Елка из деревянных палок из под. Елка из палочек от мороженого своими руками. Что необходимо для изготовления деревянной елочки своими руками

И, наверное, она самая незагруженная в России. Её протяженность около 2000 км. Начинается эта трасса в Нижнем Бестяхе, который находится на противоположном берегу Лены от Якутска. Моста через Лену нет, есть только паромная переправа, но из-за ограниченности по времени туда мы не поплыли.

Основная трасса Колыма идет через следующие населенные пункты: Тюнгюлю, Чурапча, Ытык-Кюёль, Хандыга, Усть-Нера, Артык, через чуть более 50 километров находится граница Якутии и Магаданской области, дальше идут Кадыкчан, Сусуман, Ягодное, Дебин, Оротукан, Атка, Палатка и заканчивается в Магадане. Насколько я понимаю, трасса Колыма идет практически полностью в условия вечной мерзлоты.

Уверен, большинство россиян считают, что до Магадана дороги нет совсем, но как неудивительно, дорог даже несколько. Есть основная федеральная дорога и есть еще два пути, которые отходят от неё и, сократив часть пути, возвращаются обратно в неё.

Первое ответвление – это Староколымский тракт, другие его названия: Южная или Оймяконская дорога. Проходит он через Кюбеме - Томтор - Куранах-Сала и выходит на трассу Лена в районе заброшенного поселка Кадыкчан. Это старая дорога, которую строили заключенные при Сталине. Часть её выложена бревнами, которые сейчас вымываются и догнивают, мосты исчезли и больше не ремонтируются. Местные рассказывают, что нередки случаи, когда там поток воды смывает Урал и другую технику. Достопримечательности этой дороги – поселки Томтор и Оймякон, которые являются полюсами холода планеты, т.е. в этих местах зарегистрирована самая холодная температура в мире. Чтобы проехать по этой дороге, необходимо несколько более высоких машин, чем та, на который мы ехали, поэтому, сворачивать на это ответвление мы не стали.

Второе ответвление – Тенькинская трасса или Тенькинская дорога, местные называют её по-простому Тенька. Она начинается перед поселком Большевик и идет через Омчак и Усть-Омчуг, выходя на основную трассу практически рядом с Магаданом, у поселка Палатка. Если по трассе Лена встретить машину или две в день – это нормально, то по Тенькинской трассе нормой считается одна машина в несколько дней. Иногда эту дорогу перекрывают из-за смытых поднявшимися реками мостов.

Мы решили в сторону Магадана проехать по , обратно по трассе Колыма .

Купив все необходимое и заправившись в Нижнем Бестяхе, выехали утром 9 июля. Еще на трассе Лена мы обратили внимание на местные буханки, которые ездят с очень высокой скоростью, поднимая за собой тучи пыли. На трассе Колыма с этим все еще хуже, примерно до Чурапчи буханок было очень много и от них видимость была просто никакая. Из-за специфики климата в районе Якутска ветра нет, поэтому пыль просто стоит в воздухе, медленно опускаясь в течении дня. Ну, а поводу «бешеных буханок» люди сказали, что это практически местный вид спорта.

Кстати, случайно узнали, что за несколько дней перед нами туристы из Башкирии ехали на Ford Ranger и еще какой-то машине, так вот, Ford Ranger перевернулся. Азамат созвонился с ним, он рассказал про трассу Колыма и посоветовал быть максимально внимательными на дороге.

Пока ехали по Якутии, ландшафт примерно одинаковый: невысокие деревья, болота. Все, с кем мы общались, порекомендовали ехать до Хандыги без остановки и, главное, не останавливаться в Чурапче. Из-за того, что местное население не очень любит русских и там было несколько конфликтов. Мы же не побоялись и остановились в Чурапче, пофотографировали и заправились.


Еще особенностью трассы Колымы в Якутии – встречающиеся памятники вдоль дороги.

Около одного из памятников у нас закипел антифриз, двигатель перегрелся, сказалась температура около 40 градусов, пыль и обрыв провода, идущего на один из вентиляторов охлаждения. Залили антифриз, сделали вентилятор, поехали дальше. Скоро вновь антифриз выкипел, оказалось, что перестал работать датчик температуры охлаждающей жидкости. Включили принудительно вентиляторы и до самого Магадана они работали непрерывно.

На въезде в Ытык-кюель установлен постамент – на нем человек едет на быке, а перед ним полулежа сидел пьяный человек. Сфоткали и поехали дальше, так как пьяный начал шуметь.

Чуть отъехали от этого села и заметили разрушенное здание, около которого стояла машина Почта России, вообще, по пути в Якутии нам часто встречались заброшенные разрушенные избы.

К вечеру приехали на паромную переправу через реку Алдан. Нам сказали, что парома до утра уже скорей всего не будет, кроме одного, который должен отвезти три фуры на другой берег.

Прождали паром около часа, за это время приехали еще несколько машин. Пришел паром, куда погрузились две фуры и начали загружаться остальные машины. Местные проехали без очереди, остальные как положено.

Пока ждали паром, а потом и на пароме познакомились с разными людьми. Две машины ехали в Томтор. Один УАЗ Патриот с семейной парой туристов – Сергеем и Инной, а также с двумя собаками, возвращался домой в Магадан. Все время переправы мы общались про местные достопримечательности, кто где был, про машины, про собак и многое другое. К нашей беседе подключился водитель фуры, который тоже рассказывал много интересного про себя и про дорогу.

Паром шел около двух часов против течения и к тому моменту, как мы выехали на другой берег, было уже темно. Мы поехали за УАЗом до Хандыги, так как они знали дорогу и знали хорошую заправку у реки.

В Хандыгу приехали, но выехав из леса, стало понятно, что не так темно, как показалось сначала. Все таки северные белые ночи очень светлые.

В Хандыге заправились и поехали узнать, есть ли места в гостинице. Мест оказалось всего три, Сергей предложил нам остаться переночевать, сами они отказались от этих мест ради нас. Мы тоже отказались и поэтому поехали дальше по трассе Колыма за УАЗом.

В одном месте Сергей свернул в сторону реки, проехали маленький брод и дальше по речным камням выехали к берегу.

Установили лагерь и пошли за дровами. Пока искали, я нашел одеревенелую кость предположительно мамонта.

После того, как покушали, посидели у костра и пообщались. Легли спать спокойные, так как нас охраняли собаки.

Утром распрощавшись с Сергеем и Инной, поехали дальше по трассе Колыма в сторону Усть-Неры, а они обратно по делам в сторону Хандыги.

Природа вокруг все та же – болота, редкие невысокие деревья, но после Теплого ключа вдали уже начали виднеться горы.

Вскоре мы въехали в них и начался первый перевал – Томпорукский. Здесь установлен крест в память о жертвах ГУЛАГа. Появились первые горные речки, которые впадали в реку Восточная Хандыга, а деревья вокруг тоже изменились, началась тайга.

Дальше пошли разнообразные перевалы и прижимы, по узкой грунтовой дороге, покрытой острым скальником. С одной стороны – каменная стена, с другой – глубокий обрыв. Пробьешь колесо и ты внизу, а можно и не пробивая, ведь чуть разогнался и на крупных камнях и ямах машину начинает заносить. Вообще рискованно, единственное, что радует – встречных машин нет.

Очень запомнился на трассе Колыма перевал Заячья петля. Еще не доехав до него, вдали на фоне возвышающихся сопок, начали собираться тучи и сверкать яркие молнии. Чем ближе мы подъезжали к этому перевалу, тем хуже становилась погода, шквалистый ветер гнул деревья, молнии уже сверкали совсем рядом. Когда начался перевал Заячья петля, пошел сильнейший ливень, щетки еле справлялись с хлеставшей в лобовое стекло водой. Все это усугублялось сложностью перевала: большие ямы, камни, резкие повороты в том числе на 360 градусов и все это на большой высоте. Внизу спокойно текла река Сеторым.

После того, как мы проехали перевал, дождь закончился. Мы остановились передохнуть и заметили, что местами на берегах реки лежит снег и это в июле.

Еще одна особенность – все склоны сопок покрыты мхом, который придает им интересный оттенок. Если пройтись по нему, то создается ощущение, что идешь по мягкому ковру.

Вскоре мы доехали до первого брода на трассе Колыма – автодороге федерального значения. Из-за жаркой погоды в последнее время, уровень воды был низкий, единственная сложность – были большие камни. Когда мы проезжали этот брод обратно, была ночь и уровень воды был гораздо выше. Кстати, магаданцы сообщили, что через два дня, как мы проехали трассу Колыма в обратную сторону, реки вышли из берегов и смыли несколько мостов.

На другой стороне брода мы остановились, чтобы пофотографировать и на нас налетела туча комаров, никакие средства от них не помогали.

Постепенно сопки стали ниже или скорее мы заехали выше, так как температура там был гораздо ниже той, что была все предыдущее время. Вдоль дороги появились небольшие красивые озера.

Проскочили поселок Кюбюме, с которого начинается староколымский тракт. После того, как выехали из Оймяконского района, в сопках и на реке начал появляться густой туман.

Дорога вновь стала петлять, проехали узкий серпантин и мы забрались на Брюнгядинский перевал. На самом верху погода наладилась, но солнце уже начинало садиться.

После Брюнгядинского перевала пейзаж вдоль дороги стал похож на тот, что был до переправы через Алдан. Болота, наклонившиеся невысокие деревья. А сама дорога – земля с вкраплениями камней, а если съехать с неё – топь.

Здесь на одной из стоянок установлены мусорки и живет прирученная лиса. Людей она не боится, ест практически с рук, либо с мусорки. Ждет редких водителей, которые дадут ей еду. Саня скормил лисе все наши печеньки, но ей этого было мало и она прыгнула в бочку с мусором.

Следующий перевал – Ольчанский, отличается длиной, высотой и тем, что машины там могут разъехаться только в специальных карманах. Зато сверху прекрасный вид на сопки вокруг.

Примерно через час подъехали к поселку Усть-нера, пересекли явно новый мост через реку Индигирка. На одном из знаков сидела сова, еще одно животное, которое мы увидели за эту поездку.

Въехали в Усть-неру уже ночью, хотели зайти в магазин, но то, что мы увидели вокруг, изменило наше намерение. Сам поселок выглядит очень депрессивным, кроме новой церкви все остальные здания выглядят так, как будто с советского времени их не ремонтировали. Кроме того, у магазина было 3-4 компании ребят, в одной из них человек блевал, держась за приятеля, во второй один человек помогал встать своему товарищу и при этом сам не удержался на ногах. Остальные местные не сильно отличались своим состоянием. Добавил колоритности пейзажу фигура не очень трезвого мужчины, катавшегося стоя на скрипучих качелях. Поэтому поехали дальше и на выезде из Усть-неры, наконец-то, нашли заправку, где заполнили канистры и бак. Заправка в Усть-нере, пожалуй, самая дорогая, да и логично, ведь от Чурапчи до Усть-неры других заправок не было, это был самый длинный перегон без заправки.

От Усть-неры проехали еще около двух часов, в одном месте пересекли реку и остановились перекусить и вздремнуть.

В пятидесяти километрах от которого река Делянкир впадает в реку Нера, в этом месте находится граница между Якутией и Магаданской областью. Здесь установлен щит, на котором схематично изображены дороги области.

И скоро новый перевал – Колымо-индигирский, дорога здесь широкая и ровная, ехать одно удовольствие.

Меньше чем через час, добрались до заброшенного поселка Усть-хакчан. В сам поселок не поехали, так как мост в него ветхий, да и в самом поселке была видна активность каких-то людей. Несмотря на это, поселок выглядит мертвым. Здесь с 1942 года находился прииск по добыче золота.


На самом въезде Усть-хакчан находится заброшенная заправка рядом с небольшой кучей каменного угля, от колонок практически ничего не осталось. А вот здание советских времен еще стоит.

Только мы собрались во внутрь, прибежала собака и стала наблюдать за нами. В начале мы опасались собаки, но потом подкормили её и стало ясно, что она настроена спокойно по отношению к нам.

В здании нашли цистерны со следами горюче-смазочных материалов. Одна из стен, где стоят цистерна, развалилась.

Следующий заброшенный населенный пункт – один из самых известных в мире – , про него напишу отдельно.

Больше чем через час подъехали к Аркагалинскому перевалу, он не высокий, без резких поворотов с более или менее хорошей дорогой. Быстро проскочили его и оказались у поворота на Тенькинскую трассу.

Наша свернула на Тенькинскую дорогу, но по трассе Колыма , поэтому дальше кратко опишу дальнейший путь именно по трассе Колыма .

До поворота прошли 1380 км, погода была переменчивой, то дождь с порывистым ветром, то ясная, температура 20-35 градусов.

По трассе Колыма очень много заброшенных поселков различной величины, но мы в них уже не останавливались.

После Усть-неры следующий крупный живой поселок – это Сусуман. Здесь можно заправиться, заехать в шиномонтаж или купить продуктов. Дальше в сторону Магадана дорога очень плохая.

После него идет перевал Бурхалинский, рядом с нем Бурхала, но его я не помню.

Еще один крупный населенный пункт – Ягодное, здесь находится известный во всем мире музей, посвященный узникам ГУЛАГа. Он создавался и поддерживается одним человеком – Иваном Александровичем Паникаровым.

Когда мы въехали в Ягодное и спросили про музей, нам показали на старое заброшенное здание без окон и сказали, что администрация отобрала здание. Другой местный подтвердил, что так и есть, и теперь музей на личной квартире Паникарова, помочь попасть туда нам могут в отделении местной газеты «Северная звезда». В отделении мы пообщались с редактором и она сказала, что Иван Александрович уехал в Новосибирск на какую-то конференцию, посвященную музеям. Конечно же жаль, что нам не получилось посетить этот музей, но зато есть еще один повод посетить Магаданскую область.

Где-то по дороге от Ягодного до поселка Дебин есть указатель на озеро Джека Лондона. Это озеро – еще одна достопримечательность, которую хотелось бы посетить в будущем.

После Дебина есть мост через реку Колыма, которая и дала название целому региону, трассе, да и целой эпохе советской и российской истории.

В самом же Дебине есть поворот на полузаброшенный поселок Синегорье, рядом с которым находится Колымская ГЭС.

Крупный поселок – Палатка, в нем на трассу Колыма вновь приходит Тенькинская трасса.

После Палатки на трассе Колыма только бетон или асфальт, что очень радует после продолжительного вдыхание пыли, тряски и прочих «прелестей» грунтовки.

Чтобы посмотреть, как строится Усть-Среднеканская ГЭС.

2. Аэропорт Сокол. Начало нашего путешествия в центр Магаданской области. В самом Магадане побывать не удалось - он расположен в стороне от аэропорта Сокол и вдалеке от нашего маршрута.
Чтобы добраться до станции, нам нужно было преодолеть 500 км. по федеральной автомобильной дороге М56 "Колыма".

3. У большинства людей упоминание Колымы ассоциируется исключительно с местами лишения свободы.
На самом деле в Магаданской области сегодня всего одна тюрьма.
Расположена она в посёлке Уптар, а это даже не Колыма.

4. Федеральная автомобильная дорога М56 "Колыма" соединяет Магадан и Якутск.
Историческое название — Колымская трасса, или Колымский тракт.

5. В народном сознании Колымская трасса — дорога многострадальная, построенная заключенными на краю земли, и одновременно экстремально романтическая.

6. Она возникла благодаря двум обстоятельствам: открытию на Колыме и в Якутии богатейших месторождений золота, серебра, олова, каменного угля и созданию системы ГУЛАГ.

7. Белаз на привале.

8. Есть отрезки с асфальтом, обычно возле городов.

9. Тракторам асфальт не нужен. След от трактора, оставленный на сопке.

10. Колымская трасса входит в десятку самых тяжелых трасс мира.

11. Помимо трудностей, на Колымской трассе путешественника все-таки ждут живописные пейзажи и многочисленные природные достопримечательности.

12. Некоторых из населенных пунктов, отмеченных на карте, уже нет.

13. Крутые перевалы, заброшенные участки, размытые ливнями, реки без мостов, мертвые, разрушающиеся поселки, необычайно суровый климат — это Колыма.

14.

15.

16.

17. По дороге встречаются интересные названия населенных пунктов и перевалов.

18. А ведь если тут посидеть, можно и золотишка намыть)))

19. Ау! Люди!...

20. Грейдера ровняют дорогу.

21. Дорожников охранял верный пес.

22. Местами укатанная грунтовка не хуже асфальта.

23. А вот к этому объекту близко лучше не подходить, золотишко моют, стреляют без предупреждения.

24.

25. Поворот на Усть-Среднеканскую ГЭС.

26. Ручей, который весной превращается в реку.

27. Спуск с перевала.

28. Опоры ЛЭП и колея от трактора, который их туда затащил. Я поначалу подумал, что вертолетом.
Но трактор дешевле, как мне потом объяснили

29. Погода менялась через каждые сто километров.

30. Через сорок минут как мы свернули с трассы М-65, мы увидели реку Колыму во всей красе.

Думаю, не ошибусь, если стану утверждать, что подавляющее большинство жителей центральной России и особенно жители основных мегаполисов имеют крайне слабое представление о жизни удалённых регионов страны. Мне там бывать приходится часто, поэтому кое-что об этой жизни знаю. Отдельная тема этой жизни транспортная доступность или точнее будет сказать недоступность. Особенно это касается Северо-Востока страны. Сейчас говорю только о наземных автомобильных дорогах, которых практически нет, хотя и другие виды транспорта здесь не развиты должным образом и стоимость местных перевозок крайне высока. Самая важная дорога здесь трасса Якутск-Магадан. Связующей хордой протягивается она на две тысячи километров. От неё отходит не так много дорог, ведущих к удалённым посёлкам и большинство из них зимники, то есть дороги, которые существуют только зимой. Ещё эту дорогу называют Колымской трассой, а иногда и образно «дорогой на костях». Это потому что строили её заключённые Гулага и в образности этой есть немалая доля реальности. Времена сейчас, к счастью, другие, но и теперь дорога эта требует свои жертвы. Мне уже приходилось не раз ездить по Колымской трассе и с сюрпризами её я знаком. О том, как летом 2013-го трое суток добирались от Якутска до Томтора, я рассказывал. Но это лето, а зима здесь совсем другое дело. Мне давно хотелось проехаться зимой с дальнобойщиками по этим краям и даже не столько по самой этой трассе, сколько по зимникам. И вот теперь такая оказия случилась, хотя это уже и не совсем зима. Сейчас я нахожусь в посёлке Хонуу, уже третий раз за свою историю и приехал сюда именно по дороге. И теперь я намерен немного рассказать о том, какая получилась поездочка. Да чего уж там, сразу и скажу, что труднее дороги у меня ещё не было…..

Из Якутска мы выехали двумя "Уралами" с прицепами 26-го марта рано утром. В основном груз был, так называемый, холодный, то есть не требующий особых температурных условий, но также и был один обогреваемый кунг, где ехали продукты для момских коммерсантов, которые нельзя было заморозить. Кстати, предварительно у меня была ещё разминочная поездка на одном из этих грузовиков из Якутска в Томмот, где нужно было получить на грузовой станции вездеход, поставить его на грузовик и доставить в Якутск. Томмот от Якутска более чем в 400-х километрах и поездка заняла двое суток.

Для меня давно было понятно, что дальнобойщики это совершенно отдельная каста профессионалов, с какой-то своей особой жизнью. Но одно дело дальнобойщик где-то там, где много дорог и относительно неплохих, а другое дело дальнобойщик, который работает в таких регионах как Якутия, Магаданская область, Чукотка и прочее. Где хороших дорог нет в принципе, а климатические условия отличаются сверх суровостью, особенно зимой, когда полтинник считается вполне нормальной температурой, а бывает и похолоднее. К тому же, большинство дорог здесь зимники, которые существуют именно зимой и именно в это время года у местных дальнобойщиков самый «сенокос». На исходе этой зимы довелось проехаться и мне от Якутска до Хонуу с настоящими местными дальнобойщиками и увидеть их жизнь в реальности. Ехать тут по Колымской трассе тысячу километров от Якутска до Усть-Неры и здесь я особых трудностей не ожидал, но оказался совершенно не прав. А вот дальше ехать зимником чуть более трёх сотен километров, который идёт прямо по реке Индигирке и здесь я трудности ожидал и здесь оказался прав и даже сверх того…

В любой истории, конечно, есть свои герои, конкретные личности. Здесь трудную дорогу мне пришлось разделить с двумя водителями-дальнобойщиками из Якутска - Бакуновыми.


Бакунов Александр, основатель династии, отец большого семейства.


Бакунов Евгений, сын Александра, один из продолжателей династии.

Первый день ничем особым не отличался, ну разве что пришлось поменять пробитое колесо на одном из прицепов. Хотя было, было некоторое ощущение, что всё складывается как-то не так. Вот, кстати, на кадре с фотокамерой ещё один, кроме меня, сопровождающий груз пассажир. Это мой друг из Хонуу Михаил Черёмкин.

Наличие прицепов, конечно, мешало нам ехать быстро. За первый день прошли около полутысячи километров и остановились на ночёвку на одной из стоянок. Здесь развилка дорог, от Колымской или Магаданской трассы отходит боковая дорога на Батагай. Как потом оказалось, это был самый длинный суточный пробег. Ночевать приходилось прямо в кабинах. На этой трассе нет мотелей.

Ночевать на этой трассе можно только в собственном автомобиле, но кое-где изредка встречаются забегаловки, которые здесь называют чайные и где можно перекусить.


Но чайные здесь редки, да и кормят там не очень, а дальнобойщики народ, который ко всему может приспособиться.

На второй день нашей дороги погода преподнесла сюрприз, пришла ненормальная для этого времени года оттепель, ещё с ночи повалил снег, который прямо на глазах засыпал трассу. Наши водители одели цепи на колёса.


На стоянке, где мы заночевали, было много других грузовиков и никто как-то не торопился сегодня трогаться с места. Вот и нам бы лучше сегодня было просто оставаться на месте.


От ночной стоянки мы ушли совсем недалеко, всего лишь несколько километров. Уткнулись в Камаз, который растопырился на подъёме. Камаз с прицепом и с грузом селитры для какой-то магаданской артели. Не хватило мощи на подъёме, сдал назад и прицеп сложился и перекрыл дорогу. Всё, пока никак не проехать.




Водитель Камаза, молодой парень из южного городка Тихорецка, вот туже третий сезон таскает грузы по этой северной трассе.


Дальнобойщики своих в беде не бросают, да и всё равно пока не проехать, надо как-то убрать прицеп и помочь Камазу подняться на пригорок. А вот дальше ему лучше пока не ехать, пока трасса в таком состоянии.


Для нас фотографов тоже есть работа.


Дорожная служба на трассе есть, но возможности её против такой погоды далеко недостаточны.


Немногие в этот день рискнули ехать, но и этого хватило, чтобы собрать в этом месте пробку.


Убрать прицеп Камаза и открыть проезд всё же удалось, но даже совместными усилиями наших двух Уралов вытащить его на пригорок так и не удалось. Пришлось оставить парня до лучшей погоды.

Вот примерно в таком духе мы и ехали в тот день и дальше. В результате наш пробег составил всего лишь около двадцати километров за день. В результате просто нашли подходящее местечко на обочине среди сугробов и устроились на ночную стоянку.

Третьим днём выехали очень рано, ещё даже не рассвело. Снегопад в основном закончился ещё вечером, и к тому моменту дорогу всё же хоть как-то укатали. К тому же, как выяснилось позднее, много снега выпало не по всей трассе. После знаменитого "Чёрного прижима" снега на дороге и в окрестностях стало не так уж много. Мы уже планировали встать на обед на стоянке у метеостанции Восточная и я всматривался в пробегающие мимо километровые столбы, вот-вот ожидая таблички с номером 666. Дорога в этом месте узкая, едва двум машинам разъехаться. К тому же, профиль у неё горбиком, то есть явно выраженный скат к обочинам, которые переходят в канавы, сейчас под снегом слабо заметные. И вот тут-то и случилось самое неприятное. Встречная машина как-тот уж слишком свободно мчалась близко к середине дороги и Жене, в машине которого я и ехал, пришлось взять чуть праве, а ведь отец так и говорил, будь осторожнее с обочиной на этом участке. Машина тут же накренилась и скользнула вправо. Пару секунд машина всё больше клонилась к земле, потом сзади что-то треснуло и кабина заняла какое-то стабильное положение, хотя и далёкое от горизонтального. Моя нервная система откровенно не готова была пока воспринимать реальность. Но в зеркало всё же посмотрел... Так и есть, вездеход сорвался и лежит на боку, прислонившись к сугробу. Ну вот и всё, кажется приехали....

Да уж, откровенно говоря, зависнуть мы тут могли не просто надолго, а очень надолго. Здесь, посреди снегов и холодных гор, можно было вполне и неделю провисеть или даже больше. Населённых пунктов поблизости нет и без крана проблему не решить. Но, как оказалось, это была не крайняя степень невезения. Кран нашёлся буквально в паре километров на трассе. По великой случайности этот кран ехал как раз тоже в Хонуу для строительства школы. С ним ещё одна машина, которая серьёзно сломалась и они теперь ждали уже третий день, когда подвезут запчасть. Ну вот так уж получилось, ребятам не повезло, зато получается, что нам повезло, что им не повезло. Случаются такие превратности судьбы.

Пробку на дороге своими манипуляциями мы, конечно, собрали. Но все же понимают и поэтому терпеливо ждут.

Но дорога здесь действительно неуклюжая. Когда поставили вездеход на место и освободили дорогу, собравшиеся машины стали разъезжаться. И тут же вот этот симпатичный Вольво совершил аналогичную ошибку, взял чуть лишнего к обочине и уже готов был завалиться набок, если бы уже довольно пожилой водила правильно не среагировал.



Пришлось теперь его нашими двумя машинами выдирать с обочины, придерживая одной машиной прицеп, чтобы не завалился набок.

Потом нам ещё пришлось потратить уйму времени, чтобы выдернуть и свой прицеп, который завяз в снежной канаве на обочине. Понятное дело, недалеко мы ушли в этот нервный и невезучий день. На ночёвку встали где-то за Кюбюме.

Глядя вот на такие экспонаты вдоль суровой Колымской трассы, начинаешь понимать, что твоё невезение это совершенно какая-то мелочь. Бывает и гораздо хуже.

Четвёртый день трудной дороги наконец-то прошёл без происшествий. Мы всё же проехали эту тысячу километров трассы и добрались таки до Усть-Неры.

Это Ольчанский перевал. Осталось лишь спуститься вниз, а там уже Усть-Нера.

Усть-Нера. В столице Оймяконья мне уже не единожды приходилось бывать. Но до этого только в летний период.

Да, но на этом дорога не закончилась. Осталось ещё 320 километров зимника от Усть-Неры до Хонуу. Вроде бы немного, но это зимник, который идёт прямо по реке Индигирка. А Индигирка река непростая. Мне уже приходилось по ней ходить, но летом и на катамаране. Об этом путешествии можно прочитать в моей большой серии "101 день в Якутии" Теперь же предстояло проехать по этой реке на машине. Но...но...Дороги на этот момент не было. В нескольких местах вышла наледь, то есть на поверхность льда вышла вода и никто пока не может проехать. Ночевать мы остались в этот день на окраине Усть-Неры. И как мы ехали дальше, расскажу в следующий раз.

Здесь начинается зимник по Индигирке.

Пожалуй, одна из самых запоминающихся командировок за мою журналистскую деятельность. А состоялась она благодаря невероятной авантюре, которую задумала и тщательно спланировала команда телевизионной производственной компании LAV Productions при поддержке Русского географического общества и фирмы Skoda. Цель - побить рекорд Гиннесса в номинации «Самый протяженный незакольцованный маршрут в границах одной страны». В первоначальном варианте участники должны были проехать 35 000 км, превзойдя, таким образом, достижение китайских путешественников. Но пока готовились, пальму первенства захватили индийцы, перекрывшие это расстояние на пару тысяч километров. И маршрут пришлось удлинять.

Автомарафон «Сокровенная Россия» стартовал в городе Никель, на границе Мурманской области с Норвегией. Участникам на автомобилях Skoda Yeti предстояло пересечь нашу страну с запада на восток, через восемь часовых поясов и 61 регион. К последнему этапу - от Якутска до Магадана - мне и посчастливилось присоединиться.

От Сахи

Трасса «Колыма» начинается не в Якутске, а на противоположном берегу Лены, в поселке Нижний Бестях. В теплое время года сюда из столицы Республики Саха (Якутия) ходит паром, зимой намораживают зимник. В межсезонье, пока не прекратится ледоход, автомобильное сообщение прерывается, и близлежащие населенные пункты оказываются отрезанными от большого города. Уже давно существует проект 19‑километрового моста через Лену. Поговаривают, что даже деньги на его строительство в бюджет закладывали… Но случился Крым - и все силы и средства бросили на строительство другого моста .

Через несколько десятков километров после переправы асфальт заканчивается. И появится он уже только перед Магаданом. Две тысячи километров трассы «Колыма» - это грейдер, укатанная смесь щебня и глины с песком. Причем на протяжении всей дороги покрытие меняется от идеального - близкого к асфальту, на котором можно смело идти под сотню, - до непроходимого, где скорость падает до пешеходной, а Yeti, несмотря на 180 мм дорожного просвета, начинают жалобно скрести днищем.

Ужасно! И дело не в состоянии дороги. Наоборот, надо отдать должное местным дорожникам. При скромных средствах, которые выделяет федеральный бюджет на содержание этой трассы, и в сверхсуровых климатических условиях они ухитряются поддерживать дорогу в проезжем, рабочем состоянии, а на все катаклизмы реагируют с космической быстротой. Не по себе становится от другой мысли - что едешь… по человеческим костям. К черту образы - в буквальном смысле! Когда в тридцатые годы прошлого века силами заключенных прокладывали Колымский тракт, людей тысячами закапывали в насыпь. Закапывали их же товарищи по кайлу и лопате. Закапывали, чтобы остаться в живых. Ведь за неучтенного умершего продолжали выдавать пайку, которая позволяла выжить тем, кто еще продолжал бороться за жизнь.

Стоп! На одной из машин пробито колесо. Поначалу даже в радость - можно отвлечься от тяжких мыслей и размяться. Но когда на ста километрах вынужденный пит-стоп случается трижды, такая развлекуха быстро перестает доставлять удовольствие. Тем более что в число тех, кто тормозил караван, попал и я, причем дважды. Недаром многие частные перевозчики активизируются, когда ложится снег: он и неровности сглаживает, и летающие камни стреноживает.

Острые камни, угрожающие шинам, не единственная трудность для покорителей Колымы. Куда неприятнее пыль, которую поднимает идущий впереди автомобиль. В этом шлейфе видишь в лучшем случае на несколько десятков метров вперед. Такая езда выматывает. Пару сотен этих кошмарных километров я с удовольствием променял бы на тысячу по обычному асфальту.

Через реки, горы и долины

Еще одна водная преграда на пути - Алдан. Это правый приток Лены, и в том месте, где устроена паромная переправа, эта река тоже довольно широкая. Когда тут появится мост, неизвестно. А ведь эта федеральная трасса - единственная ниточка, которая связывает два крупных города и является фактически дорогой жизни для немногочисленных, но все-таки населенных пунктов между ними.

Таких, например, как Хандыга, где наша группа останавливалась на один из ночлегов. Не ждите красочного описания этого поселка, основанного в конце тридцатых годов прошлого века как лагерный пункт для нужд большой стройки. В день нашего приезда тут праздновали День города, и нам настоятельно рекомендовали не совершать вечерний променад. Поэтому мои впечатления ограничились маленькой комнатой жилой квартиры (о гостинице даже разговор не шел), где мы ночевали втроем с коллегами. В голове всплыли детские воспоминания о том, как мы ютились на девяти метрах в коммуналке. Вернулся в прошлое.

В 70 километрах от Хандыги расположен поселок Теплый Ключ. В нем находится аэродром, который использовали во время войны в качестве перевалочной базы для перегона американских бомбардировщиков, поставлявшихся по ленд-лизу, с Аляски к месту боевых действий. Долгое время аэродром не работал, но недавно отсюда стали летать пассажирские самолеты. Из-за отсутствия конкуренции билеты дорогие - полет до Якутска, на расстояние меньше 500 км, обойдется в 8000 рублей. А не так давно просили в полтора раза больше.

За Теплым Ключом заливные луга сменились пейзажами Верхоянского хребта. Эта горная цепь простирается по Якутии на 1200 км и состоит из десятков хребтов, из которых иные выше 2000 метров. Путь через горы начинается с перевала Заячья Петля. Пожалуй, одно из самых красивых мест на земле. А чуть дальше расположены два самых опасных места на этой трассе - Желтый и Черный прижимы. Это участки трассы, вырубленные в скале на высоте 120 метров над рекой Восточная Хандыга. И вырублены они кирками заключенных, без применения техники. Дорога здесь чрезвычайно узкая - не шире четырех метров, а этого недостаточно для разъезда двух автомобилей. С одной стороны - гора, с другой - пропасть. Разминуться со встречным можно, лишь сдав назад до ближайшего кармана. Кроме того, из-за сходов грунтовых вод и гололеда машины нередко соскальзывали в пропасть. Видимо, местная аура настолько привыкла к постоянным смертям, которыми она питалась во время строительства трассы, что жаждала новых и новых жертвоприношений.

Впрочем, опасными прижимы остались в прошлом веке - уже в 2000‑е годы эти участки расширили. На всем их протяжении легко разъезжаются два грузовика, установлены отбойники и новые знаки. А мы так и вовсе ехали по уже реконструированному участку - одному из наиболее комфортных и безопасных на трассе «Колыма».

Прогноз погоды

«Колыма» - трасса, на которой время прибытия в заданную точку нельзя рассчитать с точностью до часа. Нам повезло, что не выбились из графика, хотя предпосылки к этому были. Могли зависнуть на день в поселке Усть-Нера, примерно посередине между Якутском и Магаданом. В 300 километрах от него размыло трассу, и в сторону поселка не могли пройти бензовозы. Поэтому бензин на заправках отпускали строго по 20 литров на машину - а с таким запасом отправляться в путь опасно.

Спасибо местным - выручили. И мы, пускай и с двухчасовым опозданием, двинулись дальше. Если не брать в расчет этот коллапс, с топливом на всем протяжении трассы особого дефицита нет. Заправки, конечно, находятся на приличном отдалении друг от друга - между некоторыми по нескольку сотен километров. Удобных раздаточных колонок и придорожных магазинчиков, как на других федеральных трассах, не ждите. Цены на бензин ненамного выше средних по стране: за литр АИ‑95 просят от 45 до 55 рублей.

В дождь ехать лучше: нет пылевой завесы. Правда, из-под колес начинает лететь грязь - через час-два езды машины становятся однотонными. Даже стоп-сигналов не видно. Приходится останавливаться, чтобы помыть стекла и светотехнику. Но вести машину в таких условиях все равно намного комфортнее.

В эдакой «защитной раскраске» мы прибыли в Сусуман, расположенный на берегу реки Берелёх (бассейн Колымы). В тридцатые годы тут в местных реках обнаружили рассыпное золото, а в 1937‑м силами заключенных ГУЛАГа началось активное строительство поселка. Сейчас тут проживает около 5000 человек, и численность населения постоянно уменьшается. Берелёхский микрорайон на окраине Сусумана почти полностью вымер - жилыми остались всего несколько домов.

Пока коллеги увлеклись съемкой построек с зияющими глазницами окон, я забежал в местный магазин. Разговорился с продавщицей. Она оказалась преподавателем химии. В 2004-м за несколько дней до начала учебного года поступило распоряжение местных властей о закрытии школы. Детишек перевели в другую - в центре Сусумана, а преподавательский состав распустили. Кто-то уехал на материк, кто-то нашел другую работу... На прощание она угостила меня местными тепличными огурцами. Вкусные!

Берелёх не единственный мертвый город на трассе «Колыма». За последние годы их число увеличилось. Люди уезжают в поисках лучшей жизни, а строения остаются на растерзание местным ветрам и морозам. Кстати, один из наиболее известных на трассе городов‑призраков - Кадыкчан. Он возник в годы войны как рабочий поселок при предприятии по добыче угля. Шахту и жилые строения, естественно, возводили заключенные, в рядах которых был писатель Варлам Шаламов.

На подъезде к Магадану становится необъяснимо грустно. Хочется развернуться и проехать еще раз всю трассу. И не только потому, что многие интересные объекты остались неохваченными. Колыма обладает аномальной притягательной силой. Побывав в этих местах, обязательно сюда вернешься. Причем по собственной воле.

1. Из тонкого скотча - за 10 минут
Подойдет абсолютно любая лента на клейкой основе: декоративная бумажная, цветной или малярный скотч и даже изолента. Главное - предварительно убедиться, что она будет хорошо держаться на стене и не оставит следов после снятия. Нарядите ее такими же «минималистскими» украшениями из обрезков разноцветных лент и легкими бумажными флажками. Клеим звезду на верхушку, и елка готова!

2. Из цветного скотча
Нарезав цветной скотч или «самоклейку» на равные треугольники и наклеив их на стену, получим елку с актуальным в последнее время геометрическим рисунком. Добавим несколько отличающихся по цвету треугольников - вот и «игрушки повесили». Если у вас на стене обои, елочку можно наклеить на фасад шкафа или на дверь.

3. Креативные стикеры
Вариант для тех, кто не желает возиться с линейкой и ножницами - купить готовые стикеры. Так поступили хозяева этого шале в скандинавском стиле. Они украсили стену елкой, собранной из бумажных копий оленьих рогов.

4. Елка на гвоздиках
Вместо клея можно использовать тонкие гвозди или канцелярские кнопки. Подвесьте на них с помощью бечевки картонные звезды. Стволом дерева на время праздников пусть станет бобина или катушка. Пожалуй, это неплохой пример предновогодней импровизации - елку можно собрать из любых подручных материалов своими руками.

5. В традиционном наряде
Вы, должно быть, уже поняли, что все что налепишь, наклеишь или набьешь на стену в виде елки, в елку и превратится! Так почему же тогда не использовать для этих целей обычные новогодние игрушки и гирлянды? Множество разноцветных шаров, блестящие снежинки и электрическая гирлянда - вот она, классика! Но необычная…

Основу для елочных украшений вы без труда сделаете своими руками. Возьмите три деревянных рейки, спилите края под углом и соедините между собой при помощи пластины. Набейте по всему периметру золотистые гвоздики на одинаковом расстоянии друг от друга и хаотично натяните между ними шерстяную нить. Теперь на нити можно развесить елочные украшения.

16. Буквами на стене
Новогоднее поздравление, выложенное в виде дерева на стене, тоже прекрасно заменит традиционную елку: просто, ярко и креативно. Легкие буквы можно вырезать, например, из пенопласта, а затем раскрасить их в разные цвета.

17. Игрушки на ветках
Если связать между собой несколько веток, а затем повесить на них игрушки, выйдет симпатичная новогодняя поделка своими руками. Кстати, эта штука продается и стоит почти 25 000. Дополнительная мотивация пойти в лес и набрать коряг.

19. Полочки для игрушек
Еще необычнее: сделать на каждой ветке «елки» ровный продольный спил, зачистить и покрыть лаком, а затем закрепить на стене так, чтобы выровненные стороны смотрели вверх. Получатся небольшие полочки, на которых можно расставить новогодние игрушки и украшения.

20. Елка-полка
Эта стильная и оригинальная елка сделана из окрашенных досок. Ее прелесть в том, что игрушки можно не только ставить на специально созданные для этого полочки, но и подвешивать на гвозди, и прикалывать канцелярскими кнопками. А главное - каждый год можно менять наряд, как и на традиционных елках. Если смастерить такую елку в домашних условиях проблематично, закажите ее в мебельной мастерской.

21. Елка - пионерский костер
Для такой елки придется собрать целую охапку веток, поэтому вариант подойдет, скорее, для жителей загородных домов. После того как вы сложите ветки «пионерским костром», увейте их светящейся гирляндой и прицепите к сучкам игрушки.

22. Елки без иголок
Это фото - демонстрация того, как создать образ елки. Подберите предметы подходящей формы (например, бумажные конусы с пятиконечными звездами) либо нарядите елочными украшениями любую сухую ветку или небольшое деревце. Самое приятное в таких елках - после них не нужно убирать иголки, и они почти ничего не стоят.

23. Елка из шишек
Довольно распространенная новогодняя поделка - елка из шишек. Делается очень просто: на картонный конус с помощью горячего пистолета наклейте сосновые шишки. Приклеивать их нужно как можно более плотно друг к другу, чтобы не осталось просветов. Затем украсьте елку бусами и мелкими шариками либо используйте природные материалы - веточки можжевельника и ягоды рябины.

24. Деревянная настольная елка
Треугольный каркас для этого новогоднего дерева склеивается из трех брусков со спиленными под углом краями. Но прежде чем склеивать бруски, в двух из них просверлите отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга. Вставьте в отверстия провод золотого цвета и повесьте на него елочные игрушки. Чтобы поставить елку на стол, снизу дополнительно приклейте два деревянных кубика и небольшое деревянное основание-опору. С помощью лески закрепите на каркасе еловые ветки: они «оживят» елку и наполнят комнату новогодним ароматом.

25. Елка из фанеры
Если вы умеете работать лобзиком, вам под силу выпилить новогоднее дерево из листа фанеры. Для этого начертите карандашом рисунок елки на фанере и выпилите сначала по внешнему контуру, а затем по внутреннему. Ошкурьте вырезанные детали наждачной бумагой. Чтобы елка прослужила не один год, покройте фанеру лаком. Такую двухмерную елку можно закрепить на стене либо подвесить к потолку. Наряжайте ее на свой вкус игрушками, гирляндами и мишурой.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх