Царская невеста полное либретто. Н.Римский-Корсаков «Царская невеста

Николай Римский-Корсаков (1844-1908) - морской офицер, служивший три года на клипере «Алмаз», объехавший на нем половину мира, гениальный русский композитор, написавший 15 опер, музыкальный педагог и критик.

Девятая опера

К тому времени, когда в 1894 году Николай Андреевич начал писать «Царскую невесту» на стихи драмы Льва Мея, он был на вершине своих творческих сил. Были длительные обсуждения с соавтором, которого звали Илья Тюменев, и других сюжетов. Сам И. Тюменев некогда учился у Николая Андреевича, а потом стал и либреттистом, и композитором, и автором путевых очерков, так как таланты его были разнообразны. В итоге была задумана «Царская невеста» (опера), либретто которой набросал сам композитор, а работу над вставными и лирическими сценами доверил помощнику.

Драма Л. Мея

В основу сюжета положен реальный эпизод из жизни Ивана Грозного, взятый из «Истории» Карамзина. Царь выбирал себе третью жену из девиц знатных и незнатных родов. Претенденток собралось около двух тысяч. Иван Васильевич отобрал сначала 24 девушки, затем оставил 12 и начал их сравнивать.

Новгородский купец Василий Собакин был удостоен великой чести: именного его дочь Марфа стала невестой грозного царя, но по неизвестным причинам девушка серьезно заболела. Царь, подозревая, что ее отравили, лишил жизни всех, на кого пало его подозрение, но женился на больной Марфе. Молодая жена умерла сразу по окончании свадебных пиров.

Эту историю Л. Мей истолковал как художник, нарисовав яркие драматические характеры, которые были углублены гениальной музыкой. Имена основных персонажей будут указаны в тексте статьи.

Увертюра

Эта пьеса для оркестра написана в форме сонатного аллегро и построена на двух темах. Первая и главная рассказывает о той трагедии, которая позже предстанет перед зрителями, вторая, побочная, создает светлый образ Марфы. Особенность этой увертюры в том, что ее темы больше в опере не прозвучат.

«Царская невеста» (опера), либретто: начало

Первое действие происходит на пирушке. В большой богатой горнице стоит понуро у окна любимый царский опричник Григорий Грязной. Он безмерно тоскует по девушке Марфе, которую отец наотрез отказался выдать за него замуж.

С детских лет она просватана за другого, за Ивана Лыкова. Страшные мысли теснятся в голове молодого опричника, он замышляет, как ему извести соперника. Потому и ждет гостей, и в первую очередь царского лекаря Бромелия, который знает толк в разных зельях.

Один за другим появляются гости: Малюта с опричниками, вернувшийся из дальних земель Иванушка Лыков и Бромелий. Пир шумит, играют гусляры, идут разговоры, поднимаются кубки за царя. Вдруг Скуратов вспоминает о красавице-любовнице Григория, и Любашу вызывают на пир, чтобы она спела. Наконец к утру гости расходятся, только одного Бромелия задерживает Грязной. Он просит у лекаря для друга. Бромелий обещает выполнить просьбу.

Их разговор подслушивает Любаша, которая, наконец, поняла, почему охладел к ней ее господин. Она задумывается, как вернуть любовь Григория, и тоже, кипя ненавистью к неизвестной сопернице, желает получить любовное зелье.

Так начинается опера «Царская невеста». Содержание, которое здесь изложено, - это завязка всех хитросплетений истории.

Действие второе

В Иван Грозный впервые на улице видит писаную красавицу Марфу Собакину и рассматривает ее так, что сердце девушки обрывается от страха. Тем временем Любаша, выследившая своего неверного Григория, тоже рассматривает Марфу и поражается ее красоте. Она не забывает, что идет к Бромелию, и просит у колдуна зелье, чтобы извести красоту.

Он требует непомерной платы - любви Любаши, и грозит рассказать о ее просьбе Григорию Грязному. Любаша с отвращением и страхом соглашается на условие чернокнижника. Таким образом продолжается опера «Царская невеста», содержание которой мы рассматриваем.

Действие третье

В дом купца Василя Степановича Собакина пришли гости: Лыков и Грязной. Василий Степанович рассказывает о большой семье, которая осталась в Новгороде. Иван Лыков, мечтая о свадьбе, намекает, что пора определить жизнь Марфы. Собакин согласен, но пока не время. Он, к ужасу обоих молодых людей, рассказывает, что дочку призвали на смотрины царских невест, и уходит, чтобы распорядиться об угощении. Собакин возвращается с медами, которые гости выпивают.

А вот и появились с царских смотрин Марфа, ее подруга Дуняша и ее мать Домна Сабурова, купеческая жена. Девушки ушли переодеться, а тем временем Домна Ивановна рассказывает, что царь говорил с ее дочкой Дуняшей, и всем кажется, что выбор Иван Васильевич остановит на этой девушке. Лыков неимоверно обрадован, и все решают выпить за то, что туча пронеслась над их головами.

Темнеет, и Григорий Грязной отходит к окну, чтобы наполнить чарки. Он поворачивается ко всем спиной и тайно подсыпает зелье.

Появляются девушки, Григорий берет поднос с чарками, и каждый берет ту, что ему предназначена. Все радуются за Ивана и Марфу, пьют за их счастье и здоровье. Но тут вбегает встревоженная ключница Собакиных, Петровна, и говорит, что к ним жалуют бояре, неся слово царское. Появляется Малюта Скуратов в сопровождении бояр. Он извещает, что государь выбрал Марфу. Все потрясены. Собакин кладет земной поклон.

Неожиданно и драматично развивает события опера «Царская невеста». Содержание их никому не предвещает ничего хорошего.

Действие четвертое

В царском тереме в палате сидит сломленный горем Василий Собакин. Он видит неизлечимо больную дочь и страдает. Появляется Грязной и сообщает, что под пытками отравитель сознался, но царский лекарь возьмется вылечить Марфу. Кто лиходей, Грязной пока не рассказывает. Из палат выбегает сама девушка, чтобы сказать, что на ней нет порчи. Тут входит Малюта Скуратов, и при нем Григорий рассказывает, что отравитель Марфы - Иван Лыков, и царь приказал его казнить. Григорий сам исполнил царскую волю.

Услышав это, Марфа падает чуть не замертво. Когда ее приводят в чувство, то видно, что она потеряла рассудок. Несчастной девушке в Григории видится любимый Иванушка, а Грязной страдает от тщетности своих усилий. Он в совершенном отчаянии. И вдруг признается, что он оклеветал Ивана Лыкова и нечаянно отравил Марфу. А девушка все время разговаривает с Григорием, видя в нем любимого Ивана. Грязной не может этого больше переносить, просит Малюту забрать его и осудить.

Тут появляется Любаша и сознается, что подменила приворот на отраву. Григорий не может этого вынести и закалывает Любашу ножом. Он все рвется проститься с Марфой, а она просит своего Ваню прийти к ней на следующий день.

Все в смятении. Бурным вихрем оркестра завершается опера «Царская невеста», содержание которой рассмотрено полностью. Оставить равнодушным опера не может ни одного зрителя.

Николай Римский-Корсаков создал за десять месяцев лирическую драму, которая насыщена острыми коллизиями. Она невероятно популярна. Ее ставят все российские театры.

ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА
Н. А. Римский-Корсаков
Либретто Н.А. Римского-Корсакова и И.Ф. Тюменева по одноименной драме Л.А. Мея
Продолжительность: 2 ч.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик - Кирилл Тихонов
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
​Художники по свету - Денис Енюков, Александр Нилов
Хормейстер - Евгений Ильин

Премьера состоялась 06.09.1997

Иссушающая любовь, безудержная ревность, ядовитая месть, злобная алчность – эти чувства владеют людьми в любую эпоху. Шекспир в свое время гениально описал подобные проявления человеческой натуры, после чего даже появилось выражение – «шекспировские страсти».

Настоящие шекспировские страсти кипят и в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Любовь, страсть, ревность, зависть и - как результат - преступление… Трагичная история мрачной эпохи Ивана Грозного никого не оставляет равнодушным и в веке 21-ом. «Постановка в «Геликоне» - современна и вызывающе прекрасна , - делится своим впечатлениями народный артист РСФСР Юрий Веденеев. – Смелые режиссерские решения Дмитрия Бертмана и световая партитура усиливают воздействие прекрасной музыки Римского-Корсакова на зрителей, создают атмосферу грозной, неотвратимой силы, уничтожающей хрупкую человеческую личность. Это потрясающая работа «Геликона!».

«Восхищена цветовым решением спектакля: золотой, алый и черный , - дополняет народная артистка РСФСР Светлана Варгузова. – Финальная ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдём» пронзает до боли и оставляет ощущение горькой утраты. Я получила огромное наслаждение!».

«Это захватывающая камерная эротико-психологическая драма о страстной любви, обреченной на гибель в условиях жёсткой тоталитарной системы. Смотрится на одном дыхании» , - пишет Екатерина Кретова в «Московском комсомольце». Но все ли так однозначно? Зрителям решать самим.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПИРУШКА
Царский опричник Григорий Грязной впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно он засылал сватов к отцу полюбившейся ему Марфы: купец Собакин наотрез отказал ему, поскольку Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова.
К Григорию приходят гости. Среди них Малюта Скуратов, царский лекарь Бомелий и Иван Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран. Грязной тайно просит лекаря достать такое снадобье, которым можно приворожить девушку, обещая щедро наградить за услугу. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она не уступит своего счастья и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

ПРИВОРОТНОЕ ЗЕЛЬЕ
Улица в Александровской слободе. Марфа рассказывает Дуняше о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает грозный призрак - царь Иван прошел в отдалении, заглядевшись па них. В сумерках к дому Собакиных подкрадывается Любаша. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. Бомелий готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша соглашается на позорную сделку.

ДРУЖКО
В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора уж справить её, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен, взволнован и Григорий. Наконец возвращается Марфа. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно подсыпает в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами: царь избрал в жены не Дуняшу, как надеялись влюблённые, а Марфу.

НЕВЕСТА
Собакин глубоко опечален болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить. Грязной докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту государя и за то казнён. Марфа не выдерживает тяжести горя. Её помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной в ужасе: вместо того, чтобы приворожить, он погубил её. Не в силах снести душевных мук, Грязной признаётся в совершенном им преступлении - он отравил Марфу и оклеветал Лыкова. Любаша сознается, что это она подменила зелье, и в ярости Грязной убивает её. Сам же он готов принять любые муки, чтобы искупить страдания любимой.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившийся ему Марфы. Купец Собакин наотрез оказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. Грязной обращается к нему с просьбой достать снадобье, которым можно приворожить девушку. Он обещает его щедро вознаградить. Разговор лекаря и Грязного подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней, теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

Все помыслы Марфы посвящены любимому жениху, Ивану Лыкову. Рядом с ней ее подруга Дуняша. Ей она рассказывает о своих чувствах. В сумерках, к дому Собакиных подкрадывается Любаша. Красота Марфы поражает ее, и Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным у Бомелия.

На стук Любаши выходит царский лекарь. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Вначале Любаша с возмущением отвергает его притязания, но радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки. И она уступает ненавистному ей Бомелию.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек.

Наконец Марфа возвращается и все поздравляют жениха и невесту. Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появившийся Малюта пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.

Собакин глубоко опечален тяжким недугом дочери, от которого ее никто не может излечить. Появляется Грязной. Опричник докладывает Марфе, что Лыков под пыткой сознался в намерении извести зельем царскую невесту и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Её помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених Ваня. Видя безумие Марфы, Грязной убеждается, обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее.

Не в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Появляется Любаша. Она признается, что подменила зелье. Охваченный яростью, Грязной убивает Любашу.

Григорий уже давно влюблен в Марфу, которая является дочерью новгородского купца. Вот только сказать ей об этом никак не решается. А когда вдруг решился, то получил отказ, ведь она уже была выдана замуж за богатого боярина Лыкова. Очень грустно стало на душе у Григория, и тогда он решил создать пирушку, которая поможет ему хотя бы на время забыть про свои горечи и хорошенько развлечься. Собралось огромное количество разных гостей и среди них Григорий увидел того самого мужа его Марфы.

Также на этой пирушке был местный лекарь, который при помощи различных травок смог вылечить сердце и душу многих жителей этого города. Вот и Григорий просит у лекаря такое средство, которое поможет приворожить девушку и сделать так, чтобы кроме него она больше никого не любила и лекарь обещает ему помочь, но для начала он должен собрать все необходимые компоненты. Этот разговор слышала Любаша, которая уже давно влюблена в него, вот только положительного ответа от мужчины никак не может дождаться. Но сдаваться она не собирается и продолжает свои попытки по завоеванию его сердца.

Тем временем Марфа вместе со своей подругой отслужили службу, и теперь можно было возвращаться домой. По дороге они общаются на разные темы, и вдруг девушка вспомнила своего друга детства и рассказала обо всем своей лучшей подруге. А мимо них проезжал Григорий, когда он увидел свою любимую, то не мог отвести от нее взгляда, и это заметила сама девушка. Вот только мужчину не узнала.

Любаша для начала решила посмотреть, кто же такая Марфа и чем же она так сильно ранила в сердце Григория. Когда она увидела девушку, то поняла, что своей красотой может затмить любую девушку. И тогда решила действовать наверняка и отправилась к лекарю. Там она попросила такое зелье, которое может навсегда сделать красивую девушку страшной и никому не нужной и обещает, что может отдать ему все свои драгоценности. Вот только не драгоценности ему нужны, а сама девушка. Любаша не согласна на такой уговор и тогда он грозится обо всем рассказать Григорию и девушка соглашается.

Незаметно лекарь высыпает приготовленное зелье в кружку к Марфе. Сначала ничего не происходило, но уже немного попозже на нее вдруг напала очень сильная хворь. Григорий сразу же все понял и отправился к лекарю, который только под пытками рассказал всю правду. Мужчина после этого казнил его. А тем временем Марфе становилось все хуже и хуже.

Картинка или рисунок Римский-Корсаков - Царская невеста

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Три года Чехова

    В произведении отражены некоторые моменты жизни московского коммерсанта Лаптева. В самом начале перед нами перед нами предстает наш главный герой, ожидающий в саду на лавочке Юлию Сергеевну с церковной службы

  • Краткое содержание Одоевский Игоша

    Главный герой – маленький мальчик, рассказ ведется от его лица. Ребенок играет в детский, дверь которой открывается будто сама по себе. Няня говорит, что дверь отворил

  • Краткое содержание Гайдар Военная тайна

    Главную героиню повести Натку Шегалову одолевает мечта стать летчицей, однако судьба ей не даёт такой шанс и предоставляет воспитывать детей в пионерском лагере. Натка очень расстроена данным исходом, ведь её мечта становится всё дальше от неё

  • Краткое содержание Остров Крым Аксенов

    В период гражданской войны в России по воле случая большевики не смогли завоевать крымский остров. Спустя годы благодаря поддержке капиталистического мира Крым становится крепким развитым государством.

  • Краткое содержание Окуджава Будь здоров, школяр

    В Моздокской степи идет война с немцами. Главным героем произведения является минометчик – боец. Парню было 18 лет. В лагере он выполнял важные поручения.

Доктор исторических наук Т. ПАНОВА.

Среди шести официальных браков русского царя Ивана IV самым непродолжительным и странным был третий - с Марфой Собакиной. Печальная судьба этой молодой красавицы очень кратко описана в исторической литературе. Она стала героиней оперы Римского-Корсакова "Царская невеста"; правда, либретто этого прекрасного музыкального произведения весьма далеко от истинных событий второй половины XVI века. Присутствует, как все помнят, Марфа Васильевна и в искрометной комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию".

Иван IV по прозвищу Грозный. Портрет из немецкого летучего листка. XVI век.

Миниатюра из летописного Лицевого свода посвящена смотринам царских невест.

Выезд семьи Ивана Грозного. Миниатюра из лицевого свода XVI века.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Гравюра XVI века показывает, что представляла собой Александрова слобода. На гравюре того же времени изображен прием в Александровой слободе.

Фрагмент волосника Марфы Собакиной. Такие головные уборы носили на Руси все замужние женщины.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Скульптурные портреты третьей жены Ивана IV Марфы Собакиной публикуются впервые. Вот такой была эта красавица, приглянувшаяся царю Ивану и, видимо, ставшая затем жертвой интриг при дворе московского государя.

В 1963 году, когда вскрыли саркофаг, в котором был похоронен царь Федор Иоаннович (умер в 1598 году), какое-то короткое время все видели, как заизвестковавшиеся ткани савана сохраняют форму тела - на снимке хорошо видны ноги усопшего.

Бедная, бедная Марфа Собакина... Нет, я не о ранней смерти этой юной девы. Я о том, что о ней писали прежде и пишут в наши дни - как в исторических трудах, так и в художественных очерках, посвященных женщинам Средневековья. Ее величают то Марфой Сабуровой, то дочерью новгородского купца, то дочерью "незнатного боярина". Ее смерть связывают с преднамеренным отравлением, но кто-то говорит о ее пострижении в монастырь после года(!) супружеской жизни с царем Иваном Грозным. А уж сказка о том, что увидели ученые, когда вскрыли (почему-то в 1931 году, а не в 1929-м, как на самом деле) саркофаг этой царицы, вообще не выдерживает никакой критики.

Что же сегодня, в начале XXI столетия мы знаем о Марфе Собакиной? К сожалению, очень немного. Именно поэтому, когда в 2003 году по черепу, извлеченному из захоронения царицы Марфы, был реконструирован ее скульптурный портрет, написать что-то интересное об этой девушке из XVI века оказалось крайне сложно. История ее жизни в качестве царской невесты и жены государя умещается в короткий отрезок времени - всего в несколько месяцев 1571 года, когда сорокаоднолетний царь Иван Васильевич, овдовевший два года назад, решил вступить в третий брак.

Сведений о роде Собакиных и их самой знаменитой представительнице, которые можно было найти в летописях и других письменных источниках XV-XVI веков, сохранилось, как уже сказано, мало. Этим и объясняются разночтения в публикациях, упоминающих о третьей жене царя Ивана Васильевича.

Если второй брак Грозного (с черкесской княжной Марией Темрюковной) был обусловлен политическими соображениями, то для третьего выбирали просто русскую красавицу дворянского рода. Для этого уже в 1570 году по всему государству провели перепись дворянских "девок" - кандидаток в невесты. Смотрины происходили в Александровой Слободе, куда были свезены 2000 самых красивых и здоровых девушек. В записках немцев И. Таубе и Э. Крузе, бывших тогда в России, сохранились сведения об этой церемонии. Когда девушек привозили на смотрины, царь "входил в комнату <...> кланялся им, говорил с ними немного, осматривал и прощался с ними".

Тщательный отбор оставил сначала 24, а затем только 12 кандидаток. Их, по воспоминаниям И. Таубе и Э. Крузе, осматривали уже обнаженными. Был при этом и врач, англичанин Елисей Бомелий, выпускник Кембриджа, приехавший на службу в Россию. "Доктор должен был осмотреть их мочу в стакане", так как у невесты царя не должно быть ни болезней, ни телесных изъянов.

Победительницей конкурса красоты, как сказали бы мы сегодня, стала дочь худородного дворянина из города Коломны - Василия Степановича Собакина Большого (или старшего). Правда, наиболее осведомленные об этом событии нашей истории упомянутые И. Таубе и Э. Крузе напутали с происхождением царской невесты, назвав ее купеческой дочерью Григория (?!) Собакина. В Соборном приговоре - а без участия высших церковных иерархов не обходилось ни одно событие в семье государя - есть такая запись: "И о девицах много испытания бывшу, потом же надолзе времени избра себе невесту, дщерь Василия Собакина".

Мы не знаем, когда появилась на свет девочка Марфа, будущая русская царица. Поскольку в России наследование имущества в роду шло по мужской линии, то сведений о мальчиках всегда оставалось гораздо больше, чем о девочках. Не знаем мы и сколько лет ей было в 1571 году, когда происходили смотрины царской невесты.

Кстати, в тот же день состоялась помолвка и старшего сына царя, царевича Ивана, с Е. Б. Сабуровой-Вислоухой. Каких только странных прозвищ не было у людей на Руси, а ведь постепенно, с XVI столетия, эти прозвища часто становились фамилиями. Вот и гадай, что именно в семье знатных псковских вотчинников Сабуровых стало поводом для клички, а потом - и родовой фамилии.

С момента помолвки начались события, достаточно обычные в жизни московской правящей элиты: борьба за наиболее "теплые" и выгодные места при особе русского царя. И, вероятно, поплатилась жизнью за это юная девушка, оказавшаяся песчинкой в водовороте придворных интриг.

В истории с третьей женитьбой Ивана Грозного очень важно то обстоятельство, что невеста была дальней родственницей и, видимо, протеже самого Малюты Скуратова - человека низкого происхождения, но могущественного фаворита царя. А породнившись с царской семьей, он смог бы еще более упрочить свое положение при московском дворе. Малюта присутствовал на третьей свадьбе царя как "дру, жка" жениха. В этом же качестве выступал тогда и зять Малюты Скуратова, молодой опричник Борис Годунов, женатый на одной из дочерей Малюты. (Так начиналась удивительная карьера будущего русского государя Бориса Федоровича!)

Уже после помолвки Марфа Собакина вдруг заболела и стала "сохнуть", как назвали в те времена летописцы состояние невесты царя. Ходили разные слухи и, прежде всего, о том, кому это могло быть выгодно. По одной из версий, Марфу Васильевну отравил кто-то из семьи то ли Романовых, то ли Черкасских - родни первой и второй жен Ивана Грозного. По другой - какое-то "зелье" Марфе передала ее мать, заботясь о "чадородии" будущей царицы. Это снадобье (или другое, если первое подменили) и стало, как считали, причиной болезни царской невесты. Кстати, именно об этом писал в своих записках "О Московии" Даниил Принц из Бухова, приезжавший в Москву в 1572 и 1578 годы: "Этим питьем она (Марфа. - Прим. авт. ), может быть, хотела приобрести себе плодородие; за это и мать и придворного он (царь Иван. - Прим. авт. ) казнил".

И тем не менее, несмотря на плохое самочувствие Марфы Собакиной, 28 октября Иван Васильевич сыграл в Александровской Слободе пышную свадьбу. Почему не в Москве? Дело в том, что 24 мая столица сгорела дотла, подожженная крымским ханом Девлет-Гиреем, и еще не восстановилась после бедствия. Царь Иван "положа на Бога упование, любо исцелеет" все же заключил этот третий брак. Свадьба была веселой. Известно, например, что из Великого Новгорода прибыли целая ватага скоморохов и подводы с ручными медведями - для царской свадебной потехи.

В свадебной церемонии, в разном качестве - кто "дружкой" царя, кто с "осыпалом", кто "за санями шел", кто "колпак держал", кто в "мыльне" (бане) присутствовал - приняли участие десять ближайших родственников Марфы Васильевны: отец и дяди, двоюродные братья с женами и без.

Через неделю, 4 ноября, сыграл свадьбу и царевич Иван Иванович. Праздники следовали один за другим. То был первый брак царевича из его трех - по настоянию отца он был расторгнут в 1575 году.

А между тем царица Марфа Васильевна не только не поправлялась, но чувствовала себя все хуже и хуже и 13 ноября скончалась. Она фактически так и не стала женой русского царя - об этом существует специальная запись в церковных документах того времени. Ее наличие помогло Ивану Грозному, когда он обратился за разрешением на четвертый брак (всего их было, напомним, шесть). А на Руси уже и третий считался серьезным нарушением церковных канонов. Но когда третья жена царя Ивана умерла, он обосновывал свое прошение на новый брак тем, что темные силы дьявольские "воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, еще в девицах сушу... и тако ей отраву злую учиниша". Далее царь ссылался именно на то, что из-за болезни Марфы Собакиной он так и не вступил с ней в супружеские отношения - "девства не разрешил".

Пробыв в царицах лишь две недели (а вернее, проболев все это время), Марфа Васильевна Собакина вошла в историю России. И даже в этот короткий срок ее отец Василий Собакин Большой успел стать боярином, хотя "по худости рода" не имел на это никакого права, а его два брата, Меньшие Собакины, получили высокие чины окольничих. Однако наслаждаться этим карьерным взлетом им долго не пришлось. Варлаам Собакин Меньшой после смерти Марфы Васильевны был пострижен в монастырь. Его племянники (двоюродные братья царицы), которые, по мнению Ивана Грозного, "хотели было меня и с детьми чародейством извести", поплатились жизнью.

Трудно сказать, были ли подозрения царя беспочвенны: во всяком случае, ни малейших сведений о подобном заговоре в источниках XVI столетия нет. Тем не менее болезненной подозрительности и жестокости Грозного не было предела, и уже после 1574 года в послужных списках русского двора мы не встретим ни одного представителя рода Собакиных.

Царицу Марфу Васильевну похоронили в Москве, в кремлевском Вознесенском соборе - усыпальнице для женщин из царской семьи. Когда в 1929 году разбирали постройки Вознесенской обители и Чудова монастыря, сотрудники Оружейной палаты, спасая некрополь русских великих княгинь и цариц, перенесли их захоронения в подземную палату рядом с Архангельским собором Кремля. Там они хранятся и по сей день.

С 1970-х годов в научно-популярной и популярной литературе можно встретить сведения о биологическом феномене, который якобы наблюдали открывшие захоронение Марфы Собакиной. Сняв крышку с ее каменного саркофага, музейные работники будто бы увидели совершенно не тронутое тлением тело царицы - она лежала бледная, прекрасная и как живая (Р. Г. Скрынников. Иван Грозный. - М., 1975). А потом на глазах рассыпалась в прах.

Откуда автор книги почерпнул такие сведения? В документации того времени нет ничего, что могло бы подтвердить эту удивительную историю. В природных условиях средней полосы России случаи мумификации крайне редки, а уж связанный с Собакиной биологический феномен просто невозможен. Скорее всего, красимым вымыслом обросло другое явление, встречающееся в средневековых захоронениях, если саркофаг изготовлен из белого камня - известняка. Когда, например, вскрыли погребения сыновей Грозного, царевича Ивана и царя Федора, то увидели, что все ткани их одежды и саванов сохранили форму тел. А дело в том, что в процессе тления мышечной массы ткани заизвестковались и затвердели. Но стоило гробы вскрыть, как под воздействием свежего влажного воздуха саваны, быстро утратив жесткость, осели. Ничего другого не могло и быть.

Сохранившийся скелет царицы Марфы Собакиной по своему состоянию ничем не отличается от других из некрополя бывшего Вознесенского собора в Кремле. Пожалуй, только лучше, чем в некоторых захоронениях, сохранился до наших дней череп Марфы. Сегодня мы можем увидеть ее лицо. В 2003 году эксперт-криминалист и ведущий в России специалист по реконструкции облика человека по его останкам С. А. Никитин (из Бюро судебно-медицинской экспертизы при Комитете здравоохранения Москвы) восстановил портрет царицы Марфы Васильевны в виде скульптурного бюста, выполненного в бронзе.

Она действительно красива и молода. Как жаль, что судьба ее сложилась столь трагически. Мы пока не знаем причину ее ранней гибели. Но слишком велика вероятность, что умерла она не своей смертью. Борьба за власть и придворные должности, за возможность возвыситься, пребывая возле царского трона, шла постоянно. Дальнейшие исследования останков царицы Марфы Собакиной, возможно, позволят ответить на эту загадку русской истории. И тогда, как знать, может быть, и подтвердятся подозрения ее мужа - грозного русского царя Ивана IV.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх