Дагестанская свадьба жених и невеста. Особенности дагестанских свадебных традиций и обрядов

Здравствуйте, дорогие читатели блога . Решил сегодня поднять еще одну запрещенную на Кавказе тему, которая затрагивает практически каждую кавказскую семью. Дагестанские свадьбы сегодня самые дорогие не только на Кавказе, но и в России.

Менее полугода назад я женился и на себе испытал все «прелести» проведения свадеб в Дагестане. И в этой статье хочу рассказать вам о том, как на пустом месте делают деньги в нашей родной республике.Вначале хочу поздравить всех православных читателей блога с Рождеством Христова. Для меня этот праздник стал ближе после того, как я побывал в Вифлееме, в Храме Рождества Христова. Подробнее об этом писал в статье . Друзья, желаю нам всем здоровья, терпимости и толерантности.

Ну, а теперь перейдем к теме статьи. В первую очередь я хочу затронуть неприятную тенденцию в свадебной индустрии, которая складывается в последние годы в стране гор – Дагестане. Тенденция эта связана с тем, что идет явное разделение дагестанского общества. Одни играют свадьбу по религиозным канонам, другие же – по светским законам. Но, и те, и другие все чаще забывают своего народа. Те, кто играет по религиозным канонам практически полностью отходят от традиционных свадебных обрядов. Напротив, те, кто играет свадьбы по светским законам, так увлекаются нововведениями, что тоже забывают о многих красивых традициях.

Заметьте, такая ситуация сложилась не только в Дагестане, но и почти во всех кавказских республиках. И, самое обидное то, что официальное духовенство и светская власть показывают полное равнодушие к этой проблеме. Сложившейся ситуацией очень умело пользуются всякие религиозные деятели крайних взглядов. На самом деле, нет ничего плохого в том, что человек хочет сыграть свою свадьбу по религиозным канонам. Кстати, довольно много дагестанских свадеб в последние годы именно так играются. Есть даже явные плюсы от этого. Но, есть два очень больших минуса. Первый – это полное отрицание свадебных традиций и обрядов своего народа. Вернее, их подменяют религиозными обрядами. Хотя, не все обычаи дагестанских свадеб связаны с религией. И второй минус – явное противоборство светским свадьбам. Порой доходит до кровопролития.

Еще раз говорю, что каждый сам вправе решать, по каким канонам играть свадьбу. Но, это не должно разрушать обычаи и обряды. В этой связи вспоминаю пословицу, которую часто говорил : «Если вы стреляете в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в вас из пушки». В сложившейся ситуации очень важен диалог власти и духовенства. Возможно, удастся прийти к компромиссу. Иначе, в будущем возможны определенные сложности в этом вопросе.

Кто-то сейчас скажет, что «вот, Али опять сгущает краски». На самом деле, все не так. Конечно же, свадьба – это удивительный и счастливый миг в жизни каждого человека. Особенно, в жизни девушек. Ведь, каждая девушка с детства мечтает надеть белоснежное свадебное платье. Мечтает найти своего принца… точнее, чтоб принц сам нашел ее. По своему опыту хочу сказать, что свадебные хлопоты – это просто удивительное время, когда ты просто падаешь с ног от усталости, но тебе так приятно от этого. А девушки вообще всю девичью жизнь готовятся к свадьбе. Ну, конечно же, если девушка все-таки остается «девочкой» до свадьбы. Да, нередки случаи, когда бывает иначе. Подробнее об этом можете почитать в статье.

Нет, ребята, я не сгущаю краски. Я хочу рассказать вам о том, как же дорого сегодня обходятся. Знаменитый калым – выкуп за невесту кажется уже детским лепетом в сравнении с тем, какие расходы ждут человека, который изъявил желание стать официально женатым. Кстати, про калым обязательно напишу подробнейшую статью. , дабы не пропустить эту статью. Если вы не знаете, как можно подписаться на обновления блога, вам обязательно нужно .

Сколько стоит организация свадьбы в Дагестане?

Дагестанские свадьбы (впрочем, как и во всех республиках Северного Кавказа) никогда не были дешевыми. Ведь, все наслышаны о том, каким количеством родных, знакомых и друзей обладают многие семьи. Не зря же только на Кавказе широко распространились такие понятия, как «род», «тухум», «тейп».

Поэтому, чаще всего на дагестанских свадьбах собирается от 500 человек. Представляете, их же нужно прокормить и напоить. Но, это не самое страшное. Накрывать столы на Кавказе всегда любили и умели. Ведь – одно из самых почитаемых обычаев. Нужно же еще собрать приданое для невесты. Вот это один из самых сложных и долгих процессов. Обычно, родители с детских лет начинают покупать все необходимое. А нужно еще технику, мебель и еще много чего подарить своей дочурке. И самое главное, чтоб все подаренное было не хуже, чем у соседей. Ведь, потом народная молва может осудить. А жених должен готовить калым и жилье. Куда-то невесту надо приводить.

И эта ситуация долгое время всех устраивала. Играли свадьбу, гуляли несколько дней и все были довольны. Это продолжалось до тех пор, пока проведение свадеб в не поставили на рыночные рельсы. В принципе, бороться с прогрессом нет смысла, но акценты в некоторых моментах стоило бы поставить.

В первую очередь я никак не могу понять, зачем нужно играть две свадьбы. Об этом я подробнее писал в статье . Да, ребята, в Дагестане у многих народов играют две свадьбы. Зачем далеко идти. У меня самого было две свадьбы. Как бы объяснить так, чтоб стало понятнее. Первую свадьбу играл я, то есть сторона жениха. Собирались мои родственники, друзья, знакомые (всего 450 человек!). Вторую свадьбу играла моя жена, сторона невесты. У нее на свадьбе было… внимание… 600 человек! Я знаю, что у аварцев, даргинцев и многих других народов Дагестана обе свадьбы играют в один день. А на юге Дагестана (азербайджанцы, лезгины , табасаранцы) чаще играют в разные дни. Например, наша первая свадьба была 8 июля, вторая – 18 июля.

Давайте разберемся, почему в Дагестане принято играть две свадьбы. Это связано с тем, что в старину играли отдельно свадьбу для мужчин и для женщин. Женщины собирались отдельно в одном месте и «гуляли», мужчины же в другом месте. В назначенный час друзья и знакомые жениха приезжали на женскую свадьбу и забирали невесту. Посмотрите отрывок из фильма «Не эта, так та», в котором показано примерно тоже самое:

Таким образом, две свадьбы в этих условиях оправданы. А что мы сегодня видим? Сама традиция потеряна, а две свадьбы продолжают играть. То есть, сегодня жених и невеста сидят на одной свадьбе (на юге Дагестана так), потом вместе же сидят и на другой. А теперь внимание! Получается, что расходы удваиваются! А теперь давайте подробнее в цифрах.

Дагестанские свадьбы в цифрах

Понятно, что нужно прокормить обе свадьбы. Не легче ли было бы сыграть одну свадьбу, вдвое меньше расходов. Кстати, я бы с удовольствием сыграл одну свадьбу, но родители категорически были против. Итак, не берем мы в счет расходы на питание, питье, закуски. Возьмем самое простое, чтоб легче было понять. Итак, поехали:

  • Аренда банкетного зала на 400-700 человек на 1 вечер – от 40 000 тысяч рублей (на две свадьбы – минимум 80 000 рублей). Поделюсь некоторыми соображениями по этому поводу. Понятно, что спрос рождает предложение. Раз люди играют такие большие свадьбы, значит и залы такие строят. То есть, проблем с залами не будет, если вы закажете его за 7-8 месяцев! Да-да, я лично заказывал банкетный зал за 9 месяцев! И в это время было тяжело найти свободные места. Что можно сказать по поводу сервиса в банкетных залах? Нужно отметить то, что в последние годы уровень обслуживания заметно подрос. Но, как воровали официанты на свадьбах, так и воруют! Как выносят посуду, а потом предъявляют хозяину свадьбу счет за бой посуды, так и выносят.
  • Какая дагестанская свадьба без «живой» музыки. Ну, эта статья расходов меня больше всего раздражает. Так уж сложилось, что на свадьбах в Дагестане должна быть «живая» музыка. Для этого приглашают инструментальные ансамбли. Заплатить за это удовольствие нужно минимум 25 000 рублей. Что вы за эти деньги получите? 3-4 человека с музыкальными инструментами (, гармонь и скрипка изредка). Свадьба (основная часть городской свадьбы) длится 4-5 часа, из которых 2-3 часа играет синтезатор. Таким образом, каждый член ансамбля за 2 часа зарабатывает минимум 5000 рублей! Неплохой заработок, не так ли? Нет, я не считаю чужие деньги. Дальше вы поймете, почему я все это рассказываю.

Идем дальше. Ансамбль пригласили, осталось найти певцов. И тут начинается настоящий сэйшин! Каждый мало-мальски уважающий себя певец или певица запросит минимум 15 000 рублей! Представьте себе, как высоко себя эти люди ценят. За 4 часа заработать 15 000 рэ. Не хило! И это минимум. Знаю, что некоторые так называемые «звезды дагестанской эстрады» просят от 20 000 за полчаса. И все бы ничего. Не жалко было бы отдавать такие деньги за что-то стоящее. Но, блин, обидно, когда тебе нагло втюхивают пустышку. Не совсем понятно? Дело в том, что эти «звезды» практически не поют, все под «фанеру». Вот такие у нас «звезды». Рубят бабло! В принципе, с нашего молчаливого согласия! Кстати, если не верите, смотрите, как на одной дагестанской свадьбе отобрали микрофон у Лауры Алиевой – еще одной дагестанской «звезды» (правда, качество оставляет желать лучшего):

Если прибавить сюда и тамаду (минимум 5 000 рублей), то так называемая «живая» музыка обходится в довольно кругленькую сумму — 50 000 рублей! Заметьте, это самый минимум!!! Средняя же цена за все – 70 000 рублей! За две свадьбы – 140 000 рублей. Отлично! А теперь вопрос: как сделать так, что спустить этих «звезд» на землю? Мой тесть дал отличный вариант. Он считает, что нужно, чтоб несколько «шишек» в Дагестане отказались от приглашения этих «звезд», а включили вместо этого магнитофон! Вот тогда все начнут отказываться от приглашения «великих звезд».

  • Хорошо, идем дальше. Следующая статья расходов – приглашение операторов, фотографа и оформление зала. Ну, тут тоже все схвачено! За ваши деньги сделают все чики-пуки! Операторы (чаще всего из трех камер) попросят минимум 15 000 рублей, фотограф потребует 3000 – 5000 рублей за диск и 7 000 – 10 000 за альбом (10 000 – 15 000 рублей). А вот с оформлением стола все тяжело. Тут все зависит от вашей фантазии и ваших желаний. На это сразу же отложите минимум 7000 – 10 000 рублей. Таким образом, на операторов, фотографов и оформление стола приготовьте 40 000 рублей. Стоит ли говорить, что это минимальная сумма. Так, за две свадьбы – 80 000 кровных рубликов!
  • Не знаю, как вы, но я уже сбился со счета. Да и ладно, в конце все подсчитаем. Итак, нам же нужно еще что-то одеть на невесту (про жениха я уже молчу). Еще заказать машину (обязательно Бентли или какой-нибудь лимузин) и цветы. С выбором венчальных платьев проблем точно не будет. На каждом углу есть салоны свадебных платьев. И там можно за 20 000 – 150 000 рэ ВЗЯТЬ В АРЕНДУ платье на два вечера! Ну как вы там, еще не упали со стула? Отдать 150 косарей за 3-4 часа. И потом возвращаешь платье. Не дай Бог, если платье немного порвется. Готовьтесь отстегнуть еще денег бабосы. Такое ощущение, что эти платья от Кутюрье. Так, допустим, отдали вы, скрепя сердцем, полтос (50 000 рублей) за платье. Нужно же еще цветы и свадебную машину. За букет цветов готовьтесь выложить 2 000 рублей (4000 за две свадьбы), за машину – минимум 8 000 рублей (16 000 за две свадьбы). Всего: свадебное платье невесты+машина+цветы=70 000 рубликов за две свадьбы. Да, сюда же можно отнести прическу, макияж и прочее. На эти цели нужно будет отдать минимум 6 000 – 7 000 рублей за одну свадьбу. Итого, примерно 15 000 за две свадьбы.

Слава Богу, что я уже женился. Пишу статью и потею от этих цифр. Нет, не цифры меня пугают. Больше пугает то, что все цифры настолько бессовестно завышены, что даже слов нет. Такое ощущение, что средняя заработная плата в Дагестане составляет 100 000 рублей. Конечно же, все будут считать, что Кавказ незаслуженно получает больше денег, нежели остальные регионы России. Кстати, в статьея подробнее изучил этот вопрос.

  • Ну, нам осталось заплатить порядка 70 000 – 100 000 рублей тем, кто будет готовить еду на свадьбу. А приготовить нужно много чего: плов, шашлыки, всякие пряности, закуски, салаты, печеное и так далее. А как вы думали? Хотите самостоятельно приготовить еды на 700 человек? Упаси меня Всевышний от этой затеи! Все хотят отдыхать на свадьбе, а не горбиться.
Подведем итог минимальных финансовых расходов свадьбы в Дагестане:

1. Банкетный зал – 40 000*2=80 000 рублей за 2 свадьбы

2. Музыканты + певец + тамада – 70 000*2=140 000 рублей

3. Операторы + фотограф + оформление зала – 40 000 рублей*2= 80 000 рублей

4. Свадебное платье + машина + цветы + прическа (макияж) — 85 000 рублей

5. Приготовление еды на свадьбу – 85 000*2=170 000 рублей

Итого: 555 тысяч рублей!!!

Нормальная такая сумма получается!!! А теперь прибавим сюда еду, алкоголь, всякие соки и прочее. Тут все зависит от сезона. Летом вам все это обойдется в 200 000-250 00 рублей, а зимой и все 300 000 рублей. Заметьте, все подсчеты очень грубые и взяты на свадьбу численностью в 500-700 человек. В общем, на все выйдет порядка 1 000 000 миллиона рублей! Для тех, у кого проблемы с математикой – ОДИН МИЛЛИОН РУБЛЕЙ!!!

И это без приданого невесты: хрусталь, ковры и так далее (>350 000 рублей), мебель (> 250 000 рублей), золото (> 100 000 рублей), одежда для жениха и невесты (>150 000 рублей). Сюда же можно отнести еще и жилье! Короче, ребята, сегодня дагестанская свадьба – дорогое удовольствие!!!

Встает вопрос: почему же, если все так недешево, люди продолжают играть две свадьбы? Здесь я вижу только одну причину. Сегодня в Дагестане сложилась целая свадебная индустрия. Вообще, положа руку на сердце, нужно признать, что в Дагестане существует три отрасли основного дохода населения – это торговля, служба в полиции (либо на контрактной службе) и свадьбы. Ну не могут же столько народа взять и просто так лишить себя такого лакомого кусочка. Поэтому до сих пор играют две свадьбы!

На самом деле, признаюсь, в такие счастливые мгновения мы не задумываемся о том, сколько и кому нужно отдать. Это, в принципе, правильно. Ведь, как говорится, живем мы только один раз. И свадьба у всех бывает только раз… в большинстве случаев. Но, почему бы тогда не сыграть свадьбу по своему карману? Нет, нужно обязательно влезть в долги, чтоб не «ударить в грязь лицом». Либо люди, действительно, хотят выглядеть богатыми, либо же это пустые «понты». Кстати, об этих дагестанских «понтах» столько всего вам могу рассказать. Эх, лучше напишу отдельную статью об этой сугубо дагестанской проблеме.

Ну что, пора заканчивать. Я данную статью написал не для того, чтоб попугать вас цифрами и, чтоб все сразу же отказались от своих обычаев (от организации двух свадеб, например). Как уже сказал, я сам играл две свадьбы. Но, главное, чтоб вы реально оценивали свои материальные возможности и не гнались за тем, что выглядеть богатым и делать все, как у всех. Кстати, меня еще одно бесит – шаблонность дагестанских свадеб. Все свадьбы играют под копирку. Ребята, где же ваша эрудиция, смекалка, воображение? Я сделал свою свадьбу очень необычной и потратил на это минимум денег. Обещаю вам рассказать, как можно за минимальные денежные средства сыграть очень необычную и красивую свадьбу. Подпишитесь на обновления блога , дабы не пропустить эту статью.

В заключение хочу показать вам очень красивый танец жениха и невесты на азербайджанской свадьбе:

Уважаемые читатели, мне будет очень интересно обсудить с вами ваши взгляды на предложенную тему в комментариях. Думаю, вам есть много чего добавить ко всему, что я выше написал.

Пока половина моих друзей рассуждает на тему того, что регистрация брака — это вмешательство государства в личную жизнь двух любящих сердец, просветленные эзотерики выступают за скрепление любви через тантрические практики, а не штамп в паспорте, некоторые радикальные феминистки предлагают отменить свадьбу как акт закрепления рабства женщин, в это время на Кавказе люди по-прежнему справляют свадьбы по принципу «пир на весь мир», готовятся к этому событию годами и придают ему огромное значение. Ведь свадьба — одно из самых важных событий в жизни кавказцев, особенно, женщин.
Этой весной нам посчастливилось побывать на типичной дагестанской свадьбе, которую отмечали жители высокогорного села Гуниб, расположенного на высоте 1500 метров, к юго-западу от Махачкалы. Сегодня это моноэтническое село, в котором большинство жителей — аварцы, а 150 лет назад здесь жили помимо аварцев жили русские, евреи, кумыки, татары. Место это стало в свое время сценой для ожесточенных боев и политических распрей, в основном из-за своего уникального стратегического положения — Гуниб является естественной высокогорной крепостью.

Приехали мы в Гуниб около 10 утра, и нас там уже встречал Муртазали — организатор свадьбы и тамада. Именно ему мы обязаны тем, что смогли попасть на свадьбу, и именно от него услышали самое интересное о семейных дагестанских традициях.

В первую очередь мы поехали в дом жениха, где уже готовился большой кортеж машин в дом невесты. На Кавказе пиком «крутизны» считается автомобиль с низкой посадкой — и здесь, на сельской грунтовой дороге этот кортеж напоминал шумный караван в духе Кустурицы.

Муртазали рассказал нам, что раньше в Дагестане свадьбу справляли дважды: в доме жениха и в доме невесты, но сейчас эта традиция соблюдается в том случае, если будущие молодожены живут в разных селах или городах. Наши же молодожены родились и выросли в одном селе, поэтому свадьба организована одна — в их новом доме.

К свадьбе своих детей родители на Кавказе начинают готовиться чуть ли не с их рождения: собирают приданое невесты, придумывают фасон платья и прическу, женихи учатся танцевать, много пить и есть — без этого на Кавказе никуда! Когда молодые люди помолвлены, они могут пожениться только после того, как будет построен их собственный дом. Сияна с будущим супругом познакомилась год назад на одной из отмечавшихся в Гунибе свадеб, и, когда они решили пожениться, обе семьи совместными усилиями приступили к постройке дома. Дом получился типичный для этого региона: каменный, достаточно просторный, укомплектованный, как говорится, «под ключ», в нем есть все для начала счастливой семейной жизни - начиная от постельного белья и кончая посудой и шторами.

Итак, наш кортеж приехал к дому невесты, где с самого раннего утра занимаются её убранством.

Многочисленные подружки невесты и молодые родственницы помогают с макияжем, прической и платьем, а в это время мама и старшие родственницы заканчивают приготовления к традиционной части «передачи» невесты жениху, при этом совершенно искренне переживают и плачут, так как это последний день девушки в стенах родного дома.

Когда жених заходит в дом будущей жены, его встречает сестра невесты и... танцует! Вообще, танец в Дагестане - это выражение радости, это трансцендентальное действо, способ общения и непременный атрибут любой свадьбы.

После танца мама невесты угощает молодых медом, что символизирует пожелания долгой сладкой жизни.

Родители наших влюбленных изначально благославили этот брак. Но иногда, как рассказал нам Муртазали, на Кавказе до сих пор случаются кражи невест, почти как в «Кавказской пленнице». Хотя ближе к правде это описано у Эфраима Севелы в его книге «Мужской разговор в русской бане», где рассказана история, как молодая красавица влюбилась в старого уродливого проводника по горам, бывшего разбойника, и с ее же согласия (что как раз очень важно!) и была им похищена, после чего семья уже не может принять опороченную девушку назад и дает согласие на брак.
До сих пор при заключении брака важную роль играет социальный фактор молодоженов - жених не должен быть в социальном и финансовом положении ниже семьи своей избранницы.
Еще из традиций, которые нам, воспитанным на западной культуре (а правильнее было бы сказать - на советской), непривычны, в Дагестане есть такая, как многоженство. До сих пор здесь официально муж может иметь до четырех жен. Единственное, что часто удерживает мужчину от этого шага - финансовый вопрос, так как надо быть очень богатым человеком, чтобы позволить себе содержать столько жен. Дискриминация жен совсем не приветствуется - если подарил подарок одной, то будь добр выдать и остальным трем подарки, равные по стоимости.
Развод в Дагестане - скорее исключение, чем правило. По традиции, если в течение совместной жизни муж трижды произнесет фразу «Ты мне больше не жена!», это означает развод. Чтобы «оформить» его, супруги идут к имаму, который определенными действиями закрепляет их решение. В целом по России на сегодняшний день по статистике разводов почти столько же, сколько и оформления браков. На Кавказе же (премущественно в мусульманских регионах — таких как Дагестан, Чечня, Азербайджан) разводятся в редких случаях: отчасти это связано с традиционно важной ролью семьи как основного института общества, частично - с тем, что женщины почти не работают, а значит, и не могут сами себя обеспечить, что также является дополнительным стимулом сохранения брака. Но мне верится, что здесь просто помнят и ценят такое понятие, как любовь.
После приезда в новый дом молодоженов образовались два центра веселья - сам дом, в котором гостей угощают, и специально сконструированная площадка перед ним, где происходит основное веселье — а именно, танцы.

Еда на свадьбе - это, конечно, то, что заставило нас забыть обо всех приличиях и основах здорового питания. Овощи, фрукты, мясо, пироги, долма (фаршированные мясом виноградные листья), шашлыками, чуду (тонкий пирог с начинкой из мяса\зелени\творога), хинкал (сложносочиненное блюдо, в которое входят крепкий острый бульон, вареные в нем кусочки теста, баранина, говядина или птица, а также кефирный, сметанный или томантый соус), курзе (что-то типа наших пельменей, но больше даже напоминает грузинские хинкали, курзе бывают овощные и мясные) с томантным соусом. Всё это готовят родственники, а точнее — родственницы, которые безостановочно выставляют на стол свежеприготовленные блюда для новых гостей, убирают после них и моют посуду. Настоящий самоотверженный труд!

За столом постоянно звучат тосты: длинные, виртуозно исполненные, с вкраплениями старинных притч и легенд, с пожеланиями любви и советами молодым. Самый почитаемый человек на свадьбе - это самый старший гость или родственник. Кстати, эта же традиция касается и первоочередности вступления в брак - младшие братья и сестры не могу это сделать, пока не женится\ выйдет замуж старший брат или сестра.

На улице происходит другая важная часть свадьбы - танцы. Начинается все с танцевальной традиции, напоминающей наш «ручеек» - гостям вручается несколько цветков, которые они должны отдать тому, кого приглашают на танец. Отказываться нельзя, даже если ты устал, стар, пьян - хоть на 5 минут, но надо выйти в круг и потанцевать. В танце цветок передается и получивший его дальше приглашает кого-то на танец. Таким образом площадка никогда не пустеет, музыка звучит непрестанно и за это время все гости успевают потанцевать друг с другом. В основном именно таким образом в Дагестане находят себе жениха или невесту. В какой-то момент на площадку утащили Янку, которой пришлось наскоро учиться лезгинке. Некоторые женщины, выражая то ли уважение, то ли радость от того, что русская гостья танцует на свадьбе, стали подбегать к ней и совать в руку деньги. Это было совсем неожиданно!
Танец жениха и невесты - один из самых красивых и важных моментов свадьбы. Но сначала невеста танцует со всеми мужчинами — близкими гостями. Она делает небольшой круг, а мужчина танцует вокруг нее и кидает деньги ей на голову. Подружка невесты ходит за ней и собирает деньги. Эти деньги — подарок молодоженам, микроволновки и чайники здесь дарить не принято! Когда все мужчины станцевали, наступает очередь жениха. Вместе с невестой он делает несколько кругов, затем к нему в порыве присоединяются разгоряченные друзья и родственники и начинается буйная радость: жениха поднимают на руки и качают, выбрасывют вверх, безудержно танцуют и стреляют в воздух. Настоящий праздник!

Свадьба длится три дня, и в общей сложности ее посещают около тысячи гостей: конечно, не все сразу, но в течение всей свадьбы все жители села и окрестных деревень хотя бы на 15 минут, но должны зайти в гости.
Муртазали рассказал интересный обычай, как проверяют новоиспеченную супругу. В самое-самое неудобное время — ну, например, в 4 часа утра — приходят к молодоженам в гости. Хорошая хозяйка в любое время должна быть готова принять гостей и накрыть на стол хинкал и чай. Такая вот она, женская доля!
После тостов, еды и танцев мы постарались деликатно попрощаться и уйти, так как нас все активнее начали угощать алкоголем, что после нескольких часов дегустации всевозможных деликатесов кавказской кухни мы уже не могли продолжать. Мы отправились на прогулку. Естественно, гуляя по деревне, нас тут же зазвали в гости, и мы оказались в доме у местного каменщика, который занимается гравировкой. Он охотно показал нам свою работу, а мы с удовольствием поснимали.

А затем мы неспешно, за долгими интересными рассказами Муртазали отправились на самый край деревни, а свадьба далеким эхом звучала нам аккомпанементом.

Спасибо за внимание.

Свадьбу было принято играть после уборки урожая, осенью. В давние времена согласия девушки на брак не требовалось, решение за нее принимал старший тухума, а при его отсутствии – родители. Случалось и такое, что судьбу детей решали в раннем детстве, когда отцы обеих сторон, чаще всего друзья, заключали соглашение. Сторона жениха передавала отцу девушки ценную вещь, после чего дети считались помолвленными.

На обручение жених дарил девушке подарки, которые при супружестве или в случае развода по вине парня оставались невесте. Если же свадьба расторгалась по вине девушки, то подарки возвращались в двойном размере.

Раньше также практиковалась свадьба с . К этому методу жених прибегал тогда, когда не мог добиться согласия родителей невесты на брак. Чаще всего кража осуществлялась по обоюдному решению.

Непосредственно перед свадьбой между молодыми заключали мусульманский брак магьар или никях. Будущий муж должен был заплатить по Шариату в пользу невесты калым или кебин.

Сумма кебина была разной в зависимости от экономического состояния семьи. У средних равнинных жителей он составлял порядка 120 руб., у зажиточных доходил до 300 руб. Самый скромный известный кебин наблюдался у горских жителей – 5-15 руб. В качестве кебина можно было отдать не только деньги, но и рогатый скот, а также ценную материальную вещь. Брак заключал сельский мулла, который за свою услугу получал от жениха денежное вознаграждение в размере 1 руб., от невесты же – угощение.

Как только состоялось обручение, родители невесты готовили приданное, в которое входила медная посуда, постельные принадлежности, домашняя утварь, ковры и мн. др. В начале XX века самой богатой невестой считалась та, которая приносила больше всего медной посуды. У некоторых народов, к примеру, андиийцев, было обязательно принято помимо основного приданного давать курдюки, из-за их отсутствия торжество могло не состояться.

На свадьбу жениха приглашались родственники, а в небольшом горном ауле и все жители. Каждый по возможности приходил на свадьбу с подарком.

Ах эта свадьба…

В давние времена жених на время торжества переселялся в соседний дом, девушка также не жила в отцовском доме. В отличие от свадьбы жениха, мероприятие невесты проходило более скромно, в кругу близких людей. У некоторых горских и равнинных народов было принято, чтобы на торжестве не присутствовали даже братья девушки, а в каких-то и отец. Андийцы и чеченцы по сей день строго придерживаются данного обычая.

Самым главным и торжественным моментом был переход невесты из родного дома в дом жениха. Жених за будущей супругой никогда не ездил. У годоберинцев сторону жениха долго не впускали в дом, расспрашивая о цели визита и требуя подарки, как от нарушителей покоя.

Перед выходом из родного жилья невесту принаряжали в красивую одежду, что подарил ей жених и обязательно покрывали платком голову. Во время свадебной церемонии невесту в дом жениха сопровождали ее подруги и родственницы. При этом шествие аккомпанировало хоровое пение и музыка. У некоторых народов существовали даже различные песни: свадебные, дорожные и др.

У народов равнинной и предгорной зон девушка перевозились на арбе, а у горцев – на лошадях. В дороге у разных национальностей соблюдались свои определенные обряды. К примеру, в селении Буркихан, девушка, которую перевозили в дом будущего супруга, рыдала во всеуслышание. В ауле Мюрега девушку с крыш осыпали мукой, чтобы она не чувствовала нужды в доме мужа. Частенько случалось, что молодым преграждали дорогу, требуя подарки.

По приезду к жениху друзья устраивали стрельбу в воздух. Всех прибывших угощали медом. Этот обряд продолжает существовать и в наше время, символизируя долгую и счастливую жизнь молодоженов. Чаще всего его проводит мама супруга или близкая постарелая женщина.

Также у лезгин на входе в дом перед невестой клали тарелку, которую ей необходимо было разбить ногой с первого раза. Данный обряд говорил о ее плодовитости и возможности стать матерью. После невесту заводили в комнату и давали ей в руки маленького мальчика, желая скорейшего пополнения. До конца вечера невесте приходилось стоять в углу.

Новоиспеченный муж на свадьбе не присутствовал. Чаще всего он находился с друзьями и возвращался домой лишь к полуночи.

У некоторых народов свадьбу играли три дня, у других пять дней, но были и те, что играли восемь дней, например, у гидатлинцев, поочередно у близких родственников. Основными свадебными инструментами на мероприятии были зурна, барабан, чунгур и гармошка (у кумыков), предпочтение в танцах отдавали лезгинке.

Послесвадебные обычаи

Утром второго или третьего дня свадьба завершалась осматриванием лица невесты. В этот день с нее снимали вуаль, а женщины приходили поздравить с бракосочетанием и отведать сладости из сундука невесты.

Обе стороны дарили друг другу подарки. Особенно щедро и по сей день принято одаривать невесту-кубачинку. Часто все пальцы обеих ее рук унизывают подаренными украшениями.

По прошествии свадьбы новоиспеченная семья приглашалась в дом родителей и родственников, где они одаривались участком земли, скотом, фруктовыми деревьями и ценными подарками.

Друзья жениха также наносили визиты к молодой семье, появляясь внезапно среди ночи, и, требуя от жены приготовления национального блюда – . Все это проходило в форме развлечения и сопровождалось шутками.

Последней частью торжественной церемонии являлось шествие молодой жены за водой на родник в окружении близких родственниц.

Дагестанская свадьба - это красивое торжество, которое отмечается несколько дней с широким размахом. Праздник сопровождается национальными обычаями и традициями, которые не похожи на таковые других народов.

Побывать на дагестанской свадьбе - значит, увидеть всю культуру народа. Ведь на свадьбе не только соблюдают обычаи, но и произносят национальные тосты, танцуют дагестанские пляски, надевают народные костюмы.

Какова же она - красивая дагестанская свадьба?

Особенности народного торжества

Дагестанские свадьбы трудно спутать с какими-либо другими. А все благодаря национальным особенностям.

  1. Традиционная дагестанская свадьба отмечается два дня. Но между ними проходит еще ровно 7 дней.
  2. На свадьбе присутствует огромное количество гостей - от 300 до 1500. Это обязательно близкие и дальние родственники, друзья, коллеги. На торжество могут приходить и официально не приглашенные люди: соседи, знакомые или просто жители города или села. Последним не обязательно оставаться на празднике, но поздравить молодых и произнести тост они обязаны.
  3. По желанию родителей и молодоженов, свадьба может проводиться в одном из двух вариантов: религиозном мусульманском без алкоголя, громкой музыки и танцев, или классическом с алкоголем, пышным столом, шумными гуляниями.
  4. Сбор денег на свадьбу родители начинают еще с рождения ребенка. Гости дарят много денег на будущую свадьбу, на приданое невесте, на выкуп. Этот факт приводит к тому, что деньги на организацию свадьбы идут без счета.
  5. Национальной особенностью, которая сейчас соблюдается редко, являлось то, что родители сами выбирали жениха для невесты. Молодожены знакомились друг с другом прямо на свадьбе. Сейчас такой обычай соблюдается крайне редко.
  6. Раньше очень часто проводилась кража невесты. Это был красивый национальный обычай. Сейчас же к нему прибегают, когда родители жениха и невесты не дают благословения на брак. Когда жених крадет свою возлюбленную, он приводит ее в свой дом. А переночевавшая в доме мужчины незамужняя девушка считается опозоренной. И, чтобы смыть этот позор с семьи, родителям ничего не остается, как дать согласие на свадьбу.
  7. Дата свадьбы не должна выпадать на дни рождения молодоженов, дни рождения родителей, мусульманские религиозные праздники.

Как проходит сватовство?

Обычаи дагестанской свадьбы начинаются со сватовства. Еще его называют сговор. Это процедура заключения договора и обсуждения всех нюансов. Представители жениха: родители, родственники, друзья приходят в дом будущей жены, смотрят на благосостояние семьи, интересуются приданым невесты, обсуждают размер калыма - выкупа за невесту. В этом вопросе фиксированного размера нет.

Сватовство может проводиться в двух вариантах:

  1. Договор между родителями заключается, когда жених и невеста еще дети. Такой сговор называют "колыбельным". При его проведении мнения и желания невесты и жениха не спрашивают. Если все условности были обговорены, отец невесты вручал отцу жениха ценную вещь, которая служила символом заключения договора, и отныне дети становились женихом и невестой. Чаще такой сговор можно встретить у лезгинов.
  2. Сговор проводится, когда потенциальные жених и невеста уже совершеннолетние. Этот вид актуален для современной дагестанской свадьбы. Невесте дарят ценные подарки, которые в некоторых регионах вместе с ее приданым вывешивают на веревках у дома, демонстрируя их окружающим. Если всех все устраивает, то совершается помолвка. После нее жених и родители посещают дом невесты, а затем проводится ответный визит.

Подготовка к свадьбе

Праздновать торжество можно в зале ресторана, банкетном зале, а также в доме. Главное, чтобы помещение было достаточно просторным, поскольку количество гостей варьируется от нескольких сотен до двух тысяч. Такой размах предполагает затраты огромных денежных сумм.

Собирать деньги начинают еще с рождения детей, а вот непосредственную подготовку к торжеству начинают после помолвки. Готовиться начинают и со стороны невесты, и со стороны жениха. Первый день праздника проводится у невесты, второй - у жениха. Если жилищные условия не позволяют принять огромное количество гостей, то возможно проведение мероприятия в ресторане.

Официальная регистрация проходит только во второй день. Кстати, растягивание свадьбы на два дня связано с национальным обычаем: родители не имеют права присутствовать на таком событии у дочери, поскольку она переходила под покровительство семьи жениха. В дом жениха невеста отправлялась в сопровождении незамужних сестер.

Но родители хотели видеть свадьбу дочери, да и сама невеста желала, чтобы родители не оставались в стороне от важного дня в ее жизни. Чтобы никого не обидеть, но и не идти вразрез с обычаем, в доме невесты стали проводить мини-свадьбы. В современном Дагестане посиделки в доме невесты стали полноценным днем свадьбы, который гуляют с размахом.

После помолвки подготовкой занимаются преимущественно родители молодоженов. Но невеста также не остается в стороне. В ее обязанности входит подготовка будущего семейного "гнездышка": выбор мебели, расстановка ее в доме, декорирование интерьера.

Наряды для торжества

В современной дагестанской свадьбе девушки-невесты не ограничены в выборе платья. Единственное условие - оно должно быть длинным, изящным, дорогим и изысканным: сшитым из дорогих тканей с добавлением дорогих украшений. Платок или фату не используют.

Однако про традиционное убранство невесты никто не забывает. Его готовят в качестве второго наряда для свадьбы.

У жениха все намного проще с нарядом - любой классический костюм. Но если не отступать от традиций, то и жених должен иметь второй свадебный костюм, в котором он исполнит торжественный танец. Главным атрибутом этого костюма является папаха.


Свадьба: день первый

Проведение праздника в два дня объясняется еще и тем, что, как правило, дагестанская свадьба отмечается единственный раз. Разводы - крайне редкое явление у дагестанского народа. Крепость союза связана с религиозностью народа.

Первый день свадьбы - в доме невесты - начинается с исполнения ритуальной музыки. Приглашенные музыканты располагаются на крыше дома невесты и исполняют народные песни, напоминающие молитвенный мотив.

В это время в доме идет активная подготовка невесты для дагестанской свадьбы. В 12 часов дня из дома жениха выходит праздничная процессия, состоящая из одних только женщин - родственниц жениха. Сам жених и его сопровождающие следуют за процессией, исполняя при этом характерные для дагестанской свадьбы песни. С собой шествующие несут дары в виде сладостей, драгоценностей и ковров. Как только гости заходят в дом невесты, все принесенные угощения и дары убираются в сундук, который невеста заберет с собой в теперь уже свой дом.

Мать невесты в сопровождении других женщин-родственниц передает свою дочь в семью жениха. Весь процесс сопровождается плачем и причитаниями, которыми оплакивают уход дочери из родительского дома. Хотя в эту ночь невеста еще остается в родительском доме.


Свадьба: день второй

Второй день проходит в доме жениха. Он приходит в дом своей супруги и забирает ее под свою опеку. Но, прежде чем забрать невесту, жениха встречает ее сестра, исполняя национальный праздничный танец перед свадьбой. После мать девушки дает молодоженам испить меда из чаши. Это символ счастливой семейной жизни.

Именно во второй день проводится много шумных и веселых мероприятий. Стрельба в воздух, песни и пляски, конкурсы для гостей. На втором дне дагестанской свадьбы лезгинка является самым популярным любимым развлечением.

Начинается торжество после 12 дня, когда жених приведет невесту в дом. Праздник сопровождается плясками, при этом мужчины танцуют отдельно от женщин.

Молодожены также исполняют свой первый танец. Но этому событию предшествует еще один обычай: невеста должна станцевать с каждым мужчиной, присутствующем на свадьбе. Но, танец выглядит следующим образом: девушка танцует, а мужчина кружится вокруг нее, бросая возле нее деньги.

Все свадебное мероприятие проводит тамада - заранее выбранный родственник. Он проводит конкурсы, произносит тосты, следит за соблюдением традиций.

Что происходит на 3-й день?

После того как дагестанская девушка стала замужней, ей разрешают снять платок с головы. Это происходит на следующий день после 2-го дня свадьбы.

В дом к молодым супругам приходят гости, чтобы еще раз поздравить их с созданием семьи и заодно полакомиться угощениями из сундука невесты.

Родня невесты и родня жениха в завершение пышных гуляний обмениваются дорогими подарками. Так начинается семейная жизнь молодых супругов.

Современная свадьба в Дагестане

Современные свадьбы у дагестанцев все больше напоминают европейские торжества. Некоторые обычаи изжили себя, а некоторые продолжают соблюдаться.

  1. Жених обязательно танцует лезгинку, облаченный в национальный костюм.
  2. На столах обязательно присутствуют национальные угощения: шашлык, хинкали, долма, плов и т. д.
  3. Приданое невесты и калым от жениха обязательно должны быть собранными.
  4. Жених обязательно приходит за невестой во главе торжественного шествия.

На дагестанских свадьбах уже нанимают тамаду - профессионального ведущего, а не родственника. Чаще арендуются рестораны и банкетные залы для мероприятия, которые украшаются по-современному. Играет популярная музыка.


Вход невесты в дом жениха: национальный обычай

Красивому обычаю - входу невесты в дом будущего супруга - ранее предшествовали неоднократные визиты родственников жениха и невесты друг к другу за несколько недель до свадьбы. Сейчас это совершают только после заключения брака.

Вход невесты в дом супруга сопровождается обсыпанием ее орехами, монетами и конфетами, как символ того, что в этом доме девушка не будет знать ни горя, ни нужды. В некоторых районах Дагестана невесту обсыпают мукой.

Как только молодая переступала порог, мать жениха вручала ей чашу с медом, которую невеста должна была испить.

После окончания свадьбы наставница (теперь уже жены) рассказывала ей, как провести первую брачную ночь: как вести себя и что делать. Молодой муж приступает к исполнению супружеского долга только после того, как спросит девушку о ее истинном желании стать его супругой и получит положительный ответ.

Тосты

Дагестанские тосты на свадьбе - это длинные, красивые повествования со смыслом. Их, как правило, рассказывает тамада. В завершение тоста поднимаются бокалы за молодых, за родителей, за друзей.

Гости также могут произнести коротенькие тосты или же сказать красивое национальное поздравление.


Национальные танцы

На дагестанской свадьбе лезгинка - обязательный, традиционный танец, который любят и умеют исполнять все: и мужчины, и женщины. Именно в этом танце раскрывается весь характер и потенциал дагестанцев. В этот танец они вкладывают "душу".

Вообще, на дагестанской свадьбе танцы открывает аравул - главный танцор на торжестве. Положенное им начало танцев называется "дем". После к танцору присоединяются гости-мужчины.

В начале танца мужчинам вручаются цветы - символ приглашения в танец. Как только мужчина чувствует усталость, он может передать цветы другому, который не вправе отказаться от приглашения. Такие танцевальные мероприятия длятся вплоть до окончания праздника.

Танцы на дагестанской свадьбе для девушек и женщин начинаются с приглашения от сестры жениха. Именно она вправе первая приступить к пляскам. Женщины также могут танцевать лезгинку на дагестанской свадьбе.


Возможны ли браки дагестанцев с другими народами?

Русско-дагестанская свадьба имеет место в современности, невзирая на разницу между этими двумя народами.

Подготовка такой свадьбы - это прежде всего обсуждение двумя сторонами (жениха и невесты) всех нюансов, касающихся соблюдений русских и дагестанских традиций. Что положено на русской свадьбе и не принято на дагестанской, и наоборот.


Многие пары идут на компромисс и проводят на своем торжестве только самые интересные обычаи и конкурсы, характерные для каждого народа.

Обряд сватовства

Народы Дагестана всегда придавали большое значение женитьбе сына или выдаче замуж дочери. Выбор невесты или жениха считался серьезным и ответственным делом. Им занималась не только семья, но и более широкий круг родственников, и даже тухум (род) в целом. При оценке личных качеств невесты в первую очередь принималось во внимание ее трудолюбие, сдержанность в проявлении эмоций, знание правил этикета. Требовалось, кроме того, чтобы девушка была физически крепкой, способной иметь здоровое потомство и выполнять многочисленные обязанности по хозяйству, дому и воспитанию детей. Главным образом в невесте ценилось ее происхождение и способность к работе по хозяйству.

У даргинцев, лакцев первый визит в дом девушки делали родители юноши. Влияние сватов было значительным. У аварцев был распространен другой обычай: для переговоров семья юноши приглашала к себе отца девушки, щедро угощала его и делала предложение. Как правило, одним посещением дело не ограничивалось. «Хорошая девушка не согласится выйти замуж, пока не износится обувь сватов» говорилось в старину.

У других народов (лезгин, табасаранцев, азербайджанцев) сватовство производилось через уважаемого мужчину, посылаемого женихом вместо свахи к родным невесты. Цель такого посещения объяснялась намёками; прямое же предложение родным о выдаче их дочери замуж считалось неприличным. Началом разговора могла служить общепринятая фраза: «Просим вас стать отцом и матерью» такому-то человеку… Если родители невесты были согласны, то произносили «иншааллах» (с Божьей помощью, если Богу будет угодно), в противном случае - сразу отказывали.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу. Причиной, по всей видимости, служили не только опасения «сглазить» первые шаги возможного брака, но и непредсказуемость ситуации - отказ родителей выдать дочь замуж за человека, сделавшего ей предложение, мог вызвать массу обид. В связи с этим часто прибегали к услугам посредников, которые должны были выяснить, согласны ли родители невесты породниться с ними. Здесь необходимо отметить об особой роли посредницы, по совету которой дело до сватовства в некоторых случаях могло и не дойти.

Бывали случаи, когда вопрос о браке решался сразу, и мать юноши тут же надевала девушке серебряные кольца и браслет. Но так случалось очень редко.

После сговора жених мог посещать невесту, а в старину даже существовал такой адат: жених и невеста после сватовства могли спать вместе, но до заключения брака жених не имел права касаться тела невесты. При имаме Шамиле одна ахвахская (Ахвах - одно из аварских сел) невеста убила кинжалом своего жениха, хотевшего нарушить этот адат, и не только не подверглась никакому наказанию, но и заслужила общую похвалу.

После сговора также обговаривался и вопрос о выплате стороне невесты стороной жениха калыма (выкупа). Калым представлял собой верхнюю одежду, надеваемую невестой в день свадьбы, постель, одеяла, другое имущество. Все это поступало в полную собственность невесты и отбиралось у неё в случае, если она впоследствии сама захочет оставить мужа.

Одни народности Дагестана требовали и требуют поныне уплаты женихом брачного дара, другие освобождают его от этой обязанности. К первым можно отнести аварцев и некоторые народности южного Дагестана, ко вторым - даргинцев и лакцев. Коран, например, определяет, что выкуп должен принадлежать жене, как некая материальная гарантия на случай развода. Шариат же приписывает получение выкупа родителями невесты. Выплата калыма за невесту была таким же важным атрибутом брака, как и оформление его у муллы. Это было незыблемо у всех народов Северного

Кавказа, у которых ислам был официальной религией. Следует отметить, что выкуп за невесту имел место у всех дагестанских народов, но размер его не был одинаковым, а величина во многом зависла от принятых в данном конкретном обществе обычаев, от их экономического благосостояния, материального положения, и сословной принадлежности.

Следующим шагом было обручение. Обручение по своей форме носило характер торжественного акта осведомления родственников, близких, всех односельчан о намерении двух семей породниться, поэтому приглашались не только родственники, но и многие односельчане. После него отказаться от брака без веских на то причин не могла ни одна из сторон.

Иногда обручение проходило и в более узком кругу. Процедура обручения зависела от положения семьи (экономического, сословного). Могли быть и некоторые другие причины, например, недавняя смерть родственника, тяжелая болезнь близкого и т. д.

На этом этапе послы жениха шли в дом невесты с подарками, кое-где их сопровождали все родственники. Разумеется, у каждого народа и в каждом населенном пункте количество и ценность подарка была разной. У аварцев часто подарки жениха и приданное невесты вывешивались на веревках во дворе невесты для всеобщего обозрения и оценки. На обручение обычно приносили кольцо, платок. Так в некоторых селах, например, на следующее утро подруги или двоюродные сестры невесты шли за водой, надев платок, кольцо, принесенные сватами. Этим, во-первых, оповещалось об обручении, а, во-вторых, демонстрировались подарки.

С обнародования факта сватовства и улаживания имущественных и материальных вопросов между будущими родственниками, начинался период предсвадебных обрядов и обычаев, предшествовавших свадьбе. Прежде всего, сторона невесты приступала к подготовке приданого, подарков для родни жениха.

У табасаранцев, например, в этот период, мать невесты совершала обход села с целью сбора шерсти для матрасов дочери. Полагалось обойти все дома, а если она кого-либо пропустит, те обижались. С этой же целью она могла посетить и соседние села, где имелись кунаки (друзья). В этом случае обходила село жена кунака, которая называла цель прихода, а мать невесты сопровождала ее. Такой же обход совершала и мать жениха.

После обручения родственники жениха и невесты близко общаются друг с другом, во всем советуются, совместно участвуют в полевых работах, помогают друг другу в организации разных семейных торжеств и событий. Таким образом, предсвадебный период имеет большое не только хозяйственно-экономическое, но и социально-психологическое значение.

Уже в этот период родственники жениха часть расходов на содержание невесты берут на себя. Время от времени невесте делаются подарки, нередко дорогие.

По традиции, после обручения, молодым людям давали возможность увидеться друг с другом. Обычно жених со своими друзьями приходил в дом «как будто бы тайно». В доме невесты на этот момент обычно оставались только сестры, жены старших братьев, реже -- мать.

Приход жениха не означал, что он обязательно должен увидеться и поговорить с невестой. Только после многократных визитов жениху удавалось остаться наедине с невестой. Жених и его друзья приходили к невесте с подарками и перед уходом в свою очередь получали подарки от нее. Обычай посещения женихом невесты имел определенное воспитательное значение, так как встречи были подчинены при этом строгим правилам и традиционному этикету.

Таким образом, можно сделать вывод, что предсвадебные обряды повсеместно имели подготовительный характер. Начинался этот период выбором невесты, затем сватовством, и заканчивался непосредственными приготовлениями к свадьбе.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх