Во сколько лучше отдавать ребенка в садик. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в сад? Поговорим о темпераменте малыша
Детский сад, это то место, где ребенок приобретает навыки самообслуживания и общения без надзора родителей. Полная самостоятельность и умение договариваться, совершенствуются именно в дошкольных учреждениях, если конечно, малыш достаточно к этому готов, а педагог поддерживает ребенка.
Для начала, убедитесь, что детский сад удобен для вас и соответствует общим требованиям, это поможет избежать многих проблем. Самым удобным вариантом считается рядом с домом или работой. Однако прежде чем идти туда, соберите о садике информацию, посещая городской интернет – форум или опрашивая знакомых. Дошкольное учреждение должно внушать доверие, иначе, дошкольник может там пострадать. Если по отзывам дошкольное учреждение вас устраивает, посетите его вместе с ребенком. Посмотрите игровые комнаты и спальни. Иногда, садики организовывают день открытых дверей, не упустите такой шанс, чтобы поближе познакомиться с воспитателями и правилами.
Когда отдавать ребенка в садик
С какого возраста ребенок готов к детскому саду? На этот счет у родителей разные мнения, да и разные ситуации в семьях. Кто-то отдает сразу после второго дня рождения по острой необходимости, а кто-то в 3 – 4 года. Самый подходящий возраст с точки зрения психологов – от трех до пяти лет, когда дошкольник нуждается в постоянном общении со сверстниками. При этом, он должен владеть определенными навыками, в противном случае, адаптация продлится долго и мучительно. Маленький человек должен быть готов эмоционально, уметь устанавливать социальные связи и самостоятельно решать потребности. Обратите внимание на поведение ребенка на площадке – делится (обменивается) ли он игрушками, как налаживает отношения. Способен ли дошкольник увлеченно играть в течение 30 минут без маминого внимания.
Ребенок готовый к детскому саду обладает следующими навыками:
- ходит в туалет или на горшок
- моет руки
- правильно пользуется посудой и столовыми приборами
- самостоятельно одевается и раздевается
- решает конфликты не агрессивным способом
- стремится к общению.
Навыки позволят чувствовать себя уверенно, а умение общаться, поможет начать новую дружбу и избежать конфликтов, а родителям, которые отдали ребенка в садик, будет спокойнее.
В какое время года лучше отдавать ребенка в садик
Просмотрев форумы родителей, можно заметить разделение мнений. Каждое время года имеет свои особенности:
1. Отдавать летом
Преимущества: мало сверстников, меньше вирусных заболеваний.
Недостатки: садик закрывается на ремонт или не набирает новичков в это время года, возможны пищевые отравления и вирусные эпидемии.
2. Отдавать осенью
Преимущества: дошкольное учреждение открывает двери для всех желающих, много новых детей, а значит, пройдет легче.
Недостатки: возможны частые простуды и ОРВИ, для некоторых крох большое количество дошкольников становится источником стресса.
3. Отдавать зимой
Преимущества: подготовка к новогоднему празднику снижает стресс. В детском саду больше сверстников, чем на площадке.
Недостатки: частые ОРВИ, необходимость приема иммуностимуляторов.
4. Отдавать весной
Преимущества: дошкольник будет рад общению, так как оно сильно ограничивалось в зимнее время.
Недостатки: вероятность простуд, сложности в связи с резким увеличением сверстников.
Во многих случаях, осень, является наиболее приемлемым вариантом. В это время набираются новые группы, малыши не теряются в обществе, потому что летом на площадках было много детей. Иммунитет привыкает к новым условиям постепенно.
Как часто будет болеть ребенок в садике, не зависит от времени года. Известны случаи, когда во время летней эпидемии дети болели в разной степени тяжести, а один малыш получал осложнения. Частота болезней зависит от иммунитета, питания и атмосферы в семье. Адаптация к детскому саду зависит от времени года, отношения родителей к малышу, общей атмосферы внутри семьи и навыков дошкольника.
Что хорошего в детском саду?
Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.
До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам.
Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.
Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка . Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.
Что же именно дает посещение детского сада ребенку?
- Прежде всего - возможность общения со сверстниками , включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить:примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми . И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
- Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
- В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.
- Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше.
Домашние дети другие? Разбираем основные вопросы
1. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?
Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития .И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.
2. Нужны ли "домашнему" ребеноку друзья?
Домашний ребенок должен проводить много времени на детских площадках , играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.
3. Общение со взрослыми необходимо!
Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Главное понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!
Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу . Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.
Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?
Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.
Годовалый карапуз , конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать , реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.
Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие , а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.
Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам.
При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.
Итак,
ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью.
Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! К двум годам малыш может быть действительно очень общительным , и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.
При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья . Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас.
Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности.
И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений
, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.
Эта тяжелая адаптация
Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.
Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.
В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.
В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?
На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.
Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.
Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.
Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников.
Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.
О. Жукова
Уважаемые читатели! Вы водили своего ребенка в детский сад? В каком возрасте? Как проходила адаптация? Ждем ваших ответов в комментариях!
Точный ответ на вопрос о том, с какого возраста берут в детский сад, дает законодательство России о дошкольном образовании. Другое дело, что родители, исходя из семейных обстоятельств и возможностей, сами определяют время, когда их сокровище отправится в дошкольное учреждение. Взрослыми членами семьи учитываются и здоровье малыша, и режим работы папы и мамы, и возможность присмотра со стороны бабушки. Влияет на решение также ситуация со свободными местами в детских садах.
В законодательстве указан рекомендованный возраст приема в детский сад, однако на практике родители определяют его самиВозрастные рамки для посещения яслей
Ушли времена Советского Союза, в котором деток брали в ясли с 6-ти месяцев. Сегодня государственные садики не формируют ясельных групп. Альтернативой служат коммерческие детские сады, практикующие прием детей в ясельные группы. Естественно, в безвыходной ситуации, когда оплачиваемый отпуск заканчивается в возрасте ребенка в полтора года, а сидеть с ним некому, родители вынуждены прибегать к этому варианту. Другого выхода нет и у матерей-одиночек. Как работают коммерческие ясли?
Однозначно ответить на вопрос не получится. Каждое частное предприятие само устанавливает нижний и верхний возраст для посещения яслей. Редко можно отыскать учреждение, где ясли по возрасту принимают деток с 9 месяцев. Обычная практика показывает, что большинство коммерческих садов берут в ясли малышей с 1 года. Обусловлен такой срок развитием ребенка, который к году или полутора годам обладает минимальными навыками самообслуживания - это значит, что малыш пьет и ест самостоятельно, просится на горшок.
Почему установлен именно такой предел, чем он обоснован, как родителям определить, готов ли их малыш к посещению детского сада? Мы подготовили для вас подробные ответы на эти и другие, не менее актуальные вопросы.
В ясельную группу принимают исключительно деток до трех лет, после этого возраста они переводятся в детский сад
Почему в сад начинают принимать с 3-х лет?
Закон Российской Федерации определяет право ребенка посещать дошкольное образовательное учреждение. Выполнение закона обеспечивает государство. Кроме того, прописан и срок, с которого малыша записывают в детский сад – 3 года. ДОУ, как правило, строго придерживаются указанных норм. Основанием для определения такого возраста послужили несколько факторов:
- окрепший иммунитет ребенка;
- проведены все профилактические прививки;
- нормализуется психоэмоциональное развитие (малыш легче переносит расставание с родителями и общается со сверстниками);
- дети обладают большинством навыков самообслуживания, что позволяет принимать в группы оптимально комфортное число ребятишек;
- декретный отпуск мамы длится до 3 лет ребенка согласно закону;
- наиболее благоприятный срок для начала активного общения малыша с другими детьми.
Психологическое развитие и возраст
Сложно решить, когда лучше отдавать ребенка в детский сад? Психологи и педиатры выбирают возраст в 4 года - это наилучшее время для расширения круга общения малыша. Поскольку официально обозначены 3 года, а специалисты настаивают на другом, будем считать оба показателя ориентировочными. Собираясь отправить сына или дочку в ДОУ, родители должны отталкиваться от личностных качеств малыша - насколько он благодушно воспринимает новые обстоятельства, общителен ли он, сколько навыков освоил, высока ли его привязанность к маме. Рассмотрим психологический аспект посещения ДОУ, начиная с ясельного возраста.
1,5 - 2 года
Физически малыш уже хорошо развит и готов к посещению яслей по возрасту, но вот психологически ему еще сложно расстаться на долгое время с мамой и приспособиться к послушанию чужим тетям. Слаб и его интерес к общению с ровесниками. Навыки самообслуживания – фактор индивидуальный. Если вы видите, что кроха тянется к общению с другими детьми, если вы его и , если он не впадает в плач при чужих людях и спокойно остается без мамы – можете отдавать его в ясли. Психологи все-таки считают это время преждевременным для отправки в ясли, но жизнь диктует свои обстоятельства.
3 года
Срок, прописанный законодательно. Можно ли его отнести к идеальному показателю? Посмотрим, к чему готов и что умеет малыш в этот период. Трехлетки, как правило, хорошо осваивают все навыки самообслуживания. Едят и умываются самостоятельно, без проблем ходят на горшок, начинают расширять круг общения (особенно те детки, которые хорошо говорят). Тем не менее, игры с ровесниками им не настолько интересны, как занятия с мамой, не готовы они и кардинально поменять привычный для них образ жизни.
Педиатры советует начинать с малого. Попробуйте познакомить кроху с детским садом. Воспитатель может предложить вам приводить ребенка на 1-2 часа, чтобы посмотреть на его реакцию. Помните, что 3 года – это кризисный отрезок в жизни вашего сокровища. Ребенок все чаще проявляет себя как личность, становится строптивым и непослушным, пытается настаивать на своем, делает все вопреки требованиям родителей.
Если все эти проявления совпали с моментом поступления в ДОУ, попробуйте немного отложить отправку малыша в сад. Потратьте отсрочку на приучение малыша к мысли, что ему придется ходить в детский сад. Используйте для знакомства с новыми для него условиями рисунки, изображающие играющих в саду детей, проведите его мимо ДС, чтобы он увидел, как там весело деткам. Познакомьте сына или дочку с детьми ваших знакомых, которые уже ходят в ДОУ и им нравится. Возможно, их рассказ о друзьях по группе понравится вашему крохе и он сам изъявит желание пойти туда.
Большинство трехлетних детей обладают навыками, необходимыми для элементарного самообслуживания - в садике им будет интересно, однако приучать малыша к переменам стоит постепенно
4 года
Идеальный срок для отправки ребенка в ДОУ. Психологическая готовность малыша очень высока, он коммуникабелен, ладит с ровесниками, хорошо разговаривает, спокойно воспринимает незнакомых людей. Общение с другими детьми доставляет ему радость. Если вы понимаете, что ваше чадо все еще пугливо и плохо адаптируется в новой обстановке, поговорите с ним, выясните, чего он боится, каких ситуаций избегает, почему категорически не хочет идти в садовскую группу.
Готовность к детскому саду по темпераменту ребенка
Несмотря на то, что перед вами маленький человечек, темперамент у него уже сформировался. Роль его важна для принятии родителями решения о посещении малышом дошкольного учреждения. Детей, как и взрослых людей, различают по четырем основным типам темперамента:
- сангвиники;
- меланхолики;
- холерики;
- флегматики.
Сангвиник по своей природной организованности – лидер. Такому ребенку свойственны: импульсивность, любознательность, любопытство и активное поведение. Нужда в общении настолько велика, что он уже в 2 года прекрасно чувствует себя в группе сверстников. Радуется новым впечатлениям, обожает участвовать в утренниках, любит быть впереди, смело идет на контакты с ровесниками.
Меланхолик замкнут и нерешителен, не приветствует перемены, склонен к капризам. Новая обстановка вызывает у него психологическое беспокойство, он с трудом общается, может замкнуться. Родителям такого крохи стоит подождать до 4-х лет, чтобы не травмировать эмоционально свое сокровище. Если есть возможность, лучшим вариантом для меланхолика может стать домашнее воспитание.
Холерики запросто возбуждаются, любят подраться, избалованы, требуют к себе внимания. Оптимальный срок, когда такого малыша можно привести в группу к другим детям - 3-4 года. Важно, чтобы родители научили его нормам поведения в обществе, привили дисциплинарную ответственность, тогда он без труда вольется в новый коллектив. Кроме того, малыш будет знать, что за свое баловство надо отвечать.
Флегматик отличается рассудительностью не по годам, сдержан в проявлении эмоций, но любопытен. Предпочитает игры в одиночестве, любит поспать. Самый подходящий для ДОУ темперамент. Такие детки уже в 2,5 года легко переносят расставание с родителями, быстро адаптируются к новым условиям. Могут на первых порах избегать тесного общения с ровесниками и сторониться воспитателей, но пройдет две-три недели и ваше флегматичное чадо успокоится и привыкнет.
Если ребенок замкнут и не хочет расставаться с родителями надолго, лучше подождать и не спешить отдавать его в детский сад
В какое время года лучше отдавать ребенка?
Время года играет свою роль в адаптации ребенка. Наилучший период – все летние месяцы. Преимущества их таковы:
- теплая погода, позволяющая деткам часто гулять на площадке и уменьшающая риск заболевания простудой;
- летом не ведутся занятия по обучающим программам, что позволяет ребенку спокойно адаптироваться к незнакомым людям и обстановке.
Тем не менее, летом воспитатели уходят в отпуск и группы формируются по принципу «сборной солянки». Своего постоянного наставника ребенок сможет узнать только осенью. Нежелательно решать этот вопрос в межсезонье, в погодный переход от тепла к холоду, влияющий на отопительный сезон. Группы не отапливаются и риск заболеваний повышается. Снижается и комфортность пребывания ребенка в ДС. Впрочем, доктор Комаровский предлагает решить проблему с заболеваниями заранее, укрепляя иммунитет крохи с ранних дней жизни.
Если, определившись по всем факторам, вы готовы отдать малыша в ДС, не забывайте держать руку на его душевном пульсе. Посмотрите, как кроха ведет себя после посещения садика, хорошо ли он кушает и спит. Такое наблюдение поможет вам понять, насколько адаптировался ваш маленький человечек к переменам. Если беспокойство ребенка сохраняется, лучше переведите его на укороченный режим посещений или отложите их на некоторое время.
(1 оценили на 5,00 из 5 )
Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к родителям в плане воспитания и образования детей. Если раньше ребенок получал первые знания в школе, то теперь в первый класс приходит уже подготовленный ученик, умеющий не просто складывать слоги в слова, но и достаточно бегло читать. Всему этому обучаются теперь в детском саду. Вот родители и волнуются, в каком же возрасте отдавать ребенка в садик, чтобы он не отстал от сверстников, но при этом не получил психологическую травму от слишком раннего расставания с мамой.
Содержание:
От полутора до двух лет
Дошкольные учреждения принимают детей в большинстве своем с 1,5 лет, однако существуют и такие (в основном частные), которые готовы взять чуть ли не с рождения. К ясельным группам предъявляют повышенные требования. Например, меньшее, по сравнению с другими возрастными группами, количество детей позволяет воспитателям уделить внимание каждому.
И все же психологи сходятся во мнении, что таких малышей отдавать в садик рано. Дело в том, что в этом возрасте привязанность ребенка к маме слишком сильна, он нуждается в повышенном внимании, опеке и заботе. Можно заметить, как дети этого возраста боятся не то что остаться без матери на несколько часов, а даже просто упустить ее из вида. Такой период длится до 2,5-3 лет .
Некоторые родители стремятся раньше отвести ребенка в садик, обосновывая это тем, что там, общаясь со сверстниками, он развивается быстрее. Действительно, программа дошкольных образовательных учреждений нацелена на раннее развитие, но не следует забывать и то, что до 2,5 лет малыши не стремятся к коллективным играм. Как выражаются педагоги и психологи, они играют не вместе, а рядом.
Источником общения, которого полуторагодовалому ребенку более чем достаточно, выступают его родные. Именно от них он получает сведения и приобретает навыки, необходимые для его возраста. Поэтому, если есть возможность, лучше не отдавать ребенка в садик слишком рано.
Видео: Зачем ребенку детский сад: мнения мам
Двухлетние малыши
Первый раз отвести ребенка в садик можно попробовать в 2 года , если в этом есть необходимость. Следует учесть, что он будет привыкать к коллективу не только психологически, но и физиологически. Пребывание в незнакомой обстановке, разлука с мамой, общение со множеством чужих людей – это серьезный стресс, способный привести к частым болезням, обострению уже имеющихся, а в более тяжелых случаях – к появлению новых.
Это так называемая адаптация, и у каждого она проходит по-разному. Поэтому необходимо готовить к посещению дошкольного учреждения не только психологически (познакомить с воспитателем и территорией детсада, будущей группой), но и физически (закаливать, больше гулять, начать принимать витамины за 1-2 месяца).
Неплохим решением станет посещение группы кратковременного пребывания (по 2-3 часа в день) или развивающие занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. На таких занятиях, как правило, мама присутствует с крохой и даже выполняет вместе с ним некоторые задания. Малыш постепенно привыкает, что ему может быть интересно и без родителей, в кругу его сверстников. При посещении садика он будет чувствовать себя более комфортно.
Если же, несмотря на все меры подготовки, ребенок тяжело адаптируется, постоянно плачет , наблюдаются нервные расстройства, обострение заболеваний и другие неприятные проявления, то лучше еще на год оставить его дома. Чрезмерные психологические нагрузки грозят в будущем серьезными проблемами.
Видео: Советы психолога о возрасте, в котором ребенка следует вести в садик
Дети от 3 до 4 лет
По мнению психологов, это оптимальный возраст, когда нужно отдавать ребенка в садик. На это есть ряд обоснований:
- Возрастные кризисы (2 и 3 лет) позади, до очередного кризиса (7 лет) еще далеко, а значит, ребенок психологически более стабилен, не подвержен перепадам настроения. С трех-, четырехлетним ребенком легче найти общий язык, чем, например, с двухлетним, который во что бы то ни стало стремиться настоять на своем.
- Ребенок уже социально адаптирован, умеет следовать правилам, понимает, что от него требуют взрослые, выполняет поручения.
- Речь ребенка хорошо развита, понятна и логична, окружающие без труда понимают его.
- В возрасте от 3 лет ребенку необходимо общение со сверстниками, ему становится мало окружения родителей. Он способен подолгу играть со сверстниками, обучаясь во время игры.
- Развиты социально-бытовые навыки: самостоятельно ест, убирает за собой, моет руки, умывается, умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.
- Физиологические потребности дети после 3 лет способны контролировать даже во сне, просыпаясь, если захотят в туалет.
Конечно, все эти навыки должны прививаться родителями. Некоторые малыши в 2-3 года умеют делать все перечисленное, другие и в 5 лет с трудом одеваются. На самом деле, это не только облегчает работу воспитателей, но и делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении комфортным. Он уже самодостаточен, многое может выполнить сам, поэтому не испытывает психологического дискомфорта.
На самом деле, возраст, в котором маме следует отдавать ребенка в детский сад, не так важен, как наличие тех или иных навыков, показателей готовности малыша остаться без родителей на длительное время. Прежде всего, обращается внимание на то, как он строит общение с окружающими, как он воспринимает отсутствие матери, насколько развиты его социально-бытовые навыки.
Сегодня многие мамы предпочитают выходить на работу, как только ребенку исполняется 1,5 года. Ведь после этого возраста денежного пособия по уходу за ребенком уже не выплачивают, а зарплаты мужа зачастую бывает недостаточно для обеспечения семьи. Безусловно, перед выходом мамы на работу перед каждой семьей возникает проблема- кому доверить уход за ребенком. Существует три способа решения этой проблемы: первое - оставить ребенка на попечительство бабушек; второе - нанять для ребенка няню и третье - отдать ребенка в детский сад, где имеются ясельные группы. У каждого варианта есть свои положительные и отрицательные стороны, и только от родительского решения зависит, какой из вариантов для их ребенка лучше всего подходит.
С точки зрения психологов , искусству общения со сверстниками ребенка надо учить с раннего детства. Чем раньше он пойдет в детский сад, тем быстрее он научится играть в коллективе и станет самостоятельным. Ни бабушка, ни няня и даже ни сама мама не могут заменить ребенку детский сад. Малыш в полтора года, действительно, легче адаптируется к новому коллективу, ему намного проще влиться в круг общения детей. Многие дети в этом возрасте уже самостоятельные, они сами кушают, ходят в горшок и с удовольствием изучают поведение других детей, при этом забывая о том, что мама отсутствует.
Некоторые дети этого возраста не плачут даже при расставании с мамой и просят их отвести в садик даже в выходные дни. , находясь до трех лет рядом с мамой, становится "домашним" и приучить его общению с другими детьми намного труднее, чем малышей полуторагодовалого возраста. Кроме того, ребенок в три года уже умеет хорошо проявлять свои эмоции и устраивает настоящую истерику в садике, когда ему надо расставаться с мамой. Чаще всего детей трехлетнего возраста каждое утро в течение двух-трех недель с начала посещения детского сада приходится в буквальном смысле слова отрывать от мамы.
Конечно, педиатр вам никогда не посоветует отдавать полуторагодовалого ребенка в садик. Он понимает, что чем позже ребенок начнет общаться с другими детьми, тем меньше он будет болеть разными инфекционными заболеваниями. Между тем, чем раньше ребенок заболеет ветрянкой и краснухой, тем легче он переносит болезнь. Заразиться "ветрянкой" или "краснухой" вне детского учреждения практически невозможно. Частота же таких болезней, как ОРЗ и простуда, напрямую зависит не от возраста, а от иммунитета ребенка. Каждое перенесенное простудное или вирусное заболевание заканчивается формированием иммунитета, уменьшая вероятность повторного заражения и развития болезни. Ребенок поздно начавший ходить в детский садик может " не успеть" переболеть всеми вирусными инфекциями, а потому ему это "придется восполнить" в школьном возрасте. Между тем, пропустить неделю занятий в школе ни одно и то же, что не ходить неделю в детский сад.
Родители часто связывают каждое заболевание ребенка в детском саду с нарушением правил ухода за детьми - ребенок сидел на холодном полу, его рано одели, в результате чего он вспотел перед выходом на улицу, в комнате было холодно и т.п. На самом деле, любой ребенок не может все время жить в тепличных условиях, ему обязательно когда-нибудь предстоит встретиться с холодом, сквозняком и резким перепадом температуры. Поэтому не нужно обвинять воспитателей в частых простудах ребенка, если вы сами виноваты в том, что с самого рождения не подготовили ребенка к адаптации детскому садику.
Чтобы дать однозначный ответ на вопрос: "В каком возрасте лучше отдать ребенка в детский ?", надо хорошо знать характер и состояние здоровья ребенка. Дети активные, физически хорошо развитые и всегда стремящиеся к общению могут начать посещать детский сад уже в возрасте полтора года. Но отправляя ребенка в садик, мама не должна в этот же день выходить на работу. Через несколько недель малыш, вероятнее всего, заболеет своим первым детсадовским ОРЗ, в это время очень важно иметь возможность оставить ребенка дома, не давая прогрессировать болезни и не думая о больничном листе для мамы. Вот почему лучше отдавать ребенка в садик ни в 3 года, когда уже маме обязательно надо выходить на работу, а хотя бы 2,5 года, чтобы у мамы осталось время быть рядом с ребенком во время болезни, не имея неприятностей на работе.
Конечно, желательно начинать посещать детский садик в летние месяцы. С октября по апрель заметно усиливается риск заражения инфекцией, что может намного удлинить время адаптации ребенка к садику. Но в целом адаптивный период к садику больше зависит от характера ребенка, чем от погоды на улице. Дети, выросшие в семьях, где царствует спокойствие и любовь, чувствуют себя защищенными и уверенными в своих силах. Они быстрее всех адаптируются к садику. Агрессивные и капризные дети вырастают в семьях, где родители уделяют мало внимания ребенку и заняты постоянным выяснением отношений между собой. Разумеется, ребенок, выросший в таких условиях, боится остаться в садике без родителей. Ведь у него нет уверенности в том, что мама или папа обязательно придут вечером, чтобы забрать его домой.