Яблочный спас у славян. Август – праздники спаса. Когда празднуют Яблочный Спас

День Преображения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа был омрачен «френдоцидом» в социальных сетях. Суровая женская рука выводила постинги: «Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников!». И язычники отфренживались. Кто-то каялся, что размещал в постингах яблоки. Кто-то, стоя на виртуальных коленях, умолял пощадить яблоки и просил вспомнить, как бабушка их водила в детстве в церковь с большой корзиной душистого белого налива, а потом пекла вкуснейшие пироги.

Но – тщетно! Никакой жалости к «яблочным язычникам», замаскированным под православных христиан! Сказал – «Яблочный Спас», значит, смерть тебе.

Виртуальный Иеффай спустя тысячелетия снова – на тропе священной войны.

«…И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи…» (Суд. 12:5-6).

Но то были суровые времена Судей, когда и сам Иеффай свою дочь принес в жертву. А в христианские времена, когда Христос Бог открыл людям Любовь Божию?

«Вот что стесняло и возмущало мою душу; вот отчего ходил я, плача и сетуя, – писал свт. Григорий Богослов, – виноград истинный, прекрасно очищенный добрым делателем и приносивший добрые плоды в божественные точила, превратился для меня в горечь (Иер. 2:21)… Из сильной любви к Богу и ко Христу мы разделили Христа; из-за Истины (Ин. 14:6) стали лгать друг на друга; ради Любви (1 Ин. 4:8) поучались ненависти; из-за Камня (1 Кор. 10:4) поколебались; из-за краеугольнаго Камня (Еф. 2:20) рассыпались; сверх нужды ратовали из-за Мира; были низлагаемы из-за Вознесенного на древо; подвергались смерти из-за Погребенного и Воскресшего. Так было прежде!»

И не только прежде.

Традиции живут. Не знаю, читают ли святые социальные сети (или милостию Божиею они для них закрыты), но свт. Григорий Богослов мог бы грустно констатировать, что ничегошеньки не изменилось.

«Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других… Предлогом споров у нас Троица, а истинною причиной – невероятная вражда» (свт. Григорий Богослов).

А у нас – не Троица. У нас – яблоко. Измельчали мы, но рвемся в бой с не меньшей силой.

Да – в народе этот праздник известен под именем «Спаса второго», «Спаса на горе», «Спаса яблочного» (вследствие обычая освящать в этот день в церкви яблоки). Это правда, название недогматическое какое-то. Но кто сказал, что народ – носитель догматического сознания?

Специалисты считают, что подлинная традиция восходит к римскому празднику «Виналии» (праздновавшемуся в августе). Так что Церковь изначально пошла на переосмысление и освящение языческой традиции. Ведь сбор винограда – это был огромный веселый народный праздник, с дионисийскими песнями, топтанием винограда (еще есть постановления Соборов, запрещающие петь эти не очень приличные, скажем так, песни – так долго эта традиция держалась). Конечно, христианским пастырям непременно надо было отвлечь людей от Диониса в этот праздник, привлечь их ко Христу!

Но в сохраняющемся по сей день освящении яблок и винограда (и колосьев, да, и колосьев! Но их, увы, никто не приносит, а было бы хорошо – ради городских наших детей, почти уверенных, что булки на деревьях растут…) нет ничего плохого, это никак не мешает смотреть глубже тем, кто этого хочет. А в какой день Христос преобразился на горе, мы, собственно, не знаем. Скорее всего, это было перед Крестными страданиями. Праздник из весны перешел в позднее, зрелое лето колосьев, лозы и яблок. В праздник Преображения освящаются виноград и колосья пшеницы, а в России в тех местах, где виноград не растет, освящаются яблоки.

Так что же – первые христиане старались праздновать свои праздники в дни языческих, а теперь процесс пошел вспять? Это не первые христиане старались, а власти, когда христианство стало государственной религией. Языческий компонент в этих переосмысленных праздниках сохранялся всегда. Подобная история произошла с осенними Богородичными праздниками (Рождество Богородицы, в частности) на Руси – вытеснение языческих праздников рожаниц и Мокоши, а также почитание Параскевы Пятницы вместо славянской Мокоши, чей день, как и у скандинавской Фрейи, и античной Венеры – пятница.

Нет, шибболет есть шибболет. Произнес – и все, ты уже враг. Виртуальный, слава Богу.

По странному совпадению, это слово – «шибболет» – означает «колос». Колос, прообраз Христа, Первенца из мертвых, умершего как зерно, упавшее в землю (Евангелие от Иоанна, 12:24) и восшедшего Воскресением из мертвой земли, становится причиной смертельной вражды в праздник Преображения – вместе с яблоками.

“Да ну эти надоевшие яблоки, они просто недуховные яблоки. Да ну эти крашеные яйца, не праздник же яиц празднуем. Да ну этот недуховный хлеб, он из муки, надо о духовном разуметь. Да ну очереди за водой. В кране есть. Да ну это вино. Все это язычество. Да ну этот языческий недуховный Божий мир, в конце концов!”

Вот мы и приехали.

А что, Евхаристия – язычество или нет? К какому страшному вопросу мы подошли, однако… Господи, помилуй.

Благослови, Господи, плод сей лозный новый, иже благорастворением воздушным, и каплями дождевными и тишиною временною, в сей зрелейший приити час благоволивый: да будет в нас от того рождения лозного причащающихся в веселие и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым Телом Христа Твоего (Молитва на освящение винограда).

«Причащающихся в веселие… святым Телом Христа Твоего» – вот куда обращен «вектор» освящения плодов земных, винограда, яблок, колосьев! Все – устремлено на Евхаристию, все обращает взоры пришедших в храм – с корзинками яблок и весело скачущими по храму внучатами – на то, что от лозы и колосьев, от плодов земных мы приносим Дары на престол, мы вкушаем и познаем в них воистину Христа в Евхаристии…

«Бог сотворил весь мир, и вся материя принадлежит Ему. И мы знаем из Библии, что все, что Он создал, “весьма хорошо” (Быт. 1:31). Поэтому некоторая тенденция “презирать” все материальное, сводя религию только к духовному, есть тенденция ложная и нехристианская. Многие трагедии нашей христианской жизни, общественной и личной, могли бы разрешиться, если бы мы помнили, что Бог сотворил не одно духовное, но именно то поистине удивительное сочетание духа и материи, которое и есть наш мир. Настоящая перспектива, настоящая цель мира в том, чтобы все материальное одухотворялось, то есть приобретало духовное значение, а все духовное воплощалось. Именно так осуществилось Божественное спасение в Боге, ставшем Человеком» (прот. Александр Шмеман).

Сходные черты есть и в молитве на освящение плодов – в тех местах северной страны нашей, где не растет виноград:

Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй, иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенныя от раба Твоего (имя рек)…

«Твоя от Твоих» – это повторение одного из ключевых слов Евхаристического канона, и Церковь не считает кощунством говорить их над яблоками – ради того, чтобы напомнить – «вовремя и не вовремя» (2 Тим. 4:2) о своей величайшей тайне – Евхаристии.

Ведь и Евхаристическое возрождение, прекрасное начинание, может уводить от Христа Бога в плоский активизм с презрением тех, кто «не в общине» и «редко причащается».

Ведь и освящение яблок, народный сельский, произошедший из язычества обряд и из немощи человеческой принятый Церковью, может приводить к Богу. В этом парадокс. Так человеческая «невероятная вражда» ищет любых поводов – и о Троице, и о Евхаристии. Так ссорит людей грех.

«Как же сочетаются здесь «да» и «нет»? Здесь – освящение нами природы, но не диктат природы нам. Христос первичен, а не яблоки, которые освящаются, если есть эта первичность. Не яблоки, ставшие самоцелью! » – мудро написал в своем постинге игумен Силуан (Туманов), литургист и проповедник.

Да, немощные люди как могут, так и верят. Духовные христиане без яблок их презирают, а надо бы явить любовь Христову. По домам развезти, сумочку поднести. Глядишь, и о Кресте и Воскресении речь зашла бы, и сердце отозвалось. Не случайно в «Настольной книге священнослужителя» написано:

«Обычай этот имеет и такое назидательное значение. Плоды, когда еще растут весной, бывают мелки, зелены и некрасивы; затем, при содействии солнечного света, теплоты и влаги приходят в зрелый вид, принимают полноту и красоту, совсем преображаются. Так земная жизнь для человека то же, что время созревания для плодов; сам по себе человек не чист и греховен и потому не благообразен; но, если он пользуется светом слова Божия, согревается теплотой умилительных священнодействий, орошается и освящается святыми таинствами, – он духовно созревает, и как “пшеница зрелая, во время пожатая” (Иов. 5:26), приемлется в житницу небесную, в горния обители Отца Небесного».

У всех своя мера, сильные должны носить немощи слабых. Для кого-то предел его религиозности – яблоко. Не вырывай это яблоко из его рук, а яви этому немощному Христа – и яблоко станет для него маловажным, дорогим лишь в той степени, насколько оно связано со Христом, Первенцем – «первым плодом» из мертвых.

Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе – великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

И Евхаристия, как вечный полдень, длится –
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится.

(Осип Мандельштам)

Отец Александр Шмеман, посвятивший свою жизнь изучению Литургии и теме «освящения материи», как-то сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной».

И еще он говорил в советское время, во время атеистической пропаганды, вот что:

«Наше падение, наш грех в том, что мы ко всему привыкаем, и потому все в мире, да и мы сами, становимся будничными, низменными, пустыми. Яблоко становится только яблоком. Хлеб – только хлебом. Человек – только человеком…

Вот освящает священник хлеб и вино, и поднимает их к небу, и узнает вера в них хлеб жизни, узнает жертву и дар, узнает причастие жизни вечной. Вот в день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи – и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

Нет, не отрицаем мы материи, как утверждает лживая безбожная пропаганда, и не отвергаем ее, а напротив, ее – одухотворяем, ибо в ней с радостью и благодарностью ощущаем дар Божий. «Небо и земля исполнены славы Твоей», – поем мы каждый день в церкви. В том смысл освящения, что в нем слава эта пробивается через наше заснувшее сознание и очищается наш слух, очищается наше зрение, и сама жизнь становится хвалой, радостью и благодарностью.

А как же со злом, – спросят меня. – Как со страданием, как со смертью? На это ответим: если до конца просветимся мы этим светом, если подлинно примем в себя это освящение, то начнется в нас самих победа над злом. И поглощена будет смерть победой. Ибо живем мы в мире, в котором жил и вечно пребывает Христос. И ничто не разделит нас с Ним, если мы увидим его, полюбим Его, отдадим себя Ему – и во всем в мире увидим свет Его присутствия. Его любви, Его победы. (Прот. Александр Шмеман. «Освящение плодов»)

С тем, что «всего дороже в христианстве Сам Христос», никто, я думаю, не будет спорить. Просто еще надо учесть специфику общения в социальных сетях. Получится, как один алеут-христианин о своем обращении говорил – «я буду одно говорить, а ты другое поймешь».

Конечно, почитающим яблоко вместо Христа Бога – анафема, анафема, анафема!

Но разве таковые есть среди нас? Нет, это просто неожиданный финальный аккорд дня, обнажающий странности фейсбучного общения.

«Путь к Богу может начаться с чего угодно. Просто так с нуля Бога начинают любить единичные избранники. Даже по Евангелию понятно, насколько это трудно. Можно, конечно, сколько угодно твердить: “Я люблю Бога”, – но у каждого за этим стоит что-то свое», – сказала мне как-то одна верующая «из старого поколения» и образованная женщина.

Давайте просто радоваться Свету Христову и «иконе» его – свету солнечному, что дал созреть плодам древ. Да радуются вся древа дубравная днесь солнцу. Да радуются они, ибо на Древе вознесен был Плод Безмужней Матери, Христос, Солнце Правды.

***

«Бог создал этот мир и, когда мир забыл Его, Он не забыл Свое творение. Он сошел на землю, Он страдал на Кресте, Он умер, Он воскрес из мертвых. Он возлюбил нас так, что даровал Духа Своего Святого. Все это Он дал нам как возможность, как обещание, как свободный дар. Всего этого я стал свидетелем в таинствах. Итак, когда я иду к людям, к тем, кто счастлив и кто страдает, к молодым и старым, я не приношу свои планы или мысли, но Самого Христа. Это и есть освящение жизни» (прот. Александр Шмеман ).

Я опять из вина превращаюсь в воду.
Помоги мне сегодня – найди мне сосуд,
Чтобы я обрела Твоей Чаши свободу,
Чтоб не страшен мне был милосердный Твой Суд.

Я оскомин набью виноградом терновым,
И белильщик земной не готовит мне риз.
Мне все странно, все горько, все больно, и снова
Я теку в Твои руки – найди, прикоснись…

(Светлана Галанинская)

Фото Алексея Коровина

Яблочный Спас. Фото Алексея Коровина

Преображение (Второй Спас, Яблочный Спас) – церковное название праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник был установлен православной церковью в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы с учениками.

Суть Преображения раскрывается в символах. Гора – уединенное место для сотворения молитвы, которая ведет к единению с Богом.

В народе по старинной традиции Преображение Господне называли Вторым Спасом или Яблочным спасом. Потому так как к этому дню поспевали яблоки и овощи. В народе о яблочном Спасе говорят следующее:

Второй Спас – срывают спелые яблоки.

Пришел Спас – всему час: плоды зреют.

Пришел Спас – яблочко припас.

Яблоки не родятся – так и Спаса не будет.

Поспевшие плоды, в том числе яблоки, относили для освящения в церковь. Обычай приношения и освещения плодов в церкви имеет древние корни. Ещё языческие жрецы благословляли в древних капищах урожаи яблок.

В конце праздничной литургии священник также благословляет плоды нового урожая, читая над ними молитву. После освящения и благословения разрешалось вкушать плоды. Ведь до Второго Спаса в народе не ели никаких плодов, кроме огурцов. Поэтому говорили: «Второй Спас яблочком разговляется» или «Пришел Спас – оскомину принес (имеется в виду от зеленых яблок)».

Употреблять плоды до Яблочного Спаса считалось грехом. Особенно тем крестьянам, у которых дети умерли во младенческом возрасте. По поверьям славян считалось, что на острове Ирий на серебряных деревьях растут золотые яблоки. Плоды раздаются только тем умершим детям, родители которых не вкушают яблок до Яблочного Спаса.

Освещённые в церкви яблоки назывались «спасовскими». При разговении им молодёжь загадывала на свою судьбу. Считалось, что задуманное желание, когда ты откусываешь первый кусочек от «спасовского» яблочка непременно сбудется.

Девушки, думая о женихах, приговаривали: «Что загадано, то надумано! Что надумано, то сбудется! Что сбудется, не минуется!»

Со Второго Спаса начинался ранний посев озимой ржи. Крестьяне говорили: «Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее». К празднику Преображения приурочивался обряд засевания полей. Он заключался в следующем: священник приходил на поле с иконами, окроплял вспаханную землю святой водой. Один из старейшин бросал хлебные зерна на освященные места пашни.

Накануне Второго Спаса происходило заклинание сжатых полей, так называемое «заклинание жнивы». Обряд совершался, чтобы на жниве не поселилась нечистая сила и не навредила домашней скотине на выпасе.

На утренней заре крестьяне выходили в поле, держа в руках глиняные горшки с конопляным маслом. Крестьяне выливали его на землю и обращались поочерёдно на восток, запад, юг и север, приговаривая:

«Мать Сыра-Земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела; Мать Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучия, в смолу горючую;

Мать Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью;

Мать Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями!»

После каждого поворота и заговора земля поливалась конопляным маслом. На последнем слове горшки бросалась на землю и разбивалась. Существовало поверье, что это заклинание действует только на Яблочный Спас и в течение года.

К Яблочному Спасу приурочивались ярмарки и народные гулянья. Девушки ходили парами и пели песни. Молодёжь, в частности девушки, собиралась в несколько отдельных групп, называемых «кругами». «Круги» подразделялись на богатых и бедных. Зажиточные девушки отделялись от простолюдинок. А женихи в свою очередь выбирали «круги» в соответствии со своим положением. Зажиточные «круги» пели романсы, а «бедные» – простые песни.

«Круги» обычно заканчивалась различными играми, чаще всего «горелками». Мужчинам разрешалось принимать в них участие.

День Второго Спаса завершался обрядом «провожания заката». Принято было наблюдать заход солнца, который сопровождался прощальными песнями и плясками.

Ко Второму Спасу относилась первая встреча осени, так называемые первые «Осенины». Бытовали следующие приметы:

Со Спаса Преображения погода преображается.

После Второго Спаса дождь – хлебогной.

Каков Второй Спас, таков и январь.

Начинается отлет журавлей.

К Спасу зайцы пережируют, а до того тощи, да и детны.

В какой день Средний Спас, в таков – Покров.

Из книги Справная Жизнь. Без нужды и болезней автора Усвятова Дарья

Глава 13. Бабий Спас Всю ночь я спала как убитая, без тревог и сновидений, а утром сама проснулась до света. Я прекрасно выспалась и чувствовала себя великолепно: спасибо чудо-отвару, что знахарка дала мне выпить на ночь. Сегодня нам обеим предстояла поездка в Ростов.

Из книги 78 советов Таро. Как сохранить здоровье, молодость и красоту автора Склярова Вера

ДВОЙКА КУБКА ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД. ЯБЛОКО ЕВЫ Яблочный уксус По Библии, яблоко – символ грехопадения: Ева сорвала с дерева запретный плод и дала вкусить его Адаму, и они были низвергнуты на землю из Эдемского сада. Первый грех человека. Библейский грех.В греческой мифологии с

Из книги Освобождаем восприятие: начинаем видеть, куда идти автора Зеланд Вадим

Яблочный уксус Натуральный яблочный уксус стоит в несколько раз дороже обычного. Не путать с обычным столовым ароматизированным, или с дешевым, произведенным из прокисшего вина. Концентрат всех полезных свойств яблока. Настоящий коктейль из витаминов, микро– и

Из книги Легенды Азии (сборник) автора

Спас Спас - Милостивый, Спас - Кроткий, Спас - Всеведущий, Спас - Всемогущий, Спас - Грозный, Спас - Всеисцеляющий, все тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями.Так, в 1903 году после

Из книги Какими мы станем после смерти автора Ковалева Наталья Евгеньевна

Кто спас Кэти? О том, какое воздействие способен производить Свет на человека, рассказывал еще один врач, доктор Л. Мелвин, который, как и Р. Моуди, изучал состояние клинической смерти, с той лишь разницей, что пациентами Л. Мелвина были дети, а не взрослые. Опрашивая детей,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Спас Ангел Из письма: «Мой дед умер. Поэтому я решил открыть его тайну, которую незадолго до своей смерти он рассказал мне. В войну мой дед служил в авиации. Однажды он вылетел на задание. Была тихая темная ночь. Неожиданно у самолета отказал мотор, он стал терять высоту. Мой

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 21 автора Степанова Наталья Ивановна

Спас Ангел Из письма: «Мой дед умер. Поэтому я решил открыть его тайну, которую незадолго до своей смерти он рассказал мне. В войну мой дед служил в авиации. Однажды он вылетел на задание. Была тихая темная ночь. Неожиданно у самолета отказал мотор, он стал терять высоту.

Из книги Глаз добрый автора Рерих Николай Константинович

Спас Нередицкий Синодик погибшей старины вырастает.Показали снимок незнакомой церкви. "Откуда это?" - "Вот ваш любимый Спас в новом виде".Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. Нынче летом его переделали. Нашли мертвую букву Византии, отбросили многое, тоже веками

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Глава 9 Август. Водный (Медовый Спас). Яблочный Спас. Холщёвый Спас. Гадания Август, название восьмого месяца, дано в честь римского императора Августа и занесено к нам из Византии. У древних славян август назывался иначе. На севере он назывался «зарев» (сияние зарницы), на

Из книги Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание] автора Максимов Иван

Праздник Происхождения Честных Древ. Водный (Медовый) Спас. (14 августа) Водный Спас – народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу – Спасителю (Спасу). Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту, крестный ход к водоемам

Из книги Контакты с другими мирами автора Гордеев Сергей Васильевич

Гадания на Яблочный Спас У древних славян яблоки считались магическими плодами. К примеру, если вспомнить всем известные по русским сказкам молодильные яблочки. Кстати говоря, даже в библейском сказании Змей соблазнил Еву именно этим плодом, а та уже в свою очередь –

Из книги автора

Третий Спас (29 августа) Третий Спас (Холщовый Спас, Хлебный Спас, Ореховый Спас) – народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу, Спасителю (Спасу). Установлен церковью в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа

Из книги автора

Медовый Спас Этот первый Спас отмечается 14 августа. Настоящее название этого праздника - праздник Происхож дения честных древ Животворящего Креста Господня. В этот день из константинопольского храма были вынесены частицы Иисусова креста.Народные названия этого

Из книги автора

Яблочный Спас День Преображения Господня, открытия его истинной, божественной сущности апостолам Петру, Иоанну и Иакову, отмечается 19 августа.С древних времен в этот день люди несли в храмы для освящения разнообразные плоды - яблоки, сливы, груши.Яблочный Спас

Из книги автора

Хлебный (ореховый) Спас В память о дне перенесения в Константинополь плащаницы, на которой чудесным образом отпечатался лик Иисуса, 29 августа отмечается праздник Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, или третий Спас. В народе этот день называли как

Из книги автора

4.3 КАК СВЯЩЕННИК СПАС ОТ КРУШЕНИЯ По рассказу М. Руденко, «Православная беседа», № 3,1993 г.Татьяна Владимировна Н. собралась домой в Москву. С билетами на поезд было тяжело, и ей пришлось мерзнуть в очереди всю ночь. Достав билет, она радостно побежала к в церковь батюшке. Тот

Яблочный Спас

народно-христианский

Спас, Второй Спас

Преображение Господне (церк.)

Значение:

Наступление осени и преображение природы

Отмечается:

восточными славянами

Празднование:

освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями

Традиции:

угощают яблоками близких и неимущих, пекут пироги с яблоками

Другие названия

Славянские обычаи

Поговорки и приметы

Яблочный Спас - день народного календаря славян, отмечаемый 6 (19) августа и приуроченный к христианскому празднику Преображения Господня. В народном календаре православных славян - один из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо.

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после Спаса становятся холоднее. У восточных славян до Яблочного Спаса не позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

Другие названия

рус. Спас, Второй Спас, Великий Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение, Преображение Господне ; укр. Спас другий, Великий Спас ; белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас, Другі Спас ; серб. Преображење ; болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир; польск. Pacskie Przemienienie .

Славянские обычаи

В этот день в церкви освящают плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Такие колосья и семена сохраняют до следующего сева.

Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, - нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или поступить ещё проще - оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.

В деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о женихах, приговаривали: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами - всем, чем одаривал огород, сад, лес. Пироги пекли из постного теста.

В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. Вечером в Новгородской и соседних уездах других губерний собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу - в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:

К Яблочному Спасу в старину совершался «обряд засевания полей», который состоял в том, что по просьбе хозяев приходил со святыми иконами на поле священник и окроплял вспаханную землю священной водой, причем обыкновенно один из самых уважаемых хозяев бросал на освящённые места зёрна озимых. Обряд служил у крестьян началом засева.

В этот день бывали народные гулянья.

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек не се пребрази , то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. В Неготинской крайне (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику: чем дальше разлетятся семечки из него, тем больше будет урожай винограда. В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда».

Сербы считали, что на Преображенье «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља ), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству).

Поговорки и приметы

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на второй Спас, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Встреча осени - Осенины.
  • На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках.

Серия

СПАС – Покровитель урожая. Наши предки называли всех своих богов Спасами, спасителями, защитниками, покровителями и прежде всего – , который дарует жизнь и материальные блага.

Праздник Спаса состоит из трех частей:

Начало августа. Первый Спас (Маковей). Благодарение Всебогу и Родным Богам за урожай. Освящение , цветов, источников и колодцев.

Середина августа. Второй Спас (Большой, Яблочный). Освящение мёда, и иных садовых даров, после чего их разрешают употреблять в пищу.

Русь опять встречает Яблочный свой Спас,

Фрукты в погреб прячет – делает запас.

Осенины первые. Легкой дымкой — грусть.

Яблоками спелыми пахнет моя Русь.

Вроде бы христианский праздник, но корни у него – языческие. Поэтому и зовут его: кто — Спас на горе, кто – Первыми осенинами, а кто и просто – Гороховым днем.

Спас на Горе – это в честь Спасителя на горе Фавор, где явился Христос ученикам своим.

Считается, что сегодня яблоки приобретают прямо-таки волшебную силу. Особенно для тех родителей, которые потеряли детей, и для тех детей, у которых уже умерли родители.

С этого вечера лето склоняет свою голову к осени, а на севере России поспевает . Кстати, он такой же круглый, как яблоко. И тоже является желательным угощением сегодняшнего праздничного стола.

Говорят, что в этот день стоит одеть что-нибудь белое во славу Спасителя, желательно съесть кусочек яблока и вечером обязательно проводить солнце с песней.

Солнце жаркое, Солнце ясное!

Вот и катится к закату лето красное!

За тепло спасибо, Солнце милое,

Урожаем щедрым одарило ты.

Солнце ясное! Солнце жаркое!

Осень добрую ждем с подарками!

Конец августа. Третий Спас (Хлебный). Освящение и потребление жертвенного каравая из нового зерна, благодарение Дажбога за щедрые дары, урожай. Освящение зерна для посева озимых.

Ореховый Спас, он же – Хлебный, он же — Холщовый.

Холщевый спас – христианский праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Считается, что этот образ проявился на холсте, которым вытерся Иисус. Холст потом был отослан Эдесскому правителю, чтобы излечить его. В Холщовый спас было принято освящать колодцы – в память того источника, из которого умывался Спаситель. А еще в этот день хорошо бы продать (или купить) что-нибудь из ткани. Лучший подарок этого дня – полотенце.

Хлебный спас – праздник земледельцев. Это один из главных праздников землепашцев. Ведь действительно: будет хлеб – будет и жизнь. И сегодня самое праздничное украшение вашего стола это ржаной хлеб.

А вот Ореховый спас – это языческий праздник ворожей. Ибо считается, что в этот день и орехи и сам имеют наибольшую магическую силу. Именно в этот день заготавливали ореховые веточки для своих обрядов. А тем, кто любит парится в бане, именно сегодня надо заготавливать веники из лещины – уж точно всю хворь унесут. В магазинах очень большой выбор орехов. И все они очень вкусные. Но сегодня свой выбор стоит остановить на лещине – нашем русском орешнике из семейства березовых.

Вот такой сегодня праздник. Един в трех лицах. Что в общем-то для славянского народа и не удивительно.

(24)Специально для сайта — Наталия.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх