Что можно давать ребенку в 1 3. Для приготовления овощных салатов используются. Какую рыбу можно

Не успели вы даже оглянуться, и вот уже вашему малышу исполнился год! Время идет, ребенок растет, «взрослеет» и его рацион, имеющий некоторые особенности. Что же хочет годовичок?

Питание годовичка должно соответствовать его возрастным возможностям (кусания, жевания, переваривания и усвоения пищи). Группы продуктов остаются практически теми же самыми, что и у 10-12 месячного ребенка, изменяется консистенция, объем, способ приготовления, а также расширяется ассортимент продуктов.

Пища, как и в более раннем возрасте, остается протертой (теперь уже не через мелкое сито, а на терке), отварные мясо и рыбу можно провернуть на мясорубке всего один раз. Возможно приготовление оладий, запеканок, суфле и пудингов. Не стоит отказываться от готовых специализированных продуктов для детского питания. Не забывайте о разнообразии пищи, и об учете вкусовых пристрастий ребенка: пусть он познакомится как можно с большим количеством продуктов, разрешенных в этом возрасте.

Режим питания до 1,5 лет остается 4-5-разовым, интервалы между кормлениями – 4-5 часов. Часы приема пищи должны быть строго фиксированы (допустимы отклонения на 15-30 минут) для выработки у малыша условного рефлекса и лучшего усвоения пищи.

Наиболее калорийным должен быть обед, наименее – полдник. Для сохранения хорошего аппетита не стоит ничего давать между кормлениями за исключением воды. Суточный объем питания для детей от 1 до 1,5 лет составляет около 1000-1200 мл (не считая жидкости).

Грудное молоко

Здорово, если сохранено грудное вскармливание. Значит, утром после пробуждения и перед ночным сном малыш сможет полакомиться маминым молоком и насладиться общением с вами. Ребенку–искусственнику можно дать молочную смесь (последующая формула – 3). Напомним, что отмерять объем смеси следует строго в соответствии с возрастом ребенка и рекомендациями педиатра.

Молочные продукты

На завтрак лучше всего предложить крохе что-то из молочных продуктов (молочную кашу, йогурт, творог). Но это должны быть только специализированные детские молочные продукты с умеренным содержанием жиров и углеводов, произведенные на заводах детского питания, имеющие ограниченный срок годности (несколько дней) и продающиеся в отделах детского питания. Кашу можно готовить с использованием молочной смеси (последующая формула – 3) или предложить крохе кашу промышленного производства, не требующей варки. Знакомство малыша с цельным молоком многие диетологи рекомендуют отложить на более поздний возраст (2-2,5 года), из-за возросшего числа случаев пищевой аллергии к белку коровьего молока.

Кефир содержит молочнокислые бактерии, а также бифидобактерии, улучшающие пищеварение и положительно влияющие на иммунную систему. Однако следует помнить, что кисломолочные продукты отличаются высокой кислотностью и в больших количествах не слишком полезны для организма ребенка. По новым рекомендациям Института питания РАМН, данный продукт можно давать детям с 9-12 месяцев в количестве, не превышающем 200 мл.

Творог, как источник белка и кальция, необходим ребенку, но в разумных пределах – около 50 г в день (это не слишком легкоусвояемый продукт). Сметана, сливки и сыр используются в питании малыша второго года жизни в небольших количествах (так же, как творог и йогурт, их лучше давать не каждый день). Сметану добавляют в уже готовые блюда. Сыр желательно измельчить (например, на терке). Этот продукт можно давать в сочетании с макаронными изделиями, а можно использовать как отдельное блюдо.

Крупы

Блюда из круп (каши, супы, гарниры) являются источником углеводов, растительных белков, витаминов, минеральных веществ. На первом месте по пищевой ценности стоят гречневая и овсяная крупы. Рис легко переваривается, усваивается организмом и широко используется для детей с проблемами пищеварения. К сожалению, содержание витаминов и минеральных веществ в рисе низкое. Кукуруза тоже не может похвастаться особенной ценностью витаминно-минерального состава. Кроме того, в ней много крахмала. Зато кукуруза является одним из источников селена.

После длительной варки такая каша легко усвоится малышом. Необходимо напомнить: манная крупа относится к кашам, содержащим глютен (белок злаковых культур, способный вызывать аллергию). Да и витаминов и минеральных веществ в манке не так уж много. Поэтому злоупотреблять таким продуктом не стоит.

Фрукты и овощи

В этом возрасте уже можно расширять ассортимент предлагаемых малышу фруктов (свежих и в виде соков, пюре) за счет апельсинов, абрикосов, клубники, киви (в ограниченных количествах – не более 100 мл сока или пюре). Также полезны крыжовник, вишня, смородина, клюква, малина, брусника, ежевика в протертом виде. Биологически ценный витаминный напиток можно приготовить из шиповника. Ребенку второго года жизни полезно добавлять в каши фрукты или овощи (например, яблоки в рис, тыкву в овсянку).

Овощное меню можно обогатить свеклой, репой, зеленым горошком, фасолью. Бобовые нужно давать с большой осторожностью и лишь в хорошо проваренном, тщательно измельченном виде, так как, несмотря на богатство растительными белками, эти овощи содержат грубую клетчатку. Она вызывает повышенное газообразование и усиливает перистальтику кишечника, в результате чего стул ребенка становится более жидким.

Мясные продукты и рыба

Важную роль в питании детей играют мясные продукты. Их можно предложить в обед в виде фарша, фрикаделек, паровых котлет. Это должны быть нежирная свинина, телятина, говядина, субпродукты (особенно язык), курица, мясо кролика, индейки, конина. Не рекомендуется мясо водоплавающих птиц (уток, гусей), жирные свинина и баранина из-за трудности их переваривания. И, конечно же, никаких колбас, сосисок, сарделек.

Можно ввести в рацион ребенка маложирные сорта рыбы (хек, минтай). Рыбу следует давать 2 раза в неделю, при отсутствии аллергических реакций. Ее можно отварить, потушить с овощами, сделать котлеты и фрикадельки, суфле. Столь любимую многими взрослыми икру и морепродукты можно давать лишь иногда и с большой осторожностью (из-за аллергических реакций).

Яйца и масло

Одно куриное яйцо должно входить в ежедневный рацион малыша второго года жизни (кроме случаев, когда ребенок страдает пищевой аллергией на куриный белок). Это может быть яйцо целиком, паровой омлет или яйца, добавленные в кулинарные изделия (творожники, блинчики). Ни в коем случае нельзя давать детям сырые яйца.

Перепелиные яйца отличаются от куриных более высоким содержанием белка и более высоким содержанием жира и холестерина (несмотря на столь малый размер). Однако они могут быть хорошей альтернативой для детей с непереносимостью куриного белка (по 1-2 штуке в день или через день).

Сливочное масло лучше давать в натуральном виде (например, мазать на хлеб или добавлять в уже готовые блюда), не подвергая термической обработке. То же относится и к растительному маслу (подсолнечному, оливковому, соевому, кукурузному) Его используют в завершающей стадии приготовления овощей.

Кондитерские изделия , хлеб, напитки

Годовичок не должен есть пирожные, торты, шоколадные конфеты, жирные сорта печенья. Из кондитерских изделий можно рекомендовать мармелад, джемы, пастилу, варенье. С медом нужно быть очень осторожными, так как, кроме несомненной пользы, он обладает высокой способностью вызывать аллергические реакции.

Детям до 1,5 лет лучше давать белый хлеб, так как он легче переваривается.

Из напитков (кроме уже упомянутых фруктовых и овощных соков и молочных продуктов) ребенку этого возраста разрешен чай (натуральный и некрепко заваренный), компоты и кисели. Газированные напитки (даже минеральная вода) в рацион ребенка не входят.

Пожалуй, у нас есть чем накормить годовичка! Пусть он растет на здоровье!

Примерное меню для годовичка

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

(последующая смесь - 3)

Завтрак

Каша на молоке с добавлением фруктов и творога детского

Хлеб белый с маслом или сыр тертый

Обед

Суп-пюре из тыквы

Овощное пюре с мясом (кабачки, телятина)

Хлеб белый

Фруктовый сок (яблочно-вишневый)

Полдник

Печенье детское

Фруктовое пюре (яблоко с овсяными хлопьями)

Ужин

Яйцо вкрутую

Овощное пюре (зеленый горошек с картофелем)

На ночь

Грудное молоко или молочная смесь

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Грудное молоко или молочная смесь

Завтрак

Творог детский

Овсяная каша (безмолочная) с яблоками

Чай с молоком

Обед

Суп овощной со шпинатом

Рыбное филе с цветной капустой

Хлеб белый

Полдник

Кефир детский или йогурт детский

Сухарики из белого хлеба

Ужин

Паровой омлет с сыром

Пюре из яблок и моркови

Нектар из бананов и груш

На ночь

Грудное молоко или молочная смесь

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Грудное молоко или молочная смесь

Завтрак

Молочная каша с фруктами

Хлеб белый с маслом

Обед

Суп куриный

Паровая котлета с картофельным пюре

Полдник

Йогурт детский или биокефир детский

Печенье детское

Ужин

Творожная запеканка со сметаной

Пюре из абрикоса со сливками

Сок мультивитаминный

На ночь

Грудное молоко или молочная смесь

Примерные нормы суточного потребления продуктов питания для детей второго года жизни (по рекомендациям российских диетологов)

Часто родители, а также бабушки и дедушки стремятся побаловать малыша «чем-то вкусненьким». К сожалению, в роли лакомства не всегда выступают полезные продукты. Между тем пищевые предпочтения, которые во многом определяют здоровье человека, формируются в детстве. Как помочь ребенку избежать пристрастия к нездоровой пище и привить ему вкус к пище здоровой?

Поговорим о правильном питании ребенка после года. Помимо того, что прием пищи восполняет затраты энергии малыша 1--3 лет, покрывает его потребность в питательных веществах (белках, жирах и углеводах), витаминах и минералах, он еще и выполняет воспитательную функцию, прививает ребенку хорошие манеры и развивает его эстетический вкус. Важно с самого раннего возраста научить малыша правильно питаться, потому что именно в этот период формируются вкусовые пристрастия. Если время будет упущено, сложно будет что-то поменять в предпочтениях малыша. Иными словами, если ребенка не научить есть рыбу или овощи именно в этом возрасте, в дальнейшем он может не полюбить эти продукты или если кроха с детства привыкает к повышенному содержанию соли и сахара в пище, то это сформирует его дальнейшие неправильные вкусовые пристрастия.

Конечно, лучше всего изначально не приучать ребенка к нездоровой пище. Именно от нас, родителей, малыш узнает, что такое пересоленные или слишком сладкие блюда. Грудное молоко имеет чуть сладковатый вкус, молочные смеси в большинстве своем пресные или безвкусные, первые прикормы тоже имеют натуральный вкус самих продуктов. А что делают многие мамы и бабушки? Они добавляют в еду соль или сахар «для вкуса», считая, что так кроха будет их есть охотнее. Делать этого не следует: с точки зрения здорового питания пища не нуждается в дополнительном добавлении сахара или соли.

Желательно начать пересматривать свой семейный рацион в сторону здорового питания еще до рождения малыша или сразу после его появления на свет. Если вы этого еще не сделали, самое время начать хотя бы с года, потому что малыш учится есть, глядя на то, как и что едите вы сами. Перейти на здоровое питание не так уж и сложно. Да, поначалу пища с малым количеством соли и специй покажется безвкусной. Но пройдет пара недель, а то и меньше - и рецепторы языка станут более чувствительными к натуральному вкусу продуктов и окажется, что он очень ярок и своеобразен.

Что следует исключить или ограничить?

Сладости. Сахар и все продукты, в которые он входит: кондитерские изделия, мороженое, подслащенные соки - ребенку до 3 лет давать вообще не рекомендуется. Это относится и к шоколаду. Помимо того, что шоколад содержит очень большое количество сахара, в нем также слишком много какао и различных добавок, которые очень часто вызывают у детей аллергию.

В качестве альтернативы можно предложить малышу зефир, фруктовый мармелад и пастилу: они не содержат сахара, а сладкий вкус им придает фруктоза (фруктовый сахар, содержащийся во фруктах и овощах), которая для организма полезна.

В принципе, травяной чай с сахаром или с вареньем иногда можно позволить ребенку в качестве лакомства, но в сочетании с другой пищей сладкое решительно противопоказано. Съеденный с крахмалами или белками, сахар вызывает гнилостное брожение и неприятные ощущения в животе малыша. Мед в умеренных количествах подобных реакций не вызывает, поэтому, если нет аллергии, 1--2 чайных ложки меда можно добавить в чай, кашу или при приготовлении десерта.

Заготовки из ягод с сахаром значительно менее вредны, чем просто сахар. Дело в том, что при хранении ферменты ягод и фруктов переводят часть сахара во фруктозу, к тому же подобные смеси содержат немало витаминов. Но все равно варенья, джемы и прочие «живые» изделия на основе сахара - это продукты, которые нужно есть понемногу: не более 3--5 чайных ложек или 7--10 ягод из варенья в виде лакомства и не каждый день.

Соль. В идеале в детском питании соль почти не употребляется. Норма соли для детей 1--3 лет - до 3 г в сутки - это около половины чайной ложки, и на вкус взрослого детские продукты должны быть недосолены. Избыток соли вызывает задержку жидкости в организме, что приводит к повышенной нагрузке на почки и сосуды ребенка. Обычно при приготовлении пищу ребенку не подсаливают - достаточно той соли, которая содержится в самих продуктах.

Из меню малыша исключаются хрустящий картофель, соленые крекеры, некоторые сыры (которые обладают соленым вкусом) и другие пересоленные продукты.

Грибы. В питании ребенка до трех лет не допускаются такие продукты, как грибы: они очень трудно перевариваются в кишечнике. К тому же, грибы, подобно губке, вбирают в себя огромное количество тяжелых металлов, токсических и радиоактивных веществ. Это может вызвать у ребенка расстройство желудка или отравление.

Приправы. Для повышения вкусовых качеств пищи можно использовать приправы (с года - петрушку, укроп, базилик, кинзу, а с 1,5--2 лет - чеснок, лук, щавель). Лучше, если эти приправы будут заготовлены самостоятельно: укроп, кинзу, базилик и петрушку можно высушить или заморозить, зеленый лук можно выращивать на окне практически круглогодично или покупать свежий, чеснок в свежем виде следует добавлять мелко порубленным в уже готовые блюда.

Магазинные специи, а особенно их смеси, в детском питании не используются. Дело в том, что такие наборы специй зачастую содержат, помимо трав, еще соль и усилители вкуса, такие, как глутамат натрия. Это вещество участвует в передаче импульсов в центральной нервной системе, оказывают выраженное возбуждающее действие и применяется в психиатрии как лекарство. Пища, содержащая много глутамата, вызывает как физическое, так и психическое привыкание. Этот усилитель вкуса является причиной болезней пищеварительной системы, таких, как гастрит или язва желудка, а в экспериментах было доказано его негативное влияние на мозг и на сетчатку глаза. Дети, часто употребляющие пищу с глутаматом натрия, жалуются на головные боли, учащенное сердцебиение, слабость в мышцах, жар; также глутамат натрия изменяет гормональный статус в организме. А содержится он как раз не только в специях, но и в продуктах «фаст-фуда», колбасах и копченостях. Большое количество этой пищевой добавки, а также красителей и соли содержится в чипсах, сухариках и различных снеках. Кроме того, они содержат большое количество так называемых пустых калорий, которые вызывают ложное чувство насыщения и ожирение, отбивают аппетит, а пользы для организма не приносят никакой. Способ их приготовления – а именно жарка в кипящем масле, причем неоднократно используемом – приводит к образованию в продукте большого количества веществ-канцерогенов. То же самое относится и к другим блюдам, которые готовят по аналогичной технологии, например к картофелю фри, употребление которого ребенком вообще недопустимо.

Уксус, перец, томатные соусы, горчица, маринады и другие острые или кислые приправы призваны «улучшить» вкус блюд. Они прекрасно справляются с поставленной задачей, но при этом сильно раздражают пищеварительные и выделительные органы, мешают их нормальной работе и способствуют развитию многих болезней, поэтому в питании детей раннего возраста эти приправы недопустимы. Также недопустимо употребление ребенком майонеза: это высококалорийный продукт, более чем на 65% состоящий из жира. В нем содержится большое количество натрия и холестерина.

Жареное. Все жареное для ребенка до 3 лет под запретом, потому что при данном виде обработки образуются ядовитые и канцерогенные вещества (от лат. cancer - «рак» и генус - «вызывающий» – химические вещества, воздействие которых на организм при определенных условиях вызывает рак и другие опухоли), особенно когда жир со сковородки пускают в ход по несколько раз. Много ядовитых соединений получается и при нагревании растительных масел. Румяные корочки, такие аппетитные и вкусные, чрезвычайно трудно усваиваются и способствуют развитию гастрита (воспаления желудка), колита (воспаления толстой кишки), язвы, заболеваний печени и почек. К тому же, жареные продукты содержат переизбыток жиров.

Как готовят блюда для детского питания?

Пищу для ребенка старше года готовят несколькими способами:

1) варят; это относится к приготовлению овощей, мяса, яиц, рыбы, каш и крупяных гарниров. После варки, в зависимости от возраста ребенка, пища измельчается на более или менее крупные кусочки, разминается вилкой;

2) готовят на пару (овощи, мясные или рыбные котлеты, омлеты). Для этих целей очень удобны современные пароварки, которые сохраняют большинство витаминов;

3) запекают в духовом шкафу, в рукаве, фольге. Таким образом готовятся всевозможные запеканки, рыба, мясо и овощи;

4) для детей старше 2 лет разрешается легкое обжаривание продуктов в растительном масле, а затем тушение. Таким способом можно приготовить рыбу, мясной гуляш, котлеты и тефтели.

Маргарин . В рационе малыша до 3 лет не должно присутствовать маргарина, искусственных жиров, сала и продуктов, приготовленных на них. Маргарин представляет смесь животных и растительных жиров, подвергнутых гидрогенизации - насыщению молекул жирных кислот атомами водорода. Мутированные молекулы жирных кислот, доля которых в маргарине достигает 40%, повышают уровень холестерина в крови, нарушают нормальную работу клеточных мембран, способствуют развитию сосудистых заболеваний, отрицательно сказываются на формировании половой функции. Сало является тугоплавким жиром, на его переваривание требуется выделение большого количества пищеварительных ферментов поджелудочной железы и печени, что приводит к их перенапряжению и срыву. А это может проявляться диареей, тошнотой и болями в животе.

Колбасы . Продукты переработки мяса, к которым относятся все колбасы (и вареные, и копченые), а также копченая, вяленая или сушеная рыба, ветчина, копченая грудинка в детском питании тоже недопустимы. В копченостях много раздражающих веществ и соли, они довольно ощутимо «бьют» по пищеварительным и выделительным органам. К тому же, эти продукты содержат большое количество красителей, ароматизаторов, пищевых добавок и уже упомянутых ранее канцерогенов.

Консервы . Мясные и рыбные консервы (если это не специализированные детские продукты, а обычные «взрослые» консервы из ближайшего магазина) насыщены солью, перцем, уксусом и различными консервантами. В питании детей они присутствовать не должны. То же самое относится и к домашним заготовкам, в которые обычно добавляют много специй, соли, уксус или аспирин, которые крайне негативно влияют на работу желудка и кишечника малыша.

Сдоба и кондитерские изделия . Стоит ограничить (но не полностью исключить) из рациона ребенка такие продукты, как булочки, плюшки, пирожки, обычное печенье. Они содержат большое количество калорий, сахара и при систематическом употреблении могу приводить к избыточному весу. Можно дать малышу на полдник сдобную булочку (примерно 50 г) или пирожок, но не в каждый прием пищи. А печенье лучше всего давать специальное – детское. В отличие от взрослого, оно не крошится, а тает во рту, поэтому ребенок не подавится крошками. Детское печенье производится без применения красителей, консервантов, ароматизаторов и других искусственных добавок. Можно также давать малышу галетное печенье или сушки.

Каши с добавками . Отдельно хочется остановиться на детских кашах с добавками: обычно они имеют в своем составе достаточно большое количество сахара, к тому же многие из добавок (например, некоторые фрукты или шоколад) сами по себе являются аллергенными продуктами, которые в детском питании не приветствуются. Самое лучшее - добавить в обычную кашу кусочки свежих фруктов или небольшое количество ягод: получится и вкусно, и полезно.

Напитки

Оптимальное питье для ребенка - обычная чистая питьевая вода без газа. С 2 лет можно давать ребенку небольшое количество столовой негазированной воды: на этикетке должно быть написано, что вода слабоминерализованная или питьевая (ни в коем случае не лечебная). В питании ребенка до 3 лет несомненную пользу представляют свежевыжатые соки. Однако следует запомнить, что для детей первых трех лет жизни свежевыжатый сок рекомендуется разводить водой в соотношении от 1:1 до 1:3, потому что концентрированный сок содержит большое количество органических кислот, которые могут раздражать нежную пищеварительную систему ребенка.

Очень полезны компоты их свежих фруктов или сухофруктов, различные морсы, настои и травяные чаи. Последние выполняют еще и терапевтическую функцию – способствуют нормализации сна, возбуждают аппетит, помогают при простуде или снижают нервную возбудимость.

Что ребенку пить не стоит? Все современные сладкие газировки готовят из воды, концентрата и насыщают углекислотой. Уже из этого состава понятно, что пользы для маленького ребенка в них нет никакой. Подобные напитки содержат слишком много сахара, порой более 5 чайных ложек на стакан. Это количество сахара не может не сказаться на работе поджелудочной железы и эндокринной системы. Кроме того, оно может стать причиной кариеса при регулярном потреблении такой воды. К тому же, такие напитки не утоляют жажду - при их употреблении жажда только усиливается, что приводит к задержке жидкости и отекам.

Многие производители добавляют в напитки вместо сахара его заменители: такие продукты содержат меньше калорий и продаются под эмблемой «лайт». Увы, и они достаточно опасны для организма ребенка. Ксилит и сорбитол, являющиеся сахарозаменителями, способны провоцировать мочекаменную болезнь. Сахарин и цикломат являются канцерогенами, которые способствуют развитию раковых опухолей. Аспартам способен вызывать аллергию и негативно действует на сетчатку глаза, что может привести к снижению зрения.

Концентратами, из которых готовят напитки, являются лимонная или ортофосфорная кислоты, они образуют основу вкуса газированной воды и служат консервантами. Эти кислоты раздражают слизистую оболочку, вызывают микроповреждения во рту, пищеводе и желудке, плохо влияют на зубную эмаль (особенно лимонная кислота). Но более опасна ортофосфорная кислота, так как при регулярном попадании в организм она способствует вымыванию из костей кальция, в котором многие дети и так испытывают недостаток. Недостаток кальция приводит к такому тяжелому заболеванию, как остеопороз – ломкость костей при минимальных нагрузках.

Не прибавляет пользы газированным напиткам и добавка в виде кофеина, который используется в качестве тонизирующего средства. Употребление такой газировки приводит к перевозбуждению нервной системы, что детям совершенно противопоказано.

И наконец, углекислый газ, который содержится в газированной воде, сам по себе не вреден, но вызывает отрыжку, вздутие живота, повышенное газообразование и не разрешен детям первых лет жизни.

Основные правила выбора продуктов для ребенка

1. Выбирайте продукты с пометкой «Предназначены для питания детей раннего возраста» или продукты специально для детского питания.

2. Внимательно читайте этикетки, обращайте внимание на цвет и консистенцию продуктов: если какой-либо из компонентов продукта вызывает у вас сомнение, лучше отказаться от покупки.

3. Продукты для детей не должны содержать пищевых добавок, консервантов, стабилизаторов и прочей «химии».

4. Продукты должны содержать минимум соли или сахара, а лучше - не содержать их совсем.

5. Обращайте внимания на срок хранения: натуральные продукты не могут иметь длительного срока годности, особенно это касается молочной продукции. Если срок хранения таких продуктов превышает несколько суток (обычно 3--5), от таких продуктов лучше отказаться.

6. Обязательно пробуйте все продукты сами перед тем, как дать их детям: продукт может оказаться чересчур сладким или ароматизированным.

Как уменьшить риск?

Если малыша все же угостили шоколадками, газировкой или еще чем-либо из перечисленного выше, не заостряйте внимание ребенка на этом продукте. Просто предложите альтернативу: вместо шоколадки – зефир или мармелад, вместо газировки – фруктовый сок. Если малышу очень хочется, чтобы в напитке были пузырьки, пойдите на хитрость: разведите сок минеральной водой - будут и пузырьки, и польза. Также необходимо, чтобы в вашем доме запрещенные продукты отсутствовали и ребенок их не видел, тогда и желание попробовать что-то вредное будет сведено к минимуму.

Не стесняйтесь проинструктировать родственников, как и чем нужно кормить малыша в ваше отсутствие, напишите им полный список продуктов, которые малышу давать не следует. Для того чтобы лишний раз не провоцировать ребенка, старайтесь не посещать кафе «фаст-фуд», особенно где он может увидеть других детей, аппетитно жующих картошку фри или еще какие-то запрещенные блюда.

Многие родители жалуются, что продукты из здорового меню малыш ест с неохотой. Тут тоже есть небольшие хитрости: позвольте ребенку самому приготовить себе, например, салат или кашу. Пусть по мере своих сил принимает активное участие в приготовлении пищи - это же так интересно, тогда и есть он ее будет с большим аппетитом. Никогда не стоит заставлять малыша есть насильно. Пусть лучше съест немного, но с аппетитом, чем полную порцию со слезами.

Всегда красиво и с фантазией подавайте блюдо: обычную кашу можно превратить в море, если сделать в ней кораблики из детского печенья и островки из кусочка яблока. Каждый потопленный корабль отправляется ложкой в рот. Включите фантазию, и пусть малыш вам помогает. Когда вся семья будет собираться за столом, пусть у ребенка будет своя должность – он будет помогать сервировать стол, тогда прием пищи со временем превратится в своеобразный ритуал и будет способствовать формированию правильных пищевых привычек и чувству вкуса.

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок рос здоровым и крепким. Одним из важнейших условий нормального физического и является правильно подобранное меню. Большинство детей в этом возрасте уже переводят с на искусственное. Даже если малыш продолжает получать материнское молоко, в его рацион обязательно нужно включать и другие продукты питания.

Обратите внимание: некоторые дети годовалого возраста проявляют своеобразный пищевой консерватизм, отказываясь от любой другой еды кроме грудного молока.

Режим кормления ребенка в год

Годовалого ребенка необходимо кормить 4-5 раз в течение дня. Режим приема пищи составить таким образом, чтобы временные интервалы между кормлениями были не более 4 часов. В день малыш должен потреблять в среднем 1000-1200 мл пищи; количество потребляемой жидкости в данном случае не учитывается. Четверть объема должна приходиться на завтрак, 35% - на обед, 15% - на полдник и 25% - на ужин.

Подобный режим считается оптимальным для детей от 1 года до полутора лет. Желательно, чтобы вторые блюда имели консистенцию пюре, но если уже появились жевательные зубки, можно давать и плотные кусочки размером порядка 2-3 см.

Обратите внимание: на практике лишь немногие родители вымеряют время и объем; небольшие погрешности не имеют особого значения.

Примерный режим приема пищи:

Крайне нежелательны «перекусы» между основными кормлениями. Если ребенок капризничает, потому что проголодался, можно предложить ему фрукты, но, ни в коем случае, не сладости или мучное. Эти «быстрые углеводы» только . К тому же, такие погрешности в рационе со временем могут стать причиной развития нарушений обмена веществ.

Рацион ребенка в год

На завтрак лучше всего предложить малышу кашу. Для приготовления подойдет , или . Очень полезен для пищеварения, например, известный всем «Геркулес». В кашу желательно добавить небольшой кубик сливочного масла, ягоды или нарезанные свежие фрукты. Можно сварить ребенку и т. н. мультизлаковую кашу, но только при условии, что все виды входящих в нее круп уже давались раньше. После еды ребенку можно дать чашку компота или чая. Если он отказывается – не беда; значит организм не испытывает потребности в дополнительном объеме жидкости.

Важно: обязательно придерживайтесь элементарных правил гигиены при приготовлении пищи. Следите за чистотой своих рук и приучайте ребенка тщательно мыть руки перед едой. Это позволит снизить вероятность кишечных расстройств.

Оптимальный набор продуктов для второго завтрака – кисломолочные продукты, булочка или печенье и фрукты (груша или яблоко). Желательно самостоятельно готовить кефир, но если предпочтение отдается фабричным продуктам, внимательно изучите их состав. Наличие красителей или ароматизаторов в молочных продуктах крайне нежелательно. Выпечку также желательно готовить самостоятельно – в покупной могут содержаться вредные для годовалого ребенка консерванты и прочие нежелательные добавки.

Полноценный обед должен состоять из первого и второго блюда, а также салата из свежих овощей. Супы желательно варить на овощном бульоне (оптимальный выбор – щи или свекольник). На второе подойдут паровые котлеты или тефтели. Целесообразно 1-2 раза в течение недели предлагать малышу рыбные блюда вместо мясных. Предпочтение в данном случае следует отдавать нежирной морской рыбе (белой). Для приготовления салата рекомендуется использовать местные овощи (желательно – сезонные). Ягодный морс, компот или воду можно дать после еды, если ребенок попросит.

После дневного сна нужен легкий полдник. Лучше всего покормить годовалого ребенка овощным пюре или детским творожком, как вариант – предложить стакан ряженки или со свежей булочкой.

На ужин нужно дать малышу омлет на пару или пюре из овощей с мясом. Неплохим вариантом является тыквенная каша с пшенной крупой.

Непосредственно перед сном ребенку полезно выпить 100-200 г кефира или другого кисломолочного напитка.

Важно: кормить годовалого ребенка нужно только свежеприготовленными блюдами. Не оставляйте первое и второе в холодильнике «на завтра»!

Помните: чем разнообразнее меню, тем лучше будет у вашего малыша.

От каких продуктов пока нужно отказаться?

Многие обычные для взрослого человека продукты могут спровоцировать у годовалого ребенка расстройства пищеварения, нарушения метаболизма и прочие неприятности.

Список продуктов, которые не следует предлагать малышу годовалого возраста:

Рецепты вкусных и полезных блюд для годовалого ребенка

Мы приготовили вам рецепты нескольких простых, но очень полезных блюд, которые с удовольствием едят дети в возрасте одного года.

Ленивые вареники из творожного теста с вишенками

Это замечательное блюдо для второго завтрака или полдника.

Для его приготовления потребуются следующие ингредиенты:

  • 200 г творога (предпочтительнее – сухого);
  • 5 ст. л. муки;
  • одно яйцо;
  • 3 ст. л. сахарного песка;
  • вишни без косточек (свежие или замороженные) – 12-15 шт.

Яйцо разотрите с сахаром до максимально однородной консистенции, после чего добавьте творог и тщательно перемешайте. Затем постепенно всыпьте муку для получения густого теста. Намочите руки и сделайте из творожного теста лепешку величиной с ладонь, положите в середину 1 вишню и чуть-чуть сахара. Теперь слепите края, и скатайте шарик. Когда все ленивые вареники будут готовы, поместите их в пароварку на 20 минут. Вкусное и полезное блюдо для годовалого ребенка готово!

Рыба с овощным гарниром

Рыбные блюда целесообразно включать в рацион малыша, по крайней мере, раз в неделю. Продукт является ценным источником витаминов и микроэлементов. Рыбу с овощами можно дать на обед в качестве второго блюда или на ужин.

Ингредиенты:

  • филе белой рыбы нежирных сортов;
  • половинка средней моркови;
  • треть небольшой луковицы;
  • 1 помидор «черри».

Отварите рыбу или приготовьте ее на пару. Тщательно очистите морковь и лук, измельчите и тушите на сковороде до готовности. В глубокую тарелку положите слой мелко нарезанной отварной рыбы и накройте его слоем тушеных овощей. Помидор нарежьте ломтиками или кружочками, и используйте его для украшения этого вкусного и полезного блюда. Даже дети, которые не в восторге от рыбы, будут есть его с удовольствием!

Свекольно-яблочный витаминный салат

Это полезное блюдо готовится очень просто и быстро. Его можно дать малышу как на обед, так и на ужин.

Ингредиенты:

  • половина яблока;
  • половина небольшой свеклы;
  • растительное масло.

Заранее сваренную свеклу очистите от кожуры, и нарежьте соломкой или маленькими кубиками. Снимите с яблока кожицу, и вырежьте сердцевину, после чего также порежьте его на мелкие кусочки. Перемешайте ингредиенты и добавьте чайную ложку масла.

От того, какие блюда будут предлагаться ребенку в 1 год, во многом будет зависеть формирование его пищевых привычек. Рацион должен быть сбалансированным, а продукты содержать нормальное количество калорий, витаминов и микроэлементов, важных для роста и развития малыша.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    Рацион питания ребенка в 1 год существенно измениться, он уже не грудничок, а значит будет познавать все больше и больше новых продуктов. Этот процесс не быстрый, малышу понадобится некоторое время, чтобы полностью перестроить свой стиль еды.

    Главное изменение, которое повлияло на его питание, это наличие собственных зубов. Малышу действо жевания даже интересно, поэтому структура новых продуктов в его меню будут только в радость.

    Пища для детей от 1 года до 1,5 лет по степени механического измельчения должна быть мелкой. Блюда должны быть кашицеобразные типа пудинга, суфле, пюре, паровых котлет. Хотя, если у малыша 8-10 зубов, он уже может хорошо пережевывать черствый хлеб, сухарь, печенье, мягкие яблоки.

    Дети старше 1,5 года с появлением коренных зубов могут активно жевать, и обработка пищи может быть такой же, как для взрослых: овощи и фрукты кусочками, котлеты, мясное рагу, гуляш.

    Пищеварительная система тоже стала более крепкой и подготовленной, теперь она вырабатывает больше ферментов, которые смогут переваривать более сложную пищу.

    Суточный объем пищи до 1,5 лет составляет 1100-1200 мл.

    После 1 года в питание ребенка все еще входит грудное молоко. Его дают с самого утра и перед сном. И даже если вы иногда подкармливаете малыша среди ночи, в этом нет ничего страшного.

    Грудное молоко очень полезное, а по последним данным, выяснилось, что в его составе присутствуют антитела, которые не дают развиваться кариесу. Но если в 1 год ребенок постоянно тянется за бутылочкой с соком или другой смесью, то следует с этим покончить.

    Рацион питания ребенка в 1 год

    Начнем с того, что в годовалом возрасте ребенка часто продолжают кормить 5 раз в день, но если ваш малыш способен выдерживать 4-разовое питание, то это даже к лучшему.

    Таким образом, ребенок будет кушать каждые 3–4 часа, что есть нормой для любого организма. И если четко придерживаться рациона, то проблем с пищеварением у малыша не будет.

    Дело в том, что у ребенка в 1 год еще очень чувствительная пищеварительная система, если отклоняться от режима питания (даже в 30–40 мин), то снижается выделение соков и ферментов, что приводит к плохому перевариванию пищи.

    Теперь перейдем к меню для годовалого малыша. Как правило, к 1 году жизни ребенок уже освоил все основные продукты питания. В дальнейшем его ждут только разные способы приготовления того или иного продукта.

    Молочные продукты в рационе питания годовалого ребенка

    Молоко по-прежнему играет огромную роль в рационе. Оно незаменимо ценно, в нем много белков, кальция, витаминов В и жира. Но цельное молоко используется как правило для приготовления каш.

    Большую часть из молочных продуктов должны занимать кисломолочные продукты. Ребенку в 1 год уже можно предлагать йогурт, ряженку или кефир в небольших количествах (100–300 мл).

    При выборе йогурта обратите внимание на содержание сахарозы, различные ароматизаторы, консерванты и количество жира - всего этого должно быть, как можно меньше.

    Обычно у таких йогуртов срок хранения превышает 1 месяц. В идеале, конечно, если есть финансовая возможность, то лучше готовить свежие йогурты из натуральных продуктов.

    Немало важным продуктом в рационе годовалого ребенка является сыр и творог. В этом возрасте порцию можно увеличивать до 60–80 гр. на день. Поначалу его лучше давать в виде пудинга, а уже ближе к 1.5 году можно включить фантазию и приготовить, например, мягкие сырники.

    А вот сыр отлично подойдет для формирования жевательных навыков. Деткам по душе его эластичность и чаще всего они предпочитают жевать сыр в чистом виде. Сливки используют для заправки овощных блюд и каш, в супы и салаты добавляют сметану.

    Овощи и фрукты

    Рацион питания ребенка в 1 год позволяет включить в меню много новых ягод. Это вишня, клубника, киви, персики, смородина, малина, цитрусы (в малых дозах) и многие другие.

    Конечно, маме придется экспериментировать с разными ягодами, так как на некоторые из них может быть аллергия, а от других расстройство желудка. Отдельно хотим выделить цитрусовые плоды - они содержат огромное количество кислот.

    И даже если у вашего ребенка нет на них аллергии, лучше ограничить их прием (1–2 долек будет вполне достаточно).

    Дозировка всех остальных ягод - 200–300 гр. на день и около 100 гр. фруктового сока. И обратите внимание, что после 1 года ребенку уже можно давать соки с мякотью.

    Мясные продукты, рыба и яйца

    Фрикадельки, тефтели и котлеты- эти продукты обязаны быть в рационе питания годовалого ребенка в количестве 100–150 гр. на день. Из мясных продуктов рекомендуются постная говядина, телятина, куры и цыплята (только домашние!), мясо кролика.

    Не следует готовить блюда из свинины, жирной говядины, баранины, мяса гусей и уток. Периодически можно заменять мясо тщательно очищенной от костей рыбой нежирных сортов, лучше треской, хеком, судаком.

    В 1 год ребенку уже можно кушать яйцо полностью, а не только желток. Теперь белок усваивается примерно на 97%, что считается нормой для любого организма.

    Как и прежде яйца нужно только варить, или запечь омлет без корочки, в сыром виде или всмятку они усваиваются намного хуже, плюс ко всему есть риск распространения инфекции.

    Яйца не вредны для ребенка, поэтому дозировка ограничивается лишь его предпочтениями.

    Для улучшения вкусовых качеств пищи можно добавлять укроп, петрушку, лук, чеснок, ревень. Раздражающие продукты - горчицу, хрен, перец - употреблять в пищу до 3 лет не нужно.

    Мучные продукты и крупы

    Каши по-прежнему активно используются в рационе годовалого ребенка. Все та же овсяная, рисовая, пшенная и гречневая каши. Если ребенок в 1 год все еще противиться обычной каше, то можете ее продолжать измельчать, придав более однородный вид.

    Но лучше чтобы к 1.5 году жизни малыш уже мог есть кашки в натуральном виде. Макароны в этом возрасте используют редко, в основном, это гарнир, но иногда их добавляют в суп малым количеством.

    Мы не рекомендуем часто давать годовалому ребенку мучные изделия, они содержат много углеводов. А вот ржаной или пшеничный хлебушек другое дело, он переваривается намного легче. Начиная с 1 года можно предлагать ребенку 40-50 гр. пшеничного и 15-30 ржаного хлеба в день.

    Кроме всего сказанного выше, рацион питания ребенка в 1 год может стать ярче за счет сладостей. Это может быть повидло, джем, зефир. Дозировка сладостей составляет около 30–40 гр. в день.

    Детям 2-го и 3-го года жизни, как и более младшего возраста, каждый новый вид пищи сначала дается маленькими порциями. Важно, чтобы внешний вид блюда привлекал ребенка и возбуждал аппетит.

    Примерное меню для ребенка в 1 год



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх