных, составляющих гражданственности. Как без патриотизма не может быть гражданственности, так без гражданственности не может быть и патриотизма. Но мы видим многие факты сложившихся в России отношений отдельных социальных групп и личностей, которые далеки от патриотизма. Так, например, вложение крупных финансовых средств отдельными социальными группами населения в зарубежную экономику не свидетельствует об их патриотических настроениях. Согласитесь, сложно также внушать молодым людям чувство патриотизма, чувство гордости за страну, когда с экрана телевизора вещают лучшие артисты, лучшие спортсмены, легко продающие свой талант за границу, зачастую выступающие на олимпиадах за команды других стран.
Кроме того, в настоящее время справедливое стремление ухода от потребительства к самостоятельному приобретательству зачастую превращается в навязывание приоритета земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – так называемыми общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения мнения большинства и совместного труда – развитием творческой личности с её эгоистическими запросами; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью под лозунгами свободы; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения и себялюбия; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям с обязательной перспективой погружения в будущем в эти традиции.
Поэтому все чаще встречающиеся статистические данные и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях в ценностных ориентирах молодежи, но свидетельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности самого государства, регулирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых людей.
Многие исследования последних лет наглядно показывают, что понятие патриотизма и гражданственности искаженно толкуются многими социальными группами, в том числе и студенческой молодежью. Ни для кого не секрет, что в последнее время понятия гражданственности, особенно патриотизма, подменяются националистическими представлениями о чистоте нации. Если обратиться к ряду исследований, то можно вспомнить исследование московского фонда по заданию Эберта (2001-2002 гг.). Когда обратились к молодежи с просьбой ответить, что такое гражданственность, то получили очень много ответов о национал-патриотизме, с которым отождествляет молодежь и патриотизм, и гражданственность. Это чрезвычайно опасные тенденции, особенно в регионах с многонациональным населением.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское общество не ассоциируется молодежью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом. Основная причина данной сложившейся ситуации, вероятнее всего, заключается в вербальном формировании всей системы ценностей.
Как правило, мы формируем или воспитываем гражданственность, нравственность и патриотизм на уровне слов. Когда же слова расходятся с поведением и действиями, когда пресса, многократно утрировав, знакомит общество с реальными примерами из жизни страны – никакого патриотизма и никакой гражданственности сформировать нельзя.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»
Решая проблему патриотического воспитания молодежи, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края».
Противоречивость развития нашего общества со всей очевидностью показывает, что сформированная гражданственность как ценностное ядро сознания и поведения человека напрямую влияет на политическую активность, осуществление гражданских функций, то есть является основой социально-политической культуры личности. Напротив, отсутствие или недостаточность гражданственности чреваты серьезными нравственными и политическими издержками.
Вот уже второе десятилетие в стране идёт поиск путей потенциального возрождения России. Безусловно, здесь не обойтись без осмысления социального опыта других наций, но все-таки главное - это ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. Хорошо известно, что условием жизнеспособности любого общества и его прогрессивного развития являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и будущем. Именно от гражданской позиции молодёжи, от её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления российского общества. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций - это важные вопросы, без ответа на которые, на наш взгляд, не решить проблемы формирования гражданской культуры.
- Черкасская Наталья Александровна
- МБОУ - СОШ №23
- учитель высшей категории русского языка и литературы
- Краснодарский край, г. Армавир, улица 2-ая Лабинская, 23. Индекс 352903
- тел.: 89064333059